Размеры родина мать: Скульптура «Родина-Мать зовет!» в Волгограде

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

Комсомольская правда

ОбществоИстория современностиИз истории города

Татьяна АЛЕКСЕЕВА

14 октября 2013 17:37

15 октября 1967 года в Волгограде произошло грандиозное событие — была открыта статуя Евгения Вучетича. Родину-мать строили целых восемь лет, она появилась как память о великом сражении и героизме наших солдат

Родина-мать — главная высота России.Фото: Андрей МИРЕЙКО

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», — сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич.

***

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

***

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры — Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Ее строили 8 лет.

***

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

***

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России.

***

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин ( он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

***

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали.

Люк есть в мече и на макушке.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

Юлагодаря этим тросам обеспечивается устойчивость.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

Зато есть комнаты.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

Смотровой площадки во рту нет.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

***

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова, Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде, поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

***

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

***

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

***

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

***

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве, это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра. Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

Мамаев курган — одна из самых посещаемых достопримечательностей страны.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова — здоровенная, а забор — маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

***

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня — шея, изломы рук, ноги, бедра — все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка — Екатерина Гребнева, спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Фигура знаменитой дискоболки действительно напоминает стать скульптуры.

ТТХ

Сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет

Андрей МИРЕЙКО

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда» в Волгограде», ул. Краснознаменская, д.7, 7-ой этаж, Волгоград. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 400031 Контактный телефон: +7 (8442) 91-94-63, 91-94-65. [email protected]

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Тематическая программа к 75-летию Великой Победы «Монументы победы».

Тематическая программа к 75-летию Великой Победы «Монументы победы».

В иртуальная рубрика.


Е.В. Вучетич. Тыл фронту. Магнитогорск. 1979 г.



Е.В. Вучетич. Родина-мать зовёт. Волгоград. 1959 — 1967 гг.



Е.В. Вучетич. Памятник Воину-Освободителю. Трептов-парк, Берлин. 1949 г.


Одним из известнейших монументов, посвящённых Великой Победе является масштабный историко-мемориальный комплекс «Мамаев курган» в Волгограде: ведь именно здесь, в течение двухсот дней продолжалась Сталинградская битва — самая страшная и самая кровопролитная за всю историю человечества. Автор комплекса, скульптор Е. В. Вучетич (1908 – 1974), сумел удивительно точно воплотить в камне образы народного подвига, мужества и жертвенности. Таковы его произведения «Стоять насмерть», «Скорбящая мать» и, конечно, доминанта мемориала – величественная статуя «Родина-мать зовёт!». «Мамаев курган» явился центральной частью монументального триптиха, соединившего три города – Волгоград, Магнитогорск и Берлин. Памятник «Тыл – фронту», посвящённый подвигу тружеников тыла, не даёт забыть о том, что из магнитогорской стали был сделан каждый третий снаряд, в магнитогорскую броню был «одет» каждый второй танк… А знаменитый образ «Воина-освободителя» в Берлинском Трептов-парке символизирует окончательную победу советского народа над нацизмом. Итак, согласно творческому замыслу Е.В. Вучетича, меч Победы, выкованный на Урале, был поднят в Сталинграде и опущен в Берлине.



М.К. Аникушин. Героическим защитникам Ленинграда. 1974 г.


Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы — памятник подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов. Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла ещё в годы Великой Отечественной войны, однако, приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады. Лишь в 1960-х годах было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса — площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы. Выбор места был не случаен. Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой, по нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. В непосредственной близости отсюда проходил передний край обороны. В начале 1970-х годов для работ над проектом памятника была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по замыслу архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и скульптора М. К. Аникушина (1917 – 1997). Все они были участниками обороны Ленинграда. Монумент оформляет южный въезд в Санкт—Петербург со стороны Пулковских высот и аэропорта. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о героической странице в истории города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Обращённый к въезжающим в город фасад мемориала — «Площадь Победителей». На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам. Главная вертикаль мемориала — 48-метровый гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта.


Р.К. Таурит. Родина-мать. Пискарёвское кладбище. Санкт-Петербург. 1960 г.


     Монумент «Родина — мать» установлен на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, в месте крупнейших захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов, сражавшихся за освобождение города. Он был открыт в майский День Победы 1960 года. Монумент представляет собой бронзовую скульптуру – прообраз матери, жены, простой женщины из народа. Ее фигура в длинной одежде, скрывающей ноги, слегка наклонена вперед — она будто движется навстречу тем, кто пришел почтить память павших. В вытянутых руках она держит гирлянду из дубовых листьев – символ вечности. Ее скорбящее лицо обращено в сторону холмов братских могил. Скульптура установлена на каменном постаменте, ее высота составляет шесть метров. За монументом в качестве фона сооружена стена, на которой высечены строки из стихотворения поэтэссы Ольги Берггольц: ««Никто не забыт и ничто не забыто» — эти слова стали лозунгом, воспевающим подвиг героев Великой Отечественной войны». Автором монумента «Родина-Мать» стала скульптор Вера Исаева (1898 – 1960). Но она не смогла завершить работу. Скульптуру в натуральную величину создал ее постоянный помощник, художник-скульптор Роберт Таурит (1906 – 1969). Известно, что моделью для скульптуры «Родина мать» стала жительница Ленинграда Елена Ильинична Сидорова. Во время создания монумента она работала натурщицей в художественно-промышленном училище, имени В. Мухиной где ее и заметил Роберт Таурит. Современники мастера подчёркивают, что фигура «Родины-матери» даже имеет портретное сходство с натурщицей, а, чтобы скульптору удалось зафиксировать и передать положение рук будущего монумента, женщина держала простое вафельное полотенце.



Б.В. Едунов. Родина-мать. Калининград. Начало 1960-х гг.


        На пересечении Ленинского проспекта и улицы Театральной в городе Калининград возвышается монумент «Родина-мать». Скульптура была установлена в 1974 году и в марте 2007 года была признана объектом культурного наследия (регионального значения). Произведение было создано по проекту скульптора Бориса Васильевича Едунова (1921 – 1982). Памятник, установленный на высоком гранитном постаменте, представляет собой женщину-мать с волевыми чертами лица, держащую в левой руке герб РСФСР. Особым выразительным художественным мотивом массивного памятника служит развевающаяся позади фигуры шаль. Постамент украшен надписью с указанием года образования самой западной области страны. Скульптура установлена на небольшом искусственном холме с гранитными ступенями. Монумент располагается в сквере и соединяется аллеей с городским фонтаном. Ранее (в 1958-1974 гг.) на этом гранитном постаменте располагалась бронзовая скульптура Сталина (копия известного произведения скульптора Е. В. Вучетича), впоследствии демонтированная.


А. П. Кибальников. Мужество. Брест. 1969 – 1971 гг.



А.П. Кибальников. Жажда. Брест. 1969 – 1971 гг.


 


        Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» создан авторским коллективом под руководством народного художника СССР скульптора А. П. Кибальникова (1912 – 1987) в 1969-1971 годах на территории Брестской крепости как увековечивающий подвиг ее защитников. Торжественное открытие состоялось 25 сентября 1971 года. Монумент хранит память о трагических событиях Великой Отечественной войны, когда сравнительно небольшой гарнизон советских бойцов и командиров крепости 22 июня 1941 года принял первые удары немецких войск и более месяца держал оборону в полном окружении. Центром Брестской крепости является монументальная скульптура «Мужество», представляющая обобщенный образ воина-победителя, высотой 33,5 метра. Несмотря на колоссальные размеры конструкции, поражает детальность проработки лица солдата. Нахмуренные брови и бесстрашный взгляд – это лицо человека, готового на всё. Погибнуть защищая Родину, но не сдаться. Пронзителен смысл другого скульптурного образа Брестского мемориального комплекса — «Жажда». Скульптура иллюстрирует одну из самых трагических страниц обороны Брестской крепости – острую нехватку воды. Водопровод был поврежден в первый день войны, а берега реки были заняты фашистскими захватчиками. Ночью река подсвечивалась прожекторами, а днем вёлся непрерывный обстрел по сумевшим добраться до неё солдатам. Вода была необходима для охлаждения пулеметов и всем участникам обороны. Добыча хотя бы нескольких капель воды была настоящим подвигом. Памятник посвящен мужеству защитников крепости, которые без еды и питья на протяжении многих дней держали оборону.


И.Д.Бродский, И.А. Покровский. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманске. 1974 г.


