Рассказ для 4 класса о куликовской битве: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Конспект урока окружающего мира «Куликовская битва» (4 класс)

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Леонтьева Наталья Сергеевна это Вы?

Приложение 5

Урок. Окружающий мир. 4 класс.

Раздел. Страницы истории Отечества. Программа Плешаков А.А. Мир вокруг нас

Тема. Куликовская битва.

Цель. Познакомить учащихся с подвигами защитников Руси в IV веке.

Задачи:

  1. Формировать умения определять последовательность исторических событий; передавать содержание текста с опорой на вопрос; выделять главное; работать с разными источниками информации.
    Формировать образные представления о прошлом Отечества.

  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мыслительные операции, речь; обогащать словарный запас.

  3. Воспитывать интерес к усвоению знаний; культуру учебного труда; любовь и уважение к родной стране, ее истории.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал. Компьютерная презентация
    Кроссворд, таблички с событиями и датами, вопросный план, схема сражения, опорные слова (Русь, XIV век, монголо – татарское иго, 1380 год, Куликовская битва, Дмитрий Иванович Донской, Мамай, Челубей, Пересвет), репродукция Авилова М.И. «Поединок Пересвета с Челубеем».

  2. Раздаточный материал.
    Карточки с названиями событий, даты; тексты для самостоятельной поисковой работы;

  3. Учебная и дополнительная литература.
    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. – М.: Просвещение.
    Выставка книг.
    Энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей» ч. 1; Ю. Крутогоров «Куликовская битва»; В. Бутромеев «Детский Плутарх»; Детская военная энциклопедия: удар и защита; Г.Шторм «На поле Куликовом»; О.Тихомиров «На поле Куликовом».

  4. Аудио – визуальные средства.
    Дикторский текст «Битва на Куликовом поле»;

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания
    Русь. XIV век. В этот период Русь еще находится под гнетом монголо- татарских завоевателей.

— Но, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Русь расправляет крылья)
— Какие факты вы можете привести в доказательство того, что Русь в этот период начинает возрождаться? (возвратились в родные места уцелевшие жители, прятавшиеся в лесах, отстраивались города, селенья, крепости, возрождались прежние ремесла, налаживалась торговля)
— Дома вам нужно было прочитать статью и ответить на вопросы. Часть вопросов я использовала при составлении кроссворда. Давайте его разгадаем.

1

2

3

4

5

6

  1. Город, который в 14 веке стал центром русского княжества? (Москва)

  2. Плата Золотой Орде (дань)

  3. Укрепленный центр древнерусского города (кремль)

  4. Место торговли (торжище)

  5. Город Северо-Восточной Руси (Тверь)

  6. В середине 14 века возник Троицкий… (монастырь)

— А сейчас, проверим.

— Какое ключевое слово у нас получилось? (Калита)
— Кого звали Калитой? (Московского князя Ивана Даниловича)
— Расскажите, что вы узнали об этом князе? (Рассказ ученика)
— Есть дополнения?, Вопросы?

Что означает слово калита? Почему московский князь получил такое прозвище?

  1. Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока
    — У вас на партах лежат конверты. Достаньте карточки. Расположите их по порядку в соответствии с тем, в какой последовательности происходили данные события.

Крещение Руси
Первое упоминание о Москве
Нашествие Батыя на Русь
Ледовое побоище
— Давайте проверим. Так ли вы определили последовательность событий.
— У вас в конвертах есть еще даты. Расставьте их в соответствии с этими событиями (988 г., 1147 г., 1237 г., 1242 г., 1380 г.)

— Проверяем. У кого также. Если есть ошибки, исправьте.
— Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
— Прочитайте эту дату.
1380 год. Какой это век? 1380 год — особый год для Руси. В этом году произошла Куликовская битва.

— Тема нашего урока: «Куликовская битва»
— Задайте вопросы: что бы вы хотели узнать об этом событии.
Ученики задают разные вопросы. Учитель уточняет сказанное детьми. На доске появляется вопросный план:

Итак, в ходе нашего урока мы должны найти ответы на ряд вопросов:
1)Почему произошла эта битва?
2)С кем сражались русские войска?
3)Кто возглавлял русское войско?
4)Когда и Где происходила эта битва?
5)Как произошло это событие?

6)Какое значение имело это событие для Руси?

