Рассказ о иване грозном: Краткая биография Ивана Грозного, интересные факты о царе Иване Васильевиче

Читать онлайн «Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени», Сергей Алексеев – ЛитРес

Рисунки Г. Метченко

В 1530 году у великого русского князя Василия III родился сын. Назвали его Иваном.

Сложное время переживала тогда Россия.

Прошло всего пятьдесят лет с той поры, когда страна освободилась от более чем двухвекового ига золотоордынских ханов.

Народы, населяющие нашу страну, хотели видеть свою родину сильной и передовой для своего времени державой.

Многое сделал, укрепляя Русское государство, великий князь Василий III. Продолжить дело отца предстояло сыну.

Об Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный, о времени, в котором он жил, и написаны эти рассказы.

Первая глава книги рассказывает о детстве и молодых годах царя Ивана.

Подарок индийского царя

Индийский царь подарил русскому царю Ивану Васильевичу Грозному слона.

Слон был учён. Умел кланяться.

Везли слона долго и осторожно. Много опасностей подстерегало в пути. Поднимались в горы. Спускались в долины. Переправлялись через широкие реки.

День за днём. День за днём. Двигался караван. Шли проводники и погонщики. Шёл слон.

Солнце всходило и заходило. Страшную жару сменяли холода. Чередовались то знойные, то леденящие ветры. С неба срывались грозы. Бушевали дожди и ливни.

День за днём. День за днём. Более года двигался караван. Шли проводники и погонщики. Шёл слон.

Прибыл гигант в Москву.

Сбежался народ смотреть на заморскую невидаль. Поражались люди:

– Размером с боярский терем.

– Кишка вместо носа.

– Как опахало уши.

Наступил момент представить слона царю. Вышел царь Иван Васильевич Грозный. Поднял на слона тяжёлые, свинцовые веки.

Предупреждён был царь, что слон учён – умеет кланяться.

Ждёт государь поклона.

Но вдруг заупрямился слон.

То ли непривычно было ему на новом месте. То ли устал с дороги. Стоит слон, даже в сторону царя не смотрит.

Помрачнел царь. Нахмурился. Напряглись, сжались, как клещи, руки. Понимают приближённые государя: собираются в царе недобрые силы.

Подбежал индус-погонщик. Что-то прокричал на своём языке слону.

Вместо поклона хлопнул ушами слон.

Вновь прокричал погонщик. Даже палкой упрямца кольнул под брюхо.

Не поклонился слон. Лишь свернул в запятую хобот.

– У-у, животина! – кто-то бросил из царских слуг.

Стоит царь Иван Васильевич Грозный. Стоит перед ним упрямец. Зреет, зреет Иванов гнев.

Минута.

Минута.

Ещё минута.

Не поклонился учёный слон.

Повернулся Иван Грозный к стражникам. Поднял свинцовые веки. Подал какой-то знак.

Подбежали к слону с бердышами, с секирами стражники. Изрубили при всех непокорного.

На троне

Рос Иван IV без отца, а затем и без матери. Умер великий князь Василий III – отец Ивана Грозного, когда Ивану было всего три года. Умерла мать – княгиня Елена Глинская, когда сыну исполнилось семь с половиной лет.

После смерти Василия III, в трёхлетием возрасте, Иван и был провозглашён великим князем Иваном IV.

Нерадостным оказалось Иваново детство. Не детским. Другие ребята в кости, в горелки играют. Купаются в реке Неглинке, в Яузе, в Москве-реке. У великого князя Ивана IV – государственные дела.

Вот и сейчас. В Кремле, в каменных палатах, идёт посольский приём. Слева и справа полукругом стоят бояре. В центре на троне восседает мальчик – великий князь.

Вручают послы свои посольские грамоты. Произносят какие-то слова, обращаясь к князю.

Не интересны Ивану послы и их речи. Сидит он задумчивый. Взгляд отсутствующий. Мысли где-то далеко-далеко от этих каменных плит, от этих посольских камзолов и бородатых боярских лиц. Кажется, вот-вот – и Иван расплачется.

Но вдруг оживился великий князь: то прожужжала муха. Стал следить он за мухой. Села та на боярина Ивана Бельского. Запуталась в бороде.

Отогнал боярин муху. Вновь зажужжала она над посольскими и боярскими головами. Продолжает наблюдать за ней князь Иван, гадает, на кого теперь сядет муха: на боярина Воротынского, Оболенского, Мстиславского? Вот бы села на князя Ивана Шуйского.

Не любит великий князь Иван князя Ивана Шуйского. Шуйских несколько. Кроме Ивана есть ещё князь Василий Шуйский, есть ещё князь Андрей Шуйский. Иван Шуйский сейчас из них по положению в государстве самый старший. Он же и самый из них противный.

Заметил Иван Шуйский, что великий князь сидит неспокойно, послов не слушает, всё глазами по сторонам бегает. Глянул на великого князя искоса, строго.

Сжался Иван от этого взгляда. Сидит теперь смирно. Смотрит прямо перед собой, делает вид, что слушает посольские речи.

