Русский князь возглавивший куликовскую битву: Какой Русский князь возглавил Куликовскую битву

Славные сыны Отечества. Конкурс чтецов

Славные сыны Отечества.

(Конкурс чтецов. 2012г.)

(Пролог. На экране Флаг РФ, портрет президента) ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
(отрывок)
Ведущие: Ушли в   историю  года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит  стих  былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Наталья Майданик

Ведущий: 10 января 2012 года Президент нашей страны подписал Указ, в котором объявил 2012год — Годом российской истории.

Ведущий: В этом году наша страна отмечает

-400- летие освобождения Москвы от польских захватчиков

Ведуший: -200- летие победы России над французскими захватчиками в Отечественной войне 1812года.

Ведущий: Мужеству и отваге защитников нашего Отечества посвящается наш конкурс чтецов.

Клип «Мы русские»

Ведущие: Россия была участницей ярких и драматических событий. Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию. Она прошла и через

2

татаро-монгольское нашествие, польско-литовскую интервенцию, не пощадила её и фашистская свастика.

«Россия начиналась не с меча» (слайд -шоу на музыку К Дерра)

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

3

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
 Россия  начиналась не с меча,
И потому она непобедима. (Э. Асадов)

Ведущий:

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

«За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины.

Ведущий: Трудно даже представить масштабы «батыевского» разорения и опустошения земли Русской. В руинах и пепелищах оказалась наша страна.

Ведущий: После страшного нашествия орд Батыя на Северо-восточную Русь в 1237-1238 гг. прошло почти полтора века.

Ведущий:

Одним из первых из московских князей, возглавивший вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей был Дмитрий Донской, который возглавил знаменитую Куликовскую битву в 1380 году.

Ведущий:

Куликовское сражение показало возрождение сил России и стало началом освобождения ее от Монголо-татарского ига.

4

Дмитрий Донской.

Пусть знают в Золотой Орде,

Я – русский князь!

Веду свои полки на бой,

Благославлясь.

Иду на битву за Москву,
Иду за Русь.

Земле святой , земле отцов

Я помолюсь.

Там где впадает в тишине

Непрядва в Дон,

Мы будем биться по утру

За отчий дом.

На огненных скакунах

Среди полей,

Сойдутся в схватке Пересвет

И Челубей.

И будут биться мир на мир

И рать на рать,

И смертью смерть поправ,

Не будут умирать.

Но если в битве и судьба

Погибнуть мне,

Я буду счастлив, что лежу

В родной земле.

И стану Дмитрием Донским,

Разбив врага,

Так наречет меня народная

Молва.

Но помнится мне, когда

Рассвет настал,

Донским стал каждый, кто в той

Битве побывал.

(Д. Иванов)

5

(Чтение сопровождается фото-шоу о Д. Донском)

Ведущий:                Начало 17 века…

Ведущий:                Опять горит, пылает, стонет Русь…

Ведущий:                Теперь под игом польских банд.

Ведущий: Село Домнино Костромской Губернии – место жертвенного подвига Ивана Сусанина- простого русского крестьянина.

Ведущий: Зимой 1613 года в Домнине вместе с матерью находился юный Михаил Федорович Романов, которого по общему согласию после изгнания из Москвы поляков ополчением Минина и Пожарского решили избрать царём.

Ведущий: Когда в окрестностях появился польский отряд, фактически спецназ того времени, который узнал о местонахождении народного избранника, решил захватить его в плен, а может быть и убить.

Ведущий: Местные жители сказали им, что путь лучше всех может указать И.Сусанин. Тот сделал вид, что согласился помочь панам, а сам тайно послал своего зятя Богдана Собинина, чтобы тот посоветовал Михаилу Федоровичу укрыться в Ипатьевском монастыре Костромы.

Ведущий: Иван Сусанин завел поляков в непроходимое Исуповское болото .

Ведущий: Герой был убит поляками, но их план оказался сорван.

Ученики 10 кл. под живую музыку в исполнении Писарева Артёма и фото-шоу об И. Сусанине читают стихотворение

«Сусанин»

С. Марков

Поёт синеволосая зима

Под окнами сусанинской светлицы…

Приснилась золотая Кострома,

Колокола Ипатьевской звонницы.

6

Трещат лучины ровные пучки,

Стучит о кровлю мёрзлая берёза,

Всю ночь трещат запечные сверчки,

И лопаются брёвна от мороза.

А на полу под ворохом овчин

Кричат похмельные гусары –

И ляхи, и оборванный немчин,

И чёрные усатые мадьяры.

«Добро… Пойдём… Я знаю верный путь».

Сусанин будит толстого немчина…

И скоро кровью обольётся грудь.

И скоро жизнь погаснет. Как лучина.

Прощайте, избы, мёрзлые луга,

И тёмный пруд в серебряной оправе…

Сколь радостно идти через снега

Навстречу смерти, подвигу и славе…

Блестят пищалей длинные стволы,

А впереди, раскинувшись, как полог,

Дыханьем, снега, ветра и смолы

Гостей встречает необъятный волок.

Сверкает ледяная бахрома.

Сусанин смотрит зоркими глазами

На полдень, как укрылась Кострома

За древними брусничными лесами.

И верная союзница – метель

По соснам вдруг ударила с размаху.

«Скорей стели мне свежую постель,

Не зря надел я свежую рубаху…»

И почему- то вспомнил тут старик

Свой тёплый кров… «Оборони, владыко:

Вчера забыл на лавке кочедык

И золотое липовое лыко.

И кочедык для озорных затей

Утащат неразумные ребята.

Ленился грешник, не доплёл лаптей,

Не сколотил дубового ушата…»

Остановились ляхи и немчин,

Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,

Когда глядят из-под людских личин

Звериные затравленные пасти.

7

И вздрогнул лес, и засветился снег,

Далёким звоном огласились дали,

И завершился стариковый век

Причастьем крови и туманной стали.

