Реформы патриарха Никона. Раскольническое движение (старообрядчество). Реформы никона
Реформы патриарха Никона. Раскольническое движение (старообрядчество)
Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви.
В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия". Он дал толчок к проведению в годы Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных книг и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали предпочтение древнерусским книгам, другие - греческим.
Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь. Государство было заинтересовано в такой реформе - ограничивалось могущество церкви, а объединение православных церквей облегчало бы воссоединение Украины с Россией под главенством последней. Церковь Украины была тесно связана с греческой обрядностью. Русская же церковь от греческой сильно отличалась именно ритуалом, а также богослужебными книгами, содержавшими много описок, внесенных туда переписчиками.
В ходе проведения церковной реформы, по указанию патриарха Никона, началось исправление богослужебных книг по греческим подлинникам, устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения, вводилось крестное знамение тремя перстами (двуперстие было предано проклятию), для богослужения допускались иконы только греческого письма. Протопопы Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола, возглавили духовную оппозицию Никону. Церковный Собор 1655 г. положил начало борьбы со староверами. Никон прибег к репрессиям, отправляя противников реформ в ссылку. С другой стороны у него складывались напряженные отношения с царем. Осуществляя реформу, он преследовал далеко идущие цели - создать сильную церковную власть, независимую от светской. Если реформа церкви, проводимая патриархом, отвечала интересам самодержавия, то его теократизм явно противоречил интересам России, как абсолютной монархии. Церковный Собор 1666 г. единодушно осудил Никона и лишил его высокого духовного сана.
Во главе церковной реформы стал сам царь. Русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев, встал протопоп Аввакум. Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с "мучительством" древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о "старой вере". В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был сожжен.
С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви.
Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому "царь в свою очередь обнажил меч" и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры.
С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины (скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в.
Значение реформ выразилось в ослаблении церкви, в ее расколе на господствующую и старообрядческую, в превращение церкви в часть государственного аппарата. Это было еще одним шагом в эволюции русского самодержавия, эволюции от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Однако в XVII в. абсолютизм только формировался. Его становление произошло в следующем, XVIII в.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по истории России
rgrtu-640.ru
Раскол. Тайный смысл реформ Никона
По теме: А был ли Никон?
Великая афёра патриарха Никона, или Кому на Руси православие помешало
XVII век ознаменовался для русского народа ещё одной тяжёлой и предательской реформой. Это всем известная церковная реформа, которую провёл патриарх Никон. ©
~~~~~~~~~~~
Многие современные исТОРики признают, что данная реформа, кроме распрей и бедствий, для России ничего не принесла. Ругают Никона не только исТОРики, но и некоторые церковники за то, что якобы по велению патриарха Никона раскололась церковь, и на её месте возникли две: первая – обновлённая реформами церковь, детище Никона (прототип современной РПЦ), и вторая – эта та старая церковь, что существовала до Никона, которая в последствии получила название старообрядческой церкви.Никон, в миру Никита Минин (1605-1681гг.), – шестой Московский патриарх, родился в обычной крестьянской семье, к 1652 году выслужился до патриарха и где-то с этого времени начал «свои» преобразования. Причём при вступлении в свои патриаршьи обязанности заручился поддержкой царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ обязались исполнить это завещание, и оно исполнилось. Только вот народ-то на самом деле не спрашивали, мнение народа выразил царь (Алексей Михайлович Романов) и придворные бояре. А во что же вылилась пресловутая церковная реформа 1650-х – 1660-х годов знают почти все, но та версия реформ, которая преподносится в массы не отражает всей её сути. Истинные цели реформы сокрыты от непросвещённых умов русского народа. У народа, у которого украли истинную память о его великом прошлом, истоптали всё его наследие, не остаётся ничего другого, как верить в то, что им преподносят на блюдечке. Только пора уже с этого блюдечка убирать гнилые яблоки, и раскрывать людям глаза на то, что же произошло на самом деле.
Официальная версия церковных реформ Никона не только не отражает истинных её целей, но и преподносит патриарха Никона как зачинщика и исполнителя, хотя Никон был всего лишь «пешкой» в умелых руках кукловодов, которые стояли не только за ним, но и за самим царём Алексеем Михайловичем.
И что ещё интересно, несмотря на то, что некоторые церковники хулят Никона как реформатора, изменения, которые он провёл, продолжают действовать до сих пор в той же самой церкви! Вот они двойные стандарты!
Давайте теперь посмотрим, что же это была за реформа такая.Основные реформаторские нововведения по официальной версии исТОРиков: Так называемая, «книжная справа», которая заключалась в переписании богослужебных книг. В богослужебные книги было внесено множество текстовых изменений, например, слово «Исус» заменили на «Иисус». Двуперстное крестное знамение заменено трёхперстным. Отменены земные поклоны. Крестные ходы стали проводить в обратном направлении (не посолонь, а противосолонь, т.е. против солнца). Пытался ввести 4-конечный крест и на незначительный отрезок времени ему это удалось.
Реформаторских изменений исследователи приводят много, но вышеперечисленное особо выделяют все, кто изучает тему реформ и преобразований времён правления патриарха Никона.
Что касается «книжной справы». Во время крещения Руси в конце Х в. у греков существовало два устава: Студийский и Иерусалимский. В Константинополе имел распространение сначала Студийский устав, который и перешел на Русь. Но все большее распространение в Византии стал получать и Иерусалимский устав, ставший к началу XIV в. там повсеместным. В связи с этим на протяжении трех веков незаметно изменялись там и богослужебные книги. В этом и была одна из причин разницы в богослужебной практике русских и греков. В XIV веке различие между русским и греческим церковным обрядом было уже весьма заметно, хотя русские богослужебные книги вполне соответствовали греческим книгам Х-ХI вв. Т.е. надобности в переписывании книг не было вообще! К тому же, книги Никон решил переписывать с греческих и древних харатейных русских. А как вышло на самом деле?
А на самом деле келарь Троице-Сергиевой Лавры Арсений Суханов посылается Никоном на Восток специально за источниками для «справы», и вот он вместо этих источников привозит в основном рукописи, «не имеющие отношения к исправлению богослужебных книг» (книги для домашнего чтения, например, слова и беседы Иоанна Златоуста, беседы Макария Египетского, слова подвижнические Василия Великого, творения Иоанна Лествичника, патерики и пр.). В числе этих 498 рукописей оказалось также около 50 рукописей даже нецерковной письменности, например, труды эллинских философов - Троя, Афилистрата, Фоклея «о животных морских», Ставрона философа «о землетрясениях и т.п.). Не говорит ли это о том, что Арсений Суханов был послан Никоном за «источниками» для отвода глаз? Проездил Суханов с октября 1653 г. по 22 февраля 1655 г., т. е. почти полтора года, и привез всего только семь рукописей для правки именно церковных книг - серьезная экспедиция с несерьезными результатами. «Систематическое описание греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки» полностью подтверждает сведения о всего лишь семи рукописях, привезенных Арсением Сухановым. Наконец, Суханов, конечно, не мог на свой страх и риск добывать за тридевять земель труды языческих философов, рукописи о землетрясениях и морских животных вместо необходимых источников для исправления богослужебных книг. Следовательно, он имел на это соответствующие инструкции Никона...
Но, в итоге получилось ещё «интереснее» - книги переписывались по новым греческим книгам, которые были отпечатаны в иезуитских парижских, венецианских типографиях. Вопрос, зачем Никону понадобились книги «язычников» (хотя правильнее будет сказать славянские ведические книги, а не языческие) и древние русские харатейные книги, остаётся открытым. Но именно с церковной реформы патриарха Никона начинается Великая Книжная Гарь на Руси, когда в огромные костры сваливали целые подводы книг, обливали смолой и поджигали. А тех, кто сопротивлялся «книжной справе» и реформе в целом, отправляли туда же! Инквизиция , проводимая на Руси Никоном, не жалела никого: в костры отправлялись и бояре, и крестьяне, и церковные сановники. Ну, а во времена Петра I – самозванца Великая Книжная Гарь набрала такую мощь, что на данный момент у русского народа не осталось почти ни одного оригинального документа, летописи, рукописи, книги. Пётр I с широким размахом продолжил дело Никона в стирании памяти русского народа. У сибирских старообрядцем существует предание, что при Петре I одновременно было сожжено столько старопечатных книг, что после этого из кострищ выгребли 40 пудов (что равно 655 кг!) расплавленных медных застёжек.
