Происхождение баба яга: «Баба — Яга, костяная нога». История возникновения сказочного персонажа.

«Баба — Яга, костяная нога». История возникновения сказочного персонажа.

Во времена нашего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

«Баба-яга»; Виктор Васнецов, 1917

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

«Баба Яга с мужиком, с плешивым стариком скачут пляски». Лубок

Костяная нога — связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т. д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Саамский лабаз. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Николай Рерих, «Изба смерти», 1905 г.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.

А вот еще одна версия гласит, что  Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных 🙂 ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все — за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель

Ну и так далее , при случае можно найти еще с десяток версий происхождения этого сказочного персонажа.

Источник

Рекомендуется к просмотру: 

Какими изначально были некоторые русские народные сказки

В Нарве отметят День рождения Сипсика

Несколько фактов о загробном мире, которые встречаются в русских народных сказках

Баба-яга, откуда есть пошла? Происхождение и география героини народных сказок

Образ Бабы-яги пришел к нам из неписьменной древности и «живет» сегодня только в народных сказках. Мы познакомились с этим образом в детстве, слушая сказки, рассматривая картинки в книжках, смотря мультфильмы и фильмы. Но насколько этот образ адекватен древней дописьменной и дохристианской Бабе-яге? Можем ли мы сегодня попытаться реконструировать источники этого образа? В этой статье предпринята такая попытка.

Прежде чем перейти к рассмотрению нашей героини, необходимо зафиксировать несколько важных моментов:

  1. Баба-яга — это сказочный персонаж. Сказки передавались из уст в уста и начали записываться в России только в XIX веке. Поэтому мы не можем знать наверняка, как формировался и изменялся этот персонаж до XIX века. Можем только предполагать, основываясь на косвенных данных. С одной стороны, это хорошая возможность для полета фантазии, с другой стороны — велика вероятность ошибки.
  2. Сказки часто несут в себе остатки исключительно древних религиозных обрядов, так как религия является наиболее инертной сферой общественного бытия. Всё, что связано с религией, передаётся аккуратно, бережно и тщательно, так как касается таких важнейших для людей категорий как предки, любовь, жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, и т. п.

Поэтому, чтобы попытаться понять, как, когда и где формировался образ Бабы-яги, нам нужно пристально посмотреть на то, с какими религиозными ритуалами и обрядами каких народов каких времен имеют сходства сказочные атрибуты исследуемого персонажа.

Баба

Слово «баба» очень похоже по строению на слова «мама», «папа», «тата», «дядя», «няня», «ляля», «кака» и т.п. Скорее всего, это одно из слов, которое дошло до нас из древности такой глубины, которую даже сложно представить.

Сегодня «баба» является просторечным словом, которое обозначает вульгарное отношение к женщине средних лет (или даже к молодой женщине), либо более употребимое и оценочно нейтральное обозначение женщины преклонных лет (баба в смысле «бабушка»). Но так было не всегда.

По историческим меркам ещё сравнительно недавно, по крайней мере в первой половине прошлого века, бабой нейтрально (без обидных коннотаций) называли любую замужнюю женщину (антинародной послепетровской европеизированной «элитки» это, само собой, не касалось).

Уже здесь мы можем зафиксировать возможное искажение образа Бабы-яги. Мы её представляем исключительно старухой. А может изначально она была женщиной средних лет, или даже молодой замужней женщиной? На Руси, как и в других древних и средневековых обществах, возраст вступления в брак был связан с половой зрелостью (12-13 лет для девочек). Так что теоретически, исходя только из имени персонажа, древняя Баба-яга могла быть и 12-ти летней чьей-нибудь супругой.

