Русь крестили: Крещение Руси в 988 году

Где крестили Русь — Телеканал «Моя Планета»

Существует легенда, будто крещение Руси началось в Херсонесе (в те времена – Корсунь). Недавно я побывал в этом месте, где несколько лет назад был восстановлен во всей красе Владимирский собор.

С князем Владимиром связывают одно из важнейших событий древнерусской истории – крещение Руси.
Незадолго до крещения, Владимир устроил в Киеве большое капище из шести главных идолов славянского пантеона. Но племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

Возможно, еврейские корни князя Владимира и то, что его мать была дочерью раввина, подтолкнули его к мысли дать своему народу новую религию, и он для народа стал бы «новым Моисеем». Параллелей можно увидеть множество.

Владимир понимал, что одной лишь силой удержать власть нельзя, нужна духовная опора. И эту опору он нашёл в христианстве. Ибо христианство утверждало, что вся власть установлена Богом, проповедовала терпение, смирение, всепрощение. Единобожие способствовало укреплению единоличной власти князя.

До 988 года, официального года крещения Руси, страна не была полностью языческой. В то время во многих крупных городах уже стояли христианские храмы. Крещение приняли многие бояре, купцы, дружинники.
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Нательные кресты сопровождали погребения воинов ещё в IX веке. Если понимать «крещение Руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году.

Православие исповедовала ещё бабушка Владимира – княгиня Ольга. Владимир лишь завершил утверждение христианства на Руси.
Князь Владимир крестился сам и крестил своих детей. Но дружина его оставалась языческой и поклонялась Одину. Борьба с языческими культами продолжалась на Руси вплоть до XX века.

Прежде чем крестить Русь, состоялся так называемый «выбор веры». Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина. Но «было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса». Ещё более Владимира отвратила от магометанства угроза введения «сухого закона». Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»…»
От постоянного пития, лицо князя Владимира было всегда красным, за что в народе его прозвали «красно солнышко».

После булгар пришли иностранцы, посланные Римским Папой. Они заявляли, что «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Владимир не хотел признавать верховенства власти Римского Папы.

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм.
»Что у вас за закон?» – спросил их Владимир. Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Владимир отверг их потому, что у евреев не оказалось своей родины. «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

До принятия окончательного решения Владимир посоветовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».

В 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н.э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Это был политический выбор.
По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина. Уже неоднократно женатый Владимир готовился вступить в брак с византийской принцессой Анной в политических целях.

Существует легенда, будто крещение Руси началось в Херсонесе (в те времена – Корсунь). Недавно я побывал в этом месте, где несколько лет назад был восстановлен во всей красе Владимирский собор.

Историк Владимир Соловьёв так описывает крещение Владимиром Руси.
«Многие с радостию крестились; но больше оставалось таких, которые не соглашались на это… Видя это, князь … послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещёные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. … Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточённые приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса».

Митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с (попом) Анастасом ходили на север и крестили народ. Согласно Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идёт крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришёл, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием.
Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступил Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. …
Многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже. Тогда язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены; для этого Иоаким велел всем крещёным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещён, и крестить. … Окончив это дело, Путята пошёл в Киев. Вот почему есть браня для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём».

Я не оспариваю культурного значения крещения Руси, которое позволило приобщиться к европейской цивилизации и выйти на более высокий уровень развития. Хотя вражды не стало меньше, люди не стали лучше. Князь Владимир Святой сумел повоевать со всеми соседними государствами. При Владимире не только расширились территории государства, но повысилась культура, пришла кириллическая письменность. Хотя до введения кириллицы была своя азбука – «глаголица».

Чужая вера в народе не прижилась сразу. До насильственного крещения наши люди поклонялись языческим богам природы, жили в гармонии с ней. Все праздники проходили на природе. И то, что сейчас мы, наряду с христианскими праздниками, празднуем языческие, говорит о неискоренимости язычества в нашем менталитете.
Языческая (что значит – народная) культура не исчезла, и существует ныне в народных обрядах, праздниках, традициях (масленица, калядки, гадания, ряженые и пр.)

Нет, нельзя так выбирать религию, как это было на Руси. Вера должна быть частью самосознания народа, его истории, традиций и верований. Нельзя заставить верить, невозможно научить вере. Вера – это Откровение, это дар Божий!

Принудительное крещение противоречит самой идее крещения – как добровольного, осознанного принятия. Некоторые считают, что крещение должно происходить в зрелом возрасте, когда человек осознаёт всю значимость этого ритуала, добровольно принимает на себя ответственность за все дела и меняется духовно.

Крещение не обязательно купание или омовение. Внешние ритуалы могут не дать эффекта, если не происходит преображения души.
Смысл обряда крещения – это «духовное рождение». В результате человек должен переродиться душой, перестать грешить и стать верующим.

Многие люди не хотят преображаться душой; им достаточно верить и соблюдать ритуалы. Но все ритуальные действия ничего не значат, если при этом ничего не происходит в душе. Как сказала одна из паломниц: «если не будет на то воли божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет».

Смысл крещения не в приобщении к таинству двухтысячелетней истории, в постижении таинства преображения души. Погружение в воду или обливание было почти у всех народов древности. Символический смысл омовения, выражаясь современным языком, это кодировка! Ты программируешь себя на начало новой – духовной! – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.

