Русь и крестоносцы: Русь и крестоносцы в XIII веке

Шведские крестовые походы на Русь

В 1700 году началась крупнейшая из многих русско-шведских войн. Длилась она 21 год. Цели войны были такими же, как и 500 лет назад: обладание прибалтийскими землями. Но закончилась она поражением Швеции. Победа в этой войне позволила России стать империей с сильными флотом и армией.

Интересно, что многие военные конфликты со Швецией имели еще и религиозный подтекст.

Новгородцы на страже

Шведские викинги постоянно обращали свой взор на восток. Они активно действовали на Неве, их торговые суда были частыми гостями на берегах Ладоги. Но вот после 988 года, когда Русь приняла православие, отношения между Новгородом и шведами стали ухудшаться: скандинавы принимали христианство не сразу, языческие традиции там были сильны.

Основной способ войны и торговле на Балтике — морской

Источник: pinterest.ru


В 997 году шведы организовали военный поход на Ладогу и разорили город, а в 1015 году повторили нападение. Только после того, как Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Ингигерде, конфликт был урегулирован.

Какое-то время удавалось жить более-менее по-соседски, мирно. Но со второй четверти XII века с усилением раздробленности Господин Великий Новгород стал вести все более самостоятельную политику. Между новгородцами и Швецией вновь стали возникать военные конфликты. Так, в 1164 году мощный шведский флот подступил к Ладоге, но был разбит новгородскими войсками под началом князя Святослава Ростиславовича и посадника Захария.

Остались свидетельства, что и новгородцы, и их союзники карелы весь XII век организовывали дерзкие вылазки на шведские земли. В 1187 году в результате набега на шведский город Сигтуна был убит архиепископ Уппсальский и захвачены городские ворота, которые затем установили в Софийском соборе Новгорода в качестве военного трофея.

Походы благославляла Католическая церковь

Источник: pinterest.ru


Характерно, что всех своих восточных соседей, с которыми шведы вели военные действия, поздно принявшие христианство скандинавы считали «язычниками». Стало быть, и многие боевые операции проходили под знаменами насаждения христианства. Так, «крестовый» поход в 1150 году против Финляндии закончился тем, что финны стали католиками. Подобная задача ставилась и против народов, населявших новгородские земли, и против их соседей.

Постоянные столкновения в тот момент даже вынудили новгородцев на время прекратить морскую торговлю. Только в 1195 году, после заключения договора между Новгородом, немцами и шведами столкновения практически прекратились. Договор обеспечил свободное посещение новгородцами немецких и шведских земель, а их обитатели из числа торговых людей стали желанными гостями в Новгороде.

Крестом и мечом

Новым этапом противостояния стал XIII век, когда русские земли были обескровлены набегами монголов. Основатель инквизиции папа Григорий IX одобрил так называемые северные крестовые походы против Руси под предлогом защиты «новокрещенных финнов». Для этого были мобилизованы ливонские рыцари, датские и шведские воинские контингенты.

Основной вид боевого и торгового корабля

Источник: pinterest.ru


Результаты этих походов мы с вами прекрасно знаем. Российское военно-историческое общество неоднократно писало и о Невской битве летом 1240 года и о Ледовом побоище, которое состоялось весной 1242 года. В результате русские земли на какое-то время обезопасили свои западные границы, замечательный полководец, новгородский князь Александр Ярославович получил прозвище Невский, а шведы были вынуждены переключить свое внимание на Финляндию, которую и покорили в 1249-1250 годах.

Вновь шведы решили попытать счастья в 1284 году. Они пришли на Ладожское озеро, чтобы собрать дань с подвластных новгородцам карел. На обратном пути в устье Невы их встретили новгородцы с посадником Семеном и уничтожили большую часть шведских кораблей. В 1293 году шведы захватили Западную Карелию и построили на этих землях Выборгский замок и крепость Кексгольм. Новгородцы смогли разрушить Кексгольм, а вот осада Выборга тогда была неудачной.

Крепкий Орешек

И начало XIV века было отмечено постоянным военным противостоянием со шведами. В 1323 году новгородцы основали крепость Орешек, которая контролировала Неву у ее истоков из Ладожского озера.

Новгородские ратники

Источник: pinterest.ru


В 1323 году был заключен первый мирный договор между Новгородом и Швецией, а чуть позже – между Новгородом и Норвегией. Договор предполагал «вечный мир» в регионе, но на самом деле он стал лишь короткой передышкой.

10 лет продолжался «вечный мир», потом неуемные шведы заскучали и решили возобновить конфликт. Повод был прежним. Скандинавы потребовали от новгородцев признать власть папы римского. Хитрые новгородцы даже приняли участие в дебатах с католическими теологами на тему, какая вера лучше. Спор закончился тем, что шведский король в 1348 году высадил десант на Березовом острове, а в августе овладел городом Ореховцом. Ответа новгородцев ждать долго не пришлось. Они разбили шведский флот на Ладожском озере, освободили ранее занятый шведами Орешек и основали крепость Канцы (будущий Ниеншанц). Разгоравшиеся военные действия остановила «чёрная смерть» (эпидемия оспы).

В дальнейшем столкновения случались, но носили эпизодический характер, при этом в Ватикане продолжали поддерживать шведов.

Шведы и русское царство

Не отказались скандинавы от своих притязаний на северные земли и после того, как Новгород стал частью Московского княжества. В самом конце XV века при Иване III Россия впервые за долгое время сама атаковала Швецию. Заручившись поддержкой датского короля, русские войска отправились захватывать Выборг. Бои шли с переменным успехом, особенных приобретений не получила ни одна сторона, кроме датской.

Бой на ладьях

Источник: pinterest.ru


При Иване Грозном военный конфликт со Швецией стал частью Ливонской войны, по итогам которой Россия потеряла Ям, Ивангород и Копорье. Вскоре шведы активно использовали наступившую в России Смуту. Под шумок была захвачена Ладога, часть новгородских земель. Ингерманландия тоже оказалась в руках шведов, а новгородцы от безысходности пригласили к себе в правители шведского короля. А по Столбовскому мирному договору в 1617 году подтверждались права шведов на Ингерманландию и Карелию.

России оставалось дождаться царствования Петра Великого и результатов Северной войны – тех самых времен, когда шведы были сокрушены, через них было прорублено «окно в Европу», и наша страна получила статус великой военной и морской европейской державы.

Обложка: pinterest.ru


Смотрите также:

Как царь Иван Грозный пограничные войска создал

Актуальное Ледовое побоище. Зачем помнить победы

«Ледовое побоище»

Что, если бы Россия проиграла Полтавскую битву?

Краткий курс истории. Матерь Полтавы

Евгения Назарова — лекция «Крестоносцы и Русь в XIII веке» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»

Евгения Назарова — лекция «Крестоносцы и Русь в XIII веке» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»

Образование

Каталог лекций

История

2016

70 мин

Россия

Начать просмотр

Евгения Назарова — российский историк, старший научный сотрудник Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории Российской академии наук, кандидат исторических наук.

Евгения Назарова рассказывает об основных крестовых походах на Русь с устья Западной Двины в XIII веке. Крестовые походы — это сложное переплетение и военных событий, и политики, и дипломатических отношений. Лектор уделяет внимание тому, что на борьбу с «неверными» воинов часто благословляли священники, а также тому, что крестовые походы преследовали и экономическую цель в том числе.

Лекторий «Исторические субботы» — это цикл бесплатных публичных лекций об истории России. Известные историки, искусствоведы, филологи, археологи и писатели рассказывают о происхождении и развитии страны с древних времен, ее культуре, религии и внешнеполитических событиях. Выступления проходили в лекционном зале выставочного комплекса Государственного исторического музея.

