Содержание
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
|
Места расселения
|
Города
|
Поляне
|
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
|
Киев
|
Словене ильменские
|
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
|
Новгород, Ладога
|
Кривичи
|
Севернее Западной Двины и верховья Волги
|
Полоцк, Смоленск
|
Полочане
|
Южнее Западной Двины
|
Полоцк
|
Дреговичи
|
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
|
Туров
|
Древляне
|
Южнее реки Припять
|
Искоростень
|
Волыняне
|
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
| |
Белые хорваты
|
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
| |
Дулебы
|
Жили восточнее белых хорватов
| |
Тиверцы
|
Территория между Прутом и Днестром
| |
Уличи
|
Между Днестром и Южным Бугом
| |
Северяне
|
Территории вдоль реки Десны
|
Чернигов
|
Радимичи
|
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
| |
Вятичи
|
Вдоль истоков Оки и Дона
|
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Чем занимались древние славяне: один день из их жизни
Содержание
- Начало дня
- Работа в поле
- Что делали женщины
- Добыча меда
- Охота
- Конец дня: возвращение домой
Начало дня
Раннее утро, на улице еще темно. В прохладной полуземлянке потихоньку просыпаются люди. Землянка сложена из бревен и углублена в землю. В доме есть печь, которая регулярно растапливается для поддержания тепла, а дым выходит через специальное отверстие, которое также является дверью.
В любое время года здесь сыро и темно, ведь в землянке нет окон, а вода попадает сюда после дождя и таяния снегов.
Интерьер прост: полы из глины, деревянные лавки, стол, посуда. Пахнет хвоей (ведь чаще всего для строительства использовалась сосна) и сыростью. Женщины встают раньше и начинают готовить и убирать. Мести пол нужно, щедро поливая его при этом водой для размягчения.
Когда просыпается мужчина, на столе его уже ожидает завтрак. Это могут быть щи, каша из выращенных самостоятельно зерновых культур. Подробнее о том, что ели древние славяне вы узнаете из видеоролика.
Читайте также:
- 6 важных правил долголетия
- Античный театр: как развлекались древние греки
- Колыбельные песни: зачем нужны и история происхождения
- Почему Пифагор боялся бобов?
Работа в поле
Сытно позавтракав, мужчина отправляется в поле, чтобы подготовить землю к посеву проса, льна, гречихи. Орудие труда — деревянная мотыга. Инструменты из железа встречаются крайне редко.
По полю уже рассыпан пепел, а значит, зимой мужчины заготовили деревья и весной сожгли их, тем самым удобрили ими землю.
Что делали женщины
Женщины, покормив скот, отправляют детей пасти коров, свиней. Сами женщины в это время остаются дома, чтобы приготовить пищу, зашить одежду, прополоть сорняки.
Иногда женщины и дети ходят в лес для сбора ягод, орехов и грибов, которыми будет питаться вся семья.
Добыча меда
Лес — это кормилец. Здесь можно раздобыть вкусный березовый сок, коренья. Кстати, береза и дуб — самые почитаемые деревья. Много времени уделяется сбору лекарственных трав и приготовлению из них лечебных отваров.
Расправившись с одним делом, приступали к следующему. Отец семейства, например, шел в лес добывать дикий мед. Его добавляли в еду, делали на основе меда лекарства. Кстати, а вы знали, что такое сырой мёд? Если нет, скорее переходите по ссылке.
Извлекали мед по определенной технологии. Сначала дымом окуривали дупло, а затем палочкой вытягивали и собирали мед в специальную посудину. Иногда дупло делали искусственным путем и устанавливали его на дереве.
Мед собирать рано? Тогда можно добыть еду. Если недалеко протекала река, в ней обязательно ловили рыбу неводом. А иногда отправлялись на охоту, ведь не только мясо домашнего скота потребляется в пищу.
Охота
В качестве оружия использовались рогатины и луки, а чаще всего в охоте помогали ловушки, расставленные по всему лесу. Не только мясо пойманных животных ценно. Мех и шерсть используются для создания одежды.
Загнать диких животных помогают собаки. А коты нужны для охраны урожая от грызунов.
