Рассказ о битве на куликовском поле: Краткий рассказ о Куликовской битве

Рассказ о битве на Куликовском поле


©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

Расположите фрагменты текста в правильной хронологической последовательности. Докажите свой выбор. Постройте, опираясь на фрагменты текста краткий рассказ о битве на Куликовском поле.

1. И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться. А в это время разведчики поторапливают, ибо приближаются поганые татары. И многие сыны русские возрадовались радостью великую, чая желанного своего подвига, о котором еще на Руси мечтали.

2. И отослал князь великий брата своего, князя Владимира Андреевича, вверх по Дону в дубраву, чтобы там затаился полк его, дав ему лучших знатоков из своей свиты, удалых витязей, твердых воинов. А еще с ним отправил знаменитого своего воеводу Дмитрия Волынского и других многих

3. Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: “Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!” И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия.

4. И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище.

5. Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены. И самого великого князя ранили сильно, и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был. Много раз стяги великого князя подсекали, но не истребили их божьей милостью, они еще больше утвердились.

6. Поганые же стали одолевать, а христианские полки поредели — уже мало христиан, а все поганые. Увидев же такую погибель русских сынов, князь Владимир Андреевич не смог сдержаться и сказал Дмитрию Волынцу: “Так какая же польза в стоянии нашем? какой успех у нас будет? кому нам пособлять? Уже наши князья и бояре, все русские сыны, жестоко погибают от поганых, будто трава клонится!” И ответил Дмитрий: “Беда, княже, велика, но еще не пришел наш час: начинающий раньше времени вред себе принесет.

7. И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: “Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!” — и прибавил: “Братья моя, друзья, смелее: сила святого духа помогает нам!” Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую;

8. Поганый же Мамай тогда побежал с побоища, и достиг города Кафы, и, утаив свое имя, вернулся в свою землю, не желая стерпеть, видя себя побежденным, посрамленным и поруганным. И снова гневался, сильно ярясь, и еще зло замышляя на Русскую землю, словно лев рыкая и будто неутолимая ехидна. И, собрав оставшиеся силы свои, снова хотел изгоном идти на Русскую землю. И когда он так замыслил, внезапно пришла к нему весть, что царь по имени Тохтамыш с востока, из самой Синей Орды, идет на него. И Мамай, который изготовил войско для похода на Русскую землю, с тем войском пошел против Тохтамыша. И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его. Мамаевы же князья, и союзники, и есаулы, и бояре били челом Тохтамышу, и принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же убежал снова в Кафу один; утаив свое имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом и тут убит он был фрягами; и так зло потерял жизнь свою. Об этом же кончим здесь.

9. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: “Сосчитайте, братья, скольких воевод нет, скольких служилых людей”. Говорит боярин московский, именем Михаил Александрович, а был он в полку у Микулы у Васильевича, счетчик был гораздый: “Нет у нас, государь, сорока бояр московских, да двенадцати князей Белозерских да тринадцати бояр — посадников новгородских, да пятидесяти бояр Новгорода Нижнего, да сорока бояр серпуховских, да двадцати бояр переяславских, да двадцати пяти бояр костромских, да тридцати пяти бояр владимирских, да пятидесяти бояр суздальских, да сорока бояр муромских, да тридцати трех бояр ростовских, да двадцати бояр дмитровских, да семидесяти бояр можайских, да шестидесяти бояр звенигородских, да пятнадцати бояр угличских, да двадцати бояр галичских, а младшим дружинникам и счета нет; но только знаем: погибло у нас дружины всей двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч”.

Определите какие русские города и княжества послали свои дружины на Куликовское поле. Совпадает ли их список с территорией Московского княжества? Если нет, то чем объяснить несовпадения.

Каталог: sites -> default -> files -> pages
pages -> Регламенті Негізгі ұғымдар Осы «Спорт құрылыстарына санаттар беру»
pages -> Оңтүстік Қазақстан облысының 2014 – 2018 жылдарға арналған әлеуметтік-экономикалық даму болжамы Кіріспе
pages -> 2. Мақсаттарға жету және іс-шараларды орындау
pages -> 2015 жылдың 9 айға су көлігі қызметіне талдау Теңіз көлігі
pages -> Бағдарламасы Бағдарламаның паспорты Атауы
pages -> Бәйдібек ауданының 2015-2017 жылдарға арналған Азаматтық бюджеті
pages -> Облыстың 2013-2014 жылдарға арналған әлеуметтік-экономикалық дамуының негізгі көрсеткіштері
pages -> «Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдерінің күші жойылды деп тану туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің қаулы жобасына анықтама-негіздеме
pages -> Қаулы жобасына ТҮсіндірме жазба
pages -> Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдерінің күші жойылды деп тану туралы

жүктеу/скачать 33. 5 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Сказание о битве Куликовой — презентация онлайн