Полагают, что с принятием христианства жизнь князя Владимира изменилась. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.
Однако, уже будучи давно христианином, Владимир фактически направил своего сына Бориса против другого своего сына Ярослава (оказавшегося впоследствии Мудрым), благословив войну брата против брата. Ярослав же в итоге убил братьев своих Бориса, Глеба, Святополка и Святослава, и сам стал князем киевским.

Является ли собирание земель в одно централизованное государство, бесспорным благом? Даже если эта цель требует таких средств как убийство брата?

За всё время крещения Руси, по приблизительным оценкам, было вырезано до трети населения страны. Сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Властители хотят иметь духовный авторитет, но при этом дела их свидетельствуют об обратном. Многие христианские правители отличались страшной греховностью. Принимавшие христианство правители, часто продолжали преследовать теперь уже не христиан, а их противников. Князья беспощадно убивали тех, кто отказывался признать христианство, а значит и власть князя. Император Константин, который в 332 году принял христианство, вмешивался в дела церкви, для укрепления личной власти используя её могущество.

Сегодня Москва и Киев «делят» право называть себя последователями Владимира Святого.

Спорят: Владимир – украинский москаль или русский хохол?

Журнал ДИЛЕТАНТ посвятил целый номер ответу на вопрос, князь Владимир: святой или грешник?

Я бы сказал, что князь Владимир – святой грешник!

Правителя априори нельзя называть святым. Сама суть власти не позволяет этого. Князь Владимир был братоубийцей, многоженцем, распутником, лицемером и коварным правителем.
Княжение в Киеве Владимир начал с разрушения христианских церквей, на их место наставил Перунов. Но когда князь решил крестить Русь, Перунов снесли. «Из ниспровергнутых идолов одних рассекли на части, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к лошади к хвосту и потащили с горы, причём двенадцать человек били истукана палками. .. Когда волокли идола в Днепр, то народ плакал».

Мне скажут: «Русские люди должны гордиться своей историей. А Вы …»

Однажды по телеканалу «Культура» показали фильм Владимира Хотиненко «Наследники». Большая часть действия происходит в студии ток-шоу, где политолог, историк и патриот во главе с ведущим обсуждают вопросы русской истории.
– Наша задача – научить людей гордиться своей историей, – говорит политолог.
– Быть русским – это значит встать перед непобедимым врагом и выстоять! – утверждает патриот.
– Да не было в 14 веке никакого русского народа, – утверждает историк. – Нацию русскую раньше 16 века искать бессмысленно.
– Кому полезна эта ваша истина?! – возмутился патриот. – Много найдётся желающих покопаться в нашем грязном белье. Но самим-то зачем ворошить? Народ должен гордиться своим прошлым!
– Гордиться придуманным прошлым или настоящим? – недоумевает историк. – Я всегда считал, что для наших патриотов-государственников народ это ребёнок, причём ребёнок умственно неполноценный.
– Всякая власть хочет, чтобы её облизывали, – говорит ведущий. – И чем она самоуправней, чем она беззаконней, тем больше нуждается в подтверждении, что всякая власть от Бога. И церковь уже тысячу лет как откликается на этот запрос.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, выбирать веру и крестить насильно противоречит самой сути веры. Вера – это дар Божий, таинство, дело сугубо личное, духовно интимное.
Вера обретается не благодаря воле монарха, а благодаря воле Господа.
Погружение в воду не является крещением, если не сопровождается духовным изменением. Нужно переродиться, стать другим человеком, для которого духовное становится важнее, чем материальное.

Сознание людей мифологично, они не могут жить без сказок и мифов. Люди хотят верить в «доброго царя батюшку», верить в святых, им поклоняться. Но не надо обманывать людей, под видом «мифа» впихивая им неправду.

Однажды видел у храма большую очередь за «святой водой». К розливу подошёл охранявший порядок милиционер и попросил служителя налить ему «святой водички» для себя и друзей вне очереди.

Нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь.

Но даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счёту, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймёшь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

P.S. Один депутат готовит к внесению в Госдуму законопроект о защите национальной гордости России, которым предложит установить ответственность за публичные оскорбления явлений, к которым в стране относятся с особым почтением.

Вы можете посадить меня в тюрьму, вы можете даже отсечь мне голову, но я утверждал и буду утверждать, что крещение нельзя проводить насильственно, даже ради объединения Руси!

А по Вашему мнению, В ЧЁМ ПРАВДА КРЕЩЕНИЯ И ДОМЫСЛЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.

Самые большие галактики во Вселенной — Топ-8

Самые большие галактики во Вселенной — Топ-8

Представьте себе, что галактики — это города. А их звезды и планеты — это дома. Только расстояния в космосе намного более масштабные, их трудно вообразить. Рассказываем про космических обладателей рекордов.

Елена Маслова

9 ноября 2022

Чего мы не знаем о затмениях

Чего мы не знаем о затмениях

Почему это астрономическое явление до сих пор вызывает ажиотаж у людей по всему миру? И как наука смогла развеять самые устойчивые мифы о затмениях?  

Елена Щипцова

8 ноября 2022

Зачем осьминогу три сердца ? 

Зачем осьминогу три сердца ? 