Страна могуча и народ велик,

И для народа лучшей нет награды,

Когда Безвестный костромской мужик

Бессмертен, как предания Эллады.

Его душа – в морях спокойных нив,

В простой красе природы полудикой,

Где Судиславль и тихий Кологрив,

Где дышит утро мёдом и брусникой.

Горжусь, что золотая Кострома

И у моей звенела колыбели,

В просторах, где лесные терема

Встают навстречу солнцу и метели.

Ведущий: XIX век… 1812 год…
Ведущий: Чем удивит? Что принесет?
Ведущий: В тот год решил Наполеон все страны подчинить…

Ведущий: Теперь ли нам дремать в покое

России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!

Ф.Н.Глинка

Ведущий: Сражались русские войска
Отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!

8

Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск –
Пока силен француз.
Смоленск оставлен. Это так.
Ведущий:

Спасителем земли русской волей судеб становится Михаил Илларионович Кутузов. ( Слова ведущих сопровождаются фото-шоу о М. И. Кутузове)

Ведущий: Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова. Отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью.

Ведущий: Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского.

Ведущий: 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет».

Ведущий: Наполеон называл его «старым лисом».

.

Читает ученик 7 класса. ( чтение сопровождается слайд-шоу, которые он сам подобрал для иллюстрации своего чтения)

Кутузов в пути.

Что значит слава полководца?

Давным — давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Навзрыд Россия голосит.

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось-

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

9

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих Россия,

Найдёт начало и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

… Текучим зноем дня согреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«… Спешит Кутузов бить французов!» —

Бородачи кричат во след.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под дугой.

(Н. Рымников, 1944 г.)

Клип «Генералам 12 года…»

Ведущий: Все на защиту Родины идут
И партизанскую войну ведут!

Ведущий: Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим

Ведущий: Одним из организаторов партизанского движения стал Денис Васильевич Давыдов, генерал-лейтенант кавалерийского полка

Читает ученица 6 класса. ( На экране портрет Д.Давыдова)

«Денис Давыдов»

Усач. Умом, пером остёр он, как француз,

Но саблею французам страшен:

10

Он не дёт топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Он потонул в густых лесах с отрядом –

И след простыл! То невидимкой он, а то отрядом,

То, вынырнув опять следом,

Идёт за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода руками.

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он, толпой башкир и казаками,

И кучей мужиков, и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан,

Но милым он дарит, в своих куплетах розы.

Давыдов! Это ты поэт и партизан! ( Ф. Глинка)

Ведущие: Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Ведущие:

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Ведущие:

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

(Все ведущие) А мы такие молодые… (Давид Самойлов)

Ведущие: Мирный труд советского народа был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту Родины. Вся страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на священную войну наши деды и прадеды. Уходили мальчишки и девчонки 40-ых годов.

11

Ведущие: Война, разлучила семьи, похоронками состарила матерей, жён, обездолила детей.

Ведущие: Именно поэтому, защищая и любя свою Отчизну, её сыны дрались за каждую пядь земли. Умирали, не сгибаясь.

Ведущие: И каждый год 9 Мая люди приходят к памятным могилам , памятникам и обелискам.

БРАТСКАЯ БЫЛИНА

В центре нового города Братска
Монумент из струнобетона,
Словно вдруг устремилось к небу
И застыло белое пламя.
А за ним —
Полукругом —
Плиты,
А на них —
Имена погибших
На Отечественной Великой,
До рождения города Братска.

Здесь была глухомань-чащоба,
Шалаши, бараки, палатки
Появились на этом месте
Во второй половине века.
Неужели рыцари Братска
Прах убитых отцов с собою
Привезли на ангарский берег,
Чтобы стал он братской могилой?

Нет! Фамилии на бетоне
Сплошь сибирские, коренные.
Начиная от Ермаковых —
Их там шестеро…
А Шаманских
Двадцать девять…
По восемнадцать
Ознобихиных и Хлыстовых.

12

Погодаевы — целый столбик,,

Погодаев-герой — в заглавье.

Сорок семь московских гвардейцев,
Отстоявших столицу нашу,
Не «Московские» — по-московски,
А «Московских» — народ сибирский.
Есть Безвестных и Беломестных,
Черемных, Хромовских и Тяжев,
Терпуговы числом пятнадцать

Большешаповы и Распутин.

Здесь когда-то, на диком бреге,
Был острог и заимки были.
До войны в потемневших избах
Мужиков было тыща двести,
И почти что столько фамилий
Нынче на поминальных плитах.
Одинаково назывались,
Одинаково честно жили.

Ни один из них не увидел
Стройных линий высоковольтных,
Алюминиевых заводов
И высотных жилых ансамблей.
Двадцать раз на доске — Парилов,
А Муратовых там шестнадцать,
И двенадцать раз Карнаухов
Повторяется, словно эхо.

(Евгений Долматовский)

Читает ученик 8 класса. На экране слайд- шоу о Монументе Славы в Братске.

Ведущий: Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной, тем все яснее становится роль каждого солдата и офицера, победившего в этой войне.

Ведущий: Одним из талантливых и выдающихся полководцев был Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Всю свою

13

жизнь он отдал служению Родине, делу ее вооруженной защиты.

Жукову Г.К.

Откуда он, победы нашей,

Советской Родины Герой,

Взращенный на солдатской каше, С нелёгкой бурною судьбой?

Он встал из глубины народной,

Вобрав в себя его черты—

И крепость тела, дух свободный.

И сгусток русской красоты.

Восток, Москва и Ленинград,

Начало мастерства и воли,

Кавказ, Воронеж, Сталинград,

Ещё пуды армейской соли.

А дальше следует Дуга.

Что огненной зовут в народе,

За Вислой — Одер, стан врага,

Салют Победе и Свободе!

