Краткое сообщение о славянах. Рассказ о славянах
Краткое сообщение о славянах | Kratkoe.com
Рассказ о жизни древних славян поможет узнать о этих народах основную информацию. Жизнь и быт древних славян кратко поможет составить доклад.
«Жизнь древних славян» доклад
Славяне — древнее коренное население Восточной Европы. Является одной из самых многочисленных групп давньоиндоевропейськой культуры. По археологическими раскопкам о древних славян стало известно в конце II тысячелетиях до н.э. Известные историки VI века разделяли населения на три группы — анты (восточные), венеды (западные) и склавены (южные). Они расселились от рек Эльбы и Вислы до Поднепровья и от Карпат и Причерноморья к Прибалтике.
Главным занятием славян было земледелие. Оно формировало образ жизни, культуру, быт, веру. Населения верило в высшие силы природы. Урожай, скот, благосостояние — все это зависело от богов. Верховным божеством славяне считали Дажьбога — покровителя солнца. Также среди известных богов были Сварог и Коляда — покровители неба, Ярило — бог весны, Лада — богиня счастья и другие. Впоследствии такую веру назовут язычеством.
Славяне считали природу живой, животворной. Они верили, что лес — это дом леших, а в воде живут русалки. Дед Домовой был для племени олицетворением духа предков. Ведь славяне почитали и оберегали свои традиции.
Для своего времени население было довольно развито. Они умели строить дома с окнами и дверями, производить украшения. Занимаясь скотоводством и пчеловодством, славяне научились добывать и варить мед, готовить сыр.
Славяне были воинственным народом, умели защищать свои дома, строили вокруг окопы. Они были смелыми, а свободу любили больше всего.
Доклад о жизни древних славян 4 класс может дополнить интересными фактами.
kratkoe.com
Древние авторы о славянах. Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями]
Древние авторы о славянах
Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к сравнительно позднему времени — к первым векам нашей эры. Эти данные весьма отрывочны, а в географическом отношении не конкретны. Для исследования проблемы происхождения и этногенеза ранних славян они имеют вспомогательное значение.
Своим именем славяне в античных источниках не называются. Античные авторы знают венедов, и имеются все основания считать, что под этим этнонимом скрываются славяне. Историк VI в. Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».[62] Косвенным подтверждением служит и то, что вплоть до настоящего времени соседи славян — германцы и прибалтийскофинские народы — называют славян венедами.[63]
Впервые этноним венеды[64] встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н. э. Автор называет венедов в числе племен, соседящих на востоке с группой германских племен — ингевонами: «…земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами».[65]
Ингвеоны (ингевоны) занимали побережье Северного моря и низовья Рейна, Везера и Эльбы. Где-то в более восточных областях от них и жили венеды. Скорее всего это были области в бассейне Вислы (Вистулы) и, может быть, более восточные земли.
К концу I в. н. э. относятся известия о венедах Тацита. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он называет певкинов, венедов и финнов. «Венеды переняли многое от певкинов, ради грабежей рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и феннами».[66] Певкины во времена Тацита занимали северную часть Нижнего Подунавья. Фенны — финские племена, заселявшие в тот период обширнейшую территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Где между финнами и певкинами локализуются венеды, сказать невозможно.
Тацит колебался, относить ли венедов к сарматам или к германцам. С одной стороны, венеды многое заимствовали из нравов и образа жизни певкинов, которые сильно перемешались с сарматами путем браков, с другой — они «сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой, все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».[67]
Несколько конкретнее этногеографические сведения автора второй половины II в. н. э. Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочинение географа I в. н. э. Марина Тирского. Согласно Птолемею венеды — одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, пределом которой на западе была р. Висла (Вистула). У ее истоков начиналась уже территория германских племен. С юга Сарматию ограничивали Карпатские горы и северный берег Понта (Черного моря), а с севера — Венедский залив Сарматского океана (побережье Балтийского моря). «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: Венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — Певкины и Бастерны; по всему берегу Меотиды — Языги и Роксоланы; далее за ними внутрь страны — Амаксовии и Скифы-Аланы».[68]
Учитывая сообщение Тацита о соседстве венедов с певкинами, венедов следует локализовать между побережьем Балтийского моря и территорией певкинов и бастарнов, т. е. в бассейне Вислы. В Повисленье, судя по Птолемею, жили и менее значительные племена — гифоны, ава-рины и др. По-видимому, они не дожили до раннего средневековья, растворившись среди венедского и германского населения. Как далеко простирались земли венедов на восток, определить по данным Птолемея не представляется возможным.
Древние авторы обычно определяли границы между народами по большим рекам, поскольку они были хорошими и единственными ориентирами в малоизвестных странах. Так, рубежом между Германией и Сарматией для римлян была Висла; границей между Галлией и Германией — Рейн; земли антов по Иордану простирались «до Данапра». Однако точно выяснено, что германцы времен Цезаря жили по обе стороны Рейна, а антские поселения, судя по археологическим материалам, распространялись по обе стороны Днепра. Следовательно, указания древних авторов о рубежах между народами нельзя трактовать буквально, и сведения римлян, что Германия доходила до Вислы, не противоречат локализации венедов по обе стороны этой реки.
