Содержание
Универсальный человек: 310 лет со дня рождения М. В. Ломоносова
310 лет назад родился Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог и поэт.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по ст. стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Лишившись матери в 9 лет, Ломоносов был вынужден вскоре начать помогать отцу-рыбаку в его промысле. В возрасте 10 лет он уже ходил с ним рыбачить в Белом море и бывал на Соловецких островах. Грамоте юный Михаил обучился с помощью дьячка местной церкви, который занялся его образованием. Сбежав из дома в 19 лет, он взял с собой только простую одежду, несколько книг и отправился с лыжным обозом в Москву.
Ради поступления в академию он подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Простолюдинам тогда не полагалось обучаться в академиях. Составители биографии Ломоносова пишут, что во время учёбы он в прямом смысле слова бедствовал. По его собственным воспоминаниям, он жил на один алтын (три копейки) в день. Он был старше большинства своих одноклассников, манеры у него были крестьянские, так что над ним постоянно подтрунивали. В числе 12 наиболее одарённых учеников Ломоносова отправили обучаться горному делу, когда ему было уже 25 лет. Первые три класса обучения гениальный учёный-самоучка освоил всего за год. Ломоносов учился в Москве, Санкт-Петербурге, Германии.
Годы спустя поддельное дворянство Ломоносова всё же вскрылось. Но ему за заслуги перед государством пожаловали настоящую дворянскую грамоту, а подделку документов простили. Михаил Васильевич всю жизнь отстаивал право крестьянского сословия на получение образования, памятуя о трудностях, с которыми ему самому довелось столкнуться в юности.
Ломоносов был сведущ во множестве наук. Его иногда называют «универсальным человеком», преуспевшим во всех областях сразу. За свою жизнь этот человек сделал множество открытий, но ещё большее влияние он оказал на дальнейшее развитие науки. Это он заложил программу дальнейших исследований в области химии и физики, которой его последователи придерживались на протяжении многих десятилетий после его смерти.
Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, историк, поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики – все это Ломоносов. Михаил Васильевич обогатил русский язык таким словом и понятием, как «аббревиатура». На протяжении 5 лет Ломоносов жил в Европе, где не оставлял научных изысканий. Он знал 19 иностранных языков, из которых двенадцатью он владел в совершенстве, занимался переводами.
Ломоносов разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. В 1758 г. Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». В 1764 г. под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» была снаряжена экспедиция в Сибирь. Он был почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук.
В биографии Ломоносова не всегда упоминается, что он был ещё и талантливым живописцем. Особенно он любил мозаики, которые удавались ему очень хорошо. В 1763 г. он был избран членом Российской Академии художеств. Именно Михаил Ломоносов заложил основы науки о стекле. Ему впервые в России удалось получить цветные стёкла. Чтобы добиться этого результата, Ломоносову потребовалось около 4000 лабораторных экспериментов.
Также учёный изобрёл более десятка оптических приборов, на тот момент абсолютно уникальных и не имевших зарубежных аналогов. Изобретённые им навигационные приборы сделали огромный вклад в развитие мореплавания. Ломоносов попытался разгадать тайну строения Земли и установить возраст нашей планеты. Как показали современные научные изыскания, он почти не ошибся. Сам Ломоносов считал основной областью своей деятельности химию.
Когда Ломоносов был уже смертельно болен воспалением лёгких и оставался у себя дома, его лично навещала императрица Екатерина II. Александр Сергеевич Пушкин назвал Михаила Васильевича «великим человеком и единственным просветителем своего времени». И с Пушкиным не поспоришь!
Русский феномен — Михаил Васильевич Ломоносов
Великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов – человек-оркестр от мира науки. Он удивительным образом сочетал в себе качества и таланты, которые позволили стать поистине легендарным русским естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком, астрономом и филологом, основоположником научного мореплавания и производства стекла. За годы жизни и уже после вокруг его фигуры сложилось множество мифов, впечатляющих, мотивирующих и вдохновляющих нас до сих пор, а имя стало образом просвещения и образования в России.
Но что правда в биографии учёного, а что вымысел? Выясняем вместе с Валерием Шубинским – известным поэтом, переводчиком, критиком и историком литературы.
Правда ли, что гений добирался до Москвы пешком?
Отчасти. Если кратко, то он добирался до Москвы из своей деревни с рыбным обозом: часть пути проехал на телеге, а часть прошёл пешком.
Три главных мифа
О Михаиле Васильевиче ходит м
ножество мифов. В рамках этого вопроса развенчаем три из них:
- «Открыл закон сохранения массы» – миф. Кстати, он и не претендовал на данное открытие.
- «Основал Московский университет» – миф. Больше сил и времени он отдал Петербуржскому университету.
- «Ломоносов – сын Петра I» – снова неправда. В тех краях, где родился гений, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский побывал за 10 лет до появления своего «сына» на свет.
Был ли учёный грамотным?
Будучи юнцом 12-13 лет, он писал бумаги за односельчан – на многих сохранившихся документах даже стоит его подпись. Также он прочёл все книги, которые только смог достать. Любимая книга – книга по арифметике. В попытках получить образование будущий учёный даже попал в старообрядческую школу. Правда, разочаровался и отправился в Москву.
