Содержание
Владимир Святославович. Принятие христианства. Русь Древняя. История России с древнейших времен до конца XVI. 6 класс. — Объяснение нового материала.
Комментарии преподавателя
На этом уроке я попытаюсь ознакомить вас с политикой правления князя Владимира Святославовича и со значением принятия христианства на Руси.
В 972 году, попав в засаду к печенегам, погибает киевский князь Святослав – великий полководец Древнерусского государства, который в результате военных походов расширил территорию Киевской Руси.
В течение восьми последующих лет его сыновья:
боролись между собой за власть. Победу одержал Владимир Святославович. Он правил с 980-1015 год. В народе его звали Владимиром Красное Солнышко или Владимиром Святым.
Владимир начал свое княжение с наведения порядка на Руси:
- В начале, вернул под власть Киева и заставил платить налоги вятичей и радимичей.
Но главная заслуга Владимира была в том, что он принял на Руси христианство, которое способствовало сохранению единства и усилению государства.
|
|
Заняв престол в 980 году, Владимир попытался для укрепления единства государства провести религиозную реформу, создать для всех племен восточных славян единый пантеон языческих богов, где главным был бог грозы и молнии – Перун. Но племена продолжали почитать своих богов. Реформа не достигла своей цели.
Тогда Владимир решил принять религию, где поклоняются только одному богу. На Руси к этому времени были известны такие религии как иудаизм, мусульманство, католическое и православное христианство. Выбор пал на византийское (православное) христианство, т.к. Русь поддерживала с Византией тесные торговые связи. Многие купцы и дружинники, посещавшие Константинополь, уже приняли христианство. Христианкой была и бабка Владимира, княгиня Ольга. Но главным был пример Византии, самой могущественной державы в Европе. Христианская церковь способствовала укреплению неограниченной власти императора.
Также Владимир стремился укрепить международный авторитет Руси. С языческой Русью европейцы не считались, посматривали на нее свысока, считая варварской страной, притесняли русских купцов.
|
|
В 987 году в Византии вспыхнул бунт в войсках. Император обратился за помощью к Владимиру. Князь согласился помочь, если император отдаст ему в жены свою сестру Анну. Брак с византийской принцессой поднял бы международный авторитет киевского князя. Император согласился, но при условии: Владимир и русичи принимают христианство. Владимир помог императору удержать власть, однако он не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму, где находилась в это время Анна. Император вынужден был уступить. Владимир с дружиной принимает крещение и женится на византийской принцессе Анне. Вернувшись в Киев, в 988 году устраивает массовое крещение киевлян в водах Днепра.
На большей территории Киевской Руси новая религия распространялась мирно, однако новгородцы отказывались от принятия христианства. Тогда Владимир сказал: «Кто не со мной, тот против меня!», послав в Новгород своих верных дружинников Путяту и Добрыню, которые огнем и мечом крестили новгородцев.
Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. Во главе церкви стоял митрополит, которого назначали в Константинополе. Ему подчинялись епископы, управляющие церковными округами, на которые делилась Русь. Духовенство делилось на черное (монахи) и белое (священники в церквях).
Принятие христианства оказало огромную роль на дальнейшее развитие государства и жизнь русских людей:
- Изменился быт и нравы. Была отменена кровная месть на Руси, многоженство, жертвоприношения.
- На Русь из Византии пришла славянская письменность, азбука Кирилла и Мефодия, что способствовало распространению образования и развитию культуры.
- Укрепилось единство государства
- Улучшилось международное положение Руси, которая встала в один ряд с христианской Европой.
- Установились тесные связи с Византией.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok. ru/ru/school/istoriya-rossii/6-klass/
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya-rossii/
Символы и легенды первого в мире христианского государства
- Аманда Проенса Сантос
- BBC Travel
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Rodolfo Contreras)
Эта страна провозгласила христианство своей государственной религией еще в IV веке — в 301 году нашей эры. Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, отличающаяся как от византийского православия, так и от римского католицизма. Рождество здесь отмечают 6 января.
Живая христианская история
Автор фото, Rodolfo Contreras
Армения — маленькая страна в Закавказье. Ее современное население — около 3 миллионов человек. Но роль Армении в духовной истории мира трудно переоценить: большинство историков сходятся на том, что в 301 году нашей эры она стала первым в мире христианским государством (хотя есть и точка зрения, что это случилось немного позже — между 301 и 314 гг. — Прим переводчика).
Основателями своей церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея (которые здесь проповедовали и здесь же были преданы мученической смерти). Сегодня около 95% армян — христиане, и религиозная история страны живет в ее древних памятниках.
Духовный лидер
Автор фото, Rodolfo Contreras
Согласно легенде, первым патриархом (католикосом) Армянской апостольской церкви был святой Григорий Просветитель, который и обратил в христианство армянского царя Трдата III, сделавшего после этого христианство государственной религией.