  1. Изучение нового материала

— Работать будете в парах с текстом из учебника с. 70 — 72. Предлагаю вам прочитать текст и найти ответы на вопросы. Вопросный план на экране — Несколько ребят будут работать с текстами из энциклопедий. Вам нужно выбрать самое главное. Строить ответ будете в соответствии с вопросным планом у вас на листочках. Физминутка

  1. Работа над новым материалом

— Итак, мы определили, что Русь в 14 веке начинает возрождаться, жизнь налаживалась. Но, почему в 1380 году огромное войско Золотой Орды вновь двинулось на Русь?
— А подробнее об этом нам расскажут дети, которые работали с текстом из энциклопедии.
Ребенок читает сообщение к вопросу № 1:
В середине XIV века Москва становится сильнее и богаче. В это время происходит единение Руси. Московский князь Дмитрий Иванович стал настолько силен, что решил перестать платить дань Золотой Орде. Сама Орда была уже гораздо слабее, чем при великих ханах Батые и Узбеке. Ордынские ханы решили послать свои военные отряды для устрашения русских. Такая попытка закончилась неудачей. Тогда правитель Орды – Мамай с большим количеством воинов двинулся на Русь.

— В самой Золотой Орде тоже происходили большие перемены. Она распалась на две части, два ханства. Одну часть ханства возглавил военачальник Мамай. Именно Мамай представлял наибольшую опасность для Москвы.

— Что вы узнали о войске Мамая?
Ребенок читает сообщение к вопросу №2:
Мамай желал стать властелином над многими государствами. Его воины умелы, отлично владеют оружием, беспощадны. Он собирает неисчислимое войско, численностью 100 – 150 тысяч человек, зовет наемников от многих народов. Мамай решил сокрушить Дмитрия и всех других князей.

— Итак, с кем предстояла большая битва?

— Кто возглавлял русское войско?
— Какие будут дополнения? Зачитайте.
Класс слушает рассказ к вопросу №3.
Дмитрий Иванович первый из московских князей возглавил вооруженную борьбу народа против татар. Он серьезно готовился к предстоящей битве.
Большое внимание уделил князь вооружению войска. У воинов было удобное оружие: длинные и короткие копья, луки, боевые топоры, кинжалы, длинные мечи, сабли. Голову воина закрывал заостренный кверху шлем; тело защищала кольчуга наподобие рубашки, щиты были мягкие и прочные.

— Давайте рассмотрим вооружение русского воина того периода в учебнике (с. 70) Такая кольчуга лучше защищала воина. И как нам уже сказал…. Оружие было удобное.

— Чему уделял особое внимание московский князь?

— Итак, мы уже знаем, что русское войско и ордынское серьезно готовились к битве.

— Сражение было неизбежно. Но когда и где оно произошло? ( 8 сентября 1380 года, на Куликовом поле)

— Подробнее нам расскажут ребята, которые работали с текстом из энциклопедии.
Ученик читает сообщение к вопросу № 4:
В конце августа 1380 года русские двинулись к реке Дон. Когда рать Дмитрия Ивановича подошла к реке, на другом берегу уже стоял Мамай. Ночью русские войска переправились через Дон.
Куликово поле было выбрано местом для сражения, потому, что оно ограничено с трех сторон реками: Дон, Смолка, Непрядва и глубокими оврагами. Это исключало возможность отступления.
8 сентября 1380 года произошла знаменитая битва.
— Давайте рассмотрим карту. Найдите реки: Дон, Смолка, Непрядва. (Куликово поле)

— 8 сентября 1380 года произошла битва, которая в историю вошла под названием Куликовская битва.
— С чего началось сражение? Как об этом сказано в учебнике? Зачитайте.
— Как звали русского богатыря? (Пересвет)
— Кто вступил с ним в поединок? (Челубей)
— А сейчас послушайте, как проходило само сражение. Отметьте, какой момент боя стал решающим?
Летом 1380 года, собрав почти все силы Орды, хан Мамай подошел к южным границам Рязанского княжества. В направлении Дона выступила и объединенная русская рать, которой возглавлял князь Дмитрий Иванович московский. Численность русского войска достигала 100 – 150 тысяч человек. Столько же было и у Мамая. Как отмечает летописец: «От начала миру, такова небывалая сила русских князей и воевод местных».
В ночь с 7 на 8 сентября русские полки переправились через Дон и заняли боевые позиции на обширном поле, в излучине при впадении реки Непрядвы в Дон. В стороне от основных русских сил, в примыкавшей к Куликову полю дубраве, расположился усиленный засадный полк, во главе которого были поставлены опытные полководцы – воевода Дмитрий Боброк – Волынский и серпуховской князь Владимир Андреевич.
8 сентября битва началась. Татарам удалось почти полностью уничтожить русский передовой полк и вклиниться в ряды большого полка, который, однако, устоял. Тогда Мамай направил свою конницу на полк левой руки и оттеснил его к Непрядве. Однако, в тот момент, когда татарская конница атаковала правый фланг большого полка, смяв его порядком к тылу, стремительно ударил засадный полк русских. Натиск был так силен, что внес панику в ряды татар. Они обратились в беспорядочное бегство, смяв при этом свою пехоту. В наступление перешли другие русские полки, довершившие полный разгром победой. С жалкими остатками своих воинов Мамай бежал на юг.
— Чем закончилась битва?
— Какой момент боя стал решающим?
Решающий момент наступил тогда, когда в самый разгар сражения неожиданно для Мамая появились новые свежие силы русских. Это был засадный полк, скрывавшийся по приказу князя Дмитрия в зеленой дубраве и терпеливо дожидавшийся своего часа. Внезапный удар русского полка поверг монголов в смятение и они, объятые ужасом, обратились в бегство.
Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона еще три дня были красны.
После этого события московского князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским

— Какое значение имела победа на Куликовом поле для Руси?