Какие планы имели родители на сына? Они хотели его женить?
Стоит начать с того, что родители М. В. были людьми небедными для своего времени – государственными (не крепостными) крестьянами. Но рассчитывать на поступление в большинство учебных заведений не могли из-за принадлежности к сословию. Безусловно, при Петре появились социальные лифты. Например, можно было стать мелким государственным служащим. Однако отец будущего светила науки надеялся, что сын продолжит его дело.
Действительно ли он соврал при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?
Дважды и по-разному:
- В первый раз – о возрасте. В заведение принимают в 12-15 лет, а ему было 20.
- Во второй раз – о профессии отца. Экспедиции, отправляющейся в киргизские степи, нужен был священник. Наш герой выдвинул свою кандидатуру, сказав, что является сыном священника. Обман раскрылся, но на это закрыли глаза.
Учёный был угрюмым и конфликтным?
Это правда. Характер можно описать так: эмоциональный, властный, страстный, безумно убеждённый в правоте. Стоит заметить, что он не ругался при дворе. А вот в академии конфликты для него были обыденным делом. И тут важно понимать: тому способствовала атмосфера заведения.
Каким он был студентом, если судить по воспоминаниям современников?
Хорошо учился, даже стал любимчиком немецкого учёного Христиана фон Вольфа. Интересный факт: Ломоносов и двое его товарищей, учась в Германии, получали что-то типа стипендии из России. Они вели полноценную студенческую жизнь, в которой не обошлось без долгов, которые пришлось выплачивать академии наук.
Любовные романы русского гения в Германии – были?
О личной жизни учёного ничего не известно. Личную жизнь в то время старались не выставлять напоказ.
Существует мнение, что у истоков российского высшего образования стоит именно он. Правда?
Во многом – да. Он не просто учил студентов, но и занимался исследовательской деятельностью, писал учебники, добивался возможности получения образования представителями низших сословий.
А какие отношение у него были с Екатериной? Какой же на самом деле была жизнь Михаила Васильевича Ломоносова? Был ли хорошим хозяином? Ответы на эти и другие вопросы – в видео!
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
- Детали
- Категория: Физики из России
1711 Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 9017 ноября в северной области под названием Губерния Архангельск, Россия, регион с суровым климатом. Географическое положение с его трудными условиями жизни, с почвой и неблагоприятным для обогащения климатом имело и свои преимущества: сюда не приезжали крупные хозяева и не было соблазна прийти и штурмовать татар.
Без этих проблем регион достиг высокого уровня развития, особенно с культурной точки зрения. Жители, в основном рыбаки и смелые мореплаватели, путешествовали на большие расстояния по океану, чтобы иметь деньги, чтобы выжить, но в то же время им удалось расширить свой кругозор знаний.
Ломоносов также участвовал вместе с отцом в подобных походах на рыбалку в Северном Ледовитом океане и Белом море. Такая суровая жизнь в детстве и отрочестве закалила его, придав его нраву смелость и силу борьбы с силами природы. С юных лет он был без ума от учебы.
1730 Когда ему было 19 лет, он прошел пешком с Крайнего Севера России в Москву, где учился в тяжелейших бытовых условиях, без еды, питаясь одним хлебом дни напролет. Древние языки, особенно латынь, которая в то время очень использовалась в научном мире, изначально были предметом его изучения. Будучи отмеченным как лучший ученик, он был направлен в Петербург для продолжения учебы, а затем за границу в университет в Магдебурге, где изучал естественные науки и гуманитарные дисциплины. Затем он отправился во Фрайбург для изучения химии и горного дела.
1741 В возрасте 30 лет вернулся в Россию и был назначен ассистентом Физической академии наук в Петербурге.
1745 Он был назначен учителем химии в той же академии. Вскоре Ломоносов решительно боролся с распространенными в то время представлениями о «невесомых флюидах», которые считались причинами электрических и магнитных сил, а также тепловых явлений. Он был предшественником современной теории (атомно-молекулярной) материи. Вместе с Рихманом он провел интересные исследования по атмосферному электричеству и метеорологии. Ломоносов объяснял электризацию облаков трением, вызванным восходящими и нисходящими потоками в атмосфере. Он поддержал идею об электрической природе северного сияния.
1760 С этого года он предусмотрел возможность передачи электричества по изолированным проводникам. Он построил ряд интересных устройств, связанных с фототехникой.
Ломоносов много работал в разных сферах. Он был физиком, химиком, минералогом, механиком и даже поэтом и ученым. Он открыл новые пути во многих направлениях не только для жителей своей страны, но и для ученых других стран.
1765 15 апреля скончался Михаил Васильевич Ломоносов. [ 1 ]
Библиография:
1 — Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), ro.biography.name;
Просмотров: 947
жизнь
биография
хронология
информация
о
Россия
физик
день рождения
даты
Поджог Международной Ломоносовской школы в Берлине — результат антироссийской агитации
В пятницу был совершен поджог Международной Ломоносовской школы (ILS) в берлинском районе Марцан. По предварительным данным, нападение было мотивировано антироссийскими настроениями. «Мы предполагаем преднамеренное действие и связь с войной в Украине», — заявил в пятницу представитель полиции.