Однако прошло несколько минут, и вновь муха привлекла Иваново внимание. Летела она теперь как раз в сторону князя Ивана Шуйского.

Стоит Шуйский. Важный. Дородный. Борода до пояса конским хвостом свисает. На голове, как сковорода, большая лысина.

Гадает великий князь Иван: пролетит муха мимо Шуйского, не пролетит? Вот бы села на боярскую лысину. Поравнялась муха с Шуйским. Сделала круг. Уселась, и как раз на боярское темя. Оживился Иван. Смотрит на муху. И кажется ему, что и та на него смотрит. Улыбнулся Иван мухе. И муха великому князю в ответ улыбнулась.

Тряхнул в это время Шуйский головой. Слетела с головы муха. Метнулась к открытому окну – на свет, на волю. Проводил её Иван грустным взглядом.

Сидит великий князь Иван IV на троне. Печальный-печальный. Слушает посольские речи.

Карусель

Поражался простой народ. Что ни год – из Кремля, из дворцовых палат, всё новые и новые вести тайной молвой разносятся.

Сразу же после смерти Василия III зашевелилось боярство. Каждому поближе к власти стать хочется. Момент удачный. Великий князь Иван IV малолеток, недоросль. При таком-то князе, конечно, советчик нужен. Много желающих стать советчиками, а ещё лучше быть первым – первосоветчиком, первосоветником.

Удачливее других оказался князь Овчина-Телепнёв-Оболенский. Дороден он с виду. Умом не глуп. Он и вышел на первое место.

Перешёптывается московский люд:

– Сила в руках у Телепнёва-Оболенского. Овчина теперь за главного.

Однако недовольны другие бояре, что власть досталась Овчине-Телепнёву-Оболенскому.

– А мы чем хуже!

Выбрали бояре момент. Скинули князя Овчину-Телепнёва-Оболенского. Заковали в оковы, бросили в страшное подземелье. Умер в оковах, в темнице князь.

Власть в стране перешла к боярам, к совету, состоявшему из самых именитых, к Боярской думе.

Вышли теперь на первое место князь Иван Бельский и князья Шуйские. Однако не возникло между ними согласия. Князь Иван Бельский и его сторонники были за то, чтобы в России усиливалась власть великого князя и в своём единении государство крепло. Шуйские и их приближённые – за то, чтобы ограничить власть великого князя, чтобы и другие князья и бояре право на власть имели.

Началась между Бельским и Шуйскими борьба.

Шёпот идёт по домам, по московским улицам:

– Бельский осилит Шуйских. Бельский!

Но рядом с этими слышны и другие речи:

– Шуйские станут над Бельским. Шуйские!

И верно. Осилили Шуйские Бельского. Брошен в темницу Бельский.

Прошло недолгое время. Снова шёпот ползёт по домам, по московским улицам:

– Выпущен Бельский. Всё же Бельский осилил Шуйских.

И верно. Выпущен из заточения Бельский. Первым советником ходит Бельский.

Не утихает борьба между боярами. Прошло два года, и новая новость плывёт по городу:

– Сброшен, не удержался Бельский. Снова у власти Шуйские.

И верно. Организовали Шуйские заговор против Бельского.

Не удержался у власти Бельский.

Догоняет новость одна другую:

– Сослан на Белоозеро Бельский. Посажен в тюрьму, в заточение.

И сразу за этим:

– Скончался в заточении Бельский. Людишками Шуйских в тюрьме прикончен.

Одержали Шуйские верх над Бельским. В первосоветниках ходят Шуйские.

Крутится, крутится карусель.

Забавы

Высоко над городом поднялись княжеские терема. Островерхими крышами упёрлись в небо.

У одного из теремов собрались люди. Задрали головы. Смотрят вверх.

По крутому наклону крыши лезет мальчишка. Ужом извивается. Чудом держится.

Вот соскользнула нога.

Вздрогнули люди.

Вот не удержалась рука.

– Ах! – вырвался общий вздох.

Цепок мальчишка. Всё выше и выше смельчак поднимается.

– Великий князь, великий князь, – перешёптываются внизу люди.

Интересно народу смотреть на забавы великокняжеские. Всё больше и больше людей у терема. Идут пересуды:

– Долезет.

– Сорвётся.

– Считай, повернёт назад.

Упорен мальчишка-князь. Хоть и скользит, хоть и срывается, а лезет, лезет и лезет вверх.

Вот на середину крыши уже поднялся. Поправил торбы-мешки, висящие через плечо.

– Что там в мешках у князя? – гадают люди.

– Непонятное что-то…

Вновь заработал руками, ногами мальчик.

– Долезет! Долезет!

И верно. Добрался до верха великий князь. Добрался. Уцепился. Надёжно держится.

Глянул сверху на людей, на землю. Взгляд отсутствующий, возбуждённый. Словно бы смотрит вниз и ничего не видит.

 

Потянулся рукой к одному из мешков. Запустил в него руку. Что-то вытащил.

Что там в руках у князя?

– Так это же кот!

