Русский народный праздник иван купала: Ивана Купала: традиции и обычаи празднования

Народные праздники: Иван Купала | Музей самоваров и бульоток I Тульская область, Грумант Resort&SPA

Июл202019

НОВОСТИ

В прошлый раз мы рассказывали об обычаях и обрядах Русальной недели. Но, пожалуй, самый необычный народный праздник, о котором и сейчас не забыли – это Иванов день (Рождество святого Иоанна Крестителя, Ярилин день, Ярила), который отмечается 24 июня / 7 июля (день летнего солнцестояния). В христианской традиции – это праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Куклы народного мастера Ирины Агаевой, представленные на выставке в Музее самоваров и бульоток «Круг жизни» украсят наш рассказ.

Согласно евангельской легенде, в этот день у престарелых супругов священника Захарии и Елисаветы родился долгожданный сын, которого нарекли Иоанном. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии, поэтому Иоанна назвали Предтеча. Провозглашая приближение царствия небесного, Царства Божия, Иоанн призывал людей покаяться в грехах, наставлял всегда делиться с ближними и не причинять им вреда. Покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли «крещение водой». Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя — Креститель.

В русской традиции Иоанн Креститель известен более как Иван Купала, так как праздник в честь Рождества христианского святого был приурочен к языческому празднику Купалы.

Куклы «Аграфена Купальница и Ивана Купала».
Автор – народный мастер РФ Ирина Агаева

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы и святых апостолов Петра и Павла (Петров день). На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные и целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее «опасным»: усиливались действия потусторонних сил. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь, она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время проходили веселые гуляния и совершались основные обрядовые действия.

Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Для них характерна особая форма поведения в это время, обозначенная в этнографии понятием «ритуальные бесчинства». Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы. Группы молодежи уходили в леса, в поля, где устраивали гулянья, разводили костры и перепрыгивали через них, «скакали» через «стрекаву» (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи. В купальской традиции тема огня была выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день «играет», «купается».

Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой, которое представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой или грязью. Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней.

Во многих местах в купаниях принимали участия представители всех групп населения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Калужские крестьяне говорили также, что в этот день необходимо хоть раз окунуться в воду, чтобы в течение лета чувствовать себя в ней безопасно.

Местами, где существовал запрет на купание в реках и озерах, массовые омовения совершались на святых источниках. В других случаях, вместо массовых купаний, а иногда и не исключая их, было принято мыться и париться в банях, которые, как правило, топили с утра. При этом пользовались ивановскими вениками и водой, настоянной на ивановских травах. Повсеместно было распространено поверье, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.

Девушки, а иногда и женщины, на рассвете совершали ритуальное омовение росой. Чтобы собрать росу, по мокрой траве таскали скатерть и выжимали ее затем в какую-нибудь посудину. Считалось, что умывая росой лицо и руки, тем самым прогоняют болезни и очищают кожу от прыщей и угрей. «Иванову» росу использовали также в случае заболевания глаз: росой промывали глаза утром Иванова дня и собирали ее в емкость для дальнейшего лечения.

Куклы «Пастух и Пастушка». Автор – народный мастер РФ Ирина Агаева

Достаточно широко на территории России был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой или грязью. Он носил характер ритуальных молодежных бесчинств. Парни запасались водой, которую нередко набирали вместе с грязью, и обливали нарядно одетых девушек. Спрятавшихся насильно вытаскивали из домов.

Девушки, как правило, отвечали парням тем же. Объединившись девушки и парни обливали водой всех встречных жителей деревни, исключая только самых маленьких и самых стареньких. Окончив обливаться, молодежь отправлялась на реку, где девушки и парни устраивали совместные купания; при этом обычно не раздевались. Считалось, что обливаться водой необходимо для того, чтобы был дождь.