 


      Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в городе Мурманск. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Проект комплекса был разработан архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским (1923 – 2011). Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров, высота статуи — 35,5 метра. Высота же всего монумента 42 метра, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью: «Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!». У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман. Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почётных гостей, присутствующих при проведении официальных церемоний. Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов-героев.



Е. И. Белостоцкий, В.А. Петрошевич. Матрос и солдат. Севастополь. 1981 г.


          Памятник солдату и матросу на мысе Хрустальном в Севастополе — один из самых узнаваемых монументов южной стороны города. Скульптурная композиция, посвящённая защитникам Севастополя, была задумана, как часть большого мемориала памяти об обороне Севастополя. Решение о возведении монумента было принято в 1972 году постановлением правительства СССР, но работы начались только в 1981 году. Авторами проекта выступили архитекторы и инженеры В. Климик, С. Войцеховский, работы выполнялись при участии скульпторов Е. И. Белостоцкого, В.А. Петрошевича. К 1990-му году, когда композиция была уже почти завершена, работы над ней были приостановлены. Лишь в 2004 году было принято решение достроить мемориал, что состоялось к 8 мая 2007 г. – памятник был торжественно открыт. Скульптура окружена дорожками и газонами с цветами, рядом высажены аллеи совсем молодых деревьев, а у ног «Солдата с матросом» выложена плиткой большая площадь, с которой открывается великолепный вид на выход из Севастопольской бухты.


П. Вайвада, Б. Петраускас. Памятник 1200 гвардейцам. Калининград. 1945 г.


Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде включает в себя мемориал, братскую могилу и памятник воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга-Калининграда. Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде был торжественно открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых мемориалов, сооружённых во славу павших и в честь победы русского народа в Великой Отечественной войне. В его создании принимали участие архитекторы — И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян, скульпторы — П. Вайвада, Б. Петраускас, Б. Пундзюс, Р. Якимавичюс, К. Ярощунас, Константинас Богданас, работавшие под руководством известного мастера Юозаса Микенаса.


       По советским данным, общие потери войск 3-го Белорусского фронта с 1 по 10 апреля 1945 года, которые вели активные боевые действия в этот период при штурме Кёнигсберга — 3700 человек убитыми. В ещё не остывшем от боёв Кёнигсберге началось сооружение памятника, который должен был достойно возвеличить подвиг солдат и стать вечной памятью благодарной Родины об ушедших в бессмертие её защитниках. Военный совет 11-й гвардейской армии по инициативе командующего генерал-полковника К. Н. Галицкого принял решение о его сооружении. В окончательном варианте проекта определились три составные части мемориала: обелиск, две скульптурные группы и мемориальная стена. Их дополняли барельефы, эпитафии, надгробия, венки, бюсты. Сооружение приобрело характер архитектурно-скульптурного ансамбля. Памятник 1200 гвардейцам стал первым советским памятником в Кёнигсберге (который тогда ещё не успели переименовать в Калининград) и, вообще, первым мемориалом, увековечившим подвиг советских солдат, павших в Великой Отечественной войне. Решение о его создании было принято военным советом 11-й гвардейской армии в начале мая 1945 года. Приказ о перезахоронении павших воинов в братскую могилу был подписан 8 мая 1945 года генерал-полковником К. Н. Галицким. Торжественное открытие монумента состоялось 30 сентября 1945 года. В 1946 году были установлены скульптурные группы «Штурм» и «Победа».


Бурдин Д. , Климов В., Рабаев Ю., Томский Н. Могила Неизвестного Солдата. 1965 г.


         Мемориальный архитектурный ансамбль Могила Неизвестного Солдата, расположенный у стен Московского Кремля в Александровском саду, был сооружён в 1967 году по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского. Идея возведения памятника в честь воинов, сражавшихся в битве за Москву, возникла в 1965 году в рамках кампании по увековечиванию памяти павших в Великой Отечественной войне. Мемориал было решено возвести у стен Кремля в Александровском саду. Однако его строительство началось не сразу из-за того, что у входа в сад находился бывший обелиск в честь 300-летия Дома Романовых, перестроенный в монумент революционным деятелям. Установка памятника стала возможной после перемещения обелиска в 1966 году. Осенью того же года на 41-м километре шоссе Москва-Ленинград под Зеленоградом в ходе строительных работ обнаружили братскую могилу. Найденные в ней останки солдата в хорошо сохранившемся обмундировании без знаков отличия было предложено захоронить у Кремлёвской стены в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой. Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов: могилы солдата c Вечным огнём, аллеи городов-героев и стелы городов воинской славы. В центральной части мемориала расположена ниша с рельефной надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Считается, что её автор — писатель Сергей Михалков. По другой версии, вместе с Михалковым над надписью также работали поэты и прозаики Константин Симонов, Сергей Наровчатов и Сергей Смирнов. В центре ниши находится бронзовая пятиконечная звезда, в середине которой горит Вечный огонь.


 

«Мать — это Родина, и в ней есть право умереть»: интервью с Кариной Сайнс Борго

Венесуэльская писательница Карина Сайнс Борг. Фото: Джеосм.

С журналистской точки зрения Венесуэла ежедневно представляет собой новости, которые распространяются со скоростью текущего времени, где одна зацепка тут же заменяется другой, которая устраняет самые свежие факты и заменяет их новыми ситуациями. В таких циклах читатели информируются, но редко бывают глубоко связаны с тем, что происходит, поскольку, если читательский опыт отделен культурой или географией, которая отделяет то, что происходит, от читателя, Венесуэла просто передает информацию, подробную или нет, о том, что происходит. бывает. Лишь в некоторых случаях литературе удается преступить эти границы между информативным и прожитым. Именно Карина Сайнс Борго с помощью своего романа La hija de la española (Lumen, 2019) удается связать своих читателей, близких и далеких, с тем, что произошло, более глубоким образом, нарушая границы между реальностью и вымыслом, так что каждая страница ее романа может быть связана не только с событием, но и временем, пространством, взглядом и опытом. Когда мы покидаем нашу страну, часть ее всегда движется вместе с нами через нашу память, и в этом интервью для Latin American Literature Today, мы говорили о взаимодействии между памятью и реальностью.

Клаудия Каваллин:  Ваш первый роман, La hija de la española , превосходен. По вашим словам, это «непредсказуемая книга, почти разросшийся лесной пожар», и именно здесь появляется динамичный и подробный рассказ о переживаниях дочери и ее матери, учителя, которые умирают после продолжительной болезни. Мы сразу же переходим к связям между главным героем и мертвой соседкой, реальностью ее города и жестокостью в ее стране. На первых страницах La hija de la española есть две яркие отсылки, одна из «El hueso pélvico» Иоланды Пантин, а другая из «El resentimiento» Хорхе Луиса Борхеса, где подчеркивается поражение силы запугивания и изгнания. Какие самые глубокие эмоции охватывают главную героиню этой истории, когда она сталкивается с экстремальной ситуацией?

Карина Сайнс Борго:  Аделаида Фалькон — прототип женщины, живущей в сиротстве. Она из тех, кто пронизан яростью, кто хочет выжить, но чувствует себя виноватым за то, что смог добиться этого выживания. Написанный с глубоким осознанием оторванности от корней, смягченный ощущением тяжести бедности и смерти исчезающей страны, этот роман уходит своими корнями в общество, привыкшее умирать, убивая, и в мир, построенный женщинами. , которые являются главной силой этой истории. Женщины отдают сущность и тело выживанию как акту любви и жестокости. В La hija de la española, мать — почти теллурическая, кипящая сила. Мать – это Родина, и мы имеем право умереть в ней. Я нисколько не верю, что эта история относится только к одной стране и одному периоду времени. Все те, кто потерял или у кого отняли место в мире, оказались там, в ней. Когда Аделаида Фалькон — эта бездетная дочь в понимании Марии Фаш — хоронит свою мать-тезку, она подтверждает потерю страны, которая не может даже хоронить своих мертвецов. La hija de la española повествует о трансформации, которую переживают те, кто отрывается от одной природы и ввергается в другую. Аделаиде придется пересечь Атлантику, используя чужое имя и жизнь. В этом исправлении она осветит себя и в то же время предложит песню ярости, любви и печали. Значит, ярость, древняя ярость Ахилла, держит и питает эти страницы.

C.C.:  В романе также обсуждается проблема идентичности. По множеству неблагоприятных и сопутствующих причин главный герой должен скорректировать свою роль перед лицом существования возможного побега в другом теле. Ее бессознательное выдает ее через короткий сон, который приходит ближе к концу истории, когда она думает и чувствует, что другой голос говорит ей: «Слишком много вопросов. Вы хотите идти вперед или повернуть назад? Ваше имя Аделаида Фалькон или Аврора Перальта? Ты убил ее или она уже мертва? Она убегает или ворует? Меланхолия, эмоциональный спад, нервы, экономические проблемы… Является ли главный герой этакой «венесуэльской мадам Бовари», которая, как однажды сказал Марио Варгас Льоса, тоже живет в пропасти между иллюзией и реальностью?

К.С.Б.:  Нет, я боюсь, что Аделаида, далеко не Эмма, не может даже выбрать неудовлетворенность. Она мертва, но хочет жить. У нее в руке нет горсти мышьяка; она была вынуждена проглотить этот яд сразу. В этой истории нет ни еды, ни мира, ни сострадания… нет даже самого элементарного сострадания при погребении мертвых. Роль голода в этом романе — сила, которая высвобождается, потому что ни один из персонажей не может определиться с этим. Никто не может контролировать это ощущение из ада. Аделаида питает себя воспоминаниями. Она пытается сопротивляться миру, который рушится на части. Все светлые моменты в этой книге об этом ужасе — воспоминания. Я родился в месте, где даже цветы — охотники, и это обусловливает тебя, когда ты смотришь и рассказываешь.

C.C.:  Исайя Берлин оставил нам свое размышление о связи между свободой и равенством, о том, что их можно найти среди основных целей, которые человечество искало на протяжении многих веков. По его словам, абсолютная свобода для волков означает смерть для ягнят; абсолютная свобода сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь слабых и менее одаренных. Героиня романа вспоминает, как говорила матери о существовании пределов: «Поэтому я и говорил с тобой о сторонах, о том, кто ворует, и о том, кто закрывает глаза. О том, кто убивает, не убивая». В вашем романе кем могли быть волки? А кто ягнята? Существует ли в каждом из них апория свободы и равенства?

K.S.B:  Я вырос в очень жестоком обществе, где жизнь имеет настолько мало значения, что можно умереть, потому что кто-то хочет отобрать у тебя что-то такое простое, как пара обуви. Это было одной из вещей, которые выделялись для меня, когда мне было десять. Общество, отношения которого с важным, с жизнью, с человеком вмешиваются, причиняя вред, нарушая. Проблема в том, что насилие превратилось в элемент политический. Это порождает в вас ощущение, что вы находитесь в эпицентре войны, в которой нет танков, нет ракет, но вы ведете войну за выживание. Для меня смерть — очень естественная вещь, и это одна из тем, которая меня больше всего очаровывает. Как смерть может доминировать в обществе, как она может формировать это общество? Как говорится в романе, «печей в городе было больше, чем похоронных бюро, потому что люди входили в них и выходили из них, как хлеб», или «она жила не в деревне, а скорее в мясорубке». Жизнь мало чего стоит; официальных данных нет. Палачи — это аллегории, как Ла Марискала или фантасмагория Революции… каждый — жертва, даже читатель. Проблема, подлинная фундаментальная проблема, заключается в том, что жертва, охваченная наказанием и отчаянием, также является хищником.

C.C.:  В La hija de la española , когда главный герой, придерживаясь своей двойной идентичности, необходимой для отъезда из Венесуэлы, уже находится в самолете, ее мысли описываются этими предложениями, которые похожи на семантические и грамматические. сравнения: «Я сел в самолет и занял свое место. Я выключил телефон, а с ним и нервы. Я посмотрел в окно. Была ночь, и над городом пронеслось электричество нищеты и красоты. Каракас сиял манящим и страшным одновременно, жарким гнездом животного, которое все еще смотрело на меня в темноте своими свирепыми змеиными глазами. Всего одна буква отделяет «партир» (уходить) от «парир» (родить). Разве сила слов отделяет роман от реальности? Есть ли невидимая структура за видимой?

