Расскажите о ломоносове опираясь на статью учебника: Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного — Univerkov

Урок 10. Ломоносов М. В. К статуе Петра Великого. Уроки литературы в 7 классе

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

 

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 10
М. В. ЛОМОНОСОВ. «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»,
«ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА» (ОТРЫВОК

Основное содержание урока
Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки
и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана.
Устный рассказ о поэте. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос
(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ об учёном и поэте

Рассказ учителя о М. В. Ломоносове с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся:

Ломоносов — учёный-естествоиспытатель, Ломоносов — филолог, поэт и педагог, Ломоносов — художник.

II. Чтение и обсуждение статей учебника о Ломоносове и составление их цитатных планов.

Групповая работа:

Группа 1. Статья Б. В. Шергина «Слово о Ломоносове» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Статья Б. В. Шергина «Слово о Ломоносове»

Вопрос

Пункт плана

Какие качества характера М. В. Ломоносова Б. В. Шергин считал главными?

«Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова»

В чём Б. В. Шергин видит главное стремление М. В. Ломоносова?

Стремление Ломоносова «к умножению наук в России»

Почему враги М. В. Ломоносова не смогли победить его?

«Гений архангельского мужика»

О чём жалел М. В. Ломоносов перед смертью?

«…Не мог завершить всё»

Группа 2.
Статья В. И. Коровина «Михаил Васильевич Ломоносов» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Статья В. И. Коровина «Михаил Васильевич Ломоносов»

Вопрос

Пункт плана

Как учился М. В. Ломоносов в детстве?

«В детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать»

Где учился М. В. Ломоносов?

«Поступил в Славяно-греко-латинскую академию»; «после завершения обучения…
послан в Германию»

Каким наукам обучался М. В. Ломоносов?

«Овладел латынью»; «послан в Германию для изучения механики, физики, химии,
горного дела и языков»

Каков вклад М. В. Ломоносова в русскую науку?

«Становится профессором химии»; «научные открытия следуют одно за другим»;
«по его инициативе был открыт Московский университет»

Каковы заслуги М. В. Ломоносова в филологии и поэзии?

Создание «теории трёх штилей», «реформы в области литературного языка»,
«автор восторженных од», «самобытный сподвижник просвещения»

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Какие стихи Ломоносова вы знаете?

Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?

Что вы знаете о просветительской деятельности Петра I?

Каково отношение Ломоносова к Петру I? Почему оно было таким?

III. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Чтение надписи Ломоносова «К статуе Петра Великого»:

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

Показ изображения статуи Петра I (см. фото ниже):

Комментарии учителя:

1. Ломоносов создал цикл из пяти надписей к статуе Петра Великого с 1743 по 1747 год
(см. тексты всех надписей ниже):,
когда велись работы по отливке статуи (по проекту Бартоломео Карло Растрелли).
Монумент Петру был задуман ещё при его жизни, и к 1719 году изготовлены первые модели. Предполагалось установить две статуи Петра — конную и пешую. Отлита
была только первая.
Она установлена по приказу Павла I лишь в 1799 году перед Инженерным замком в Петербурге с изменениями в декоративном оформлении и надписью «Прадеду правнук».

2. Отливка статуи была выполнена в 1745—1747 годах. Однако памятник не был установлен и хранился на складах Канцелярии строений. Памятник красив
по силуэту и благодаря высокому цоколю чётко рисуется на фоне неба. Светлый оттенок мрамора пьедестала контрастирует с тёмной бронзой монумента.
Пьедестал памятника, облицованный олонецким мрамором белого, розового и зелёного оттенков, украшен бронзовыми барельефами «Полтавская баталия» и «Битва
при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.

Лексические и историко-культурные комментарии к словам зрак, утеха, россы, гласит, сей, град, художества.

— Какую оценку даёт Ломоносов деяниям Петра I?

— В чём он видит заслуги царя перед Россией?

IV. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
Патриотизм и призыв к миру

Чтение фрагмента «Оды на день восшествия…».

Групповая работа:

Группа 1.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам от недр, дерзайте, ободренны, раченье, Платон, Невтон, случай, утеха, пользовать.

Группа 2.
Прокомментируйте смысл выражений которых ожидает / Отечество от недр своих, дерзайте ныне ободренны / Раченьем вашим показать, в несчастной случай
берегут, среди народов и в пустыне
.

Группа 3.
Выполните задание 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Группа 4.
Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Ломоносов придавал большое значение образованию и наукам?