На Певтингеровой карте (конец III — начало IV в. н. э.) венеды обозначены в двух местах. Один раз венеды-сарматы локализованы южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов, второй раз — рядом с гетами и даками, между Дунаем и Днестром.[69] По-видимому, это — не две отдельные венедские области, а скорее свидетельство об обширности территории расселения венедов. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что, поскольку Певтингеровы таблицы отражают сведения о дорогах времени римского императора Августа, обозначение венедов в двух местах обусловлено пересечением их территории двумя путями, один из которых соединял земли венедов с областью бастарнов, а другой — с регионом даков.[70]
Информация о венедах в письменных источниках первой половины I тысячелетия н. э. этим и ограничивается. На основе данных Плиния, Тацита и Птолемея можно полагать, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы, а может быть, и в более восточных районах. В III–IV вв. н. э. их территория расширяется, охватывая области Поднестровья.
Сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. более значительны и разнообразны. Теперь славяне называются своим именем. Наряду с собственным этнонимом упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя — венеды. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий, или Псевдо-Маврикий)[71] описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями VI–VII вв. — славяне в ту пору переходят Дунай и вторгаются в пределы Восточно-римской империи.
В сочинениях византийских историков имеются сведения о различных сторонах жизни и быта славян. Рассказывается о военном искусстве, боевых успехах и неудачах славян, об их политической организация и вождях, о поселениях и жилищах, об отношениях с Византией, аварами и другими племенами.
Византийские авторы сообщают очень важные сведения для изучения вопроса о славянском освоении Балканского полуострова. Другая информация о географии славян в этих источниках почти отсутствует. Только в сочинении Прокопия имеются данные об этногеографии племен Северного Причерноморья, в том числе об одной из славянских группировок того времени — антах. По Прокопию анты вместе со славянами жили, с одной стороны, на северном берегу Истра (нижнего Дуная), с другой — к северу от утригуров, обитавших по побережью Меотиды (Азовского моря).[72] Таким образом, получается, что антам принадлежали области Причерноморья между нижним Дунаем и Приазовьем, где уже обитали тюркские племена кутригуров и утригуров.
Для исследования проблемы этногенеза славян более существенное значение имеет сочинение готского епископа Иордана, жившего в VI в.[73]«Getica» была закончена в 551 г. Труд посвящен истории готов начиная с того времени, когда они расселились в устье Вислы, покинув Скандинавию, и кончая серединой VI столетия. В процессе изложения автор делает ряд экскурсов в историю славян.
Уже было сказано, что Иордан позволяет установить связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды суть славяне. Он сообщает: «Между этими реками [Тисой, Олтом и Дунаем] лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы [Карпаты]. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов».[74] Эта информация как бы подчеркивает сведения античных авторов о том, что древнейшей областью венедов был регион, связанный с бассейном Вислы.
К середине VI в. венеды-славяне уже расселились на широких пространствах Европы и были известны под именами венедов, славян [склавен] и антов. «Склавены живут, — пишет Иордан, — от города Новиетуна [по-видимому, Невиодун на правом берегу Савы, ниже нынешней Любляны][75] и озера, именуемого Мурсианским [по Е. Ч. Скржинской озеро Балатон],[76] до Данастра [Днестра], а на север — до Вислы… Анты же… распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Чёрное] море образует излучину».[77] Таким образом, славяне во времена Иордана заселяли широкую полосу, простирающуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Из сообщений этого историка видно, что западными соседями славян были германские племена, на юго-западе они соприкасались с фракийцами, на востоке — с тюркоязычными племенами, а на северо-востоке, по-видимому, — с эстиями (балтами), земли которых находились между юго-восточным побережьем Балтийского моря, и акацирами, обитавшими в бассейне Дона. Сочинение Иордана ценно и тем, что в нем имеются некоторые исторические сведения о славянах периода IV–V вв.
Некоторые сведения о славянах содержатся в сочинениях сирийских авторов VI в. (Евграфия, Иоанна Эфесского и других).[78] Однако они не касаются вопросов славянского этногенеза. Известия западноевропейских географов и историков относятся уже к сравнительно позднему времени — к IX и последующим столетиям — и не дают надежных материалов для реконструкции этнической истории ранних славян.
Только составитель древнейшей русской летописи — Повести временных лет — попытался отразить начало славянской истории и ответить на вопрос, откуда и как появились славяне. Отрывок из этой летописи, повествующий о расселении славян из Нижнего Подунавья и Паннонии, приведен в историографическом разделе (см. с. 7).
Б. А. Рыбаков на основе текстологического анализа вводного раздела Повести временных лет пришел к заключению, что летописная фраза «По мнозехъ же времянех сели суть словени до Дунаеви…» должна быть переставлена в другое место — туда, где описываются миграции кочевнических орд на Балканы. И, следовательно, в этногеографическом введении летописи речь идет не о размещении Нестором прародины славян на Дунае, а о славянском освоении Балканского полуострова, в V–VI вв. н. э..[79]
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Источники о Славянах — Славянская культура
Когда начинаешь писать о славянстве,многие начинают говорить,что официальных источников нет.Все .Тупик! Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество!
