Содержание
Крещение Руси: могло ли быть иначе?
28 июля Россия отмечает памятную дату — праздник Крещения Руси, состоявшегося, согласно исторической традиции, 1034 года назад на берегах Днепра в Киеве. В тот день жители города «без числа» вошли в реку «кто по грудь, а кто по пояс» под взорами священников, читавших молитвы. Среди крестившихся не было только самого князя Владимира — он принял новую веру заранее, находясь в походе на южном берегу Крыма. Возвратившись домой, правитель обратил столицу, но не довольствовался этим — направил отряд (предположительно, во главе со своим воспитателем Добрыней), чтобы водворить христианство в Великом Новгороде. Там его ожидало сопротивление.
Было ли крещение насильственным?
Читайте также
Выйти за короля Франции и похоронить его. Как киевская княжна стала «бабушкой Запада»
Согласно летописному рассказу, крещение в Киеве сопровождалось «радостью и ликованием» его жителей. Как приняли новую веру в Новгороде, древнерусские источники умалчивают. Проведенные в 1980-е годы археологические раскопки навели историков на мысль о принуждении: так интерпретировал свои открытия академик Янин, обнаруживший невостребованные клады в археологическом слое около 989 года. Сокровища были спрятаны под полами сгоревших домов: это означает, что хозяева не смогли вернуться за ними. Неизвестно, что случилось с этими людьми, когда, как показали раскопки, огонь охватил город с двух сторон — Неревского и Людина концов. Об обнаружении останков убитых археологи не сообщают.
В полемической литературе, направленной против православной церкви, сообщается о гибели до двух третей населения Руси в годы принятия новой веры. Основание для этого вывода — неверно понятая цитата советского историка Пузанова, писавшего в 1985 году, что «из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX — начала XI века 24 (28,9%) прекратили свое существование к середине XI века». В действительности же на смену одним городским центрам приходили другие, не худшие, многие из которых, такие как Ярославль и Владимир, сохранились до наших дней. Этот естественный процесс не имеет ничего общего с религиозными репрессиями.
Свидетельств об их проведении немного и в источниках — зато из них можно узнать о долгом выживании язычества. Митрополит Иларион, служивший в середине XI века, делил Русь на области, где есть православие и где нет, Ростов Великий сохранял языческое большинство до 70-х годов XI века, а вятичи держались старой веры и в начале XII века. Проповедь православия, хотя поддерживалась властью, иногда велась на свой страх и риск, а для святых Леонтия Ростовского, Кукши Печерского и других миссионеров завершилась гибелью от рук язычников.
Археологические раскопки показали, что и в Великом Новгороде, втором по значению городе Руси, христианизация продвигалась медленным шагом. За X век свет увидели только два христианских храма и еще пять — за XI. Всплеск культового строительства (75 церквей) стал возможен только спустя шесть поколений после крещения. Этот временной разрыв показывает, что внедрение христианской религии первыми князьями совершалось в условиях страны, которой на долгое время позволили сохранить языческие верования.
Невысокую христианизацию Руси при князе Владимире и сразу после надежно подтверждают письменные источники: согласно им, в 1070-е годы волхвы проповедовали в Киеве и на Белоозере, собирая толпы сторонников; в Великом Новгороде к устроенным ими волнениям примкнуло все население города, оставив в одиночестве князя и его дружину. Язычество не исчезло и спустя 100 лет после крещения, и, как сообщает летопись, под 1194 годом взошествию на трон великого князя Рюрика Ростиславича «крестьяне и погани» радовались вместе. Сосуществование одних с другими на протяжении веков в исторической литературе получило наименование двоеверия.
А что если католичество или ислам?
Мысль выбрать другую религию вместо православия вполне могла прийти князю Владимиру, сознававшему, что, на чем бы он ни остановился, поддерживать новый культ долгое время придется силами государственной власти. Подобное положение оставляло большую свободу выбора. В раннем Средневековье находились правители, принимавшие редкие для того времени религии, такие как манихейство или иудаизм. И все же к 988 году обстоятельства властно подталкивали Русь в сторону православия.
