Особенности русского национального костюма. Русско народный костюм


Особенности национальной русской женской одежды – Ярмарка Мастеров

Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.

Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.

С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом  праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.

народный костюм

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

русский костюм

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

женский русский костюм

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова  sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

женская народная одежда

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

сарафан

Понева

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

кокошщник

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

кика

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

повойник

Головные уборы

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.

шуба  авторский костюм

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

история костюма

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.

Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Симбирский костюм

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом... искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок... Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие  используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.

www.livemaster.ru

Русские народные костюмы

Костюм Ванавара Красная

Костюм Ванавара Красная

Костюм Ванавара Красная
Костюм Ванавара Голубая

Костюм Ванавара Голубая

Костюм Ванавара Голубая
Костюм Русский Белый

Костюм Русский Белый

Костюм Русский Белый
Костюм Искуссница

Костюм Искуссница

Костюм Искуссница
Костюм Сокур

Костюм Сокур

Костюм Сокур
Костюм Марья

Костюм Марья

Костюм Марья
Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Фартук-Занавеска
Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Фартук-Занавеска
Костюм Жар-Птица

Костюм Жар-Птица

Костюм Жар-Птица
Костюм Купола

Костюм Купола

Костюм Купола
Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор)

Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор)

Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор)
Костюм Кадриль

Костюм Кадриль

Костюм Кадриль
Костюм Аннушка

Костюм Аннушка

Костюм Аннушка
Костюм Сарафан Красный

Костюм Сарафан Красный

Костюм Сарафан Красный
Костюм Сарафан Синий

Костюм Сарафан Синий

Костюм Сарафан Синий
Костюм Варюша

Костюм Варюша

Костюм Варюша
Костюм Василек

Костюм Василек

Костюм Василек
Костюм Кадриль

Костюм Кадриль

Костюм Кадриль
Костюм Малахит (Сибирский Хор)

Костюм Малахит (Сибирский Хор)

Костюм Малахит (Сибирский Хор)
Костюм Сарафан-Лягушка

Костюм Сарафан-Лягушка

Костюм Сарафан-Лягушка
Костюм Русский Иван До Марья

Костюм Русский Иван До Марья

Костюм Русский Иван До Марья
Костюм Рубаха Русская С Вышивкой

Костюм Рубаха Русская С Вышивкой

Костюм Рубаха Русская С Вышивкой
Костюм Веселинка

Костюм Веселинка

Костюм Веселинка
Костюм Мошково

Костюм Мошково

Костюм Мошково
Костюм Сашенька

Костюм Сашенька

Костюм Сашенька
Костюм Веселинка Му

Костюм Веселинка Мужской

Костюм Веселинка Мужской
Костюм Мошково 2

Костюм Мошково 2

Костюм Мошково 2
Костюм Бирюсиночка

Костюм Бирюсиночка

Костюм Бирюсиночка
Костюм Анна

Костюм Анна

Костюм Анна
Костюм Анна Накидка С Вышивкой

Костюм Анна Накидка С Вышивкой

Костюм Анна Накидка С Вышивкой
Костюм Анна Красная

Костюм Анна Красная

Костюм Анна Красная
Костюм Мошково 3

Костюм Мошково 3

Костюм Мошково 3
Костюм Добрынюшка

Костюм Добрынюшка

Костюм Добрынюшка
Костюм Василиса

Костюм Василиса

Костюм Василиса
Костюм Утюшка Луговая

Костюм Утюшка Луговая

Костюм Утюшка Луговая
Костюм Кадриль Хохлома

Костюм Кадриль Хохлома

Костюм Кадриль Хохлома
Костюм Плясовая

Костюм Плясовая

Костюм Плясовая
Костюм Вензеля

Костюм Вензеля

Костюм Вензеля
Костюм Сарафан Народный

Костюм Сарафан Народный

Костюм Сарафан Народный
Костюм Луговое

Костюм Луговое

Костюм Луговое
Костюм Зеленый Сарафан

Костюм Зеленый Сарафан

Костюм Зеленый Сарафан
Костюм Купчиха

Костюм Купчиха

Костюм Купчиха
Костюм Завьяловский

Костюм Завьяловский

Костюм Завьяловский
Костюм Белое С Вензелями

Костюм Белое С Вензелями

Костюм Белое С Вензелями
Костюм Кадриль

Костюм Кадриль

Костюм Кадриль
Костюм Курочка

Костюм Курочка

Костюм Курочка
Костюм Величальный

Костюм Величальный

Костюм Величальный
Костюм Перепляс Бирюза

Костюм Перепляс Бирюза

Костюм Перепляс Бирюза
Костюм Урожайный

Костюм Урожайный

Костюм Урожайный
Костюм Аннушка 2

Костюм Аннушка 2

Костюм Аннушка 2
Костюм Ярмарка

Костюм Ярмарка

Костюм Ярмарка
Костюм Аленький Цветочек

Костюм Аленький Цветочек

Костюм Аленький Цветочек

art-moda.com

Особенности русского национального костюма

Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой или покупной ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды, его архаичность. К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающем "многослойный" костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх другой несколько одежд. Все эти особенности крестьянского костюма отражают самобытный характер одежды, сохранившей черты костюма Древней Руси.

