Россия приняла христианство в каком веке: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

принятие христианства создало государство ‒ историк

В конце июля в Украине традиционно отмечают годовщину Крещения Руси-Украины князем Владимиром. В этом году ‒ 1030 лет, как князь Владимир крестил киевлян. Кроме того, есть дополнительный юбилей: по определенным историческим источникам, 1040 лет назад Владимир стал великим Киевским князем. Об этих событиях Радіо Свобода говорило с историком и политологом Андреем Плахониным.

‒ Я испорчу немного ваше юбилейное настроение. Историки не могут точно сказать, когда точно Владимир крестился сам и когда крестил киевлян. Потому что есть три даты, которых придерживаются разные историки: 988, 989 и 990 года.

‒ Впрочем, относительно его княжения тоже есть разные даты.

И даже в летописи, в исторических документах, дошедших до нас, есть несколько версий, каким образом Владимир крестился сам

‒ Да. К сожалению, в то время еще не велось летописание, и даже в раннем летописании не фиксировались настоящие даты. Культура ведения летописи, датировка очень долго приживалась на Руси. И даже в летописи, в исторических документах, дошедших до нас, есть несколько версий, каким образом Владимир крестился сам: то ли в Василеве, то ли в Киеве, то ли в Херсонесе.

‒ Как указано по этому поводу в летописи, «друзії же інако скажуть», то есть, а другие еще по-другому скажут».

Андрей Плахонин

‒ Да. Через несколько десятилетий после того делались первые записи, и уже тогда точно не помнили, как это происходило. Что же мы уже сейчас можем установить.

‒ А как Владимир стал Киевским князем?

‒ Если верить летописям и императору Константину Багрянородному, который оставил большой трактат о правлении империей и, в том числе, описал окружающие народы, ‒ наследник киевского стола, княжич, княжил в Новгороде. Мы наверняка знаем, что Владимир сначала княжил в Новгороде.

Летопись сохранила для нас анекдотическую историю о том, что он робычич ‒ такой неполноценный князь. И именно поэтому его забрали себе новгородцы, потому что он ‒ от Малуши, ключницы Ольги.

‒ Но он все-таки сын князя Святослава.

‒ Да, мы знаем из практики раннесредневековых народов ‒ скандинавов, германцев: любая наложница, рожавшая сына, становилась женой. Вообще, института церковного брака еще не существовало.

Святослав Храбрый, Великий князь Киевский (945-972). Рисунок художника Юрия Журавля

‒ То есть, каждый сын ‒ легитимный претендент.

‒ Да. В это время на Руси не существовало института наследования престола. Будем говорить Русь, потому что название «Киевская Русь» придумали для того, чтобы легитимизировать «Русь Московскую». Мог унаследовать княжеский престол или старший в роду ‒ это называлось система старейшинства ‒ или старший сын. Этого даже не было в Европе в то время. Как правило, после смерти князя начиналась гражданская война, брат шел на брата, как это было еще после Ярослава. Как говорится, остаться должен только один. И Владимир фактически был единственным, кто остался после той гражданской войны, кроме Судислава, сидевшего в Пскове.

‒ Это скорее династическая война, чем гражданская.

При Владимире это единственный момент, когда Киеву принадлежали одновременно все земли Руси

‒ Да. И вот Владимир остался один, он истребил и пережил не только братьев, но и, мы знаем из рассказа о завоевании Полоцка, еще и каких-то мелких скандинавских норманнских династий на территории будущей Руси. Он едва ли не первый, кто собрал почти все земли, ставшие основой государства Русь, которую так красиво рисуют на карте. При Владимире это единственный момент, когда Киеву принадлежали одновременно все земли Руси. Потому что Полоцк при его сыне Ярославе уже был отдельным княжеством.

Памятник Великому князю Киевскому Владимиру (979-1015), правителю и крестителю Руси-Украины

‒ Владимир поначалу княжил в Новгороде. А родился он в Киеве или где?