О чём мечтает поэт? Сбылись ли его мечты?

В чём Ломоносов видит пользу наук?

Прокомментируйте его утверждения о роли наук в разных случаях жизни человека.

V. Практическая работа.
Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли
.

ТАБЛИЦА

Слова высокого штиля

Лексическое значение и стилистическая окраска

Синонимы в современном языке

Зрак

Церк., книжн., поэт., устар. 1. Взгляд, взор. 2. Вид, образ

Изображение

Гласить

Книжн. , устар., поэт. Возвещать, объявлять

Говорить, содержать какое-либо сведение

Град

Церк., книжн., поэт., устар. Город

Город

Художество

старин. Искусство

Искусство

Недра

Книжн. 1. Места под земной поверхностью; перен. 2. Внутренность, среда, глубина

Перен. Область, из которой чтонибудь исходит

Дерзать

Осмеливаться, отваживаться на что-нибудь

Решаться, рисковать, сметь

Раченье

Устар. Прилежание, усердие

Старание

Отрада

Утеха, услада, наслаждение

Утешение

Случай

Устар. 1. Приключение, дело, обстоятельство, встреча;
арх. 2. Любовь, дружба, склонность, привязанность. В случае — о человеке, кто в милости у начальства

Происшествие

VI. Понятие о жанре оды.
Ода в актёрском исполнении

Прослушивание «Оды на день восшествия…» в актёрском исполнении.

Какие черты характерны для жанра оды?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговый вопрос:

Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть.

Написать текст «Похвального слова Ломоносову» и подготовиться к его произнесению.

Групповые задания.

Выполнить задания о Ломоносове из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о Г. Р. Державине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы сообщений в следующем уроке)

Составить лексические и историко-культурные комментарии к статье учебника о Державине.

Прочитать фрагмент романа В. Ф. Ходасевича «Державин» (см. фрагмент «Державин в Тамбове»).

Следующие уроки: Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…» >>>


«СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ»
Б. В. Шергин.

…Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу…

Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили
«Историю Российскую»…

Горячечносгь, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении
наук в России, — эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали. ..

Однако гений архангельского мужика снял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому…

Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

— Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу
о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…
Б. В. Шергин. «Слово о Ломоносове» (сказ)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовна, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался
земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать.
В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое
низкое происхождение. За пять лет он прошел восьми летний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения
он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1711 года вернулся в Петербург.

С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим.
И нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Впрочем,
он и сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».

Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом
просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование ученого проявилось в этих областях с исключительной силой
и подлинным новаторством. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает
знаменитую теорию «трех штилей»(1): «высокий» — церковно-славянские слова и русские, «средний» русские слова с небольшой примесью церковно-славянских,
«низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских. Каждому «штилю» соответствуют свои жанры:
«высокому» героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

1. Штиль — устаревшее слово. Стиль — минера выражения мысли.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка отвечали культурным потребностям нации. Тема могущества и величия России сочеталась в его поэзии с прославлением
Петра 1 как просвещенного государя. Основной лирический тон его произведений торжественный. Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал
Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
В. И. Kopовин

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как ученого, поэта и общественного деятеля.

2. Какие жанры относятся к каждому из «грех штилей»?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

Отрывок

. ..О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…
(См. текст оды полностью)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ВОПРОСЫ

1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит
эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: …может собственных
Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


НАДПИСИ
«К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
[2]

       1
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град[3], сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

       2
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

       3
Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

       4
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.[4]

       5
Гремящие по всем концам земным победы
И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,
Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы
И протчие дела увидев смерть Петровы
Рекла: «Сей человек предел мой нарушил
И доле в мире сем Мафусаила жил». [5]
Так, лета по делам считая, возгласила
И в гроб великого сего героя скрыла.
Но образом его красуется сей град.
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат[6]
Величеству лица геройскаго чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.