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже ХVII-ХVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний, со временем она проникла и в другие губернии России, вытесняя традиционные для них формы.

Уже в конце XVIII века она ассоциировалась в России с русским национальным костюмом. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Более архаичным по происхождению типом костюма в России был комплекс одежды с поневой (род юбки).

Наиболее ранние в собрании народной одежды - праздничные костюмы с сарафанами из шелковых узорных тканей русской фабричной работы второй половины XVIII в. Характерным покроем таких сарафанов являются косые клинья, вставленные по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Этот тип сарафана получил название "косоклинный распашной". Покрой другого типа сарафана чрезвычайно прост. Он сшит из прямых полотнищ, собранных на груди под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками. В научной литературе он получил название "прямой" или "круглый". "Косоклинник" и "прямой" сарафаны генетически связываются с древнерусскими женскими одеждами "телогреей" и "накладной шубкой". Эти разновидности кроя сарафана наблюдаются в XIX и в начале XX вв. на разных территориях России.

Сарафаны

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотным галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотным шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото-серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Русский народный сарафан

Сарафан

Головные уборы

Свадебные и праздничные головные уборы Русского Севера и центральных губерний России ХVIII-ХIХ вв. отличаются разнообразием форм и отражают местные особенности, возрастные различия и социальную принадлежность.

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

КокшникКокшник

Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора - "кокошник" - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном. Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с "шишками", маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа.

Праздничный северный костюм, а также костюм центральных губерний дополняли сережки, низанные из жемчуга, украшения в косу, расшитые золото-серебряной нитью, перламутром.

В ряде мест девушка могла носить подпоясанную рубаху без сарафана. Так, на сельских праздниках - первый выгон скота весной и на сенокос - девушки могли быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи. Здесь они как бы демонстрировали перед всеми свое трудолюбие, вкус, мастерство.

Крестьянские вышитые рубахи северных губерний - образцы высокохудожественного мастерства талантливых народных умельцев. Не менее красивы и разнообразны вышитые северные передники.

Значение узоров на русском народном костюме

В мотивах северных вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Это глубоко традиционные образы русского народного искусства, наполненные емким содержанием и символикой. Они связаны с языческими представлениями славян об окружающем мире, природе, вселенной, добре и зле. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила - солнца; дерево сливалось с образом Древа жизни, символизировавшего вечно живую природу.

Древние художники, чьи схемы несознательно повторяли девушки-вышивальщицы, сумели очень лаконично и вместе с тем четко обозначить родственную, генетическую связь двух рожаниц, матери и дочери. В вышивках мы видим женские фигуры, в нижнюю часть которых вписаны женские же изображения меньшего размера, как бы только что рожденные первыми. Подобный сюжет вышивался иногда на кокошниках.

Узор на русском костюмеРожаницы. Мать и дочь.

Большой интерес представляет сложная композиция на одном из кокошников: в центре композиции – солнце, по сторонам которого расположены сильно стилизованные птицы. Ниже солнца – ступенчатая преграда, напоминающая иконописные лещадки (земля). Над солнцем, в верхнем небесном ярусе, – две рожаницы, вписанные одна в другую.

Внизу, около «земли», – ещё одна рожающая женщина, на этот раз, возможно, она связана не с небесными роженицами – владычицами мира, а с земными женщинами-роженицами.

Иногда мы встречаем в вышивках одетую женскую фигуру (точно такую, как в композиции с двумя всадниками), по сторонам которой изображены две змееногие рожаницы. Все три фигуры выполнены крупно, образуя единую композицию, окаймленную снизу орнаментальной полосой из маленьких стилизованных рожаниц и птиц.

В. В. Стасов и В. А. Городцов обратили внимание на наличие в русской вышивке изображений храмов со столпообразными идолами внутри них. Идолы изображались иногда и без построек, среди деревьев.

Значение узора русского нацилнального костюмаКапища. Макоши

На многих вышивках мы видим нечто среднее между антропоморфным идолом и реалистично поданной женской фигурой.