Ортодоксия – (от греч. orthos – прямой, правильный и doxa – мнение), "правильная” система взглядов, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь, ортодоксальное мусульманство или ортодоксальный иудаизм). Безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии – иноверие и ереси.
Никогда и нигде в других языках вы не сможете найти термин "православие” относительно греческой (византийской) религиозной формы. Подмена терминов образности внешней агрессивной форме понадобилась потому, что ИХ образы не срабатывали на нашей русской земле, вот и пришлось мимикрировать под уже имеющиеся привычные образы.
Термин "язычество” означает "другие языки”. Термин этот, служил ранее русам просто для определения людей разговаривающих на других языках.
Изменение двуперстного крестного знамения на трёхперстное. Почему Никон решился на такое «важное» изменение обряда? Ибо даже греческие священнослужители признавали, что нигде, ни в одном источнике, не написано о крещении тремя перстами!
В отношении того, что ранее у греков было двуперстие, историк Н.Каптерев приводит неоспоримые исторические свидетельства в своей книге «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных книг». За эту книгу и другие материалы по теме реформы Никона Каптерева пытались даже изгнать из академии и всячески старались наложить запрет на печатание его материалов. Теперь же современные историки говорят, что Каптерев был прав в отношении того, что двуперстие у славян существовало всегда. Но не смотря на это, в церкви до сих пор не отменён обряд трёхперстного крещения.
О том, что на Руси издавна существовало двуперстие, можно видеть хотя бы из послания Московского патриарха Иова грузинскому митрополиту Николаю: «Молящиеся, креститися подобает двема персты…».
А ведь двуперстное крещение – это древний славянский обряд, который изначально и позаимствовала христианская церковь у славян, несколько его видоизменив.
Вот, что пишет Светлана Левашова в своей книге «Откровение» по этому поводу:
«…Идя на бой, каждый воин проходил через своеобразный обряд и произносил привычное заклинание: «За ЧЕСТЬ! За СОВЕСТЬ! За ВЕРУ!». При этом воины делали магическое движение – касались двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба… А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола». В итоге получился всем христианам хорошо известный ритуал крещения пальцами, правда, с измененной последовательностью – по христианскому обряду сначала пальцы кладут на лоб, затем на живот (в область пупка), потом на правое плечо и в конце на левое.
А вообще, если проанализировать дониконовскую церковь, то увидим, что очень многое в ней тогда ещё было ведического. Элементы солнечного культа славян были во всём – и в одеждах, и в обрядах, и в пении, и в живописи. Все храмы строго строились на местах древних ведических капищ. Внутри храмов стены и потолки разукрашивались свастичными символами. Посудите сами, даже крестный ход совершался посолонь, т.е. по солнцу, и процедура крещения происходила без купели с водой, люди перекрещивались двумя перстами и многое другое. Это только Никон привнёс в русскую церковь элементы лунного культа, а до него их было сравнительно немного.
Патриарх Никон, понимая особенное отношение русского народа к древним обрядам, которое невозможно было искоренить не только среди обычного населения, но и среди аристократии, бояр, решил напрочь вытравить их из памяти путём элементарной подмены одних обрядов на другие! И ему это удалось, как никому прежде. Удалось это по той простой причине, что после насильственного крещения Руси в греческую религию (христианство) было истреблено 2/3 населения. И со временем, спустя всего несколько веков, осталось очень мало людей, которые бы помнили и могли передать истинные знания о прошлом своим потомкам. Память о прошлом жила лишь в обрядах, традициях и праздниках. Настоящих славянских праздниках! Но и им была уготована нелёгкая учесть.
Несмотря на крещение Руси в новую религию, народ как праздновал, так и продолжает праздновать свои древние славянские праздники. До сих пор! Наверное, все любят кушать блины на Масленицу и кататься с ледяных горок. Только мало кто знает, что этот праздник раньше назывался Комоедица. И отмечался совершенно в другое время. Только когда Никон привязал праздники славян к лунному культу, произошли небольшие сдвиги некоторых праздников. А Масленица (Комоедица) является самым настоящим славянским праздником по своей сути. Этот праздник настолько любим русскими людьми, что церковники до сих пор борятся с ним, но безуспешно. У славян было множество праздников, на которые почитались любимые и родные Боги.Учёный и академик Николай Левашов на одной из своих встреч с читателями рассказал, какую подлость совершил патриарх Никон:
Оказывается, всего то и нужно было на славянские праздники наложить христианские, на Богов – святых, и «дело в шляпе», как говорится.
Патриарх Никон нашёл очень правильное решение по уничтожению памяти о нашем прошлом. Это подмена одного другим!
Вот так подло, руками Никона, продолжилось превращение русского человека, свободного по своей природе и мировоззрению, в самого настоящего раба, в «Ивана, не помнящего своего родства».
А теперь давайте посмотрим, про какие такие праздники и святых говорил Н.Левашов в своём выступлении.
ДатаРусский праздникХристианский праздник
06.01Праздник бога ВелесаРождественский сочельник
07.01КолядаРождество Христово
24.02День бога Велеса (покровитель скота)День св. Власия (покровитель животных)
02.03День МареныДень св. Марианны
07.04Масленица (отмечается за 50 дней до Пасхи)Благовещение
06.05День Дажьбога (первый выгон скота, договор пастухов с чёртом)День св. Георгия Победоносца (покровитель скота и покровитель воинов)
15.05День Бориса-хлебника (праздник первых ростков)Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба
22.05День бога Ярилы (бог весны)Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего тёплую погоду
07.06Триглав (языческая троица - Перун, Сварог, Свентовит)Св. Троица (христианская троица)
06.07Русальная неделяДень Аграфены купальницы (с обязательным купанием)
07.07День Ивана Купалы (во время праздника обливали друг друга водой, купались)Рождество Иоанна Крестителя
02.08День бога Перуна (бог грома)День св. Илии Пророка (громовержца)
19.08Праздник первых плодовПраздник освящения плодов
21.08День бога Стрибога (бог ветров)День Мирона Ветрогона (приносящего ветер)
14.09День Волха ЗмеевичаДень преподобного Симона Столпника
21.09Праздник роженицРождество Богородицы
10.11День богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы)День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья)
14.11В этот день Сварог открыл людям железоДень Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов)
21.11День богов Сварога и Симаргла (Сварог - бог неба и огня)День Михаила Архангела
Эта таблица взята из книги Д. Байды и Е.Любимовой «Библейские картинки, или что такое «божья благодать?».
Вполне наглядно и показательно: каждому славянскому празднику по христианскому, каждому славянскому Богу по святому. Такой подлог Никону простить невозможно, как и церкви вообще, которых можно смело назвать преступниками. Это самое настоящее преступление против русского народа и его культуры. И таким вот предателям ставят памятники и продолжают чествовать. В 2006г. в г. Саранске был воздвигнут и освящён памятник Никону, патриарху, который растоптал память русского народа.
«Церковная» реформа патриарха Никона, как мы уже видим, затронула не церковь, она чётко проводилась против традиций и устоев русского народа, против славянских обрядов, а не церковных.Вообще, «реформа» знаменует рубеж, с которого начинается резкое оскудение веры, духовности и нравственности в русском обществе. Все новое в обрядах, архитектуре, иконописи, пении - западного происхождения, что отмечают и гражданские исследователи.