Источник: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Памятник Петру I (Михайловский замок) — бронзовый конный памятник Петра I перед
Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675 — 1744) изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только
к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого,
розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией
с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу
по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры,
в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»:
«Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
Впервые надписи «К статуе Петра Великого» были изданы в корпусе «Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова» в 1751 г.
На основании того, что в рукописи они непосредственно предшествуют надписи к раке Александра Невского, в Полном собрании сочинений они датируются 1750 г.;
A. A. Морозов предлагает более раннюю датировку 1743—1746 гг. (Морозов A. A. К истории надписей М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» //
Русская литература. 1965. № 4. С. 111).
Действительно, есть основания предполагать, что работа Ломоносова над первой надписью началась намного
ранее 1750 г.: 7-й и 8-й стихи ее значатся на «Карте Ингерманландии и Карелии» 1742 г. Тогда эти строки относились к изображенному на картуше
карты пешему памятнику Петру I. C воцарением Елизаветы вспомнили об изготовленных ранее моделях пешего и конного монументов Петру К. Б. Растрелли,
и в 1744 г. начались работы по их изваянию. Однако к 1746 г. А. Мартинелли была отлита только конная статуя, модель пешего монумента к этому времени
уже пришла в негодность. Неизвестно, что именно послужило поводом для возвращения Ломоносова к теме памятника, время от времени разговоры о его
постановке возобновлялись, но нет сведений, чтобы они велись в 1750 г. Издатели Полного собрания сочинений предполагают, что Ломоносов намеревался
поместить первую надпись «непосредственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала» (Полн. собр. соч. Т. 8. С. 966), но
это маловероятно, поскольку все надписи слишком пространны. Скорее, они могли украшать гравюру с изображением памятника. Такая гравюра была отпечатана
в 1753 г. — «План столичного города Санкт-Петербурга», но никакой надписи на ней не значится.
Надписи Ломоносова, как и несколько известных гравированных изображений памятника, отражают разные этапы работы над памятником и постаментом к нему,
которому придавалось большое значение. (вернуться)

3. Когда он строил град… — эти строки значатся на гравюре 1742 г., где служат переводом
5-го и 7-го стихов «Энеиды»: «Multum ille terris et alte Multa quoque et bello passus dum conderet urbem» (см.: Алексеева Н. Ю. Два
стиха из «Энеиды» в переводе Ломоносова // XVIII век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 81-88). (вернуться)

4. …Но в жизнь уже его за бога почитали. — см. следующие стихи «Оды на день тезоименитства…»: «“Он
бог, он бог твой был, Россия… Сошед к тебе от горних мест”», конец «Слова похвального Петру Великому» и примеч. (вернуться)

5. «…И доле в мире сем Мафусаила жил». — ср.: «Слово…» Амвросия Юшкевича. (вернуться)

6. …Перс, Турок, Гот, Сармат… — четыре «склява» (раба), аллегорически изображающие побежденные Петром I
народы или страны (Персию, Турцию, Швецию, Польшу), по проекту К. Б. Растрелли должны были украшать постамент памятника, что отразилось
и на гравированном изображении памятника на «Плане столичного города Санкт-Петербурга» 1753 г. (вернуться)

 

Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. Михайловский замок.
Почтовая открытка. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.

 
JPG»>

Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1800,
бронза, мрамор. Кленовая улица, у входа в Михайловский замок
(вернуться к уроку)

 

Гравированное изображение памятника Петру I на
«Плане столичного города Санкт-Петербурга» 1753 г. (левый нижний угол). Гравер М.И. Махаев.
План был украшен рисунками, выполненными по проекту Я. Штелина. В левом нижнем углу плана на высоком пьедестале, окруженном аллегорическими фигурами,
изображена Елизавета Петровна в короне, со скипетром и державой в руках. Слава венчает ее лавровым венком.
За памятником справа видно здание Двенадцати коллегий, на площади перед ним высится конный монумент Петра I работы К. Б. Растрелли,
который предполагалось там установить. Слева вдали — Петропавловская крепость.
Рисунки этих построек, а также помещенные в правом верхнем углу плана герб Санкт-Петербурга и атрибуты наук, художеств, торговли и военного дела были
исполнены гравером М. И. Махаевым.
«План столичного города Санкт-Петербурга» был издан тиражом в 100 экземпляров, которые были отправлены во все крупные библиотеки и дворы многих столиц Европы.
(вернуться к уроку)

 
 

Беляева Н.В.
Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 

«Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский)

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова, рассказать о вкладе Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии и стилей языка,
  • развивать творческое мышление , внимание совершенствовать навыки устной речи, умение конспектировать лекцию учителя,
  • воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества и т. п., гордость за Родину и достижения соотечественников

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1), учебники литературы 9 класс.

1.

Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы урока.

-В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

-Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы.

— А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!

А.С. Пушкин

3. Основная часть.

1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Слайд 3

8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

Слайд 4

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть

Слайд 5.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Слайд 6

Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье»

Слайд 7

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову — книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Слайд 8

В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию

Слайд 9

В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии

Слайд 10

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 11

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.

