Родина мать или статуя свободы кто выше: Что выше — статуя Свободы или скульптура «Родина-мать»? 3D-аниматор сравнивает самые высокие монументы в мире

История изготовления монумента «Родина-мать зовет!»

Этноциклопедия

Форма поиска

Поиск

Вы здесь

Главная » История изготовления монумента «Родина-мать…

Сразу после окончания Великой Отечественной войны память о событиях недавно минувших дней все еще была жива в мыслях и сердцах непосредственных участников тех сражений. Но было понятно, что постепенно одно поколение начнет сменять другое, и чтобы сохранить историю Отечества и передать ее потомкам, требуется изготовление монументов и памятников. И хотя за почти 75 лет со дня Великой победы было возведено более тысячи таких архитектурных объектов, ни один из них не может превзойти по масштабам и величию монументальное строение под символичным названием «Родина-мать зовет!».

Выбор места для памятника

Символ победы стоит на Мамаевом кургане — холме, буквально пропитанном кровью. Именно здесь произошла самая важная и жестокая битва, определившая исход Второй мировой войны. Это место для изготовления монумента и сама конструкция были выбрано неслучайно:

  • Во-первых, под статуей, олицетворяющей Родину, зовущую своих сыновей на битву с врагом, находится братская могила, где были погребены, по приблизительным подсчетам, около 35 тысяч солдат.
  • Во-вторых, от подножия и до верхней площадки памятника ведут 200 ступеней – именно столько дней длилась Сталинградская битва.

До сих пор каждый год, в память о триумфе СССР, к подножию памятника приходят миллионы людей.

Как происходило изготовление монумента

Родина-мать имеет «рост» 52 метра, а с мечом – все 85 метров. Ее вес составляет 8 тысяч тонн. Она на 6 метров выше главного символа США — Статуи свободы. Волгоградская Родина-мать была внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая высокая скульптура на момент ее создания. Изготовлением монумента занимались скульптор Евгений Вучетич и инженер Николай Никитин. История создания памятника включает ряд интересных моментов:

  1. Изготовление монумента продолжалось 8 лет: с 1959 по октябрь 1967 года. Родина-мать – это центральная часть триптиха, первая часть которого находится в Магнитогорске, а последняя – в Берлине.
  2. Одно из главных условий принятий проекта заключалось в том, чтобы сделать объект выше, чем Статуя Свободы в Нью-Йорке. Таким было личное указание Н. С. Хрущева.
  3. Монументальная скульптура выполнена из железобетона. Для ее возведения потребовалось 5,5 тыс. тон бетона и больше 2 тыс. тонн металлических конструкций. И это без учета постамента, на котором расположена Родина-мать. Внутри конструкция полая.
  4. Консультации и корректировки по изготовлению монумента с военной точки зрения давал маршал Советского союза и один из непосредственных руководителей Сталинградской битвы Василий Чуйков. После своей смерти, по завещанию, он был похоронен на Мамаевом кургане у подножия памятника вместе со своими воинами.
  5. Фигура женщины с мечом, за исключением головы, отливалась на месте. Изготовления монумента происходило ярус за ярусом. А чтобы работы не приостанавливались, машинам с бетоном разрешалось проезжать на красный свет светофора. Голова отливалась отдельно и поднималась на место с помощью вертолета.

Если интересно, как происходит изготовление монументов в современных условиях, на сайте http://www. sv-vzgliad.ru можно получить об этом всю необходимую информацию.

 

Родина-мать с именем Ника: как появилась на свет главная достопримечательность Ростова-на-Дону

Ростов-на-Дону, 9 апреля 2019. DON24.RU. Стела на Театральной площади Ростова-на-Дону является одним из самых высоких монументов мира – она в два с половиной раза выше статуи Христа Спасителя в Рио, в полтора раза превосходит высоту американской статуи Свободы, а также ровно в два раза выше Колосса Родосского. Уже почти 40 лет она остается доминантой в портрете донской столицы, а также является ее негласным символом, изображаемым практически на всем, что касается Ростова. В ближайшее время монумент «Освободителям Ростова» может лишиться статуса охраняемого памятника, после чего вокруг него планируется разбить зеленый сквер и обустроить рекреационную инфраструктуру. Однако мало кто знает, что памятник мог иметь совершенно иной вид – солдата с автоматом или увенчанной лавром колонны.