Другим очень интересным значением слово «баба» является древнейший ритуальный объект — идол, каменное или деревянное изображение божества или духа. Это значение присутствует в тюркском языке, где «баба» — это «предок», «папа», «отец», «мужчина». Баба — это каменный или деревянный идол, который устанавливался в степи и обозначал мужское божество, например, Отца-Творца (Тенгри, Тянь-ди). Мужские идолы имели фаллическую форму и восходили к древним менгирам (в переводе «мен» — человек, «гир» — длинный). Но словом «баба» также обозначались и женские идолы различной формы и размеров, древним источником которых были «палеолитические Венеры», то есть изображения Великой Матери.

Тюрки половцы, например, которые осуществляли активные набеги на Русь с XI века, в большинстве своём ставили в степи именно женских «предков» (каменные бабы). А ведь раньше половцев по этой же степи кочевали гунны (хунны), наделавшие столько шуму в Восточной Европе в первом тысячелетии нашей эры. Гунны также ставили каменных баб, взаимодействуя с народом лесов, предшественниками славян на этой территории. Поэтому слово «баба» в значении идола вполне могло уже существовать на границе степи и леса Великой-Европейской (Русской) равнины задолго до возникновения там народа, который современными историками называется славянами. Вспомним, что Баба-яга в сказках проживала в своей избушке на границе леса. Граница леса может быть в нескольких местах: граница леса и обитаемой области (деревня или поле), граница леса и реки, леса и гор, леса и степи.

Примечательно то, что слово «баба» означает женщину у народов, которые географически жили на границах степи или в близости общения (войны, торговля, миграция и т. п.) с «пограничными» индоевропейскими и неиндоевропейскими народами. Речь идёт о таких народах, как мордва, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, литовцы, латыши. Некоторые эти народы естественным образом имеют в себе тюркскую составляющую. У других индоевропейских народов западнее слова, похожие на слово «баба» имеют уже значение «ребенок», «мальчик» и т.п. Немецкое слово bub — мальчик, baby — младенец. Английское слово babe — дитя. При этом в санскрите, который многие исследователи считают древнейшим из сохранившихся родственников индоевропейских языков, слова похожего по звучанию и по смыслу на наше слово «баба» нет. Там везде господствуют слова, связанные с нашим словом «мама» — mata, anna; а также слова, которые обозначают женщину, девушку, супругу и т.д., но ничего отдаленно похожего на нашу «бабу» нет.

Всё это может говорить о том, что наши оседлые предки и их географические предшественники, жившие рядом со степью переняли у тюркоязычных кочевников (хунны, гунны, половцы и др. ), которые кочевали туда-сюда по Евразийской степи как сквозняк от Китая до Карпат, название их идолов (предков) в свои языки. Каменные истуканы часто изображали женских предков (особенно у половцев), поэтому логично перенять названия этих истуканов и связать их с замужними женщинами.

Евразийская степь

Восточно-европейская равнина

Половецкие каменные бабы

Таким образом, не исключено, что отправной смысловой точкой первой части имени «Баба-яга» являются именно эти древние ритуальные объекты двух видов. Первые олицетворяли категорию Отца-Творца и были «потомками» менгиров (с 5-го тысячелетия до н.э.), в том числе составлявшие кромлехи. Вторые — олицетворяли категорию Великой Матери и были ритуально родственны «палеолитическим Венерам» (с 35-го тысячелетия до н.э.) и другим подобным обрядовым статуэткам, которые в изобилии дошли до нас из глубочайшей древности из разных частей Евразии.

Интересно также то, что у шумеров была богиня, которую звали Баба (или Бау), которая была дочерью Ану, верховного бога неба, одного из старейших и наиболее почитаемых шумерских богов наряду с Энлилем и Энки. К сожалению, изображения этой богини до нас не дошли. Баба была обычной локальной (для шумерского города-государства Лагаш) богиней-матерью (образ стереотеистической Великой Матери) с культом плодородия, которая была парной мужскому богу-отцу Нингирсу. Их супружеский союз праздновали каждый год.