Слайд 12

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Слайд 13

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян».

2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Слайд 14

Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений».

Теория «трех штилей» имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

1) Теория трёх стилей

Слайды 15-17

2) Работа со статьёй учебника стр.128-132.

Задание: составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске.






ВОПРОСЫ ПЛАНАТЕЗИСЫПРИМЕЧАНИЕ
1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов.Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов. 
2. Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры.Высокий штиль “составляется из речевых славяно-российских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях. 
3. Средний штиль. Особенности языка. Жанры.Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”. 
4. Низкий штиль. Жанры. Особенности языка.“Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел. 

3) Работа в группах

1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом?

2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:

  • Вертел-
  • Слыл-
  • Дерзать-
  • Сомкнуть-
  • Уязвить-
  • Крушиться-

3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт?

4 группа. Определите слова в соответствии стилю:

  • Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
  • Отверзаю, взымаю.
  • Пока, говорю, лишь, ручей.

5 группа. На примере одной — двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений.

4) Реформа стихосложения

Слайд 18

М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения.

Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования

Слайд 19

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 20

М.В.Ломоносов , опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке , выступает за чередование мужской и женской рифм.

В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии.

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди ,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков ни едка древность

Работа с таблицей (Приложение 1)

Слайд 21

Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений.

Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции , героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений

3. Память о Ломоносове

Слайд 22

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры

Слайд 23

— прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл?

Памятники М.В.Ломоносову

Слайды 24-25.

-Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему ?

— Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему?

Слайд 26

Орден Ломоносова.

-За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом?

-Как вы думаете, почему?

4. Подведём итоги.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что ещё хотели бы узнать?

-Над чем вы задумались, уходя с урока?

5. Домашнее задание.

Обязательно:

-повторить определение оды,

— прочитать «Оду на день восшествия…..»

По желанию:

— составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова».

— составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа»

-подобрать высказывания известных людей о Ломоносове

Учитель

А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Презентация.

Рецензия на книгу: О слоях земли

Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был типичным эрудитом своего времени, увлекался поэзией, искусством, литературой, историей, философией, метеорологией, астрономией , химия и минералогия.

Родился в относительно обеспеченной семье рыбака и торговца из села Денисовка (Северная Россия). С ранних лет увлекся естествознанием, сопровождая отца в торговых командировках. С девятнадцати лет он бежал от семьи и отправился в Москву записываться в Славяно-греко-латинская академия , ложно заявив, что он сын священника. Несмотря на финансовые проблемы и преклонный возраст, он преуспел в учебе и в 1736 году получил заявление на поступление в Магдебургский университет . В 1739-1740 годах он изучал минералогию, металлургию и горное дело в городе Фрайберга (Саксония), одном из важнейших горнодобывающих центров того времени. В 1741 г. он вернулся в Россию, где помог основать Российскую академию наук и МГУ . Сегодня Ломоносова считают одним из отцов-основателей русской науки.

Роль Ломоносова в истории геологии, однако, все еще плохо изучена, отчасти из-за долгих десятилетий политической изоляции бывших советских республик, отчасти из-за языкового барьера и недоступности его оригинальных текстов для западных историков и геологов.

Со специальным документом № 485 Геологического общества Америки , Stephen M. Rowland и Слава Королев (Университет Невады) представляют собой современный перевод книги Ломоносова « О слоях Земли » — приложение из 186 абзацев, знакомящее с основными понятиями физической географии и стратиграфии. , предназначенный для использования с монографическим сочинением о горно-металлургической промышленности, изданным в 1763 году, всего за два года до ранней смерти Ломоносова.

» Какое грандиозное предприятие было бы умом проникнуть в глубины земли, куда нашим рукам и глазам ходить запрещено природой, блуждать по подземному миру в своих размышлениях, проникать мыслью в узкие расщелины и вывести объекты и процессы из мрака вечной ночи на солнечный свет человеческого понимания.0004 »

Поэтический язык Ломоносова не должен отвлекать от практического использования его творчества, так как он описывает распределение драгоценных металлов или угля как результат физических процессов и «тектонических» сил. Понимание этих процессов, объясняет он, значительно увеличивает вероятность обнаружения и эксплуатации таких месторождений полезных ископаемых

» Искать камни без испытания то, что вы найдете, скучно и не очень продуктивно »

Интересно отметить, что Ломоносов обсуждает образование почв как результат физических процессов, действующих на длительные периоды времени. Такие мысли предшествуют мыслям Диссертация Джеймса Хаттона о восстановлении эродированных почв почти на 20 лет.