Старая дилемма – выходит перед аудиторией священник в образе мудрого пастыря или безвестный блогер в засаленной футболке, и выдается “аксиома”: “славяне до крещения – мразь, варвары, люди второго сорта, скоты, темные, озлобленные язычники”. При попытке доказать что-либо этому фанатику от мракобесия или политпроститутке в рясе, с их стороны следует “убойный” аргумент: “нет источников, которые свидетельствовали бы о достижениях язычников”. Все. Тупик. Причем – обусловленный тупостью головы, деформированной тяжестью христианского фанатизма. Дескать, “нет – и все”. Археологические находки игнорируются, или их происхождение приписывается другим народам (как правило – крестившимся раньше славян). Исследования лингвистов обзываются “спорными”. На фольклорные свидетельства вешается ярлык “сказки”. Т.е. требования дятлов от монотеизма сводятся к тому, что “подайте нам летописные свидетельства о славянах, но пусть они будут написаны современниками древних событий” или же “пусть будут хроники, которые написаны в христианнейшей Визакнтии, просвещенной Европе или мудром Востоке”.
Люди, поверившие этой лжи и бессильно разводящие руки перед требованием церковников, зачастую сами становятся продолжателями их дела: в отчаянии создают собственные “исторические артефакты” и распространяют под видом наследия предков – Велесова книга, Славяно-арийские веды, Боянов гимн, “Родовая кладь Голяковых”… Будучи слепленными дилетантами, эти фальшивки легко разоблачаются, чем и пользуются церковники, громогласно вопя: “вот ЭТО они называют своей историей! Подделка! Теперь вы убедились, что у язычников НЕТ истории?!”
Поскольку мракобесие должным образом подкармливается, а потому растет и набирает массу (как компенсацию отсутствующей силе), а потому придется мне в очередной раз макнуть церковников рылом в их собственную ложь.
Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество – так много “нет” у славян их истории.
О славянах I – II веков.
Рим
Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах. Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов. О славянах V - VI веков.
Византия.
Приск. V век. Славянский этногенез. Начало VI века – Прокопий Кесарийский (цикл “Войны” с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. (“О постройках”) – дополнение. (“Тайная история”) – о мощи славян. Плиний Старший (VI век) “Естественная история”. Описание антов. Агафий Миринейский (“О царствовании Юстиниана”) рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии. “Ответы на вопросы” VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян. VI век. Славянская история у Иоанна Масха (“Луг духовный”). Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана. Менандр Протектор. (V век) “История”. Славяно-аварские войны и “славянская политика” Константинополя. “История” Феофилакта Симокатты (конец VI века) - славяно-ромейские войны. Феофан Исповедник (IX век) “Хронография”. Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников. Архиепископ Иоанн из Фессалоники. “Чудеса св.Дмитрия Солунского”.(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян. “Анонимный военный трактат” (VI век) Описывает военное дело славян. Маврикий. “Стратегикон”. (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура. “Именник болгарских ханов”. (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.
Западная Европа
Остгот Иордан VI век. О расселении славян. (“О происхождении и деяниях гетов”). О славянах и антах (“О сумме времен” или “Романа”). Флавий Магн Аврелий Кассиодор (V – VI вв) так же упоминал славян. Латинский хронист Марцеллин (V - VI века) поминает славян как гетов (скорректировано с учетом сведений Феофилакта Симокатты) “Баварский географ” (источник IX века) повествует происхождении и расселении славянских племен в V – VII веках. . Мартин Бракарский в эпитафии св.Мартину Турскому (VI век) сообщает о случаях крещения славян. Виктор Тонненский в “хронике” упоминает болгарское нашествие 559 года. Иоанн Бикларский (“Хроника”) рассказывал о набегах славян на Византию. Лангобардский историк Павел Диакон (конец VIII века). “История лангобардов”. Столкновения славян с баварами. Фома Сплитский. (XIII век) О появлении славян в Далмации (6 в н э). Письма папы Григория. Саксон Грамматик. Его труд “Деяния данов” содержат предание о славянском князе Бое. (“Сага о Книтлингах”) – описание культов балто-славянского этноса. Балто-славянские культы XI- XIII веков описаны Адамом Бременским. Герборг – то же самое. Эббон – то же самое. Гельмольд – то же самое.
Восточная Европа
Козьма Пражский (XII век). История чехов с языческих времен.. Далимин (XIV век). То же самое. Пржибик Пулкава. То же самое. Неплах из Оратовиц. То же самое. Кутен из Шпринеберка (XVII в). Предания чехов. Гаек из Либочан (XVII в) предания чехов, перечисление их богов. Винцентий Кодлбук (XIII век). Языческая Польша. Богухвал – то же самое. Дежва – то же самое. Ян Длугош (XV век) – хроники и устные предания о языческой Польше. Частично - история Руси. М.Меховский (XVI век). Польские хроники и фольклор, боги. М.Кромер (XVI век). То же самое. М.Бельский (XVI век). То же самое. М.Стрыйковский (XVI век). Тоже самое. “Mater Verborum” описывает польское язычество. Ткадлечек (XIV- XVI в) так же приводит сведенья о религии поляков. Восточноевропейский перевод библейской книги Иисуса Сираха содержит вставку с именем Велеса.