Лектор: Евгения Назарова

Образование

История

Каталог лекций

Лекции

Все лекции 

Лекция Сергея Женовача о театре

2022108 мин

Путь к звездам

202290 мин

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино

Стороны Света: Новый Язык — Новый Мир. Художественный перевод: Китайский

202290 мин

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино

Кельтская Европа. Открытая лекция Алексея Панченко

202260 мин

Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история. Югра»

Луна. Вторая атака

202256 мин

Культурно-просветительский центр имени В. Терешковой

Public talk «ДПИ и современный промышленный дизайн Народные промыслы в современном прочтении»

Виталий Ставицкий, Сергей Хельмянов, Сергей Смирнов, Митя Харшак2022110 мин

Государственный Русский музей

Идеалогика. 16-я серия. Промышленный дизайн

Олег Ордин, Ирина Жданова202235 мин

Цикл лекций «Искусство глазами юных»

2022240 мин

Казанский государственный театр юного зрителя

Как привлекать молодежь к участию в программе «Пушкинская карта». Методы и инструменты продвижения

Ксения Бабакина202262 мин

Волонтерские книжки: особенности оформления в учреждениях культуры

202276 мин

Тест на фест. Тренды фестивального движения в сфере народного творчества

Мария Якунькина2022131 мин

Оформление трудового договора с дистанционными работниками

Ольга Шикун2022111 мин

Основы комьюнити-менеджмента: как работать с лояльной аудиторией

Анна Михайлова202250 мин

Как культурно-досуговым учреждениям продавать больше билетов на события

Юрий Печкин2022124 мин

Летний аудит кадров: что проверить и что доработать в кадровых документах с учетом новых требований

Ольга Шикун2022122 мин

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: [email protected]

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

RUS ‘и The Crusaders в Балтийской области

RUS

Livonians

. ИЗМЕНИЕ СОБСТВЕННЫЕ СОСТОЯНИЕ. крестовые походы Запада в восточную Прибалтику наносили ущерб интересам России. Первоначально контроль России над районом Дюны был признан на Западе; так, в 1184 г. каноник Мейнхард прибыл в Полоцк, чтобы убедить его князя разрешить проповедь латинской (римско-католической) веры ливам Дуны. Мейнхарда сопровождали немецкие купцы, заинтересованные в создании укрепленных торговых поселений в низовьях Дуны. Их предложение строить каменные крепости в землях ливов устроило полоцкого князя. К 1180-м годам ливские области стали мишенью литовских набегов, а Полоцк запутался во внутренних войнах на Руси, и князь не мог защитить своих подданных в Прибалтике. Поэтому он позволил Мейнхарду проповедовать в обмен на строительство крепостей, которые защитили бы ливов от нападений литовцев. Однако православная церковь и русское купечество были недовольны растущим влиянием немецких купцов и учреждением в 1186 г. Ливонского епископства с Мейнгардом в качестве его первого епископа, названного в булле папы Климента III от 1 октября 1188 г. епископство Укскюля в Руси [то есть в России]» [Liv-, Esth- und Curländisches Urkundenbuch nebst Regesten, ed. Фридрих Г. фон Бунге и др., 15 томов. ( Ревель : Клюге и Стрём , 1853–1819 гг.14), 10:11].

Контроль России над Ливонией начал рушиться с появлением нового епископа Альберта Буксгевденского (1198–1229), получившего от папы разрешение на ежегодные крестовые походы в Ливонию. В 1208–1209 крестоносцы завоевали православные латышские княжества Кокнесе (нем. Kokenhusen) и Ерсика (нем. Gerzike), правители которых были вассалами полоцкого князя. В 1212 году князь Владимир Полоцкий был вынужден отказаться от своих прав на дань с ливов. В 1216 году полоцкие русские были готовы вторгнуться в Ливонию, но поход был отменен из-за внезапной смерти князя Владимира. К концу 1230-х годов крестоносцы распространили свою власть вдоль Дуны до земель, населенных русскими.

Только в 1210 году новгородские русские попытались утвердить свою власть над землями эстонцев и северных летгалов, после того как крестоносцы и Орден меченосцев (основан в 1202 году) вторглись в Эстонию. Целью новгородских набегов на Эстонию в 1210 и 1212 годах было заставить все еще языческих туземцев принять обращение в православную форму христианства и уступить права Новгорода на сбор дани. Однако обратить эстонцев новгородцам не удалось, да и между Новгородом и Псковичем имело место противостояние: в 1210 г. отряд из Пскова принял участие в походе крестоносцев на юго-западную Эстонию.