Теремки в вышивках бывают то простенькой постройкой, то затейливым сооружением с явными признаками архитектурной декорации: резные коньки, звериные (иногда рогатые) морды. В одном случае, когда внутри постройки показана рожаница, здание декорировано снаружи длинными шестами, завершающимися головами птиц, по всей вероятности аистов, что вполне согласуется с темой рождения. Вышивка происходит из Калужской губернии, где водятся аисты.

К торжественной рожаничной трапезе, так яростно бичуемой средневековым духовенством, следует, по всей вероятности, отнести вышитые фартуки с птицами и целым набором стилизованных рожаниц разных видов. На одном вологодском фартуке вышиты 25 рожаниц восьми различных видов, чередуемых с птицами и конями.

Сюда мы должны отнести ряд вышивок с оленями и рожаницами. К хозяйственному плодородию осени добавлялось и «плодородие» человеческое: из двух основных сроков заключения браков – зимнего и весеннего – зимние браки должны были давать результаты примерно в сентябре – октябре. Обращение к рожаницам было двояким. С одной стороны, это благодарность за урожай, а с другой – просьба о помощи при родах.

Олений праздник, кульминацией которого было жертвоприношение священного оленя, известен широко у всех народов Севера, во всех тех местах, где собирались коллекции вышивок. Календарно оленьи жертвоприношения приурочивались к трем христианским церковным праздникам: к петрову дню 29 июня, к ильину дню 20 июля и к рождеству богородицы 8 сентября.

Вышивки отразили не только представления, связанные с небесными оленями и рожаницами, но и отмеченное исследователями отмирание оленьих праздников, когда вместо оленей стали приносить в жертву быков. Вышивка, отмеченная ещё В. А. Городцовым, изображает двух оленей и жертвенник, на котором лежит голова быка.

Вышивки русского Севера сохранили ещё одну полную параллель фольклорным рассказам о смене жертвенного ритуала – во многих записях наряду с оленями или лосями фигурируют птицы: лебеди, гуси, утки, глухари. Известны предания, согласно которым «выпускалась на волю пара лебедей, а вместо них закалывалась пара домашних животных».

Пара птиц является почти обязательным дополнением к центральной женской фигуре трёхчастной композиции, и, кроме того, существует много вышивок, изображающих только женщину с большими птицами в руках или по сторонам её. Вот этот последний тип вышивок (женщина без всадников, но с птицами) наиболее достоверно связывается с осенним обрядом выпуска на волю двух птиц.

Рисунки на русской национаьной одеждеЖенщина с птицами, рожаница с птицами

Вышивальщицы почти всегда изображали одно крыло птицы приподнятым, что говорило о готовности взлететь, иллюстрируя обряд отпуска птиц.

Русский национальный узорНажмите на фото для увеличения

В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Здесь так же, как и в северных и центральных регионах, в праздничной одежде мажорно звучит гамма красного. "Красное" сливалось в понятии народа с "прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как "красна девица", "красно солнышко", "красный угол". Самая красивая, главная площадь Москвы названа "Красной". Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях, найденных в древнеславянских курганах - снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика. Любовь к красному цвету определяется и в выборе красноузорных фабричных тканей для костюма и кумачовых ситцевых платков.

Падение популярности русского национального костюма

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие.

Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного.

Экономические, социальные и культурные преобразования в России XVIII века, связанные с деятельностью Петра I, широко затронули и русский быт. В первую очередь это проявилось в регламентации одежды. В 1700 году был издан указ об обязательном ношении в России костюма западноевропейского образца. Исключение по указу составляли лишь духовные лица и крестьянство. Господствующее дворянское сословие законодательным путем было сориентировано на европейскую моду. Европейское платье должно было стать нормой для русского общества, но эта тенденция обрела свою силу не сразу, она должна была пробивать себе дорогу сквозь прочные устои вековых традиций народа. Тем не менее, общеевропейская мода, диктовавшаяся общепризнанным лидером - Парижем, в первой половине XVIII в. была уже принята привилегированными сословиями России.

В крестьянской среде русский костюм сохранял свое своеобразие до начала XX в. И с этой точки зрения народный крестьянский костюм необычайно интересен как национальный костюм. Он заключает в себе традиционные формы, присущие древнерусскому костюму, приемы декора, способ ношения и многие другие самобытные черты. Русское купечество и мещане в XVIII и XIX вв. оставались приверженцами русской моды, с трудом принимая европейские новшества.