В Древнем Египте тоже существовало очень важное божество с именем «Баба».  Это был бабуин — который был духом, стоящим на границе посюстороннего и потустороннего (божественного) миров. Интересно то, что про это божество повествует в самом своём начале древнейший из дошедших до нас обширных и связных текстов — текст пирамиды фараона Униса (середина 3-го тысячелетия до н.э.).

Пикантным моментом является то, что в заклинании (в начале текста пирамиды) душе Униса предлагается открыть дверь Неба (проход в божественный мир) с помощью дверного засова, который выполнен в виде полового органа бабуина. Судя по всему, при входе в пирамиду, которая на стенах содержала этот текст, существовала деревянная дверь с соответствующим засовом, который отворял жрец в процессе ритуала. Затейливую дверь либо уничтожили ревностные мусульмане, либо разграбили до них. Однако такой экстравагантный образ легко объясняется тем, что до возникновения монотеизма верховное мужское божество изображалось с помощью фаллических объектов, которые указывали на производящую силу стереотеистического Отца-Творца, который создаёт мир, как ребенка. Половая тематика в древности повсеместно носила ритуальный характер и была тесно связана с древнейшими основами религиозных культов. Например, древнейший египетский символ «джед» был не чем иным, как фаллическим столбом, парным вульварному (женскому) символу «анх», что легко читается в древнеегипетской «иконографии».

Бабуины как животные у египтян считались священными. Считалось, что в них на время иногда возвращаться в этот смертный мир душа умершего фараона.

В древности существовала игра, известная ещё по изображениям и фигуркам Древнего Египта и Древнего Рима. У нас она называлась «бабки». В игре использовались таранные кости животных, которые и назывались бабками.

Римские бабы играют в бабки

Бабки из кости овцы

Римские игральные кости

Римская девочка играет в бабки

Не правда ли эти «бабки» напоминают и «палеолитических Венер» и египетские статуэтки бабуинов? Название этой игры у нас локальное. В других языках эта игра называется другими словами, которые переводятся как «кости». В нашем же языке закрепилось именно это название, так как, по всей видимости, таранные кости были очень похожи на каменных, деревянных и костяных идолов (предков), которые назывались по-тюркски «бабами». Более того, в древности на костях гадали. Кидали кости и смотрели, что скажут «предки»? Скорее всего, «светская» игра в кости (в бабки, в предков) была профанацией (деградацией, обмирщением) древнего ритуального религиозного обряда общения с родичами из потустороннего мира.

Интересно то, что таранная кость — это кость задней ноги. Ничего не напоминает? «Костяная нога», например…

Все перечисленные выше явления могли принимать участие в формировании того смыслового образа, который мы сегодня имеем в виде значения нашего такого родного слова «баба».

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Атрибуты

Выяснив, откуда есть пошла Баба-яга, можно приступить к рассмотрению её главных атрибутов. Некоторые мы уже рассмотрели — проживание на границе леса и профессиональное колдовство. Также вскользь коснулись костяной ноги. Для полноты картины осталось рассмотреть следующие атрибуты: избушка на курьих ножках, забор из костей с черепами, ступа с пестом, помело, каннибализм.

Избушка

Изба — это срубная конструкция жилища, которая использовалась нашими предками аж с бронзового века. Курьими ножками обычно называют пеньки с обрубленными корнями, на которые ставят срубную конструкцию для того, чтобы во влажных условиях конструкция не гнила, а также, чтобы туда не проникали лесные животные. Подобные постройки используют до сих пор для хозяйственных нужд или как лесные временные жилища.

Лабаз геологов в Тайге

Охотничий домик

Амбарчик саамов

Священный домик хантов

Также историкам известен способ дохристианского погребения, который сейчас не используется, в так называемых «домиках мертвых». Эти постройки были эквивалентом современного кладбища. В лесной и болотистой местности ставились на обработанные пеньки, чтобы предотвратить гниение и чтобы в домики не залезали животные. В этих строениях хранили прах умерших кремированных родственников и клали туда предметы быта и пищу. У хантов  хорошо известен обычай почитания духов в таких устанавливаемых на границе поселения домиках-амбарчиках «священных лабазах», туда клали пищу и ритуальные предметы.