Неотъемлемую часть обрядов купальского праздника составляли поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы (Аграфены Купальницы).
С особым вниманием крестьяне относились к своим посевам, где уже созрели и набрали силу зерновые культуры; близилось время сбора урожая. Основные действия этого периода были направлены на сохранение уже созревших колосьев от воздействий потусторонних сил и посягательств человека (существовал запрет на срывание плодов нового урожая), физическое и духовное очищение перед началом полевых работ, универсальным средством для которого служили вода и огонь, а также на получение от природы и земли силы и здоровья. С этой целью девушки и молодые женщины, а нередко и вся молодежь, катались по ржи.

Главная роль в магических обрядах отводилась девушкам и молодым женщинам, а руководили ими, как правило взрослые женщины. Кроме того, постоянно перемещающийся в календаре девичий праздник Семик-Троица иной раз сближался по времени с днем Ивана Купалы.

В день Ивана Купалы, девушки, собравшись вместе, шли в ржаное поле, прихватив с собой обетную кашу. Они обходили посевы 8-10 раз, периодически останавливаясь, чтобы совершить на поле обрядовую трапезу.

Представление об опасности, исходящей в Иванов день от нечистой силы, отразилось в поверьях об активизации демонологических существ, колдунов, ведьм, знахарей, происходившей в это время, в обрядах, способствующих предотвратить их вредоносные действия (Купальская ночь). Бытовавший в ряде мест запрет на купание в реках и озерах жители Ярославской губ. объясняли следующим образом: в этот день водяной празднует свои именины. Он «терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что не только топит всякого неосторожного, но и затащивши в самую глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом». Опасность представляли в это время и змеи, животные, относимые народной культурой к разряду «нечистых»; их зачастую именовали «гадами», «нечистью». Существовало поверье, что слепая змея медянка в день Ивана Купалы получает зрение на целые сутки, в течение которых она может напасть на человека и пробить его тело насквозь как стрела.

О появлении нечисти, в течение праздника свободно разгуливавшей в пространстве, освоенном человеком, свидетельствовали и ряженые. В Псковской губ. рядились «чаровницами»: одевали шубу мехом наружу или рваную одежду и скакали верхом на палках; животными, образ которых помогали создать шкура или шуба с вывернутым мехом и рога.

Кукла «Травница». Автор – народный мастер РФ Ирина Агаева

Проницаемость границ человеческого и потустороннего миров позволяла и людям вступать в контакт с силами иной природы: человек мог получить в это время магические знания, предметы, траву, а также заглянуть в будущее.

Накануне Иванова дня отмечали день Аграфены Купальницы.

Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.

В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап.

Так, ритуальным началом праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: «Сегодня — Купальна, завтра — Иван!» и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже — подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы.

Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания. Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

Известный тульский этнограф, собиратель фольклора Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа» отмечал, что вплоть до второй половины Х1Х века в Щегловской засеке (теперь часть Тулы) местное население соблюдало традиции купальской ночи. Люди собирались в определенном традицией месте, и старики совершали торжественный обряд добывания «святого» или «живого» огня. Огонь этот получался самым старинным из известных способом: длительным трением одного бревна о другое. От него разводился небольшой костер, дававший жизнь всем другим кострам, вокруг которых и совершалось основное купальское действо.

Автор статьи – старший научный сотрудник музея “Тульские самовары” Л.В. Бритенкова.



0/5

(0 Reviews)

Рубрика: НОВОСТИ

Автор: Бритенкова Людмила Владимировна

Хранитель Музея самоваров и бульоток.
ГУК ТО «Государственный архив Тульской области», главный палеограф отдела научно-справочной литературы.

Иван Купала: история и традиции праздника

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной культуры. Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

В настоящее время исконно русские праздники постепенно уходят в небытие. Забывается обрядовая культура, а вместе с ней и вехи нашей истории. А ведь прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Заинтересовавшись этой проблемой, редакция сайта novogodnij-ru.ru решила поближе познакомиться с одним из интереснейших праздников. В народе его просто называют Иваном Купалой.

История и традиции праздника Иван Купала

Происхождение праздника Ивана Купалы

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

7 июля (24 июня по старому стилю) православная церковь отмечает Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Народ же говорит об этом библейском персонаже как об Иване-колдовнике, Иване–травнике, Иване Купала. Похоже,что христианский праздник заменил собой более ранний – языческий, широко отмечавшийся всем народом.

