Презентация по ИЗО 5 класс "Русская прялка". Прялка рисунок


Презентация «Русские прялки»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Русские прялки

Слайд 2

Прялка— предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки Прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин

Слайд 3

Экспозиция "Девушка за прялкой"

Слайд 4

Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха Вертикальная часть состояла из лопасти (лопатки) и шейки (ножки) Прялку, особенно лопасть, часто украшали и расписывали      Основные элементы прялкиГородкиЛопасть (лопатка)СерьгиНожка (шейка)Донце

Слайд 5

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) составные (состояли из двух деталей: горизонтальной и вертикальной) 1. Прялка и лопасти (навершия) прялок. XI-XV века 2. Донце прялки 3. Севернорусская неразъёмная прялка, изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ). XIX век 4. Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак», изображение «белого света», головы коней. XIX век

Слайд 6

Разнообразие русских прялокПрялки различаются размерами, формой лопасти, ножки, декоративными украшениями

Слайд 7

Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Слайд 8

Лопасть шенкурской прялки. Тарногский район. Прялка. Фрагмент. 1922 годПрялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению

Слайд 9

РАЗНООБРАЗИЕ РУССКИХ ПРЯЛОК

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДАСимволы солнца пронизывают не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части это разные выступы-городки, обозначающие путь солнца по небосводу.

Слайд 13

ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДАА в нижней части боковые выступы-серьги – символы восходящего и заходящего солнца. На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков и квадратов – это символы земли

Слайд 14

Творческое задание: Выполни эскиз декоративного украшения прялки. Вначале продумай форму предмета, которая должна быть выразительной.Формы русских прялок

Слайд 15

Ресурсы:http://www.booksite.ru/fulltext/rezb/akr/uglo/va/67.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/779/50779124_1257422244_prm9norm.jpghttp://i.imgur.com/lqY03.jpghttp://www.izolhi.ru/img/the%20top%20part%20of%20a%20distaff%20big.jpghttp://img15.nnm.ru/9/8/e/2/c/a1a3abb32d65c8c31ec0256d1b1.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/777/50777940_1257420706_Izmaylovo_149.jpghttp://www.rezbaderevo.ru/sites/default//lusana.ru/files/images/zagor_07.jpg

lusana.ru

Презентация по ИЗО 5 класс "Русская прялка"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд «Русская прялка» Подготовила: учитель ИЗО Скрипникова Анна Анатольевна ГБОУ « Описание слайда:

«Русская прялка» Подготовила: учитель ИЗО Скрипникова Анна Анатольевна ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 19» Луганской Народной Республики 2015 г.

2 слайд Тема: Конструкция, декор предметов народного быта – русская прялка. Цель уро
Описание слайда:

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта – русская прялка. Цель урока: знакомство учащихся с прялкой и декоративно-тематической композицией в ее украшении. Задачи: Воспитывать любовь к традициям и народной культуре. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении модели прялки, умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта. Используемые технологии: Личностно-ориентированное обучение Проблемно-поисковая технология. Оборудование и материалы: презентация «Русские прялки». Музыкальный ряд: тихая спокойная музыка, русские народные песни. Раздаточный материал: бумажный шаблон донца прялки, гуашь, акварель, цветные карандаши

3 слайд План урока Организационный момент. Подведение к цели урока. Интерактивная лек
Описание слайда:

План урока Организационный момент. Подведение к цели урока. Интерактивная лекция. Практическая работа под народную музыку. Подведение итогов.

4 слайд Ход урока Орг момент Приветствие детей, пожелание хорошего настроения на урок Описание слайда:

Ход урока Орг момент Приветствие детей, пожелание хорошего настроения на уроке. Подведение к цели урока. Учитель читает стихотворение «Пряха». В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса? Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение. - Что вы представляли себе, когда слушали эти строки? - Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком...).

5 слайд III. Интерактивная лекция. Формирование ожиданий учеников. - А вы умеете пря
Описание слайда:

III. Интерактивная лекция. Формирование ожиданий учеников. - А вы умеете прясть? - Реально ли научиться этому ремеслу? - Конечно, мы с вами прясть не будем, но… Начнем играть! Игра «Инфо-угадайка». Группы: все участники Материал: лист ватмана, цветные маркеры. На доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы «Русская прялка». Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Дети, в ходе обсуждения, придумывают названия другим секторам, обосновывая свой ответ.