Конец дня: возвращение домой
Вечером все спешат возвратиться домой. Семьи большие, поэтому под вечер к ужину набивается полный дом людей. В вечернее время можно отдохнуть, поиграть на гуслях, которые мужчины мастерили зимой. Женщины вечерами занимаются рукоделием.
Весна и лето — пора земледелия, осень — сбора урожая. Но и зимой без дела никто не сидел. Мужчины делали лапти, мебель, посуду, создавали украшения. Женщины ткали, шили одежду, заготавливали ее впрок для всей семьи.
Если вдруг вам что-то не понравилось в данной статье или вы нашли ошибку, обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Slavic Mythology 101: The Ultimate Guide
Здравствуйте, приветствуем эту статью о славянской мифологии. Меня зовут Джейсон Гамильтон, и я здесь, чтобы познакомить вас с увлекательным миром славянской мифологии.
Эта древняя система верований наполнена мифическими существами, богами и богинями, а также эпическими сказаниями о добре и зле. Он веками формировал культурную самобытность славян и продолжает влиять на их искусство, литературу и повседневные верования.
В этом руководстве мы познакомимся с главными божествами, историями и традициями славянской мифологии и получим более глубокое понимание этого богатого и сложного культурного наследия.
Итак, без лишних слов, давайте вместе погрузимся в мир славянской мифологии.
Что такое славянская мифология?
Славянская мифология — это собрание мифов, верований и ритуальных практик славян до их обращения в христианство.
Славяне — группа родственных индоевропейских народов, говоривших на славянских языках и живших в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Их мифология, вероятно, вращалась вокруг поклонения различным богам и богиням, а также духам природы и поклонению предкам.
Связь с христианством
Славяне были обращены в христианство на разных этапах между 8-м и 13-м веками.
Первыми обратились южные славяне, жившие на Балканском полуострове, с созданием письменности для славянских языков в 855 г. и принятием христианства в Болгарии в 863 г.
За ними последовали восточные славяне, с официальное принятие христианства Киевской Русью в 988 г. Однако западные славяне обращались более постепенно, и процесс их христианизации был более сложным.
Несмотря на широкое распространение христианства среди славян, многие элементы славянской мифологии были сохранены и включены в славянское христианство.
Например, архитектура русской церкви и практика иконописи имеют корни в славянской мифологии.
Кроме того, поклонение славянским богам и богиням сохранилось в неофициальной народной религии до наших дней.
В некоторых случаях это приводило к синкретизму христианства и славянской мифологии, когда люди исповедовали и то, и другое одновременно.
Современное возрождение
Сегодня некоторые славянские народы возрождают свои местные религиозные традиции через движение Славянской Родной Веры (Родноверы).
Это движение стремится восстановить и реконструировать славянскую мифологию и духовность, опираясь на исторические, археологические и фольклорные источники.
Несмотря на преследования в некоторых странах, движение приобрело значительное число сторонников среди славян и других заинтересованных в возрождении дохристианских духовных традиций.
Происхождение славянской мифологии
Истоки славянской мифологии можно проследить до древних славян, которые, как считается, разделяли единую религию и языковое единство.
Это единообразие предполагает, что сущность раннего славянства была этнорелигиозной до того, как оно стало этнонациональным, с принадлежностью к славянам, определяемой приверженностью к определенным верованиям и практикам, а не наличием определенного расового происхождения или рождением в определенном месте.
Протоиндоевропейское происхождение
Было высказано предположение, что славянская религия является продуктом общей протоиндоевропейской религии, имеющей сильное сходство с верованиями соседних культур, таких как балты, фракийцы и фригийцы.
Сходства между славянской и протоиндоиранской религией особенно примечательны, с общим развитием, включая замену термина для верховного Бога Неба на термин для «неба» и сдвиг индоевропейского дескриптора небесного божеств к обозначению злых сущностей.
Считается, что преемственность и постепенная эволюция славянской религии началась с поклонения животворным силам, предкам и верховному Богу Роду.
Со временем это превратилось в «высокую мифологию» официальной религии ранней Киевской Руси.
Несмотря на внешние влияния и изменения с течением времени, многие древние религиозные мотивы славян остались сильными и устойчивыми.
Известные славянские мифы
Из многочисленных сказок, существующих в славянской мифологии, основными являются следующие:
- Миф о Перуне и Велесе: Этот миф повествует о великой борьбе двух соперничающих богов Перуна и Велеса. Перун был богом грома и молнии, и он был известен своей силой и отвагой. Велес был богом подземного мира, и он был известен своей хитростью и умением обманывать. Два бога сражались во многих битвах, и в конце концов Перун вышел победителем.
- Ярило и Морана: Катичич и Белай реконструировали миф о Ярило и Моране, которые были славянскими богами плодородия и растительности и богинями природы и смерти соответственно. Ярило ассоциировался с луной, а Морана — дочерью солнца, и они были детьми Перуна, верховного бога. Их священный союз принес плодородие и изобилие на землю и обеспечил обильный урожай. Однако Ярило изменил Моране, которая убила его в отместку, что привело к увяданию и замерзанию природы зимой. Этот миф повторялся каждый год и имел многочисленные параллели с подобными мифами в балтийской и хеттской мифологии.
- Волшебный ландыш: Славянские боги Перун и Велес вступили в битву после того, как Велес обманом заставил богиню Додолу родить сына Ярило и попытался воспитать его как собственного. Перун, главный бог войны, победил Велеса в трехдневной битве и изгнал его в подземное царство. Считается, что этот миф сыграл роль в формировании конфликта между добром и злом в славянской мифологии.
- Чернобог против Вселенной: В славянской мифологии бог Сварог создал новых богов для борьбы со злым богом Чернобогом, развратившим мир людей. После долгой и напряженной битвы Сварог и его дети-боги победили Чернобога и захватили его в волшебный сундук. В качестве условия пощады человечества Сварог постановил, что мир никогда больше не сможет полностью управляться тьмой, что привело к циклу ночи и дня. Этот миф объясняет происхождение добра и зла в мире и создание цикла дня и ночи.
Персонажи славянской мифологии
Ниже приведены некоторые из наиболее значимых персонажей славянской мифологии:
- Перун: Бог грома и главный бог славян. Его ассоциировали с дубом, и его часто изображали могучим воином.
- Сварог: Бог неба и огня. Он также был связан с металлообработкой и кузнечным делом.
- Велес: Бог подземного мира и земли. Его часто ассоциировали с животными, особенно со змеей и медведем.
- Макошь: Богиня плодородия и земли. Она была связана с прядением и ткачеством, и ее часто изображали защитницей женщин и детей.
- Даждьбог: Даждьбог — славянский бог солнца, сын Сварога, который ассоциируется с даянием и изобилием. Он упоминается в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве», иногда отождествляется с богом Сварожицей или считается его братом.
- Иван: Человек-герой в славянской мифологии, Иван был могущественным воином и умным стратегом. Его часто изображали защитником славянского народа от врагов.
- Род: Род — фигура, дух или божество, упоминаемое в второстепенных славянских текстах, часто в ассоциации с Рожаницами. В науке нет единого мнения о роли Рода в славянской мифологии.
Источники славянской мифологии
Есть много текстов, которые так или иначе упоминают славянскую мифологию, но вот несколько наиболее важных из них, которые сформировали мифы в будущем:
- Прокопий Кесарийский: Византийский историк Прокопий из Кесарии описал древних славян как поклоняющихся верховному богу молнии и совершающих различные жертвоприношения, в том числе рекам и нимфам. Они верили в силу жертвоприношения, спасающего их от смерти, и использовали его для гадания.
- Первичная летопись: «Повесть временных лет» (также известная как «Повесть временных лет» или «Повесть Нестора») — древневосточнославянская летопись Киевской Руси примерно с 850 по 1110 гг. истории восточных славян, но его ценность как надежного исторического источника была поставлена под сомнение из-за ряда хронологических проблем и логических несоответствий.
- Современная стипендия: Изучение славянской мифологии опирается на вторичные источники, такие как археологические и письменные источники, а также на сравнение с другими индоевропейскими культурными традициями. Лишь в начале 20 века ученые начали систематически сравнивать и реконструировать славянскую мифологию, особенно влиятельными в этой области были работы Вячеслава Иванова и Владимира Топорова.
Славянская мифология Артефакты и оружие
Славянская мифология также богата артефактами и оружием. Вот лишь некоторые из них:
- Игла Кощея: В славянском фольклоре Кощей нельзя убить обычными средствами, так как его душа спрятана внутри иглы, которая находится в яйце, внутри утки, внутри заяц, в железном сундуке, закопанном под зеленым дубом на острове Буян.
- Топор Перуна: Перун был славянским богом грома и молнии, и его топор, как говорили, обладал силой призывать молнии и вызывать разрушительные бури.
- Алатырь: Алатырь — могущественный магический камень из славянской мифологии, который, как говорят, обладает целебными свойствами.
- Оперение жар-птицы: Оперение жар-птицы — это волшебное вещество из славянской мифологии, которое, как говорят, обладает способностью даровать великую силу и силу тем, кто им обладает. Говорят, что он сделан из перьев Жар-птицы и часто ассоциируется с солнцем и огнем.
Существа славянской мифологии
Славянская мифология включает в себя множество существ, одновременно завораживающих и ужасающих. Некоторые из наиболее заметных из них:
- Баба-Яга: Это существо — ведьма, которая живет в лесу и летает в ступе, используя пестик как руль. У нее железные зубы и нос, который может касаться потолка. Она часто ест человеческое мясо и помогает или мешает людям в зависимости от ее настроения.
- Русалка: Это призраки утонувших девушек. У них длинные зеленые волосы и бледная кожа, и они живут в воде. Они могут быть соблазнительными, но они также способны утащить людей под воду и утопить их.
- Кикимора: Кикимора — женский домашний дух в славянской мифологии, который может быть «хорошим» или «плохим» духом в зависимости от поведения хозяина дома. Известно, что она издает звуки, похожие на мышиные, чтобы добыть пищу, и это часто связано с сонным параличом.
- Водяной: Это существо — дух воды, обитающий в реках и озерах. У него зеленые волосы и лягушачье лицо. Известно, что он топит людей и вызывает наводнения.
- Кощей Бессмертный: Это злой колдун, обладающий способностью обманывать смерть. Его душа спрятана внутри иглы, что внутри яйца, что внутри утки, что внутри зайца, что внутри железного сундука. Единственный способ убить его — найти и уничтожить иглу.
Славянская мифология в популярной культуре
Вот несколько примеров славянской мифологии в современной поп-культуре:
- Warcraft: Действие этой франшизы видеоигр, действие которой началось различные элементы славянской мифологии, в том числе славянский бог Сварог.
- Ведьмак: Эта популярная серия видеоигр и книг, по которой позже был снят сериал, основана на славянском фольклоре и включает различных существ и персонажей из славянской мифологии.
- Хеллбой: В серии комиксов «Хеллбой» Баба Яга — вымышленный суперзлодей, основанный на одноименном русском фольклорном персонаже. Она известна тем, что живет в доме на куриных ножках и считает пальцы мертвецов. Она появляется в фильме 2019 года « Хеллбой» , которого сыграли Эмма Тейт и Трой Джеймс.
Космология славянской мифологии
В славянской мифологии есть ряд общих космологических элементов, в том числе:
- Мировое Древо
- Подземный мир
- Солнце и Луна
Мировое Древо
В славянской мифологии Мировое Древо было символом большой важности и значения.
Это был либо дуб, либо сосна, и считалось, что он содержит три уровня вселенной.
Крона дерева представляла небо и царство богов и небесных тел, а ствол дерева представлял царство смертных.
Корни дерева, с другой стороны, представляли подземный мир, царство мертвых.
Подземный мир
В отличие от многих других мифологий, подземный мир в славянской мифологии часто изображался как приятное место, зеленый и влажный мир травянистых равнин и вечной весны.
В фольклоре был известен как Вирей или Ирий.
Вертикальное расположение трех царств на Мировом Древе также отражало горизонтальную организацию мира.
Царство богов и смертных располагалось в центре земли, окруженное морем. За этим морем лежало царство мертвых, куда каждую зиму прилетают птицы и возвращаются весной.
Во многих фольклорных рассказах концепция пересечения моря приравнивается к смерти, а возвращение из-за моря приравнивается к возвращению к жизни.
Отражает древнее поверье, что в загробную жизнь можно попасть, если пересечь водоем.