Рассказ о битве на куликовом: Краткий рассказ о Куликовской битве
Куликовская победа в народной памяти
15 окт, 2011 @ 22:46 Куликовская победа в народной памяти
Tags: Московская Русь , былины , источники , книги , летописи , монголо-татарское иго , объявления , фольклор
Вышла новая книга Сергея Николаевича АзбелеваКуликовская победа в народной памяти: Литературные памятники Куликовского цикла и фольклорная традиция (СПб.: Дмитрий Буланин, 2011).
Автором было проведено сравнительное изучение четырехсот текстов, отразивших Куликовскую битву и ряд связанных с ней событий. Удалось восстановить историю появления и дальнейшую судьбу ряда устных и письменных произведений различных жанров, отображавших восприятие Куликовской победы ее современниками и их потомками на протяжении нескольких веков. Это, прежде всего, достоверные рассказы-воспоминания участников сражения на Куликовом поле, сразу от них записанные и тогда же составившие основу подробного летописного повествования, которое сохранилось в средневековых рукописях. Подвиги участников Куликовской битвы отображали и устные героические сказания. Вскоре после 1380 года было записано Сказание о Задонщине. Запись дошла в копиях и обработках средневековых переписчиков. Из пересказов воспоминаний участников и при использовании ряда героических сказаний образовалось устное Сказание о Мамаевом побоище. Его записали и дополнили, привлекая предания Троице-Сергиева монастыря, которые повествовали о благословении князя Дмитрия Донского Сергием Радонежским и об отправке им на битву воинов-монахов Пересвета и Осляби. Так возникла подробная Повесть о Мамаевом побоище, которая в ходе ее переписывания и редактирования продолжала пополняться ранее не учтенными сведениями. Среди устных сказаний об участниках событий 1380 года особенное распространение получили описания подвигов Захария Тютчева. В XIX столетии подробное повествование о них было записано собирателем фольклора на Русском Севере, а в форме исторической песни этот сюжет тогда оказался дважды зафиксирован у южных славян. Сказители былин уже в XV веке интенсивно перерабатывали сказания о Куликовской битве и иных событиях национально-освободительной борьбы русских и южных славян, облекая их содержание в традиционные формы народного героического эпоса. Ряд произведений, отражавших конкретно-историческое восприятие реально свершившихся фактов, взаимодействовали с плодами поэтической обработки известий о подвигах народных героев. Собиратели фольклора на протяжении XVIII-XX cтолетий осуществили многие десятки записей ряда былин, в которых были усвоены народные припоминания об эпохальной победе 1380 года на Куликовом поле.
http://www.dbulanin.ru/?n=main&s=1&t=0&b=w0038051
Содержание:
Предисловие
Введение
Глава I. Связь Сказания о Задонщине с фольклорной традицией
Экскурс в историю науки
Краткая редакция Задонщины и записи фольклора
Пространная редакция Задонщины и записи фольклора
Эпитеты Задонщины и фольклор
Сказание о Задонщине и Слово о полку Игореве
Глава II. Устный рассказ участника Куликовской битвы в составе летописей
Несколько замечаний о недавней историографии
Исходный материал
Сопоставление текстов
Происхождение Летописной повести о Куликовской битве
Краткая редакция повести
Новгородская редакция повести, «Летописец Великий Русьский» и Троицкая летопись
Глава III. Повесть о Мамаевом побоище и сказания о событиях 1380 года
Три главных источника Повести о Мамаевом побоище
Сказания о подвигах Пересвета и Осляби
Митрополит Киприан в духовном стихе и в Повести
Сказание о новгородцах
Краткие версии Сказания
Историческая основа Сказания
Сказание о новгородцах и Сказание о Задонщине
Глава IV. Сказание о подвигах Захария Тютчева в народном эпосе
Былина о Василии Казимировиче
Русские версии Сказания о подвигах Захария Тютчева