6 слайд Рассказ по слайдам презентации и заполнение секторов: Сектор 1. Процесс пряде Описание слайда:

Рассказ по слайдам презентации и заполнение секторов: Сектор 1. Процесс прядения (в сектор по ходу сообщения вписываются наиболее существенные моменты этого раздела). Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель- привязывалось к верхней части прялки – лопаске, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.  

7 слайд Сектор 2. Основные элементы прялок. - Городки - Лопасть - Серьги - Ножка - До
Описание слайда:

Сектор 2. Основные элементы прялок. - Городки - Лопасть - Серьги - Ножка - Донце

8 слайд Сектор 3. Типы прялок. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сра Описание слайда:

Сектор 3. Типы прялок. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения. (выступление учеников о прялках, которые использовали в различных уголках России).

9 слайд Сектор 4. Слушание песни, пословиц и поговорок, изображение движений – имитац Описание слайда:

Сектор 4. Слушание песни, пословиц и поговорок, изображение движений – имитация ручного труда. «Уж ты прялица» Уж, ты прялица, ты, прялица моя, Сослужи-ко службу верную, Сопряди-ко нитку тонкую, Нитку тонкую, шелковую. Пословицы и поговорки о прядении:  У ленивой пряхи и про себя нет рубахи Прялка не Бог, а рубаху дает Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом Не ленись прясть, хорошо оденешься

10 слайд Сектор 5. Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. В ра Описание слайда:

Сектор 5. Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. В работе можно использовать различную технику (гуашь, акварель, цветные карандаши и т.д.)

11 слайд Последовательность выполнения: 1. Нарисовать лопасть и ножку. 2. Оформить вер Описание слайда:

Последовательность выполнения: 1. Нарисовать лопасть и ножку. 2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами». 3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов. 4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. 5. Выполнить эскиз в цвете. IV. Практическая работа под народную музыку.

12 слайд Нарисовать лопасть и ножку. Описание слайда:

Нарисовать лопасть и ножку.

13 слайд  Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами». Описание слайда:

Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».

14 слайд Составить композицию из узоров, орнамента, символов. Описание слайда:

Составить композицию из узоров, орнамента, символов.

15 слайд За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. Выполнить эскиз в
Описание слайда:

За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. Выполнить эскиз в цвете.

16 слайд V. Подведение итогов. Выставка детских работ. Описание слайда:

V. Подведение итогов. Выставка детских работ.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-499869

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Украшение прялок

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.

И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"

Устройство прялки

Познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".

"В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней" -Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

"Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.

Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Пряла лен, пряла лен,Да льняное волокно.Приходи ко мне, миленочек,С тальянкой под окно".Частушка, Холмолгорский район.

Росписи прялок Северной Двины и Мезени

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").

Смотрите также сайт - www.perunica.ru/tradicii/687-russkie-ornamenty.html (об орнаментах)

www.narodko.ru

Прялочки расписные, да резные... – Ярмарка Мастеров

«От кикиморы не дождешься пряжи».  Вдруг захотелось мне разместить свою коллекцию фотографий прялок. Как они расписаны, да вырезаны! Диво! Живые и душевный, строгие и статные. Только учись и вдохновляйся! Приглядитесь как подобраны цвета, какие формы (снова я о своем). И менного текста)  Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!Предлагаю подборку прялочек из разных уголков России-Матушки. Все они хороши по своему.Глазу приятно и сердцу любо! Смотрим и дивимся умениям предков, их чувству цвета, ритма, формы...пряжа, росписьПовседневная жизнь русского Северанародные промыслы, резьба по деревународное творчествоПрялки. Начало 20 века.Вельский, Вологодский уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.роспись по деревуПрялки. 19 - начало 20 века. Вельский, Вологодский, Тотемский, Грязовецкий уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.А прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими». Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.Cеверодвинская прялкаПрялки 19 века. Вологодская областьИнтересно. Обрядовое ткачество.Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.Источникитут тут и яндекс

www.livemaster.ru

Кириллица | Русская прялка

Вся жизнь русской женщины была так или иначе связана с прялкой. Впервые ее «знакомили» с ней в 5 лет. И, сидя за специальной детской прялкой, она делала свою первую нить.