Освободили город – увековечить память

О необходимости возвести в Ростове-на-Дону памятный монумент, посвященный подвигу освободителей донской столицы от немецко-фашистских захватчиков, речь пошла в феврале 1943 года. На Театральной площади прошел общегородской митинг, участники которого приняли решение установить памятник героям. Тогда на месте его будущего возведения заложили камень с надписью «Здесь будет установлен памятник в честь освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков».

Однако реализация задумки затянулась – до проведения конкурса на лучший проект монумента, который объявил ростовский Союз архитекторов, прошло 10 лет.

Попытка № 1

В конкурсе 1953 года победил проект ростовской творческой группы, в которую входили архитектор Николай Соколов и скульптор Рубен Шекер. Их задумка состояла в том, чтобы установить на Театральной площади стелу с красной звездой, обрамленной лавровым венком, и колоннадой сзади. Вечного огня, который рядом со стелой располагается сейчас, в проекте тогда не было. В те годы газификация не была распространена так широко, как в наши дни, а потому создать такой памятный элемент было трудно.
Несмотря на юбилейную дату, возведение этого памятника было решено отложить. В казне города, где тяжело и медленно шо восстановление после войны, просто не нашлось средств на реализацию такого проекта, а потому его отложили в ящик. Тогда все думали, что это временно, однако света этот вариант монумента так больше и не увидел.

Попытка № 2

Через шесть лет после проведения первого конкурса был объявлен второй. В 1959 году среди всех участников вновь победил проект ростовчан. Над его созданием также трудились Соколов и Шекер, однако теперь к ним присоединился Артур Пюпке. В этот раз их идея состояла в установке 37-метровой фигуры воина-красноармейца, салютующего в небо из автомата. Тогда планировалось, что памятник будет обрамлять зеленая зона. Вечный огонь, как и в прошлый раз, в проект не вошел.

В итоге, красноармейца постигла та же участь, что и колонну с красной звездой и венком, – на его строительство по-прежнему не спешили выделять деньги. В этот период почти все уходило на восстановление здания драматического театра, взорванного фашистами при отступлении. Поэтому реализация нового проекта была отложена.

Попытка № 3

О том, что на Театральной площади должен появиться монумент, третий раз вспомнили почти через 40 лет после освобождения Ростова. В горком начали один за другим обращаться ветераны с вопросом: «Когда же вместо камня все-таки будет поставлен памятник?»

Несмотря на то что разрешение на строительство такого объекта должно было приниматься на уровне Совета министров СССР, в этот раз горком партии решил разобраться с этим вопросом самостоятельно. Первый секретарь обкома Иван Бондаренко вместе с первым секретарем горкома Борисом Головцом всецело поддержали инициативу.

Был объявлен третий конкурс проектов, который на сей раз выиграли не ростовчане, а москвичи. В творческую группу вошли Иулиан Рукавишников, Ангелина Филлипова и Николай Миловидов. Отметим, что на донской земле уже были монументы, над которыми работали Миловидов и Рукавишников. Первый был соавтором памятника Владимиру Ленину, установленного на одноименной ныне площади Ростова-на-Дону, а второй – памятника Антону Чехову в Таганроге.

Многие были недовольны как тем фактом, что работать над столь важным для ростовчан объектом будут не их земляки, так и тем, как, согласно эскизу, монумент должен был выглядеть. Однако все те же Иван Бондаренко совместно с Борисом Головцом одобрили проект. Так было принято решение возводить стелу в том виде, который сегодня известен каждому жителю Ростова и области.

Фото: ss.sport-express.ru

Самый большой и самый трудоемкий

Проект памятника «Освободителям Ростова» поражал своей монументальностью. Он значительно превышал по высоте и сложности возведения такие памятники, как «Змиевская балка», «Тачанка», «Стачка 1902 года» и другие, которые на тот момент в донской столице уже были. Неудивительно, что в процессе возведения пришлось преодолевать проблемы, с которыми в Ростове просто раньше не сталкивались.