Возможность превращения в исламскую страну наши предки пропустили в середине X века, когда прекратилась выгодная волжская торговля с Халифатом. Существовавший до этого меновый маршрут «из варяг в арабы» проходил через Ладогу и Верхневолжье. В кладах этих земель начала X века преобладают исламские дирхемы, а византийские монеты солиды, напротив, встречаются относительно редко.
Развитие торговых связей резко прервалось в середине X века по причине исчерпания серебряных рудников в мусульманском государстве Саманидов. Столкнувшись с неплатежеспособностью покупателей, варяжские правители укрепили свой центр на Днепре вместо Волги, а торговлю переориентировали на Византию. Но сложись обстоятельства иначе — вовлечение Руси в сферу влияния мусульманской культуры оставалось бы лишь делом времени.
Возможность принятия Русью западного христианства была еще более реальной. В 960-е и 990-е годы Русь посещали миссионеры из Германии, а один из них — Адальберт был удостоен епископского сана. Древнерусские правители колебались между Римом и Константинополем, допуская, что связи с Западной Европой помогут избежать попадания в церковную зависимость от византийцев. Когда отношения Киева и Константинополя портились, на Руси давали понять, что могут принять крещение с Запада. В Германии следили за древнерусской политикой, но воспользоваться своим шансом тем не менее не смогли.
Около 988 года, когда князь Владимир делал свой выбор, причин предпочесть Запад Востоку у него оставалось не много. Русь зависела от Константинополя в своей торговле, ведшие там дела купцы переходили в православие под воздействием политики византийцев, предоставлявших преимущества только своим единоверцам. Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями. Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками. Возвращались они уже православными.
Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину. И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод. Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась.
Крещение в Крыму?
Русский историк рубежа XIX–XX веков Алексей Шахматов обнаружил, что в летописном рассказе о решениях Владимира в дни и месяцы перед крещением содержится поздняя вставка, касающаяся причин, повлиявших на этот поступок. Рассказав о встрече Владимира с проповедниками разных религий, летописец поменял место действия: вместо того чтобы сделать выбор и креститься, Владимир, под его пером, отправился в поход на берег Крыма и крещение принял уже там.
Летописец объяснил произошедшее дипломатической интригой. Крещению, по его версии, предшествовала осада князем византийского города Херсонеса (Корсуня). Взяв крепость с боем, Владимир объявил Константинополю, что прекратит войну, только если получит в жены сестру императора Анну. В ответ от него потребовали сделать брак равным — креститься. Владимир колебался. Но желание породниться с могущественной династией перевесило — так Русь под давлением греков стала христианской.
В наши дни корсунскую легенду ставят под сомнение. Выгодная Византии версия о принуждении князя к православию противоречит предшествовавшей логике текста и лишает смысла то, о чем в нем рассказывалось, — общение Владимира с проповедниками. Хотя само по себе это еще не делает херсонесское крещение невозможным — просто между этими версиями нужно выбрать.
Так, история Руси погружает нас в тонкости анализа средневековых текстов. Историк Игорь Фроянов полагает, что встреча Владимира с миссионерами, их спор и добровольный выбор князя отражают древнерусскую точку зрения на принятие новой религии. А «корсунский» фрагмент летописного текста вдохновлен византийцами, приписывавшими заслугу исключительно себе. То, что обе версии сведены в одной летописной повести, подтверждает чрезвычайную многослойность этого исторического источника и трудности в его интерпретации — ведь исчерпывающе установить истину спустя столько веков невозможно.
Игорь Гашков
Теги:
РоссияИстория
Река, которая может поворачивать течение вспять: тайны Почайны
Киевская река Почайна скрывает настоящие тайны Крещения Руси, о которых давно никто не помнит…
В истории большей части старинных культур можно обнаружить уникальные природные объекты, затерянные на карте и во времени. Одним из таких стала киевская река Почайна – правый приток Днепра, в котором согласно историческим фактам происходило Крещение Руси. Существующая в реальности, она была стерта из карт и людской памяти, но восстала вновь.