«Церковные» реформы середины XVII века имели прямое отношение к культовому строительству. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром».
Шатровые постройки (с пирамидальным верхом) известны на Руси ещё до принятия христианства. Такой тип построек считается исконно русский. Потому-то Никон своими реформами позаботился и о такой «мелочи», ведь это был самый настоящий «языческий» след в народе. Под угрозой смертной казни мастера-умельцы, зодчие, как только не ухитрялись сохранить форму шатра у храмовых построек и мирских. Несмотря на то, что приходилось строить купола с луковичными главками, общую форму строения делали пирамидальной. Но не везде удавалось обмануть реформаторов. В основном это были северные и отдалённые районы страны.
С тех пор храмы строят с куполами, сейчас шатровая форма построек стараниями Никона полностью забыта. А ведь наши далёкие предки прекрасно понимали законы физики и влияние формы предметов на пространство, и неспроста строили именно шатровым верхом.Вот так вот Никон у народа память обрезал.Также в деревянных церквях меняется роль трапезной, превращаемой из помещения по-своему мирского в сугубо культовое. Она окончательно теряет свою самостоятельность и становится частью церковного помещения. Первичное же назначение трапезной отражено в самом её названии: здесь устраивались общественные трапезы, пиры, «братчины», приуроченные к определённым торжественным событиям. Это отголосок традиций наших предков. В трапезной было место ожидания для прибывших из соседних деревень. Таким образом, по своей функциональности трапезная несла в себе именно мирскую суть. Патриарх Никон сделал из трапезной церковное детище. Данное преобразование предназначалось, прежде всего, для той части аристократии, которая ещё помнила о древних традициях и корнях, о предназначении трапезной и тех праздниках, которые в ней отмечались.
Но не только трапезную прибрала к свои рукам церковь, но и колокольни с колоколами, которые вообще не имеют никакого отношения к христианским церквям.Молящихся христианские церковники созывали ударами в металлическую пластину или деревянную доску – било, которое просуществовало на Руси по меньшей мере вплоть до 19 века. Колокола для монастырей были слишком дороги, и использовались только в богатых монастырях. Сергий Радонежский, когда созывал братию на молебен, бил именно в било.Сейчас отдельно стоящие деревянные колокольни сохранились только на севере России, да и то в очень небольшом количестве. В центральных её районах они давно были вытеснены каменными.
«Нигде, однако в допетровской Руси колокольни не строились в связи с церквями, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или иной стороне храма… Колокольни, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий её план, завелись в России только в XVII столетии!», - пишет А.В.Ополовников, российский учёный и реставратор памятников русского деревянного зодчества.
Оказывается широкое распространение колокольни при монастырях и церквях получают благодаря Никону лишь в XVII веке!
Изначально колокольни строились деревянными и несли городское назначение. Строились они в центральных частях поселения и служили способом оповещения населения о том или ином событии. Каждому событию соответствовал свой перезвон, по которому жители могли определить, что случилось в городе. Например, пожар или народное собрание. А уж на праздники-то колокола переливались множеством радостных и весёлых мотивов. Колокольни всегда строились деревянными с шатровым верхом, что обеспечивало звону определённые аккустические особенности.
Церковь приватизировала себе колокольни, колокола и звонарей. А вместе с ними наше прошлое. А Никон в этом сыграл главную роль.
Подменяя славянские традиции на чуждые греческие, Никон не обошёл вниманием и такой элемент русской культуры, как скоморошество. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах - летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издёвка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами. Высмеивали скоморохи прежде всего христианское духовенство, а когда к власти пришла династия Романовых и поддержала церковные гонения на скоморохов, они стали глумиться и над государственными деятелями. Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. Эпизоды борьбы со скоморошеством подробно описаны у Аввакума в его «Житии». О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов. Но именно во времена Никона преследование скоморохов достигло своего апогея. Русскому народу пытались навязать, что скоморохи – служители дьявола. Но для народа скоморох всегда оставался «добрым малым», смельчаком. Попытки представить скоморохов шутами и служителями дьявола провалились, и скоморохи массово заточались в тюрьмы, а в последствии подвергались пыткам и казням. В 1648 и 1657 годах Никон добивается от царя принятия указов о запрете скоморохов. Гонения на скоморохов были настолько масштабными, что к концу XVII века они исчезают из центральных областей. И уже ко времени правления Петра I окончательно исчезают, как явление русского народа.Никон делал всё возможное и невозможное, чтобы истинное славянское наследие исчезло с просторов Руси, а вместе с ним и Великий Русский Народ.Теперь становится очевидным, что для проведения именно церковной реформы вообще не было никаких оснований. Основания были совершенно другие и никак не связанные с церковью. Это, прежде всего, уничтожение духа русского народа! Культуры, наследия, великого прошлого нашего народа. И совершено это было Никоном с огромной хитростью и подлостью. Никон просто «подложил свинью» народу, да такую, что до сих пор нам, русам, приходится по частям, буквально по крупицам вспоминать, кто мы такие, и своё Великое прошлое.
Продолжение следует…***Используемые материалы:
Б.П.Кутузов. «Тайная миссия патриарха Никона», изд.«Алгоритм», 2007г.
С.Левашова, «Откровение», т.2, изд. «Митраков», 2011г. Н.Ф.Каптерев. «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных книг», изд. М.С Елова, 1913г. Д.Байда и Е.Любимова,
«Библейские картинки, или «Что такое божья благодать?», изд. «Митраков», 2011г. А.В. Ополовников.
«Русское деревянное зодчество», изд. «Искусство», 1983г. Что такое Православие?
Татьяна КудрявцеваUFOleaks, 9 июля 2012
shevoxa.livejournal.com
Реформы Никона: yar46
Новый Иерусалим. Вид состороны Гефсиманского сада. Идет реставрация.
Патриарх Константинопольский Паисий в 1649 году подарил Никону разборную модель храма Воскресения Господня в Иерусалиме инкрустированную перламутром.При сооружении Воскресенского собора использовалась модель храма, чертежи по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и записи иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Арсения (Суханова) паломника посланного в Святую Землю патриархом Никоном.http://www.n-jerusalem.ru/treasures/sobor.htmlИдея создания русской Палестины начала воплощаться. Однако было одно но. За века существования Христианства обнаружилось расхождение в священных текстах и обрядах. Чтобы объединить всё Православие вокруг Третьего Рима, т.е. вокруг Русского Патриархата и потребовались реформы. Начались консультации с Константинопольским патриархатом.Как водится, реформам возникла оппозиция, причем непримиримая. Мало церковной оппозиции так проявилась когорта русских князей завидовавших влиянию патриарха родом из крестьянской семьи, что выражалось в придворных кознях. И вместо единения усилий и поиска компромиссного решения в таком всеобъемлющем деле возник кровавый религиозный раскол.Весной 1654 г. созывается собор, который проходил в царском дворце, под председательством царя Алексея Михайловича. Основой речи Никон была мысль о необходимости согласия между Русской Церковью и Восточными Патриархатами в догматах и в уставе. После прений Патриарх задал вопрос, чему следовать? Большинство участников собора приняло идею реформы по греческому образцу. Собор 1654 года дал Никону основание править книги по греческому образцу. Что это был за образец? Часть действительно исходные греческие тексты, а часть - перевод на греческий с латыни. Подход к «справе» требовался серьезный и неспешный.Следует знать некоторые события истории той эпохи. Константинопольский патриархат как бы устаревший русский чин не осудил, о чем патриарх Паисий и написал Никону в ответ на его письмо в мае 1655 г. Кроме Паисия грамоту подписали 24 митрополита, архиепископ и три епископа Константинопольского Патриархата. Патриарх Паисий писал, что единство Церкви не повреждается различием в обряде, но может нарушиться только через ересь. Паисий на вопросы Никона, сообщал, что в Константинопольской Церкви принято троеперстие, но при этом добавлял, что «впрочем, при том же значении можно слагать персты и иначе». Патриарх Константинопольский уговаривал Никона прекратить распри на обрядовой почве ввиду их ничтожного значения в деле единства Церкви. Он рекомендовал лишь увещевать упорствующих в неприятии греческого обряда, но отнюдь не навязывать его взамен русского.