‒ Трудно установить, так как были еще пригородные имения. Существует очень много сообщений различных краеведов. Наверняка мы сказать не можем, но, скорее всего, где-то на территории современного Киева. В этом плане Владимир – киевлянин, хотя впервые он начал княжить в Новгороде, потому что в то время это был второй центр Руси.

‒ Когда он ориентировочно в 978 году стал киевским князем, у него уже были какие-то христианские визии?

С первых шагов Владимира как князя Киевского не видно, что он имел христианское воспитание

‒ Есть большая официальная версия принятия христианства. Там отмечают, что его воспитывал не язычник князь Святослав, а его бабка Ольга. И когда митрополит Иларион выступал через полвека перед князем Ярославом Мудрым, сыном Владимира, то он называл Ольгу Еленой, а Владимира ‒ Вторым Константином. Это в честь матери и сына, крестивших Римскую империю. Но с первых шагов Владимира как князя Киевского не видно, что он имел христианское воспитание.

Первой из киевских князей, принявших официально христианство, была княгиня Ольга, крестившаяся в Византии, и ее крестным отцом был сам византийский император.

Памятник Киевской княгине Ольге, которая в 957 году приняла христианство, посетив Константинополь. Киев

Есть еще так называемое Аскольдово крещение ‒ еще раньше, но, скорее всего, речь идет не о крещении государства, как и в случае с Ольгой. Это личное крещение. Тогда еще государства как территориального образования не существовало. Существовало государство как войско.

Для Святослава его государство было там, где его войско, а не там, где Киев

Если вспомнить школьный курс истории, очень часто любят цитировать, как Святослав построил город на Дунае и сказал: «Здесь будет середина земли моей». А потом еще Ольга ему говорила: «Что же ты покинул нашу землю?». Для Святослава его государство было там, где его войско, а не там, где Киев.

‒ А для Владимира?

‒ Там, где Киев. Вот в этом было воспитание бабки.

Вселенский патриарх Варфоломей I и президент Украины Виктор Ющенко (слева направо на дальнем плане) во время возложения цветов к памятнику княгине Ольге, Святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию во время празднования 1020-летия Крещения Украины-Руси. Киев, 25 июля 2008 года

‒ Вернемся к крещению: по официальной доктрине, у Владимира были какие-то сантименты к христианству, а вы говорите, что эта доктрина ничем не подтверждена.

Летопись рассказывает нам о языческой реформе ‒ как Владимир всех идолов привез в Киев и сделал большой языческий пантеон

‒ Потому что летопись рассказывает нам о так называемой языческой реформе ‒ как Владимир взял и всех идолов на территориях, которые ему подчинились, привез в Киев и сделал большой языческий пантеон, там, где Исторический музей и остатки Десятинной церкви. Насколько это правда, мы не знаем. Но из тогдашних раннехристианских переводов до нас дошли сообщения даже о человеческих жертвоприношениях языческим богам, которые практиковались в Киеве при Владимире.

Историки говорили, что создание этого пантеона было первым шагом к созданию централизованного государства, но якобы не сработало. Так это или нет ‒ мы наверняка не знаем.

Одно из древнейших изображений трезубца с археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве

‒ Владимир, прежде чем выбрать религию, интересовался исламом, иудаизмом, христианством в разных видах. Отправлял куда-то на восток посольство «мужей умных», чтобы те посмотрели, как там живут.

‒ Да, летопись содержит этот рассказ, но мы тоже не можем говорить это наверняка. Это очень расхожий сюжет. Так же существует рассказ о том, как волжские болгары выбирали ислам ‒ там тоже были посольства к представителям различных религий. Это очень распространенный сюжет, как о «братьях-основателях Киева».

‒ Или о «братьях-основателях Рима».

‒ Даже когда историки нашли в армянском Тароне рассказ о том, как три брата с очень похожими именами основали древнеармянских город, и сказали, что это признак того, что были непосредственные связи между древней Арменией и Русью. Хотя это просто еще один очень похожий сюжет.