Фотографии русских народных костюмов

Фото: Franco Folini



biofile.ru

Русский национальный костюм | Стиль Жизни

imrussРусский национальный костюм

Екатерина Панкина, стилист-имиджмейкер/консультант по стилю

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, – принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.image0019

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.image0073

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.image0049image0064Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка.image0085-805x1024Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями – шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.image0104Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.image0126Сарафан (от иранского слова  sеrāрā – значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.img164-1024x1024Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.image0175Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.image0208image0215Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.image0235image0255Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.image0274image028В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.image0294А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.226-1024x1024

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.image0342image0352Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.image0373image0385

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.image0431328-1024x1024

Женщина в костромском праздничном костюме (г. Галич)

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.image0442

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.428-1024x1024А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).image0503Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.image0522Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.518-1024x1024Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.image0571613-1024x1024Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето. Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда. Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.image071

Статья написана специально для сайта Матроны http://www.matrony.ru/author/epankina/

http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

100style.ru

Русский национальный костюм. Фото из цифровой коллекции Эрмитажа.

DX1PAEU9TKO4U9WJ3Платье крестьянки, городского типа: лиф, юбкаВерхнее Поволжье. Начало 20 в. Шелк;XUELDGH8TN_40PFUME3Костюм женский городской в народном стиле: кофта, передникРоссия. Конец 19 в.Хлопчатобумажная, льняная нити; ткачество, вышивка крестом, плетение многопарное.

LUE6380LJWHXN2OZ3Верхняя одежда крестьянкиТульская губерния. Начало 20 в.Шерстяная ткань; дл. 90 см

B35LGLYHQ0M2S7UD3Верхняя одежда крестьянки: "шубка"Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Сукно, ситец; машинная строчка. Дл. 115 см

YG51S16JMTSDYEPM3Женская верхняя одежда "Одежина"Нижегородская губерния. 19 в.

KEVRCVCWCLRCXDOJ3Женский народный костюм. Сарафан, рубаха, передникНижегородская губерния. 19 в.Бордовый сатин, красный шелк и полосатый сатин;

E2O38$QYM1_23NDSAG3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, поясВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение.

HI_23UG_23YPHM3G9L9B3Костюм женский: панёва, рубаха, передник, платокОрловская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань и нить, тесьма, полотно, хлопчатобумажная нить, атлас, шелк; браное ткачество, вышивка, узорное ткачество.

YSAD7UK6O4_40PFUG63Костюм женский: панёва, рубаха, шушпан, цепочка, передник, головной убор "сорока"Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.Шерстяная ткань, полотно, хлопчатобумажная ткань, металлическая, хлопчатобумажная нити, бисер; ткачество, вышивка, плетение.

S_23MYMOCFS5K0Q5OU3Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерельеАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Набойка по холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка.

IZ04UE27QUQ6W$YQ3Костюм казачки праздничный: сарафан, "рукава", пояс, косынкаУрал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв.Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.

RFSY5P0SN_40EUKZIB3Костюм крестьянки, городского типа: сарафан, кофта, кокошник, платокАрхангельская губерния. Начало 20 в.Шелк, сатин, миткаль, галун, бахрома, тесьма, искусственный жемчуг, металлическая нить; вышивка

Z$NLJST$M1K0Q5R_233Костюм крестьянки: сарафан, передник, пояс, рубаха, платокКурская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая ткань, галун, бархат, парча, кумач, тесьма; ткачество

FR_23UL3DFBON3T8R33Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, передник, головной убор "сборник"Вологодская губерния. Конец 19 в.Хлопчатобумажная ткань, холст, шелковые ленты, кружево; ткачество, вышивка, плетение

U77G5TJ_40RW5I$N$h4Костюм крестьянки: сарафан, рубаха, поясСмоленская губерния. Конец 19 в.Сукно, ситец, хлопчатобумажная ткань, шерстяная, хлопчатобумажная нити; вышивка, ткачество.

QOGP0CVET0JZP4NR3Пояса к народному костюмуРоссия. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, льняная, шелковая нити; ткачество, вязание, плетение. 272х3.2 см, 200х3.6 см

J5TRWJPGI1IYO3P33Костюм девичий: панёва, рубаха, "навершник", пояс, гайтан, "связка"Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.Шерстяная, льняная ткань, полотно, кумач, ситец, галун, бахрома, шерстяная нить; ткачество, вышивка, плетение.

QKW4WIGMGM2F8K$R3Украшение нагрудное: цепочкаЮжные губернии. Вторая половина 19 в. Бисер, льняная нить; плетение.

RO6EJTYOGF7KAP_2393Костюм девичий праздничный: сарафан, рубахаСеверные губернии. Начало 19 в.Тафта, кисея, серебро, металлическая нить; вышивка.

NM_23RAY0WCF8LBQI23Костюм "мамки": сарафан, душегрея, бусыСанкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв.Шелк, металлическая нить, бахрома, аграмант, искусственный жемчуг;

YI_40A_409G2ZWZC5HYQ3Костюм девичий праздничный: сарафан, "рукава", повязка, ожерельеВерхнее Поволжье. Вторая половина 18 в.Штоф, ситец, парча, перламутр, жемчуг, галун, плетеное кружево; вышивка, низание.

L7W52O12GTGWM1Kh4Костюм женский праздничный: сарафан, рубаха, кокошник, платокВерхнее Поволжье. 19 в.Шелк, парча, кисея, металлическая и хлопчатобумажная нити, галун, бусы; плетение, вышивка.

Q7ZQ02SOFX9MCRJ63Костюм женский праздничный: сарафан, телогрея, кокошник "головка", платокТверская губерния Вторая половина 19 в.Камка, шелк, парча, бархат, бахрома, металлическая нить, перламутр, бисер; плетение, вышивка

MSHH71J_40SKHXN2BF3Девичий головной убор: венецАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, стеклярус, бусы, галун, шнур, металл; вышивка. 35х24 см

N_40U_23A6MLUCQBWCNF3Девичий головной убор "Ленка"Россия. 19 в. Ткань, золотая нить;; вышивка.

DDZW8FV8G4IYO3CI3Девичий головной убор: венецКостромская губерния Начало 19 в.Холст, шнур, медь, фольга, перламутр, стекло, блестки, льняная нить; плетение, вышивка. 28х33 см

JQ_40YQWSMVMQ6W$K83Девичий головной убор: венецСеверо-западный регион. Первая половина 19 в.Холст, шнур, стразы, речной жемчуг; вышивка. 13х52 см

EE8KD_40VQQ1M2S7GV3Девичий головной убор: корунаВологодская губерния. Вторая половина 19 в.Холст, галун, шнур, фольга, бисер, канитель, атлас, кумач, набойка; вышивка. 36х15 см

D544DUPSYRGWM1AC3Девичий головной убор: повязкаАрхангельская губерния. Вторая половина 19 в.Галун, кумач, серебряная нить, бахрома, искусственный жемчуг; вышивка. 92х21.5 см

S79FOVZ5GBR7X_40L_403Девичий головной убор: повязкаВерхнее Поволжье. Первая половина 19 в.Парча, фольга, жемчуг, бирюза, стекло; вышивка, низание. 28х97.5 см

QI5FVZ5JMFJZP4DL3Женский головной убор: кокошникВерхнее Поволжье.19 в.Бархат, ситец, тесьма, металлическая нить; вышивка. 14х24 см

LF8FWT19H5DTJY_2353Женский головной убор: кокошникЦентральные губернии. 19 в.Парча, галун, перламутр, искусственный жемчуг, стекло; вышивка. 40х40 см

IDLIMUI8OCP5V_23J43Женский головной убор: кокошникКостромская губерния. Конец 18 - начало 19 в.Бархат, холст, хлопчатобумажная ткань, галун, жемчуг, стекло, металлическая нить; вышивка. 32х17х12 см

KA_23PGVOUM7IYO3MO3Женский головной убор: кокошникПсковская губерния. Вторая половина 19 в.Парча, белый бисер, холст; вышивка. 27х26 см

J0_23HV99IXOFVL0_40_403Женский головной убор: кокошник "головка"Тверская губерния. 19 в.Бархат, перламутр, бисер, металлическая нить; плетение, вышивка. 15х20 см

M$W0_23ZN5D57KAPAO3Женский головной убор: повойникРязанская губерния. Начало 20 в.Ситец, холст, металлические блестки, бисер; вышивка. 20х22 см

IYQQSKGNCA2F8K4N3Женский головной убор: позатыленьЮжные губернии. 19 в.Кумач, холст, хлопчатобумажная ткань, металлическая нить, бисер, пронизки; вышивка, низание. 31.5х52 см

MNUAFA$QTAL1R6FS3Женский головной убор: сборникСеверные губернии. Вторая половина 19 в.Холст, кумач, ситец, золоченая металлическая нить, стекло, бусы; вышивка. 23х17.7 см

G1Q_40DYKPA_40AQGVDT3Женский головной убор: сорокаВоронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Холст, бархат, атлас, ситец, шерстяная, металлическая нити, блестки, галун; вышивка.