История Почайны
Школьные учебники твердят, что в Днепре князь Владимир Святославович в 988 году провел первый обряд крещения жителей Киева. Все знают, что именно этот момент стал отправной точкой православия на территории Киевской Руси, но мало кто интересуется деталями. Точным местом проведения таинства была именно Почайна или Смородина, как ее именуют в некоторых источниках. На праздник Богоявления после обращения в христианство в этих местах устраивали Великое освящение воды, перед которым ежегодно устраивали крестный ход. Об этом говорит абсолютное большинство древних летописей и даже учебники советского периода в то время, как современные историки упустили этот факт из виду.
Выбор места крещения был выгоден со всех точек зрения. Во-первых, река значила для древних киевлян намного больше, чем сам Днепр. Во-вторых, большая часть населения и основная инфраструктура города находились как раз на ее берегу. И третьим, самым весомым, поводом для крещения в Почайне были безлюдные берега Днепра с колючими зарослями, продираться через которые никому не хотелось.
Как происходило Крещение?
В доправославном эпосе и сказках Почайна тоже успела оставить след. Она считалась аналогом древнегреческого Стикса, по которому мертвые переправлялись на тот свет. Именно в ней жил Змей Горыныч с тремя головами и двенадцатью хвостами, против которого выступили богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Здесь же перед Крещением низвергли идола Велеса – покровителя животных, торговцев и магов, второго после Перуна по важности в пантеоне богов. Еще одно доказательство, подтверждающее роль Почайны в принятии православия: в 1975 году археологи обнаружили здесь священный дуб Перуна и Велеса, служивший ритуальным местом для поклонения.
После уничтожения капищ прежних богов князь Владимир призвал народ креститься и обратиться к Константинопольской церкви. Во время обряда всеми его участниками была вознесена молитва:
«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»
Необъяснимые способности священной реки
Удивительно, но по мере того, как слабла вера людей в идеалы принятой ими религии, река будто стала отдаляться от них. Сначала она «скрыла» свой исток: все историки разделились на две группы, спорящие о том, находится он в Иорданском или Кирилловском озере. Анализ летописей и исторических записей прошлых веков не дает какой-либо ясности: река будто «пропадала» из видимости людей на десятилетия. С течением времени даже появилась группа историков, уверенных в «независимости» Почайны от Днепра.
Активистка и исследовательница истории древней реки Аннабель Морина считает, что историкам все-таки удалось прийти к компромиссу:
«Основные водяные притоки Почайны шли с материка – с запада, а не с востока, где протекает Днепр. Это летописная речушка Водица, считавшаяся первым правым притоком Почайны. Это Мушинка, Коноплянка, Куриный Брод, Западинка, Сырец. Кстати, на карте 1695 года, подготовленной подполковником Ушаковым по заказу Петра I, видно, как Сырец впадает в озеро Долгое (Кирилловское), с которым была соединена Почайна. В районе урочища Крещатик, в окрестностях колонны Магдебурского права можно увидеть памятную табличку со словами о том, что здесь в 988 году в слиянии волн Днепра и Почайны крестилась Русь. »
А позже Почайна и вовсе словно предпочла исчезнуть с людских глаз. Еще в XIX веке она была большим водоемом, отделенным от Днепра длинной косой. Когда-то в ее верховьях находилась крупная древняя гавань, которую даже благоустраивали с помощью системы каналов. Последний такой был прорыт в 1712 году для облегчения доступа судам к берегу.
С начала XX века, когда у людей снизилась вера в высшие силы, Почайна стала сильно мелеть. Началось строительство Северного железнодорожного кольца, отрезавшего легендарную речку от гавани. В 70-х годах оставшиеся рукава реки стали засыпать, несмотря не протесты местных жителей. От реки осталось лишь озеро Опечень – и то, благодаря удачно расположенной дамбе. Почайна «ушла» под землю, став системой озер в подземных коллекторах, из которых вытекает небольшая речка в районе Московского проспекта. Люди окончательно обидели великую реку, дав ей статус «технических водоемов».