А если одно удалить, он выживет? Биолог Федор Лищенко рассказал «Моей Планете» об осьминогах много такого, чему можно только позавидовать

Юлия Скопич

7 ноября 2022

Ворону-футболистку засняли на спортплощадке в Петербурге

9 ноября 2022

Российские мореплаватели совершили поход к «Земле Санникова»

9 ноября 2022

Найдены более 20 редких статуй, лежавших в грязи 2000 лет

9 ноября 2022

Дубай и Абу-Даби сняли все антиковидные ограничения

9 ноября 2022

Семь фактов про ворон и воронов

Самые опасные животные России

Бессмертная медуза

Большое тихоокеанское мусорное пятно

10 самых больших самолетов в мире

Иностранцы о русских мультфильмах

Самые глубокие станции метро в мире: топ-10

Как Владимир крестил Русь


В августе 988 года глашатаи князя Владимира Святославича прошествовали по улицам и площадям стольного Киева, крича так, чтобы слышали все – от мала до велика: «Если не придет кто завтра на реку – богатый ли, убогий ли, нищий ли, холоп ли, – будет мне врагом!» А поскольку никому не хотелось обретать недруга в лице многовластного и шумно известного суверена, утром следующего дня аристократия, народ и рабы стали стекаться к живописному берегу Днепра…


КУДА КНЯЗЬ С НАРЯДОМ, ТУДА И МЫ С ОТРЯДОМ


Твердая монаршая воля творила настоящие чудеса. Когда Владимир, окруженный боярами, дружинниками и греческими священниками, приблизился к речным приплесам, он узрел бессчетное число горожан – тех, кто пришел познать истину. Они уже стояли в воде: одни – до шеи, другие – по грудь, иные – по пояс, некоторые держали на руках младенцев, а взрослые (степенные!) люди, как водится, неспешно бродили по мелководью или береговой кромке, ожидая главного действа. Попы, словно ничего не видя и не слыша, читали молитвы. День оказался солнечным, приветливым, теплым, «и бяше се видети, – сообщала «Повесть временных лет», – радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых (и была видна радость на небе и земле, ибо столько душ находили спасение)».


Впрочем, летопись указывает и на то, что не все испытывали счастливые чувства. «Диавол», например, стенал, жалуясь на судьбу: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести жилище, ибо не звучало тут учение апостольское и не знали Бога, и умилялся я служению тех, кто служил мне. И вот побежден я невеждой (то есть толпами простолюдинов, пожелавших или согласившихся принять крещение – Я.Е.), а не апостолами и не мучениками за веру. Не буду уже более царствовать в краях сих!» И с этими словами бедняга удалился восвояси…


Легенда гласит: византийские священники, сознавая, что крестить бесчисленные народные массы в индивидуальном порядке невозможно и немыслимо, решили проводить погружение в воду крупными группами. Крестили сотнями, давая каждой общее имя, причем чаще всего нарекали Иванами и Петрами. Из реки выходили тысячи новообращенных Петров (по-гречески «камень») и Иванов, или Иоаннов (по-древнееврейски «благодать Божия»). Женщин предпочитали «ласкать» именем Мария (по-древнееврейски «госпожа»). Отсюда в русском национальном фольклоре сложилась стойкая семейная формула «Иван да Марья» (перешедшая позднее даже в ботанику, на некоторые растения). Разумеется, попы применяли и другие имена, но таковые использовались (во всяком случае, поначалу) гораздо реже…


Славный акт христианского крещения, занявший, по всей вероятности, пару-тройку дней, заканчивался. Законопослушный народ расходился по домам. Князь Владимир, чрезвычайно довольный удачным завершением важнейшего и ответственейшего мероприятия, посмотрел на небеса и, по свидетельству летописца, произнес незабываемую историческую фразу: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей своих и дай им, Господи, познать тебя, Бога Истинного, как познали христианские страны. Утверди в них веру правильную и неуклонную и помоги мне, Господи, против диавола – да одолею козни его, надеясь на Тебя и силу Твою…»


Вслед за Крещением в столице, да и по всей Руси развернулось оживленное церковное созидание. В стране были учреждены три, подчиненные митрополиту, епископии – Киевская, Новгородская и Белгородская. Плотники исправно «рубили» изящные храмы, а опытные каменщики, в свой черед, ставили прекрасные фундаментальные соборы. На холме, где совсем недавно красовалось капище златоусого Перуна и прочих языческих идолов, была возведена церковь Святого Василия Великого (архиепископа Кесарийского, жившего и проповедовавшего в IV веке на просторах всего античного мира). Владимир Святославич ценил знаменитого богослова еще и потому, что при крещении в Херсонесе был назван в его честь сим громким христианским именем.


Следующим творением стал прославленный каменный храм Успения Святой Богородицы, заложенный на том месте, где в 983 году язычники убили по кровавому жребию двух христиан-варягов – сына, Иоанна, и отца, Феодора. Этому Дому Божию предназначалась эксклюзивная духовно-пропагандистская роль: князь повелел выделить на его содержание солидные доходы – «от именья своего и от град (городов – Я.Е.) своих десятую часть». Оттого чудесная церковь, простоявшая около четверти тысячелетия, до самого Батыева нашествия в 1240 году, вошла в историю русского православия под названием Десятинной. Недаром ее проектировали и расписывали лучшие мастера из Константинополя. Вскоре выросли новые соборы: киевский – Святого Михаила Архангела (кому был соименен первый русский митрополит Михаил) и васильевский (недалеко от столицы) – Спаса Преображения.