Две головы двуглавого орла - власть патриарха из народной глубинки и власть царя могли привести к реализации вселенского замысла. Но Никон разругался с царем и был суд. Память о замысле ныне сохраняется в храме, величие которого не оставляет никаких сомнений в его истинной цели. В сердцах видевших эту святыню не остается места равнодушию. Даже фашисты, увидя русскую копию небесного Иерусалима, были потрясены и в страхе взорвали святыню.Сегодня Новый Иерусалим возрождается и многое восстановлено.
Не углубляясь в церковные каноны на поверхности личностный конфликт государя и патриарха. Масштаб личности Никона много более, ведь не просто так крестьянин Никита Минин стал патриархом и носил кроме церковного ещё и светский титул «великого государя». Получив от царя Алексея Михайловича титул «великого государя», Никон воспринял его как возможность соправительства. Задуманное не являлось секретом для недругов Руси. Страна уже тогда могла обрести современное понятие супердержавы. Началась незаметная для непосвященных тонкая игра против.Любой правитель встречает на пути препятствия вплоть до прямого сопротивления, что и было использовано как в свое время против Ивана Грозного, которому с помощью яда и подстав упорно препятствовали оставить законного и сильного наследника. Тоже и при Никоне. Последняя капля, проточившая камень — приближенного Никону князя Мещерского провокационно оскорбили царские придворные, царь отказался их наказывать — и патриарх в 1658 году удалился в свое детище подмосковный монастырь в надежде, что царь одумается, и они вновь объединят усилия для движения к общей цели, но этого не случилось.То одна причина, подковерные игры и интриги местные и Запада. Вторая – от царя Алексея Михайловича зависело содержание обедневших древних церквей на далеком юге, откуда приезжали на Москву за реальной материальной поддержкой. В ходе возникшего противостояния между головами государственного орла поддержку получил царь, и патриарха осудили, но не за реформы. Реформы Никона действуют в Русской Православной Церкви и по сей день. Формальным поводом к осуждению Никона на суде объявили поступок патриарха, удалившегося в 1658 году из стольного града в свой любимый Новый Иерусалим, чем осиротил Церковь до 1666 года, когда и состоялся суд.Удивительно как бывает в жизни. В составе суда состояли два разжалованных патриарха Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Эти «свадебные генералы» придали суду внешнюю легитимность и сработали как агенты влияния.
Другой причиной неприятия реформ Патриарха была практически всеобщая неграмотность народа, к которой опустились от общей грамотности в начале тысячелетия. Вспомним берестяные грамоты Новгорода и их многочисленных авторов из простого народа. Ко временам Никона церковные службы многими велись по памяти. Обряд запоминали во время алтарного служения с детства, а не по книжной премудрости. Предстоящая коррекция содержания книг («книжная справа» под греков) ставила мало- и просто неграмотных в серьезное положение. Сам Никон, ратовавший за греческие тексты, был начитан, но греческого языка не знал и более того не имел богословского образования. Уверовал в точность греческих текстов и обрядов. Доверчивость Никона к иноземцам позволила католикам и униатам приблизится к Русской Церкви и оказать на патриарха серьезное влияние. Это обстоятельство в итоге и привело к столь плачевным результатам.[58]«Папоцезаризмъ Никона выросъ, видимо, изъ католическаго міропониманія, чуждаго православной Церкви, и недаромъ католицизмъ до нашего времени съ нескрываемой симпатіей относится къ Никону.Связь съ католиками Никону было не трудно осуществить. Читаемъ у Шушерина: «Пребываху въ Воскресенскомъ монастырѣ многіе иноземцы: греки и поляки, черкасы (украинцы) и бѣлорусцы, и новокрещеные жиды въ монашескомъ чину и въ бѣлецкомъ».«Пріѣзжали же мнози изо многихъ странъ и земель иноземцы...» (И. Шушеринъ, «Извѣстіе...»). Были также нѣмцы и литовцы, добавляетъ митр. Макарій. А «онъ ихъ съ радостію пріимаше» — экуменизмъ, да и только! Среди грековъ и поляковъ въ то время было уже предостаточно іезуитовъ, а среди украинцевъ и бѣлорусовъ — уніатовъ.Замѣтимъ, что Никонъ сдѣлалъ справщикомъ книгъ Арсенія Грека, сосланнаго еретика, смѣнившаго три (!) вѣры, но зато учившагося въ іезуитской коллегіи въ Римѣ. Не только вызволилъ изъ ссылки, но Арсеній даже живетъ у Никона въ келіи, — экая любовь!Второй справщикъ и горячій приверженецъ Никона, Епифаній Славинецкій, ученый кіевскій монахъ, пріѣхавшій въ Москву въ 1649 году.Католическая направленность воспитанниковъ Кіевской Могилянской академіи того времени также общеизвѣстна».
И что в итоге? Неудачу проекта, задуманного всей властной элитой страны и поддержанного всеми древними церквями, свалили на одного патриарха крестьянского сына. Ну действительно, не себя же потомков древних княжьих и боярских родов обвинять. А потому появилось множество обличений личности Никона,Источник: http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.kutuzov_01005 .Закон природы гласит, чтобы и с кем бы ни происходило это не следствие единственной причины. Возникший раскол, порожден многими обстоятельствами, включая недружеское зарубежное влияние, зависть родовитых людей, личная нескромность Никона, а не только особенности архитектуры, обрядов и произносимых слов. Увы, трудно пройти испытание «медными трубами» власти. Однако «короля делает свита», царь возникает при наличии царства. Одному Никону те реформы были бы не под силу.Следует иметь в виду что после Собора 1666-1667 годов, т.е. после лишения Никона власти ситуация изменилась кардинальным образом. Именно после суда староверов заклеймили в качестве «злобных еретиков» и предали их гражданскому уголовному преследованию. Сторонники прежнего чина не принявшие реформ дабы по их разумению избежать греха, принимали огненное крещение и сжигали себя целыми общинами. У истоков той оппозиции стояли «ревнители благочестия», спустя годы сами ставшие его жертвами. Лишенный сана патриарх Никон к тому времени содержался в отдаленном монастыре.Шло время. Умер царь Алексей Михайлович. Новый царь Федор Алексеевич приказал освободить опального архиерея. По дороге в столицу 17 августа 1681 года Никон скончался. Уже после его смерти в Москву пришли «разрешительные грамоты» от четырех восточных патриархов — «О снятии с Никона прещений Собора 1666 года».Никона реабилитировали, и в настоящее время он поминается патриархом, как и до суда. С тех пор две головы у государственного герба (Церковь и Власть царя) лишь дань традиции без реального содержания.
Внешние силы вмешались в задуманный проект двух великих государей царства и церкви. Сначала эти силы, опираясь на черты характеров царя и патриарха, сумели их развести, а затем обнулили сам проект, инспирировав раскол церкви. Где уж тут вести разговор о единении церквей вокруг Третьего Рима.Непростая страница истории, к которой сегодня приложен возрожденный Новый Иерусалим. И страничка эта ещё не перевернута. Раскол не преодолен. Раскол, как и разруха, по словам Булгакова «в головах», а по словам Писания: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6.7).
Современный вход в Новый Иерусалим.