Восток
“Армянская география” (источникVIII века) сообщает о действиях славян во Фракии и содержит сведенья о происхождении славян, перекликающиеся со славянскими средневековыми преданиями. . Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век) писал о происхождении славян, о рассвете и гибели Волынского союза (в 7 веке). .“История Табаристана” (XIII – XV вв) ибн Исфендийара. Описаны контакты Сасанидского Ирана со славянами в V-VI веках. “История Табаристана” Захир-ад-дина Мараши (XIII – XV вв). То же самое. Сириец Иоанн Малала (середина VI века) пишет о нашествии болгар и славян, упоминает славянских богов. Сириец Иоанн Эфесский (середина VI века). То же самое. Михаил Сириец (XII в). Болгаро-славянские нашествия VI века Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей. (XIII век) Тоже самое.
Болгария
Индекс запрещенных книг (XI-XIII века). Языческие верования болгар. Синодик царя Борила. То же самое..
Русь
Начальная летопись (XI – XII век). О появлении восточных славян и предыстория Руси, верования и религия. Повесть Временных Лет – то же самое. Устюжский летописный свод (XVI век) на основе древней смоленской летописи – то же самое. “Житие равноапостольного князя Владимира” описывает языческую веру славян. “Житие преп.Авраамия Ростовского” - то же самое. “Слово о полку Игореве” (XII век) – то же самое. “Беседа трех святителей” - то же самое. “Хождение Богородицы по мукам” - то же самое. Языческие культы из устных преданий (“Сказание о зачатии Новограда”, историческое описание Т.Рвовский) – то же самое “Сказание об основании Ярославля” - то же самое.
Хочется отметить, что первоисточники V – VI веков использовали, упоминая славян:
Послание патриарха Николая III (XI век). “Петиции Исидора” XV век. Малые хроники XVI-XVII вв. На основе сказаний V – VI веков созданы апокрифы с языческими элеменетами:
Апокриф “Сказание о царе Волоте Волотовиче”. “Рукописание Адама”. “Об озере Тивериадском”.
И еще ряд ученых считает, что указанные ниже труды, отражающие право славянских народов, ведут свое начало с указанной выше эпохи. Это:
“Закон судный людем” (XI век). Право. Болгария и Великая Моравия. “Русская Правда” на основе древнего “Русского закона”. Немецкое “Швабское зеркало”. XIII век. Право карантанцев. “Рожмбергская книга”. Чехия. Право XIII- XIV веков. “Эльблонгская книга”. Право. Польша XIII- XIV веков. “Винодольский закон”. Право. Хорватия XIII- XIV веков. “Закон общий черногорский и горский” XVIII век.
О славянах VII – VIII веков:
Византия
Георгий Писид (поэма “О случившемся нашествии варваров”.VII век) писал об осаде Константинополя аварами, персами и славянами в 628 году “Пасхальная хроника”. То же самое. То же. Федор Синкелл “О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый град”. То же самое. Георгий Кедрин. То же самое. .Феофан Исповедник. “Хронография”. Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв. Патриарх Никифор. “Бревиарий” Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв. “Чудеса св.Дмитрия Солунского”. Второе собрание. Славяне в Македонии, осады Фессалоники, политика с империей и пр. “Житие св.Панкрата” повествует о славянах на Сицилии (VIII в.) и о расселении и культуре славян Адриатики. Неизвестный автор (“Монемвасийская хроника” Х век) – расселение славян в Элладе. Арефа (“Летописец вкратце” Х век). То же самое. . Константин Багрянородный. “Об управлении империей” Х век - расселение славян на северо-западе Балкан, “О фемах” – славянская история VII- VIII веков Коптский хронист Иоанн Никиуский (VII век) пишет о походе славян на Византию. Указ Юстиниана II от 688-689 гг., сохранившийся в виде надписи на мраморной плите в храме св.Дмитрия в Фессалониках. Факты южнославянской истории VII века. Печать 694-695 г. с упоминанием переселения славян в Малую Азию Юстинианом. Афонская легенда об основании Кастамонитского монастыря. Повествует о славянах в Македонии. “Житие св.Стефана” (в древнерусском переводе греческого произведения) поход князя Бравлина.