Если избушка на курьих ножках является таким «воздушным» языческим гробом-часовней, то понятно, почему персонажи сказок, поев угощение Бабы-яги, отправлялись в потусторонний мир (Тридевятое царство). Ведь эта еда предназначалась покойникам, поэтому, вкусивший её как бы становился мёртвым и получал возможность разгуливать по ту сторону бытия.

Забор из костей

Если прообразом избушки на курьих ножках был «домик мёртвых», то деревянный забор, украшенный костями, был вполне логичен. Чтобы отпугивать чужаков и детвору. Только кости, скорее всего, были не человеческими, а принадлежали скотине

Ступа с пестом

В наиболее исконных вариантах сказок Баба-яга летала на ступе, погоняя её пестом, а не метлой, которой она заметала след. Правда, непонятно, какой след на земле может оставить летящая ступа. Может первоначально она волоклась по земле, в не летела? Ну, Бог ей, старухе, судья, как говорится. А нас тут будет интересовать именно ступа и пест.

Небольшие ступка и пестик, или большие ступа и пест использовались для превращения зерен в муку. Это значит, наша героиня имела отношение к населению, которое занималось земледелием.

Как мы выяснили выше, наиболее вероятной «прародиной» Бабы-яги является граница леса и степи или лесостепь. Интересно то, что лесостепь по совместительству является наиболее плодородной зоной для сельского хозяйства. А ступа и пест в добавок ещё и являются древними культовыми предметами, которые символизировали в обрядах женское (ступа) и мужское (пест) начала (которые символизировали стереотеистическую пару Отца-Творца и Мать-Материю).

Лесостепь

Плодородные почвы

Болота

Таким образом, на территории, которую мы изначально определили для Бабы-яги (граница леса и степи севернее Черного и Каспийского морей), исходя из лингвистического анализа её имени, мы находим и лес, и степь, и плодородные почвы, и болота (где ставились избушки на курьих ножках). То есть, всё, что нужно для того, чтобы объяснить имя нашей героини и её главные атрибуты.

А если к этой географической картине прибавить ещё удобнейшие в торговом и транспортном отношении бассейны рек Днепра, Дона и Волги, которые проходят через эту лесостепь и соединяют Север Евразии со Средиземным морем через Чёрное, с Центральной Азией и Ближним Востоком, то нам становится понятно, насколько неплохо Баба-яга вообще устроилась!

Бассейн Днепра

Бассейн Дона

Бассейн Волги

Каннибализм

Осталось рассмотреть самый неприятный атрибут — людоедство. Это может быть придуманной пугалкой для детей, функционально схожей с костями животных на ограде «домика мертвых». В лес далеко один не заходи — заблудишься, Баба-яга тебя поймает и съест!

Если всё же каннибализм нашей героини имеет под собой какие-то общественно исторические основания, то, возможно, они будут связаны с некоторыми дошедшими до нас скудными историческими свидетельствами.

Геродот в середине 1-го тысячелетия до нашей эры писал о племени андрофагов (людоедов), которые жили в верховьях Днепра. Также он писал об исседонах, которых современные ученые отождествляют с предками сарматов (ираноязычные степные кочевники). Геродот описывает погребальный ритуал этого народа, который заключается в смешивании частей плоти умершего с мясом животных для последующего употребления во время всеобщей тризны.

Известен обычай степняков делать из черепов поверженных врагов кубки и пить из них. Так поступил с черепом князя Святослава печенежский каган Куря. Этот обычай также, возможно, является отголоском древнейшего обряда манипуляции с человеческим черепом, которые могли включать в себя ритуальное вкушение, например, мозга умершего человека.

Ритуальный каннибализм известен с древнейших времен. Даже в древнейшем тексте, который мы уже рассматривали выше (текст пирамиды Униса), есть описание ритуалов, которые имеют явные остатки древних обрядов погребального каннибализма.