Записи начали вести через несколько десятилетий после того из устных источников. Насколько они правдивы, насколько в сознании тех людей, которые уже были в то время пожилыми, переплелись мифологические и настоящие события, они уже сами сказать не могли.

‒ Что можно сказать наверняка? Вы говорите, историки предполагают, источников мало… Действительно, чем глубже в историю, тем меньше источников, и больше оснований для предположений, а меньше ‒ для однозначных утверждений.

Русь стала превращаться в христианское государство при Владимире

‒ Наверняка можем сказать, что Русь стала превращаться в христианское государство при Владимире. Именно при нем начала создаваться христианская иерархия, именно при нем христианство стало официальной религией Руси, до него этого не было. Мы не можем назвать точный год, но можем сказать, что это точно происходило при нем.

‒ А можем сказать, что это было взято именно из Византии, а не с Запада?

‒ Здесь трудно остановить фантазию многих наших популяризаторов истории, которые вспоминают различные арианские, болгарские версии. Исторические источники, к сожалению, не содержат подтверждений. Разумеется, были связи с Болгарией, которая в то время была центром славянской книжности. Славянская письменность шла оттуда, но церковная иерархия пришла именно из Византии. И в дальнейшем последующие века истории Руси митрополитом Киевским всегда был грек, назначавшийся Константинопольским патриархом.

‒ Выбрать греческое православие Владимира побудили государственные соображения, личные расчеты, действительно ли был духовный поиск?

‒ Давайте разберемся с православием и католичеством. Большой церковный раскол произошел позже, в середине XI века.

Это был политический выбор. Хотя на самом деле Ольга пыталась маневрировать между Римом и Константинополем, но экономических связей с Римом почти не было.

Как в это время «делали бизнес» на территории Руси: собирали налоги с населения, подчиненных племен, свозили в Киев, грузили на лодки, плывущие в Константинополь и продавали. Назад везли поволоки, вино ‒ товары престижного потребления.

Второй бизнес ‒ киевский князь зарабатывал на том, что поставлял наемников для византийцев. Была варяжская дружина у византийского императора.

Изображение трезубца на монетах Великого князя Киевского Владимира

‒ Варяги из Скандинавии через Киев шли транзитом или это какие-то местные варяги?

‒ Тогда еще круизные лайнеры не плавали, из варяг в греки товары не шли, а шли наемники. А киевский князь был посредником, он мог пустить, а мог не пустить. Он брал деньги с императора и взимал процент с зарплаты, условно говоря, с военной добычи тех варягов, которых он соглашался пускать в Константинополь. Это был большой бизнес, и когда в 1043 году византийский император решил распустить варяжскую дружину, началась последняя руско-византийская война, уже при Ярославе, потому что поломали очень выгодную бизнес-схему для киевских князей.

‒ Все же Владимира побудила политика или духовные поиски?

‒ Время языческих государств на этой территории уже прошло.

‒ Почему же? Литва была языческой еще несколько столетий.

Если Русь хотела быть полноценным государством, признанным за рубежом, если хотела вписаться в цивилизованный мир ‒ она должна была выбрать какую-то мировую религию

‒ Литва в то время еще не существовала как государство, там жили племена. Позже, когда Литва еще оставалась языческим государством, против нее все время происходили какие-то походы, ее не признавали полноценным государством. Если Русь хотела быть полноценным государством, признанным за рубежом, если хотела вписаться в цивилизованный мир ‒ она должна была выбрать какую-то мировую религию. Как и сейчас: Украина 25 лет стояла «на розкорячках» между Западом и Востоком, но все равно должна была выбрать. Иначе дальше расчленение и конец государственности. Это одна из главных причин, почему это произошло.

‒ Насколько важную роль сыграло то, что Владимиру выпал шанс жениться на византийской принцессе? А для того, чтобы на ней жениться, надо было быть христианином. Это имело ключевое значение или второстепенное?

‒ Большинство рассказов вообще говорит, что Владимир сначала крестился в Киеве, а затем вдруг в Херсонесе. Насколько это правда и что такое второе крещение ‒ непонятно. Такого бы не практиковали. Якобы греки не поверили.