Западная Европа
Послание папы Агафона на VI Вселенский собор (680 год) рассказывает о христианизация далматинских славян. Анонимное переложение “Географии” Страбона рисует карту расселения славян в Элладе. Исидор Севильский (VII век) так же о расселении славян по Балканам. Фредегар (VII век “Хроники Фредегара”). Об отношениях славян и франских королей. “Обращение баваров и карантийцев” IХ век. О славянском государстве Само. “Деяния короля Дагоберта”. То же самое. Павел Диакон “История лангобардов”. Продвижение славян на запад, отношения с лангобардами, аварами и баварами, походы в Италию. “Хроника св.Бенедикта Кассинского” (IХ век). То же самое. “Житие святого аббата Колумбиана и его учеников” VII век. Попытки крещения альпийских славян. “Житие святого епископа Аманда”. То же самое. “Франская космография” VII век. Географическое положение славянских народов. Итальянская “Салернская хроника” Х век. Славяне в Далмации. Две грамоты баварского герцога Тассило III упоминают славян. Грамоты германских феодалов Пэйгири и Эгилольфа. То же самое. Опись Херсфельдского монастыря (“Бревиарий св.Лукла”). То же самое. Грамоты каролингских монархов Вюрцбургской епархии. То же самое. “Бревиарные записи” из Зальцбурга. То же самое. Письма “апостола германцев” Бонифация о славянах. Письма придворного ученого Алкдина. То же самое.. “Житие св. Бонифация” Виллибальда. То же самое.. “Житие Виллибальда епископа Эйхситеттского”. То же самое. “Житие Стурми”. То же самое.. “Загадки, посланные сестре”. Бонифаций. То же самое. “Обращение баварцев и карантанцев”. Очерк по истории Хорутанского княжества. 14 памятников франской анналистики VIII- IХ веков (Лоршские, Мозельские, Петау, св. Назария, Алеманские, Вольфенбюттельские, Королевства франков, Королевские, Зальцбургские, Фульдские, Мецские, св. Максимина анналы, фрагмент Дюшена, “Фульдская компиляция”). Упоминания о славянах. Жалованная грамота Пражской епархии (Х век). Племенная структура древней Чехии VII- VIII веков.
Скандинавия
“Сага о Скъелдунгах” (в изложении Саксона Грамматика) повестует о событиях эпохальной битвы на Бравалльских полях за ладожские земли между скандинавской династией Хрерика Метателя Колец и славянского князя Ратибора. “Сага о Хервёр” - дополняет историю о Бравалльском сражении.
Юго-восточная Европа
“Летопись Попа Дуклянина” излагает историю сербов и хорватов. “Книга понтификов” IХ век. О славянах в Далмации в VII веке. Фома Сплитский (“История архиепископа Салоны и Сплита” XIII век). То же самое. Милеций (Стихотворная хроника XIV- XV веков). История далматинских славян. Анналы Рагузского Анонима. То же. Грамота XIII века, обосновывающая притязания Барской епархии в ее споре за первенство с Дубровником. То же самое.
Восток
“Смешанный хроникон” Сирия. Упомянуто вторжение славян на Крит. Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари (“Область славян” VII век). География славянских народов. . Ахмед ибн Абу Йакуб ибн Джафар ибн Вадих аль-Катиб аль-Аббаси аль-Йакуби (IХ век). Контакты арабов и славян со слов очевидцев VIII века. Поход арабов на Хазарию в 737 г. и о переселении славян на земли Халифата Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури (IХ век). Тоже самое. Ал-Куфи (IХ век). То же самое. Персидское “Собрание историй” (XII век). Легенда о происхождении Руси
Болгария
“Сказание Исаии Пророка” (оно же – “Апокрифическая летопись”). Южнославянская историография XI- XIV веков. Летописные заметки при переводе Византийской хроники Константина Манассии XIV века. То же. Восточная Европа
“Богемская (Чешская) хроника”. 141. Далимил “Чешская рифмованная хроника”.
Русь.
142. Софийско-Новгородский свод XV века. История славян до крещения.
Вера, мировоззрение и обычаи славян хорошо описаны в следующих источниках:
Южные и восточные славяне.
143. Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
144. Георгий Младший. “Житие Георгия Святогорского”.
“Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода” (XVII век). “Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят” (XI- XII века). Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века). Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века). Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века). Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век). Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века). Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век). Слово от Святого Евангелия (список XIV века). Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век). Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века). Беседа трех святителей (XIV век). О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века). Устав преподобного Саввы (XIV век). Поучения духовным детям (XIV век). Пустынская летопись (XIV век). “Синопсис”. И.Гизель (1674 г.). “Поучение в понедельник святого духа” (XVII век). Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век). Румянцевский сборник (XVIII век). Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
Поляки
Статут провинциальный вкратце (1420). Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.) Рукопись польского гусита (XV век). Польская глосса в житии св.Войцеха. Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
Чехи
Хроника венгерского короля Белы (XIII век). Хроника Неплах (XIV век). Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век). Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
Балто-славянский этнос
Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век). Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век) Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век) Послание епископа Адельгота (1108 г.). Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век). Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век). Хроника Пулкавы. Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век). Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.). Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века). Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век). Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.). Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.). Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.). История Каменкой епархии (первая половина XVII века). Валентин фон Эйхштедт. Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века. Будышинские анналы. Церковная история Силезии. Экхардт “Памятники Ютербога” (1732 г.). И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:
Черноризец Храбр “О письменах” (X век) 197) “Толковая Палея” (XV в)
В качестве постскриптума – обращение к родноверам.
Ваши лень и безграмотность привели конфессию к тем проблемам, с которыми сталкиваемся каждый день. Это полемики, проигранные заведомо лгущим клерикалам (а ведь многие из этих споров были публичными). Это и ваша неспособность аргументировать те или иные аспекты язычества лично себе. Это невозможность воссоздать обряды и мировоззрение предков в форме, наиболее близкой к оригиналу, на что жалуются ваши же “общины”. Это и политиканство, принятое вами для заполнения информационной пустоты. Это продажные самозванцы, объявившие себя “волхвами” и дорвавшиеся до руководящих постов внутри родноверия. Это многочисленные фальсификации, которые, будучи легко критикуемыми, как ничто другое дискредитируют родноверие.