В 1216–1221 годах новгородцы и псковичи воевали против крестоносцев в Ливонии, но не имели большого успеха из-за нескоординированных действий. Долгая история набегов между эстонцами и русскими препятствовала любому немедленному военному союзу между ними; только в 1222 г. , когда большая часть Эстонии была оккупирована, эстонцы и русские объединились против крестоносцев. Хотя новгородцы послали войска для защиты нескольких крепостей эстонцев, союзники не смогли противостоять крестоносцам и большому количеству туземцев, которые теперь подчинялись новым правителям Ливонии. Последней устоявшей крепостью был Дерпт (мод. Тарту, Эстония), обороняемый эстонцами и русским отрядом во главе с князем Вецеке, бывшим правителем Кокнесе. 15 августа 1224 г. Дерпт был захвачен штурмом после двухнедельной осады. Все российские защитники, кроме одного, были убиты.

В 1224 году русские заключили мирный договор с епископом Рижским и меченосцами. Новгородцы и псковичи отказались от политического контроля над территориями эстонцев и латышей, но сохранили за собой право брать дань с туземцев; в начале 1280-х годов еще было известно, что псковичи приходили за данью в латгальскую землю Адзеле. Ливонско-русская граница была установлена ​​по линии реки Наровы и озер Чудское и Псковское.

Западные державы в Ливонии намеревались распространить свою власть на русские земли, наступая в двух направлениях: на Псков и по южному берегу Финского залива на земли финских народов, подвластных Новгородскому государству. Папство планировало основать новую епархию в Северо-Западной Руси с центром в Пскове. Главную роль в реализации этих проектов должны были взять на себя Ливонская церковь и меченосцы, перспективы которых улучшались литовским наступлением на Полоцкое княжество и разгромом русских войск монголами в битве на Калке. . Письма папы Гонория III к христианам России (16 ноября 1224 г.) и царям России (17 января 1227 г.) призывали их принять латинскую веру для поддержки борьбы с язычниками. Во втором послании папа имел в виду новгородских, псковских, смоленских и полоцких князей, но оно осталось без внимания.

В конце 1220-х годов ливонцы планировали воспользоваться противостоянием Пскова и Новгорода.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Резюме: A.

Selart: Ливония, Русь и Балтийские крестовые походы | Х-Соз-Культ. Коммуникация и Fachinformation для Geschichtswissenschaften | Geschichte im Netz

Анти Селарт, известный исследователь средневековой истории Ливонии, представляет свою монографию о взаимоотношениях Ливонии и России в XIII и начале XIV веков на основе книги, ранее изданной на немецком языке.[1] Это несколько дополненный и расширенный вариант этой книги. Книга состоит из предисловия; введение; два тематических раздела, которые разделены на семь глав, причем последняя из них разделена на более мелкие подглавы; заключение; а также дополнительные части, в которых представлены таблицы с именами ливонских епископов и магистров, родословные русских князей, карты, списки справочников и литературы, указатели имен и географических мест. Наибольшее внимание в книге уделено взаимоотношениям не Ливонии со всей Россией, а отношения Ливонии с северо-восточными княжествами Руси, такими как Новгородское, Полоцкое и Псковское.

Ливония в то время не была политически однородным образованием, так как состояла из Рижского епископа (впоследствии он стал архиепископом), Ордена Меча (позже он стал Ливонским орденом, самостоятельной ветвью Тевтонского ордена), Ливонские епископы, владения вассалов датских королей в Северной Эстонии, а также владения остальных вассалов. При таком широком спектре политических полномочий неудивительно, что автор направил свое исследование на выявление динамики взаимоотношений между центрами местной власти и княжествами Северо-Восточной Руси в XIII и первой половине XIV вв. век. Более того, как утверждает автор во введении, было проведено достаточно много исследований с целью выявления взаимоотношений между Латинской Европой и православной Россией, тогда как анализ взаимоотношений на локальном или микроуровне, в силу сложного географического положения политических сил на восточном побережье Балтийского моря и в северо-восточных районах России, значима в том смысле, что ясно показывает, какова была реальная динамика этих отношений.