– Кажись, он.

– Вон и уши, и хвост кошачий.

Взял князь беднягу, бросил на крышу, на острый скат. Понесся мурлыка, словно камень с высокой кручи.

Слетел он с крыши, на землю шлёпнулся. Удачливым кот оказался. На ноги упал, на ногах удержался. Очумело мотнул головой вправо, влево. Бросился в соседний проулок, словно крутым кипятком ошпаренный.

Улыбнулся сверху зловеще князь.

Потянулся ко второму мешку Иван. Снова люди впились глазами.

– Никак, псина?

– Так и есть.

– Вона и уши, и хвост собачий.

Размахнулся князь, швырнул и собаку с высокой крыши. Не оказался барбос удачливым. Слетел он с крыши. О землю ударился. Расшибся. Лежит. Не дышит.

Смотрят люди туда – наверх, на крышу высокого терема. Смотрят сюда – на землю.

– Эх ты, забавы княжеские…

Должность

Освободилась в служебных государственных верхах важная должность.

Место и почётное, и доходное.

Предстоит новое назначение.

Заволновались в боярских и княжеских семьях. Много претендентов на эту должность.

– Нам бы на должность. Нашему роду, – идут разговоры в семье князей Таракановых. – Мы, Таракановы, всех важней. Наш род ого-го с какого века и дороден и славен. Не было б Москвы – не будь Таракановых. Не было бы Руси – не будь Таракановых. Нашему роду – должность! – твердят Таракановы.

И под крышей дома бояр Бородатовых тоже идут пересуды:

– Нет других, чтобы нас важнее. Наш пращур Додон Бородатый на Куликовом поле ещё воевал. Наш предок Извек Бородатый в Ногайские степи ходил походом. Наш прадед Тарах Бородатый при великокняжеской псовой охоте в дружках при великих московских князьях ходил.

И пошло, и пошло, и поехало.

Получается: нет достойнее бояр Бородатовых. От них, от Бородатовых, кто-то и должен вступить на должность.

И в усадьбе бояр Кологривовых всё тот же – о должности – разговор:

– Нам, Кологривовым, место сие уготовлено. Кому, как не нам. Кто же знатнее, чем мы, Кологривовы? Нет рода древнее, чем мы, Кологривовы. Нет рода богаче, чем мы, Кологривовы. Не допустит Господь, не допустит, чтобы нас обошли на должность. Первое право – наше.

Собрались вместе затем бояре в высшем совете, в Боярской думе. Решали вопрос о должности, о хорошем служебном месте, то есть, как в старину говорили, «местничали».

Рядили бояре. Гудели. Шумели. Кричали. Обиды старые вспоминали.

Не кончились ссоры речами, глотками. Дело дошло до рук.

Таракановы вцепились в бороды Бородатовых.

– Мы важнее!

Бородатовы – в бороды Кологривовых.

– Мы важнее!

Кологривовы за грудки трясли Таракановых.

– Мы самые, самые, самые важные!

А так как были ещё и другие, которые о той же мечтали должности, то превратилась Дума в кромешный ад.

Накричались. Вспотели. Охрипли бояре.

Решился всё же вопрос о должности. Нашёлся самый из них дородный. Он и занял высокий пост.

А умён ли?

А смышлён ли он?

А умел ли в делах служебных?

Об этом не было речи. Не это, по боярскому разумению, главное. Не по уму, не по делу – по чину ступай на должность.

О, бедная, бедная, бедная должность!

Предания об Иване Грозном

    Воцарение Ивана Грозного

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь – сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится – тот и царь.

У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

– Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

– Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!

Пошли через реку, опустили свечи – у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.

    Сороки-ведьмы

Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.

Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:

– Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе. (Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017.)

    Казнь колокола

Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост; ударили в колокол у святой Софии – и пал конь его на колени от колокольного звону. И тут Грозный царь воспроговорил коню своему:

– Аи же ты мой конь пеловой мешок (мякина), волчья ты сыть; не мошь ты царя держать – Грозного царя Ивана Васильевича.

Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у этого колокола, и чтобы пал на земь, и казнить его уши.

– Не могут, – говорит, – скоты звону его слышать.

И казнили этот колокол в Новгороде – нонь этот колокол перелитой. (Опубл. Е. В. Барсов//Др. и нов. Россия. 1879. Т. 2. № 9. С. 409; Легенды, предания, бывальщины. С. 100.)

    Приехал царь Грозный в Новгород

Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии к обедне. Стоит царь Иван, Богу молится; только глядит: за иконой бумага видится. Он взял ту бумагу – и распалился гневом! А ту бумагу положили по насердкам(нарочно) духовники, а какая та была бумага, – никто не знает.

Как распалился Грозный царь – и велел народ рытьв Волхов. Царь Иван встал на башню, что на берегу налево, как от сада идешь на ту сторону; встал Грозный на башню, стали народ в Волхов рыть:возьмут двух, сложат спина со спиной, руки свяжут, да так в воду и бросят; как в воду, так и – на дно. Нарыли народа на двенадцать верст; там народ остановился, нейдет дальше, нельзя Грозному народ больше рыть! Послал он посмотреть за двенадцать верст вершников (всадников), отчего мертвый народ вниз нейдет.

Прискакали вершники назад, говорят царю: «Мертвый народ стеной встал».

– «Как тому быть? – закричал царь. – Давай коня!»

Подали царю коня; царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит: мертвый народ стоит стеной, дальше нейдет. В то самое времечко стало царя огнем палить: стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом!..

С тех пор Волхов и не замерзает на том месте, где Грозный – царь народ рыл: со дна Волхова тот народ пышет…
( П. Якушкин. «Путевые письма»[1])

    Микола Христоуродливый

Царь Грозный за какую-то заслугу сделал Псков губернией, а новгородцы послали войско, – опять привести псковичей под свою волю. Только псковичи такого звону задали новгородцам, что те насилу ноги унесли. Видят новгородцы, что сила не берет, послали Грозному сказать: псковичи, мол, бунтуют. А какой тут бунт? Ну, цари, разумеется, этого не любят.

Грозный распалился гневом, поехал к Пскову; не доехал Грозный царь до Пскова шесть верст, остановился он в Любятове. Прослышали псковичи, что Грозный царь пришел Псков громить и стоит в Любятове, с полуночи зазвонили в колокола к заутрене: Бога молить, чтоб Бог укротил сердце царево. Грозный царь тогда был, заснувши, в Любятове.

Как ударили в большой колокол, царь вздрогнул и проснулся. «Что такое? – говорит, – зачем такой звон?»

– «Псковичи Бога молят, – говорят ему, — чтобы Бог твое царское сердце укротил».

Поутру Микола Христоуродливый велел всем, всякому хозяину, поставить против своего дома столик, накрыть чистою скатертью, положить хлеб-соль и ждать царя. Попы в золотых ризах, с крестами, образами, с зажженными свечами, народ: общество, посадникипошли встречать Грозного и встретили у Петровских ворот.

Только показался царь Иван Васильевич, откуда ни возьмись Микола Христоуродливый, на палочке верхом, руку подпер под бок, – прямо к царю… Кричит: «Ивашка, Ивашка! Ешь хлеб-соль, а не человечью кровь! Ешь хлеб – хлеб-соль, а не человечью кровь! Ивашка! Ивашка!»

Царь спросил про него: «Что за человек?» — «Микола Христоуродливый», ему сказали; царь – ничего, проехал прямо в собор.

А Микола Христоуродливый заехал, все на палочке верхом, заехал вперед; только царь с коня, а Микола: «Царь Иван Васильевич! Не побрезгуй моими хоромами, зайди ко мне хлеба-соли кушать», а у него была под колокольнею маленькая келейка. Царь пошел к нему в келью. Микола посадил царя, накрыл стол, да и положил кусок сырого мяса. «Чем ты меня потчуешь! – крикнул Грозный царь. – Как ты подаешь мясо: теперь пост, да еще сырое! Разве я собака?» – «Ты хуже собаки! – крикнул на царя Микола Христоуродливый, – хуже собаки! Собака не станет есть живого человечья мяса – ты ешь! Хуже ты, царь Иван Васильевич, хуже собаки! Хуже ты, Ивашка, хуже собаки!»

Царь встрепенулся, испугался и уехал из Пскова, никакого зла не сделавши!
( П. Якушкин. «Путевые письма»)

    Иван Грозный и архимандрит Корнилий

В другой раз Грозный-царь был в Пскове, когда он ехал в под Ригу воевать; под Ригу он ехал на Изборск и Печоры.

В то время в Печорах архимандритом был преподобный Корнилий. Встречал Грозного с крестами и иконами Корнилий преподобный. Благословил царя Корнилий, да и говорит: «Позволь мне, царь, вокруг монастыря ограду сделать». – «Да велику ли ограду ты, преподобный Корнилий, сделаешь? Маленькую делай, а большой не позволю». – «Да я маленькую, – говорит Корнилий, – я маленькую: коль много захватит воловья кожа, такую и поставлю». – «Ну, такую ставь!» – сказал, засмеявшись, царь.

Царь воевал под Ригою ровно семь лет, а Корнилий преподобный тем временем поставил не ограду, а крепость. Да и царское приказание выполнил: поставил ограду на воловью кожу; он разрезал ее на тоненькие-тоненькие ремешки, да и охватил большое место, а кругом то место и огородил стеной, с башнями – как есть крепость. Воевал государь-царь Иван Васильевич Ригу семь лет и поехал назад. Проехал он Новый городок(Нейгаузен), не доехал Грозный двенадцати верст до Печор: увидел с Мериной горы: крепость стоит. «Какая такая крепость!» – закричал царь.

Распалился гневом и поскакал на Корнилиеву крепость. Преподобный Корнилий вышел опять встречать царя, как царский чин велит: с крестом, иконами, с колокольным звоном. Подскакал царь к Корнилию преподобному: «Крепость выстроил! – закричал царь. – На меня пойдешь!» Хвать саблей — и отрубил Корнилию преподобному голову. Корнилий взял свою голову в руки, да и держит перед собой. Царь от него прочь, а Корнилий за ним, а в руках все держит голову. Царь дальше, а Корнилий все за ним, да за ним… Царь видит то, стал Богу молиться, в грехах отпущения просить, Корнилий преподобный и умер. Так царь ускакал из Корни лиевой крепости в чем был, все оставил: коляску, седло, ложки… кошелек с деньгами забыл. Так испугавшись, был. После того под Псков и не ездил.
( П. Якушкин. «Путевые письма»)

    Царь Грозный и крестьянский сын

Любил царь Грозный на охоту ездить за всякою птицею, за всяким зверем. Ездит он, ездит, уморится и заедет к простому мужику отдохнуть в простую избу. Придет в избу, сядет в передний угол, покушает, чем Бог пошлет; а хозяевам прикажет царь непременно всякому свое дело делать. «Я, – скажет, – не хочу никому мешать».

Приезжает он как-то раз к мужику отдохнуть, сел за стол, стал кушать. А у мужика был сынишка лет двух, а то и того не было, да такой мальчишка шустрый был! Бегал он по лавке, бегал, подбежал к царю да как хватит царя за бороду. Как прогневится царь! «Сказнить ему голову!» – кричит царь.

Приходит хозяин, отец того мальчика. «Прикажи слово сказать!» – «Коли умное слово скажешь, – говори, – кричит Грозный, – а глупое скажешь – и тебе голову сказню!» – «Зачем глупое говорить, царю надо умное говорить! Без вины ты хочешь моему сынишке голову сказнить!» – «Как без вины? Он меня за бороду схватил!» – «Это он сделал по своей несмышлености, оттого, что он еще в младом возрасте. А вели ты, царь, принести чашу золота, а я нагребу чашу жара из печи; коли он хватится за золото, – значит, он в разуме, сказни его; а коли хватится за жар, – то он хватил тебя за бороду по своей несмышлености». – «Хорошо!» — говорит царь.

Принесли царские слуги чашу золота, а мужик нагреб из печи жару – угольев; поставили чаши на лавку, подвели младенца, тот и хватается за жар. «Вот видишь, царь», – говорит мужик. «Вижу! – говорит царь. – Спасибо, что ты меня от греха избавил; за это я твоего сына пожалую». Взял царь с собой мужицкого сына, вырастил его, а после и в большие чины его представил.
( П. Якушкин. «Путевые письма»)

Параноик или активист? История Ивана Грозного

В начале 1500-х годов Россия не была особо известна как великая нация. Едва ковыляя из-за того, что до 1480 года они находились под монгольским владычеством, Россия жила не так хорошо, как другие европейские народы.

Иван III смог объявить себя царем России и раз и навсегда отделить их от монгольского государства. Известный как Иван Великий, его работа по увеличению размера России, борьбе с Золотыми Ордами и объединению большей части русских земель под одним знаменем по существу заложила основы России как государства.


Рекомендуем к прочтению

После смерти Ивана III на престоле остался его сын Иван IV, хотя маленькому Ивану тогда было всего три года. Иван IV стал известен как Иван Грозный, и его правление началось 16 января года года 1547 года. Когда он был еще ребенком, мать Ивана была убита боярами-заговорщиками. Боярин — высший чин, которого можно было достичь в русской аристократии. После смерти отца и матери Ивана бояре могли свободно попытаться захватить трон, действуя в качестве регентов при будущем царе. Скорее всего, эти аристократы оскорбляли Ивана и его брата, оставив в мальчике глубокие эмоциональные шрамы.

Несмотря на все их усилия, Иван смог взойти на престол в шестнадцать лет и провозгласил себя Царем Всея Руси. Он был коронован и утверждал, что будет отвечать за все. Во многих отношениях Иван IV станет первым настоящим самодержцем в России, показав, что его власть не подлежит сомнению и выше забот крестьян.

И все же, несмотря на прозвище Ивана, на самом деле он был очень компетентным правителем. Его раннее правление привело к многочисленным преобразованиям в России, в том числе к введению самого первого печатного станка в России. Он приказал создать Московский печатный двор, который позволил бы создавать книги и распространять их в России. Другими достижениями, которых Ивану удалось добиться во время своего раннего руководства, были учреждение первого российского парламента, строительство собора Василия Блаженного в Москве и ограничение возможности крестьян передвигаться по стране. Он был эффективным правителем и сумел проделать большую прогрессивную работу.

Однако, в то время как стремление Ивана улучшить правительство привело к позитивным изменениям в стране, произошла череда событий, которые начали приводить к его нестабильности. Когда голод, засуха и война поразили Российское государство, умерла его первая жена Анастасия Романова, и он подозревал, что ее отравили. Это глубоко повлияет на его разум и приведет к растущему уровню паранойи. Что еще хуже, один из его советников бежал от его дворов и перешел на сторону Литвы, предав Ивана и поведя литовские войска против его собственной территории.

В 1564 году вспыльчивость и паранойя Ивана усилились. Он был известен своими эмоциональными вспышками, но после смерти жены ему стало еще хуже. Он отбыл из Москвы и послал грамоты русской знати, сообщая им, что отказывается от престола. Бояре не имели возможности управлять Россией и под давлением окружающих их внешних врагов были вынуждены отправить послов к Ивану с просьбой вернуться. У Ивана было два условия для своего возвращения: первое заключалось в том, что ему была предоставлена ​​абсолютная власть как царь, а второе заключалось в том, что ему было разрешено казнить тех, кого он считал предателями, без какого-либо одобрения. Оба требования были удовлетворены, и Иван вернулся в Москву новым, еще более ненормальным человеком.

Его первым действием по возвращении к власти было учреждение опричнины. Опричнина была территорией, которая находилась исключительно под контролем Ивана и, по сути, была государством, которое служило родиной его личной гвардии. Эти гвардейцы были известны как опричники и стали ключевыми силовиками во время правления Ивана. Они только служили Ивану и должны были нести ответственность за поимку и устранение многих князей, которых Иван обвинил в измене.

Один параноидальный эпизод привел к тому, что Иван впал в иллюзию, что город Новгород перейдет под власть Литвы. В ответ на эти опасения Иван приказал опричникам вторгнуться в город. Они быстро сожгли и разграбили город, убив при этом тысячи людей. Это более или менее навсегда искалечило Новгород и не позволило ему восстановить былую славу.

Психическое здоровье Ивана с годами ухудшилось, из-за чего он обвинил очень многих дворян в предательстве и контролировании их смерти или изгнания. Он не был человеком, готовым рискнуть быть узурпированным. Во многом такое отношение можно легко проследить до его детства, когда в детстве он был по существу изолирован. После смерти матери бояре полностью игнорировали его, оставив восьмилетнего мальчика на произвол судьбы. Он не получал ни внимания, ни ласки, ни уж тем более любви. Единственный раз бояре обращали на него внимание, когда он был нужен для какой-то официальной церемонии. Когда вы добавляете подозрительную манеру убийства его жены, становится понятно, что он искренне боялся дворянства, пытающегося узурпировать его власть.

Иван был склонен к вспышкам ярости и приступам гнева. Это сделало бы его сильным лидером в глазах народа, ибо было видно, что он не терпит всякой чепухи, но иногда гнев ускользал от него. В одном случае он поссорился со своим сыном, из-за чего Иван вышел из себя и ударил его посохом. Рана оказалась смертельной, чего Иван не планировал. Со смертью сына престол перейдет к Федору, умному, но некомпетентному вождю.


Последние биографии

Возможно, одной из самых интересных вещей в Иване было его прозвище. Когда мы в нашу современную эпоху слышим имя Иван Грозный, оно вызывает в воображении представление о человеке злом, навязчивом и жестоком. Слово «ужасный» имеет много значений, но все они плохие. Мы никогда не назвали бы хорошего лидера ужасным. И все же, хотя это могло быть имя Ивана, и он был склонен к вспышкам, его прозвище произошло не от насильственных и жестоких поступков, которые он делал с дворянами, а скорее от его величия.

Слово ужасный в данном контексте происходит от слова Грозный. Грозный значит способный внушать страх и ужас. Опасный и грозный. Это вольно переводится как благоговейный, что означает кого-то, кто требует благоговения. Все эти слова еще в 1500-х годах не обозначали злого лидера, а скорее считались почетным титулом. В мире, где было много врагов Российского государства, как внутри, так и снаружи, имя Грозного указывало бы на то, что вы не тот человек, с которым можно связываться. Это показало бы, что ваша свирепость и сила заставят ваших врагов сожалеть о том дне, когда они пересекли вас. Другими словами, титул был более или менее почетным. Однако в нашем современном контексте мы путаем ужасное со злом. Таким образом, мы бы посчитали это звание бесчестным.

Правление Ивана было далеко не таким плохим, как у многих других русских правителей. Его действия, хотя и привели к многочисленным гонениям на дворянство, в первую очередь были направлены на улучшение России как государства. Он был искусен в дипломатии, был очень набожен по отношению к православной церкви и очень хорошо умел усугублять российскую мощь. Его насильственное и жестокое отношение к боярам и аристократам в конечном итоге лишило их большей части контроля над правительством, передав контроль России исключительно в руки царя.

Иван Грозный в той или иной степени создал Российскую империю, но, несмотря на то, что он умел усугублять власть и заставлять дворян терять все больше и больше власти, он допустил несколько ключевых ошибок во время своего правления. Самая большая серия ошибок, которые он совершил, была связана с его войной. Хотя ему удалось провести несколько успешных кампаний, вторгшись и захватив Сибирь, Казань и Крым, его использование рабочей силы истощило много ресурсов России. Налоги, которые он взимал со своего народа, были слишком велики для них, и это имело ужасные последствия для местной экономики. Хотя Иван успешно создал огромную Российскую империю, из-за экономического кризиса у этой империи едва было на счету доллар.

Однако, несмотря на свой нрав, налоги и бесконечную череду войн, которые он вел, Иван создал бюрократию, невиданную доселе в России. Его сосредоточенность на создании правительства, которое было бы самодержавным на огромной территории, означало бы, что должна быть какая-то административная система. Это побудило Ивана назначать местные органы власти на всей своей территории, наделяя их полномочиями заниматься такими вещами, как исполнение законов или изменение постановлений. Самым большим вкладом в укрепление государственной власти было создание так называемого земского собора.

Земский собор был по сути первым русским парламентом, призванным принимать решения, обсуждать серьезные вопросы внутри страны и приводить в исполнение созданные Иваном законы и правила. Они были представлены дворянством, церковью и представителями города. Этот институт обеспечил бы большую стабильность российскому региону до прихода к власти семьи Романовых.

Иван Грозный был парадоксальным человеком. Известный своей жестокостью и яростью, но ответственный за славный подъем Российской империи, он считается человеком-легендой и достойным уважения. Что касается имени Грозный, то были правители куда хуже, чем он. Хотя многие могли бы поверить, что он был злым человеком, очень мало в истории указывает на то, что он был таким. Скорее, мы видим, что он был сложен почти во всех аспектах своей жизни. Он глубоко набожный человек, страдавший паранойей, яростью и страхом потерять трон из-за козней заговорщиков.

Позже историки предположили, почему он был таким параноиком. Самая доступная теория заключалась в том, что жестокое обращение с ним в детстве со стороны бояр вызвало у него сильную ненависть к ним, и он использовал любой предлог, чтобы устранить их. Другие теории заключались в том, что в последние годы жизни он страдал сифилисом, болезнью, которая, как известно, вызывала психическую нестабильность. Независимо от причины, мы знаем, что его действия проистекали не из чисто злых желаний, а из страха.

Правление Ивана Грозного длилось 37 лет, прежде чем он умер. Смерть его была мирной, он не погиб от рук заговорщиков или убийц, а 28 марта 9 года перенес инсульт.0011 th , 1584. Его правление, хотя и эффективное для обретения власти, в конечном итоге привело к тяжелому периоду для русского народа, известному как Смутное время. Его сын Федор был не очень хорошим правителем и умер бездетным. Не имея явного наследника престола, это привело бы Россию к череде узурпаций, войн и конфликтов, чтобы претендовать на престол.


Узнать больше Биографии

Как и в случае с любым историческим персонажем, Ивана окружает множество мифов и тайн. Его правление было записано из очень небольшого количества источников, и о нем было распространено множество народных сказок, легенд и мифов, чтобы укрепить представление о том, что он был жестоким и кровавым тираном. Правда в том, что Иван был не более чем сообразительным администратором, который понимал, что нужно делать, чтобы защитить себя от мира интриг с участием знати. Он не был сумасшедшим, но сделал бы все, чтобы сохранить свое правление.

ПОДРОБНЕЕ :

Екатерина Великая

Елизавета Регина, Первая, Великая, Единственная

Источники:

Абсолютный Террор: http://academic.mu.edu/meissnerd/ivan-terrible. htm

Эмерсон Кент: http://www.emersonkent.com/history_notes/ivan_the_terrible.htm

Средневековье: http://www.themiddleages.net/people/ivan_the_terrible.html

Иван Грозный как эпоха Возрождения Принц: http://www2.stetson.edu/~psteeves/classes/cherniavsky.html

Иван Грозный, часть 1 (1944) — Краткое содержание сюжета

Править

Иван Грозный, часть 1.
(1944)

Прыгать на:

  • Резюме (2)
  • Резюме (1)
Резюме
  • В начале своего правления Иван Грозный сталкивается с предательством со стороны аристократии и даже своих ближайших друзей, стремясь объединить русский народ.

  • В 1547 году Иван IV (1530-1584), эрцгерцог Московский, коронуется царем России и приступает к возвращению утраченных русских земель. В сценах его коронации, его свадьбы с Анастасией, его похода на татар в Казань, его болезни, когда все думают, что он умрет, выздоровления, походов на Балтику и в Крым, добровольной ссылки в Александров и прошения москвичей о том, чтобы он возвращается, его враги среди бояр угрожают его успеху. Главными среди них являются его тетя, которая хочет улучшить состояние своего сына-простака, и Курбский, воин-принц, который хочет и власти, и руки Анастасии. Иван ловко играет на народе, чтобы укрепить свою власть.

Спойлеры

Синопсис ниже может выдать важные моменты сюжета.

Синопсис
  • В 1547 году Иван IV, тогдашний эрцгерцог Московский (Николай Черкасов), коронуется в соборе как царь всея Руси. Мы видим корону, а затем тщательно продуманный ритуал коронации. В кулуарах дворяне-присутствующие, бояре, шепчутся, выражая недовольство его возвышением. Среди них тетка Ивана, Ефросиния Старицкая (Серафима Бирман), которая хочет выдвинуть своего сына Дмитрия, простака.