Не исключено, что приписываемое Бабе-яге людоедство есть отголосок этих древних обрядов.

Выводы

Образ Бабы-яги сложился на территории лесостепи севернее Черного и Каспийского морей, там, где контактировали исторически сравнительно часто сменяющие друг друга племена степных кочевников с реже и медленнее мигрировавшими племенами оседлых собирателей, скотоводов и земледельцев.

Образ Бабы-яги восходит к древнейшим элементам религиозных обрядов (самые ранние из которых археологически известны ещё в эпоху палеолита) и теснейшим образом связан с дохристианскими религиозными (в большей степени погребальными) ритуалами. Скорее всего, устоявшийся персонаж Бабы-яги является образом-духом, таким как леший, водяной, кикимора и т.п., которые не имели реальных человеческих прототипов. Хотя в формировании этого персонажа поучаствовал собирательный образ старухи-знахарки (шаманки).

Баба Яга: славянская и русская ведьма

FacebookTwitterPinterest

Баба Яга — персонаж славянского восточноевропейского фольклора. Она присутствует во многих народных сказках, восходящих к 18 веку, хотя ее происхождение гораздо древнее.

Баба Яга ассоциировалась с древними мифологическими персонажами (она как Бугимен в русской мифологии).

Содержание

Что означает Баба Яга?

В славянских языках слово «баба» означает «старуха» или «бабушка», хотя это слово иногда использовалось как термин, который описывал демонов женского пола или определенные недуги, такие как корь (также называемая «баба Шарка»).

Кроме того, слово «баба» также использовалось для обозначения некоторых астрономических явлений или концепций времени и времен года, таких как «баба Гейл», описывающая луну, или «баба Марта», другое название месяца март.

Происхождение слова «яга» совершенно неясно, хотя некоторые эксперты предполагают, что это слово означает «зло» или «ужас».

Этимология

Вариант полного имени «Баба Яга» встречается в языках восточных славян. Как отсылка к русскому фольклору, слово «баба» в древнерусском языке означает «повивальная бабка», «гадалка» или «волшебница».

Современный русский, напротив, определяет слово «бабушка» как «бабушка» или просто «старуха».

В болгарском и сербско-хорватском «баба» означает «бабушка», однако во многих современных славянских языках слово «баба» является уничижительным синонимом слова «женщина» (предполагающее глупую женщину).

Большое количество ассоциаций, связанных с происхождением образа Бабы-Яги, породило множество теорий, которые, тем не менее, поддерживают основное предположение, что «баба» означает «старуха» или «бабушка».

Более того, слово «баба», возможно, было добавлено, чтобы отличить Бабу-Ягу от ее возможного аналога-мужчины в мифе.

Как уже было сказано, второй элемент имени «Яга» имеет довольно проблематичную этимологию. Ученые никогда не пришли к единому мнению относительно его значения. «Яга» встречается в различных славянских языках.

В сербском языке это было связано с «jeza» и интерпретировалось как «ужас» и «содрогание».

Этот термин также появляется в старославянском языке как «jeza» или «jedza», что означает «болезнь» или «болезнь», в то время как в других индоевропейских языках элемент «iaga» связан с литовским «engti», который может переводиться как «эксплуатировать» или «злоупотреблять».

Баба Яга в русском фольклоре

Баба Яга (также известная как Баба Яя) — центральный персонаж многих русских народных сказок. Ее история присутствует и в фольклоре, то есть в сказках, которые происходят из Украины и Белоруссии.

Баба Яга впервые появляется в «Русской грамматике» М. В. Ломоносова (середина XVIII в.), где упоминается среди других славянских фольклорных персонажей.

Затем в том же произведении она упоминается в списке славянских богов и существ в сопоставительном анализе римской и славянской мифологии.