Несколько лет назад застройщики из Киева стали упорно утверждать, что Почайны больше нет. Аннабель собрала активистов, чтобы препятствовать проведению дороги вдоль естественного русла реки. Волонтеры добились внесения Почайны в реестры и на карты, а также ее защиты от уничтожения. Аннабель комментирует свой поступок так:
«Мы не должны стать тем поколением, которое окончательно добьет эту летописную речку.»
Очевидно, в благодарность за это река явила ей в 2017 году новое чудо, о котором девушка уже рассказала прессе:
«На праздник Крещения, в ночь с 18 на 19 января, проводилось освящение воды в реке Почайна и озере Иорданском, которое относится к ее старому руслу. Впервые за множество десятилетий забвения. Я присутствовала и, конечно, купалась. Это было необыкновенное чувство, сильное и светлое. А на следующий день мы увидели, как в Почайне течение повернулось вспять…Чудеса рядом, их просто стоит замечать, и мир сразу преображается».
Знайте о Крещенских купаниях в России и Восточной Европе
Планируете ли вы прыгнуть в ледяную воду с температурой ниже -30С? Я не шучу.
Источник: Тенор
В России и Восточной Европе православные молятся в ледяных водах на Крещение – один из самых важных праздников в православном календаре. 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан отмечается известная как «Богоявленская баня». Считается, что в этот день младенца Иисуса посетили три волхва, таким образом явив Себя человечеству. Традиция погружения в крестильную прорубь – Иордан – символизирует крещение.
Читайте также: 6 невероятных природных ландшафтов, которые стоит увидеть в России
Россия
День крестного крещения. Купание в проруби в честь крещения Иисуса
В русской православной традиции в лед и вода освящаются священником, и люди купаются в этой ледяной воде. Несмотря на суровые температуры (иногда ниже нуля), мужчины, женщины и дети отважно окунаются в эти крестообразные бассейны, надеясь смыть свои грехи. Поскольку воды благословляются священником во время Богоявления (или накануне), считается, что они святы, чисты и наделены особыми силами. Участники могут трижды окунуться в воду, почитая Святую Троицу, чтобы символически смыть грехи прошлого года и испытать чувство духовного возрождения. Затем вода раздается посетителям, которые могут хранить ее, чтобы использовать во время болезни, благословить себя, членов семьи и свои дома или пить. Считается, что этот обряд также приносит хорошее здоровье верующим.
г. Орел, Россия – 19 января 2016 г.: русский праздник Богоявления. Православный священник освящает воду в проруби по горизонтали
Хотя эта практика официально не одобрена Православной церковью, она стала популярной народной культурой после распада Советского Союза.
подготовленная прорубь для купания в праздник Крещения Господня морозной ночью
Власти оборудовали 4000 специально подготовленных мест для купания почти для двух миллионов верующих по всей России, включая часть Сибири (сербские православные верующие прыгают в холодную воду Савы река в Белграде), где январские температуры опускаются ниже -30С. Православные священники освящают воду, а спасатели следят за безопасностью купающихся в ледяной воде.
г. Нижний Тагил, Россия – 19 января 2019 г.: Священник освящает прорубь. Мужчины купаются в холодной воде проруби. Традиционное купание в льду в православной церкви Крещение Господне
В то время как в восточном христианстве праздник Крещения Господня отмечается 18 января, накануне Крещения Господня в русской православной церкви (церковь следует юлианскому календарю), есть некоторые страны, которые отмечают его 18 января. 6 января тоже.
Что нужно помнить перед ледяным погружением в следующем году:
- Потренируйтесь с холодным душем
Перед Крещением примите несколько контрастных душей, это поможет подготовить тело к холоду. Вы можете начать, постояв под теплой водой около пяти минут, а затем переключиться на холодную воду на одну минуту. Продолжайте чередовать горячее и холодное, постепенно увеличивая время пребывания под холодной водой.
2. Избегайте употребления алкоголя
Хотя может показаться заманчивым выпить крепкие напитки перед Крещением, чтобы согреться, врачи не рекомендуют употреблять алкоголь перед купанием. Алкоголь заставляет кровь оттекать от вашего ядра, в результате чего тепло переходит от ваших жизненно важных органов к вашей коже. Вместо этого пейте теплый чай.