Но это является свидетельством того, что еще тогда пытались утверждать, что брак с принцессой Анной не был определяющим в принятии христианства. Тем более, если Владимир собирался жениться на византийской принцессе, он уже сделал выбор вписаться в тот большой мир византийской цивилизации.

‒ Германские императоры тоже женились на византийских принцессах, низшего ранга ‒ и они не вписывались.

‒ Все равно, когда они женились, уже у них была договоренность с Восточной Римской империей. Византия ‒ это книжное название, на самом деле это Восточная Римская империя. Они вообще себя Римом называли, ромеями. И до восьмого века государственным языком там был латинский.

При Карле Великом Византия наконец признала Западную империю, что она также является продолжением Рима. Затем традиция прервалась и снова восстановилась при Оттоне, уже не франке, а германце, которого признали императором Западной империи.

‒ Есть известная версия: когда Владимир выбирал между несколькими религиями, то в исламе ему понравилось, что там можно иметь многих женщин, но не понравилось, что нельзя употреблять алкоголь, нельзя пить, и он сказал, что «Русі вєсіліє єсть питіє, не можем без того биті». Насколько это имеет основания?

‒ Мне кажется, что перед нами скорее исторический анекдот, а не то, что было на самом деле. Таким образом можно украсить сухой академический разговор.

‒ Монахи Киево-Печерской лавры любили так «украшать» летописи?

‒ В XVI веке монахи Киево-Печерской лавры записали, что Батый вообще когда-то был монахом Киево-Печерской лавры. Тот самый хан Батый, штурмовавший Киев! Они многое писали.

Книга Лонгина Цегельского «Русь — Украина а Московия — Россия: историко-политическая разведка: с картой Украины», изданной в Константинополе в 1916 году. Лонгин Цегельский (1875-1950) — украинский общественно-политический деятель, дипломат, адвокат, журналист, издатель

‒ Что стало наиболее решающим в принятии христианства?

‒ Принятие христианства создало Русь как государство, потому что это, с одной стороны, государственная религия, а с другой ‒ бюрократическая структура. А она невозможна без письменности. Принятие христианства принесло нам книжную культуру, письменность. И тогда Русь стала превращаться в государство, как мы понимаем его сейчас, а не государство-войско, как это было при Святославе. Именно при Владимире и именно благодаря христианству. Поэтому принятие христианства ‒ это крупнейший цивилизационный выбор в истории Руси.

Крещение Руси как поворот истории

Rating: 0 (from 0 votes)

Беседу вел Витай Каплан

Алексей Светозарский: «Православие фактически сформировало русскую государственность»

Крещение Руси – событие, изменившее ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история Руси – уже как православного государства.

Историческая наука приводит разные даты крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других – 990–991 годы. В настоящее время День крещения Руси ежегодно отмечается в России 28 июля (15 июля по старому стилю) как день памяти равноапостольного князя Владимира, избравшего христианство в качестве государственной религии.

О крещении Руси и о том, как выбор веры сказался на князе Владимире, его окружении и всей стране, мы беседуем с заведующим кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессором Алексеем Светозарским.

Легенда и исторический персонаж

– Алексей Константинович, давайте начнем с личности самого князя Владимира. Насколько совпадают легенда и исторический персонаж?

– Смотря что понимать под легендой. Если говорить о народных легендах, где князь Владимир, например, борется с монголо-татарами (которые пришли на Русь только в 1223 году, спустя 208 лет после его смерти), высылая против них Илью Муромца, – то здесь все понятно. То есть образ его настолько сильно запечатлелся в народном сознании, что его наделяли фантастическими чертами, проецировали на другие исторические эпохи. Не случайно его называли «Красно Солнышко» – ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета.