Оставил он навечно нам

Безмерную любовь к Отчизне,

Большую ненависть к врагам,

Великое стремленье к жизни.

Кто был всегда его судьёй,

Кто дал уверенность и силу,

Тяжёлой, страшною порой,

Что многих в землю уносила?

Народ страны непокорённой,

Познавшей голод, смерть и ад,

Большою кровью обагрённый,

Прошедший сквозь войну — солдат.

Они всегда и всюду вместе,

Их разлучить никак нельзя,

Прожили сто и встретят двести,

Георгий Жуков и друзья.

14

Они всегда и всюду рядом,

Большой повенчаны войной,

Облитые свинцовым градом,

Солдат и маршал боевой.

(Г. Ильин)

Читает ученик 9 класса ( На экране слайд-шоу о Жукове Г. К).

Ведущий: Но кто бы не выиграл бой на любой войне ПЕРВОЙ пулей поражают сердце матери.

Ведущий: Первое слово, которое произносит человек, — мама.

Ведущий: Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Дети самое дорогое для матери. Любовь матери к детям безгранична.

Ведущий: Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он не находился.

Ведущий: Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо,

Ведущий: …чудо возвращения. ( На экране скорбящая мать в ожидании сына)

Баллада о матери

Постарела мать за тридцать  лет ,

А вестей от  сына  нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…

Много  лет , как кончилась  война ,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло.

15

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о  войне .

Все пришли в кино и стар, и мал,

Кто познал  войну  и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана  сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг

И пронесся материнский крик.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась — вдруг он упадет,

Но сквозь годы мчался сын вперед.

Алексей, кричали земляки,

Алексей, просили, добеги.

Кадр сменился, сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить.

И в атаку снова он бежит

Жив, здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино,

Все ждала вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.

(А. Дементьев)

Ведущий: Говорят, что когда уходит жизнь – приходит память, и память продолжает жизнь…

Ведущий: Есть такая традиция проводить минуту молчания в память о погибших. Минута памяти, когда мы не просто молчим, но и думаем, думаем, думаем.

Ведущий: Давайте и сейчас помолчим и подумаем о том, что услышали сегодня и не только сегодня.

             Минута молчания. Клип «Минута молчания»

16

Ведущий: Сейчас минутой молчания мы почтили память погибших. А если по каждому погибшему советскому солдату объявить минуту молчания, то сколько нам пришлось бы молчать?

Ведущий: 38 лет

На сцену выходят все участники конкурса и читают заключительное стихотворение. (Чтение сопровождается слайд-шоу о нашей Родине).

Откуда начинается Россия?

С Курил?

С Камчатки?

Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья
К труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, –

Россия не с гор берет начало,

а с тебя!

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила.

Все: Никто не справится с тобой!

(В.Боков)

Заключительный клип « Мы дети твои». Он демонстрируется пока жюри подводит итоги и готовится к вручению наград.

Подведение итогов. Награждение.

Источники:

Ветер Братска. Сборник стихотворений. Иркутск.1995.

http://zanimatika.narod.ru/RF8.htm

Основные термины и даты по курсу История России 6 класс

Основные термины и даты по курсу История России

6 класс.

Понятия и термины

Присваивающее хозяйство – такое хозяйство, при котором люди присваивают дары природы и ничего не производят (охота и собирательство)

Производящее хозяйство – такое хозяйство, при котором люди что-либо производят (земледелие, скотоводство, ремесло).

Восточные славяне – предки русского, украинского и белорусского народов.

Балты и финно-угры  – северные соседи восточных славян

Русь – название варяжского племени.

Подсечно-огневая система земледелия – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Дань – налог с завоеванных племен в пользу князя.

Полюдье – ежегодный объезд киевским князем и дружиной завоеванных земель с целью сбора дани.

Гривна – денежная единица на Руси.

Князь – правитель Киевской Руси

Вече – городское народное собрание.

Посадник — глава города, «посаженный» (назначенный) князем или вече, в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя.

Дружина – военный отряд при князе.

Купцы (гости) — торговцы.

Вотчина – наследственное земельное владение бояр.

Поместье – земельное владение, которое давалась за службу на князя.

Крестьяне — земледельцы.

Люди – свободные земледельцы.

Смерды – зависимые земледельцы.

Закупы – это земледельцы, которые попали в зависимость за взятую купу (долг).

Холопы – бесправные крестьяне.

Традиционные верования – языческие верования восточных славян в богов, духов.

Христианство – мировая религия.

Православие – ветвь христианства, которая была распространена в Византии и принята в Киевской Руси в 988 году.

Ислам – мировая религия, основной которой служит поклонение Аллаху.

Иудаизм – национальная религия иудеев (евреев).

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Митрополит – глава русской церкви.

Автокефалия (церковная) – независимость русской церкви от Византийской.

Десятина – десятая часть доходов на нужды церкви.

Крестово-купольный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси.

Базилика — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов).

Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Плинфа — характерный для древнерусского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине.

Фреска – роспись по сырой штукатурке.

Мозаика — художественные произведения, изготовленные из мелких кусочков различных материалов – стекла, камня и т. д.

Летопись – изложение событий по годам (летам).

Жития — жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

Былины – древнерусская эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах русской  истории XI-XVI веков.

Орда — военно-административная организация у монгольских народов.

Курултай — съезд монгольских князей и знати.

Баскак – монгольский чиновник, который ведал сбором дани и порядком на Руси.

Ярлык – ханская грамота на великое княжение.

Десятник — название воинской должности и человека, командующего формированием из 10 человек.

Централизация – объединение русских земель во главе с одним центром.

Кормление – система содержания бояр-наместников, при которой они управляли отдельными территориями и кормились за счет сбора налогов с местного населения.

Царь – титул верховного правителя, искажение слова «цезарь».

Герб – символ государства.