BGB15$WVAG5I$NCV3Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Шелк, металлическая нить, бить; вышивка. 160х77 см

JM56TTR6ZF7KAPHY3Косынка "головка"Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.Тафта, металлическая нить, хлопчатобумажная ткань; вышивка. 133х66 см

EKDQ5PHVZ4YB4G6C3Кошелёк. Конец 18 в.Шелк, металлическая нить, набойка; вышивка. 11х8 см

LQOCWIKQS00D6I8I3Кошелёк в форме кувшинчикаРоссия. Вторая треть 19 в.Шелковая, хлопчатобумажная нить, бисер, медь; вязание крючком. 12х6.7 см

CK1JG6LJCUIYO3ZN3ОжерельеРоссия. Вторая половина 19 в.Бисер, стеклянные бусы, льняная нить, шелковая тесьма; плетение. 52х2 см

WVIHJ4EGENHXN2YJ3Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.Жемчуг, стекло, медь, конский волос; плетение, огранка, штамповка. 7.8х4.1 см

LF8VCN_234E0FVL0WC3Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 - начало 19 вв.Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение

UMPHRA30UW_40PFUCO3Украшение нагрудное: "грибатка"Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.Шерстяная, металлическая нити, блестки, стеклярус; низание. Дл. 130 см

TXTW2EAXBTGWM1NU3Передник к женскому праздничному костюмуТульская губерния. Вторая половина 19 в.Полотно, кружево, льняная и хлопчатобумажная нити; вышивка, плетение. 121х105 см

F4I334YLKTU_230C223Платок головнойРоссия. Вторая половина 19 в. Шелковая нить; ткачество. 100х100 см

ELFRX3HLCP6J_40OFT3Платок головной Россия. 19 в. Ситец; печать. 131х123 см

NQV49EVVSQFVL0JE3Шаль Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг.Шелк; ткачество. 170х170 см

Источник: Цифровая коллекция Эрмитажа

bellezza-storia.livejournal.com

Русский национальный костюм в фотографиях

01. Девичий головной убор: повязка. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Центральные губернии. 19 в. Девичий головной убор: повязка. Верхнее Поволжье. Первая половина 19 в.

02. Женский головной убор: повойник. Рязанская губерния. Начало 20 в. Женский головной убор: сборник. Северные губернии. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: сорока. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

03. Женская верхняя одежда «Одежина». Нижегородская губерния. 19 в. Женский народный костюм. Нижегородская губерния. 19 в. Костюм девичий. Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

04. Костюм «мамки». Санкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв. Костюм девичий праздничный. Северные губернии. Начало 19 в. Костюм казачки праздничный. Урал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв.

05. Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

06. Костюм женский. Орловская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм женский городской в народном стиле. Россия. Конец 19 в. Костюм женский. Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.

07. Косынка «головка». Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Платье крестьянки, городского типа. Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Платок головной Россия. Вторая половина 19 в.

08. Костюм крестьянки, городского типа. Архангельская губерния. Начало 20 в. Костюм крестьянки. Вологодская губерния. Конец 19 в. Костюм крестьянки. Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

09. Девичий головной убор: венец. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Девичий головной убор: венец. Северо-западный регион. Первая половина 19 в. Девичий головной убор: коруна. Вологодская губерния. Вторая половина 19 в.

10. Женский головной убор: кокошник. Верхнее Поволжье.19 в. Женский головной убор: кокошник. Псковская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Тверская губерния. 19 в.

11. Девичий головной убор «Ленка». Россия. 19 в. Кошелек. Конец 18 в.

12. Девичий головной убор: венец. Костромская губерния Начало 19 в. Кошелек в форме кувшинчика. Россия. Вторая треть 19 в.

13. Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Костюм женский. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

14. Слева направо: Платок. Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм крестьянки. Смоленская губерния. Конец 19 в.

15. Кошелек в форме кувшинчика. Женский головной убор: кокошник Костромская губерния. Конец 18 - начало 19 в. Костюм девичий праздничный: сарафан.

16. Верхняя одежда крестьянки. Тульская губерния. Начало 20 в. Шаль. Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг. Верхняя одежда крестьянки: «шубка». Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

17. Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.

18. Женский праздничный наряд. Середина 19 в. Нижегородская губерния. Женский праздничный наряд. 18 в. Девичий праздничный наряд. Конец 19 — начало 20 в. Заонежье, Олонецкая губерния.

19. Женский праздничный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Свадебный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Наряд «повязочницы». 19 век. Архангельская губерния.

20. Женский праздничный наряд. Конец 19 века. Бирюченский уезд, Воронежская губерния. Рубаха-покосница. 19 век. Ярославская губерния. Женский праздничный наряд «штофный». Вторая половина 19 века. Село Чернуха, Арзамасский уезд.

21. Женский демисезонный костюм, начало 20 века, Вологодская область. Праздничный костюм, конец 19 века — начало 20 века, Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Женский праздничный костюм, конец 19 века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово.