Григорий Просветитель был сыном парфянина Анака, убившего армянского царя Хосрова и за это казненного. Истреблено было и все семейство, но младшему сыну, Григорию, удалось спастись. В Кесарии Каппадокийской мальчик был крещен и получил христианское воспитание.
Сложилось так, что уже будучи взрослым, Григорий отправился в Рим и поступил в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (впоследствии — Трдату III), надеясь загладить вину своего отца.
В 287 году Трдат с помощью римских легионов вернул себе отцовский престол в Армении, а Григория — за исповедание христианства — велел бросить в темницу, где тот пробыл в заточении 13 лет, отказываясь отречься от веры в Христа. Так продолжалось до того, как Трдат заболел (говорят — впал в безумие), но, как гласит предание, был исцелен Григорием. После этого царь крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении.
Следы далекого прошлого
Автор фото, Rodolfo Contreras
Древняя крепость Гарни расположена в 28 км от Еревана в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Она была построена еще в языческие времена, в I веке н.э. царем Трдатом I, и изначально храм Гарни был посвящен богу солнца.
Когда христианство стало государственной религией, многие языческие храмы были разрушены, но Гарни уцелел, хотя и был перестроен Трдатом III. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Армении, исторический комплекс в Гарни посещают более 136 тыс. туристов в год.
Храм святой игуменьи
Автор фото, Rodolfo Contreras
К западу от столицы Еревана лежит Вагаршапат — один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны, ее духовная столица. Здесь расположен Эчмиадзинский монастырь, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян.
Храм святой Гаянэ (на снимке) был построен в 630 г. и сейчас входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь возведена на месте мученической смерти игуменьи Гаянэ. Убил ее все тот же Трдат III — еще до того, как обратился в христианство. Могила Гаянэ, провозглашенной святой Армянской апостольской церковью, находится здесь же, в основании храма. В храме же — и некрополь высшего армянского духовенства.
Бывшая подземная темница
Автор фото, Rodolfo Contreras
Хор Вирап (по-армянски «глубокая темница») — монастырь, расположенный у подножья горы Арарат, недалеко от границы с Турцией. Именно здесь Трдат III держал в заключении Григория Просветителя.
Часовня Хор Вирап была построена в 642 году над подземной тюрьмой, где когда-то был заточен Григорий. Впоследствии, в 1662 году, в память о святом были добавлены большая по размеру часовня Святого Георгия и построен монастырь.
Ныне Хор Вирап — очень популярное место у тех, кто хочет креститься или венчаться.
Монастырь копья
Автор фото, Rodolfo Contreras
К северо-востоку от Гарни, в ущелье горной реки Гохт, расположен монастырский комплекс Гегард, также входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере, и поэтому сначала назывался Айриванк, «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель. Из ранних сооружений почти ничего не сохранилось, поскольку в IX веке монастырь был разрушен арабами, а в XIII веке — вновь отстроен.
Нынешнее название монастыря Гегард означает «копье» по-армянски. Имеется в виду копье Лонгина, которым римский воин пронзил тело Иисуса Христа на кресте — как утверждается, это копье в Армению привез апостол Фаддей (сейчас оно выставлено в музее Эчмиадзина, а ранее, в течение 500 лет, хранилось в монастыре Гегард).
Храм для воинов
Автор фото, Rodolfo Contreras
Церковь Сурб Зорац («Святое воинство») в селе Ехегис в Вайоцдзорской области была построена в начале XIV века, когда страна находилась под властью монголов и была в состоянии войны с сирийскими мамлюками.
Она уникальна тем, что в ней нет зала для молящихся, его заменяет большая площадка под открытым небом. Считается, что церковь была сооружена таким образом для располагавшегося там во время богослужения войска. Алтарь расположен на уровне всадника в седле — чтобы воины могли не сходить со своих лошадей, а сразу после богослужения, благословленные, отправлялись на битву.
Символ спасения души
Автор фото, Rodolfo Contreras
Хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) считались символом спасения души — как живых, так и умерших. На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый — со своим неповторимым узором.
Считается, что их начали возводить примерно с IX века — часто на месте бывших языческих храмов, как знак новой веры. Сегодня искусство создания хачкаров («Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты») внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Самое большое на территории современной Армении (и самое крупное в мире) кладбище хачкаров (на снимке) находится в старинном селе Норатус: здесь их более 800. Большинство здешних хачкаров относится к XIII—XVII вв., а самый древний — к V веку.
Побратим Стоунхенджа?
Автор фото, Rodolfo Contreras
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Древний мегалитический комплекс Караундж, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря в Сюникской области Армении, вполне можно сравнить как по возрасту, так и по внешнему виду со Стоунхенджем.
Историко-культурный заповедник раскинулся на площади примерно в 7 га и состоит из гробниц, центрального кольца диаметром до 45 м и рядов мегалитов, больших стоячих камней, примерно треть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Относительно возраста сооружения оценки расходятся. Некоторые специалисты утверждают, что ему может быть около 7 тыс. лет.