Много было сделано для устройства и укрепления молодой церковной организации. Киевским городским епископом стал корсунец Анастас (тот самый человек, что в разгар летних боевых схваток послал в русский стан записку, открывшую тайну водоснабжения всего Херсонеса, что помогло Владимиру взять фортецию на щит). А духовно, как выражается клир, окормлять новгородцев направили тоже крымского выходца – Иоакима Корсунянина. Церковь получила свой особый устав, а гражданско-уголовные дела двух специфических разрядов (по преступлениям против «святости» и семейным спорам) перешли из компетенции светского (княжеского) суда в ведение клерикального начальства. Та же мера коснулась и «церковных людей» (духовенства, служек и медиков) – их поведение могли разбирать только судьи в рясах.


НАД ВОЛХОВОМ, СИНЕЮЩИМ СВЕТЛО…


Киевский этап Крещения прошел сравнительно легко и спокойно. Куда сложнее обстояло на севере, где народ не обладал южной широтой взглядов и обеими руками держался за дедовское многобожие. По некоторым данным, сам митрополит Михаил, а с ним епископы (в сопровождении храброго Добрыни – дяди, по материнской линии, князя Владимира Святославича) ходили по северному маршруту, крестя обывателей и закладывая христианские церкви вместо языческих капищ.


Как полагает видный историк Сергей Соловьев, вся экспедиция двигалась по традиционному водному пути «из варяг в греки» – только на сей раз в обратную сторону (как бы «из греков в варяги»). Сперва плыли вверх по Днепру, потом волоком – на протяжении 30 километров – тащили лодки и суда посуху к реке Ловати, а затем – через озеро Ильмень – поднимались по Волхову к Господину Великому Новгороду. Оттуда (наверное, и по сухопутью, и водой, по Шексне) добирались до восточных районов, до старинного Ростова.


Население сих полуденных краев было настроено, в отличие от благодушных киевлян, весьма боевито. Когда новгородцы, по словам Иоакимовой летописи, узнали, что приближается дружина под командованием Добрыни, они оперативно созвали народное вече и поклялись, как один человек, неприятеля в город не пускать и идолов на ниспровержение не давать. Язычники разметали широкий, удобный для прохода мост и выстроились на берегу с оружием и двумя мощными камнестрельными машинами (пороками). Добрыня, как и положено истому христианину, попытался склонить их к правде «ласковыми речами». Проповедь, однако, не имела успеха. Повстанцев усердно подбивал к неповиновению некий языческий жрец (волхв) Богомил, прозванный за редкий ораторский дар Соловьем.


Княжеская рать понимала, что нужны смелые и решительные шаги. Окруженный священниками епископ Иоаким молча взирал на грустный раздор с Торговой стороны. Духовные лица ходили по рынкам и площадям, рассказывая встречным о сути нового вероучения. За два дня удалось окрестить несколько сот человек, но это, естественно, была капля в море. А на противоположной, Софийской, стороне творилось нечто невообразимое. Тамошний тысяцкий с колоритным именем Угоняй, разъезжая по улицам на добром коне, кричал во все горло: «Лучше помереть нам до последнего, нежели дать богов наших на поругание!»


Слушая горячие призывы, чернь рассвирепела и устремилась к богатому терему Добрыни, поставленному здесь с той давней поры, когда князь Святослав-Барс, отбывая из Киева в Дунайскую Болгарию, внял мольбам новгородских посланников и отрядил править волховскими привольями своего младшего, внебрачного сына Владимира, который воссел на местном «столе» под опекой заботливого дяди. Имущество бесстрашного воеводы растащили до нитки, убили (или избили) его жену, а также кого-то из родственников. Теперь медлить было нельзя.


Киевский тысяцкий Путята, по договоренности с Добрыней, тайно оснастил лодки и, посадив туда полтысячи бойцов-ростовцев, верных князю Владимиру, перебрался ночью на Софийский берег («выше крепости») и беспрепятственно прошел вдоль и поперек, ибо горожане наивно думали, что реку переплывает подкрепление – свои же, языческие воины. Путята быстро овладел двором мятежного Угоняя и, пленив его вкупе с «лучшими людьми», отослал на судах к Добрыне, на Торговую сторону. Впрочем, окончательное торжество было еще не близко.


Когда весть об успехе нападавших разнеслась по Новгороду, бунтовщики ощутили прилив дикой ярости. Гневная – в пять тысяч человек – толпа обступила лагерь «десантников» и обрушила на него жестокие, безжалостные удары. Смутьяны бросились и на Неревский конец, к старинному храму Преображения, разметав церковь по бревнышку. Вспыхнули грабежи в христианских домах. Княжеских дружинников опять выручила искусная маскировка: на рассвете подоспели хорошо вооруженные Добрынины молодцы. Полководец приказал, кроме того, запалить пару-тройку прибрежных жилищ. Ветер переносил искры на соседние крыши, стены, амбары, палисадники…


Многие повстанцы в ужасе кинулись тушить пожар и спасать хозяйство. Началась общая паника. Оборона дрогнула, и знатнейшие новгородские вожди «притекли» в ставку к Добрыне, униженно прося мира. Победители тотчас прервали уличные сечи и категорически запретили какие-либо разбои. Зато велели немедленно уничтожать знамя мятежа – языческих идолов: деревянных жечь, а каменных ломать и сбрасывать в Волхов. Народ, видя крах прежней веры, стонал и рыдал: мужчины и женщины со слезами и криками, словно дети, умоляли пощадить своих привычных богов. Но Добрыня был несгибаем.