Трудности начались еще на этапе подготовки участка. Тогда за южным краем Театральной площади был обрыв, и, чтобы установить стелу, а также соорудить вокруг нее амфитеатр, требовалось поднять и основательно укрепить грунт. Учитывая масштабы работы, руководители города приняли решение применить «метод народной стройки».

В горком были вызваны все руководители автотранспортных предприятий города, перед которыми поставили задачу завезти на площадь определенное количество песка. Тогда же был составлен график, в соответствии с которым каждое предприятие доставляло на место отведенный объем стройматериала. Благодаря этому удалось подготовить землю к строительству.

Фото из архива Ростовского отделения ВООПиК

Следующую задачу монумент подкинул, когда стало ясно, что сооружение будет обладать большой парусностью и при своей высоте может не выдержать ветровой нагрузки. Переводом эскиза в рабочие чертежи занялись специалисты института «Ростовгражданпроект» и Ростовского вертолетного производственного объединения. Однако у них не получилось рассчитать, какую нагрузку может выдержать будущий мемориал, а потому пришлось обратиться в Центральный аэрогидродинамический институт – ЦАГИ. Туда повезли модель стелы в масштабе 1:16, которую на месте продули в аэрогидродинамической трубе. Это позволило выработать ряд рекомендаций, учтенных при окончательной доработке чертежей.

После этого процесс создания памятника уперся в отсутствие технической возможности нужным образом свальцевать листы нержавейки, которыми должны быть обшиты крылья богини Ники (планировалось назвать женщину на вершине мемориала именно так). Работу хотели поручить заводу «Красный Котельщик», однако оказалось, что у предприятия нет станков, способных вальцевать листы таких размеров. Тогда решение пришло, откуда не ждали: свои услуги предложил завод монтажных заготовок в Красном Сулине. Заказ был выполнен за полгода.

Не за нее воевали

Когда стало известно, что женская фигура на вершине стелы, согласно задумке, представляет собой богиню Победы Нику, многочисленные обращения от ветеранов вновь посыпались в горком. Основная претензия звучала следующим образом: «Не за какую-то Нику мы воевали!»

Тогда Борис Головец отправился в Москву к руководителю творческой группы, создавшей первоначальный проект монумента, – Рукавишникову. Поняв ситуацию, скульптор переделал эскиз фигуры, и в результате из Ники она превратилась в Родину-мать. Однако в народе ее и по сей день часто величают именем богини.

Фото из архива Ростовского отделения ВООПиК

Ростов – не Ленинград

Еще одной проблемой стала добыча сусального золота для покрытия ордена и женской фигуры. Согласно смете, для этого было нужно три с половиной килограмма драгоценного металла. Получить его через Политбюро ЦК КПСС никак не получалось, – ростовчане получили отказ, аргументированный нерациональным подходом к использованию золотого запаса страны. В это время много позолоты шло на реставрацию Петергофа, и в Политбюро говорили, что «Ростов – это далеко не Ленинград», чтобы выделять ему столько золота.

Однако ростовскому горкому удалось найти обходной путь и выйти на первого зампредседателя Совета министров СССР. На встречу с ним отправился лично Борис Головец, который рассказал, что без золота вернуться домой не может, потому что вместо празднования Дня Победы жители города будут смотреть на строительную площадку с незаконченным памятником. По воспоминаниям бывшего первого секретаря горкома партии, его собеседник при нем переговорил по телефону с министром финансов и договорился о предоставлении Ростову нужного количества драгоценного материала. В скором времени Родина-мать была «одета» в золото.

Фото из архива Ростовского отделения ВООПиК

Финишная прямая

Подъем конструкции с женской фигурой и орденом должен был осуществляться специальным сверхмощным краном, приехавшим с завода «Атоммаш» из Волгодонска. Специалисты «Югтехмонтажа», работавшие с этим оборудованием, просили в момент проведения работ освободить строительную площадку всех, в том числе и начальство. Чтобы лишний раз подстраховаться и убедиться, что на месте никого не будет, подъем этой части монумента производился ранним утром.