Даты и события

 

862 г. — легендарное призвание Рюрика в Новгород

882 г. — захват Олегом Киева, образование Киевской Руси

882—912 гг. — княжение Олега

907 г. — поход Олега на Константинополь

911 г. — поход Олега На Константинополь, первый письменный договор Руси с Византией

941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией

964—972 гг. — походы князя Святослава

980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве

988 г. — Крещение Руси

1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого

XI в. — Русская Правда («краткая редакция») – первый письменный свод законов

1097 г. — Любечский съезд князей

1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого

Начало XII в. — «Повесть временных лет»(автор Нестор) — летопись

1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях

1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев

1223 г. — битва на реке Калке

1237—1240 гг. — завоевание Руси ханом Батыем

15 июля 1240 г. — Невская битва

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище

1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве

1327 г. — антиордынское восстание в Твери

1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского

11 августа 1378 г. — битва на реке Воже

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва

1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем

1389—1425 гг. — княжение Василия I

1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром

15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва

1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве

1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного

1448 г. — установление автокефалии (независимости) Русской православной церкви

1462—1505 гг. — княжение Ивана III

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве

1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества

1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве

1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III

Исторические персоналии

Государственные и военные деятели

Александр Невский —  1252-1263. Великий князь Владимирский. Победил в Невской битве и Ледовом побоище.

Андрей Боголюбский — 1157-1174. Великий князь Владимирский.

Аскольд и Дир – Варяги, захватившие Киев в 860 году. Убиты Олегом.

Батый (Бату) – монгольский хан, возглавивший поход на Русь в 1237-1240 гг. Первый хан Золотой орды

Василий I – 1389-1425. Великий князь Московский.

Василий II Тёмный – 1425-1462. Великий князь Московский.

Витовт – Великий князь Литовский. Современник Василия I.

Владимир Мономах – 1113-1125. Великий князь Киевский.

Владимир Святой – 980-1015. Великий князь Киевский. Крестил Русь в 988 году.

Всеволод Большое Гнездо – 1174-1212. Великий князь Владимирский.

Гедимин – Великий князь Литовский. Современник Ивана Калиты.

Даниил Галицкий – Князь Галицко-Волынский. Современник Александра Невского. Выбрал союз с Западом и борьбу с татарами.

Даниил Московский – 1276-1303. Первый князь Московский. Младший сын Александра Невского.

Дмитрий Донской – 1359-1389. Великий князь Московский. Победитель Мамая в Куликовской битве.

Иван Калита – 1325-1340. Великий князь Московский. Собиратель земель вокруг Москвы.

Иван III – 1462-1505. Великий князь Московский. Освободил Русь от монголов.

Игорь – 912-945. Великий князь Киевский. Погиб во время полюдья.

Игорь Святославич – Главный герой «Слова о полку Игореве» (1185)

Мамай – Татарский полководец, соперник Тохтамыша. Проиграл Дмитрию Донскому Куликовскую битву в 1380 году.

Михаил Ярославич Тверской – Тверской князь, внук Александра Невского. Противник Юрия Даниловича Московского. Замучен в Орде в 1318 году.

Олег – 879-912. Великий князь Киевский. Совершил походы на Константинополь в 907, 911 годах.

Ольга – 945-969. Великий князь Киевский. Ввела погосты и уроки.

Ольгерд – Великий князь Литовский. Современник Дмитрия Донского.

Рюрик – первый князь, приглашенный в Новгород в 862 году.

Святополк Окаянный – Старший сын Владимира Святого. Убил братьев. Изгнан Ярославом Мудрым.

Святослав Игоревич – 957-972. Великий князь Киевский.

Софья (Зоя) Палеолог – Византийская жена Ивана III, наследница императоров.

Софья Витовтовна – Дочь литовского князя Витовта, жена Василия I.

Тимур (Тамерлан) – Непобедимый монгольский полководец, современник Василия I. Разгромил Золотую Орду, не дошел до Москвы в 1395 году.

Тохтамыш – Хан Золотой Орды, сжег Москву в 1382 году.

Узбек – Хан Золотой Орды, покровитель Ивана Калиты. Принял ислам, сжег Тверь в 1327 году.

Чингисхан – Темучжин, основатель Монгольской державы в начале XII века.

Юрий Данилович – 1303—1325. Князь Московский, великий князь Владимирский.

Юрий Долгорукий – 1125-1157. Князь Ростово-Суздальский. Основатель Москвы

Ягайло – Великий князь Литовский и король Польский. Современник Дмитрия Донского.

Ярослав Мудрый — 1019-1054. Великий князь Киевский. Создал «Русскую правду»

Общественные, религиозные деятели и деятели культуры:

митрополит Алексий – Дипломат, регент и воспитатель юного Дмитрия Донского.

Борис и Глеб – Первые русские святые, сыновья Владимира. Убиты братом Святополком в 1015 году.

Даниил Заточник – Автор знаменитого «моления» начала XIII века.

Дионисий – Иконописец, современник Ивана III. Роспись Ферапонтова монастыря.

Епифаний Премудрый – Монах XV века, автор житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

митрополит Иларион – Киевский митрополит при Ярославе Мудром. «Слово о Законе и Благодати»

митрополит Иона – Митрополит московский, добившийся автокефалии РПЦ в 1444 году.

Кирилл и Мефодий – Создатели славянской письменности — «кириллицы». IX век.

Нестор – монах, летописец  «Повести временных лет»

Афанасий Никитин – Тверской купец эпохи Ивана III. Автор «Хождения за три моря».

Пахомий Серб – Монах XV века, создатель типового жития святого.

митрополит Пётр – Митрополит русский, первый митрополит московский. В 1326 году по просьбе Калиты перенёс свою кафедру в Москву.

Андрей Рублёв – Величайший иконописец, автор «Троицы» и «Спаса Нерукотворного».

