Проводы русалки: Проводы русалки

Содержание

Проводы русалки





Проводы русалки

Все века

РЕЛИГИИ МИРА




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ



Проводы русалки


“Русалки”, проводы русалки,
похороны русалки, изгнание русалки, летний
праздничный обряд русского народа, уходящий
корнями в языческие времена и сохранивший
некоторые пережитки древних суеверий. А.С.
Петрушевич, который создал как бы сводный
календарь на 1866, включавший упоминание или
описание обычаев разных районов расселения
русских, дает название “русальной” (а также клечальная, семицкая, зеленая, “зеленые святки”)
как неделе перед Троицей, так и следующей после
Троицы. Соответственно и “Русалкин Велик день”
отмечен в этом календаре как на семицкий четверг,
так и в четверг недели после Троицы.


В Орловском у. (Орловской губ.) неделя
после Троицы называлась “русальскою” и
сопровождалась увеселениями молодежи,
отличающимися, по словам местного жителя, от
празднования в других селениях даже этой же
волости. В течение недели каждый вечер молодежь
обоего пола, включая и замужних женщин,
собиралась на улице Братского — песни, пляски
под гармошку, шутки продолжались до утра.
Допускались и “нескромные заигрывания”. Тайком
от молодежи двое пожилых людей готовили себе
маски — “рожи” и костюмы “русалок”. Женщина
делала из холстины мужскую “рожу” с широкой
длинной бородой из “замашек” и одевалась в
мужской костюм, а мужчина надевал женскую маску
из такого же материала и женский наряд.


В субботу вечером, когда вся молодежь
собралась уже на улице и стемнело, двое,
изображавшие “русалок”, прячась, огородами,
расходились на разные концы этой улицы и потом
одновременно двигались к “карагоду”. Парни и
девушки, увидев их, бросались врассыпную с
криками: “Ох, русалки, русалки идут!” “Русалки”
гонялись за беглецами, ловили, щекотали;
пойманный “сначала смеется, потом уже кричит со
слезами в голосе”. “Русалки” так пощекочут
человек трех-четырех, а после, когда народ
освоится с ними, все опять сходятся в карагод.
Сначала плясали “русалки”, выкидывая забавные
коленца, потом включалась молодежь. Во главе с
“русалками” все отправлялись в ближнюю деревню
Нахлестово, где песни и пляски продолжались
почти до рассвета.


На следующий день — в воскресенье, после
обеда, парни нескольких деревень сходились все
вместе. Рослого и плотного парня наряжали
“видмедем”. Другой — “поречистее и
находчивее” — избирался на роль “вожака”. Под
звуки ударов печной заслонки о ведро ходили от
двора ко двору по всем трем деревням,
демонстрируя перед окнами сценки с участием
“медведя” и “вожака”, которые “в былое время
нижегородские вожаки проделывали с настоящими
медведями”. Парней сопровождала большая толпа
народа всех возрастов, каждая шутка исполнителей
награждалась дружным хохотом. Таким образом,
представление ряженых разыгрывалось не только
для хозяев домов, но для всех желающих. Хозяин или
хозяйка выносили пару яиц или 1—2 копейки.
Вечером этого дня молодежь снова собиралась на
обычном месте, чтобы веселиться до рассвета. С
наступлением темноты опять появлялись
“русалки” и проделывали то же самое. В эту ночь
заканчивалась праздничная неделя, начинался
Петров пост.


Хождение с “медведем и вожаком”
накануне Петрова поста явно обнаруживает
сходство, даже прямое повторение, с ряженьем
молодежи на Святки. Такое же сходство со
святочными увеселениями прослеживается в
ряженье лошадью на русальной неделе. Что же
касается “русалок” в виде мужика и бабы, на
первый взгляд они представляются специфичным
явлением весенне-летнего цикла. Однако
знакомство с описанием рождественских
развлечений этих же деревень обнаруживает
персонажей, очень сходных с теми “русалками”,
которые пугали молодежь на рубеже весны и лета.


Крестьянки д. Братское рассказывали
корреспонденту Тенишевского бюро, что “у коляду
под Рождество” двое жителей деревни наряжались:
“обертываются дерюгой, што ночью одеваются,
когда спать ложатся, берет баба палку, мужик
безмен”. Когда темнело и зажигались огни “по
хатам”, эти двое отправлялись ходить по домам,
начиная с крайнего жилья на конце деревни. У “баб
и девок” они требовали пряжу — кто сколько успел
напрясть до Рождества. Все несли свои клубки, и
ряженый мужик взвешивал их. Тех, кто мало напрял,
щекотали. “Баба хоронится от них на печку, а они и
туда лезут ее щекотать. Ребятишки от страху крик
поднимают. У мужиков лапти спрашивают: кто мало
наплел — того тоже щекочут”. Так обходили всю
деревню.


В этом рассказе о рождественских
хождениях по домам весь стиль поведения
постоянных персонажей повторяет героев
русальной недели. Скорее всего, и исполнялись эти
роли одними и теми же лицами, обладавшими
определенными актерскими способностями.


Отметим вариант увеселений молодежи с
воплощением образа “русалки” совершенно иного
типа. В с. Турках Балашовского у. Саратовской губ.
от Пасхи до заговенья на Петров пост мужская и
женская молодежь собиралась вместе вечерами на
улице “для разных игр, песен и хороводов”. Эти
сборища назывались здесь “зарянки”. В день
заговенья собиралась огромная толпа — “человек
в 1000” — молодых женщин, мужчин, девушек и детей
“провожать русалку”. В хороводе появлялась
девушка в белой одежде, украшенная цветами, с
распущенными волосами — ее называли
“русалкой”. Она становилась центром плясок под
гармошку и песен. На этом гулянье принято было
обливать водой всех, кто зазевается.


В Моршанском у. Тамбовской губ.
“праздновали русалку” не на заговенье, а в
первый день Петрова поста. Обычай обливать водой
здесь был отделен от хоровода: с утра ходили по
домам с ведрами и обливали друг друга, а потом
одевались празднично и водили по деревне
“карагоды”. “Проводы русалок” в первый день
Петрова поста описаны и для Лебедянского у.
Тамбовской губ. по материалам села Доброго.


Традиция сроков русальной недели имела
местные различия, которые сводятся в XIX в. к двум
вариантам: неделя до или после Троицы. В
последнем случае иногда с выходом на первый
понедельник поста. Напомним, что в письменных
источниках средневековой Руси встречается
понятие “русальная неделя”.


В Мещовском у. (Калужская губ.), по
сведениям 1849, русальной считалась неделя перед
Троицей. О таком же расположении русальной
недели говорит применение на Вологодчине в XIX в.
названия “русалка” к Семику: “На Русалку
завивают, на Троицу развивают венки”. Однако
большая часть выявленных нами описаний помещает
русальную неделю между Троицким и Всесвяцким
(всех святых) воскресеньями церковного
календаря. В Суджанском у. Курской губ. бытовало
понятие “Русалкин Велик день” применительно к
первому четвергу после Троицы.


Проводы “русалки”, подобно “похоронам
Костромы” (см.: Троицкие гуляния), в некоторых
местах знаменовали окончание хороводов накануне
Петровского поста. Как и на проводах Масленицы, все
(включая тех, кто считал возможным участвовать в
игре-обряде) решительно переходили к строгому (не
только в пище, но и в духовном смысле) состоянию
наступающего православного поста (см.: Пост).


М.М.
Громыко




Далее читайте:


Русалки, по языческим поверьям
русских, души девушек, умерших до брака.


 

 


 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

«Проводы русалки» в Великом Бору

Есть в местечке Великий Бор, что на гомельской земле, старинное народное поверье о русалках. Как отпразднуют Троицу, так начинается «русальная неделя». Эти самые русалки выходят из лесов, рощ и болот поближе к жилью сельчан. Да только помыслы у них совсем не добрые. Того и гляди нашлют гибель на урожай, у коров пропадет молоко, а дружные соседи вмиг станут заклятыми врагами.

Сегодня в агрогородке Великий Бор Хойникского района 720 жителей. Галина Алексеевна Хорошко тут родилась, тут всю жизнь проработала с 1950 года. Окончила Великоборскую восьмилетку. 9—10-й классы отучилась в соседнем селении в пяти километрах. Это теперь в Великом Бору есть своя школа с 11-ю классами. Раньше еще и баня, и общежитие действовали. Галина Алексеевна никуда из родной деревни не уезжала, даже в санатории.

— Хатка у нас с мамой была маленькая. Стал строиться совхоз, но мне квартиру не давали, а хотелось жить получше. Вот и пошла работать в совхоз, получила свою квартиру. Последнее место работы было в полеводстве. Даже в газете написали: «Кто такая Галина Хорошко? Она всегда на земле. Куда бы ее ни послали, всегда показывала себя с хорошей стороны».

У Галины Алексеевны две дочери. От них три внука и внучка. Десять лет как не стало мужа Петра, и живет Галина Хорошко одна. В былые времена держала и корову, и свиней, и кур, сеяла и растила, урожай убирала — все сама, своими руками. Теперь хозяйство и двух коров держит дочь и помогает матери. Вообще, говорит Галина Алексеевна, в селе народ трудолюбивый, умеет ценить труд, урожай и отдых.

Галина Хорошко с малых лет помнит, как в Великом Бору проводят обряд «Проводы русалки» — символ изгнания этих существ подальше от человеческого жилья. Русалку выгоняют в поле, тем самым очищая село от нечисти, чтобы жилось спокойно, чтобы были здоровье и благополучие.

— Эти русалки — вредные сущности. Живут в прудах, в других водоемах, в канавах. Могут выйти к людям и начать пакостить. Коням могут гривы заплести, потом попробуй распутай! Могут утащить детей и утопить. Да! Возьмет русалка пучок ячменя или ржи, завьет «завитку» да подбросит соседям. И те, что дружно жили, начинают ссориться, завидовать друг другу!

В былые времена русалку в Великом Бору водили в оба конца селения. На роль Русалки выбирали молодую незамужнюю девушку. Из ветвей, трав и цветов мастерили ей зеленый наряд. Каждый год и стар и млад с нетерпением ждали, когда Русалка в сопровождении охранников пойдет по селу. На роль охранников выбирали молодых парней, а шествие сопровождалось обрядовыми народными песнопениями. Сами селяне надевали праздничные наряды, вышитые своими руками платья, кофты и передники.

— Я еще совсем маленькая была, — рассказывает Галина Хорошко, — помню, сидим, ждем, пока русалку вести будут. Ухвачусь за мамкину юбку и идем вместе. А тогда по условию обряда по ногам крапивой жарили! Бежишь и так боишься, чтобы только крапивой не припекло.

Сегодня в Великий Бор поучаствовать в обряде «Проводы русалки» приезжают школьники и народные коллективы. Услышав об обряде, из Хойников приехали ученицы 3-й школы и гимназии, чтобы узнать, как все происходит, и поучаствовать самим. Признались, что все это для них в новинку — венки плести, песни разучивать, но очень интересно узнать, как это делали их бабушки. Участницы ансамбля «Спадчына» в обряде принимают участие далеко не первый раз. Некоторые из них сами уроженцы Великого Бора и хорошо знают все этапы действа.

— Мы приезжаем каждый год, нам очень нравится этот обряд, ведь он взят из жизни. Как в старину водили, так и сегодня. Мы еще в детстве гоняли русалку по ржи. Когда ведем русалку, все люди выходят, и бабульки, и старички, и молодежь за нами идет. И, самое главное, детки маленькие все это перенимают — приехали из городов к деду с бабкой на каникулы и идут с нами. Поверье такое, что вот проведем русалку, и будут у нас добро, богатство, хороший урожай, детки будут рождаться. И беда нас обойдет стороной.

В этот раз накануне «Проводов русалки» по Великому Бору прошлась буря, сбило листья, обломало ветви деревьев. У местных жителей есть свое поверье, нарушать которое нельзя. Во время всей «русальной недели» нельзя работать ни в поле, ни в огороде. На поле можно было появляться только в крайнем случае и только в светлое время. Выйти можно было с кем-то на пару, иначе русалки могли погубить весь урожай или завлечь на дно речное и утопить. Говорят, женщины даже не шили и не пряли, иначе все их работы утаскивали русалки.

— Эту неделю еще называют «градовой», — рассказывает Галина Хорошко, — землю на этой неделе шевелить нельзя, иначе может побить градом урожай. Некоторые в это не верят, говорят, мол, что вы знаете… И вот пожалуйста, кто-то нарушил правило — деревья поломало, градом побило, лило как из фонтана!

Жанна Хорошко и ее муж Анатолий оба родились в Великом Бору, здесь же сыграли свадьбу и уже 43 года женаты. Анатолий 21 год проработал заведующим клубом, а Жанна работала контролером на заводе, потом в школе, наконец, стала в клубе художественным руководителем. Именно они не дали обряду угаснуть, возродив «Проводы русалки». Жанна Владимировна бережно сохранила песни, услышанные ею от бабушки.

— «Проводы русалки» водила еще моя бабуля. Она дожила до 90 лет. И до войны водили, и после войны. Мы детьми всегда бегали за бабушками и смотрели, как проводят русалку. Когда бабушка умерла, я еще была молодая, водить стало некому. Обряд приостановился. Когда мы с мужем пошли работать в клуб, то сразу возобновили «Русалку», снова начали водить. Бабушка мне еще при жизни передала «русальные песни». Тех стариков, что помнят их, уже не осталось, а я успела записать в тетрадку песни, когда бабушка мне их пела. Эти песни сохранились по сей день. Молодежь все больше в города уезжает. А мы, кому за 60, мамы наши, остаемся здесь. Моя мама тоже сегодня с нами. Уже не поет после болезни, но обряд не пропускает.

«Проводы русалки» оканчиваются в поле за деревней. Туда несут сплетенные из трав веночки, у каждого свой. А еще есть один большой обрядовый венок. Все они шествуют за русалкой. Там, у поля, разжигают костер. Теперь венки и малые, и большой нужно пронести над костром. От пламени они наделяются особой силой плодородия.

Перепрыгнуть через костер спешат и сами участники обряда: от беды и сглаза очиститься, а еще в прыжке успеть загадать сокровенное желание. Девочки молодые суженого желают, кто постарше — здоровья, дети — хорошей учебы. Каждый желает свое. Затем большой обрядовый венок разрывают на пучки. Селяне буквально бросаются на него, чтобы успеть ухватить хоть пару веточек.

— Все это неспроста, — поясняет Жанна Хорошко, — зачем же мы освящали венки, и маленькие, и большой? Каждый теперь занесет их на свой огород и положит на грядки. Чтобы хороший был урожай, чтобы густо росли огурцы, чтобы капуста была крепкая и широкая, как сам этот венок. Каждый кладет на разные овощи.

— Ветки от венка мать давала с наказом, — вспоминает Галина Хорошко, — надо было занести на огород. Огороды были далеко за хатами. Идешь, а рожь растет по одну сторону дороги и по другую. Мать приговаривала: «Смотрите, осторожно, а то выйдет русалка из жита и даст «смоловую цыцку». Как мы этого боялись! Бегом бежали через рожь к огородам.

Наконец, когда садится солнце, Русалка убегает в поле вместе со своими охранниками. Они стараются защитить русалку от сельчан. А сельчане стремятся догнать русалку — во что бы то ни стало нужно сорвать с нее зеленый наряд, оборвать листья, цветки и травы. Эта зелень также символ урожая, она считается наделенной особой силой. Сорванная с русалки листва, уложенная на огороде, усиливает плодородие и урожайность. С этого времени и до следующего года русалки больше не должны вредить людям. В 2016 году обряд «Проводы русалки» получил статус историко-культурной ценности Беларуси. Великоборцы хранят свой аутентичный обряд, который с давних времен спасает их селение от русалочьих проказ.

Виктор Чамковский
Фото Павла Кузьмина
Видео Павла Кузьмина и Виктора Чамковского

Что такое русалка? | Королевские музеи Гринвича

Что такое русалка?

Рассказы о русалках восходят к первым письменным источникам человечества, но много ли мы знаем о мифических морских существах?

Что такое русалка?

Русалка — мифическое морское существо, часто описываемое как имеющее голову и тело женщины и рыбий хвост ниже талии.

 

Истории о русалках существуют тысячи лет и охватывают культуры по всему миру — от прибрежных поселений в Ирландии до не имеющей выхода к морю пустыни Кару в Южной Африке. Английское слово «русалка» состоит из слов «просто» (древнеанглийское слово «море») и «горничная» (девушка или молодая женщина).

Что символизирует русалка?

Обладая такой богатой и разнообразной историей, символ русалки так же изменчив, как и само море. В некоторых культурах русалка означает жизнь и плодородие в океане. В других она олицетворяет разрушительную природу воды, заманивая моряков на верную смерть, служа предзнаменованием штормов, бушующих морей и бедствий.

 

Вот несколько мифов и легенд о русалках, дошедших до наших берегов: 

Африка: Мами Вата

Скульптура африканского водяного духа Мами Вата. Нигерия (игбо). 1950-е годы. Дерево, пигмент. Оригинал находится в Институте искусств Миннеаполиса

 

В Западной, Южной и Центральной Африке существует множество сказок о мифических духах воды по имени Мами Вата (что означает «Вода как Мать» или «Мать Вод»).

 

Поскольку эти духи или божества происходят из множества африканских культур с древними корнями, их идентичность не имеет ничего общего. Пол Мами Вата изменчив, то есть иногда она может появляться как мужчина или женщина. Духу поклоняются как за его доброжелательность, предлагая красоту, исцеление и мудрость, так и за то, что он защищает от стихийных бедствий.

 

После колониализма и роста работорговли в 1600-х годах истории и верования Мами Вата распространились по всему миру и остаются важным источником духовной связи с африканскими общинами, стремящимися восстановить свои традиции и культурную самобытность.

Древняя Греция и Рим: сирены и русалки

Русалки греческой и римской мифологии очень близки внешнему виду и характеру европейских мифов, о которых мы думаем сегодня.

Многие древнегреческие мифы отождествляют сирен с русалками. Однако, хотя у них много общих характеристик, теперь они рассматриваются как два разных объекта.

В известной греческой сказке утверждается, что сестра Александра Македонского, Фессалоника, после своей смерти в 295 г. до н.э. превратилась в русалку и жила в Эгейском море.

 

Всякий раз, когда проходил корабль, она задавала матросам один вопрос: «Жив ли король Александр?» Если бы моряки ответили правильно, заявив: «Он живет, царствует и покоряет мир», Фессалоники позволили бы кораблю продолжить свой путь. Говорили, что любой другой ответ разозлит ее, и она вызовет бурю и обречет судно и его матросов на гибель в море.

Восточная Европа: Русалки

Русалки, часто переводимые как «русалки», — водяные нимфы из славянской мифологии.

Первоначально считавшиеся благожелательными духами плодородия и земледелия, в 1800-х годах Русалки приобрели более зловещее название. Считалось, что это призраки женщин, которые утонули насильственной смертью. В гневе и печали русалки теперь заманивали мужчин и детей в свои водные могилы.

Ирландия — Мерроу

Самки мерроу своей красотой и длинными зелеными волосами напоминают наши традиционные представления о русалках. Их аналог, мерроу-самец, считается гротескным, жестоким и больше похоже на рыбу, чем на человека. Говорят, что из-за безжалостного характера самцов мерроу эти существа вступают в отношения с людьми.

Юго-Восточная Азия — Суваннамакча

Фрески Рамакиен, изображающие встречу героя Ханумана с русалкой Суваннамакча, Ват Пхра Кео, Бангкок, Таиланд (Фрески Рамакиена, изображающие встречу героя Ханумана с русалкой Суваннамакча, Ват Пхра Кео, Бангкок, Таиланд (1831 г.)

 

Фольклор Юго-Восточной Азии включает в себя историю о принцессе-русалке Суваннамачче (что означает «золотая рыбка»). через море

 

Его планам мешает Суваннамакча, которому было приказано предотвратить завершение строительства дамбы. Эти двое встречаются и влюбляются, и Суваннамачча в конечном итоге помогает Хануману завершить путь. Русалка теперь считается вестником удачи, а ее фигура изображена на амулетах, лентах и ​​значках по всей Камбодже, Таиланде и Лаосе.

Шотландские острова и Шотландия — Селки

Хотя шотландский селки и не совсем «рыбный», его часто связывают с мифологией русалок.

 

Эти изменяющие форму существа живут как тюлени в море и превращаются в людей на суше. В гэльских историях их часто называют «майдин-мхара», что означает «морская дева». В их рассказах селки — неуверенные существа. Есть истории о том, как они заманивали людей в воду, но есть и другие, когда они сбрасывают тюленьи шкуры, женятся на людях и создают семьи.

 

Эти сказки обычно заканчиваются трагедией, когда селки возвращаются в океан со своими любимыми или без них.

Западная Европа: Мелюзина

Женский дух из многих средневековых европейских сказок, Мелюзина имеет змеиный или рыбий хвост, а иногда и крылья. Венгрия, Франция и Германия по-разному относятся к Мелюзине. Самая известная легенда описывает ее как своенравную девушку, которая пытается отомстить своему человеческому отцу от имени своей матери-волшебницы, но мать наказывает ее хвостом.

Современные символы

«Человек моря» — скульптура Евы Шеперд. По заказу Королевских музеев Гринвича скульптура была создана после того, как Шеперд провела два года, работая с трансгендерной и гендерно разнообразной молодежью в Mermaids UK.

 

Совсем недавно фигура русалки была принята трансгендерной молодежной сетью Mermaids UK.

 

Основанная в 1995 году, эта организация поддерживает детей и молодых людей, которые являются трансгендерными и/или гендерно разнообразными. Символ русалки представляет собой мощный символ для сообщества из-за способности русалки трансформироваться. При отсутствии физических гениталий пол русалки не имеет значения.

 

Человек моря — скульптура Евы Шепард. По заказу Королевских музеев Гринвича скульптура была создана после того, как Шеперд провела два года, работая с трансгендерной и гендерно разнообразной молодежью в Mermaids UK.

Каково происхождение русалок?

Неизвестно, как далеко в прошлое человечества заходят наши истории о русалках — возможно, с тех пор, как мы впервые начали находить существ в море. Археологи нашли упоминания в месопотамской мифологии об Оаннесе, боге-рыбе-мужчине, существовавшем более пяти тысяч лет назад.

 

Одна из самых ранних легенд о русалках появилась в Сирии около 1000 г. до н.э., когда богиня Атаргатис нырнула в озеро, чтобы принять облик рыбы.

 

Поскольку боги не позволили ей отказаться от своей великой красоты, только ее нижняя половина стала рыбой, а верхнюю половину она сохранила в человеческой форме. Археологи находили фигуру Атаргатиса на древних храмах, статуях и монетах.

 

Хотя у ранних бриттов, таких как кельты, есть сказки о русалках, иллюстраций к ним обнаружено не было.

 

Самое раннее изображение русалки в Англии можно найти в нормандской часовне в замке Дарем, построенной около 1078 года саксонскими каменщиками. Это странная резьба с русалкой рядом с двумя леопардами и несколькими сценами охоты. Историки считают, что русалка символизирует душевные искушения.

Русалкам повезло?

В фольклоре моряков русалки олицетворяют как удачу, так и несчастье. Как моряки проводили месяцы, а иногда и годы, путешествуя по бескрайним океанам; неудивительно, что поверья и суеверия о фигурах, управляющих непредсказуемой погодой, появлялись в морских рассказах на протяжении веков.

 

Противоречивые характеры русалки, одновременно прекрасной и соблазнительной девушки и чудовищного морского существа, которое влечет за собой моряков на смерть, являются подходящим представлением дикой, жестокой, но увлекательной природы самого моря.

 

Русалки часто появляются в качестве носовых фигур на носу морских судов. Носовая фигура, популярная в 16-20 веках, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу корабля. Хотя использовалось множество различных украшений, русалки оказались популярными среди моряков, поскольку считалось, что они успокаивают море, обеспечивают хорошую погоду и находят безопасный путь обратно на сушу.

 

Ранние картографы, такие как Олаус Магнус, использовали морских чудовищ (включая русалок) для изображения опасных географических районов океанов — мест, где непогода и кораблекрушения были частыми.

 

По сей день кораблекрушения происходят часто, когда суда выходят на сушу. Посадка на мель может произойти по ряду причин, таких как изменение глубины воды или ошибки навигации, но это может объяснить, почему сирены или русалки, как говорят, собираются в этих регионах.

В чем разница между сиреной и русалкой?

Чернофигурный Кайликс (чаша) с сиренами. Аттика, Греция. 6 век до н.э.

В ранней греческой мифологии сирены были наполовину женщинами, наполовину птицами, и их часто путали с русалками. Это заблуждение привело к тому, что слово сирена использовалось вместо русалки, например, «сирена» по-французски.

 

В то время как русалки — существа неоднозначные с точки зрения морали, сирены, как говорят, всегда злонамеренны и опасны, привлекая моряков своими пленительными голосами к опасному скалистому побережью их острова.

 

В эпической поэме Гомера «Одиссея» главный герой привязывает себя к мачте, чтобы услышать пение сирен, не разрушив свой корабль. Именно из этой истории берет свое начало наш термин «песня сирены», относящийся к просьбе, перед которой трудно устоять, но если ее прислушаться, это приведет к катастрофе.

Сирены, цитируемые в классической литературе 

  • Аглаопа («Великолепный голос»)
  • Парфенопа («Девичий голос»)
  • Лигейя («Чистый тон»)
  • Лейкозия («белая субстанция»)
  • Тельксиопа («Чарующий голос»)
  • Тельксиноя («Очарование разума») 
  • Телксипея («Очаровательная песня»)
  • Пейсиное («Воздействующее на разум»)

Как изображают русалок в искусстве?

С таким богатым фольклором, в литературе и искусстве было множество изображений русалок.

Русалочка

Одна из самых известных историй — « Русалочка» Ганса Христиана Андерсена . Опубликованная в 1837 году в Копенгагене, Дания, как часть сборника детских сказок, эта история была адаптирована для многих различных средств массовой информации, включая театр, оперу и, что наиболее популярно, анимационный фильм Диснея в 1989 году. 

 

Версии сказки Андерсена и Диснея имеют заметные различия. В рассказе Андерсена принцесса-русалка теряет язык, чтобы получить ноги, и каждый раз, когда она ходит; ее боль сравнивают с «хождением по ножам». В то время как сказка Диснея заканчивается свадьбой героини и принца, история Андерсена несколько более трагична. Принцессе не удается снять проклятие, и принц женится на другой. Русалочка жертвует собой и в конечном итоге живет с «духами воздуха».

 

В 1909 году датскому скульптору Эдварду Эриксену было поручено создать статую по мотивам сказки Андерсена. Бронзовая скульптура остается популярной туристической достопримечательностью и символом Копенгагена с момента ее открытия в 1913 году.

Портрет Армады 

(© Национальный морской музей, Лондон) в кресло гос.

 

Историки расходятся во мнениях относительно того, является ли изображение русалки просто типичным элементом декора эпохи Возрождения или связано с двумя сценами с кораблями выше. Русалка может олицетворять способность Елизаветы обеспечивать спокойное море для ее английского флота и вызывать бурные штормы для ее испанских соперников, как русалка. Как бы то ни было, изображение представляет собой мощный образ одинокой королевы, проявляющей свою силу, когда ее подданные сражаются на море.

Мария, королева Шотландии, Русалка и Заяц

Аллегорический набросок Марии, королевы Шотландии, Эдинбург. c.June 1567

 

Интересно, что символ русалки также появляется в серии иллюстраций Марии, королевы Шотландии, двоюродной сестры Елизаветы и соперницы за трон. Однако эти наброски были сделаны с совсем другими намерениями. После убийства мужа Марии, Генри Стюарта (также известного как лорд Дарнли) 10 февраля 1567 года, эти аллегорические плакаты неизвестного происхождения начали появляться в Эдинбурге. Знаки намекают на Мэри как на русалку, а на ее будущего третьего мужа, Джеймса Хепберна, 4-го графа Ботвелла, как на зайца.

 

На этих символических рисунках русалка представляет фигуру искушения и проституции, а заяц — похотливое животное. В качестве пропаганды он продвигает Елизавету как добродетельную «королеву-девственницу», обвиняя Марию в смерти ее второго мужа и изображая ее проституткой.

 

В картине Джеймса Кларка Хука « Поймать русалку » (1883) мы наблюдаем слияние реальности и детских фантазий. Хук показывает маленького мальчика, вытаскивающего фигуру русалки из красивого, но бурного моря, в то время как двое других детей наблюдают за происходящим из-за скалы. Беззаботное название противоречит потенциально трагической катастрофе корабля, потерянного в море.

 

Поимка русалки Джеймса Кларка Хука

 

Франс Франкен — Аллегория: Государственный корабль

 

Франс Франкен I: Аллегория: Государственный корабль (конец 16 века)

 

16 Fransken– I ) картина «Аллегория: Государственный корабль» (конец 1500-х годов) Франкен изображает испанский корабль, наполненный католическими сановниками, пытающимися пройти путь через ряд коварных островов с вулканами, метеоритами, гигантами и волками. Аллегория названия отсылает к часто цитируемой метафоре древнегреческого философа Платона (сравнении управления государством с управлением военно-морским судном).

 

Картина намекает на политические потрясения того времени между Европой и Испанией и протестантское восстание против Римско-католической церкви. Впереди и в центре картины две русалки, любующиеся зеркалами. Русалки здесь могут олицетворять опасность кораблекрушения из-за слишком близкого приближения к скалам и тщеславие фигур на борту.

 

Эвелин де Морган — Морские девы (1886)

 

Эта красивая картина де Моргана (1855-1819 гг.)19) изображены пять русалок, обнимающих друг друга и смотрящих на зрителя, возможно, в сторону береговой линии.

 

Картина является частью серии, связанной с «Русалочкой» Андерсена. Считается, что сцена связана с пятью сестрами героини, задумчиво посещающими берег после того, как она превратилась в человека, безутешные взгляды на их лицах могут означать их желание, чтобы их сестра вернулась с ними в воды.

 

Картина демонстрирует глубокое понимание Эвелин цвета и мастерство кисти, заметное в ярких переливах чешуи русалки.

Узнайте больше об этой увлекательной картине и жизни Эвелин де Морган

7 мест, где можно увидеть настоящих русалок

Русалок? Yuri_Arcurs/Getty Images

В этой истории

Место

Weeki Wachee: Город живых русалок

Добро пожаловать в старую Флориду, где шоу русалок 1940-х годов до сих пор очаровывает посетителей.

Место

Русалочка

Символом Копенгагена де-факто является эта бронзовая сказка, которая, кажется, не может долго держать голову.

Место

Мумия русалки в храме Тэншоу-Кёся

Сообщается, что ей 1400 лет, это может быть первая из русалок Фиджи.

На протяжении веков русалки поражали воображение как моряков, так и сухопутных дельцов, очарованных идеей о скрытых под волнами рыболюдях. Тем не менее, точная природа этих подводных людей довольно сильно изменилась за эти годы. Несмотря на то, что фантастические существа явно являются вымыслом, во всем мире все еще есть места, где вы можете посетить настоящих русалок в той или иной форме, будь то барнумовский фикшн, резвящиеся ламантины, которые в первую очередь вдохновили миф, и даже некоторые южнокорейские рыбачки, которые стали известны как русалки. Во всем мире русалки настоящие!


1. ХРАМ ТЕНШОУ-КЬЮША
Фудзиномия, Япония

(Фото: Джастин Арнольд на Atlas Obscura)


(Фото: Джастин Арнольд на Atlas Obscura)

Если верить легендам, связанным с этим отвратительным маленьким гоблином, найденным в японском храме Тэншоу-Кёся, это может быть самая старая русалка в этом списке. Как гласит история, этому существу 1400 лет, и однажды оно явилось местному принцу, который утверждал, что когда-то был обычным рыбаком, который был проклят после рыбалки в заповедных водах. Говорят, что русалка попросила принца построить храм в напоминание о его ошибке, выставив проклятый труп на всеобщее обозрение. Однако это, скорее, таксидермическая мерзость.


2. ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ БИГ-БЕНД, ОБЛАСТЬ ПРОСМОТРА ЛАМАНАТИ
Аполло-Бич, Флорида


(Фото: Уолтер/Flickr)

Возможно, одним из наименее ожидаемых мест, где можно увидеть так называемых русалок, являются бассейны сточных вод этой электростанции во Флориде. Широко распространено мнение, что миф о русалке в первую очередь вдохновлен наблюдениями за ламантинами, когда выпуклые, мясистые морские коровы грациозно плавали под волнами. Большая группа животных продолжает делать это и сегодня за пределами этой электростанции во Флориде, поскольку нагретые сточные воды с объекта сливаются и создают комфортную среду для существ, которые с такой близкой точки зрения определенно выглядят как непривлекательные русалки.


3. ФИДЖИ РУСАЛКА В МУЗЕЕ ПРИРОДЫ
Графтон, Вермонт

(Фото: Дж. В. Окер на Atlas Obscura)

Эта классическая русалка фиджи, находящаяся в причудливом Музее природы Вермонта, была взята из братского домика. Уродливый зверь несет в себе все признаки гибрида в стиле Барнума, от болезненного рыбьего хвоста до высохшего тела, собранного из неизвестных частей животных. Хотя вероятным виновником является какая-то маленькая обезьянка. В отличие от многих русалок фиджи, у этой есть усы, хотя трудно сказать, является ли растительность на лице показателем пола в физиологии фальшивой русалки. Стоит отметить, что этот малыш хранится на складе в подвале музея, но время от времени его достают.


4. JEJU MERMAIDS
Чеджу-си, Южная Корея

(Фото: Wikimedia Commons)

В отличие от других существ в этом списке, эти южнокорейские «русалки» на самом деле просто человеческие женщины, которые стали известны как легендарные рыбаки. Переворачивая традиционные южнокорейские гендерные роли, «хэнё» с острова Чеджу-Си несут ответственность за рыболовные обязанности сообщества, зарабатывая свои фантастические прозвища благодаря практике фридайвинга за их улов. К сожалению, традиционная практика приближается к исчезновению из-за того, что молодое поколение все чаще покидает остров, чтобы работать в больших городах. Это, конечно, оставило только пожилых женщин-рыбачек, чтобы продолжить как Русалки Чеджу, хотя их возраст делает их только более невероятными.


5. БАНФ МЕРМАН
Банф, Канада

(Фото: Эвиатар Бах на WikiCommons)

Это единственный водяной МУЖЧИНА в списке, но по нему трудно сказать. Говорят, что эта химера типа фиджи-русалки, расположенная в канадском магазине, была либо приобретена, либо фактически создана первоначальным владельцем магазина Норманом Лакстоном. Грубо выглядящий монстр с четко вырезанной гримасой далек от прекрасных русалок из легенд, но тем не менее его любят.


6. УИКИ ВАЧИ
Уики Вачи, Флорида

(Фото: Робин Венделл на Flickr)

«Город русалок» Флориды, вероятно, ближе всего к идеализированной западной версии настоящей русалки во плоти. С 1947 года в крошечном городке с его населением, исчисляемым однозначными числами, проводится шоу живых русалок, где женщины надевают сверкающие хвосты и порхают вокруг гигантского аквариума, который питается из природного источника. Мэр маленького берга даже бывший артист из города, что делает Уики Вачи, возможно, единственным городом в мире, которым управляет русалка.


7. РУСАЛОЧКА
Копенгаген, Дания

(Фото: «Нервная энергия» на Flickr)

Это, конечно, типичная русалка, по которой судят о большинстве других русалок. Знаменитая копенгагенская статуя была вдохновлена ​​сказкой Ганса Христиана Андерсона о миловидной русалке, влюбившейся в поверхностный мир. Статуя — это основное видение русалки, какой их знает западный мир.