Русский крестовый поход: 27 марта — Памятная дата военной истории России. — ИНФОРМАЦИЯ — МУНИЦИПАЛИТЕТ

Русский крестовый поход. — ВОЛОГОДСКIЙ КОНСЕРВАТОРЪ — LiveJournal

Мы привыкли, что крестовые походы — это военные походы западноевропейских рыцарей на Ближний Восток. Но мало кто знает, что были и русские крестовые походы, устраиваемые русскими князьями.
Эта тема не так давно была затронута в статье Егора Холмогорова о Византии:

Не менее характерна и русская реакция на первый крестовый поход. В едва освобожденный франками Иерусалим отравляется русский игумен Даниил, подробно описывает свое паломничество в Святую Землю в своем знаменитом «хождении», близко общается с первым иерусалимским королем Балдуином Фландрским, принимает участия в церковных службах крестоносцев у Гроба Господня, и оставляет в палестинской Лавре Святого Савы записку с поминовением русских князей: «Се же имена их: Михаил Святополкъ, Василие Владимеръ, Давидь Святославич, Михаилъ Олегъ, Панъкратие Святославич, Глѣбъ Менский»[1].
А вскоре сами русские князья организуют настоящий крестовый поход на половцев, инициатором которого выступает Владимир Мономах:
«И оболичишася во бронѣ, и полки изрядиша, и поидоша ко граду Шаруканю. И князь Володимеръ пристави попы своя, ѣдучи предъ полкомъ, пѣти тропари и коньдакы хреста честнаго и канунъ святой Богородици»[2].
Ни одно сражение русских со степняками ни до, ни после, вплоть до похода Ивана Грозного на Казань, не имело столь отчетливого религиозного оформления. Мономах хотел дать именно степную реплику крестового похода, оказавшуюся, кстати, весьма результативной.


[1] Хождение игумена Даниила // Памятники литературы Древней Руси. XII в. М.: «Художественная литература», 1980 с. 114

[2] ПСРЛ. Т.2. Ипатьевская летопись. стб. 266

Исследователи чётко говорят о том, что поход на половцев в 1111 году носил характер крестового. Например, А.Н.Боханов и М.М.Горинов в работе «История России с древнейших времён до конца ХХ века» чётко обозначают &5 главы 5 раздела I как «Крестовый поход в степь 1111 г. » Вот что там пишется:

Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. Инициатором этих походов выступил папа римский Урбан II. А в 1096 г . начался первый крестовый поход западных рыцарей, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского королевства. Священная идея освобождения «гроба Господня» в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. Было известно, что во втором крестовом походе принимал участие граф Гуго Вермендуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Мономаха, Святополка и Олега. Одним из тех, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в крестоносном королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против «поганых» характера крестового нашествия. Этим и объясняется та роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

Достигнув реки Ворсклы, перед выходом в половецкую степь Мономах снова обратился к духовенству. Священники воздвигли на холме большой деревянный крест, украшенный золотом и серебром, и князья целовали его на глазах всего воинства. Крестовая символика похода продолжала соблюдаться.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к Шаруканю — это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Перед приступом Мономах снова выдвинул вперед духовенство и оно освятило русскую рать. Но депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп за сохранение жизни горожан.

<…>

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

Советский историк Б.А.Рыбаков в своей работе «Рождение Руси» писал следующее:

Иногда  выступлениям  против половцев  придавался  характер крестового похода - впереди войска ехали попы  с крестами  
и пели песнопения.  О таких походах писали специальные сказания, где говорилось, что "слава о них дойдет до Чехии 
и Польши, до Венгрии и Греции и даже дойдет до Рима".
Об этом долго помнили, и сто лет спустя, воспевая праправнука Мономаха, князя Романа Мстиславича, летописец писал о  
том, как Владимир  загнал  хана Отрока Шарукановича за "Железные врата" на Кавказе:
"Тогда Володимер Мономах пил  золотым шеломом Дон, приемши землю их всю и загнавшю окаянные агаряны" (половцев - Б. Р.).
Независимо от личных мотивов Владимира Мономаха  победоносные походы на половцев принесли  ему  широкую  славу  
хорошего  организатора  и блестящего полководца.
Как уже было отмечено, одним из вождей Первого крестового похода в Палестину был двоюродный брат Владимира Мономаха - Гуго Великий, граф Вермандуа.  Потерпев крушение у берегов Албании, он был отправлен в Константинополь и принёс ленную присягу императору Алексею Комнину. В 1102 году потерпел поражение в сражении в 
Каппадокии, был тяжело ранен и скончался 18 октября в Киликии, в городе Тарсус.  
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Егор Холмогоров
Помимо братолюбия, Мономах вдохновил крестовые походов против половцев и разработал их тактику — глубокая операция весной, когда трава в степи хилая и половецкие кони слабы. Со степняками он поступал сурово и даже жестоко, как показывает история с казнью «Итларевой чади» — половецких князей.

Судя по описанию его охотничьих подвигов, Мономах был не просто страстный, а крайне рисковый охотник в лучших рыцарских традициях. Западные исследователи чаще всего и рассматривают его как «русского рыцаря». На то есть все основания — рубеж XI-XII вв. стал временем максимальной интеграции русского, византийского и западноевропейского элитных сообществ. Тетки и сестры Мономаха выходили замуж до самой Франции, он сам — сын дочери Василевса — женился на дочери убитого при Гастингсе английского короля Гарольда Годвинсона. В этом едином клубке трудно обнаружить принципиальную разницу между русским князем и анжуйским графом — кроме, пожалуй, блестящего образования, позволившего Мономаху написать такую яркую автобиографию.

На Западе пора таких книг настанет лишь спустя 100 лет, когда Жоффруа де Виллардуэн опишет взятие Константинополя — в конце XI века пишущий рыцарь был на Западе нонсенсом. Поучение Мономаха осталось редким саженцем возможного, но не состоявшегося будущего, где Русь на равных и кое в чем впереди, где князь одинаково ловко держит копье, рогатину, скипетр и перо.

Крестовый поход Владимира Мономаха против половцев

27.03.2015 12:55

Руси противостояли две наиболее сильные половецкие орды — приднепровских половцев во главе с ханом Боняком и донских половцев во главе с ханом Шаруканом. За каждым из них стояли другие ханы, сыновья, многочисленные родственники.


Оба хана были опытными полководцами, дерзкими и смелыми воинами, за их плечами стояли долгие годы набегов, десятки сожженных русских городов и деревень, тысячи угнанных в плен людей. И тому, и другому русские князья за мир платили огромные выкупные деньги. К тому времени, несмотря на смуту среди князей, Мономаху удалось добиться главного: Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы окончательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев.

Здесь Мономах призывал князей освободиться от этого тяжкого налога, нанести половцам упреждающий удар, пойти походом в степь.

Еще в 1103 г. русские князья совершили совместный поход против половцев. Русские дружины смело понеслись в бой, половцы не выдержали натиска и обратились вспять. Их войско было рассеяно, большинство ханов полегло под русскими мечами. Русские дружины пошли по половецким «вежам», освобождая пленников, захватывая богатую добычу, отгоняя к себе табуны коней, стада.

Это была первая большая победа русских в глубине степи. Но до основных становищ половцев они так и не дошли. На три года затихла степь и прекратились половецкие набеги. Лишь в 1105 г. половцы потревожили русские земли. На следующий год половцы нагрянули снова. А через год объединенное войско Боняка и Шарукана опять появилось на Руси, разоряя киевские и переяславские земли. Объединенное войско русских князей неожиданным встречным ударом опрокинуло их на реке Хорол. Погиб брат Боняка, едва не пленили Шарукана, захватили огромный половецкий обоз. И снова затихли половцы. Но теперь русские князья не стали ждать новых набегов.

В 1111 г. Русь организовала против половцев грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. С ближними же дружественными половцами закреплялись мирные отношения. В эти годы Мономах и Олег женили своих сыновей Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.

Этот поход начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. И в дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляли русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных рыцарей.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к городу Шаруканю — это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Приступ не состоялся: депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп. Жители другого города, Сугрова, куда русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться, и тогда город был взят. Пленных в этом бою не брали: Мономах хотел надолго выбить орду хана Сугрова из общеполовецких воинских сил.

На следующий день русская рать вышла к Дону и, наконец, встретилась с большим половецким войском. Перед битвой князья обнялись, попрощались друг с другом и сказали: «Здесь смерть нам, станем твердо».

В жестоком бою половцы, не готовые сражаться с хорошо организованным и многочисленным войском, не выдержали натиска и отступили.

Натиск противника был отбит, но до победы было еще далеко. Все новые и новые силы половцев подходили со всех сторон. Назревала решающая битва, но именно ее-то и искали русские князья. Замысел похода заключался в том, чтобы намеренно зайдя в самое средоточие половецких кочевий уязвить противника в сердце, примерно разорить его защищенные одними степными просторами столицы, собрать на себя «всю половецкую землю», заставить ожесточенно и бескомпромиссно сражаться вечно ускользающих степняков и в гигантской битве на уничтожение перемолоть их людские ресурсы, тем самым убедив неприятеля в своем абсолютном превосходстве!

Торопиться выступать было просто неразумно, следовало дождаться, когда врагов соберется как можно больше. Поэтому, воздав Богу хвалу за одержанную победу, русские наутро праздновали на месте битвы Благовещение, совпавшее в том году с Воскресением Лазаря («Лазарева суббота»). Проведя за богослужениями субботу, утром в Вербное воскресенье христолюбивое воинство двинулось далее. Когда же наступил понедельник страстной недели, их отряды зачернели по всему степному горизонту подобно лесу смыкаясь со всех сторон.

Неизвестно, в каком порядке русское войско совершало марш в таких условиях – «в предвидении встречного боя», — как бы мы сказали сейчас. Возникает соблазн представить его как глубокое, двух — трехэшелонное построение. Однако описание начавшегося сражения позволяет предположить, что развертыванию в обычный боевой порядок предшествовало движение в предбоевом порядке трех параллельных колонн, когда «крылья» шли вправо и влево от шляха, по которому двигалось «чело». Массы половцев перед началом боя должны были неминуемо отодвинуть боковые походные заставы к крайним колоннам, где они превратились в заслоны из стрелковых цепей, ехавших в колонну по одному, но о таких подробностях источники, естественно, не сообщают.

Основные силы сторон сошлись через три дня, 27 марта, на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили точно великий лес», так их было много, и они со всех сторон обступили русское войско. Но Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повел войско навстречу врагу. Те стали обходить русские полки, но князья не дали им завершить окружение и атаковали в прежнем порядке, причем правый фланг под командованием Мономаха вступил в бой первым. В это время с запада встала грозовая туча и Мономах развернул строй к неприятелю так, чтобы начинающийся ливень был «с тылу полкам», а половцам в лицо. Ободрив воинов, Владимир повел их в бой.

Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов».

Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русские в рукопашном бою начали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцев.

Половцы сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне.

Очень долго опрокинуть противника не удавалось, поскольку к половцам все время подходили подкрепления, и «русские стали ослабевать». Появились признаки упадка духа — «был страх велик». Стараясь воодушевить бойцов, князья постоянно разъезжали по рядам. Ободряя своих людей словом и делом, они, что было в обычае того времени, во главе своих телохранителей, вклинивались в неприятельские ряды и «секуще половцы», но утомление было очень велико. Чтобы переломить ситуацию требовалось поистине титаническое сверхусилие и эту роль вновь взял на себя Переяславский князь.

Источники пишут: «Владимир, увидев Святополковы войска уже мятусчеся, бояся, зане паче ослабеют, взяв сынов своих и неколико от своих войск, въехал в середину половцев перед полками Святополчими, возопя: «Кто Бог Велий, яко Бог наш?! Поруча прежде свои полки Ярополку, сам жестоко начал противных избивать, что видя протчие Святополковы и его полку все бросились за ним…».

Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику. Одновременного натиска всех русских сил половцы не выдержали и побежали. Из этих описаний вырисовывается следующая картина. Когда русское войско, развернувшееся для битвы, достигло места, где половцы собирались дать ему бой, те атаковали с необычайной для них решимостью, без предварительной перестрелки. В дело сразу же были введены тяжелые копейщики. Обе стороны были настроены решительно, и в результате фронтального столкновения огромных плотных лавин (что, по словам старых кавалеристов, случай редкий во все века), закованных в броню всадников, треск сотен одновременно ломающихся копий был подобен удару громового разряда.

Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили, пленных и здесь не брали.

Чрезвычайно ожесточенная сеча длительное время шла без ощутимого перевеса той или иной стороны. Ряды сражающихся сходились и расходились для новых и новых «суимов», но напрасно. Тяжелая половецкая конница едва ли значительно уступала русской в качестве вооружения, а слабость своего конского состава, еще не восстановившего силы после зимовки на открытых пастбищах, кочевники компенсировали своим гигантским численным превосходством. Весы колебались, и тогда Владимир Всеволодович, улучив момент, когда половцы, на какое-то время отхлынули от русского строя, повел свои полки в решительную атаку, поддержанную остальными полками.

Это определило успех битвы. Половцы, по своему обыкновению, будучи раз опрокинуты, стремились теперь рассеяться по степи, и русские, перейдя на преследование, взяли много разнообразных трофеев, а также всякого скота и коней. Были захвачены и пленные, которые поведали о виденном ими чуде, повлиявшем на стойкость неприятеля. Они, по их словам, бежали от того, что поверх атакующих русских увидели помогающих им страшных всадников в блистающих доспехах.

О настоящем разгроме такого противника, каким были половцы, можно говорить, если захвачены их вожди, которые, обладая лучшими сменными скакунами, всегда имели максимальные шансы уйти от любого преследования, чтобы снова собрать своих рассеявшихся воинов. Половцы, как и прочие степные народы, всегда отступали, если только не побеждали в первом же столкновении, чтобы увлечь противника преследованием, и расстроив его ряды ударить вновь или ослабить перестрелкой на скаку. Здесь же лобовое столкновение, как и предусматривал замысел русских полководцев, было особо длительным и, вероятно, неоднократным в силу огромной численности степняков, но мы не встречаем имен убитых или плененных половецких «князей». Все они благополучно ретировались с поля боя, а, значит, разгрома половцев не произошло. Хотя они впервые потерпели поражение всех своих сил и, по-видимому, понесли небывалые потери. Это и позволило русскому войску с добычей благополучно уйти, продемонстрировав многочисленному врагу свою непобедимость.

Около 10 тысяч половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь.

Поражение половецких полчищ, несомненно, имело и небывалый психологический аспект. В многолетней войне со Степью наступил перелом, который требовалось еще закреплять.

Задача непомерной, фантастической тяжести и сложности была решена успешно, но лишь отчасти. Половцы понесли крупные потери, но, безусловно, сохранили свои огромные людские ресурсы. Добиться большего русские были не в состоянии чисто физически. Превратить поражение в разгром могло бы длительное преследование, но распылять свои силы по степи, покрытой толпами врагов было бы верхом безрассудства. Скорее всего, захваченные стада, о которых сообщает летопись, просто оказались в тылу опрокинутого русскими половецкого центра.

Битва на Сальнице примечательна как крупнейшее столкновение русских с кочевниками, вероятно даже превосходящее по своим масштабам битву с печенегами под Киевом в 1036 г.

Материал составлен на основе открытых источников

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.

Русский солдат в крестовом походе в Сирии

РОССИЯ — СИРИЯ

Дата выпуска: Изменено:

Автор текста:

Джамель Белаячи

Следовать

|
Бренна Далдорф

Реклама

На фото российский солдат сидит на танке, размахивая православным крестом. Пейзаж позади одинокого воина выглядит как пустыня, и как русскоязычные, так и арабоязычные пользователи социальных сетей назвали это фото доказательством присутствия российских войск в Сирии.

Когда официальный представитель Русской православной церкви назвал российскую интервенцию в Сирии «священной войной», это вызвало бурную реакцию со стороны мусульманского мира. Некоторые влиятельные саудовские священнослужители даже призывали к джихадистскому ответу на этот «крестовый поход православных христиан против ислама». Масла в огонь подлил тот факт, что пользователи социальных сетей утверждают, что на этой фотографии изображены российские солдаты, ведущие священную войну в Сирии.

Один из пользователей Twitter, например, сделал такую ​​подпись к фотографии: «[Это] один из российских солдат, которые едут из Алеппо по дороге возле Ханассер [деревня к югу от Алеппо]. Он размахивает крестом в знак неповиновения мусульманам».0003

— لكي نعلم أن ثورة سوريا لا تخصهم فقط ؛ بل تخص جميع المسلمين .
#سوريا_مقبرة_الروس_والمجوس #سوريا_تحت_القصف_الروسي pic.twitter.com/0kee59qdta

— đoℓ (@daloool44) أكتوبر 21, 2015

Рассерский.

«Русские в Сирии», — говорится в этом посте.

«Дамаск!» — написал один из пользователей Twitter.

На Дамаск! pic.twitter.com/x390Xq3mwm

— Михаил Голуб (@golub) 17 декабря 2015 г.

Группа наблюдателей установила человека, сделавшего оригинальную фотографию, с помощью поиска в сети Вконтакте. Никита Степанов — православный священник и русский солдат. Впервые он опубликовал это изображение 1 октября 2015 года. Когда мы связались с ним по электронной почте, он сказал, что это солдат на фотографии. Он сказал, что снимок был сделан в августе прошлого года во время обычных военных учений в Астрахани, на юге России.

Ниже еще одно фото Никиты Степанова, сделанное во время тех же учений. Астраханская область, расположенная недалеко от Каспийского моря, имеет полузасушливый климат, а это означает, что ее ландшафт действительно напоминает некоторые районы Сирии.

Россия — верный союзник сирийского режима. С сентября прошлого года они вели интенсивную кампанию, бомбя позиции как группировки «Исламское государство», так и оппозиционных групп, поддерживаемых США и Европой. Однако президент Владимир Путин несколько раз заявлял, что Россия не планирует размещать войска для боевых действий вместе с солдатами Асада в Сирии.

  • Сирия
  • Россия
  • Разоблачен

Путин отправляется в опасный крестовый поход | Opinion

Select:

  • — — —
  • España
  • América
    • com/s/setMexico.html?ed=mx_despl»> México
    • Colombia
    • Chile
    • Argentina
  • USA

Opinion

Opinion

CRISIS IN UKRAINE

Анализ

Образовательное изложение идей, предположений или гипотез, основанных на доказанных фактах» (которые не обязательно должны быть строго текущими делами). просто формулирует гипотезы, дает мотивированные объяснения и сводит воедино самые разные данные

Российский президент выставляет себя факелоносцем в борьбе с Западом, который он называет «империей лжи»

Российская бронетехника в городе Армянск на севере Крыма в четверг. STRINGER (REUTERS)

Кошмар стал реальностью. Президент России Владимир Путин, выставив себя факелоносцем борьбы с «империей лжи» (для него — США и Запада), начал беспрецедентную военную операцию и вторгся в Украину с разных фронтов. В атмосфере, отравленной мистификациями и неразберихой, пока ясно, что российские войска и военные продвигаются по территории Украины с разных направлений: идут от границы с Белоруссией, с ополченских территорий Донецка и Луганска, и они даже достигли Киевской губернии, где украинские защитники впервые взяли в плен удобно идентифицированных русских комбатантов. Российские войска также идут из Крыма и Херсона и на момент написания статьи уже находились за пределами Харькова. Из разных областей приходят новости о боях и смертях, без возможности оценить эту информацию в целом.

В то же время российские ракеты нейтрализуют и планомерно уничтожают военную инфраструктуру на Украине. Есть кадры взрывов на Украинке в 40 км к югу от Киева. В центре столицы мы услышали взрывы и сирены воздушной тревоги. Мы до сих пор их слышим. Мы не чувствуем паники, но из города выезжают огромные очереди машин, в том же направлении идут колонны танков. Магазины в центре Киева в основном закрыты, а в открытых люди раскупают продукты. Есть проблемы с платежами, потому что некоторые кредитные карты перестали работать. Также есть проблемы с телефонными линиями.

En español

Путин emprende una peligrosa cruzada

Путин представил призыв Русского мира к крестовому походу против «империи лжи» как «спецоперацию». Официального объявления войны не было, и, судя по речи, произнесенной президентом рано утром в четверг в оправдание вторжения, выяснилось, что историческое расследование, предшествовавшее признанию так называемых «народных республик» Луганской и Донецкой был сделан 21 февраля, а не 22 февраля, когда он транслировался.

Так сказал сам Путин, оправдывая наступление, которое можно рассматривать как месть Западу, который он обвиняет в желании покончить с Россией и которое жестко ругал за разные политические эпизоды, в том числе и за бомбардировку Белграда в 1999 году, а также как войны в Ираке, Сирии и Ливии, среди прочих

Повторяя, что НАТО подтвердила, что она не распространится на восток, Путин заявил: «Нашей стране были обещания не расширять НАТО ни на дюйм на восток. Повторяю — нас обманули, то есть просто надули». Но в своей бурной обличительной речи в четверг утром Путин, как ни странно, также нашел возможность похвалить США как «великую страну, системообразующую державу», чьи «сателлиты» покорно подчиняются, восхваляют, копируют «и с энтузиазмом принимают правила, которые им предлагаются». «Весь так называемый западный блок, который сформировали США по своему образу и подобию, весь целиком — это так называемая империя лжи», — сказал он.

Ни у кого не может быть сомнений в том, что российский президент потерял всякое чувство реальности и что его зловещее чувство миссии может привести Европу к новой катастрофе

Ни у кого не может быть сомнений в том, что российский президент потерял все чувство реальности и что его зловещее чувство миссии может привести Европу к новой катастрофе. Даже его верный союзник, президент Белоруссии Александр Лукашенко, ищет способ хотя бы формально дистанцироваться. На встрече с командованием своей армии в Минске Лукашенко заявил, что разрешил Путину держать небольшой воинский контингент на границе с Беларусью и Украиной на случай нападения украинцев, но оказалось, что вместо нападения украинцы начали Русская «операция».

Белорусский лидер заявил, что приказал своему министру обороны поговорить этой ночью с главой Минобороны Украины, чтобы тот, в свою очередь, поговорил со своим российским коллегой, чтобы избежать этой «операции». Белорусский министр сказал, что он говорил с украинцем, но не говорил с русским. Он снова пытается сесть между двумя стульями. Лукашенко допускает нападение на Украину со своей территории и в то же время представляет себя посредником между Москвой и Киевом.

Ясно, что какое-то время (сколько времени это будет решать академикам) Путин организовывал и развивал элементы гигантского производства, кульминацией которого должно было стать его вмешательство в качестве спасителя перед лицом «империи лжи». ». Но он не мог осуществить этот сценарий, потому что разные части, сфабрикованные кремлевской пропагандистской машиной, не стыковались друг с другом, например, эвакуация гражданского населения Донецка, которая должна была выглядеть как ответ на нападение Украины (которое не не бывает). Согласованность главных героев и причинно-следственная связь не сработали, как они, несомненно, ожидали, но мистификации и пропаганда создали большую дезориентацию, которая распространилась по всей территории России, и, насколько может судить этот журналист, повлияло и на восприятие украинцев.

Из крупного городского центра Сибири энергичный либеральный активист заявил в WhatsApp, что готовит мобилизацию «против войны и в помощь женщинам Донбасса». Активист не понимал, что войска из его страны продвигаются по украинской территории и оставили позади Донбасс, который теперь стал поводом для действий больного ума.

Что же касается Совета безопасности России, который благословил планы Путина, то передача, которая была предложена для всеобщего обозрения по телевидению 22 февраля, была отредактирована и транслировалась через несколько часов после того, как состоялась. Среди сокращений, которые были внесены в кадры, было снятие вмешательства генпрокурора России. Мы не знаем ни того, что он сказал, ни того, что было в вырезанных кадрах, ни того, почему они вообще были вырезаны.