Но нас с вами, очевидно, интересует другое – насколько соответствует реальности хрестоматийный исторический образ. Понятно, что целиком полагаться на «Повесть временных лет» не следует: летописец, бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином. Впрочем, если преувеличение и есть, то лишь количественное. О князе Владимире мы ведь знаем и из зарубежных источников. И тут важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, скольких противников он убил, – важно, что, приняв Святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Заметим, что изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Но князь Владимир смог. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.

– А оказало ли принятие новой веры какое-то влияние на жизнь простого народа? Или люди надевали нательный крест, но продолжали жить так же, как и раньше?

– Разумеется, в массе своей народ не понимал всю глубину христианского вероучения, но принимал его в простоте сердца, по доверию. Это вообще очень характерная деталь для патриархальных обществ: «Так сделали старшие, и мы этому будем подражать». Например, «Повесть временных лет» так передает эту позицию: если бы и князь, и бояре, и дружина не оценили положительно этой веры, не сочли бы ее своей, то они не имели бы основания креститься.

– То есть «князь плохого не посоветует»?

– Именно! Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Это прежде всего многоженство. Кроме того, изменилось отношение к зависимым людям: холопам, закупам, крепостным и так далее (в древнерусской жизни существовали разные формы зависимости). В подобных людях начали видеть своих собратьев во Христе, таких же грешников, каким является и сам господин, исповедующий христианскую веру. Очень быстро ушли в прошлое те элементы народной жизни, которые были явно чужды христианству – в частности, умыкание жен, которых воровали во время игрищ меж селами. Что же касается «бытового» язычества, то оно ушло в дома и в каких-то формах существует и доселе. Причем мы в этом отношении не уникальны – в Европе происходило то же самое.

Капитуляция язычества

– Часто приходится слышать, что князь Владимир крестил Русь насильственно, а значит, нельзя говорить, будто православие – это свободный выбор русского народа. Что об этом говорит историческая наука?

– Начну с того, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду – крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности. Однако он содержит уникальные сведения и потому вызывает интерес у историков, тем более на фоне других источников по домонгольской Руси, которых совсем немного. Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, для того чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но, тем не менее, своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе крещение.

Тут есть интересный момент – в этой летописи упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход. То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже была почва для принятия новой веры.

– Можно ли сказать, что в целом восточные славяне довольно легко расстались с язычеством?

– Да, и здесь мы видим разницу при сравнении с некоторыми соседними народами – к примеру, с болгарами, поляками (в Польше в 1031–1037 годах мощное антихристианское восстание охватило всю страну), полабскими и поморскими славянами. Тому есть несколько причин. Начну с того, что славянское язычество было, если можно так выразиться, неконкурентоспособно. Типологически оно, как мне кажется, было близко к скандинавскому, но находилось только в начале своего становления – не было ни священных книг, ни оформившегося культа… Конечно, в последнее время в массовой печати всплывают «сенсации» – якобы найдены древние славянские «ведические» книги. Но любой историк-профессионал без труда распознает здесь подделку. Причем чаще всего такие фальшивки – плод целенаправленной деятельности современных неоязыческих сект.

А вторая причина, по которой наши предки легко приняли крещение, – это то, что была подготовлена почва. За сто с лишним лет до князя Владимира, в IX веке, уже состоялось так называемое первое крещение Руси. То есть к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Особенно если говорить о южнорусских землях. Так что в целом русские люди крестились охотно. Не было ни массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы.

Известны, правда, несколько случаев, получивших позже название «бунт волхвов» (в 1024 году в Суздале, на рубеже 60–70 годов XI века в Новгороде и на Ярославщине), но это вовсе не были народные волнения. И в Суздале, и в Новгороде волхвы просто устраивали «охоту на ведьм» по своему языческому обычаю, что являлось душегубством по христианскому закону. Согласно летописям, волхвы искренне не понимали, в чем провинились, и надеялись на защиту князя. Были, однако, и случаи, когда язычники изгоняли епископов (например, в Ростове Великом, откуда были изгнаны два первых епископа, а третий, святитель Леонтий, убит). Есть, впрочем, предположение, что северо-восточные земли были оплотом не только язычества, но и христианских уже ересей – прежде всего богомильства, которое повлияло на позднее славяно-финское язычество северо-востока. Вновь замечу, что все эти случаи были, что называется, «точечными», а не массовыми.