Версии персонажа Бабы Яги в сказках

Баба Яга появляется как персонаж с широким спектром атрибутов и отличительных черт мифического существа. Она представлена ​​​​как существо с куриными ножками, шваброй или метлой, а в некоторых версиях — живущей в хижине на куриных ножках, часто изображаемой со ступкой и пестиком.

Наиболее распространенное описание ее внешности — «костлявые ноги» или «куриные ножки» вместе с «русским носом (запах)». Первый относится к ее гибкости при захвате добычи, а второй — к ее способности чувствовать тех, кто собирается посетить ее хижину.

В сказках уничижительно описываются ее нос, грудь, ягодицы и грязные ногти, а в некоторых версиях она даже изображается как несколько женщин-сестер (на самом деле «Баба Яга»).

Баба-Яга в творчестве Александра Афанасьева

Сказки о Бабе-Яге были преимущественно переработаны и собраны русским славистом и этнографом Александром Афанасьевым, опубликовавшим около 600 русских сказок и уникальных народных сказок, создав один из крупнейших сборников фольклора в мире [1].

Вариант сказки «Царь-девица», входящий в его сборник, изображает сказку Бабы-Яги как рассказ о трех женщинах, которых посетил Иван, прекрасный сын купца:

Он шел вперед, прямо- вперед… и, наконец, пришел к избушке; он стоял в чистом поле, поворачиваясь на курьих ножках.

Вошёл и нашёл Бабу Ягу Костоногую. — Тьфу, тьфу, — сказала она, — русского запаха здесь не слыхали и не видали, а он пришел сам собой. Вы здесь по доброй воле или по принуждению, мой добрый юноша?

«В основном по собственной воле, а в два раза по принуждению! Знаешь ли ты, баба-яга, где трижды десятое царство?» «Нет, не знаю», — сказала она и велела ему идти к ее второй сестре; она может знать.

Когда Иван находит маленькую избушку, почти такую ​​же, как и первая, он задает другой Бабе-Яге тот же вопрос, но она не знает, поэтому она отправляет его к третьей, предупреждая его: 

«и хочет сожрать тебя, возьми у нее три рога и попроси у нее позволения затрубить в них; на первую дуй тихо, на вторую громче, а на третью еще громче».

Иван продолжает идти и находит избушку на курьих ножках младшей из трех сестер.

Третья баба Яга рассказывает ему про «русский нос», показывает свои злые зубы и заявляет, что хочет его съесть. Иван трубит в три рога и тем зовет птиц прилетать и роиться в избе.

Одна из этих птиц — жар-птица, которая спасает Ивана, сказав ему запрыгнуть ей на спину. Иван наконец спасен, и птица улетает, оставив Бабу-Ягу злую и с кулаком, полным перьев жар-птицы.

Другие сказки в сборнике Афанасьева, в которых упоминается образ Бабы Яги: «Медное, серебряное и золотое царство», «Царь морской и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «По повелению князя Даниила». », «Василиса Прекрасная», «Волшебные гуси-лебеди», «Баба-Яга и Заморышек», «Безногий витязь и слепой витязь».

Баба Яга и иллюстрации Ивана Билибина

Баба Яга Ивана Билибина

Образ Бабы Яги вдохновлял многих художников, в том числе иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина, создавшего величественные иллюстрации к русским сказкам [2].

Одна из самых известных и нашумевших его иллюстраций — «Василиса у избушки Бабы Яги» к сказке «Василиса Прекрасная» (русская сказка в «Народных русских сказках» Афанасьева).

Сказка о Василисе Прекрасной — очень известная сказка о дочери купца, у которой умирает мать. Затем она оказывается в сложной ситуации со своей новой мачехой, которая продолжает давать ей невыполнимые задачи.

Однажды ночью ее посылают за светом из дома Бабы Яги, потому что семья осталась без свечей. Она подошла к дому, стоявшему на курьих ножках и обнесенному забором из человеческих костей.