По сообщению берлинской общественной телекомпании rbb, прохожий заметил дым, поднимающийся от пожара, около 3 часов ночи в пятницу и вызвал полицию и пожарных, которым удалось предотвратить дальнейшее распространение пламени. Зданию нанесен значительный ущерб, но никто не пострадал. По данным властей, был использован коктейль Молотова. На кадрах с камер видеонаблюдения виден только один преступник.
Школа носит имя выдающегося русского естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Школа, существующая около 15 лет, посещает учеников из 20 стран и предлагает уроки на немецком и русском языках. Школа поставила перед собой цель продвижения и интеграции детей и семей из бывшего Советского Союза.
Нет сомнения, что это был политически мотивированный акт с антироссийской подоплекой; это также заявленное предположение Службы государственной безопасности при Управлении уголовной полиции Берлина. Александр Отт, школьный координатор, объявил в пятницу, что два дня назад в сарае для инструментов в школе уже был пожар. «Мы гордились и гордимся тем, что в ломоносовских школах никогда не было столкновений на национальной или языковой почве».
Родители выразили ужас при нападении. «Мы исходим из того, что ни ребенок, ни молодежь, ни сотрудник этой или любой другой берлинской школы не хотят этой войны», — сказал Норман Хайзе, председатель государственного родительского комитета, согласно Тагесшпигель . «Более того, ничто вообще не оправдывает нападение на школу!»
Нападение является результатом истерически-шовинистической антироссийской кампании, которую непрерывно ведут все стороны и СМИ. Это часть военной пропаганды и направлена на подготовку войны против России. При этом молчаливо принимается тот факт, что правоэкстремистские или политически дезориентированные элементы будут применять насилие против учреждений или лиц, имеющих какую-либо связь с Россией.
На этом фоне крокодиловы слезы, пролитые берлинскими политиками после теракта, — чистое лицемерие. Мэр Берлина Франциска Гиффи (Социал-демократическая партия, СДПГ) осудила поджог. Любые формы нападок, агитации и насилия в отношении русской общины и российских институтов неприемлемы, заявил Гиффи в пятницу.
В войне, которую ведет Владимир Путин, нельзя винить русский народ, заявила она. Ее коллега по партии, мэр района Марцан-Хеллерсдорф Гордон Лемм, также назвал нападение подлым и тревожным. «Мы не должны допустить, чтобы ненависть к войне в Украине была направлена против людей с мнимыми или настоящими русскими корнями», — сказал Лемм.
Сенатор по вопросам образования (государственный министр) Астрид-Сабин Буссе (СДПГ), которая в настоящее время вводит санкции и резкие сокращения в берлинских школах, осудила «трусливое нападение» на мирное сосуществование. Социальный сенатор Катя Киппинг (Левая партия) заявила, что она «сильно обеспокоена тем, что все отвращение, весь гнев, который мы испытываем к Путину и его правительству, также бьет по русскоязычным людям здесь, в Берлине».
На самом деле, правящие партии Берлина, СДПГ, Партия зеленых и Левая, а также все остальные партии истеблишмента гнусно распространяют ненависть ко всему русскому. Для них совершенно не важно, касается ли это политики, экономики, спорта или культуры.
Об этом свидетельствует увольнение всемирно известного дирижера Валерия Гергиева с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, за который отвечал мэр Мюнхена от СДПГ Дитер Райтер. Он обосновал это тем, что Гергиев не высказывался против войны на Украине. Вскоре после этого Баварская государственная опера расторгла контракт со звездным сопрано Анной Нетребко, открыто выступавшей против войны на Украине. Единственным ее «проступком» было российское гражданство.
Список можно продолжать бесконечно. Российским спортсменам запрещено участвовать в крупных мероприятиях, а российским компаниям — торговать. Российские фильмы запрещены к показу на кинофестивалях. По согласованию с правительством Германии исследовательские институты и университеты разорвали все отношения с российскими организациями-партнерами и объявили, что все текущие исследовательские проекты будут приостановлены.
Такими действиями федеральное правительство и правительства штатов, а также истеричные поджигатели войны из высшего среднего класса хотят отменить свободу выражения мнений и ввести форму коллективной ответственности. Такого не было в Германии со времен антисемитского купороса нацистов.
В Германии все правящие круги поддержали правительство Олафа Шольца (СДПГ), чтобы увеличить расходы на вооружение и подготовиться к военной интервенции в России. Левая партия, член правительства земли в Берлине и других федеральных землях, не является исключением. Его представители, такие как Грегор Гизи или Дитмар Барч, даже нападают на федеральное правительство справа и требуют более жестких санкций, которые сильно ударят по российскому населению.
Нападение на Ломоносовскую международную школу является непосредственным следствием нападений на российские учреждения, но отнюдь не единичным случаем. Этнические русские и русские учреждения в Германии с самого начала войны подвергались враждебности и открытым нападениям беспрецедентного масштаба.