«При ближайшем рассмотрении оказалось, что отступление от древнего обряда произвела не русская церковь, а греческая».«Никон не преминул воспользоваться огромной властью, чтобы округлить патриаршия владения и увеличить личные доходы. Вопреки Уложению 1649 г., запрещавшему патриархам и архиереям приобретение земель, Никон значительно расширил площадь патриарших владений. Он основал три новых монастыря, которые считались собственностью не патріаршей кафедры, а самого Никона... Никон добился у царя приписки к этим монастырям обширных земел с крестьянами».Источник: «История СССР с древнейших времен», М. 1967, т. III.Возникает простой вопрос, а кто всё это санкционировал при действующем законодательстве? Вам это не напоминает события нашей новейшей истории?Чтобы не говорили о реформах Никона, а время всё расставляет по местам, включая и личностные оценки. «По делам их узнаете, кто они», Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 16.Сегодня возрождается старинное наследие, не пропустите прикоснуться к прекрасному.Добраться до Нового Иерусалима легко на автомобиле или на электричке с Курского вокзала Москвы до одноименной платформы, а монастырь рядом.Новичку сложно разобраться в символике и каменном содержании каждого предела храма, его многообразном убранстве, что олицетворяет эпизоды Ветхого и Нового Заветов, а также символику мест, выделенных древним церквям. Здесь же и копия кувуклии, известной по чуду снисхождения благодатного огня в древнем Иерусалиме.Главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале IV века над гробницей была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня, что повторено в Новом Иерусалиме.Рекомендую взять экскурсовода из местной паломнической службы, заказав по телефону.Стараниями реставраторов храм возрожден буквально из руин и стал уже действующим, но в Голгофе и церкви Константина и Елены работы продолжаются, и туда посетителям пока хода нет.Не помешает взять с собой термос с горячим чаем и пару бутербродов. Поскольку реставрация ещё не коснулась этой стороны местного бытия.
58. Б. Кутузовъ, «Церковная реформа XVII вѣка, ея истинныя причины и цѣли». Часть I. — Рига: Издательскій отдѣлъ Древлеправославной Поморской Церкви Латвіи, 1992. — С. 71-99. http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.kutuzov_01005
в Список записей по теме: Познаваема ли история
yar46.livejournal.com
Реформы Никона и церковный раскол XVII века
Историки называют XVII век «бунташным». В экономике и политической жизни происходили процессы централизации, неизбежные при усилении государственности. Церковная жизнь тоже потребовала изменений, все понимали, что нужно какое-то единообразие духовной жизни.Среди духовенства горячие разногласия возникли по поводу книжных образцов, которым должны соответствовать все остальные книги. Одни предлагали привести все в соответствие с греческими образцами, а другие отстаивали древнерусские рукописи, считая их самыми правильными. Стороны никак не могли придти к взаимопониманию: в русских рукописных книгах невозможно было отыскать два одинаковых текста, так как каждый переписчик вносил вольно или невольно массу изменений в текст. После падения Византии к греческим книгам тоже было много претензий.Реформу в обрядовой жизни церкви с большим энтузиазмом начинает проводить патриарх Никон, которого избрали в 1652 году. Все новшества никак не затрагивают саму православную веру. Никон берет за образец книги и обряды греческой церкви, мечтая об усилении Русской церкви. Греческий образец при этом брался в противовес латинству – католицизму.Никон был человеком незаурядным, и вся его жизнь служит наглядным примером к рассуждениям о роли личности в истории. Он был сыном крестьянина, жившего под Нижним Новгородом. С детства он воспитывался в монастыре, сбежав туда от злой мачехи. Повзрослев, он становится священником, женится и десять лет живет тихо и счастливо. Но внезапно умирают его сыновья, и это горе сильно подействовало на него. Он добирается до Соловков, там поселяется в монашеском скиту на острове Анзер. Там он постригается в монахи, но отличается от всех своим неуживчивым характером. Через некоторое время он становится игуменом обители на озере Коже. По делам монастыря он прибывает в Москву и там встречается с царем Алексеем. Молодой государь был просто очарован Никоном, его начитанностью и ревностным отношением к вере. С этого времени карьера Никона пошла в гору: сначала он становится архимандритом Ново-Спасского монастыря, где находилась усыпальница Романовых. Затем он становится новгородским митрополитом. Никон, в отличие от других митрополитов, получает право судить всех людей не только церковным судом, но имеет высшую власть и над государственным судом Новгорода.Со времени крещения Руси многие греческие церковные обряды изменились, но в Русской православной церкви все оставалось по-старому. В 1649 году Москву посетил иерусалимский патриарх Паисий и высказал царю Алексею Михайловичу свое недовольство тем, что Русская церковь не соответствует греческим обрядам. Царь и часть священнослужителей поддержали Паисия.Патриарх Никон стал проводить церковную реформу без особой подготовки. Он сразу издал несколько указов, которые вызвали недовольство. Предписывалось креститься не двумя, а тремя перстами. Следовало двигаться во время крестного хода не по солнцу, как раньше, а против него. Некоторые слова богослужения были заменены новыми. Имя Христа надо было писать с двумя буквами «и». Земные поклоны были заменены на поясные. Все эти нововведения никак не касались самой веры и относились только к обрядам. Но многие верующие посчитали это угрозой самой православной веры.Греческие церковные книги теперь печатались не в Константинополе, где правили турки, а в Венеции. Поэтому многие из русского духовенства, настроенные против католицизма, не принимали их.Самыми яростными противниками Никона стали многие из его соратников и придворные бояре, лишившиеся своего прежнего влияния на царя. Особой непримиримостью выделялся его бывший друг и земляк протопоп Аввакум. Он родился и вырос в семье священника. Сначала стал сельским дьяконом, затем священником, вскоре получил церковный чин протопопа (протоиерея). Аввакум отличался фанатичной верой, громко осуждал все мирские развлечения. Кроме того, он был личностью харизматичной, не боялся обличать и осуждать за грехи различных «начальников».В 1651 году Аввакум начинает служить в Москве в соборе на Красной площади. Его замечает государь, и он становится заметной фигурой среди придворного духовенства. Протопоп Аввакум яростно отвергает все реформы Никона. После проведения церковных соборов в 1654 и 1656 годах, где патриарх, при поддержке царя и большей части духовенства, добивается одобрения и принятия своих реформ, Аввакум и его соратники были обвинены в расколе. Сразу после неоднозначного указа Никона об отмене 12 земных поклонов в 1654 году начались народные волнения в Москве под предводительством Аввакума. Это время и принято считать началом раскола. Протопоп Аввакум и его ближайшие сподвижники были отлучены от церкви и сосланы в Сибирь, но это только укрепило их веру.В это время патриарх Никон пытается осуществить одну из главных своих целей: установить действительную покорность светской власти церковной. Он становится практически соправителем царя, оттеснив Боярскую думу, чем наживает себе немало врагов. Его жестокость, самолюбие, несдержанность настраивают против него саму царицу, ее родственников Милославских и царских родственников по матери Стрешневых. Придворные интриги и неуемная жажда власти Никона, привели его к конфликту с Алексеем Михайловичем. Обиженный Никон объявляет всем, что он не хочет быть патриархом московским и уезжает в Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), расположенный на реке Истре. Царь, который вначале находился под влиянием сильной личности Никона и во всем советовался с ним, теперь поспешно принимает его отставку. Но Никон не собирается складывать с себя патриаршие полномочия, а сместить патриарха мог только Вселенский собор.В 1666-1667 годах состоялся собор Русской церкви, где присутствовали вселенские патриархи. Никон был официально лишен патриаршего сана и объявлен простым монахом. К тому же над ним состоялся суд, и его заключили в монастырскую тюрьму. Боясь, что на его авторитет может опереться атаман Степан Разин, Никона содержали в суровых условиях. Только в 1672 году с разрешения Алексея Михайловича, он смог выходить из своей кельи и без ограничения читать книги. 17 августа 1681 года Никон умер. По просьбе царя Федора вселенские патриархи включили его в поминовение как патриарха.На церковный собор 1666 года привезли в Москву непримиримого протопопа Аввакума, там он был расстрижен и проклят. Его опять сослали, но где бы он ни находился, везде продолжал обличать «никониан», особенно царя Алексея Михайловича. В 1682 году по приказу царя Федора Алексеевича Аввакум и трое его единомышленников были сожжены на костре.Церковный раскол XVII века породил такое явление, как старообрядчество. Противники церковных новшеств сразу же нашли широкую поддержку в народе. Надежды раскольников, что после отречения Никона, «старая вера» вернется, не оправдались. Царь Алексей Михайлович сам стал во главе борьбы с церковным расколом. Все тот же церковный собор 1666–1667 годов окончательно проклял и поставил вне закона «староверие». По всей Руси старообрядцы подвергались преследованию и жестокому наказанию.Сторонники старой веры начали скрываться в лесах. В глухих и труднодоступных местах они основывали раскольничьи скиты, где продолжали молиться по-старому. Известный Соловецкий монастырь также отказался подчиняться новшествам Никона, и монахи отказались принять исправленные богослужебные книги. В монастырь стали стекаться приверженцы старой веры со всей России. Несколько лет длилась осада, но в 1676 году с помощью предательства царские войска захватили монастырь. Всего 60 человек остались в живых из полутысячи защитников монастыря.Часто во главе группы раскольников служители церкви. Бояре и дворяне редко встречались в среде раскольников, наиболее известные из них это боярыня Морозова и сестра ее княгиня Урусова.Старообрядцы были уверены, что насильственное введение новопечатных книг, по которым следовало служить в церкви, это признак антихристова царствования. Наиболее фанатичные проповедники стали говорить о конце света и о спасении самосожжением – «вторым огненным крещением». Аввакум полностью одобрял такую форму протеста раскольников.Истоки церковного раскола XVII века не только в желании Никона и царя Алексея Михайловича создать Вселенское православное царство. Постепенно множились различные противоречия между церковью и государством, шла борьба между властью царя и патриарха. Поэтому церковный собор постановил, что царь и государство не вмешиваются в дела церковные. Церковь, с помощью осуждения Никона, одержала победу над государством. Только через несколько лет царю Петру I удалось оттеснить священство от управления государством. Всю трагедию раскола понимали и Никон и Аввакум, но они уже стали заложниками этой исторической ситуации. Установка культового однообразия по греческим образцам была поспешной и непродуманной, что привело к расколу церкви и возникновению старообрядчества.