У наших предков совершалось большое празднество в честь Ивана Купалы, как бы в воспоминание неугасимого огня. Остатки этого древнего обычая доныне соблюдаются у простого народа по всей России. В юго-западной России он называется Иваном, а в северо-восточной, перед днем мученицы Агриппины (23 июня), – Аграфены купальницы.

Почти во всей Европе празднуется Иван Купала, и он совпадает с летним солнцестоянием. В средней Германии это время называется переходом солнца, Ивановым днем, Ивановым огнем, в Саксонии поворотом солнца, в Дании и Англии –полулетнею ночью и праздник св. Ивана, в Италии – Сабатина. В Силезии, Богемии и Польше – соботки и собутки.

Откуда же перешел Иван Купала в Россию?

На это нельзя отвечать утвердительно, но можно сказать, что это празднование восточных народов, измененное веками в разные названия и обряды. Нам известно, что еще с VII в. по Рождество Христово строго воспрещалось раскладывать огни, скакать через них и отправлять разные забавы, которые совершались всякий раз при нарождении нового месяца или в честь какого-либо божества.

Но в России никогда не было бога Купала, хотя некоторые считают его богом земных плодов. Может быть, слово Купала имеет общие корни с глаголом купаться, потому что в это время как раз начинался купальный сезон (считалось, что до этого дня вода еще холодная)…

Название этого праздника может также происходить от печальной славянской повести о двух влюбленных: Купале и Костроме. Не зная о своем родстве, они полюбили друг друга, когда же все прояснилось, влюбленные не смогли более жить с таким позором. Купала сгорел на костре, а Кострома бросилась в воду.

Боги не смогли даровать им вновь человеческий облик и превратили брата и сестру в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.

Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы — Марией.

Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да, и символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.

Традиции и обычаи празднования Ивана Купала

Традиции и обычаи праздника Иван Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра.

  • Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь.
  • Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку.
  • По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.).
  • Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Купальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти.
  • Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.
  • В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.
  • Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.
  • Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы.

Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.

Сбор целебных трав

Считалось, что именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу. Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая.

Травы на Ивана Купала — волшебные и магические растения

Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник.

Легенда о волшебном цветке

По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь. Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаенным растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутемных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этого растения, загадка его размножения при отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет — значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них — скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал — папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Волшебный папоротник, цветущий в ночь с 6 на 7 июля

Согласно одной из легенд, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум -венерин волос.

В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами.

Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть.

Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем, перед ним раскроется земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Иван Купала: обряды и обычаи праздника

Народные поверья на Иван Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.

В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Приметы на Ивана Купала — погода

  • Обильная роса утром этого дня предвещала хорошие урожаи орехов и огурцов.
  • Россыпи звезд на ясном чистом небе в иванову ночь обещали урожайную грибную пору.
  • Радуга: увидеть ее в этом день считалось большим счастьем для человека.
  • Приметы в день Ивана Купала и погода были тесно взаимосвязаны. Наши предки считали, что после появления на небе радуги предстояло ожидать погодные изменения: она предвещала начало затяжных дождей.
  • Считалось, что с этого дня лето набирает свою силу, а лесная и водяная нечисть прячется и не появляется до Ильина дня (2 августа). Именно этот период считался самым благоприятным и безопасным для купания в водоемах.
  • Если днем небо было ясным и солнце «играло» лучами, наступление осени в этот год должно было быть поздним.
  • Дождливый Иванов день предвещал еще целую неделю дождей и плохой урожай хлеба.
  • Примечали: если к этому дню не заколосится рожь, то и хорошего урожая ржи не будет.
  • Этот день определял не только урожай зерновых. В купальский праздник было принято сеять репу – опоздание даже на один-два дня не обещало много репки.

Гадания на Ивана Купалу

Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или Ивана-да-Марьи. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду. Каждый внимательно следит за своим венком:

  • если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;
  • если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;
  • если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;
  • если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.