С насмешкой процедил он сквозь зубы: «Нечего вам жалеть о тех, кто сам себя защищать не в силах. Какой пользы от них чаете?» Далее события разворачивались по киевскому сценарию: везде засновали глашатаи, звавшие обывателей креститься в реке. Местный посадник, Воробей сын Стоянов (чиновник, давно знакомый с князем Владимиром), самолично отправился на городской торг и, употребив свое недюжинное красноречие, не уступавшее дарованиям языческого волхва Богомила-Соловья, склонил к компромиссу значительную часть народа. Густая цепь добровольно двинулась к воде, а тех, кто противился, дружинники вели под копьем и палицей…


Сама процедура прошла с соблюдением всех нравственных норм: священники «окунали» мужчин выше моста, а слабый пол – ниже, по течению. Не обошлось, впрочем, без языческих уловок: иные многобожники, уклоняясь от христианского таинства, клялись отцом и матерью, что они-де уже приобщены к новому Закону и в повторной инициации не нуждаются. Хитрость не удалась: епископ Иоаким потребовал, чтобы христиане надели на шею кресты, а уверений тех, у кого таковых не было («дома забыл!»), распорядился не воспринимать, отсылая обманщиков к реке, под присмотр бдительных попов. Но новгородцы, смирившись наружно, не смирились душой: и годы спустя, садясь в лодку или на баржу, они – после надлежащих христианских молитв – опускали в волховские волны монету, дабы умилостивить обиженного Перуна и избежать дорожных неприятностей.


Разметанную церковь Преображения восстановили и расписали краше прежнего. Наведя на севере должный порядок, триумфаторы возвратились на Днепр. А вслед им тянулась обидная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Действительно, атмосферы благостного народного праздника, которая царила в Киеве, на берегах Волхова не чувствовалось. Вся акция напоминала чем-то калейдоскоп событий, пронесшихся в России через девять с лишним столетий. Октябрьский государственный переворот, каковой коммунисты учинили в Петрограде с легкостью необыкновенной, внезапно забуксовал в старой столице – Первопрестольной Москве, где кровопролитные бои между юнкерами и красногвардейцами грохотали более недели, вплоть до ноября. Тем не менее, в обоих случаях (и в конце X, и в начале XX века) социальные силы, за которыми в тот момент стояла жесткая историческая необходимость, оказались наверху – безусловными хозяевами положения.


ПРЕБУДЬ ЖЕ С ГОСПОДОМ ВСЕГДА…


Князю Владимиру Святославичу удалось, используя два стержневых политико-воспитательных орудия – кнут и пряник, – решить судьбоносную идеологическую задачу, спрямлявшую и упрощавшую дальнейшее государственное строительство. Конечно, говорить о прочном водворении веры Христовой на бескрайних русских просторах было еще рано. Дореволюционные специалисты указывают, что христианство распространилось преимущественно по узкой полосе вдоль великого водного пути «из варяг в греки» (между Новгородом и Киевом). К востоку же от Днепра – по Оке и Верхней Волге (в том числе и в относительно значимом центре Ростове, что расположен сейчас в Ярославской области) – эта религия еще не укоренилась в полной мере.


Например, иноки Киево-Печерского монастыря будут впоследствии нести христианство в земли вятичей и веси, и многих чернецов, увы, убьют местные язычники, а Церковь причислит их к лику мучеников. Да что рассуждать, если сам преподобный Иларион, бывший митрополитом Русским при Ярославе Мудром (сыне князя Владимира от гордой Рогнеды), называл отечественных верующих малым стадом Христовым («не взгнушайся, аще и мало стадо»).


Не грех воздать честь энергии и доблести Владимира Святославича, кто в трудный переходный период от многобожия к единобожию усердно сеял христианские ценности к западу от Днепра – в областях, лежавших рядом с польскими рубежами. Где-то в 992 году, взяв с собой епископов, монарх крестил население Червенской земли, отошедшей под русское подданство. Здесь был основан город Владимир и «срублена» деревянная церковь Святой Богородицы. Живший в XVIII столетии пионер русской историографии Василий Татищев иронизировал, что град Владимир Волынский зачастую путают с Владимиром-на-Клязьме, заложенном при правнуке Равноапостольного князя – Владимире II Мономахе.


Но в форпосте на Волыни сразу же появилась самостоятельная, подвластная киевскому митрополиту, епископия, тогда как «на Клязьме до Георгия (Мономахова сына, Юрия Долгорукого – Я. Е.) нигде не упоминается…». Да и сам город Владимир Клязьменский, ставший в конце XII века, лет за семьдесят до монгольского вторжения, общерусской столицей, начал расцветать только при отпрысках Юрия Долгорукого (от разных матерей, половчанки и гречанки) – Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо…


Христианизация Руси имела громадное положительное (или, как выражаются левые теоретики, прогрессивное) значение. Единобожная, монотеистическая вера резко осовременила, модернизировала Червонную державу, отчеканила определенные грани феодализированного уклада, сблизила страну с западными государствами и протянула мост к пышной византийской и европейской культуре. У нас стремительно упрочивалась церковная иерархия, возникшая уже после крещения киевских горожан.


Повелевал клиром митрополит, назначаемый, как правило, из Константинопольской патриархии (сначала – Михаил, а по смерти его в 992 году, горько оплаканной народом, – Леон, или Леонтий). Перед высоким иерархом склонялись епископы, число которых постепенно умножилось до пятнадцати. Раннее духовное начальство происходило, как замечает профессор Владимир Мавродин, из белого, а не черного духовенства, то есть из церквей, а не скитов и обителей. Монашеское служение и сами монастыри появляются лишь в XI веке, при Ярославе Владимировиче Мудром. Но, невзирая ни на какие тонкости, полномочия митрополита, пишет учитель детей последнего русского самодержца Сергей Платонов (умерший в январе 1933-го в самарской ссылке), простиралась на всю тогдашнюю Русь и объединяла клир всех регионов и уровней.