3. Правильно питайтесь
Побалуйте себя жирной пищей примерно за два часа до выхода на лед. Ваше тело будет тратить большую часть своей энергии на то, чтобы согреться, и ему нужен солидный запас калорий.
4. Разминка
После выхода на улицу — и особенно после того, как вы начали снимать слои — рекомендуется сделать несколько упражнений, чтобы разогреть тело и усилить кровоток. Сделайте 10-15 приседаний и прыжков, прежде чем сделать решительный шаг.
5. Не забудьте свои тапочки
Резиновые тапочки являются неотъемлемой частью Крещения. Большие теплые тапочки будут держать ваши ноги в тепле, и их будет легко надеть после купания (по сравнению с обувью со шнурками или сложной обувью). Другие предметы первой необходимости включают большое полотенце, теплую сменную одежду (бывалые купальщики рекомендуют одежду без пуговиц для быстрого одевания) и шапку.
Источник: Giphy
Расскажите нам о своем опыте Богоявления в комментариях ниже! Удачи.
Часто задаваемые вопросы – Сайт крещения
- Как организовать крещение? В настоящее время на самой реке Иордан есть два прохода, где можно креститься. Одно место рядом с греческой православной церковью, а другое рядом с католической церковью. В дополнение к этим двум местам у нас также есть Фонтаны Крещения (для детей) и Бассейн Крещения (для взрослых). Вся вода поступает прямо из реки Иордан. Нам нужно уведомление за день, чтобы устроить крещение в фонтане или бассейне.
- Как найти место крещения? Участок находится в нескольких километрах от Мертвого моря и горы Небо. Это хороший знак, отправленный с Мертвого моря.
- Как получить въездную визу в Иорданию? Визы выдаются дипломатическими и консульскими миссиями Иордании на борту или в основных портах въезда в соответствии с правилами.
- Где я могу получить информацию о том, как посетить Иорданию? Вы можете посетить веб-сайт Совета по туризму Иордании, visitjordan. com, или веб-сайт Министерства туризма и древностей, mota.gov.jo/Default.aspx.
- Что мне взять с собой на место крещения? Для многих посетителей, которые впервые посещают место крещения, мы составили контрольный список некоторых из наиболее важных предметов, которые вы, возможно, захотите взять с собой: головные уборы, солнцезащитные очки и другое покрытие. Если вы посещаете летом, шляпы с большими полями которые обеспечивают не только головной убор, но и некоторую тень, которая будет очень кстати на жарком солнце места Крещения.
- Какой национальный язык? Официальный язык – арабский. Английский широко используется в качестве второго языка. Наши сотрудники владеют английским, русским, французским и др.
- Что делать, если я хочу путешествовать один? Не беспокойтесь, если вы идете один. Иорданцы очень дружелюбны и особенно называются страной гостеприимства. Путешествие в одиночку, как правило, безопасно и относительно комфортно как для мужчин, так и для женщин. Спланируйте поездку в соответствии со своими интересами и подготовьтесь к посещению Сердца Святой Земли.
- Какие медицинские услуги доступны в Иордании? Медицинские услуги доступны во всех городах. Безрецептурные препараты можно приобрести в аптеках, а также в некоторых супермаркетах, отелях и торговых центрах. В отелях международного класса также есть свой собственный врач для обслуживания своих гостей.
- Безопасно ли пить водопроводную воду? Обычно безопасно пить воду прямо из-под крана. Тем не менее, минеральная вода также легко доступна в магазинах и супермаркетах повсюду.
- Как арендовать и водить машину в Иордании? Вам потребуются международные водительские права. Аренда автомобиля может быть организована в ту же минуту, когда вы приедете в аэропорт, через отели и различные компании по аренде автомобилей, которые можно найти в справочнике «Желтые страницы». www.yellowpages.com.jo
- Есть ли какие-либо культурные советы, о которых мне следует знать, чтобы избежать культурных оскорблений? Чтобы избежать «культурных правонарушений» при посещении религиозных мест, вот несколько советов: при посещении места крещения одевайтесь аккуратно в подходящую одежду, закрывающую руки и ноги.