www.istmira.com
Реформы патриарха Никона
В XVII веке было сложно найти еретиков на Руси. Дело в том, что по закону их просто убивали либо заточали в земляной тюрьме. А когда есть проблема, то разве стоит отчаиваться? Проблема в данном случае заключалась в том, что было сложно найти, кого бы уничтожить за ересь.
Русские попы никогда особым единством не отличались, и конфликты у них могли возникнуть на пустом месте. В общем, со временем попы решили, что нужно все сделать по образцу греческого обряда, поскольку, мол, на Руси отстают от «божественных установок».
И действительно, оказалось, что все-таки некоторая разница есть. Однако греки особо-то не возражали. Но среди церковников нашлись те, кто захотел провести «реформы». Дело в том, что они на самом деле не особенно хотели «преобразовать церковь», истинная причина заключается в том, что если церковь пойдет на реформы, то все ее сторонники резко поднимутся вверх по иерархической лестнице, а противники будут ликвидированы. Это была, в том числе борьба за приходы и за прочую собственность.
Поначалу все ограничивалось спорами, но споры в церкви особо-то не любят. И действительно, будь их воля, они бы сразу уничтожили своих противников, но беда для попов заключалась в том, что не было формального повода.
Все началось тогда, когда патриархом стал Никон. Он начал реформирование церкви. Суть реформ можно описать кратко, чтобы понять, в чем действительно был конфликт:
- Мелкое редактирование библии. В частности, к имени Ісус добавили одну букву, т. е. стало Іисус. Ну и прочие подобные мелочи, которые вряд ли что-то радикально изменили.
- Двуперстное крестное знамение заменили трехперстным.
- Крестный ход должен проводиться против солнца, а не посолонь.
- Слово «аллилуйя» во время пения в честь «святой троицы» стали произносить три раза, а не два.
- Слегка изменен вид просфоры.
Вот и вся суть реформы. Именно за эти «ценности» реально сражались многие люди. Старообрядцы же придерживались мнения, что стоглавый собор – истина в последней инстанции.
Долго спорить по этому поводу не пришлось, поскольку церковный собор 1666 года постановил, что всех, кто не следует новым правилам, ждет анафема, ну а затем и казнь. Стали уничтожать иконы, которым до этого молились, т. е. иконы, где изображались неверные крестные знамения. Уничтожали и «священную литературу», и другие реликвии церкви, которые теперь считались «греховными». Интересно, что уничтожали памятники, уничтожали еретиков, но, например, всех «святых» сохранили. А ведь по логике все «святые» Русской церкви до этого периода должны быть объявлены еретиками.
Сами старообрядцы во многом все-таки пошли дальше механического следования догме. В действительности само движение очень походило на антиклерикальное, поскольку простой народ погибал за идеалы, с которыми даже не был знаком, лишь бы против господствующей церкви. В каком-то смысле старообрядчество даже напоминало реформистское движение на западе, поскольку было очень много различных ответвлений, и везде призывали «вернуться» к христианскому благочестию, как делали любые реформистские движения того времени (например, движение Томаса Мюнцера в Германии и т. д.).
Неудивительно поэтому, что за старообрядчество были представители различных сословий, которые ожидали реальные перемен, в частности купцы, даже некоторые князья. В общем, часть элиты, которая считала, что старообрядцы могут победить официальную церковь.
Однако «все и сразу» - невозможно. Поэтому после церковного собора начались массовые убийства. Старец Серапион писал:
«богомерзкий чернец Вавилко сожжён за свою глупость» (Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников).
Сожгли проповедника – сторонника двуперстного крестного знамения. Это ведь очень важно, сколько пальцев использует человек во время крестного знамения.
Церковники в скором времени даже придумали - «двуперстная ересь». Мол, сам дьявол заинтересован в том, чтобы люди крестились не тремя, а двумя пальцами. Два пальца – прямая дорога в ад. Ну а непонимающих можно только пожалеть, а затем и сжечь. Таково православное просвещение. Историк Татищев писал по этому поводу:
«Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали» (Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах).
В дальнейшем часто сжигали представителей старообрядчества. Богатых представителей могли иногда отправить в ссылку, но вот наиболее активных сторонников непременно сжигали. И это очень просто, ведь представителям официоза не приходилось вступать в споры. Они вчера могли креститься двумя пальцами, но сегодня за такой грех они готовы отправить человека на костер.
Особый интерес представляет конфликт с Соловецким монастырем. Там отказались принять новые догмы, и поэтому монастырь осаждали правительственные войска 8 лет. В итоге подавили восстание, монахи приняли новые правила ролевой игры.
Убийства продолжались долгое время. Царица Софья издала по просьбе церковников 12 статей. Вот, к примеру, первая:
«Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять».
Петр Великий отменил эти дикие статьи. Однако жизнь раскольников все равно была тяжелой, поскольку за раскол теперь могли отправить в ссылку. Петр со временем издал указ: «за оный раскол всякие платежи вдвое». Т. е. обеспечил старообрядцам полулегальное существование (но только тем, у кого имелись деньги).
В дальнейшем все зависело от конкретного периода. При Павле I старообрядцам было легче, чем при Николае I, но в целом полной веротерпимости все равно не было, и поэтому у них было в лучшем случае что-то вроде «государства в государстве».
kritix.ru
Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола
Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ),смутное время, Церковный собор, Москва — третий Рим, Славяно-греко-латинская академия, старообрядческие общины
История Российского государства не может полно и всесторонне освещаться в отрыве от православных традиций, корни которых восходят к Русской Православной Церкви (далее РПЦ). Веяния смутного времени еще долго находили отклик в самых различных сферах жизни общества, государства и церкви. Выйдя из смутного времени, наша страна еще долго переживала бунтарские настроения, что отразилось в многочисленных восстаниях — XVII век многими историками назван «бунташным». Неоднородность общества, интересы различных его слоев становились все более глубокими и противоречивыми. Таким образом, исподволь назревал кризис как в светской, так и в религиозной сфере, что впоследствии и закончилось Расколом русской церкви. Церковный раскол — одно из самых существенных явлений, которое коснулось истории русской духовной культуры XVII веке.
При исследовании причин этого явления, необходимо заметить, что для любого переломного момента истории России, корни происходящего нужно искать в ее прошлом, далеком и не очень. То есть, при исследовании церковной реформы необходимо выяснить исторически сложившиеся веяния того времени, изучить особенности жизни различных слоев населения и те факторы, благодаря которым из искры попытки реформаторства разгорелось пламя Раскола, охватившее всю страну и коснувшееся представителей всех сословий, а также влияние его на дальнейшее развитие культурной жизни страны. В этом собственно и заключается актуальность данной работы.
Целью нашей работы, таким образом, будет исследование исторически сложившихся обстоятельств, способствовавших нарастанию напряженности в обществе, и приведших в конечном итоге к последствиям в виде раскола церкви, а также влияние вышеуказанных событий на развитие русской культуры и общества. [1]
Для исследования вышеуказанной темы применялись следующие методы: изучение, анализ, и обобщение научной литературы по данному вопросу. Ряд обстоятельств способствовал тому, что накопившиеся в обществе противоречия проявились с особой силой в середине первого десятилетия XVII века. События Смутного времени оставили глубокий и тяжелый след в политико-государственной сфере. Неоднократная и к тому же нередко насильственная смена государей, децентрализация власти и системы управления, расстройство всего государственного механизма, потеря отдельных городов и территорий — все это тяжело сказалось на состоянии российской государственности. Особенно тяжелы последствия Смуты как по глубине и масштабу проявления, так и по темпам преодоления были в хозяйственной сфере. Результатом разорения страны стал глубокий кризис в земледелии. Следует также отметить такую особенность периода Смуты, как вовлечение в нее всех слоев населения русского общества того времени: дворянство, сельское и городское население, казаки, духовенство и чиновники, служилые люди.
Церковь в XVII веке была одним из основных и важнейших институтов, на котором было построено феодальное общество, и сохраняла ряд феодальных привилегий, которые придавали ей частичную независимость от светских властей. Одной из важнейших привилегий церкви было право иметь своих служилых людей. Дворяне и дети боярские занимались управлением церковными имениями и судом. Патриарх имел свои приказы, своеобразные аналоги государственным царским учреждениям. Одной из важнейших функций церкви того времени была судебная функция.
Примерно в это же время (в середине 1640-х годов) в столице возник кружок «боголюбцев» или «ревнителей благочестия». Во главе его стоял протопоп Стефан Вонифатьев, настоятель кремлевского Благовещенского собора и царский духовник. Влияние его на молодого царя Алексея Михайловича было велико, да и сам царь заметно благоволил «боголюбцам». [2; 768] В программу этого кружка входило: упрочение православных ценностей, борьба с язычеством и ересью, повышение религиозно-нравственного уровня прихожан за счет оцерковления всех сторон жизни.
Следует отдельно остановиться на исторических корнях причин расхождений между церквями. Существуют два устава: Иерусалимский, составленный в V в., и Студийский (Константинопольский). Русь приняла из Византии Студийский устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства. Византия же, в XII–XIII вв. утвердила Иерусалимский устав. После падения Византии и завоевания турецкими войсками Константинополя, Москва продолжала жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов. Однако же, при рассмотрении церковных служб и обрядов в XVII веке, оказалось, что между русским и греческим вариантом по многим вопросам имеются многочисленные расхождения: как креститься — двумя перстами или тремя, обходить священникам амвон «посолонь» (по солнцу) или против, писать Исус или Иисус, класть земные или поясные поклоны, петь аллилуйю два или три раза и т. д. В кружке «боголюбцев» в итоге мнения разделились: Аввакум с другими провинциальными членами стояли за древнерусский вариант, а Никон с соратниками — за греческий. Таким образом, решено было править по греческим книгам, и именно это решение вынес созванный Никоном в 1654 году Церковный собор, хотя церковные обряды, основанные на древнерусской рукописной традиции, были старше современных им греческих. Однако полемика по вышеуказанным и иным вопросам религиозного и общественного толка продолжалась еще длительное время. В конечном счете, эти разногласия и привели к расколу.
Данный церковный раскол — это на наш взгляд несколько взаимозависимых явления, главным из которых мы видим в вышеуказанном кружке «ревнителей благочестия» — исправлений церковных книг. Лидерами противоборствующих сторон были Никон и грекофилы с одной стороны и Аввакум, Стефан Вонифатьев, Неронов, Павел Коломенский и прочие сочувствующие им с другой. Именно тогда были заложены основы разногласий, впоследствии потрясших разные слои русского общества.
Вопрос о введении единогласия, поставленный на соборе 1649 года Вонифатьевым и его соратниками, потерпел поражение. Однако же, «ревнители благочестия» все-таки добились принятия ряда указов, обличающих различные народные игрища, запрещающих воскресный и праздничный труд, требующих неукоснительного соблюдения поста, постоянных исповеди и причастия.
В 1651 г. Церковный собор принял решение о запрещении многогласия и введении единогласия. Однако же, победа «ревнителей благочестия» на этом поприще, не вызвала поддержки у простого народа, о чем свидетельствуют многочисленные выступления прихожан: в 1652 году беспорядки произошли в результате действий Аввакума в Юрьевце, Даниила в Костроме, и т. д.
Трудности, с которыми столкнулись «боголюбцы», были связаны с отсутствием в современной им церковной системе богословского образования. Можно сказать, что богословски образованных людей в России того времени просто не было, как и не было и сил для решения этого вопроса. К греческому духовенству, могущему помочь в данном вопросе, российские церковники относились настороженно, считая, что их православие пострадало от «латинства».
Однако же к концу 40-х гг. Кружок «ревнителей благочестия» потерял былое единомыслие. Одни (Неронов, Аввакум) стояли за верность традициям и святорусскому православию, правке книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев) — грекофилы, считали возможным через украинское посредничество обращение к греческим (но не новогреческим) образцам и уставам.
Спор только на первый взгляд имел обрядово-догматический характер, за ним стоял вопрос о главенстве в православном мире. Никон признавал, что Россия, чтобы осуществить свою мировую миссию, должна усвоить как можно скорее ценности православной греческой культуры. Его противник Аввакум полагал, что Россия должна идти своим самобытным путем развития и не нуждается ни в каких внешних заимствованиях. Очень распространено было высказывание «Москва — третий Рим».
Смерть патриарха Иосифа в 1652 году открыла дорогу на патриаршество двум кандидатам — Стефану Вонифатьеву и Никону, бывшему тогда новгородским митрополитом. Чашу весов в сторону Никона склонили отказ от патриаршества Вонифатьева, личное благоволение царя Алексея Михайловича и поддержка «ревнителей благочестия». Именно с именем патриарха Никона историки и связывают начало церковной реформы, всколыхнувшей всю общественную и духовную жизнь общества. [3]
Началом церковной реформы считается февраль 1653 года, с рассылкой патриархом по московским приходам «памяти» по поводу чтения молитвы святого Ефрема Сирина: вместо шестнадцати нужно класть только четыре земных поклона, а остальные поклоны должны быть поясными, также рекомендовалось креститься не двумя, а тремя перстами. Изменения касались обрядовой стороны, но были восприняты многими верующими как посягательство на чистоту православия. Выступления противников никоновских нововведений привели к первым опалам и ссылкам. Столкнувшись с сопротивлением, Никон перешел к еще более решительным действиям: в 1654 году он изъял все иконы написанных на «фряжский манер» с целью их сожжения; а в 1656 году отлучил от церкви всех, кто крестился двумя перстами по решению церковного Собора. Этим же Собором был принят новый Служебник, написанный на основании греческого. Он вызвал еще большее разночтение с прежними богослужебными книгами.