Вы поверили клерикальной лжи и сами постарались развалить родноверие. Приняв за аксиому отсутствие источников, вы утратили возможность полемизировать, проводить обряды, располагать идеологической платформой; вы призвали политиканов и коммерсантов управлять вами, и теперь поддерживаете их начинания, чтобы хоть как-то оправдать собственную никчемность.
А ведь стоило бы вам просто озаботиться поиском первоисточников – за краткий отрезок времени вы нашли бы большую часть из перечисленного выше. И уже тогда вам было бы намного проще воссоздавать и отстаивать веру предков.
Однако, вы поленились. Или же просто не хватило мозгов. И вы пошли дальше в собственной безграмотности – поверив христианской пропаганде, вы стали реконструировать ложь, призванную еще в незапамятные времена похоронить язычество под кучей сторонней грязи. Пьянки вместо ритуала встречи, блядки вместо обрядов плодородия, разбой вместо защиты родичей и родины, некроатрибутизм вместо светлых обрядов, аборт вместо долга деторождения… Продолжать перечислять? И ведь внутри себя вы стараетесь оправдать эту ложь, искуственно подгоняя под нее выдуманный вами же вариант “языческой базы”.
А самые безграмотные из вас винят в придуманном отсутствии источников официальную науку. Мол, продалась, сердешная, на панель “иудейскую” пошла. А ведь именно современной науке мы обязаны нашими знаниями. И ЭТИ достижения язычников не способен толком оспорить ни один клерикал. Потому-то они и стараются умолчать об открытиях ученых и, явно или исподволь, натравить родноверов на науку, дабы те, вместо могучего союзника брали себе в качестве базы гнилые подделки.
А стоило бы вспомнить, что:
Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.
Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма. Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.
С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика. Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.
А вы поверили, что про славян никому ничего не известно, и прозвали науку продажной во все времена. Хотя стоило бы дать себе труд задуматься: если о язычестве ничего не известно ЛИЧНО ВАМ, это не значит, что всем остальным людям так же ничего не известно.
Учите матчасть, господа родноверы. А господам клерикалам (хотя, какие они господа?) я настоятельно рекомендую извиниться за ложь относительно первоисточников. Причем – сделать это так же публично, как до этого лгали.
Скрытимир.
Похожие статьи:
История → Куликовская битва и Куликово поле
Традиции → Славянские заговоры
Традиции → Обряды славян
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
История → Общинное устройство славянских племен
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к сравнительно позднему времени — к первым векам нашей эры. Эти данные весьма отрывочны, а в географическом отношении не конкретны. Для исследования проблемы происхождения и этногенеза ранних славян они имеют вспомогательное значение. Своим именем славяне в античных источниках не называются. Античные авторы знают венедов, и имеются все основания считать, что под этим этнонимом скрываются славяне. Историк VI в. Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».[62] Косвенным подтверждением служит и то, что вплоть до настоящего времени соседи славян — германцы и прибалтийскофинские народы — называют славян венедами.[63] Впервые этноним венеды[64] встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н. э. Автор называет венедов в числе племен, соседящих на востоке с группой германских племен — ингевонами: «…земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами».[65] Ингвеоны (ингевоны) занимали побережье Северного моря и низовья Рейна, Везера и Эльбы. Где-то в более восточных областях от них и жили венеды. Скорее всего это были области в бассейне Вислы (Вистулы) и, может быть, более восточные земли. К концу I в. н. э. относятся известия о венедах Тацита. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он называет певкинов, венедов и финнов. «Венеды переняли многое от певкинов, ради грабежей рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и феннами».[66] Певкины во времена Тацита занимали северную часть Нижнего Подунавья. Фенны — финские племена, заселявшие в тот период обширнейшую территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Где между финнами и певкинами локализуются венеды, сказать невозможно. Тацит колебался, относить ли венедов к сарматам или к германцам. С одной стороны, венеды многое заимствовали из нравов и образа жизни певкинов, которые сильно перемешались с сарматами путем браков, с другой — они «сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой, все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».[67] Несколько конкретнее этногеографические сведения автора второй половины II в. н. э. Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочинение географа I в. н. э. Марина Тирского. Согласно Птолемею венеды — одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, пределом которой на западе была р. Висла (Вистула). У ее истоков начиналась уже территория германских племен. С юга Сарматию ограничивали Карпатские горы и северный берег Понта (Черного моря), а с севера — Венедский залив Сарматского океана (побережье Балтийского моря). «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: Венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — Певкины и Бастерны; по всему берегу Меотиды — Языги и Роксоланы; далее за ними внутрь страны — Амаксовии и Скифы-Аланы».[68] Учитывая сообщение Тацита о соседстве венедов с певкинами, венедов следует локализовать между побережьем Балтийского моря и территорией певкинов и бастарнов, т. е. в бассейне Вислы. В Повисленье, судя по Птолемею, жили и менее значительные племена — гифоны, ава-рины и др. По-видимому, они не дожили до раннего средневековья, растворившись среди венедского и германского населения. Как далеко простирались земли венедов на восток, определить по данным Птолемея не представляется возможным. Древние авторы обычно определяли границы между народами по большим рекам, поскольку они были хорошими и единственными ориентирами в малоизвестных странах. Так, рубежом между Германией и Сарматией для римлян была Висла; границей между Галлией и Германией — Рейн; земли антов по Иордану простирались «до Данапра». Однако точно выяснено, что германцы времен Цезаря жили по обе стороны Рейна, а антские поселения, судя по археологическим материалам, распространялись по обе стороны Днепра. Следовательно, указания древних авторов о рубежах между народами нельзя трактовать буквально, и сведения римлян, что Германия доходила до Вислы, не противоречат локализации венедов по обе стороны этой реки. На Певтингеровой карте (конец III — начало IV в. н. э.) венеды обозначены в двух местах. Один раз венеды-сарматы локализованы южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов, второй раз — рядом с гетами и даками, между Дунаем и Днестром.