Софоний Рязанец — Писатель XV века, автор «Задонщины».

Сергий Радонежский – Основатель монашества Московской Руси. Благословил Дмитрия Донского на битву.

Стефан Пермский – Монах, ученик Сергия Радонежского. Креститель народов Урала.

Феофан Грек – Иконописец. Современник Василия I.

Аристотель Фиораванти — Архитектор Ивана III. Строитель Кремля и Успенского собора.

Благоверный князь Василий (Василько) Ростовский

Святой князь Василий Ростовский происходил из рода суздальских Мономашичей, прославленных в русской истории. Прадедом святого был Юрий Долгорукий, а дедом — великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), наследника и продолжателя дела святого Андрея Боголюбского. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей старого Ростово-Суздальского княжества, Всеволод Большое Гнездо единолично вершил ход дел всей Великой Руси. В «Слове о полку Игореве» говорится, что он умел «веслами Волгу плескать, а шлемами Дон выручать».

Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, святитель Василий родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжествовал его отец. Здесь прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был наделен Василию (ему было тогда восемь лет) своим княжеским уделом на самоуправление.

Воинская доблесть, священный долг служения отечеству, чувство справедливости и почитание старших — все это традиционные черты русского княжеского защитника земли, и все это присутствовало в Василии. Отец святого, великий князь Константин, скончался 2 февраля 1218 года, когда Василию еще не было десяти лет. Наставником молодого ростовского князя стал затем его дядя, великий князь святой Юрий Владимирский (память 4 февраля).

Двадцать лет князь Юрий правил Владимиром, и все эти годы Василий был его ближайшим другом и доверенным лицом. Летописи отмечают живую красоту фигуры Василия, его светлый и величественный взгляд, его удаль в ловле дичи, его благодеяние, его ум и глубокую старательность, вместе с кротостью и добродушием в отношениях с вельможами: «Кто служил ему, тот, кто ел его хлеб и пил с ним чашу, никогда не мог быть слугой другого князя».

В 1219 году Василий участвовал в походе владимиро-суздальских войск против волжских булгар, а в 1221 году в походе к устью реки Оки. Затем святой Юрий находился в заложниках в Нижнем Новгороде.

В 1223 году в южных степях появились первые татары (монголы), «неведомый народ», пришедший из Азии. Их первыми жертвами стали союзные Руси половцы. Русские князья с половецкими ханами (многие из которых приняли Святое Крещение) решили дать отпор степным грабителям, прежде чем они достигнут Русской Земли. Святитель Василий возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в русском степном походе.

Враг появился раньше, чем они ожидали. А многовековое деление удельных княжеств оказалось неспособным к эффективным действиям в крупномасштабной войне. Отряд Василия не успел к решающей битве, и из Чернигова пришло печальное известие о разгроме русских войск на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурным предзнаменованием, и на востоке нависла буря . Василий и его компания вернулись в Ростов.

В 1227 (или 1228) Василий женился, взяв в жены Марию, дочь святого Михаила Черниговского (память 20 сентября). Дядя Василия, святой Юрий, ранее был женат на сестре святого Михаила [т.е. Дядя Василия Юрий женился на тете Марии]. В 1231 году у Василия родился старший сын Борис.

Над Россией сгустились грозовые тучи. 3 мая 1230 года «сотряслась земля во время литургии», и в тот год на Русь пришли голод и мор. В 1232 году татары разбили зимовье, едва дойдя до столицы волжских булгар. Жизнь шла своим чередом, и князь Юрий в 1236 году выдал замуж своих сыновей Владимира и Мстислава, и Василий радовался их свадьбе. Всем им, однако, оставалось жить немногим больше года, ибо татары уже захватили Волжско-Булгарскую землю.

В 1237 году татарский вихрь обрушился на Русь. В декабре Рязань пала под Батыем. Князь Юрий решил не посылать своих войск на помощь, так как ему предстояла трудная оборона Владимира. Татары предложили ему мир, и он был готов к переговорам. Но условия мира, дани и вассальной зависимости от хана были неприемлемы. «Славный бой, — сказал князь, — лучше позорного мира». Первое сражение с татарами было под Коломной, и Всеволод Юрьевич командовал войсками, но они были изрублены. Враг повернулся тогда к Москве, которую они захватили и сожгли. Другой сын Юрия, Владимир, попал в плен, когда руководил обороной Москвы.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василий решили бороться «за православную веру» против «безбожных гнусных татар». Организовав свою оборону и оставив своих сыновей Всеволода и Мстислава во Владимире, князь Юрий отправился за Волгу, чтобы собрать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были его племянники, святитель Василий Ростовский и его сподвижники, и братья его Всеволод и Владимир. Великий князь ждал прибытия своих братьев Ярослава и Святослава и их войска.

В Мясную субботу 3 февраля 1238 года быстро и беспрепятственно по зимним дорогам татарское войско подошло к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была решена. Всех оставшихся в городе князей и княгинь епископ Митрофан для духовной крепости постриг в ангельскую схиму. Город пал 7 февраля.

Последним форпостом владимирцев стал Успенский собор, вместилище самой святыни Руси: чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Татары сложили вокруг собора дрова и растопку и разожгли огромный костер. Епископ Митрофан погиб в огне и дыму вместе с тысячей беззащитных женщин и детей и всей семьей князя Юрия: женой Агафией, дочерью Феодорой, невестками Марией и Христиной и малолетним внуком Димитрием. Его сыновья Всеволод и Мстислав вместе с ранее захваченным Владимиром были подвергнуты истязаниям, а затем зарезаны «на глазах у хана». (В некоторых старых сборниках житий святых все они числятся святыми).

Святой Юрий был со своими войсками под Ярославлем. Узнав о разрушении столицы и гибели близких и родных ему людей, «он громким голосом со слезами сокрушался». Он сказал, что для него лучше умереть, чем продолжать жить в этом мире, так как он один выжил. Святитель Василий, прибывший с ростовским отрядом, увещевал его продолжать военные подвиги.