Фото из архива Ростовского отделения ВООПиК

Официальное открытие стелы «Освободителям Ростова» прошло 8 мая 1983 года. С тех пор она является одним из главных воинских мемориалов донской столицы, а также достопримечательностью, узнаваемой во всех уголках страны даже по очертаниям.

Фото из архива Ростовского отделения ВООПиК

Больше не памятник

В пятницу, 5 апреля 2019 года, в Ростове-на-Дону прошло заседание комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области. В его рамках прозвучало предложение лишить монумент статуса охраняемого памятника, который был ему присвоен в 2002 году.

По мнению председателя Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК)  Александра Кожина, сама по себе стела памятником не является, поскольку с момента ее установки прошло менее 40 лет. Какой-либо исторической или художественной ценности она, на его взгляд, тоже не представляет. И давать ей статус, который сейчас предлагается у нее забрать, было изначально бессмысленной затеей.

Фото: fotokto.ru

Вопрос о снятии со стелы статуса памятника будет решаться в ближайшие дни голосованием представителей ВООПИиК.

#Эксклюзивы #Театральная площадь #Ростов-на-Дону #Театр драмы имени М. Горького

Исторический справочник NPS: Статуя Свободы


СТАТУЯ СВОБОДЫ
Национальный памятник
Остров Бедлоу, Нью-Йорк

Статуя Свободы Просветление
Мир.

СТАТУЯ СВОБОДЫ, ОСВЕЩАЮЩАЯ МИР была задумана и
разработан как символ большой интернациональной дружбы. С
с течением лет его значение углубилось, и сегодня это
самое символическое сооружение в США.

Стоя в нью-йоркской гавани у самых ворот
Новый Свет, Статуя Свободы, одна из самых колоссальных скульптур в
мировая история, приветствовала многие миллионы угнетенных и
авантюристов из других стран, которые пересекли океан в надежде
поиск большей свободы и возможностей. Им и всему
мира, статуя стала символом тех идеалов человеческой свободы
на котором была основана наша нация и ее форма правления.

Поэтесса Эмма Лазарус, видевшая беженцев из
преследование, прибывающее на бродяжьем пароходе, после невероятного
страданиях, статуя была «Новым Колоссом» или «Матерью Изгнанников».
Она писала об этом в 1883 году:

Не то, что наглый гигант греческой славы,
С побеждающими конечностями верхом от земли к земле;
Здесь у наших омытых морем закатных ворот будет стоять
Могучая женщина с факелом, чье пламя
Заключенная молния, и имя ей
Мать Изгнанников. От ее маяка-руки
Светится приветствие во всем мире; ее мягкие глаза командуют
Порт с воздушным мостом, который образуют города-побратимы.
Храни древние земли, свою легендарную пышность!» кричит она
Безмолвными губами. «Дай мне свой уставший, твой бедный,
Ваши сбившиеся в кучу массы жаждут дышать свободно,
Жалкие отбросы вашего изобилующего берега.
Пошлите мне этих, бездомных, tempest-tost,
Я поднимаю свою лампу у золотой двери!»

В своем интернациональном аспекте статуя, бывшая
подарок от народа Франции народу Соединенных Штатов,
память о многолетней дружбе между народами двух
Наций – дружба, которая продолжается со времен американского
Революция, когда, осуществленная французами жилами войны, помогла
повернуть ход победы на сторону Колоний.

Тогда в дизайне статуи есть символизм
сам. Сломанные оковы тирании, которые лепятся у ног
Свобода говорила сама за себя поколениям людей, спасавшихся от тирании.
Табличка в левой руке статуи с надписью 4 июля 1776 года относится к
Декларация независимости – рассказывающая всем желающим об американской
идеал, что «все люди созданы равными». Факел, высоко поднятый в ней
правая рука, вряд ли нуждается в объяснении, поскольку она освещает путь к свободе
и свобода.