K. S.B:  В La hija de la española я стремлюсь вызвать во мне то же ощущение, что и такие книги, как Esperando a los bárbaros Кутзее. Я читал эту книгу, когда был совсем маленьким, и она меня тронула. Я хотел написать хороший роман и чувствовал, что достаточно созрел, чтобы взяться за эту тему, которая пронзает меня, быть оторванным от корней, быть далеко. Самое страшное – вина выжившего. Выживший должен преодолеть насилие и домогательства, чтобы впоследствии это могло измениться. Если (роман) политический, то потому, что он ставит фундаментальный вопрос: что происходит с личностью в тоталитарном обществе? Что-то очень большое навязывается и в конечном итоге затуманивает вас. На этом длинном пути к трагедии и смерти меня озарило ясновидение 9 Кормака Маккарти.0005 Дорога . Реальность этой книги — спор между адом настоящего времени и воскрешением возможной страны, потерянной страны, той, которая стремилась к прогрессу и тосковала по нему посреди небытия, посреди полного разрушения.

C.C:  Пока оставим ваш роман в стороне, но продолжим разговор о Каракасе и вашей публикации Diario Barbitúrico , которую мы можем прочитать через Zenda, место в испанском журнале XLSemanal , распространяемый 23 ведущими журналами и задуманный как «территория книг и друзей». Используя ваши «Barbitúricos Ciudadanos», мы читаем о различных ситуациях, таких как колоссальный коллапс электрической системы во всем Каракасе или о том, как темные театральные кресла кажутся своего рода чистой страницей. Здесь мы соединяемся с разочаровывающей реальностью и другими критическими ситуациями, которые, к сожалению, являются обычными в Венесуэле. Верите ли вы, что мы можем положиться на силу литературы, связанной с журналистикой, чтобы приблизить нас к кратким повседневным историям, чтобы читатели могли начать более лично и глубоко чувствовать страдания тех, кто живет в Венесуэле? Как нам это сделать?

K.S.B: Журналистика – это литература. я их не разделяю. Я не разделяю их. Подобно тому, как Иэн Макьюэн говорит, что пишет, чтобы знать, куда идет, я делаю то же самое с журналистской прозой и с художественной литературой.

C.C.:  Наконец, я повторяю, что вы прекрасный рассказчик и выдающийся автор. Обращая внимание на вашу журналистскую направленность на вопросы, а не на ответы, какой вопрос вы хотели бы задать читателям Latin American Literature Today ( LALT ), которые регулярно выходят за границы между реальным и воображаемым, чтобы глубже вникать в то, что происходит в Венесуэле?

K.S.B.:  Какого размера карта вашего языка?

Перевод Розарио Друкер Дэвис

Что такое национальная безопасность? — Мать Джонс

Министр внутренней безопасности Джанет Наполитано с президентом Обамой, январь 2012 г. Пит Соуза< /a>/Белый дом

Борьба с дезинформацией: подпишитесь на бесплатную рассылку Mother Jones Daily и следите за важными новостями.

Эта история впервые появилась на веб-сайте TomDispatch .

Представьте себе запутанный правительственный департамент, настолько раздутый, что немногие имеют четкое представление о том, что делают его бесчисленные части. Представьте себе, что десятки миллиардов долларов налогов ежегодно исчезают в нем, подобно черной дыре, поскольку он не может пройти аудит, предписанный Конгрессом.

А теперь представьте, что таких отделов два, оба гигантские, и вы начинаете постигать новую, американскую парадигму безопасности двадцать первого века.

На протяжении десятилетий Министерство обороны соответствовало этому определению на «Т». Однако с 2003 года оно было не единственным. Министерство внутренней безопасности (DHS), которому в марте исполняется 10 лет, превратилось в Пентагон в миниатюре. Предполагается, что это и есть настоящее «оборонное» ведомство, поскольку Пентагон, по сути, является министерством обороны, и оно изобилует теми же проблемами и недостатками, которые критики военно-промышленного комплекса порицали на протяжении десятилетий. Другими словами, «внутренняя безопасность» превратилась в еще одну тучную бесполезную работу.

Но вот что странно: в отличие от Пентагона, это чудовище не привлекает никакого внимания — хотя, по нашим подсчетам, эта страна потратила на «национальную безопасность» невероятные 791 миллиард долларов после 11 сентября. Чтобы дать вам представление о том, насколько велика эта сумма, Вашингтон потратил 500 миллиардов долларов с поправкой на инфляцию на весь «Новый курс».