С христианством пришли письменность и книжная ученость. Богослужебные и богословские (священные) сочинения были принесены к нам на доступном аристократической верхушке славянском языке, на который эти труды переложили еще в IX веке греко-славянские просветители братья Кирилл и Мефодий и их болгарские последователи. Зарождается правильное образование юных возрастов. Власти учреждают школы, где преподают священники: в окружении Владимира хотели, чтобы штат церковнослужителей формировался не только за счет греков и болгар, но, прежде всего, из коренных русских. Кстати, семьсот лет спустя Петр I тоже требовал, чтобы иноземные мастера и академики готовили себе достойную русскую смену…


Князь предписал учитывать детей в семьях «лучших граждан» и отдавать их в книжное учение. Тогдашняя невежественная знать встретила сей указ в штыки: матери, говорит Сергей Соловьев, провожая сыновей в школу, «плакали по них, как по мертвых… потому что еще не утвердились верою». Мальчишек развели по церквам к священникам, диаконам и служителям (причту). Параллельно «набивали руку» так называемые книжники – любители просвещения, собиравшие и переписывавшие переводную литературу. Лет через пятьдесят-шестьдесят такие квалифицированные «ремесленники» сосредоточились в монастырских кельях.


ВНЕМЛЕТ НИЩЕГО МОЛИТВЕ, ВЫСШИЙ ПРОМЫСЕЛ ТВОРЯ…


Заведенный по великому Крещению церковный суд мало-помалу вставал на юридический фундамент. Связанных с клиром лиц судили (да и управляли ими в будничной жизни) по традициям старшей, Греческой, церкви и в соответствии со статьями отдельного сборника законов – Номоканона. На Руси сей кодекс называли (с подачи болгарских переводчиков, «толмачей») Кормчей книгой. В этом своде содержались обширные духовные правила, данные от христианских апостолов и Вселенских соборов, а равно гражданские параграфы, принятые при различных православных византийских кесарях.


Для Церкви, помимо того, были нарезаны внушительные земельные угодья, где пахали и косили холопы и зависимые крестьяне. Белое духовенство, а в позднейшие времена и монашеская братия вели там энергичную хозяйственную деятельность, опираясь на византийские обычаи, нормы, законы и устанавливая такие практико-юридические отношения с земледельцами-тружениками, какие бытовали в средневековой, императорской Греции. Справедливости ради добавим, что клир боролся с очевидными издержками рабства: осуждал продажу бесправных невольников в «поганыя» (чужеземным язычникам вроде печенегов и половцев), спекуляцию холопами и дурное обращение с ними и их домочадцами. Строжайше запрещались столь любимые кровожадными многобожниками человеческие жертвоприношения: святые отцы («честные отче») грозили злодеям вечными муками в аду.


В какой-то степени воспроизводилась социально-психологическая «матрица» закатных веков античного мира. Христианская Церковь, пробившаяся наверх в IV столетии, при римских императорах Константине и Феодосии, тоже прекратила чудовищные гладиаторские ристалища, когда праздная, сибаритствующая публика, вольготно раскинувшись в цирковых ложах, решала голосованием, сохранить или не сохранить «живот» поверженному на арене герою. Именно из этих отмененных потешных сражений и выросли такие феодальные забавы, как рыцарские турниры, корриды с быками, петушиные и собачьи бои, да и тараканьи бега. Римско-христианские иерархи воспретили бессудные расправы хозяев-латифундистов с рабами, требуя, чтобы и на этих несчастных смотрели не как на «говорящее орудие», а как на чад Божиих. Русская Церковь, проводя с X века ту же гуманитарную линию, показала себя надежной преемницей и продолжательницей классических христианских заветов.


Преображались и семейно-брачные устои. Клир провозглашал преимущества индивидуальной (моногамной) семьи, которая складывалась из мужа, жены и их поросли. Осуждался патриархальный брак, собиравший под общей крышей в доме старого отца – деда! – семьи его повзрослевших сыновей. Далеко ли тут до греха? Любопытно, что той же критической логикой вдохновлялся в начале прошлого века премьер Петр Столыпин, чьи частнособственнические реформы объективно разваливали патриархальную и артельную (так сказать, договорную) семьи, сохранявшиеся в русской деревне еще и сто лет назад, в цивилизованную эпоху.


Церковь без колебаний отвергла присущее язычеству многоженство, возмущаясь, что иные «без стыда и без страху две жены имеют». Гневаясь, что некоторые обладают наряду с законной, «водимой» супругой сторонними наложницами («аще две жены кто водит»). Порицая насильственное умыкание прекрасных сильфид («аще кто умчит девку»). Вытаптывая архаичную кровную месть. Сам князь Владимир, пользовавшийся (как некогда царь Соломон) услугами пяти венчанных половин и 800 наложниц в Вышгороде, Белгороде и селе Берестове, оставил себе только принцессу Анну, а похотливых красавиц распустил по домам.