    Иван провозглашает свою волю вернуть утраченные территории, объединить и защитить Россию от иностранных армий за ее пределами и врагов внутри, объявив, что абсолютное правление железным кулаком будет императивом. В серии кадров реакции мы видим, что бояре, чиновники и священнослужители хотели марионеточного правителя, и неприятно удивляются.

    Вскоре Иван женится на Анастасии Романовне (Людмиле Целиковской), и происходит свадебное торжество. Брак приводит к тому, что он теряет двух своих лучших друзей, князя Андрея Курбского (Михаил Названов), воина, который хотел и власти, и руки Анастасии, и Федора Колычева (Андрей Абрикосов). Последний получает разрешение Ивана уйти в монастырь, а Курбский намекает на царицу, которая отражает его ухаживания.

    Свадебный пир прерывается известием о сожжении нескольких боярских дворцов, принесенных в царский дворец толпой простолюдинов, которые также жалуются, что царя сбивают с пути царицына семья, Глинские и Романовы.

    Иван успокаивает толпу. Федор Басманов (Амвросий Бучма), простолюдин, выступавший в роли представителя непокорной толпы, впечатлен царем и становится его верным сторонником.

    Сцену прерывают два посланника Казанского ханства, которые доставляют Ивану оскорбительное послание и преподносят ему в подарок церемониальный нож с предложением сделать себе одолжение, покончив им с собой.

    Иван сразу заявляет, что Россия воюет с Казанью. При осаде Казани отряд Басманова роет тоннель под городской стеной и засыпает его порохом.

    Курбский, номинально командующий, получает выговор от Ивана за бессмысленную жестокость: Курбский связал татарских пленных в пределах слышимости стен Казани и приказывает им кричать городу о сдаче. Обороняющиеся лучники тут же убивают заключенных своими стрелами. Отдан приказ об атаке, пороховые заряды взорваны, город Казань взят.

    После возвращения из Казани Иван тяжело заболевает и предположительно находится на смертном одре. Совершить ему последний обряд приходят православные священники. На груди он держит зажженную свечу, а над головой кладут Библию. Сложная церемония убеждает его, что он вот-вот умрет. С последним приливом сил Иван приказывает окружающим присягнуть его сыну, малолетнему Дмитрию, напоминая им о необходимости единого правителя для сохранения единства России. Они возражают, а тетя Ивана, Ефросиния, открыто призывает других вместо этого присягнуть на верность ее сыну Владимиру.

    Эмоционально перегруженный, Иван теряет сознание, и его считают мертвым. Родственники, празднуя, все начинают присягать на верность Владимиру, «боярскому царю», на которого они надеялись.

    Тем временем Курбский не уверен в своей лояльности, пытаясь сделать выбор между двумя сторонами. Курбский считает Ивана мертвым, поэтому он обращается к царице с предложением объединиться с ним и стать его женой в обмен на его присягу на верность Дмитрию. Огромное лицо Иисуса, нарисованное на стене, кажется, наблюдает за ними. Царица убегает от него обратно в спальню Ивана.

    Когда Царица возвращается, она говорит: «Не хороните человека, пока он не умер». Курбский понимает, что Иван все еще жив, и публично клянется в верности малолетнему сыну Ивана Дмитрию. Иван снова появляется, веря, что помазание чудесным образом исцелило его.

    В награду за верность Курбский назначается полководцем и отправляется на западную границу королевства для защиты от ливов и поляков. В то же время Иван отправляет Алексея Басманова (Амвросий Бучма), сочувствующего ему простолюдина, на юг, чтобы позаботиться о крымской границе.

    Царица заболевает, и пока Иван получает плохие новости со всех сторон, бояре замышляют убить ее. Между теткой и женой происходит глядетельный поединок. Ефросиния входит во дворец со спрятанной в одежде чашей с вином, в которую она насыпает яд. Как только королевская чета получает известие о том, что Курбский перешел на сторону ливов, Ефросиния сует чашу с вином в комнату и слушает из-за стены. У царицы судороги, и Иван, ища способ помочь ей, берет отравленное вино и дает ей.

    Мертвая царица покоится в соборе, а Иван скорбит под ее гробом. Пока монах читает библейские стихи над телом, Иван сомневается в собственных оправданиях и способности править, задаваясь вопросом, является ли смерть его жены божьей карой для него. Однако он вырывается из этого и посылает за Колычевым.

    В этот момент появляется Басманов, предлагая Ивану окружить себя людьми, которым он может доверять, «железными людьми», опричниной, и предлагает на службу своего довольно испуганного сына Федора. Иван принимает эту идею и приступает к реорганизации своей базы власти.

    Городские глашатаи объявляют населению, что у Ивана ссоры с боярами, но не с простолюдинами и торгашами. Простолюдины во главе с Басмановым, ставшие верными вассалами Ивана, не могут понять, почему он просто не убивает всех бояр, замышляющих против него заговор. Он отрекается от престола, уезжает из Москвы и удаляется в близлежащий Александровский монастырь, ожидая, пока народ упросит его вернуться.