В этой истории Баба-Яга говорит Василисе, чтобы она либо заработала огонь, либо была убита. Она должна убираться в доме, стирать одежду Бабы-Яги и готовить для нее. Задачи были выполнены в короткие сроки, а домик Бабы Яги приведен в порядок.

История продолжается в лабиринте лишений, но, к счастью, Василиса возвращается домой, и история заканчивается на счастливой ноте, когда она становится успешной швеей в столице России, а царь влюбляется в нее.

Василиса у избушки Бабы Яги, с картины Ивана Билибина

Варианты русской сказки о Бабе Яге с Василисой

В некоторых версиях этой сказки есть белые, красные и черные всадники, которые придают персонажу Бабы Яги мифологический оттенок.

Некоторые теоретики интерпретируют историю через тему женского освобождения, то есть путь Василисы колеблется от подчинения к силе и независимости, а Баба-Яга – это «дикое женское начало», от которого отделилась Василиса.

Баба Яга и Лубки

В России Баба-Яга приобрела огромную популярность как персонаж, когда она появилась на гравюрах на дереве, известных как лубки (популярные в России в конце 17-го и 18-го века) [3].

На лубках Баба-Яга изображена идущей на бой с рептильным существом, называемым «крокодилом». Некоторые толкования объясняют эту сцену политической пародией на то время, когда Петр Великий преследовал старообрядцев, называвших его «крокодилом».

Некоторые лубки изображали корабль под крокодилом и Бабу-Ягу, одетую в финское платье, как русскую «чуконку» — финку в России, чужую.

Другой вариант лубка изображает Бабу Ягу с волынкой. По мнению фольклористов, эта сцена изображает семейную и супружескую жизнь Петра Великого и Екатерины I. крокодил интерпретируется как существо, сражающееся с ведьмами).

Ученый Андреас Джонс, однако, изолировал миф о Бабе-Яге от шаманских интерпретаций и сказал, что ее можно рассматривать как ведьму, которая в буквальном смысле зла, но на гравюрах к ней относятся с юмором, или как «фигуративную ведьму», которая на самом деле , непопулярная иностранная императрица.

Связанные фигуры и аналоги Бабы-Яги

В мифологии западнославянских народов есть образ Езибабы, фигура, очень похожая на Бабу-Ягу. Джезибаба также упоминается в средневековый период. Кроме того, в польском фольклоре есть фигура Едзы.

Ученые и фольклористы определили множество существ в фольклоре, которые имеют сходство с Бабой Ягой.

Сходства иногда имеют прямую корреляцию или контакт относительно культуры между восточнославянскими народами и людьми из соседних стран.

В Восточной и Центральной Европе это так называемая «Мать леса» или «горска майка» в Болгарии.

Венгры называют ее «Железноносая акушерка» или «Васроу баба», сербские «Железный зуб» или «Баба Коризма» или «Баба Рога» (используется для запугивания детей в Сербии, Хорватии, Черногории и Босния). В Словении она также известна как «Джези Баба».

В румынском фольклоре фигура «мама падурии» приравнивается к «Матери леса».

В соседней германской Европе обнаружено сходство между альпийскими «перхтами» и «хольдами» (в фольклоре Центральной и Северной Германии и в фольклоре Швейцарии).

Некоторые ученые говорили, что на представление о Бабе Яге повлиял контакт восточных славян с финно-угорскими и сибирскими народами.

Карельский персонаж «Огресс» имеет некоторые черты и сходство с Бабой Ягой, но только отрицательные. В других карельских сказках есть персонажи-услужливые старушки по имени «акка».

Баба Яга в современной культуре

KateMaxpaint /DeviantArt.com

Персонаж появляется во многих современных романах, сериалах, фильмах, рассказах, видеоиграх, арт-проектах и ​​т. д.

Появляется в видеоигре «Ведьмак 3: Дикая Охота» в 2015 году и три года спустя в гонорарном арт-проекте. Скульптура высотой 22 фута с куриными ножками была размещена в проекте «Fly Ranch Project» в Герлахе, штат Невада [4].