Еще одна причина, почему христианство на Руси не встретило активного сопротивления, состоит в том, что богослужение велось на понятном народу языке – в отличие от латинского обряда в Польше и Поморье.

Тем не менее, нельзя сказать, что с появлением христианства язычество безвозвратно ушло. Пресловутая «народная культура», существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала в себя множество языческих элементов. Даже в наше время эти языческие элементы порой проявляются.

Евангельский эксперимент князя Владимира

– Как, по-вашему, повлияло православие на государственно-политическую практику Киевской Руси?

– «Повлияло» – это не то слово. Православие, на мой взгляд, фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие – и политики, и экономики, и тем более культуры.

– Известный историк первой половины прошлого века Антон Карташев, говоря о пирах князя Владимира, куда тот начал приглашать простонародье, утверждал, что князя подвигло на это прочтение Евангелия – он решил обустроить социальную жизнь своего княжества по евангельской мерке. Согласны ли вы с таким мнением?

– Тут не все так просто. Изначально такие пиры были проявлением языческой стихии – другое дело, что князь Владимир эту стихию в какой-то степени воцерковил. Ведь что такое пир? Это неформальное общение князя со своими дружинниками, то есть с крупными государственными сановниками, говоря сегодняшним языком. Благодаря пирам решалось множество важных вопросов, преодолевались какие-то разногласия, конфликты. То есть они были важным элементом в системе управления, существовавшим и до Крещения Руси.

Кроме того, в дополнение к пирам с дружиной князь Владимир учредил и пиры с духовенством, и пиры для нищих, увечных. Такие пиры, помимо всего прочего, еще и демонстрировали отношение князя как к священникам и монахам, так и к бездомным, увечным, беспомощным людям, то есть обозначали некие приоритеты в государственной политике. Подчеркну, что кроме собственно пиров для нищей братии, по Киеву на телегах развозили пропитание для нуждающихся – как мы бы сейчас сказали, гуманитарную помощь. Скорее всего, князь Владимир действительно делал это из христианских соображений.

– Насколько успешным оказался этот его социально-христианский эксперимент?

– Раз уж мы упомянули Антона Владимировича Карташева, то скажу, что и он, и его учитель, академик Евгений Евстигнеевич Голубинский, сами утверждали, что социальная помощь, социальная работа не приняли в домонгольской Руси каких-либо стабильных форм. Они подчеркивали, что Древняя Русь знала лишь так называемую «поручную милостыню», когда из рук в руки, частным образом, передавалась некая сумма, чтобы нуждающийся человек мог поддержать свою жизнь. Но сам же Карташев себе и противоречит, приводя примеры социальной активности в домонгольский период. Совершенно очевидно, что к милостыне все не сводилось. Существовали так называемые церковные дома – мы сейчас в точности не знаем, что это такое, но, видимо, это были, если применить современные аналогии, своего рода социально-благотворительные центры. Есть предположения, что существовали больницы, богадельни, странноприимные дома…

Что же касается преемственности этой политики, то при Ярославе, сыне князя Владимира, помощь нуждающимся осуществлялась не в меньших масштабах.

Вообще, время правления князя Владимира не следует считать каким-то случайным историческим эпизодом, после которого все «вернулось на круги своя». Совершенно очевидно, что выбор веры стал поворотным моментом в жизни молодого государства и во многом определил его будущее.

Памятник св. Владимиру, Купеческий сад. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Москва. Отсканировано с открытки из серии «Открытое письмо. Всемирный почтовый союз. Россия», 1906 г.

Rating: 0 (from 0 votes)

Русское Рождество — 7 января

Русское православное Рождество на 13 дней позже западноевропейского. Причина в смене календарей после революции 1917 года. До этого в России действовал юлианский календарь, который был заменен в Европе (но не в России!) в 1582 году более точным григорианским. Новая советская власть, пришедшая к власти в результате революции 1917 года, ввела в России григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась его следовать. Так что российские церковные праздники «отстают» от западных.