Впоследствии ее часто использовали в качестве оберега. Так, например, перед свадьбой мать опоясывала ею свою дочь-невесту по голому телу, чтобы уберечь ее от порчи и сглаза.

Вообще же за годы девичества девушка должна была наткать и напрясть столько, чтобы хватило и на приданое, и на красивый костюм, и на подарки родным.

Самыми обидными прозвищами для девочек-подростков были «непряха» и «неткаха».

И для того, чтобы «привязать» новорожденную девочку к рукоделию, пуповину ее обычно перерезали на веретене.

Когда девушка становилась взрослой, ей покупали новую нарядную прялку или дарили старую, доставшуюся от бабушек и прабабушек. Либо же ее мог изготовить отец. Довольно часто муж дарил прялку жене, а парень – девушке.

Прялка играла важную роль и во время подготовки к свадьбе. На посиделках она выступала своеобразной «визитной карточкой» девушки, поэтому ее украшению придавалось особенное значение.

«Девичий быт всегда разукрашен и декоративен, - пишет В.С.Воронов, - прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, бусами и лентами».

Кириллица решила вспомнить традицию и выбрала 5 самых красивых прялок.

Городецкая прялка

Самой красивой частью городецкой прялки является донце.

По своему назначению это донце не что иное, как нижняя часть прялки, на которую женщина садилась во время работы.

Неслучайно, у жителей севернорусских деревень известное всем донце именовалось «поджопницей».

Городецкое донце было предметом особой гордости владелицы. После работы его вешали на стену: оно предназначалось для украшения крестьянского дома и для внимательного рассмотрения, что требовало от него некой "картинности".

В отличие от большинства крестьянских росписей других районов, в основе декорирования городецких донец всегда лежал сюжет, который лишь дополнялся орнаментом.

Северодвинская прялка

Как пишут исследователи,"все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись".

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен.

Данная прялка уникальна не только своей росписью, но и "автографом". Подписные прялки - очень редкое явление. Ведь мастера, их изготавливавшие, художниками себя не считали.

Ярославская прялка-терем

Пожалуй, одна из самых резных русских прялок. Рельефная, выемчатая, ногтевидная, контурная и сквозная резьба.

Их лицевая часть сплошь покрыта изображениями сцен из жизни крестьян, горожан или военных. Наиболее часто повторяются сцены торжественных чаепитий, застолий и плясок.

На женщинах, сидящих за самоварами, - деревенские наряды или декольтированные платья, какие носили в первой половине XIX века.

"А самовары настолько точно воспроизводятся резчиками, что могут служить основанием для датировки прялок".

Коневская прялка

Отличительной чертой этих прялок является соединение резьбы с раскраской и цветочной росписью.

 

Роспись одно из ведущих направлений народного искусства этого края. Цветочным орнаментом покрывали и сундучки, и свадебные шкафчики, дуги, переборки комнат, двери, выносы кровель и фронтоны изб.

Ярославская прялка-башенка

Прялка "Башенка" - характерно ярославский тип старинной прялки. Названа так, потому что вертикальная часть прялки выполнена в технике прорезной резьбы и имеет вид 16-ярусной башни, над которой помещены символы солнца и неба.

Эти изображения имеют символику. Башня представляет образ Библейской Вавилонской башни из сказания о разделении языков.

"Тем самым, можно утверждать, что создатель прялки был грамотным человеком, который знал и читал Библию".

Анастасия Некрасова

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Прялки :: NoNaMe

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялки

----------------------<cut>----------------------

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Прялки Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».Прялки Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Прялки Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»Прялки А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

Прялки На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки Прялки Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».Прялки Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.Прялки Прялки Прялки «В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней» -

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

ПрялкиПрялки «Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!Прялки Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет. Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.Прялки Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.Прялки Прялки Прялки Прялки Прялки Прялки Прялки Прялки Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно. Приходи ко мне, миленочек, С тальянкой под окно». Частушка, Холмолгорский район. Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