[69] По-видимому, это — не две отдельные венедские области, а скорее свидетельство об обширности территории расселения венедов. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что, поскольку Певтингеровы таблицы отражают сведения о дорогах времени римского императора Августа, обозначение венедов в двух местах обусловлено пересечением их территории двумя путями, один из которых соединял земли венедов с областью бастарнов, а другой — с регионом даков.[70] Информация о венедах в письменных источниках первой половины I тысячелетия н. э. этим и ограничивается. На основе данных Плиния, Тацита и Птолемея можно полагать, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы, а может быть, и в более восточных районах. В III–IV вв. н. э. их территория расширяется, охватывая области Поднестровья. Сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. более значительны и разнообразны. Теперь славяне называются своим именем. Наряду с собственным этнонимом упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя — венеды. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий, или Псевдо-Маврикий)[71] описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями VI–VII вв. — славяне в ту пору переходят Дунай и вторгаются в пределы Восточно-римской империи. В сочинениях византийских историков имеются сведения о различных сторонах жизни и быта славян. Рассказывается о военном искусстве, боевых успехах и неудачах славян, об их политической организация и вождях, о поселениях и жилищах, об отношениях с Византией, аварами и другими племенами. Византийские авторы сообщают очень важные сведения для изучения вопроса о славянском освоении Балканского полуострова. Другая информация о географии славян в этих источниках почти отсутствует. Только в сочинении Прокопия имеются данные об этногеографии племен Северного Причерноморья, в том числе об одной из славянских группировок того времени — антах. По Прокопию анты вместе со славянами жили, с одной стороны, на северном берегу Истра (нижнего Дуная), с другой — к северу от утригуров, обитавших по побережью Меотиды (Азовского моря).[72] Таким образом, получается, что антам принадлежали области Причерноморья между нижним Дунаем и Приазовьем, где уже обитали тюркские племена кутригуров и утригуров. Для исследования проблемы этногенеза славян более существенное значение имеет сочинение готского епископа Иордана, жившего в VI в.[73]«Getica» была закончена в 551 г. Труд посвящен истории готов начиная с того времени, когда они расселились в устье Вислы, покинув Скандинавию, и кончая серединой VI столетия. В процессе изложения автор делает ряд экскурсов в историю славян. Уже было сказано, что Иордан позволяет установить связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды суть славяне. Он сообщает: «Между этими реками [Тисой, Олтом и Дунаем] лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы [Карпаты]. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов».[74] Эта информация как бы подчеркивает сведения античных авторов о том, что древнейшей областью венедов был регион, связанный с бассейном Вислы. К середине VI в. венеды-славяне уже расселились на широких пространствах Европы и были известны под именами венедов, славян [склавен] и антов. «Склавены живут, — пишет Иордан, — от города Новиетуна [по-видимому, Невиодун на правом берегу Савы, ниже нынешней Любляны][75] и озера, именуемого Мурсианским [по Е. Ч. Скржинской озеро Балатон],[76] до Данастра [Днестра], а на север — до Вислы… Анты же… распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Чёрное] море образует излучину».[77] Таким образом, славяне во времена Иордана заселяли широкую полосу, простирающуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Из сообщений этого историка видно, что западными соседями славян были германские племена, на юго-западе они соприкасались с фракийцами, на востоке — с тюркоязычными племенами, а на северо-востоке, по-видимому, — с эстиями (балтами), земли которых находились между юго-восточным побережьем Балтийского моря, и акацирами, обитавшими в бассейне Дона. Сочинение Иордана ценно и тем, что в нем имеются некоторые исторические сведения о славянах периода IV–V вв. Некоторые сведения о славянах содержатся в сочинениях сирийских авторов VI в. (Евграфия, Иоанна Эфесского и других).[78] Однако они не касаются вопросов славянского этногенеза. Известия западноевропейских географов и историков относятся уже к сравнительно позднему времени — к IX и последующим столетиям — и не дают надежных материалов для реконструкции этнической истории ранних славян. Только составитель древнейшей русской летописи — Повести временных лет — попытался отразить начало славянской истории и ответить на вопрос, откуда и как появились славяне. Отрывок из этой летописи, повествующий о расселении славян из Нижнего Подунавья и Паннонии, приведен в историографическом разделе (см. с. 7). Б. А. Рыбаков на основе текстологического анализа вводного раздела Повести временных лет пришел к заключению, что летописная фраза «По мнозехъ же времянех сели суть словени до Дунаеви…» должна быть переставлена в другое место — туда, где описываются миграции кочевнических орд на Балканы. И, следовательно, в этногеографическом введении летописи речь идет не о размещении Нестором прародины славян на Дунае, а о славянском освоении Балканского полуострова, в V–VI вв. н. э..[79] |
historylib.org
Главные заблуждения о славянах — Славянская культура
Славяне — крупнейшая этноязыковая общность в Европе, но и о происхождении славян, и об их ранней истории ученые до сих пор ведут споры. Что уж говорить о простых смертных. К сожалению, заблуждения о славянах встречаются нередко.