Сколько лет русской рождественской традиции?

В России традиция празднования Рождества восходит к 10 веку, когда Русь приняла христианство (до этого Россия была языческой страной со своим пантеоном славянских богов). В то время все христианские праздники находились под сильным влиянием языческих, а празднование Рождества было тесно связано с древнеславянским празднованием зимы в честь духов предков.

Рождественские традиции в России

Сочельник по-русски называется Сочельник. Название происходит от еды, которую ели монахи в этот день – «сочиво», приготовленного из вареной пшеницы и меда. Православным христианам запрещено есть или пить что-либо в этот день до появления первой звезды на небе.

В деревне в канун Рождества разводили костры – эта старинная славянская традиция символизировала возвращение Солнца, победу света над тьмой и культ умерших предков. Духи предков должны были приходить к кострам, чтобы согреться, потому что им было холодно лежать на зимней земле.

Ужин в сочельник – это особый случай, состоящий из 12 блюд. Но за 40 дней до Рождества полагается соблюдать строгий пост: никакого мяса, масла, молока или яиц, а в некоторые дни недели также никакой рыбы, масла и вина. В последнюю неделю перед Рождеством Великий пост становится более строгим и включает в себя духовные элементы: молитвы, прощение, воздержание от развлечений (включая телевидение и социальные сети!) Праздничное меню обильное и разнообразное: традиционное сочиво, блины, рыба, ветчина, баранина с гречкой, колбаса, жареный поросенок, гусь или утка с яблоками, пироги и пирожные… Русские любят покушать, как вы, наверное, знаете!

Святки – Святки – в рамках русской рождественской традиции

12-дневный период после Рождества называется «Святой», от «святой» – «святой». В это время люди должны играть в игры, наслаждаться сытной едой, ходить по домам и петь колядки, кататься на санях с горы, поздравлять всех с переходом Солнца на лето. Это также дни, когда можно предсказать будущее. Поэтому девушки практиковали (а некоторые и сейчас!) всевозможные гадания, ночью, с зеркалами и свечами, чтобы увидеть своего будущего мужа.

Гадание на даче было особым событием, больше похожим на девичник, со страшными историями о том, что может случиться, если магический процесс пойдет не так (дьявол может выпрыгнуть из зеркала в полночь и задушить вас, или еще хуже, унести тебя!), и как этого избежать. Один из самых простых и нелепых способов рождественского гадания описан Пушкиным и другими русскими поэтами: девушка снимает ботинок или сапог и швыряет его в окно. Если ее найдет мужчина, девушка должна спросить его имя, и это будет имя ее будущего мужа. Или вы можете ходить по домам людей и подслушивать в окнах любые обрывки разговоров. В этом разговоре будет предсказание на ближайший год. В наши дни гадание на воске свечи и кофе — известное развлечение (безобидное и, конечно, бессмысленное, но какая разница?)

Утрата рождественской традиции в советское время

Сказав все это, я должен отметить, что Рождество, будучи религиозным праздником, не праздновалось в советское время (около 70 лет) и традиция была частично утеряна. Он был возвращен как национальный праздник и выходной день в 1991 году, после распада Советского Союза. Однако русское Рождество по-прежнему считается религиозным событием, которое отмечают в основном правоверные. Новый год остается главным праздником зимы в России и самым любимым праздником года.

Россия имеет долгую историю с православием, «традиционные взгляды» / Православие.Com

Источник: The Post and Courier

На мантии Рика Уоррена была загадка: медальон с изображением двуглавого орла. Когда я спросил его, знает ли он, что это значит, он признался, что не знает, и спросил меня.

Двуглавый орел — символ Византийской империи, и этот символ дошел до России. Один орел представляет церковь, а другой государство. Символ показывает синергию между ними.

Тогда, как и сейчас, у такого правила были как преимущества, так и недостатки. И все же, несмотря на то, что наша страна основана в оппозиции к такому принципу (у нас есть одноглавый орел), это был путь Римской и Византийской империй более 1000 лет, до 1453 года.

Точно так же церковь и государства издавна были связаны в России. Возможно, именно настойчивость двуглавого орла вызывает у американцев такое недоумение в отношении России.

Зная эти вещи, как американский православный священник, чье христианство такое же, как и в России, мое внимание привлекла колонка Нэнси Фолбре в New York Times от 23 декабря «Патриаршие игры президента Путина». Ее политико-религиозно-социальный комментарий, тонко завуалированный в статье об Олимпиаде, был пронизан обвинениями в адрес России, ее православной церкви и ее президента Владимира Путина: взяточничество, власть, принуждение, экологическая коррупция и жестокое обращение с женщинами.

Она сочла невозможным избежать утомительных отсылок к бывшим временам Путина в КГБ и даже сравнила его с Иосифом Сталиным. Ее колонка заставила меня задуматься: что заставляет журналистов, профессоров (она преподавала экономику в UMass) и широкую общественность так беспокоиться о России, русской церкви и Путине?

Фольбре написал одно предложение, которое меня по-настоящему очаровало:

«Предстоящие зимние Олимпийские игры в Сочи проливают свет на внутренние приоритеты России, включая долгую историю усилий по навязыванию традиционных гендерных ролей».

У России, как и у всех народов, есть внутренние приоритеты. То есть упор на дом и в быту. Россия, как часть Советского Союза, видела лицо атеизма и коммунизма у себя дома, где 70 лет и более десятков миллионов смертей равнялись большему количеству христиан, замученных в России в 20-м веке, чем все христианские мученики вместе взятые в предыдущем 1900 лет.

Что не убило христианство на Руси, то сделало его сильнее. Возможно, Россия стремится вернуться к своей беззастенчиво православной культуре и нравственности.

Чтобы оценить эту возможность, вспомните слова профессора: «долгая история». Нам почти невозможно понять в нашем индивидуалистическом обществе, где Конституция не гарантирует никакой установленной религии и где у нас есть 217 разновидностей разрозненных христианств, что Россия имела не только христианство, но единую христианскую веру и нравственное видение на протяжении почти 800 лет. лет дольше, чем существует наша страна. Русское православие предшествовало Великой хартии вольностей почти на 250 лет, а Христофору Колумбу — вдвое больше. Конец коммунизма в России совпал с празднованием там 1000-летия христианства. Это, действительно, «долгая история». Долгая, богатая история молитв, благочестия и нравственности, основа, без которой победили бы коммунизм и атеизм. Вместо того чтобы обижаться на «традиционные взгляды» России, не пора ли нам вспомнить, что Америка разделяла схожие моральные взгляды с Россией в течение первых 200 или около того из нашей короткой 238-летней американской истории?

Для меня остается загадкой, почему есть люди, которым трудно поверить в то, что женщины биологически предназначены быть матерями, а мужчины — отцами, «традиционными гендерными ролями», о которых пишет Фолбре.

Какое отношение все это имеет к Олимпиаде в России? Очень немногое, за исключением того, что российская «традиционная внутренняя политика» привела к предложениям о бойкоте и продолжает вызывать всевозможные разглагольствования о том, как управляют русскими. Помимо закрытых туалетов и безопасности, связанной с террористами, в отношении Сочи больше всего пишут о твердой моральной позиции России.

Было бы полезно отметить, что православие — это не столько формальная религия, с которой можно обращаться, переделывать или отбрасывать ее как устаревший обычай. Скорее, говорят, что это самая давняя неизменная живая христианская традиция в мире. Именно христианская традиция продолжает передавать учение Иисуса о том, что значит быть по-настоящему человеком.

Что касается Олимпийских игр, полезно вспомнить, что св. Павел сравнивает христианскую жизнь с жизнью спортсмена на тренировках и соревнованиях.

Он сказал: «Спортсмен не коронован, если он не соревнуется по правилам».