В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству.

Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.

Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.

Поговорки

  • «Иван Купала — обливай, кого попало»
  • «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке»
  • «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься»
  • «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»
  • «На Ивана Купала появляются светляки»
  • «Первый покос. Выходи на косовицу»

Повесть о богине Костроме и ее брате Купале

Повесть о богине Костроме и ее брате Купале

История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу.

Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра-реке прилетела птица смерти — Сирин. Она пела чудесные песни.

Но кто слушал ее — тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко — послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба разлучила брата и сестру.

Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей.

И однажды Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться.

Купала и не возражал — очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре!

Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку — Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой.

Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.


 

« Предыдущая запись

Следующая запись »

Лиго в Латвии и День Ивана Купалы в России

Лиго или День Ивана Купалы — это один и тот же праздник, хотя в некоторых странах он имеет другое название. Традиционно Лиго отмечается только в Латвии. В России этот праздник называют Днем Ивана Купалы. В этой статье мы рассмотрим особенности каждого праздника.

Лиго (День Яниса)

Лиго или другое название – День Яниса – популярный латышский праздник летнего солнцестояния, традиции которого восходят к древним временам. Его традиции связаны с культом Солнца, а также с подготовкой к праздникам в честь Яниса, бога плодородия. Традиционно праздник отмечается 23-24 июня.

В этот день собирали различные травы, так как считалось, что в день Лиго они приобретают целебные свойства. Люди также плели венки из дубовых листьев, чтобы носить их на голове и украшать домашних животных и дома.

Легенды, связанные с Лиго

По старинным преданиям люди зажигали костры на холмах, которые олицетворяли победу солнца над тьмой. В этот день люди пели и танцевали вокруг костров. Они считали, что это способствует плодородию полей. Люди, влюбленные друг в друга, прыгали через костер, держась за руки. Считалось, что если во время прыжка пара вырвется из рук друг друга, их отношения не продлятся долго.

Другая традиция заключалась в том, что когда стемнело, все девушки собрались и спустили свои венки по реке. По легенде, те девушки, чьи венки не утонули в воде, осенью становились невестами. С этим днем ​​связана и традиция искать цветок папоротника. Согласно народному поверью, если молодые люди отправятся в ночь Лиго в лес и найдут волшебный цветок папоротника, они найдут свою настоящую любовь.

Как теперь празднуют Лиго

Сегодня в День Лиго во всех городах Латвии проводится множество ярмарок, фестивалей и праздников. 23 и 24 июня — официальные выходные, а Лиго — один из самых интересных праздников, отмечаемых в Латвии. Более того, все люди, которых зовут Лига и Янис, празднуют именины.

Сыр с тмином и ячменное пиво являются традиционной едой Лиго. Однако со временем в праздничном меню латышей появилось такое популярное блюдо, как шашлык.

День Ивана Купалы

День Ивана Купалы или Купайла — национальный праздник восточных славян, который, как и Лиго, посвящен летнему солнцестоянию. В России День Ивана Купалы отмечается 6-7 июля.

Обряды, связанные с днем ​​Ивана Купалы

День Ивана Купалы издревле считается праздником Солнца, лета, зеленого покоса. Во время этого языческого праздника люди совершали различные обряды, связанные с очищением и омовением. Считалось, что если человек искупается в пруду, озере или реке, он избавится от всех болезней.

Предки славян тоже верили, что в ночь на Ивана Купалу вся нечисть, лешие, русалки, водяные и домовые и т.д. выходят, но вода и огонь приобретают магическую силу. В день Ивана Купала всякая вода считалась волшебной, даже роса, которой умывались и мужчины, и женщины.

Традиции празднования Ивана Купалы тесно связаны с Традициями Лиго. Этот праздник невозможно представить без сбора трав или прыжков через костры. Люди верили, что если прыгнуть через костер, то избавятся от болезней и сглаза. Это развлечение также понравилось молодой женщине. Они думали, что это может помочь им стать более красивыми и привлекательными.

Цветок папоротника также был очень популярен. Согласно легенде, цветок папоротника расцветает только в самую короткую ночь, а в полночь раскрывает свои лепестки. У человека, который найдет этот цветок, исполнятся все его мечты.

Как сейчас празднуют Ивана Купалу

Ивана Купалу начинают праздновать 6 июля вечером после захода солнца. Многие старые традиции все еще существуют и соблюдаются. Многие россияне собираются вместе и отмечают День Ивана Купалы на берегу реки или озера. В городах много концертов. Люди плетут венки из дубовых листьев, зажигают костры, поют и танцуют на ринге.

Это конец статьи. Надеемся, вы узнали много нового о праздновании Лиго в Латвии и праздновании Ивана Купалы в России. Нам будет интересно узнать, что вы думаете об этом празднике. Оставляйте свои комментарии ниже!

Где познакомиться с обрядами и традициями праздника Ивана Купала — 03.

07.2015

Автор
Наталья Трач .

Украинская девушка улыбается, танцуя у костра во время празднования Ивана Купалы, традиционного славянского праздника, посвященного летнему солнцестоянию. Во время праздника, зародившегося еще в языческие времена, люди кладут гирлянды на воду и прыгают через костры.

Фото AFP

Иван Купала,
или Купальская ночь, старинный дохристианский славянский праздник в честь лета
Солнцестояние 6 июля широко отмечается в Украине. Христианская церковь обратилась
этот праздник давно переименовали в день Иоанна Крестителя, но празднуют до сих пор
многими по-язычески. Тысячи участвуют в ночных ритуалах, чтобы получить богатство,
здоровья и любви, но прежде всего, чтобы весело провести время. Вот некоторые места в
Киев, где проходят празднования Ивана Купалы.

Станица Мамаева Слобода

Праздник Купалы
в фольклорном парке Мамаева Слобода состоится 6 июля в полдень у реки Лыбидь
. Работники парка будут одеты в национальную одежду
и воспроизведут древние традиции празднования. Ансамбли народной музыки
отправятся в лес с песнями и танцами, чтобы найти клен и загадать желание. Позже
дерево будет украшено цветами и бисером и будет символизировать 9-летнюю Марену.0078 Славянская богиня смерти и несчастья. После захода солнца дерево Марены будет
сожжено, чтобы у всех участников ритуала была возможность
избавиться от своих болезней, кошмаров и невезения.

Когда: 6 июля, с 12:00 до 22:00.

Где: Themuseumis расположен на ул. Михаила Донца, 2,
. Добраться можно на троллейбусе от м. Петровка или маршрутке
№ 201 или 232 от м. Шулявская до ул. Михаила Донца, 9Автобусная остановка 0078.

Дресс. Вечером 6 июля здесь стартуют
традиционных празднований Ивана Купалы.
Гостей Пирогово познакомят с древними славянскими магическими обрядами
, связанными с водой, огнем и травами. Самые смелые участники получат
возможность поучаствовать в поиске цветка папоротника, разжечь костер и
прыгнуть через него и плести венки для привлечения удачи в будущем. Народный ансамбль
исполнит традиционные песни, посвященные празднику Ивана Купалы.

Когда: 6 июля, 18:00. – 22:00

Где: Музей находится в д. Пирогово
. Доехать из Киева можно на троллейбусе №11 от метро Лыбедская
, на маршрутке №172 от метро Дружбы Народов, на маршрутке №
496 от м. Лукьяновская или маршрутное такси № 576 от м. Академгородок
.

Цена: 30 грн

Парк Киевская Русь

Помимо прыжков через костер, плетения венков и амулетов, посетители парка Киевская Русь
смогут посмотреть скачки и представления. Те
, которые очарованы Средневековьем, могут надеть средневековый костюм и попробовать себя в стрельбе из лука
или верховой езде, поиграть в старинные игры и хоровод. В местном ресторане подают
Украинская и европейская кухня.

Когда: 4-7 июля, с 10:00 до 24:00.

Где: Парк Киевская Русь находится в селе Копачев. Добраться можно маршруткой
от станции метро Выдубичи до села Копачев.