» Таким образом, нет сомнения, что чернозем — это не первобытное вещество, а то, что он образовался в результате разложения тел животных и растений с течением времени. »

Во времена, когда век земли был еще Ломоносов утверждает, что это вопрос диких предположений, основанных на астрономических отклонениях оси Земли, что Земле должно быть по крайней мере около 100 000 лет.

В работах Ломоносова можно найти и другие важные идеи, выдвинутые позже Хаттоном и викторианскими геологами.

» Теперь мы должны проникнуть глубже в недра Земли, настолько глубоко, насколько позволяет наше усердие. »

Он описывает метаморфическое происхождение некоторых горных пород путем отложения, химического изменения и, наконец, трансформации под действием тепла и давления. Он признает вулканы важными элементами, формирующими целые ландшафты. Однако он считает их продуктами горения материалов, распределенных в земной коре, следуя традиционной точке зрения ученых раннего Возрождения.

Я знаю (как, наверное, и большинство геологов) Ломоносова только потому, что в его честь в 1948 году была названа необычная подводная гряда. ученый, чьи идеи, вклад и роль в развитии геологии должны быть пересмотрены, в том числе и за пределами России.

Библиография:

РОУЛЕНД, С.М. & КОРОЛЕВ, С. (2012): На слоях Земли — перевод О Слояхъ Земныхъ ; Михаила Васильевича Ломоносова. Специальная статья Геологического общества Америки 485: 41

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Этот обзор основан на копии « On the Strata of the Earth — A Translation of O Sloяхъ Земныхъ » , любезно предоставленной г-ном L. Апрель и г-н М. Хадсон GSA, однако я не имею никакой связи с издателем или автором, рецензия отражает мое личное мнение об обсуждаемой книге

Image Copyright GSA, используется здесь на условиях добросовестного использования для целей обзора.

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Меня зовут Дэвид Брессан, я геолог-фрилансер, работающий в основном с австроальпийскими кристаллическими породами и южноальпийскими палеозойскими и мезозойскими покровными отложениями в Восточных Альпах. Я закончил с проектом по динамике и гидрологии каменных ледников, этот этап оставил особый интерес к четвертичным отложениям и современным ледниковым средам. Во время моих исследований ледников, изучения старых карт, фотографий и отчетов о прежних размерах этих объектов я заинтересовался историей, особенно развитием геоморфологических и геологических концепций естествоиспытателями и геологами.

    Проживая в одной из ключевых для истории геологии областей, я совмещаю выезды на природу с историческими исследованиями, проводимыми в этих регионах, сопровождая их историческими картами и изображениями. Я также широко обсуждаю общие геологические концепции, особенно в гляциологии, сейсмологии, вулканологии, палеонтологии и отношениях общества и геологии. Следите за Дэвидом Брессаном в Твиттере

    В продажу поступила особенная часть легендарного учебника Сергея Пепеляева «Налоговое право» | Пресс-релиз

    6 октября Налоговый кодекс. В продажу поступил учебник для студентов вузов «Особенная часть » под редакцией Сергея Пепеляева. Учебник является продолжением первого тома учебника Налоговое право , который был переиздан в 2015 году. (известный под русской аббревиатурой МГИМО) и Санкт-Петербургский государственный университет), а также опытные практикующие юристы. Среди авторов рецензий на учебник были Елена Грачева, заведующая кафедрой финансового права МГЮУ им. Кутафина и Наталья Шевелева, заведующая кафедрой публичного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

    Учебник представляет собой не просто перефразировку статей НК РФ; вместо этого он содержит структурное изложение основных понятий, применяемых в законодательном регулировании всех основных налогов и сборов, взимаемых в России и за рубежом. Теоретические положения широко иллюстрированы примерами из российского и зарубежного законодательства и судебной практики. Текст дополнен таблицами, диаграммами и контрольными тестами, которые помогают учащимся усвоить материал и обратить внимание на важные детали.

    Ученый совет юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова рекомендует данное пособие в качестве учебного пособия для студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих право.

    Сергей Пепеляев, руководитель коллектива авторов, адвокат, кандидат юридических наук, управляющий партнер «Пепеляев Групп», так прокомментировал новый том: «Изучение налогового права не ограничивается только заучиванием положений законы о налогах.