22. Костюм девичий, начало 19 века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клеповка. Женский костюм, конец 19 — начало 20 века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее. Женский праздничный костюм, конец 19 — начало 20 века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено

23. Женский праздничный костюм, вторая половина 19 века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль. Женский костюм, конец 19 века, Вятка. Девичий костюм, середина 19 века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)

24. Праздничный костюм, вторая половина 19 века, Курская область, Белевский район, деревня Белица. Женский костюм, вторая половина 19 века, Брянская область, село Дорожово. Костюм невесты, конец 19 века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки.

Изначально обычный предмет быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет. Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили. В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной. На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку – что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие. Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение. Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса. Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф. Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Материал создан: 20.04.2016

создано на основе этого материала

комментарии к статье

iamruss.ru

Русская народная одежда | Русская народная одежда фото

Lady 6 мая 2014 | Нет комментариев

Модные течения, смелые замыслы, изощренные идеи дизайнеров одежды нет-нет, да и возвращаются к народному костюму. Ведь нигде больше не встретишь столько ярких, самобытных, тысячелетиями выверенных деталей, как в национальных одеждах, а сколько народов, столько и особенных одеяний. В таком чудесном венке одним из самых прекрасных является российский национальный костюм. И это мнение не только сугубо патриотическое: издревле и доныне поражает всех своей величественной простотой.

Русская народная одежда

В национальной одежде, по которой во всем мире сразу узнается русский народ, воплощена и история страны, и беды, пережитые ее народом, и его непобедимое стремление к красоте во всем, в том числе – и в одежде. А ее практичность, яркость и утонченность не может не привлекать внимание. И с точки зрения познания истории костюма, и с целью перенять лучшие его элементы, интерес к этой части этнической культуры народа никогда не теряется.

Дизайнеры мира скрупулезно изучают русский наряд, анализируют все мельчайшие детали. А потом, на основе полученной информации, а также под впечатлением от этого настоящего произведения искусства, создается современная одежда в русском народном стиле. Реализовать народный стиль легко даже с использованием современных тканей и с учетом последних, самых капризных веяний нынешней моды.

Женская одежда

Современная одежда с элементами русского народного стиля

Что же отличает такую одежду? Ее стиль характеризируется тем, что в нем остается верность традициям народа и его самобытности. Эта одежда – наша ностальгия по давно ушедшим временам.

Основателями моды на русские наряды были первые эмигранты, которые надежно закрепили ее в европейских странах в начале прошлого века: трактиры и салоны в российском стиле, самовары, цыгане, бублики и — народные наряды. Модельеры, в том числе и Коко Шанель, вводили в гардероб определенные элементы из русской народной одежды – жилеты, пиджаки, отороченные собольим мехом, вышитые платья в крестьянском стиле. Русская народная одежда вдохновила и Вячеслава Зайцева, выпустившего коллекцию в русской стилистике: расписные телогрейки, валенки, сарафаны. Даже Ив Сен Лоран презентовал коллекцию «Русские балеты», пестревшую яркими цветастыми платками, пышными юбками, платьями матрешки и вышитыми жилетами на овчине.

Дизайнер Вячеслав Зайцев

Фото с показа Вячеслава Зайцева

Сегодня из этого стиля очень востребованы Павлово-Посадские платки, которые в европейских странах воспринимаются как один из самых модных элементов одежды. Их носят по-народному, вяжут на шею, обвязывают ими голову в виде рулика-повязки, набрасывают на плечи. Не уступают им оренбургские платки, которые весят всего по нескольку грамм, но при этом являются непревзойденными по своей красоте. В большинстве модных домов Европы оренбургские платки, как и другая , включаются в лучшие коллекции. Не обошел эту тему и Жан Поль Готье.

Легендарная шаль

Оренбургский платок-паутинка

Тонкая пряжа

Качественный платок должен проходить через кольцо

Особенно полюбились кутюрье зимние пальто с мехом, украшенные набивными рисунками. Лучшие европейские модельеры каждый год пополняют новейшие коллекции изощренных модников этими универсальными вещами. Настоящие пальто для зимы в национальном российском стиле шьются лишь из самых дорогих и качественных материалов: дубленой кожи, бархата, мехов в натуральных цветах, золотых позументов и парчи. Пальто могут быть самой разной длины, от уровня талии и до линии пяток. Также в последнее время к нам возвратилась мода на исконно русские валенки. В России, как и за рубежом, выпускаются и ортопедические современные валенки, которые расшиваются разноцветным узором, украшаются вставками из кожи, бисером и мехом. Для самых невероятно продвинутых модниц созданы даже свадебные чудо-валенки на небольших каблучках.