Несмотря на высасывание суммы денег, которая могла бы восстановить разрушающуюся инфраструктуру от побережья до побережья, это новое агентство и сама концепция «национальной безопасности» в значительной степени остались вне поля зрения средств массовой информации — с катастрофическими результатами.

И это неудивительно, учитывая, как появился DHS.

За несколько месяцев до 11 сентября Конгресс выпустил доклад о национальной безопасности, в котором признается, что оборонная политика США не развивалась для решения задач двадцать первого века. В отчете рекомендуется создать «национальное агентство национальной безопасности» с единым руководителем для надзора за инициативами в стиле национальной безопасности во всем диапазоне федерального правительства. Хотя в отчете предупреждалось, что террористическая атака может произойти на американской земле, он собирал пыль.

Затем последовала атака, и законодатели обеих политических партий и американская общественность потребовали быстрых и решительных действий. Высокопоставленные чиновники и советники президента Джорджа Буша-младшего видели в 11 сентября свой главный шанс свергнуть иракского диктатора Саддама Хусейна и создать на Большом Ближнем Востоке Pax Americana . Другие, которые обычно называли себя сторонниками малого правительства, увидели возможность расширить большое правительство дома за счет увеличения расходов на безопасность.

Их решение объединить внутреннюю безопасность в одно агентство оказалось похоже на отправку «Титаника» в ближайшее поле айсбергов.

Президент Буш сначала создал Управление внутренней безопасности в Белом доме, а затем, приняв Закон о национальной безопасности 2002 года, разработал планы создания нового исполнительного департамента. На момент открытия 1 марта 2003 года DHS финансировалось миллиардами долларов, и в нем работало 180 000 федеральных служащих. Это было квалифицировано как крупнейшая реорганизация федерального правительства с 1947 года, когда было создано министерство обороны.

Объявляя о планах этой новой ветви власти, президент Буш сделал малоизвестное заявление о «выполненной миссии», которое задолго до печально известного знамени, развешанного на авианосце в честь его «победы» в Ираке. В ноябре 2002 года он сказал: «На сохраняющуюся угрозу терроризма, угрозу массовых убийств на нашей собственной земле будет дан единый и эффективный ответ».

Миссия невыполнена (большое время).

Десять лет спустя при внимательном рассмотрении всей мешанины программ национальной безопасности, которые теперь охватывают правительство США, становится ясно, что в них нет ничего «унифицированного». Не все программы внутренней безопасности управляются Министерством внутренней безопасности, и не все программы Министерства внутренней безопасности связаны с обеспечением безопасности родины.

Федеральные чиновники создали DHS, объединив 22 существующих правительственных ведомства, включая автономные агентства, такие как Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях, более известное под аббревиатурой FEMA, и Береговую охрану, у которой были программы, как связанные, так и не связанные с борьбой с терроризмом. Они также привнесли в DHS множество программ, которые ранее существовали как части других агентств, таких как Группа реагирования на ядерные инциденты Министерства энергетики и Управление транспортной безопасности Министерства транспорта. Чтобы связать эти разрозненные части воедино, чиновники построили гигантскую бюрократию на уже существующем наборе бюрократий. В то же время они оставили множество контртеррористических программ, разбросанных по остальной части федерального правительства, а это означает, что десять лет спустя многие мероприятия в DHS дублируются аналогичными программами в других местах.

Хлебные крошки в федеральных бюджетных документах показывают, сколько денег тратится на национальную безопасность и какими ведомствами, хотя подробностей о том, что покупается на эти деньги, мало. Бюджет DHS в прошлом году составил 60 миллиардов долларов. Однако на разного рода контртеррористические программы было выделено всего 35 миллиардов долларов. Между тем, общее федеральное финансирование внутренней безопасности (маленький-h, малый-s) составило 68 миллиардов долларов — число, которое, помимо денег Министерства внутренней безопасности, включает 17 миллиардов долларов для Министерства обороны, плюс около 4 миллиардов долларов для каждого министерства обороны. Министерства юстиции, здравоохранения и социальных служб, а последние несколько миллиардов разбросаны практически по всем другим существующим федеральным агентствам.