4 марта 1238 года произошло решающее сражение у реки Сита. Татарам неожиданно удалось окружить русское войско, и завязалась резня. Немногие русские воины остались в живых после этой страшной битвы, но враг заплатил за свою победу дорогую цену. Святой Юрий был зарублен в доблестном бою, а раненый Василий доставлен в ставку Батыя.

Татары требовали, чтобы он «следовал их гнусным обычаям, подчинялся их воле и сражался за них». Святой князь гневно отказался предать свою родину или Святое Православие. «Вы не можете отнять у меня христианскую веру», — сказал святой князь, как один из древних христианских исповедников. — Его много пытали, а потом убили в Шернском лесу. Так святой князь Василий предал душу свою Богу, уподобившись в смерти святому страстотерпцу Борису (память 24 июля), первому из ростовских князей, которому он подражал при жизни. Как и святому Борису, святому Василию не было и тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, выйдя на поле побоища, похоронил павших православных воинов, а сам отыскал тело святого князя Юрия (отсеченной головы его в массе изломанных тел не нашли). Свои святые мощи он привез в Ростов, в Успенский собор. Тело святителя Василия было найдено в Шернских лесах сыном священника и доставлено в Ростов. Там жена князя, дети его, епископ Кирилл и все жители Ростова с горьким воплем встретили тело любимого князя и погребли его под сводами соборного храма.

Описывая погребение князя Василия, летописец сказал: «Множество православных людей горько плакало, видя усопшего отца и сиротского воспитателя, великого утешителя скорбящих, и… восхождение светоносной звезды …. Его мученической кровью были смыты его грехи и преступления его братьев».

Люди сочли знаком милости Божией, что два княжеских соратника были погребены рядом в ростовском соборном храме: «Вот чудо, в смерти Бог сложил тела их». (Впоследствии мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор).

Церковь почитает святых Василия и Юрия как страстотерпцев и героических защитников Земли Русской. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с враждебными захватчиками. Наиболее подробное изложение жизни и подвигов святых князей Василия и Юрия сохранилось в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году, за три года до Куликовской битвы. Полюс.

Русская история — Нашествие

французская версия Русская версия

«…В том же году для нашего
грехи, пришли неведомые племена. Никто не знал, кто они,
или откуда они пришли, или какой у них язык, или раса,
или вера…»

Лаврентьевская летопись

Н. Куландин. Князь Василько»
Пластина. 1962   Ростовская эмаль

   &nbsp»Вторжение
монголов в начале XIII в.
оборвал нить судеб России. Последствия
это ужасное событие было свойственно России; причины были
нет. Эта катастрофа, кажущаяся изолированной, была всего лишь инцидентом.
в великой борьбе между Европой и Азией, из которых
крестовые походы были главным событием
Россия так воевала,
в своих южных пустынях, против печенегов, половцев,
и другие кочевники тюркской расы, принявшие на себя основную тяжесть борьбы
против Азии, задолго до великого вторжения тринадцатого
век. Размещение на самой опасной заставе, по соседству
самого обширного места сбора варваров, ее
падение было предрешено. Русские князья, объединившись
против войск Джингиз-хана, доблестно держался против
первый толчок на Калке (1224 г.). Встречается второе вторжение
сопротивление только за стенами городов. Две столицы,
Владимир и Киев были взяты первым натиском. Показалось
как будто русская нация должна была исчезнуть, и эти огромные
равнины, продолжение Азии, должны были стать, безусловно,
азиатский.
Никогда еще нация не подвергалась такому
школа терпения и жалкого подчинения. Русский, вынужденный
сложить оружие, вынужденный искать помощи исключительно
своему терпению и гибкости… Угнетение со стороны человека,
добавились к гнету климата, углубили некоторые черты
уже нарисовано природой в душе великоросса. Природа
склонял его к подчинению, к терпению, к смирению; история
подтвердил эти наклонности. Закаленный природой, он был закален
по истории.
Природа, подготовив нашествие,
сама обозначила его границы. Татары, ныне хозяева степей
на юго-востоке, который казался им очень похожим на дом, вырос
чувствовали себя неловко, как только начинали теряться в
леса севера. Они там не поселились. Эти регионы
были слишком европейцами, чтобы соответствовать их полукочевым привычкам, и они
больше заботился о плательщиках дани, чем о подданных. Итак, князья
вернули свои княжества из рук монголов
— как вотчины. Они должны были подчиниться присутствию рядом с их персоной
своего рода татарских «жителей» — баскаков, чьи
обязанностью было проведение переписи населения и сбор налогов. Они
были вынуждены предпринять долгий-долгий путь в «Орду»,
часто располагались лагерем в сердце Азии, чтобы получить
инвеститура от преемников Джингиза, и закончилось тем, что стало
вассалы вассала «Великого хана». В этот
ценой Россия сохранила свою религию, свои династии и –
благодаря ее духовенству и ее князьям — ее национальности..
Один из главных эффектов татарского
господства и всего того, что составляет русскую историю, является важность
отдано национальному культу. . Страдание открывает вере
сердца людей, а также отдельных лиц; религия
черпает новую силу как из общественных бедствий, так и из частных
несчастья. Такой порыв должен был быть глубоким и продолжительным.
в тринадцатом веке и в такой стране, как Россия. На
со всех сторон возникали пророчества и явления, в каждом городе
его чудотворные иконы, способные остановить руку врага.
Среди всеобщей нищеты богатство свободно текло в
церкви. Черные византийские картины были заключены в массивные
золотом и серебром и усыпанные роскошными драгоценностями, которые даже
но поразить путешественника. Мужчины толпились в монастырях
чьи зубчатые стены служили единственным отступлением, в пределах которого
душевный покой и безопасность жизни и здоровья можно было обрести.
Политика татар была всецело благоприятна для религии и
духовенство