Избалованные любушки, привыкшие к сытным даровым хлебам, отказывались покидать родимые очаги, и дружинникам, не преуспевшим в морально-этическом воздействии, пришлось применить к нежным чаровницам меры принудительного характера. Бабий бунт был подавлен. Многие вышли потом замуж за воинов, а то и за бояр. Княгине Рогнеде – самой строптивой из всех монарших жен-метресс – тоже предложили на выбор брак с каким-нибудь аристократом. Но самолюбивая и неукротимая амазонка презрела соблазны мира сего, предпочтя «уневеститься Христу» и принять постриг под именем инокини Анастасии. Думается, у себя в вотчине, поскольку отлаженных монастырских обителей на Руси еще не было…


Греческое православие, шествуя по славянским пределам, стремительно русифицировалось. Оно, вопреки расчетам константинопольских кесарей, не стало рычагом подчинения Киевского государства византийским геополитическим интересам. Наоборот, христианская вера способствовала укреплению и возвеличению Червонной Руси, могучему «разлету» ее державных границ и плодотворному отпору степным кочевникам. Плюсы состояли и в том, что южное православие терпимее, чем западноевропейское католичество, реагировало на родовые особенности юного христианизируемого общества.


Русь – без вариантов! – выиграла в культурном плане, ибо языком церковных богослужений и религиозных книг, влиявших на сознание элиты и народа, осталась древнеславянская речь, на которой люди изъяснялись в своей повседневной жизни. А певучее греческое слово превратилось в образовательное подспорье наших духовных, клерикальных кругов. На Руси не знали столь прискорбного разрыва между языком Церкви и языком масс, как на Западе, где торжественные латинские молитвы были чужды и непонятны миллионам простых, неграмотных англичан, французов, немцев, испанцев, чехов, поляков, скандинавов, прибалтов. Сей вредный перекос европейцы начали исправлять лишь на этапе бурной Реформации, с XVI века, тогда как Русь не ведала этих обременительных забот.

Память о Крещении Киевской Руси

Святой благоверный князь Владимир, Креститель Руси

Мои глубочайшие извинения за то, что это воспоминание приходит довольно поздно, но важно отметить крещение великого князя св. позже предоставит убежище тем англичанам, которые бежали от разрушительного вторжения Вильгельма Бастарда. Долг чести, который мы, православные, перед великим князем св. Владимиром почти так же велик, как и перед святыми отцами нашими среди святых свв. Кирилл и Мефодий.

Эта история знакома русским, но, возможно, не очень американцам или британцам. Рассказывают, что св.Владимир, поняв, что языческие боги его предков не могут принести единства его народу, жаждавшему истин, провозглашаемых великими авраамическими религиями, отправил послов в страны, следующие за каждой из них: исламскую Болгарию, иудейскую Хазарию. , романистская Германия и православная Византия. Ислам Владимир отверг из-за его строгости и суровости, чувствуя, что в их вере нет радости, и особенно отвергая исламские табу на употребление алкоголя и употребление в пищу свинины. На иудаизм Владимир тоже смотрел косо из-за его ограничений в питании, а также из-за утраты Иерусалимского Храма. Владимир также слышал доклады своих посланников в Германии, которые находили ее храмы слишком строгими и слишком безжизненными. Но по рассказу посланников, дошедших до Константинополя, Владимир услышал от них, что, войдя там в Святую Софию, они «не знали, где находятся, на небе или на земле». Услышав это известие, святой великий князь решил крестить себя и своих соотечественников в православную веру, но, конечно, влияние бабки его св. равноапостольной Ольги было немалым.

С. Во время своего обращения Владимир претерпел великую трансформацию духа и характера. Если раньше он был жестоким, своенравным и вел развратную жизнь в окружении восьмисот наложниц, то позже он отослал их всех и женился на греческой христианской принцессе Византии Анне, которой оставался верным до конца своей земной жизни. Он разрушил изваяния языческих богов, воздвигнутые им ранее в своей жизни, в том числе статую Перуна, которую он воздвиг в Киеве, и воздвиг на их месте великие монастыри и церкви. В своем первоначальном импульсивном рвении к исправлению себя («но так красиво импульсивно!» — восклицал в одном из писем славянофил-философ Иван Киреевский) он первоначально стремился простить и освободить всех преступников, которых он арестовал и посадил, но сама Церковь не позволять ему этого делать, заботясь о сохранении государства и его обязанностей и четко отделяя их от своих собственных духовных обязанностей внутри Церкви. Всякий раз, когда св. Владимир устраивал пир, он велел брать пищу и раздавать бедным и больным, где бы он ни находился. Но то преображение, которое произвел в себе св. Владимир, видно и в христианском государстве, которое он основал в Киеве: государстве, отменившем смертную казнь, не терпящем пыток и увечий и установившем одно из первая и самая обширная система социального обеспечения средневековья.

Невероятно прискорбно, что праздник св. Владимира должен был пройти к этому году, когда земли, которыми он правил, так жестоко разделились друг от друга в братоубийственной междоусобице, которая разделяет наследников Православия в Киеве и остальной Украине от своих братьев в Москве, Новгороде и во всех других землях, управляемых этим святым и благоверным князем. Эта распря не совсем от них самих, но ради блаженного Владимира, который не хотел бы ее иначе, должна разрешиться мирно и без взаимных упреков.

Святой князь Владимир, который ради своего народа пошел по стопам святого апостола Павла и отложил мирские сокровища в погоне за той единой драгоценной жемчужиной христианской истины, ходатайствуй о нас, грешных, перед Господом нашим Иисусом Христом. (И, пожалуйста, прости особенно этого грешника за то, что он поздно вспомнил о тебе!)

ПЦА представлена ​​на 1030-летии Крещения Руси в Киеве — Православие в Америке

Перейти к содержанию

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Изначально эта запись была опубликована на сайте

Митрополит Онуфрий приветствует о. Даниил Андреюк.

По благословению Блаженнейшего Митрополита Тихона представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате протоиерей Даниил Андреюк был в числе тех, кто принял участие в праздновании 1030-летия Крещения Киевской Руси на минувшей неделе июля 2018 года.

Отец Даниил присоединился к представителям 12 автокефальных Православных Церквей мира на торжестве, которое началось в пятницу, 27 июля, с молебна на Владимирской горке в Киеве под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. .

Фр. Даниил (крайний справа) на Владимирской горке.

«Крестный ход под предводительством митрополита Онуфрия — пешком около шести километров — направился к Печерскому монастырю, — сообщил отец Даниил. «Примерно 250 000 участников, это шествие было самым масштабным за последние годы».

Митрополит Онуфрий также возглавил богослужение на площади перед Успенским собором Печерского монастыря, где также сослужил Божественную литургию в субботу 28 июля с иерархами Украинской Православной Церкви, приглашенными иерархами , а также представители Церквей Александрии, Иерусалима, России, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки.

Десятки тысяч верующих прошли от Владимирской горки до Киево-Печерского монастыря.

г. По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий призвал верующих оставаться «верными чадами святого Владимира», принесшего православие в Киевскую Русь в 988 году н.э.

«Очень чувствовалось единство и поддержка митрополита Онуфрия, — заметил отец Даниил, передавший приветствие от имени митрополита Тихона и Православной Церкви в Америке. Аналогичные поздравления по этому случаю были направлены Святейшему Патриарху Московскому Кириллу. Тексты обоих приветствий приведены ниже.

Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона

Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию
1030-летие Крещения Руси
25 июля 2018

Ваше Блаженство, Возлюбленный Брат во Христе:

Это Встречайте и правильно, что 1030-летие Крещения Руси празднуется в Киеве и в день, когда Святая Церковь празднует Святого Владимира, Великого Князя Киевского и Равноапостольного.

Митрополит Онуфрий прибывает на субботнюю Божественную литургию.

Выбор святого Владимира привел ко Христу миллионы людей. То, что было Киевской Русью в 988 году, в 2018 году — это огромная территория трех суверенных государств — Украины, Белоруссии и России. Хотя эти страны имеют разные культуры, политические и социальные условия и текущие проблемы, они разделяют общее духовное и культурное наследие.

Празднование дня святого Владимира и Крещения Руси в Киеве имеет особое историческое значение, поскольку именно в Киеве произошло Крещение Руси и был открыт путь к православной христианской вере для миллионов мужчин и женщин из поколения в поколение . В Православной Церкви в Америке многие наши верующие в США и Канаде также являются наследниками Крещения Руси и дорожат своей связью с Киевской купелью.

От имени Священного Синода и духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви в Америке направляю Вашему Блаженству поздравительное послание и моему представителю протоиерею Даниилу Андреюку, настоятелю прихода Святой Екатерины в Москве, находящемуся поездка в Киев после посещения 19-го Всеамериканского Собора нашей Церкви в Сент-Луисе, штат Миссури.

Просим Ваше Блаженство Ваших святых молитв и заверяем Вас в наших молитвах за Вас и Украинскую Православную Церковь.

С любовью о Господе,

Ваш брат и сослужитель,

+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады

Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона

Святейшему Патриарху Кириллу и всем Россия
1030-летие Крещения Руси
28 июля 2018 г.

о. Даниил служит за Божественной литургией.

Ваше Святейшество, Дорогой Брат во Христе:

День памяти великого князя Владимира равноапостольного совпадает с празднованием 1030-летия Крещения Руси. Киевская Русь была родиной православия в России, Украине и Белоруссии.

Следовательно, торжества святого Владимира и годовщина Крещения Руси символизируют и выражают братство трех суверенных народов. Они становятся горячими молитвами о мире и благополучии трех народов.

Фр. Даниил, третий слева, с приглашенным духовенством.

Пользуясь случаем, выражаю Вашему Святейшеству нашу любовь и заверяю Вас в наших молитвах за Вас, Вашу Святую Церковь и народы России, Украины и Белоруссии.

Прошу Ваших Святейшеств молитв о Православной Церкви в Америке и ее миссии в Северной Америке.

Ваш брат и сослужитель,

+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады

Поиск:

Последние сообщения

  • Помощь нашим детям в их щедрости
  • Инвестируйте в будущее Церкви: поддержите Свято-Софийскую семинарию в Благодатный вторник, 29 ноября
  • Профессор семинарии едет в Белград
  • Заказывайте осенне-зимние куртки с логотипом УПЦ США
  • Выступление при рукоположении во иерей диакона Михаила Гиавриса

Категории

  • Юрисдикции
  • Министерства
  • семинарии

Архивы

Архивы
Выбрать месяц ноябрь 2022 октябрь 2022 сентябрь 2022 август 2022 июль 2022 июнь 2022 май 2022 апрель 2022 март 2022 февраль 2022 январь 2022 декабрь 2021 ноябрь 2021 октябрь 2021 сентябрь 2021 август 2021 июль 2021 июнь 2021 май 2021 2 февраль 2021 март 2021 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г.