Сооружение состоит из 223 базальтовых камней высотой 1,5-2,8 м и весом до 8,5 т. Историки склонны считать, что Караундж служил доисторическим людям в качестве места захоронения. Некоторые ученые полагают, что комплекс — самая древняя в мире обсерватория, но твердых доказательств этому нет. Скорее всего, в разные периоды существования его использовали по-разному — от загона для скота до кладбища.
Прочитать другие статьи на похожие темы на английском языке можно на сайте BBC Travel.
988 Владимир принял христианство | Журнал христианской истории
В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.
Христианство действительно проникло в «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена по крайней мере одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.
Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.
Покупка церкви
Владимир явно хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? Ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).
История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем вам это описать. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».
Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие, слово, означавшее «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.
В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.
Ковка народной церкви
Знаменательный для церковной истории Владимир тогда приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения или считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.
Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.
Столетия спустя, когда не Киев, а Москва была столицей России, русское православие стало такой силой, что Москва считала себя Третьим Римом, новой столицей христианской империи. Владимир этого не знал, но, приняв христианство, он проложил путь к Российской республике, описанной одним писателем как «одна из «самых христианских» наций в мире — стране с богатой, вековой историей церквей и монастыри, источник многочисленных почитаемых святых и мучеников, с драгоценным и богатым наследием духовной музыки, иконописи и духовной литературы».
Тем не менее, Русская Православная Церковь настолько тесно связалась с царскими режимами, что оказалась неподготовленной к большевистской революции 1917 года. С тех пор церковь сильно пострадала, но продолжает существовать. История церкви, восходящей к князю Владимиру, еще не закончена. CH
By
[Christian History впервые опубликовала эту статью в выпуске Christian History #28 в 1990 году]
Следующие статьи
1054 Раскол между Востоком и Западом
Давние разногласия между западными и восточными христианами, наконец, привели к окончательному разрыву, и католики и восточные православные по-прежнему остаются отдельными.
Джордж Т. Деннис
Показать больше
Христианство приходит в Россию – почти история
В девятом веке нашей эры Киевская Русь была языческим государством без официальной религии. Его правитель, князь Владимир, правил почти двадцать лет как набожный последователь Перуна — самого главного бога славянского языческого пантеона.
«Перволетопись», славное переплетение мифологии, легенд и истории, повествует о том, как христианство пришло на Русь. Эта летопись, иногда более поэтично переводимая как «Повесть временных лет», несомненно, необъективна — она составлена рядом православных монахов. Он также смешивает достоверные исторические факты с более фантастическими рассказами и является важным первоисточником для историков дотатарской Руси.
Киевская Русь расширилась далеко за пределы замерзших границ Новгорода, и ее продвижение через земли, окружающие Днепр, обеспечило ей скорое соприкосновение с могущественными соседями. Летопись сообщает нам, что в 9 г.В 87 году Владимир посоветовался со своими самыми могущественными вельможами и решил, что пришло время принять Русью одну из религий этих пограничных держав.
Его соседи были в восторге от перспективы обращения в свою веру этого великого языческого народа, и каждый убеждал Владимира принять их собственную религию. Владимир посылал послов для изучения этих разных религий, и летопись фиксирует его резкий и прагматичный русский ответ. Неудивительно, учитывая православных авторов книги, что вера, которая кажется наиболее убедительной и привлекательной, — это греческая православная религия.
Болгары-мусульмане Волги были уволены как «не имеющие среди них радости; только горе и сильный смрад». Если этого было недостаточно, чтобы заставить Владимира отказаться от обращения в ислам, запрет религии на алкогольные напитки и свинину был неприемлемым условием. Сообщается, что Владимир ответил, что «пьянство есть радость всея Руси». Мы не можем существовать без этого удовольствия».
Затем Хроника описывает совет Владимира с иудейскими посланниками и подвергание их веры строгому допросу. В конце концов он отверг их мудрость, отметив, что потеря ими Иерусалима была «доказательством того, что они были оставлены Богом».
Римско-католические миссионеры не вызывали особого энтузиазма, поскольку их церкви были лишены красоты. Но их реакция на греческую православную церковь была совершенно иной – послы были ослеплены и восхищены славой Константинополя и богатыми, вызывающими воспоминания ритуалами Византийской церкви.
Их византийские хозяева представили своим посетителям Божественную литургию в соборе Святой Софии, уровень церемонии, соответствующий самому святому из Святых Дней. Послы сообщали о его глубоком влиянии: «мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле, и не знали такой красоты, и мы не знаем, как рассказать о ней».
Более циничное прочтение Летописи и истории этого периода игнорировало бы пропаганду ее православных писателей и сосредоточивалось бы на выгодах, проистекавших от обращения Владимира.