Самые мирные
Одним из самых распространенных заблуждений является мнение том, что славяне — мирная этноязыковая общность. Опровергнуть его несложно. Достаточно посмотреть на ареал расселения славян. Славяне являются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. Покорение территорий в истории крайне редко проходило мирным дипломатическим путем. За новые земли приходилось сражаться, и славяне на протяжении всей своей истории показывали боевую удаль.Уже в I тысячелетии нашей эры славяне почти полностью захватили бывшие европейские провинции Восточной Римской империи и образовали на них свои независимые государства. Некоторые из них существуют по сей день.
Важным показателем боеспособности славян является такой факт, что военная элита Османской империи, янычары, набирались из христиан, проживавших преимущественно на территории Греции, Албании и Венгрии. В качестве особой привилегии в янычары также могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, — только славян.
Все славяне русоволосые и светлокожие
Также заблуждением является представление о том, что славяне сплошь русоволосые, голубоглазые и светлокожие. Такое мнение встречается среди радикально настроенных сторонников чистоты славянской крови.На самом деле, среди южных славян темный цвет волос и глаз, пигментация кожи — явление широко распространенное.
Некоторые этнические группы, такие, например, как помаки, совсем не похожи по фенотипу на хрестоматийных "славян", хотя и относятся к европеоидам, а говорят на славянском языке, сохраняющем в лексиконе, в том числе старославянские лексемы.
Славяне и slave — однокоренные слова
До сих пор среди западных историков встречается мнение, что слово "славяне" и слово "slave" (раб) имеют один корень. Надо сказать, что гипотеза эта не новая, она была популярна на Западе ещё в XVIII-XIX веках.В основе такого мнения лежит идея о том, что славяне как один из самых многочисленных европейских народов часто были объектом работорговли.
Сегодня эта гипотеза признается ошибочной,
английское «slave», немецкое «Sklave», итальянское «schiavo» с одной стороны, и русское «славяне», польское «słowianie», хорватское «slaveni», кашубское «słowiónie» с другой — никак не взаимосвязаны.
Лингвистический анализ показывает, что слово «раб» в среднегреческом языке происходит от древнегреческого глагола σκυλεύειν (skyleuein) — означающего, «добывать военные трофеи, грабить», 1-ое лицо единственного числа которого выглядит как σκυλεύω (в лат. транслитерации skyleúō), другой вариант σκυλάω (skyláō).
У славян не было письменности до глаголицы и кириллицы
Мнение, что у славян не было письменности до появления кириллицы и глаголицы, сегодня оспаривается. Историк Лев Прозоров в качестве доказательства существования письменности приводит фрагмент договора с Византией Вещего Олега. В нем идет речь о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании».Косвенно наличие письменности подтверждают и археологические раскопки в Новгороде. Там были обнаружены писала—стержни, которыми наносилась надпись на глину, штукатурку или дерево.
Эти инструменты письма датируются серединой X века. Такие же находки были обнаружены в Смоленске, Генздово и других местах.
Какого рода была эта письменность, достоверно сказать сложно. Одни историки пишут о слоговом письме, о письме "чертами и ризами", есть и сторонники славянского рунического письма. Немецкий историк Конрад Шурцфлейш в своей диссертации 1670 года писал о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство он приводит образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII—XVI веков.
Славяне — потомки скифов
Александр Блок писал: "Да, скифы мы!". До сих пор можно встретить мнение о том, что скифы являлись предками славян, однако в исторических источниках с самим определением скифов есть большая путаница. В тех же византийских хрониках скифами могли называть уже и славян, и аланов, и хазар, и печенегов.В «Повести временных лет» есть упоминания о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи — этих всех называли греки «Великая Скифь».
Но это мало о чем говорит. Слишком много «если» в гипотезе происхождения славян от скифов.
На сегодняшний день наиболее достоверной признана Висло-днепровская гипотеза о прародине славян. Ее подтверждают и лексические параллели, и археологические раскопки.
По лексическому материалу установлено, что прародина славян была в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, в пределах рек, впадающих в Балтийское море.
Археология также подтверждает эту гипотезу. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом. По-польски «клеш» — «верх дном». Она датируется V-II веками до нашей эры.
Скифы в это время уже существовали и принимали активное участие в историческом процессе. После нашествия готов в III веке они, вероятнее всего, ушли в горные области Кавказа. Из современных языков к скифскому наиболее близок язык осетин.
материал с сайта http://russian7.ru/
Похожие статьи:
История → Куликовская битва и Куликово поле
Традиции → Обряды славян
История → Общинное устройство славянских племен
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
Традиции → Славянские заговоры
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru