Рассказ о битве на куликовом: Краткий рассказ о Куликовской битве

Куликовская победа в народной памяти

15 окт, 2011 @ 22:46 Куликовская победа в народной памяти

Tags:
Московская Русь
, былины
, источники
, книги
, летописи
, монголо-татарское иго
, объявления
, фольклор

Вышла новая книга Сергея Николаевича АзбелеваКуликовская победа в народной памяти: Литературные памятники Куликовского цикла и фольклорная традиция (СПб.: Дмитрий Буланин, 2011).

Автором было проведено сравнительное изучение четырехсот текстов, отразивших Куликовскую битву и ряд связанных с ней событий. Удалось восстановить историю появления и дальнейшую судьбу ряда устных и письменных произведений различных жанров, отображавших восприятие Куликовской победы ее современниками и их потомками на протяжении нескольких веков. Это, прежде всего, достоверные рассказы-воспоминания участников сражения на Куликовом поле, сразу от них записанные и тогда же составившие основу подробного летописного повествования, которое сохранилось в средневековых рукописях. Подвиги участников Куликовской битвы отображали и устные героические сказания. Вскоре после 1380 года было записано Сказание о Задонщине. Запись дошла в копиях и обработках средневековых переписчиков. Из пересказов воспоминаний участников и при использовании ряда героических сказаний образовалось устное Сказание о Мамаевом побоище. Его записали и дополнили, привлекая предания Троице-Сергиева монастыря, которые повествовали о благословении князя Дмитрия Донского Сергием Радонежским и об отправке им на битву воинов-монахов Пересвета и Осляби. Так возникла подробная Повесть о Мамаевом побоище, которая в ходе ее переписывания и редактирования продолжала пополняться ранее не учтенными сведениями. Среди устных сказаний об участниках событий 1380 года особенное распространение получили описания подвигов Захария Тютчева. В XIX столетии подробное повествование о них было записано собирателем фольклора на Русском Севере, а в форме исторической песни этот сюжет тогда оказался дважды зафиксирован у южных славян. Сказители былин уже в XV веке интенсивно перерабатывали сказания о Куликовской битве и иных событиях национально-освободительной борьбы русских и южных славян, облекая их содержание в традиционные формы народного героического эпоса. Ряд произведений, отражавших конкретно-историческое восприятие реально свершившихся фактов, взаимодействовали с плодами поэтической обработки известий о подвигах народных героев. Собиратели фольклора на протяжении XVIII-XX cтолетий осуществили многие десятки записей ряда былин, в которых были усвоены народные припоминания об эпохальной победе 1380 года на Куликовом поле.

http://www.dbulanin.ru/?n=main&s=1&t=0&b=w0038051

Содержание:

Предисловие

Введение

Глава I.  Связь Сказания о Задонщине с фольклорной традицией

  1. Экскурс в историю науки
  2. Краткая редакция Задонщины и записи фольклора
  3. Пространная редакция Задонщины и записи фольклора
  4. Эпитеты Задонщины и фольклор
  5. Сказание о Задонщине и Слово о полку Игореве

Глава II. Устный рассказ участника Куликовской битвы в составе летописей

  1. Несколько замечаний о недавней историографии
  2. Исходный материал
  3. Сопоставление текстов
  4. Происхождение Летописной повести о Куликовской битве
  5. Краткая редакция повести
  6. Новгородская редакция  повести, «Летописец Великий Русьский» и Троицкая летопись

Глава III. Повесть о Мамаевом побоище и сказания о событиях 1380
          года

  1. Три главных источника Повести о Мамаевом побоище
  2. Сказания о подвигах Пересвета и Осляби
  3. Митрополит Киприан в духовном стихе и в Повести
  4. Сказание о новгородцах
  5. Краткие версии Сказания
  6. Историческая основа Сказания
  7. Сказание о новгородцах и Сказание о Задонщине

Глава IV. Сказание о подвигах Захария Тютчева в народном эпосе

  1. Былина о Василии Казимировиче
  2. Русские версии Сказания о подвигах Захария Тютчева
  3. Южнославянская версия
  4. Соотношение версий и их исторической основы
  5. Историческая основа былинной переработки Сказания
  6. Прототип центрального персонажа

Глава V.