Д.Денисов. «Легенда о невидимом городе Китеже»
Коробка. 1972   Холоу

    Многообразных эффектов
в результате ига, наложенного на страну, моральные
пожалуй, наименее неясны. Для наций, как и для отдельных людей,
рабство нездорово; это склоняет их души так низко, что даже
после того, как пришло избавление, нужны века, чтобы выпрямить
их снова. Угнетенные все одинаковы; рабство порождает рабство;
унижение порождает низость. Ремесло заменяет силу,
что стало бесполезным; изящество, будучи наиболее востребованным,
становится универсальным качеством. Татарское господство развивалось
в русских недостатках и способностях, из которых их общение
с Византией уже принес им зародыши, и которые,
закаленные временем, с тех пор внесли свой вклад в развитие своих дипломатических
подарки.
Господство врага, который был
чуждый христианству укрепил привязанность страдальцев
к их поклонению. Религия и родная земля слились воедино.
одна вера, заняла место национальности и сохранила ее.
Именно тогда возникла концепция, которая до сих пор связывает
качество русского языка к профессии греческого православия, и
делает из последнего главный залог патриотизма. Такие факты
встречаются и у других народов, но особенность России в том, что
все ее войны имели тот же эффект. Из-за различий
в богослужении ее войны с поляками, шведами или немцами приняли
религиозный персонаж, как и ее долгий крестовый поход против татар
или турок. Каждая война была для этого народа религиозной войной,
а патриотизм подкреплялся благочестием и фанатизмом. В его
битвах с иноверцем, еретиком или латинянином, русские научились
считать свою родину единственной, освобожденной от обоих
Мусульмане и папское духовное иго, как благословенная земля,
священной землей и стал наконец считать себя после
образ еврея, как избранника Божия, пока, не наполненный
религиозного почтения к своей стране, он назвал ее «Святой
Россия».
Святой Александр Невский — русский Сент-Луис
— тип князей той эпохи, когда героизм
научили кривляться. Александр, победивший шведов и
немецкие рыцари Прибалтики, которые вместо помощи
Россия, норовившая отвоевать у нее несколько жалких клочков земли,
был вынужден, если он хотел защитить свой народ, сделать себя
очень мало действительно перед татарами. Русские князья, в
в обращении с ними, не имел оружия, кроме мольбы, подарков,
и — интригующе. Из них они использовали в основном для сохранения,
или даже возвеличивание их власти, свободно осуждая и
клевещут друг на друга перед иностранными господами. Под этим унизительным
и обедняющее господство зародышей культуры, заложенных в
старые княжества зачахли. Скудный и болотистый край
только с северо-запада, земли Новгородской и Псковской, безопасные
против вторжения, мог под прикрытием чисто номинального подчинения
вести свободную и европейскую жизнь.
Страшная и чудесная история состоит в том, что
Московского самодержавия, выросшего под покровительственной тенью
Орды. Никогда еще такие скромные начинания не вскакивали так быстро
к величию; никогда не было более поразительного примера
силу традиции в суверенном доме, члены которого вместе
с кровью и по наследству передать от ребенка к внуку,
священная цель и задача, чьи взгляды, сначала узкие, затем расширяются
из поколения в поколение, сами способности кажутся
расти посредством своего рода естественного отбора.

П.Митячин. «Дуэль»
Коробка . 1981   Ростовская эмаль

Как мужчины они были хитры, хватки, что угодно
но рыцарский, бессовестный, терпеливо наращивающий величие
на самоуничижении; как князья они были большей частью посредственного происхождения,
далеки от того, чтобы блистать блестящими качествами, которые отличали
князья предшествующей эпохи; туполицый, с физиономиями
лишенный рельефности, индивидуальности, с чертами, которые от
издалека, кажется, сталкиваются друг с другом. Все эти Иваны и Василии
четырнадцатого века продолжали копить богатства в свою казну
и возвеличивая свое достояние по образцу частного
наследства и, как следует из договоров и завещаний, без
любая очень четко определенная политическая идея, скорее в манере
землевладельцев, стремящихся «собрать» свои поместья, чем
суверенов, стремящихся расширить свои территории. Этот
характер – рядовой, домашний – обширный москвич
Империя должна была сохранить в своем правительстве и управлении,
через все его достижения и завоевания, вплоть до реформ
Петра Великого» 9.0077

А.Леруа-Болье «Империя царей и русских»
1881

© 2004   Artrusse

Эл. адрес

Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель
Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево
Павловопосадские платки

История России

Слово о полку Игореве
Вторжение
Александр Невский
Куликовская битва
Смутное время
Петр Великий
Декабристы

в стадии строительства
на стадии строительства
на стадии строительства
на стадии строительства
на стадии строительства

Страшное имя татар
впервые стало известно на Руси в 1223 году. Монголы, объединившись
при Чингисхане впервые вторглись на юг России.
время. Они попали туда более или менее случайно, вернувшись
в Среднюю Азию после завоеваний в Персии и на Кавказе.
Половцы в юго-восточной степи бежали при приближении
монгольское войско и искали средства общей защиты, чтобы
князья русские. Русские и половецкие силы были объединены:
было решено не дожидаться дальнейшего продвижения неприятеля, а
выйти и дать бой в степи. Войска встретились на
река Калка, недалеко от Азовского моря. Киевский князь
был раздавлен насмерть под досками, на которых стояли татары-победители.
праздник был распространен. Но захватчики, достигнув
линию Днепра, дальше в сушу не проникали.
Они повернули назад, их разведка завершилась, и
народ России недоверчиво относился к их избавлению и
опасаясь того, что за этим последует. Пятнадцать лет знали
никаких больше «злых татар», «проклятых
безбожных пришельцев.» Только тогда монголы устремились вперед
еще раз из чужой степи и жаться, как пожирающий
море над русской землей…

    Чингиз
Хан умер в 1227 году. Это было при его внуке Батыи, войска которого
руководил грозный Субутай, что планы
дальнейшее великое миграционное движение по Русской равнине
были введены в действие. В 1237 году конное войско в поезде
передвижной лагерь женщин, детей, лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов,
войлочные палатки и примитивная осадная артиллерия, охватившие
сибирской степи, сокрушил булгарские племена к востоку от
Волгу и перешли р.
Сказка о разрушении
Рязани
является одним из самых интересных и хорошо написанных
счетов нашествия монголов на Русь:
«…В течение двенадцати лет
привезя из Херсона чудотворную икону Святителя Николая,
безбожный император Батый вторгся на русскую землю с великим
множество его татарских воинов и
разбить лагерь на реке Воронеж в окрестностях княжества
Рязани. И послал своих неверных послов в город Рязань,
великому князю Юрию Ингваревичу, требуя десятины со всех
— от князей и от всех сословий людей. И Великий
Князь решил отправить своего сына Федора Юрьевича к Батыю с
много даров и просьб, чтобы он не вторгся в землю
Рязань…
Князь Федор явился к императору
Батый. .. И стал Батый угощать рязанских князей, и
после этого развлечения попросили, чтобы они прислали своих сестер
и дочери, чтобы быть его наложницами. И один завистливый рязанский
придворный сообщил Батыю, что жена князя Федора принадлежала
византийской императорской семье и что у нее была самая красивая
тело. Император Батый, лживый и беспощадный, разволновался,
и сказал князю Федору: «Князь, дай мне свою жену так
чтобы мне насладиться ее красотой.» И сказал князь Федор —
«Не в наших христианских обычаях приносить вам
безбожных императоров, наших жен, чтобы ваша похоть могла быть удовлетворена.
Если ты победишь нас, то будешь владыкой наших жен» 9.0077
Безбожный Батый обиделся,
и рассердился. Он приказал немедленно убить князя
Федора, и приказал бросить тело его в поле, где
его сожрут звери и птицы. И свита
и воины князя Федора тоже были преданы смерти.
Один из слуг князя
Федор, по имени Апоница, успел спастись и горько заплакал,
увидев тело своего хозяина. Заметив, что никто
охранял труп, он взял тело своего любимого хозяина и
тайно похоронил. Потом он поспешил к княжне Евпраксии и
сказала ей, что император Батый убил ее мужа. При этом
момент, когда принцесса оказалась на верхнем этаже
дворец со своим малолетним сыном, царевичем Иваном. Когда она услышала от
Апоница, что муж ее убит, ее схватили
горя и выбросилась из окна с ребенком в
ее руки. И так оба были убиты…
Проклятый Батый начал
завоевания Рязанской земли и вскоре подошли к городу
самой Рязани. Они окружили город и сражались без
перерыв на пять дней. Батый часто менял свои полки,
заменив их свежими войсками, а рязанцы
боролся без облегчения. И многие граждане были убиты и другие
ранен. Третьи были измотаны их огромными усилиями
и их раны. На рассвете шестого дня языческие воины
начали штурмовать город, кто с головнями, кто с рукоприкладством
бараны и другие с бесчисленными лестницами для восхождения
стены города. И взяли город Рязань на
21-й день декабря.
И убивали без исключения
все монахи и священники. И они сожгли этот святой город с
вся его красота и богатство… И храмы Божии были разрушены,
и много крови пролилось на святые жертвенники. И не один
человек остался жив в городе. Все выпили один и тот же горький
чаша до дна. И некому было даже оплакивать
мертвых. Ни отец, ни мать не могли оплакивать своих дорогих детей,
ни дети их отцы или матери…

      Видеть
это ужасное пролитие христианской крови, сердце безбожного
Батый еще больше ожесточился и выступил против
города Суздаля и Владимира, намереваясь покорить все русские
земли… В то время рязанский пан Евпатий Коловрат в Чернигове
во время разрушения города Рязани слышал
нашествия Батыя. Вышел он из Чернигова с силой и поспешил
в Рязань. Придя в землю Рязанскую, он увидел ее опустошенной.
и города разрушены, правители убиты, а народ
мертвый. ..
И Евпатий плакал с
велико сердце его разгневалось. Он собрал небольшой отряд семнадцать
сто человек, которые были сохранены Богом вне города.
И они поспешно преследовали безбожного Батыя. И с трудом
они догнали его в Суздальском княжестве, и
внезапно обрушился на его лагерь. И началась битва без
воцарилось милосердие и смятение.
И татары потеряли головы
от страха, когда Евпатий сражался так яростно, что его меч стал
тупой, и, взяв меч у павшего татарина, рубил
их своими мечами. Татары считали, что
Русские восстали из мертвых, и Евпатия ехала по
ряды татарских полков так храбро, что сам Батый
испугался. С большим трудом татарам удалось
захватить пять человек из евпатских полков, и то только потому, что
они были истощены от своих ран. Их привезли раньше
татарского императора, и тот спросил их: «Зачем вы причиняете
мне такое зло?» Воины ответили: «Мы из
христианской веры, витязей великого князя Юрия Рязанского,
и из полка Евпатия Коловрата. Нас послали
Князь Ингвар Ингваревич к вам, могущественный император, к
почтить тебя, прогнать с почестями и воздать
вам все почести. Не удивляйся, император, что у нас не было
пора напоить всю вашу армию горькой чашей».
Батый послал своего зятя Хостоврула против Евпатии, и
с Хостовруля пошли сильные полки. Хостоврул похвастался
императора и обещал вернуть Евпатия живым. Евпатия была
окружен татарскими войсками. И Хостоврул выступил против
Евпатий, но Евпатий одним ударом рассекал седло…
И еще раз начал он резать татарские полчища, и он
убил многих лучших рыцарей Батыя.