Прялки северодвинская прялкаПрялки северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Прялки Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Прялки Вологодская областьПрялки Ярославль-Столбчатые прялкиПрялки Вологодская областьПрялки северодвинские прялкиПрялки Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX вековПрялки Прялки Прибалтика-прялки перекликаются с русскимиПрялки ПрибалтикаПрялки УкраинаПрялки Городецкая прялка- донцеПрялки Прялки Прялки Прялки Архангельская областьПрялки Архангельская область, Каргопольский районПрялки ВологдаПрялки Вологодская областьПрялки Швейка, внизу солонницаПрялки ШвейкаПрялки Городецкая прялкаПрялки Городецкая прялкаПрялки Городецкая прялкаПрялки вологда

Читать статью полностью >>>

txapela.ru

Прялки Стоковые фото, иллюстрации и векторные изображения

Интерьер русской избе с элементами старый способ li — стоковое фотоДревний русский крестьянин дом — стоковый векторАнтикварные старинные прялки, прялка — стоковое фотоБесшовный фон с шерсти ручной работы — стоковый вектор

seredanadin.gmail.com

5000 x 5000

Прялка — стоковое фотоАнтикварные старинные прялки, прялка — стоковое фотоЖенщина спиннинг пряжи — стоковое фотоЖенщина спиннинг пряжи — стоковое фотоПрялка — стоковое фотоРазведение коз — стоковый векторСтаринные традиционные крутящееся колесо прялки с пряжей в деревянные — стоковое фотоСчастливые друзья пьют пиво — стоковое фотоМолодая спортивная женщина — стоковое фотоПродажа старинных ремесел народного хозяйства — стоковое фотоМилый мультфильм человек — стоковый векторКрасивая Девушка Цветами Красной Юбке Крытый Крупным Планом — стоковое фото

KristinaPonomareva

3840 x 5760

Женщина спиннинг пряжи — стоковое фотоИнтерьер русской избы — стоковое фотоКрасивая Женщина Черном Платье Профессионального Макияжа Сидя Стуле Салоне Красоты — стоковое фотоМолодая женщина с микрофоном — стоковое фотоКрасивая молодая женщина модель — стоковое фотоМолодая женщина с микрофоном — стоковое фотоАнтикварные старинные спиннер рабочей машины — стоковое фотоМолодая спортивная женщина — стоковое фотоМолодая спортивная женщина — стоковое фотоПортниха, работающих в швейной мастерской — стоковое фотоСтильная Африканская женщина в черной шляпе — стоковое фото

anatoliycherkas

4500 x 6750

Крупным Планом Красивая Женщина Танцует Длинный Фиолетовый Платье Фоне Номер — стоковое фото

KristinaPonomareva

3960 x 2640

Студийный Портрет Чувственный Женщина Черной Одежде Позируя Зеленым Пальмовый Лист — стоковое фото

irinanevaa.gmail.com

4800 x 6000

Брюнетка женщина с цветами — стоковое фотоСчастливые друзья пьют пиво — стоковое фотоКрасные волосы женщина улыбка на поле — стоковое фотоВторостепенная структура — стоковое фотоСтудия Выстрел Грустно Женщина Изолированные Белом Фоне — стоковое фотоКрасивая Женщина Душе Стеклом Каплями Фоне Окна Панорамным Видом Города — стоковое фотоСчастливый панк-женщина с розовыми волосами — стоковое фотоМолодые женщины сталкиваются с наушниками — стоковое фото

billiondigital

5000 x 3441

Женщина, держащая ягоды — стоковое фотоКрупным планом Керосиновая лампа — стоковое фотоМакро Моды Женщины Длинными Волосами Фоне — стоковое фото

KristinaPonomareva

2640 x 3960

Красные волосы женщина с пирсинг — стоковое фотоСчастливые друзья пьют пиво — стоковое фотоСтудия Выстрел Красивой Женщины Брюнетка Татуировкой Теле Носить Темные Джинсы — стоковое фотоМакро Моды Женщины Длинный Фиолетовый Платье Возле Зеркала Фоне Номер — стоковое фото

KristinaPonomareva

2640 x 3960

Макро Моды Женщины Длинный Фиолетовый Платье Фоне Номер — стоковое фото

KristinaPonomareva

2640 x 3960

Портниха, работающих в швейной мастерской — стоковое фотоКрасивая Женщина Душе Стеклом Каплями Фоне Окна Панорамным Видом Города — стоковое фотоКрасивая Женщина Черном Платье Профессионального Макияжа Сидя Стуле Салоне Красоты — стоковое фотоСчастливые друзья пьют п

ru.depositphotos.com