С тех пор, как эта новая бюрократия безопасности начала действовать, Счетная палата правительства (GAO), внутренний наблюдательный орган Вашингтона, назвала DHS предложением «высокого риска». И никогда не менял своей мелодии. Регулярные отчеты GAO тщательно изучают отдел и выявляют основные проблемы. Например, в марте прошлого года в одном отчете GAO отмечалось, что офис рекомендовал в общей сложности 1600 изменений. В то время департамент «решил только половину из них» — и адресовано не обязательно означает решено.

Так что будьте уверены, что в лучшем из возможных миров национальной безопасности существует только 800 с лишним нерешенных вопросов, согласно собственному сторожевому псу правительства, после того как мы как нация влили 791 миллиард долларов в кроличью нору национальной безопасности. Действительно, остаются зияющие проблемы в тех самых областях, которые якобы охраняет DHS от нашего имени:

.

Это лишь некоторые из множества вопиющих проблем в отделе, которому уже десять лет. Однако, поскольку национальная безопасность не ограничивается одним агентством, будьте уверены, что и ее неумелость тоже:

Вашингтон вложил ошеломляющие миллиарды в обеспечение безопасности так называемой родины, но во многих областях, которые должны быть защищены, остаются вопиющие дыры размером с зияющую рану в боку Титаника. И все же за последнее десятилетие — даже с учетом этих проблем — теракты на родине едва ли задели душу. Это может дать ключ к разгадке того, насколько неуместным было само понятие Министерства внутренней безопасности. По следам 9/11, вкладывая крошечные проценты этих денег DHS в менее кричащие вопросы безопасности, от смерти от еды до смерти от оружия до смерти от автомобиля, и это только три, мог бы сделать американцев действительно более безопасными при, по сравнению с минимальными затратами.

Возможно, самая странная часть операций по национальной безопасности заключается в следующем: не существует согласованного определения того, что такое национальная безопасность. Средства, которые Вашингтон вложил в эту концепцию, достаточно скоро достигнут триллиона долларов, и все же это концепция без четких границ, с которыми никто не может согласиться. Что еще хуже, мало кто задается трудными вопросами о том, какая безопасность нам действительно нужна или как лучше всего ее достичь. Вместо этого Вашингтон создал разросшийся бюрократический аппарат, полный проблем, и поставил его на автопилот.

И это подводит нас к сегодняшнему дню. Бюджетные сокращения планируются для большинства федеральных программ, но многие законодатели открыто выступают против любых сокращений финансирования безопасности. Что до боли ясно, так это то, что сам факт того, что программе присваивается ярлык национальной или внутренней безопасности, не означает, что ее сокращение поставит под угрозу безопасность Америки. Неопровержимые доказательства расточительства, дублирования и плохого управления свидетельствуют о том, что Вашингтон мог бы тратить гораздо меньше на безопасность, лучше нацеливаться на нее и быть в гораздо большей безопасности.

Тем временем в том же отчете, в котором в начале 2001 г. содержалось предупреждение о террористической атаке на территорию США, также рекомендовалось удвоить финансирование образования в области науки и техники.

В нынешней лихорадке по сокращению бюджета стремление защитить безграничное финансирование программ национальной безопасности путем демонтажа инвестиций, необходимых для величия этой страны, включая системы образования и инфраструктуры мирового класса, должно быть мощным. Поэтому всякий раз, когда вы слышите фразу «национальная безопасность», будьте осторожны: ваша долгосрочная безопасность может оказаться под угрозой.

Маттеа Крамер является директором по исследованиям в National Priorities Project , где Крис Хеллман является старшим аналитиком-исследователем. Оба постоянные клиенты TomDispatch . Они являются соавторами книги Народный справочник по федеральному бюджету .

Подписывайтесь на TomDispatch в Твиттере и присоединяйтесь к нам на Facebook. Ознакомьтесь с новейшей книгой Dispatch « Ника Терса. Меняющееся лицо империи: специальные операции, дроны, прокси-истребители, секретные базы и кибервойна». Чтобы быть в курсе таких важных статей, подпишитесь на получение последних обновлений от TomDispatch.com здесь.

ФАКТ:

Mother Jones была основана как некоммерческая организация в 1976 году, потому что мы знали, что корпорации и миллиардеры не будут финансировать ту сильную журналистику, которой мы собирались заниматься.

Сегодня поддержка читателей составляет около двух третей нашего бюджета, позволяет нам глубоко копать важные истории и позволяет нам делать наши репортажи бесплатными для всех.