Более того, как справедливо отмечает автор, макроуровень отношений Латинской Европы и России «зарос» разными, чаще всего политизированными понятиями, формировавшими искаженный образ этих отношений per se . Этот образ использовался и используется до сих пор российской историографией, описывая «агрессию» Западной Европы против России (в первую очередь инспирированную Папой Римским). Поэтому автор резонно ставит вопрос, поскольку Папа Римский, другие европейские лидеры и сама Ливония совершали крестовые походы против православной Руси в XIII и первой половине XIV века, были ли реальные стремления подчинить Русскую Церковь главенство папы Римского, и если образ православной Руси, встречающийся в средневековых латинских источниках, имел чисто отрицательное значение, придавая латинско-православным отношениям смысл религиозного антагонизма априори . Наоборот, исследование Селарта показывает, что каждый реальный или мнимый случай антагонизма следует исследовать отдельно и предпринимать определенные усилия, чтобы представить смысл и суть, скрытые между строками источников. Учитывая довольно разнообразный спектр политических сил Ливонии и России в XIII и первой половине XIV века, такой метод анализа взаимоотношений позволяет дать отрицательный ответ на поставленные выше вопросы.

Во второй и третьей главах первой части Анти Селарт анализирует современные ему политические и торговые отношения между Ливонией и северо-восточными княжествами России. В своем исследовании автор обоснованно дает основания опровергнуть мнимые представления о начале крестовых походов на Русь еще в конце XII века, имеющиеся в историографии (особенно в русской). Действительно, автор не пытается специально анализировать то, что следует называть крестовым походом в XI веке и в начале XIII века. Это позволило бы лучше аргументировать использование или неприменение одного вида войны – Крестовых походов – в отношениях между Ливонией и Россией. Однако автор показывает, что военные действия поощрялись церковными политическими силами, а папы только санкционировали эти войны (но не всегда). В случае Ливонии становится очевидным, что военные конфликты с Россией не достигли статуса крестовых походов. Нарвские и Ледовые сражения, обострившиеся в русской историографии, на самом деле не были «грабительскими» крестовыми походами папы и/или Ливонии против Новгорода. Также становится очевидным, что в разное время разные политические силы в Ливонии поддерживали разные политические деятели в Новгороде, Полоцке и Пскове. С другой стороны, русские герцогства были поддержаны ливонскими политическими силами в их борьбе друг против друга. Такое распределение полномочий во время войны или поддержка разных союзов повлияло на неодинаковую оценку русских, как раскольников, в латинских источниках. Это обсуждается далее в четвертой главе.

В других главах делается попытка выяснить, были ли после вступления Альберта Зурбера на престол епископа Рижского и исполнения обязанностей папского легата в Прибалтике какие-либо крестовые походы в сторону России , или если был какой-либо план или попытка выполнить их, чтобы подчинить Русскую Церковь главенству папы, после того как монголы уже завоевали Россию. Важно отметить, что примерно в середине 13 века в регионе появился новый игрок. Это был правитель Литвы Миндаугас, который вскоре принял крещение и был коронован королем Литвы. Его крещение и коронация проводились под надзором магистра Ливонии, а не епископа Рижского Николая. Следующая динамика показывает, что литовские правители (например, Трайденис, позднее – Витенис) стали политическими союзниками рижских архиепископов. После завоевания им Пскова он также стал ставленником архиепископа Рижского в его борьбе с Ливонским орденом. Между тем, после того как Полоцк (территория которого составляла северо-восточную часть современной Литвы) был оккупирован герцогом Герденисом Нальсенским, который конкурировал с другими князьями Нальсена, поддерживаемыми литовскими правителями, Полоцк временно стал аллеей Ливонского ордена, таким образом , в оппозиции к Риге. Автор, обсуждая эти и более поздние конфликты первой половины XIV века, в которые был вовлечен великий князь литовский Гедиминас, констатирует отсутствие религиозного контекста, поэтому войны с северо-восточными княжествами Руси были частью о войне между Ливонией и Литвой.

Седьмая и последняя глава монографии имеет особое значение. В ней автор констатирует, что образ «врага» латинской Европы начал формироваться после завоевания Руси монголами, когда русские князья, подчинившись воле монголов, участвовали в ряде военных походов против Венгрии и Польши ( в сторону Литвы кстати тоже).