Сражение на поле Куликовом стало событием громадного значения. Оно показало, что русские в силах дать отпор страшным и жестоким завоевателям. Еще будут совершать монголо – татары набеги на Русь. Но от больших сражений откажутся. А через сто лет после Куликовской битвы, в 1480 году, закончится зависимость Руси от Орды.
К этому времени Московское княжество еще более усилится. Присоединится к нему большинство русских земель, возродится былая мощь и слава страны.
И все это будет называться Московской Русью, а московский князь – государем всея Руси.

— Как вы считаете, почему в 1237 году Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя, а в 1380 году сражение закончилось победой?

Подведение итога урока.
— Мы ответили на все поставленные вами вопросы. Давайте еще раз все обобщим.
Работа с деформированным текстом.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 136 Kb
Количество скачиваний: 81

Скачать

Просмотров: 191

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

  • Научно-практическая конференция «Первые шаги»« Права сказочных героев»
  • Мастер- класс на тему «Чағын туғаннарың»
  • Конспект урока по математике на тему «Задачи на движение в противоположных направлениях» (4 класс)
  • Нумерация чисел в пределах 1000
  • Систематизация знаний по русскому языку и окружающему миру.
  • Конспект по окружающему миру по теме «Опасности вокруг нас»
  • Обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 10» (1 класс)
  • Конспект по русскому языку на тему: «Предлог»
  • Лит. чтение К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.
  • Конспект урока по математике на тему «Закрепление изученного материала. Решение задач и выражений» (2 класс)

Презентация на тему: «А.И.Солженицын. Рассказ «Захар

1

А.И.Солженицын. Рассказ «Захар — Калита» (1965г.) Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди. Александр Блок.

2

Послушайте о Поле Куликовом…туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдёшь не каждой, хотя битва эта по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому. Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна…

3

4

…Задолго, с высоты, мы увидели на другой обширной высоте как будто иглу в небо…а рядом с ней привиделась нам как будто церковь, но странная, постройки невиданной, какая только в сказке может привидеться: купола её были как бы сквозные, прозрачные…

5

…нам думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут…легли и докости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов.

6

Вот именно тут где-то с вечера 7 сентября и ночью, переходя Дон, располагались кормить коней, дотачивать мечи, крепиться духом, молиться и гадать – едва ли не четверть миллиона русских, больше двухсот тысяч. И из каждых десяти воинов – девять ждали последнего своего утра…

7

…лучше нельзя почтить этого древнего места: вдыхай дикий воздух, оглядывайся и видь! – как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга…

8

…как монгольская конница спускает стрелы, трясёт копьями и с перекажёнными лицами бросается топтать русскую пехоту, рвать русское ядро – и гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами.

9

По летописным рассказам, монголо-татары на конях врубались в пешие наши полки, редили и гнали их к донским переправам…Но князь Дмитрий… сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу…

10

Однако и великокняжеский стяг изрубили, и Дмитрий с помятым панцирем еле дополз до леса,- нас топтали и гнали…

11

Вот тут-то из лесной засады в спину зарьявшимся татарам ударил со своим войском другой Дмитрий, Волынский-Боброк, московский воевода. И погнал он татар туда, как они и скакали, наступая, только заворачивал крутенько и сшибал в Непрядву.

12

Проходят столетия – извивы Истории сглаживаются для дальнего взгляда, и она выглядит как натянутая стрела…

13

Тут-то, в самой заверти сечи, поставлен памятник…Пока к нему не подойдёшь пощупать — не поймёшь, как его сделали. В прошлом веке, уже тому больше ста лет, а придумка- собрать башню из литья- вполне сегодняшняя…Две площадки, одна на другую, потом двенадцатерик, потом он постепенно скругляется, сперва обложенный, опоясанный чугунными щитами, мечами, шлемами, чугунными славянскими надписями, потом уходит вверх, как труба в четыре раздвига, потом шапка с насечкой и над всем- золочёный крест, попирающий полумесяц. И всё это метров на тридцать…

14

Церковь во имя Сергия Радонежского, сплотившего русские рати на битву, а вскоре потом побратавшего Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, построена как добрая крепость, это – тесно сдвинутые глыбные тела: усечённая пирамида самой церкви, переходное здание с вышкой и две круглых крепостных башни. Немногие окна – как бойницы.

15

Эта земля, трава, эта луна и глушь были всё те же самые, что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и костры, и конские тёмные скакуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.

16

17

18

Историю не перепишешь заново.