Куликовская битва (Мамаево побоище), сражение между объединённым
русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и
войском темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 г. на
Куликовом поле (исторической местности между реками Дон, Непрядва и
Красивая Меча на юго-востоке Тульской области).
Но этому предшествовал целый ряд важных
событий. В 1374 года отношения между Русью и
Ордой стали заметно осложняться. Если раньше
вопросы уплаты дани и главенство татар над
всеми землями Руси не вызывали обсуждения,
то теперь стала складываться ситуация, когда
князья начли чувствовать собственную силу, в
которой видел возможность дать отпор
грозному врагу.
Дмитрий Донской именно в 1374 году
фактически разрывает отношения с Ордой, не
признавая власти Мамая над собой. Такой
вольнодумие нельзя было оставлять без
внимания. Монголы и не оставили.
Дмитрий Донской
Предпосылки Куликовской битвы
В это время, происходит смерть литовского короля Ольгерда. Его место
занемает Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной
Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия
оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это
никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того,
было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он
совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов, которые
принадлежали Орде.
В 1378 году по Руси прошел слух о том, что Орда
направило крупной войско для того, чтобы
покарать непокорных русских. Великий князь
Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу
врагу. Их встреча произошла недалеко от реки
Вожи.
Маневр
русских
имел
фактор
неожиданности. Никогда до этого дружина князя
не опускалась так глубоко на юг страны для битвы
с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались
к нему неготовые. Русское войско достаточно
легко одержало победу. Это еще больше вселило
уверенность в том, что монголы обычные люди и
с ними можно бороться.
Мамай
Подготовка к сражению
События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему
не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и
пройтись огнем по всей Руси.
В роли союзников Мамая выступили:
• Король литовский — Ягайло.
• Князь рязанский – Олег.
Исторические документы указывают на то,
что
князь
рязанский
занимал
противоречивую позицию, стараясь угадать
победителя. Для этого он заключил союз с
Ордой, но при этом регулярно сообщал в
другие
княжества
информацию
о
передвижении монгольского войска. Сам
Мамай собирал сильное войско, в которое
вошли полки со всех земель, которые были
подконтрольны Орде, в том числе и
крымские татары и наемников с Северного
Кавказа.
Подготовка русских войск
Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий.
Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать
отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30
городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное
войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым
принял сам Дмитрий, а также другие князья:
• Дмитрий Боброк-Волыниц
• Владимир Серпуховский
• Андрей Ольгердович
• Дмитрий Ольгердович
Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались
буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем
фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на
время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор
Мамаю
Куликовская битва
7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно
опасная, поскольку были, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче
было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку.
Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский.
В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято
единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя
все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.
Князь Дмитрий прибегнул к
хитрости. Основные силы русской
армии выстроились в классической
манере. Впереди стоял «большой
полк», который должен был
сдерживать главный натиск
противника, по краям
располагались полк правой и левой
руки. Вместе с тем было решено
использовать Засадной полк,
который был скрыт в лесной чаще.
Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380
года.
Согласно летописным источникам битва началась сражением богатырей. Русский
монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был
настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.
Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во
главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им
предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего
удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать
позиции.
«Поединок Пересвета с
Челубеем на Куликовом
поле». Художник М. И.
Авилов, 1943 г.
В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также
когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам
русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и
неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась
паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том,
что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают
для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно
быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать.
В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго
не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых,
обнаружили тело князя. Он был жив!
Историческое значение Куликовской битвы
Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось
различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные
силы Орды еще никому не удавалось победить.
Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с
этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его
иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с
этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты
жизни Руси.
Москва окончательно
утвердилась как центр
объединения русских земель.
Мамай же потерял большую
часть своего войска, а вскоре и
вовсе был разгромлен ханом
Тахтомышем. Это позволило Орде
вновь объединить силы и
почувствовать собственную силу и
значимость на тех просторах,
которые раньше и не думали ей
сопротивляться.
Задонщина. Древнерусская песня-повесть о
Куликовской битве. – Тула: Приокское кн. изд-во,
1980г.
Выдающийся памятник древнерусской литературы
издается к 600-летию Куликовской битвы.
Рассказы о Родине / Сост. . Данкова. – М.:
Издательство Оникс, 2011.
Книга «Рассказы о Родине» адресована юным
гражданам России и посвящена истории Русской
земли, ратным делам и гражданским подвигам
замечательных россиян. Сборник содержит
исторические и биографические рассказы и
предназначен для чтения на уроках литературы и
истории, для внеклассного чтения, для семейного
чтения.
Георгий Шторм. На поле Куликовом /
Шторм Г. – М.: Детская литература, 1987.
Рассказ о героической борьбе русского
народа с монгольскими и
золотоордынскими захватчиками и о
народных вождях — московском князе
Дмитрии Ивановиче и волынском князе,
воеводе Боброке.
Алексеев С.П. О русской доблести и славе. – М.:
Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
В книгу вошли рассказы из русской истории,
посвященные событиям Татаро-монгольского
нашествия, Смутного времени, Петровской и
Екатерининской эпохам, славным подвигам
Суворова, выдающимся победам русского народа
над армией Наполеона в 1812 году и над
фашистской Германией в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов. Все они проникнуты
чувством гордости за исторический путь России и
любви к родной стране.
Рассказы русских летописей XII — XIV вв. /
Лихачев, Д. — М.: Детская литература, 1968.
В книгу входят избранные рассказы из
русских летописей, повествующие о
событиях XII-XIV веков: о смерти Владимира
Мономаха, о княжеских распрях и борьбе за
киевский стол, о жизни в Новгороде и
Владимире, о князе Александре Невском, о
монголо-татарском нашествии, о победе
Дмитрия Донского над Ордою.
Тихомиров О. На поле Куликовом / Олег
Тихомиров. – М.: Малыш, 1986. –(Страницы
истории нашей Родины).
Повесть освещает великие
события отечественной истории
— знаменитую битву русского
народа с татарами на Куликовом
поле, ставшую решающей в
освобождении Руси от ига
Золотой Орды. Бьются с Золотой
Ордой полки Великого князя
Дмитрия. Кровь льется ручьями.
Тяжело русским. Уже главный ряд
смят. Но вот ураганом вылетел
из лесу засадный полк, ударил
врагу в тыл. И дрогнуло войско
Мамая. Так в 1380 году, на
Куликовом поле близ Дона, был
нанесен решительный удар
татаро-монгольскому игу на
Руси. Князя Дмитрия народ с тех
пор зовется Донским.

Почему на некоторых иконках есть батальные сцены?

Сегодня это короткий пост, примерно столько, сколько может собрать головная боль, вызванная малышом. Но я нашел интересную статью о вопросе, который, возможно, возник у некоторых из вас. Если иконы должны изображать святые предметы и людей, то почему на некоторых из них полноценные батальные сцены? Возьмем, к примеру, этот:

Что происходит? В российском журнале Foma на этот вопрос ответил художник Дмитрий Трофимов. Далее следует мой перевод его краткого, но интересного объяснения.

Батальные сцены чаще всего появляются не на иконах, а в миниатюрных иллюминациях на полях рукописей. Когда они появляются на соответствующих значках, обычно для этого есть веская причина. Пожалуй, самой известной «воинственной» иконой является так называемая «Битва новгородцев с суздальцами».

На этой иконе изображено чудесное избавление Новгорода от иконы Божией Матери «Знамение» в 1170 году. Это было как раз в самый разгар напряженного периода, иногда называемого междоусобной войной, времени, когда соперничающие города воевали друг с другом. власти почти постоянно (и период времени, который я воссоздаю в своем третьем романе, Сердце Мира ). Суздальское войско осадило Новгород. Дошло до того, что суздальцы уже решили, какие улицы города и в каком порядке будут разрушаться.

В это время в частокол в составе литургического крестного хода внесли икону Божией Матери (впоследствии именуемую «Знамение»). По мере его обработки стрелы суздальцев стали пронзать икону, и образ стал проливать настоящие слезы. Как только это случилось, так быстро из ниоткуда налетела буря, что ужаснула суздальцев. В смутном мраке они стали стрелять друг в друга и в конце концов были разбиты новгородским войском.

Другой популярной темой для таких военных икон является Невская битва святого Александра Невского, но эта сцена, как правило, не является основным изображением, а является боковым панно или фоновым мотивом. Куликовская битва также встречается на некоторых иконах в качестве фонового мотива.

Несмотря на то, что на иконе не показано настоящее кровопролитие, драма битвы оживает стилизованно. Вооруженные воины собраны вместе, как монолит или как сжатый кулак. Копья топорщатся вверх. Чтобы показать массовый размах битвы, иконописцы использовали такую ​​«стенографию» — несколько коней для обозначения всего войска, над ними — связка щитов, а над щитами — множество шлемов и копий. Отступающая армия находится в разорванном беспорядке, резко контрастирующем с монолитом армии добродетельных.

В таких иконах большинство лиц особо не узнать. В иконах, изображающих битву на Куликовом поле (первая значительная военная победа русов над вторгшимися монголами), мы можем узнать святого Дмитрия Донского и двух воинов-монахов Пересвета и Ослябию. На иконе победы над Суздалем новгородское войско возглавляет не кто иной, как св. Борис и Глеб, великомученик Георгий и великомученик Дмитрий, являющиеся образцами воинской доблести (хотя и по разным причинам).

Что касается иконы св. Александра Невского, сражающегося с вторгшимися крестоносцами, то небесные воинства сами вступают в бой на стороне князя Александра. Интересно, что и «хорошие парни», и «плохие парни» окрашены одними и теми же нейтральными выражениями.

Таким образом, в конечном итоге ответ на вопрос состоит в том, что на иконах изображаются сражения, когда события имели не только историческое, но и духовное значение. Битва в таких случаях связана с трудом ради веры и всегда побеждается непосредственной помощью Божией или молитвой Его Матери, а часто и воинской поддержкой ангелов и святых.

Если вам понравился этот пост, вам также может понравиться моя коллекция вдохновляющих историй из русской истории « героев на все времена». Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих и поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй.