Прозвище рюрика: прозвище Рюрика: 862г — ответ на Uchi.ru

t» («заговаривать, чаровать»), армянское «jaunem» («посвящаю») и даже, возможно, греческое «καυχᾶσθαι» («хвастать») и ирландское «guth» («голос»)[2].

Обычно история Руси в школе начинается с момента призыва варягов и правления первого Рюрика. Уже у второго князя, Олега (879-912), появляется прозвище: Вещий. Всё вроде понятно, оно дано именно за волхвование. Как считают некоторые историки, князь Олег, будучи предводителем своей дружины и верховным правителем, также выполнял еще и функции чародея, волхва, жреца. Однако всё не так просто. Существует и вторая версия происхождения этого прозвища (причём наличие нескольких версий происхождения и значения прозвища будет встречаться нам довольно часто). Для происхождения второй версии стоит обратиться к исходному значению слова. В этимологическом словаре Фасмера «вещий» происходит от древнерусского слова «вѣштии», то есть мудрый. Олега называют основателем Древнерусского государства. Князь смог присоединить к Руси новые земли, объединил южный и северный центры восточных славян, сделав столицей город Киев, покорил и подчинил многие восточноевропейские племена, был удачлив в военных походах, также и в походах на Византию, в результате которых заключал выгодные торговые договоры, создал полюдье (система сбора дани). Поэтому его прозвище отражает именно мнение людей о своём правителе, как к дальновидном и рассудительном человеке.

Однако если история этого прозвища известна, то про прозвище Святослава (957-972) вообще мало кто знает. За разгром хазар, многочисленные победы над печенегами и булгарами, причём меньшим количеством войска, враги прозвали его Барсом. Хотя стоит классифицировать прозвища по своему происхождению: прозвища правителей, подаренные ему своим же народом и прозвища, появившиеся среди врагов (и\или иностранных правителей, народов). В этой работе будут рассмотрены преимущественно народные прозвища.

Сын Святослава, Владимир (980-1015), величался Красно Солнышком, Святым, Крестителем. Последние два легко объяснимы: при Святославе было крещение Руси (988г.), которое приобщило Русь к новым культурным ценностям и имело огромное значение для всей её истории. Но почему именно Красное Солнышко, и менее известное прозвище князя Ласковый? Для народа, основным занятием которого является земледелие, солнце имеет первостепенное значение. Называя князя в его честь, люди ценили дела князя, направленные на создание и укрепление обороны границ от печенегов с помощью сооружения несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Ведь таким образом он защищал их «место под солнцем». Так в истории Руси появилась первая засечная черта. Кроме того, красный в народной поэзии и речи употребляется для обозначения чего-то хорошего, яркого, светлого. Так в летописях найдены примеры доброты и «светлости» князя: в каждое воскресенье на княжеский пир мог прийти любой бедняк и получить пищу, питьё, деньги. Часто по Киеву развозили на телегах различную снедь и раздавали немощным и убогим.

Сын Владимира, Святополк (1015-1019), тоже получил прозвище, но уже негативное: Окаянный. Окаянный, то есть грешный, проклятый, отверженный; преисполненный греха [3]. Если обратиться к этимологии слова, «окаянный» заимствовано из старославянского языка, где оно является страдательным причастием от «окаяти»: «проклясть, осудить». Но если проследить его историю ещё глубже, «окаяти» является префиксальной производной от «каяти», что означает каять(ся). Недаром в церковном понимании «окаянный» имело совершенно другой оттенок: бедный, отверженный, сожаления достойный, злосчастный, несчастный [4]. Народная же этимология связывает это слово с именем Каина, который, согласно Библии, убил своего брата и был проклят Богом. Отсюда и народное прозвище. Ведь Святополк, подобно, Каину, убил своих братьев Бориса и Глеба, впоследствии причисленных к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа. Также он подсылал убийц брату Святославу и выступал с печенегами против Ярослава, который его потом победил. Однако, вопреки обычаю, после его смерти имя его не было вычеркнуто из родового списка княжеских имён вплоть до середины XII века. Некоторые историки считают, что это косвенное доказательство невинности Святополка в убийстве братьев, которые, кроме того, были единственными, кто признавали его законным правителем, а убил их сам Ярослав Мудрый. В широких массах неизвестно даже о наличии такой теории.

При Ярославе Мудром (1019-1054) русские войска разгромили окончательно печенегов. Русь стала в один ряд с сильнейшими государствами Европы, а Киев мог даже соперничать с Константинополем. C семьей киевского князя пытались подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы. Был принят первый свод законов «Русская Правда». Да и сам князь был очень образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку, и ещё проявил себя и как выдающийся полководец. Таким образом, Мудрость стала его символом. Всё кажется логичным и понятным, но это была лишь первая версия из пяти.

По второй версии Мудрым он стал не столько из-за своей собственной образованности, как, к примеру, византийский король Лев VI, а скорее за то, что он нёс знания в народ: открывал школы, библиотеки. Третья версия гласит, что Мудрым его прозвали за основание двух соборов Святой Софии в Киеве и в Новгороде. Так как князь посвятил главные храмы городов Софии – мудрости Божьей. Четвёртая версия гласит, что князя Ярослава не называли Мудрым ни современники, ни летописцы, а эпитет этот придумал писатель и историк Н. Карамзин, писавший его характеристику. Последняя теория основывается на взаимосвязи хромой – значит мудрый. Из-за реальной хромоты враги прозвали Ярослава Хромовцом. Во время его правления в Норвегии и Исландии расцвела поэзия скальдов — сказочников. В физических недостатках древние скандинавы видели признак близости к высшим силам. Поэтому норвежские и шведские короли получали такие прозвища, как Свинья, Синезубый, Толстый. За руку шведской принцессы Ингигерд боролись король Олаф и Ярослав Хромец, который стал Мудрым, когда принцесса вышла за него замуж.

Владимир II (1113-1125) был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от которого он и получил свое прозвище. Владимир Мономах был инициатором съездов князей. Под его властью были вновь объединены до трех четвертей русских земель, прекратились княжеские усобицы. Он первый использовал тактику атаки кочевников на их же территории, и по другой версии слово «Мономах» происходит от греческого «monomachos» – «единоборец»[7].

Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав (1125-1132) нарушил лествичную систему Ярослава Мудрого и занял престол незаконно. Однако против него никто не выступил, так как он пользовался поддержкой знати, да и при отце он уже успел прославиться талантливым полководцем. Из летописей сохранились записи о любви народа к нему за то, что он «много пота утер за землю русскую». За мудрость и обеспечение безопасности Мстислава величали Великим, а русская православная церковь канонизировала его.

Юрий Долгорукий (1125-1157), который правил Владимиро-Суздальской землёй (междуречье Оки и Волги), где столицей там был Ростов, желал Киевского престола. Он был так прозван за желание завоёвывать дальние земли. Однако стоит отметить, что он основал Дмитров, Переславль, Звенигород. Андрей Боголюбский (1157-1174), его сын, также активно принимал участие в борьбе за Киев. В 1155 году, когда Юрий Долгорукий всё-таки стал великим киевским князем, своему сыну он даровал Вышгород, где в монастыре одном хранилась византийская икона Божей Матери. По легенде икона стала ночами покидать своё место в монастыре, и для Андрея Юрьевича это был знак к возвращению в Суздаль. Однако в пути близ Владимира-на-Клязьме перевозившие икону кони остановились и отказывались идти дальше. Так же ночью у князя был вещий сон, где ему явилась Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Андрей Юрьевич на этом месте основал монастырь, а расположенное рядом села именовал Боголюбово. Сам же князь впоследствии стал Боголюбским, а икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской. В 1158 году 3 города: Владимир, Суздаль и Ростов одновременно объявили Боголюбского своим князем, хотя завещание его отца было другим. Резиденцией князя и, соответственно, столицей Северной Руси стал Владимир. С того момента Владимирские князья стали именоваться Великими князьями.

Всеволод Большое Гнездо получил своё прозвище благодаря многочисленному семейству (у него было 8 сыновей и 4 дочери). По другой версии данное прозвище далось за то, что он смог удачно поставить всех своих сыновей на правление в других городах. В это время на Руси была феодальная раздробленность, а большая семья правителя означала только ещё бо́льшую раздробленность. И хотя каждое отдельное княжество развивалось быстрее и успешнее, одновременно выросла уязвимость извне, но главное негативное последствие раздробленности – изменение психологии людей: исчерпание патриотизма. И именно вследствие этих изменений появившиеся в 1223 году монголы во главе с Чингисханом осознают слабость данных земель и их правителей (на битву на Калке, первую встречу с монголами, почти все князи не дали своих солдат, не было сплочённости).

Новгородский князь Александр Ярославович Невский получил своё прозвище после победоносной битвы на Неве со шведской дружиной в 1240году. В итоге после Невской битвы и Ледового побоища 1242 года с немцами рыцарями нашествие с северо-запада на Русь было остановлено.

Иван (1325-1340) стал Калитой, потому что был щедрым и помогал бедным («даяше нищим сколка вымётся»). В Древней Руси «калита» – кошелёк, кожаный денежный мешок, пояс с зашитыми в нем деньгами (слово происходит от тюркского «kalta» — карман, кожаный мешок). Однако есть и вторая версия: князь накопил несметные богатства (вполне объяснимый факт, ведь благодаря содействию и помощи Орде Калита собирал дань без баскаков и мог оставлять какую-то часть себе), а потом скупал земли в разных соседних княжествах, в том числе и Новгородских, где это было запрещено законом. Вполне вероятно, что обе версии верны.

Дмитрий Донской (1359-1389), внук Калиты, стал Донским после великой победы на Куликовом поле в 1380 г. Как ошибочно считают наши современники. На самом деле во время Куликовской битвы был такой полководец Владимир Андреевич, который был в походах с 7 лет, фактически пополам с Дмитрием делил Москву. Именно он сначала стал Донским, но потом в потоках истории это прозвище «перехватил» Дмитрий, хотя Донской для Владимирского князя – это принижение и даже оскорбление.

Иван III Васильевич Грозный (1505-1533). Раньше всех князей на Руси называли «грозными». Это был эпитет, а не прозвище. Его истоки у общеславянского существительного «гроза» (то есть «страх, ужас») [6]. Как писал Карамзин, хотя Иван III и имел в своём нраве «природную жестокость», но усмирял её «силою разума». Кроме того, первый царь «Всея Руси» был грозным в глазах своих врагов. Ведь именно при нём было стояние на реке Угре в 1480 году, последняя событие, после которого Русь освободилась от Орды.

Его же внук, Иван IV Васильевич (1533-1584) был прозван Грозным за свою настоящую и ничем не ограниченную жестокость и безжалостность. Также первого русского царя в народе прозвали Мучителем. Как отметил позже Карамзин: «После смерти тирана народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и доныне именует его только Грозным, хотя первоначально это прозвище было дано народом его деду Ивану III более в похвалу, нежели в укоризну»[9]. Ивана IV корят во многом, но немногие задумываются над тем, почему так получилось. Ведь Грозный в 3 года теряет отца, в 8 лет мать, которую отравили бояре. И вот ребёнок растёт с состояние постоянной борьбы за власть боярских группировок, что приводит к пожизненной душевной болезни и виденью изменников во всех. Позже смерть его любимой жены и его самых близких людей из избранной рады, а также предательство Курбского. Финальные штрихи к появлению семилетней Опричнины (особый порядок управления страной): неудачи в Ливонской войне и голод (из-за частых неурожаев).

После смерти Ивана IV на престол входит Фёдор Иванович Блаженный (1584-1598). Вместо болезненного, слабого Фёдора фактически правит Борис Годунов. Сам Фёдор часто посещал разные обители, приглашал греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. В летописях сохранились записи о Фёдоре, как о «прекротоком и незлобливом» правителе, который многих миловал и «одарял» города, монастыри, села.

Само слово «блаженный» и его история также достаточно любопытны. В современном языке одно из значений слова блаженный – «глуповатый, чудаковатый» – возникло из-за того, что святые, «почитаемые», часто были юродивыми. Юродивый от древнерусского «юродивъ» начиная с ХIV века, но до этого – «уродивъ», то есть связано со старославянским «ѫродъ» – «уро́д» (русско-восточнославянская форма, где приставка «у» означает «ущербность», «недостаток»)[1]. Поэтому юродивый: «слабоумный, психически ненормальный человек, иногда нищенствующий, по мнению глубоко верующих людей, обладающий даром ясновидения»[5]. Исходя из последнего факта, было бы логично посмотреть, кто же такой юродивый в церковном языке. Церковный словарь терминов даёт юродивым определение с другим оттенком, который, тем не менее, очень отличается по своей сути с остальными: «Юродивый (славянское: «безумный, глупый») – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения»[4]. Очень интересно делать вот такие, казалось бы, ненужные сравнения.

Вернёмся к слову «блаженный». Это слово, заимствованное из старославянского, в ходе своего существования претерпело смысловые изменения – ведь образовано оно от глагола «блажити» – «восхвалять, почитать». Однако это ещё не всё. Блаженный, если снова обратиться к определению священников, – «умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни»[8]. Если обратиться ещё глубже, в Библейскую энциклопедию Брокгауза, слово блаженный (еврейское «ашре» и греческое «макариос», что буквально «счастливый») употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждёт блаженство на земле или в грядущем веке. В Евангелии от Иова есть слова: «Блаженными именуются и все, уповающие на Бога… Блажен и тот, кого Бог наказывает, потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения». Второе же значение: блаженный = спасённый от еврейского глагола «йаша» и греческого «содзеин» («спасать»).

В связи со всем вышеизложенным, теперь становиться точно в полной мере понятным, почему набожный и религиозный Фёдор получил прозвище именно Блаженный.

Еще один набожный любитель церковных служб, царь всея Руси, Алексей Михайлович (1645-1676) вошел в историю как Алексей Тишайший.

Добродушный, ласковый, приветливый царь. Если из-за вспыльчивого характера или склонности к проказам жёстко подшутить и обижал кого, то сразу старался загладить обиду, смягчить выходку, задарить подарками. Тут всё очевидно. Так вы думаете.

Казалось бы, ответ очевиден и лежит на самой поверхности. Действительно, второй Романов был очень добродушным человеком. Однако он вовсе не был «тишайшим» в прямом смысле слова – ни по натуре, ни по делам (тишайший – превосходная степень от «тихий»).

Если Алексей Михайлович и проявлял некую «тихость», то только в начальные годы своего правления в юности. Основной подвох же заключался несколькими строчками ранее: вспыльчивость и проказничество. Так его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не в пример многим современным сквернословам.

В своих действиях Алексей был так же решителен. Обсуждая в думе вопрос о войне с Польшей, тесть царя, боярин Милославский, никогда не ходивший в походах, вдруг заявил, что при назначении его воеводой, приведёт царю в качестве пленника самого польского короля. Такая наглость и неприкрытое хвастовство настолько возмутили царя, что Тишайший дал старику пощечину, потом надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты.

По отношению к делам в царствование Тишайшего тоже не было особого проявления покоя или тишины. Алексей Михайлович всё время требовал своих подручных работать без устали. Так боярин Артамон Матвеев, вспоминая «работы свои непрестанные», замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя»[10]. Да и когда было царю отдыхать, если в его правление бунт шёл за бунтом, война за войной. Сами современники назвали XVII век – «бунташным веком».

Однако именно последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Истоки его лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Ещё с начала Смутного времени и правления Бориса Годунова, было моление о «покое и тишине, и благоденствии», против «развратников тишины» (по тогдашней терминологии: самозванцы и мятежники).

Второй Романов именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами, начавшихся ещё со времени правления Ивана IV. Были найдены летописные записи, где говорилось, что после смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Таким образом, наши предки в понятие «тишайший» вкладывали совсем другой смысл – это был официальный титул государя, который имел отношение непосредственно к сану, а вовсе не к характеру государя. «Тишайший» (латинское «clementissimus») — почётный титул латиноязычного происхождения, который означает «тишину» (благоденствие, спокойствие) в стране во время правления царя. Уже после тог, как в дипломатии латинский язык был заменён на французский, прежнее величание «clementissimus» было переведено на французский (французское «tres gracieux»). А в России уже с французского перевели как «всемилостивейший», и это же название было применено к государеву титулу вместо прежнего «тишайший».

Интересно, но титулом «тишайший» кроме Алексее Михайловича были награждены и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Пётр, которого уж точно не заподозрить в излишней мягкости и «тихости» характера.

Вместо этого Пётр I (1682-1725) заработал прозвание Великий. Любопытно, что слово «великий» от старославянского «великъ», родственно со словом «wäl»: «князь, государь»[2]. Множество великих и славных дел совершил царь, а с 1721 года по окончании Северной войны уже император, с силой поворачивая старые русские порядки лицом к Европе. Пётр I правил всего 36 лет, но сделал он поистине великие вещи. Как отметил один из английских послов в докладе своему правительству: «только силой своего гения сумел за короткий срок поднять Россию до уровня передовых стран Европы». Пётр создал регулярную армию, построил с нуля флот до 130 парусных и более 400 гребных кораблей. При нём появились учебные заведения для подготовки чиновников и офицеров, он начал строить Академию наук, именно при нём вышла и первая печатная газета – «Ведомости», а также возник первый музей (в Санкт-Петербурге) – «Кунсткамера». При Петре были построены многие заводы и фабрики, открыты рудники и шахты. Хотя в истории пропускается тот факт, что при Петре была огромная проблема разгрома всех сфер, кроме армии, причём в основном только из-за одной единственной причины: отсутствия нужного сословия. Пётр построил много заводов, но кто будет работать там? Могут только крестьяне, но они почти все чьи-то, во владении бояр, которые не собирались их никуда отпускать. Да и другой не менее проблематичный вопрос: кто будет это покупать? Поэтому отсутствие нужного класса было главной проблемой развития экономики. Также в народе за Петром закрепилось прозвище Табачникза его любовь к табаку, который он сам же завёз впервые на Русь.

Последний правитель, а точнее правительница, которая заслужила именоваться Великой, была, конечно, Екатерина II (1762-1796). Её заслуги перед страной также велики и значительны.

Изучение таких, казалось бы, незначительных и очевидных фактов позволяет лучше, а иногда намного правильнее понять того или иного правителя и даже целый исторический период нашей страны. Уделяя внимание деталям, даже маловажным на первый взгляд, можно подчерпнуть много интересного и неожиданного. Даже если это просто прозвище.

Таким образом, прозвище выполняло свою неповторимую функцию в жизни общества, ведь народ не только оценивал деятельность правителя, но и демонстрировал своё отношение к нему. В процессе рождения любого прозвища большое значение имеет не столько логическое сопоставление, сколько подсознательное значение того или иного слова. Ведь прозвище за человеком сможет сохраниться, только в том случае, если оно действительно характеризует человека, которому дано.

Список литературы

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
  2. М. Р. Фасмер, Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
  3. 3. Ефремова Т. Ф., Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  4. Т. С. Олейникова, Краткий церковнославянский словарь
  5. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> Москва 2003
  6. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
  7. «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А. Д., 1865)
  8. Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART 1998
  9. Карамзин Н.М. История государства российского
  10. Житие протопопа Аввакума, «Эксмо», Москва, 2011
  11. Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе «Лекции по русской истории»).
  12. За что народ награждал своих правителей прозвищами / http://www.mywebs.su/blog/interestingly/12072.html
  • Доходчиво и интересно о нашем прошлом

Изборск: городок с родословной от Рюрика — Пути российской нефти

Изборск: городок с родословной от Рюрика — Пути российской нефти

Изборск:
городок с родословной от Рюрика

Менялись в основном имена, а сам Изборск стоял как волнорез на пути волн истории

ВИзборске растворяешься в насыщенном, нескучном пейзаже: тут и крутые холмы, и глубокая долина, и родники, и озеро, и крепость. Но это место — не просто красивый ландшафт. По-настоящему трогает не левитановская пастораль, а ощущение временной аномалии, парадокса. Первое упоминание в «Повести временных лет» — 862 год, тот самый год, когда и началась история России. С тех пор он был ареной бесчисленных столкновений, но в то же время оставался почти неизменным: за 1155 лет один из очагов нашей истории так и не разросся, будучи спутником расположенного в 30 километрах (и более молодого) Пскова. Изборск, Сборц, Ирбоска… Менялись в основном имена, а сам Изборск стоял как волнорез на пути волн истории и потоков вооруженных людей. Сейчас сюда пришел покой — такой тихий и мирный, что поверить в бурную историю трудно, даже глядя на выщербленные ядрами при очередной осаде крепостные стены.

Номинально Старый Изборск (по соседству есть ещё и Новый, основанный относительно «недавно», в XIX веке) — это деревня с населением около шести сотен человек. Впрочем, логика — и языковая, и историческая — всячески противится такому определению. Даже в официальном указе президента о праздновании 1150-летия Изборска он не назван деревней. Впрочем, слова «город» или «населённый пункт» в указе тоже не фигурируют. Просто — Изборск. Даже в этом видно, насколько он особенный. Сами местные жители, кажется, до конца не верят, что живут на руинах со столь могучим историческим фундаментом.

Домики и чисто символическая инфраструктура рассыпаны по долине между холмами. На одном из них — так называемой Жеравьей горе — неровным треугольником расположилась Изборская крепость. Построена в 1330 году для защиты от Левонского ордена. Неприступный военный форпост, когда-то выдержавший восемь тяжелейших осад и переживший еще больше конфликтов, ныне обезоруживает тишиной и умиротворением. Призраки крестоносцев, тевтонских рыцарей, солдат Речи Посполитой и нацистской Германии ушли в прошлое, погрузились в глубокую траву, затерялись в камышовых зарослях Городищенского озера. Даже отснятые здесь батальные эпизоды из фильма Тарковского «Андрей Рублёв» — и те сейчас кажутся чем-то более реальным, чем гремевшие здесь когда-то невыдуманные битвы. После сотен лет кровопролития природа будто решила взять реванш и подчинить человека своей воле. Наступил период тихого созидания.

Директор музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская

Изборяне и жители Пскова принимают новые правила игры безропотно. Даже в разгар лета здесь не встретишь пикников с шашлыками или шумную компанию на катамаранах. Из развлечений на воде доступно лишь катание на лодке с местным старичком, что живёт в домике неподалёку. Гладь озера рассекают лебеди. И если вам повезёт взойти на одну из башен крепости в нужное время, они пролетят прямо над вашей головой. Хоть рукой хватай — так будоражаще близко. А с холма Труворова городища, на макушке которого примостилась белёсая Никольская церковь, в небо взмывают рукотворные птицы — дельтапланы и парапланы. Это самая высокая точка и самое легендарное место: брат Рюрика именно здесь основал поселение 1155 лет назад.

Тихий симбиоз человеческой и природной жизни сложился в Изборске во многом благодаря тому, что эти места стали заповедными, и остались такими, несмотря ни на что. В 90-х здесь, в декорациях «Андрея Рублёва», вполне могла зародиться псковская «Рублёвка»: желающих отстроить дачу в райском месте недалеко от эстонской границы нашлось бы немало. Но всё сложилось к лучшему. В 1996 году был организован музей-заповедник «Изборск» площадью 7734 га — он, между прочим, лишь немногим меньше Пушкинского заповедника. На территории одного из самых молодых музеев России расположены 12 памятников федерального значения и более двухсот — местного.

Туристы едут сюда, чтобы взойти на место городища кривичей и варягов. Предания гласят, что это последнее пристанище полумифического Трувора — он, если верить летописям, княжил здесь два года до своей смерти. Впрочем, остатки древнего острога — это точно не миф. На холме можно видеть реконструкцию малой его части, но исследования все еще ведутся, и нас ждут археологические открытия. Паломники заезжают по дороге в Псково-Печерский монастырь — заглянуть в пару церквей и часовен. А может, даже испить воды из двенадцати ключей — миниатюрных родниковых водопадов. Согласно туристической легенде, в каждом из них вода разная. В это отчаянно хочется верить, и мало кто может устоять перед соблазном продегустировать все источники — хотя к некоторым из них подобраться непросто. Раз в году стекаются в Изборск и фанаты средневековья — на местный фестиваль военно-исторической реконструкции. Время от времени наведываются пейзажисты. В итоге число гостей за год исчисляется сотнями тысяч. Самая горячая пора, само собой, лето. Зимою и ранней весной наступает период живописного, созерцательного затишья.

Директор музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская

Сердцем музейных угодий и главным магнитом для приезжих является Изборская крепость. Шесть башен. Возносящиеся над обрывом стены. И 40-метровый тайный ход к колодцу, что залёг на глубине 16 метров. Здесь периодически можно встретить орды псковских школьников — их набеги на стены, ложные ворота и скрытые коридоры приводят смотрителей в тихий — а иногда и громкий — ужас. Хотя каждый из 15 работников музея знает: Изборская крепость — не просто памятник архитектуры, а живая экспозиция. По крайней мере, к этому стремятся и, зная, сколько энергии и целеустремленности у директора, можно быть уверенным, что добьются. Туристы, считают здесь, должны прочувствовать на себе, как жили, выживали и воевали защитники твердыни.

Задумку начали выполнять ещё в 2009 году, когда музей решил реконструировать небольшой квартал — фрагмент улицы начала ХХ века. Именно с этой вереницы опрятных домиков чаще всего начинается знакомство с Изборском. Если не полениться зайти внутрь, там обнаружится экспозиция старинной утвари, оружия, прочих артефактов. Это свидетели не только средневековых времен, но всей бурной истории Изборска. Многое несли в музей местные жители. Качество экспозиции и интерактивные технологичные элементы вызывают уважительное удивление. Огромную роль сыграл тот самый указ, который предписывал празднование юбилея в 2012 году. Большую помощь с 2015 года оказывала «Транснефть».

Совсем скоро музейный квартал собирается расширяться. Благодаря помощи компании «Транснефть» уже выкуплен участок в 1000 кв. м. рядом с усадьбой Белянина. На месте, где вполне мог вырасти частный дом или гостиница, в ближайшем будущем появится большой выставочный зал. Также в планах — открыть археологический парк и регулярно проводить научные конференции.

Казалось бы, присутствие «Транснефти» в Псковской области символическое: всего один завод. Но импульсы развития расходятся широко. Это проявляется и в том, как разрастается молодой изборский музей, и как растет производство на «Транснефтемаше» в Великих Луках. К началу 90-х он специализировался в основном на ремонтных работах, а сегодня выпускает более полусотни наименований, в том числе уникальных — например, котельные и противопожарное оборудование для многочисленных нефтеперекачивающих станций по всей России.

Сотрудники в какой-то момент начали ставить булавки на каждую точку карты, в которую доставлено их оборудование. Старенькая карта сейчас уже ощетинилась булавками так, что проникаешься уважением к сравнительно небольшому предприятию: произведенное здесь оборудование уже начинает работать за границами России. Как и для Изборской крепости, 2012 год стал для завода знаковым. Началось строительство новых цехов, а география поставок продукции сильно расширилась. Наблюдая за работой современных станков или сварочных роботов в цехах «Транснефтемаша», испытываешь примерно то же чувство, когда приходишь на экскурсию в Изборск и покупаешь у кассира электронную ручку-гид или смотришь на интерактивный стол, где в буквальном смысле разворачивается история.

Заместитель главного инженера завода «Траснефтемаш» Сергей Парчайкин

Попадая в Изборск с его будто замершим ландшафтом и старинным архитектурным обликом, быстро приучаешься к одной простой мысли. История не уходит и не разрушается под натиском нового времени — её могут только намеренно разрушить люди. Если же всё происходит естественно, а человек любит место, где живет, то новое вырастает из прежнего без вреда.

Глядя на эту мирную преемственность, думаешь, что дух Изборска, некогда прозванного за героизм своих защитников «железной крепостью», как будто смягчился. Заключил мир с прошлым, чтобы шагнуть в настоящее. Стоит приехать сюда, в одну из точек отсчёта нашей истории, чтобы приобщиться к древней тишине и проплыть по воде, над которой летают лебеди и дельтапланы.

Совет директоров — Христианская школа «Маяк»

2021-22 ЧЛЕНЫ СОВЕТА

ДЭН РЕБЕРГЕР
Председатель совета директоров

В жизни Дэна женщин было меньше, чем женщин. Он женат на своей школьной возлюбленной Кэтрин, и у них родились две дочери, которые сейчас учатся в начальной школе в Маяке. В течение дня Дэн является финансовым директором компании Bruce Titus Automotive Group. Когда он не работает волонтером и не работает, он ценит время, проведенное с семьей, и пользуется возможностью жить в красивом PNW.

ДЭН КАРПЕНТЕР
Заместитель председателя

У Дэна и его жены Элизабет двое детей, Кэролайн и Майкл. Оба ребенка были в Маяке с детского сада: Кэролайн сейчас идет в 5-й класс, а Майкл во 2-й класс. Дэн и Элизабет познакомились в Университете штата Вашингтон, где Дэн изучал инженерное дело, а Элизабет — уход за больными. Дэн работает в военно-морском флоте в Кейпорте, а Элизабет работает мамой и работает волонтером в Маяке. И Дэн, и Элизабет в детстве посещали христианские школы и знали ценность христианского образования с юных лет. Дэн рад принять более активное участие в Lighthouse, работая в школьном совете директоров.

ДЖЕССИ ТОМАС
Казначей

Джесси и его жена Бритлиз живут в Гиг-Харборе, у них четверо детей, трое в Маяке (1-й, 4-й и 6-й классы) и один в дошкольном учреждении. Он является консультантом с опытом работы на различных руководящих должностях в биофармацевтической и технологической отраслях. Джесси окончил PLU со степенью в области делового администрирования и последние 20 лет жил и работал в округе Пирс. Джесси любит исследовать природную красоту Северо-Запада и проводить время со своей семьей. «Маяк был фантастической образовательной и духовной средой для наших детей, и я очень рад помочь в продвижении миссии и целей школы».

ЛОРЕН БЕК
Секретарь

У Лорен и ее мужа Мэтта двое детей, и они стали частью сообщества Lighthouse вскоре после их переезда в Гиг-Харбор в 2016 году. Она окончила Университет Нотр-Дам со степенью в области бизнеса, но устроилась на работу учителем в государственной средней школе. Теперь, как домохозяйка, она и ее семья активно участвуют в программах Safe Families и в служении приемных семей. «Поскольку мы стремимся, чтобы Иисус был в центре нашего дома, нам нравится, что «Маяк» является продолжением такого образа жизни. Эта школа была безопасным сообществом любящих Бога и заботливых взрослых, которые вливаются в нашего сына. Как много ценного в том, чтобы ребенок испытывал стабильность любви и поддержки, сосредоточенной на Христе, по мере того, как он или она рос и открывал для себя этот мир! Я смиренно и взволнован тем, что могу сыграть свою роль в создании этой безопасной, заботливой, ориентированной на Христа среды для всех студентов, преподавателей и семей Lighthouse».

ЧЛЕНЫ AT-LARGE

ЭШТОН ДЕННИС
У Эштона и его жены Эшли двое детей, Шотландия и Рослин, которые посещают Маяк. Помимо Скотти и Рози, Деннисы являются лицензированной приемной семьей и работают на местном уровне с Олив Крест, чтобы обеспечить передышку для детей. Эштон гордится тем, что является выпускником Университета штата Вашингтон, а также юридического факультета Университета Сиэтла, и уже почти десять лет практикует в округе Пирс. Эштон и Эшли очень благодарны за Христоцентричное образование, которое их дети получают в Lighthouse. Для развлечения семья Денниса может отправиться на прогулку в своем туристическом трейлере, на рыбалку или в гольф, когда позволяет погода на северо-западе. Имея маленьких детей, Эштон и Эшли очень рады быть частью такого замечательного сообщества в Lighthouse.

ЭРИКА ФРАНК
Эрика и ее муж Ник живут в Гиг-Харборе последние 10 лет. У них две дочери и сын. Обе их дочери будут посещать Маяк осенью (детский сад и второй). Эрика окончила Портлендский университет и была дипломированным бухгалтером до 2015 года, когда решила остаться дома и воспитывать детей. Помимо воспитания детей, она добровольно помогает нашему сообществу молодых подростков. Она является активным защитником детей, особенно в отношении образования. В течение последних нескольких лет Эрика была тренером группы поддержки в средней школе Гиг-Харбор и в Беллармине. Ник и Эрика посещают Life Center в Такоме и чувствуют себя счастливыми, будучи частью сообщества Lighthouse. «Для меня большая честь быть в совете директоров этой удивительной школы. Маяк — это лучшее из обоих миров, сочетающее в себе высочайшие академические стандарты и дающее детям благочестивое мировоззрение. Личные отношения, развитые здесь, делают это больше, чем образование. Я с нетерпением жду выполнения миссии школы по подготовке лидеров, сосредоточенных на Христе, на долгие годы».

ПИТЕР ГОННАСОН
Питер и его жена Молли познакомились благодаря участию в служении Young Life. В настоящее время они проживают в Гиг-Харборе и воспитывают трех прекрасных дочерей (Софи (7 лет) — ученица 2-го класса и в Маяке, Элли (5 лет) и Грейс (2 года). Питер окончил Тихоокеанский лютеранский университет (бизнес-финансы) и получил степень магистра. Он получил степень бакалавра делового администрирования в Вашингтонском университете.  В настоящее время он работает торговым представителем медицинского оборудования в районе Пьюджет-Саунд. В свободное время Питер любит отдыхать с семьей и друзьями, играть в гольф, работать во дворе и читать. «Для меня большая честь и привилегия служить студентам, сотрудникам и преподавателям Lighthouse в качестве члена правления. Я рад видеть, как Бог работает через христианскую школу Lighthouse, чтобы сделать учеников Иисуса и сиять Его светом в этом сообществе» 9.0006

МАЛИ ХОКИНС
Мали и ее муж Рилан вернулись в Гиг-Харбор в 2021 году со своими тремя дочерьми (Рози, Това и Бринн). Мали — семейный и семейный терапевт, специализирующийся на женских проблемах и перинатальном психическом здоровье. Ей нравится делить свое время между частной практикой и ролью мамы для девочек. Как выпускница Lighthouse, она очень рада вернуться и стать частью удивительной работы, ежедневно проделываемой в сердцах и умах студентов. Семья Хокинсов любит проводить время с большой семьей и друзьями, играть в пиклбол, кататься на лодке и вместе отдыхать дома. «Я очень рад возможности служить школе и сообществу, которые так благословили меня как молодого человека. Для меня большая честь работать с остальными членами правления, чтобы продвигать миссию Lighthouse и вносить каждый из наших уникальных даров».

ЭНДРЮ МОРЕН
Семья Морен счастлива работать с Lighthouse с 2005 года. Жена Эндрю, Трейси, работала в администрации средней школы, а их дети, Эллисон и Натаниэль, посещали школу с детского сада до 8-го класса. Эндрю является основателем и президентом компании Fireshield, Inc. На протяжении более 30 лет он поделился своим опытом в области противопожарной защиты в более чем 1000 проектах по модернизации зданий на северо-западе Тихого океана. Он основал компанию по разработке программного обеспечения для пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности, которая помогает начальникам пожарных служб, инспекторам служб и владельцам собственности управлять проверками систем. Он является одним из основателей OURChurch в Юниверсити Плейс, где служит по выходным. Эндрю посещает Библейскую семинарию Завета в Лейквуде с 2016 года, где он получил степень бакалавра богословия и магистра библейских исследований. Он также ведет семинар по лидерству под названием Inspired Incorporated , которая помогает людям разрабатывать инструменты для согласования их миссии с Иисусом. Эндрю любит писать, путешествовать и заниматься фитнесом. Он любит проводить свободное время с семьей. «Наши дети приписывают свои духовные и академические силы партнерству, которое мы установили с Lighthouse. Школа укрепила библейские принципы, которым мы учили дома, и еще больше благословила нас тем, что стала местом, где Святой Дух наполнял нас каждый день. Я благодарен и горжусь ответственностью защищать эти благословения для всех семей LCS».

БЛЕЙК ПЕРРИ
Блейк и его жена Шомони живут в Гиг-Харборе, у них четверо детей (Грейсен, Логан, Джейс и Козетта). Родом из южной Калифорнии, он нашел свой дом на северо-западе Тихого океана. Он пластический и реконструктивный хирург лица, а также входит в правление Медицинского общества округа Пирс. Блейку нравится проводить время со своей семьей и друзьями, тренировать молодежные виды спорта и вести активный образ жизни на открытом воздухе. Он и его семья чувствуют себя счастливыми, будучи частью сообщества Lighthouse, и рады возможности помочь служить в правлении.

ДЕБ РОБЕРТСОН

Деб замужем за Гэри. У них двое детей, оба выпускники Lighthouse, и двое внуков. Деб окончила Тихоокеанский лютеранский университет со степенью преподавателя K-12 и специальным сертификатом по диагностике и коррекции чтения. Преподавала как в государственных, так и в частных школах. Она была владельцем бизнеса и была одним из основателей христианской школы Lighthouse. Деб работала в группе преподавателей LCS, а затем в течение 21 года занимала должность директора министерства по делам детей и семьи в пресвитерианской церкви Чапел-Хилл. Маяк всегда занимал особое место в ее сердце, и она рада служить Господу и школе в качестве члена правления.

ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ СОВЕТА

ТРОЙ АЛСТЭД

Трой  Алстед два срока входил в состав Совета и возглавлял Финансовый комитет в качестве казначея школы. Он является основателем и президентом Ocean5 и Table 47 в Гиг-Харборе. В настоящее время Трой входит в советы директоров Levi Strauss & Company, Harley-Davidson, Topgolf International, OYO Global и Array Technologies. Он также входит в состав Консультативного совета EarthLab, инициативы Вашингтонского университета. В начале 2016 года Трой ушел из Starbucks Corporation после 24 лет работы в компании, совсем недавно он занимал должность главного операционного директора, руководя повседневными глобальными операциями компании. Ранее он занимал должности президента группы, главного финансового директора и главного административного директора, а также провел более десяти лет в международном бизнесе Starbucks, включая должности старшего руководителя Starbucks International, президента Европы, Ближнего Востока и Африки со штаб-квартирой в Амстердаме. Главный операционный директор Starbucks Greater China со штаб-квартирой в Шанхае и представитель-директор Starbucks Coffee Japan со штаб-квартирой в Токио. У Троя и его жены Конни четверо детей, которые закончили Маяк.

РИК БАРНИ

Рик Барни, обладающий обширным опытом работы в качестве корпоративного юриста и судебного юриста, благословил наш Совет своим глубоким пониманием делового права. Он и его жена Барб являются бабушкой и дедушкой одного выпускника LCS, а также двух нынешних студентов LCS. У Рика огромное сердце для Господа и для служения другим. Барни любят проводить время со своей семьей и путешествовать на Гавайи.

ДИОН РЮРИК

Дион Рюрик и ее муж Грег — одна из семей-основателей христианской школы «Маяк». За свою 18-летнюю историю работы в LCS Дион занимала множество должностей в совете директоров, начиная от комитета по строительству и отделу кадров и заканчивая председателем совета, и эту должность она занимала много лет. Четверо детей Рюриковичей прошли через Христианскую школу «Маяк». «У меня было желание помочь создать школу солидных ученых, основанную на Слове Божьем… и желание создать наилучшую среду обучения для моих детей и других», — говорит Дион. Ей нравится быть домохозяйкой и волонтером, а также заниматься садоводством, шитьем, верховой ездой… и семьей.

MARK SOUPISET

Марк входил в совет директоров с 2008 по 2015 год, включая шесть лет в качестве председателя совета директоров. За время его пребывания в должности LCS пережила период улучшения финансовой устойчивости и роста числа учащихся, а также разработки и реализации своего 10-летнего стратегического плана (2013 г.). Марк является директором по связям с общественностью USAA, диверсифицированной финансовой компании из Сан-Антонио, которая обслуживает военное сообщество и их семьи. У Марка и его жены Робин трое детей, и сейчас они живут в Сан-Антонио. Они являются членами Первой баптистской церкви Сан-Антонио.

ДЕННИС ТРИТТИН

Председатель правления в течение 3 лет, а теперь почетный член, Деннис является родителем двух выпускников Lighthouse – Майкла, выпускника Университета Пеппердин, и Лорен, которая учится на магистерской программе в Тихоокеанском университете Сиэтла. . Триттины пришли в Lighthouse в 1995 году и с тех пор участвуют в нем! Вышедший на пенсию портфельный менеджер Russell Investments, Ден теперь перешел к новой страсти в качестве издателя, автора, педагога и наставника. Его страсть заключается в том, чтобы вооружить молодых людей лидерскими/жизненными навыками, необходимыми им для достижения успеха. Дэн входит в состав Финансового комитета и является наставником администраторов LCS. Когда его спросили, почему Ден служит в Lighthouse, он ответил: «Из-за моей страсти к молодежи, огромной потребности в благочестивых лидерах в этой стране, невероятного фундамента, который LCS дал нашим детям, и моей любви к этому сообществу». Большой поклонник гольфа, Ден также любит отдыхать в округе Дор, штат Висконсин, проводить время с семьей и друзьями, а также любые возможности быть с молодежью.

КИП ВАНДЕВЕНТЕР

Кип вышел на пенсию после 32 лет работы в страховой отрасли в качестве коммерческого страхового брокера и финансового директора своей фирмы. Веря в то, что он приносит пользу своему сообществу, он входил в состав многочисленных советов, в том числе шесть лет работал в совете францисканского фонда. Кип влюбился в миссию LCS в течение десяти лет, когда его жена Линда работала учителем, а затем на административных должностях. Он продолжал работать в финансовом комитете и консультировать школу по вопросам страхования. Он также был в других комитетах в последние несколько лет.

Восстание Рюрика Глава 17

Сегодня, после отъезда Отто, Рюрик завербовал более сорока детей.

Самому старшему из этих детей всего девять лет, а самому младшему всего шесть лет. Хотя их рост и вес неодинаковы, они не отличаются. Рюрик особенно подмечал, что каждый самый

Их объединяет то, что они довольно тонкие.

Большинство из них, вероятно, вырастут коренастыми мужчинами, и, по крайней мере, сейчас у них нет такого потенциала.

В конце концов, они были его ровесниками, и Рюрик прикинул, что поскольку он сын вождя, то обычно лучше ел и пил. Кроме того, он был довольно худым, а другим было бы только хуже.

Это снова было на холме к западу от Розбурга. Через несколько дней Рюрик почувствовал, что горный ветер еще более опустошает, а климат становится все холоднее и холоднее.

Редкие леса время от времени опадают, и мало птиц задерживается.

Рюрик, одетый в ситцевый плащ и небольшой кожаный плащ, собрал здесь всех завербованных им людей.

За исключением первых десяти человек, остальные пришли сюда сегодня.

Кого-то подтянули друзья, а кто-то просто хотел научиться специальным боевым навыкам.

Хорошо! Поединок Рюрика с Кануфом много дней назад стал известен, а уникальная техника подчинения стала не только темой для разговоров, но и желанием научиться у многих детей.

Рюрик также использовал свой собственный капитал, чтобы завербовать в общей сложности сорок пять человек, но, к сожалению, это число не оправдало его психологических ожиданий.

Первые десять человек станут образцами для подражания, и каждый из них может стать командиром отряда.

Собралась группа кричащих детей, и Рюрик публично поднял деревянный меч, призывая всех к тишине.

«Хорошо, ребята! Вы все смотрите на меня!»

«Я Рюрик, сын Оттона! Тот, кого звали Благословением Одина. Вы, должно быть, собрались здесь сегодня из недоверия ко мне. Итак, с сегодняшнего дня я ваш брат.»

«Братья, однажды мы будем, как те взрослые, уплыть на лодке и сразиться с самым злобным врагом…»

Рюрик проводит здесь лозунговую мобилизацию, и он надеется усилить сплоченность группы одним ртом.

Неожиданно старший ребенок вдруг закричал: «Бороться, как мой отец? Ну, он мертв.»

Рюрик увидел ребенка с первого взгляда. Он был выше самого себя. Когда он говорил о смерти отца, он не выказывал никакой печали, только некоторые сожаления.

«Брат, как тебя зовут?» — почтительно спросил Рюрик.

Увидев мальчика, выходящего из толпы, он снял свою кожаную шапку, обнажив почти безволосую голову.

Конечно, мужчина не был лысым, он просто сбрил волосы, прижав ножом к голове, чтобы не завелись вши. На самом деле, многие из клана Рот так и поступили. после всего

Они более охотно очищают свое тело, чем другие европейские группы.

Эта лысая голова доставляла Рюрику много сенсорной стимуляции.

«Меня зовут Фиск, мне всего девять лет, и многие называют меня лысым Фиском. Я слышал от мамы, что в год твоего рождения мой отец погиб от рук готландцев.

Я хочу отомстить, но я слишком слаб. Рюрик, ты это понимаешь? »

Многие соплеменники викингов с удовольствием называют себя прозвищами или принимают прозвища, данные другими. Ведь у них нет понятия о фамилиях, а имена, которые они берут, скорее всего, будут громоподобными.

Также добавьте псевдоним для повышения узнаваемости.

«Я…» Рюрик на мгновение задохнулся и, немного поколебавшись, спросил: «Значит, ты здесь, чтобы узнать что-то новое».

Фиск кивнул. «Хотя тебе всего семь лет, мы все верим, что в будущем ты станешь нашим лидером. Так что, если ты станешь лидером, наш флот подвергнется нападению этих островитян Готланда, тогда что мы будем делать?»

Это детский вопрос? Проблема слишком реальна!

Рюрик сохранил самообладание,

В конце концов, либо он из тех, кто пропагандирует варварство, либо живет в такой пустынной и опасной среде. Я боюсь, что варварство — это способ выжить. Рюрик задумался на мгновение, затем притворился спокойным и сказал: «Конечно, это контратака! Мы должны использовать сильную контратаку, чтобы они никогда не могли напасть на нас».

В этот момент на лице Фиска появилась довольная улыбка: «Да. Мы уничтожим их всех без пощады. Мы припишем награбленные ими сокровища нам. В то время мы все сможем разбогатеть.»

После нескольких коротких разговоров Рюрику стало совсем не по себе. Глядя на Фиска, которому было всего девять лет, у этого человека был просто бандитский менталитет.

Нет понятия греха, просто жить любыми средствами? Менталитет Фиска тоже слишком примитивен.

Неужели жизнь должна быть такой жестокой, этот Фиск и другие дети, такие как Фиск, которые живут местью? Только ради грабежа?

Если у детей этой группы есть только эта идея, то у группы нет будущего.

Ведь простые бандиты со временем будут уничтожены более продвинутыми группировками.

Рюрик вообще не считал эту бредовую идею, так называемая сила должна быть средством самозащиты, а мирное развитие было последним словом. Особенно в эти неспокойные времена,

Население важнее всего, и чья-то смерть для племени немалая потеря.

Более того, всего за несколько лет наблюдений Рюрик обнаружил, что каждый раз, когда его отец думал о сокровищах, принесенных Свигом Свиггом, что это за сокровища? Возможно, самое дорогое — это мед и власяница. Так что жители Готланда тоже бедны.

У группы бедных бандитов нет абсолютно никакого будущего, чтобы грабить другую группу бедных жителей племени.

Рюрик глубоко запомнил этого «лысого» Фиска и его «великие» идеалы.

Рюрик уселся и снова посмотрел на всех: «Ладно, ребята, дальше я вас разделю на пять команд, по девять человек в каждой. Кануф!»

«Я здесь!»

«Пусть братья выстроятся, а ты встань передо мной первым.»

Таким образом, за исключением Кануфа, девять из первых десяти человек выстроились в аккуратную горизонтальную линию.

Рюрик тогда приказал: «Другие, выстраивайтесь за ними, только по пять человек в каждой шеренге. Помните, один человек — ваш бригадир».

Как только слова упали, толпа быстро зашумела. Многие дети вообще растерялись. Видя их равнодушие, Рюрику ничего не оставалось, как покачать головой.

Видимо, словесные команды им были слишком сложны.

В крайнем случае Рюрику пришлось уйти с корта лично, и даже с помощью Кануфа он выхватывал людей из толпы и по одному вставлял в команду.