Выступление на праздновании пятидесятилетия
открытие Статуи Свободы в 1936 году, президент Франклин Д.
Рузвельт сказал: «Миллионы мужчин и женщин… приняли эту родину
потому что в этой земле они нашли дом, в котором вещи, которые они больше всего
желанным может быть их — свобода возможностей, свобода мысли,
свобода поклонения Богу. Здесь они нашли жизнь, потому что здесь был
свобода жить. Это память всех этих жаждущих, ищущих миллионы
что делает это место одним из самых романтических мест Америки. . . . это
уместно поэтому, что это должно быть служением повторного посвящения
свобода и мир, которые символизирует эта статуя. Свобода и мир
являются живыми существами. В каждом поколении – если они должны быть
их нужно охранять и заново оживлять» 9.0017


Многообразие образов Статуи Свободы

Создатель Статуи Свободы, эльзасский художник Фредерик-Огюст Бартольди, вырос в мире, отличном от «толпящихся масс», прибывших в Новый Свет, плывущих к ее маяку . Он родился в 1834 году в богатой и престижной семье в Кольмаре на северо-востоке Франции. Его предки были врачами, фармацевтами и бюрократами, которые никогда не чувствовали необходимости покидать родину в поисках возможностей. И все же ему удалось запечатлеть что-то невыразимое в Америке, которую он посетил в 1871 году, что, наряду с ее расположением, сделало его статую непреходящим символом.

С тех пор статуя Бартольди стала много значить для миллионов людей, которых она приветствовала в Америке. Для некоторых она нежная мать, защищающая «сбившиеся в кучу массы, жаждущие вздохнуть свободно»; для других она является хранительницей национальных идеалов — свободы и демократии — от внешних угроз. Для Бартольди статуя тоже имела множество значений, таких как достоинство и прямота, которые он обнаружил в таких городах, как Нью-Йорк, Бостон и Филадельфия, наряду с дикостью, которую он наслаждался в других местах молодой страны.

Когда 21 июня 1871 года Бартольди прибыл в гавань Нью-Йорка, он стремился встретиться с потенциальными клиентами (как он выразился, богатыми «знатоками») для покупки его произведений искусства. Его друг и покровитель, либеральный писатель Эдуар де Лабуле, восхищался Соединенными Штатами и предложил Бартольди укрепить там свою репутацию, построив памятник в честь франко-американской дружбы во время Войны за независимость.

У Бартольди было представление о том, как будет выглядеть его статуя — ее основной дизайн был пережитком более ранней идеи, которую он имел для Египта, — но ему нужно было уточнить свое видение, найти место и получить финансовую поддержку для получить его построить. Для этого он оставался в Америке более трех месяцев, путешествуя из Бостона в Сан-Франциско.

Своей чувствительностью Бартольди во многом обязан своей матери Шарлотте, овдовевшей, когда ему было всего два года. Будучи одновременно красивой и строгой, Шарлотта умело распоряжалась семейными связями и имуществом. Она учила своих мальчиков английскому языку и музыке, ездила с ними в Лондон и Пиренеи, читала им Цицерона и Гете и записала их в мастерскую Ари Схеффера в Париже, где они научились рисовать и лепить. Схеффер, республиканец, познакомил Бартольди со своими политическими друзьями, но Бартольди не был активистом: он обзавелся друзьями и клиентами среди республиканских активистов, ностальгирующих по монархии и могущественной наполеоновской элиты Второй империи.

Во время своего пребывания в Египте он задумал построить колоссальную статую, размахивая факелом, у входа в Красное море недавно прорытого Суэцкого канала. Его дизайн был похож на женщину-феллаха или египетского крестьянина и был задуман как антропоморфный маяк, прославляющий дары французской и египетской цивилизации Востоку. К 1869 году стало ясно, что финансирование статуи в Египте будет невозможно, поэтому Бартольди решил попытаться построить свой колосс в Соединенных Штатах.

Прыжок с Нила на Гудзон кажется маловероятным, но многие 19Европейские наблюдатели 19-го века считали Америку экзотическим местом, известным своей «грязью, неопрятностью и шумом», а также «восточным» видом «множества плоских крыш, увенчанных тысячей дымоходов». К 1871 году Бартольди уже опирался на такие идеи, чтобы показать, что египетские памятники действительно могут быть сделаны в соответствии с требованиями Соединенных Штатов.