Павлопосадский платок

Павлово-посадский платок стал настоящим модным трендом

Ксения Собчак

Ксения Собчак в павловопосадском платке

Светская дама Алёна Водонаева

Алёна Водонаева

Мирослава Дума: уличный стиль

Мирослава Дума

Покорила сердца современников и : тулупы, шаровары, а также шапки-ушанки. Хотя пришли они в Россию в пятом веке из Прибалтики, но здесь их приняли лишь с девятнадцатого века и с той поры считают исконно русскими. В швейном цехе в Петербурге шапку усовершенствовали и добавили к ней тесемки. Со времен Великой Отечественной войны шапки-ушанки прописались и в женском гардеробе.

Из-за своей практичности и способности к трансформациям, шапки-ушанки в моде и сегодня. А благодаря фантазии наших дизайнеров они приходят в гардероб модников целого мира все в новых и новых вариациях. Чудную компанию им составляют усовершенствованные модели сапожек, чехлов для мобильников, бумажников, сумочек, ремней, варежек и множества других аксессуаров того же русского народного стиля.

Готье

Интерпретация шапки-ушанки в коллекции Жана-Поля Готье

Не осталась незадействованной, конечно, и детская русская народная одежда, благодаря которой детки по всему миру стали походить на малышей с лубяных картинок. Если такую одежду изготавливают по народным канонам и только из натуральных материалов, то она становится очень качественной, красивой и комфортной. Все мамы, отдавшие предпочтение русскому стилю в детской одежде, подтвердят, что современные народные одежки для детишек — это очень удобно, красиво и здорово. Свободного покроя рубашечки, косоворотки, сарафаны и юбки, украшенные милой вышивкой и кружевом, придают детям трогательный кукольный вид.

Одежда в русском народном стиле

Этнические мотивы в нарядах современников все больше популяризируются. Элементы русской народной одежды уже можно угадать в коллекциях, составленных на основе моды других стран. Но и в нашу культуры внедрились многие характерные детали, например, из индийского (пейсли или «огурцы»), шотландского (самобытная клетка), цыганского наряда (пестрые пышные юбки) и так далее. Конечно, и русская, и любая другая одежда слегка «осовременена», но основная идея остается: это свободные, удобные, практичные наряды. В национальном стиле лучшие дома мод предлагают сегодня свои варианты нарядов.

Ульяна Сергеенко

Ульяна Сергеенко — известный дизайнер одежды в русском стиле

Красивые наряды для женщин

Наряды из коллекции Ульяны Сергеенко

Например, — платья широких моделей, со сборками-резинками, с вышивками и складками на горловине. Рукава – реглан, короткие, со сборкой-резинкой на манжетах. Окантовка их подола немного закруглена. В народных традициях – материал натуральный (чаще всего – лен, хлопок и даже конопля). Длинные рубахи в клетку, немного удлиненные, с удобным капюшоном. Коротенькая застежка размещена спереди посредине или сбоку (вариант косоворотки). Рукава подворачиваются, крепятся хлястиком. На бедрах – эластичная резинка. Красиво и удобно!

Жан-Поль Готье

Русские мотивы в коллекции Готье

, особенно часто применяемые в женском гардеробе, украшают и детские платьица с оборками и окантовкой из белоснежного кружева с тонкой вышивкой. По верху платья – неплотная резинка, бретельки отстегиваются; дополнено подкладкой из тонкого хлопка. Орнаментом оформляются и фланелевые рубашки, сарафаны в русском стиле, льняные туники, блузки, ленточки, повязки для волос, пояса для брюк, тканые платья с бретельками, трикотажные детские и женские брюки-капри и многая другая одежда в русском народном стиле. И если когда-то для бедных крестьян вышивка или кружево были единственной возможностью придать привычному наряду праздничности, то сегодня аналоги тех украшений приравниваются к высокому искусству.

В итоге напрашивается вывод, что современный модный человек должен уметь виртуозно сочетать джинсовую одежду и русские этнические мотивы в гардеробе. Даже деловое платье, украшенное в русском народном стиле, будет смотреться роскошно на самых строгих приемах. Поэтому позвольте себе проявить свою сущность русского человека не только в действиях, словах и помыслах, но и в одежде.

Русская народная одежда фото

Хороша Наташа

Наталья Водянова

Ульяна Сергеенко

Ульяна Сергеенко в пальто от Джона Гальяно

Мирослава в коротком платьице с русскими узорами

Мирослава Дума

По  материалам сайтов:

http://kivaanna.livejournal.com/116514.html

http://kivaanna.livejournal.com/124001.html

http://www.livemaster.ru/topic/139835-russkij-natsionalnyj-kostyum-zhivaya-sila-krasoty?vr=1&inside=1

Русская народная одежда видео

Просмотры: 10128

Комментарии: 0

ladyzest.com