Реформы церкви, проводимые Никоном, полностью поддерживались царем Алексеем Михайловичем. Царя и патриарха долгое время связывали отношения полного доверия и глубокого уважения. Царь с помощью проводимой реформы преследовал цели объединения православных народов, оказавшихся под властью империи Османов, помочь православному населению Украины и Белоруссии, а в итоге и переход всего православного мира под власть Москвы.
Алексей Михайлович не оставил дело реформаторства церкви и после разлада с Никоном и оставления последним сана патриарха. Очередной церковный собор 1666–1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», руководствовавшихся статьей Уложения 1649 года, которая предусматривала сожжение на костре всякого, «кто возложит хулу на господа Бога» [3].
После собора 1666–1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы были перенесены в гущу народных масс, и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Всех несогласных с новыми церковными порядками были преданы отлучению от церкви, подверглись жесточайшим репрессиям и стали называться раскольниками или староверами.
Следует отметить, что исправления различных богослужебных книг неоднократно проводилось и ранее, однако именно никоновская «справа» вызвала особенно бурную реакцию современников и привела к церковному расколу [4].
Недовольство населения новшествами в церковных книгах и обрядах, подогретое жесткими мерами поддержки государственной власти по Уложению 1649 года, вызвали фанатичную приверженность к старине. Сказались также и иные меры внутренней политики того времени: подавление восстания Степана Разина, суровые кары сторонников прежних порядков, усиление сыска беглых крестьян, и т. д. То есть государство пыталось посягнуть на устои жизни, сложившиеся веками, и этого оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть протест низов и иных слоев населения, повернуть их в сторону старообрядцев, боровшихся против нововведений официальной церкви. Совершенно разные слои населения — и часть низшего духовенства, и крепостные крестьяне, и даже часть высшего духовенства нашли отклик своих проблем в этом расколе [5].
Кроме того, все участники старообрядческого движения упорно отрицали европеизацию России, даже в таких несущественных деталях как длиннополые кафтаны и бороды. Но следует отметить, что в действиях старообрядцев прослеживались и социальные мотивы.
Отголоски церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, проявились практически во всех сферах жизни русского общества. Как следствие Раскола и появления старообрядцев-раскольников, возникла необычная самобытная культура этой группы населения. Основополагающей чертой, характеризующей традиционный русский (старообрядческий) вариант православия, была его народность, в первую очередь развитие начал общинного самоуправления на основе религиозной идентичности. Церковь в этом случае являлась защитницей интересов своей паствы. Старообрядцы сохранили и развили учение об особом традиционном историческом пути русского народа [6]. Они имели свои обряды, духовные песни, псалмы. Культура старообрядческих общин как бы включает себя два слоя: слой традиционной русской культуры и слой, отражающий мировоззрение и учение старообрядческой церкви.
Итогом реформирования церкви можно считать постепенное снижение ее монополии на грамотность и образование. Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Повышается общий уровень грамотного населения.
В это же время начинается проникновение в русскую культуру светских элементов, так называемое «обмирщение» ее. Проявляется этот процесс и в живописи, и в зодчестве, и в литературе того времени [7].
Важно отметить, что после реформ Никона и последовавшего за ними Раскола наметились два основных течения общественной мысли: одно — национально консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре. Через годы эти воззрения соединят умы людей в определенные группы — на арену российской истории выйдут славянофилы и западники [7].
Таким образом, церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции государства и российского общества и трактуются как исторически неизбежные.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1) причины раскола назвать достаточно неоднозначны;
2) имеет место кризис в светской и религиозной сфере, разнородность и разрозненность интересов общества;
3) появление и расширение еретических учений;
4) отголоски Смутного времени и многочисленные бунты влияли на сложившиеся социальные институциональные образования [8, 9].
Можно констатировать, что одним из главных поводов для раскола послужила книжная реформа, но серьезные, настоящие причины таились гораздо глубже, в самих основах религиозного русского самосознания. Патриарх Никон стремился к равенству с восточной Церковью, унифицируя богослужебную сферу русской церкви, поэтому стремительно и с воодушевлением взялся за исправление богослужебных книг на греческий «манер». Именно это вызвало всеобщий резонанс.
Хотя исторические факты подтверждают, что основным поводом и причиной раскола стала реформа церковных книг и обрядов, однако же серьезные, настоящие причины таились гораздо глубже, в самих основах религиозного русского самосознания. Русские люди не хотели принимать новшества, которые происходили от греков. Все те дополнения и изменения в обрядах и богослужебных книгах, которые были внесены переписчиками и достались им от предков по наследству, пустили глубокие и крепкие корни в сознании людей, и принимались за священную правду, незыблемую и пронесенную через века.
Следовательно, к косвенным причинам рассола можно отнести и попытки государственной власти провести изменения в различных сферах и областях жизни. Естественно, всколыхнуло недовольство народа известие об ужесточении закрепления крестьян, жестокая расправа со Степаном Разиным и его сподвижниками. На фоне этого власть теряла свою популярность среди населения, за счет чего и полнился лагерь раскольников — старообрядцев. Ведь в глазах обычных людей они были мучениками за правильную веру. Сочувствие к раскольникам подогревалось и за счет расправы властей с ними, и их лидерами. Среди выдающихся личностей-старообрядцев можно выделить протопопа Аввакума, боярыню Феодосию Морозову, епископа Павла Коломенского.
Однако же, именно этот период стал периодом «обмирщения» русской культуры, проникновения в нее светских идей. Это проявляется в живописи, литературе, зодчестве того времени. Грамотность и образование также перестали быть исключительно церковной прерогативой. Увеличивается количество грамотного населения, возникают школы и иные образовательные учреждения, в том числе и первое высшее учебное заведение.
Оценка раскола и старообрядчества не может быть однозначной. В этом движении сплелись воедино обряд и идеи, религиозное и социальное, поступки и эмоции людей. Трагизм происходившего был связан не только с тем, что раскололась церковь, но с тем, что раскололось русское общество.
Литература:- Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности. Рязань, 2012.
- Милов Л. В., Флоря Б. Н., Козлова Н. В. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Эксмо, 2006.
- Павленко Н. И., Андреев И. Л., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2004.
- Мельников И. А. Социокультурные предпосылки русского церковного раскола XVII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 7.
- Мельникова К. К. Церковный раскол XVII века. Предпосылки и последствия. // Научный вестник. — 2010. — № 6.
- Ильин В. Н. Церковный раскол и русский православный традиционализм. // Известия Алтайского государственного университета. — 2015. — № 4.
- Орлов А. С., Георгиев В. А, Георгиева Н. Г, Сивохина Т. А. История России: учебник. — М.: Проспект, 2004.
- Россия в мире: опыт прошлого — взгляд в будущее. Аранников А. А., Белых С. В., Бессонова А. А., Гражданкин В. А., Гражданкина О. А., Громов Р. М., Дягель О. Ю., Кокебаева Г. К., Михайлушкин П. В., Парамонова А. А., Поклонова Е. В., Рубинштейн Е. Д., Рыбина З. В., Салтыков М. А., Чепрунов Р. Ю., Чернов С. С. Под общей редакцией С. С. Чернова. Новосибирск, 2012.
- Громов Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — № 21.
- Зубанова С. Г., Рузанова Н. П. «Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности)». — М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): церковный раскол, Смутное время, церковный Собор, Москва, церковная реформа, русское общество, русская культура, Россия, обряд, Никон, книга, время.
moluch.ru