На борту SS Pereire Бартольди приближался к Нью-Йорку с предвкушением, которое он редко когда-либо испытывал раньше: паромы пересекали гавань, как «колоссальные мухи», а яхты скользили «по поверхности воды… как маркизы со своими длинными шлейфами». . Бартольди схватил свой блокнот и нарисовал вариант своей статуи в виде Венеры, выпрыгивающей из воды, действительно странной Венеры, с рукой, вытянутой высоко, как колоссальная мачта, и с туникой, натянутой ветром, как парус. Позже своей матери он описал остров Бедлоу, который сегодня известен как Остров Свободы, в глубоко религиозных терминах. Это была, по его словам, виртуальная точка слияния рек Востока и Гудзона, разделяющая Нью-Йорк на три части (Манхэттен, Нью-Джерси и Бруклин), как бы «для объяснения тайны Троицы». Он отметил остров Бедлоу ярко-красным пятном на своей карте.

На берегу невыносимая жара, город почти безлюден. Несколько бизнесменов, которых Бартольди встретил там, встретили его холодно, потому что, как он выразился, у них «мало энтузиазма ни к чему, кроме себя и всемогущего доллара». Его встречи в регионе были разочаровывающими, иногда даже смущающими. Интеллектуалы Нью-Йорка ему надоели.

Бартольди прибыл в Бостон в воскресенье, 29 июня, в новеньком вагоне поезда Pullman, город опустел — «ни звука, ни лица, ни лица». Казалось, что все живые ушли в церковь. Вскоре Бартольди посетил близлежащий город Плимут, где скульптор Чарльз Хэммат Биллингс собирал средства для возведения монумента в память о пилигримах, Национального монумента предкам: гигантская, элегантная женщина, одетая в классическое одеяние, держит в руках Библию. левой рукой и указывая на небо правой. Бартольди не упомянул об этом визите матери, возможно, потому, что был слишком горд, чтобы признать, что у кого-то еще есть план, столь похожий на его собственный. В любом случае, Бартольди мог позаимствовать у Плимутского проекта, завершенного в 1889 г. , чтобы превратить своего египетского феллаха в пуританскую икону с книгой.

Однако Бартольди все больше начал ценить более дикую сторону страны. Отправившись от Ниагарского водопада к Великим озерам, он прибыл в Чикаго, где увидел «сочетание движения», которого он еще не видел в Америке, «морского, наземного, пешеходного и, можно сказать, подземного». Затем он отправился в Омаху, где увидел женщину, раздевающуюся и убирающую свои «горы искусственных волос» только за тонкой занавеской. Он видел дикий пейзаж, «уходящий в долины и ущелья» в Скалистых горах — «дьявольский, что-то из сказки». В Сан-Франциско он восхищался азиатскими проститутками, ждущими при тусклом свете фонарей. Из его дневников и писем становится ясно, что эти плутовские аспекты Америки производили на него сильное впечатление. Его покорила смелость американского характера и ландшафта, а также наглый поиск нового.

Америка, как однажды заметил Бартольди во время своего путешествия, была «прелестной дамой, жующей табак», красивой женщиной с плохими манерами или, возможно, хорошенькой девушкой, которая стала еще более очаровательной благодаря своему грубому поведению. Он с восхищением отметил, что граждане Соединенных Штатов были «последними осеурами» — смелыми людьми, всегда бросающими вызов здравому смыслу в погоне за инновациями. «Иногда они ошибаются, как и все те, кто что-то ищет, но среди бесконечного множества их усилий всегда найдутся такие, которые чтят дух изобретательства».

Бартольди тоже был осером. Его статуя — колоссальная и металлическая, как американские технологические изобретения, которыми он так восхищался, похожая на корабль, плывущий в сторону Европы, медно-красный, как Скалистые горы, несущий революционную Декларацию независимости, а не Библию, — едва ли была «правильной». Да, ей удалось передать строгость и пуританство знакомых скульптора в Бостоне и Нью-Йорке, тех честных прихожан, которые напоминали ему строгую мать. Для них (и для Шарлотты) Бартольди придал своей статуе позу, драпированную тунику и тернистую корону святых раннего Возрождения или Христа, которых он научился рисовать и лепить в мастерской Шеффера.

Но затем Бартольди добавил к благочестивому виду статуи более грубый оттенок.