Еще одна видеоигра, в которой она участвует, — «Восстание расхитительницы гробниц» со специальным эпизодом в ее честь, действие которого происходит в глубинах сибирской глуши.

В мультсериале «Скуби-Ду! Mystery Incorporated» Ягу и ее дом приносят в Хрустальную бухту некоторые из главных антагонистов, которые думают, что в доме есть кусок планисферного диска.

Кроме того, она появляется в Скуби-Ду! (специальное издание к Хэллоуину) под названием «Будь крутым, Скуби-Ду! где она исполняет роль главной злодейки.

Этот мифологический персонаж также появляется в качестве главного антагониста 15-го сезона сериала «Сверхъестественное» в эпизоде ​​«Утащи меня (от себя)» [5].

Она изображается как бессмертная ведьма, которая охотится на детей, и главные герои сражаются с ней, пока не убивают ее.

В «Легендах завтрашнего дня» DC она — могущественная ведьма, которая работала на Противника, сначала выступая в качестве его шпиона, но также используя свои способности, чтобы магическим образом изменить свой внешний вид в Красную Шапочку, чтобы она могла проникнуть в Фейблтаун.

Была ли Баба Яга настоящей?

Существовала ли Баба Яга на самом деле или нет, остается загадкой. Однако тот факт, что она так часто появляется в мифологиях и сказках, может привести к мысли, что, возможно, она действительно существовала как злая и старая женщина.

Ссылки

  1. https://archive. org/details/russianfolktales00afan_0
  2. https://www.prlib.ru/ru/news/1300964
  3. .wordpress.russian. 07.12.2014/яга-баба-едет-на-драку-с-крокодилом/
  4. https://flyranch.burningman.org/
  5. https://www.imdb.com/title/tt10717922/

FacebookTwitterPinterest

Настоящая Баба Яга: Ужас темного леса

olenakagui Россия

На днях открыл для себя Бабу Ягу: Ужас сумрачного леса. Я люблю современную интерпретацию олдскульных легенд, и Баба-Яга — великолепная. Как украинка, я родился, слыша рассказы о настоящей Бабе Яге. Это была волшебная старушка, живущая в лесу в деревянной избушке, стоящей на куриных ножках. О, и она ест младенцев. Иногда…

Но давайте на секунду вернемся к этому фильму 2020 года. Его поставили и написали русские, которые выросли на тех же историях, что и я. Уже одно это убедило меня добавить его в список наблюдения, несмотря на посредственные рейтинги. Хотя, как я уже сказал, они придали ему современную окраску:

«Когда у Егора умирает мама, у него появляется мачеха, а потом маленькая сводная сестра. Все серьезно искажается, когда его отец получает горячую няню, которая оказывается ведьмой, Бабой Ягой».

IMDB

Настоящая Баба Яга

Хорошо, давайте поговорим об оригинальной Бабе Яге еще немного. В славянском фольклоре существует множество вариаций Бабы Яги. Иногда она является сверхъестественным существом, которое кажется уродливой или свирепой пожилой женщиной. В других она одна из трех сестер. Однако довольно стандартно, что она живет в деревянной избушке на курьих ножках. В истории, которую мне рассказали, дом танцует и движется. Сейчас это звучит смешно, но в детстве я находил это ужасающим.

В большинстве историй о Бабе-Яге она выступает в роли сторожа или матери и защищает лес от вреда. Иногда это связано с причинением вреда людям, но есть и варианты истории, где она действительно помогает спасать людей.

«В русских сказках Баба-Яга изображается в виде ведьмы, которая летит по воздуху в ступе, используя пестик как руль и подметая за собой следы метлой из повислой березы. Она живет в бревенчатой ​​хижине, которая либо передвигается на паре танцующих куриных ножек, либо окружена частоколом с черепами на каждом шесте, либо и тем, и другим.

Замочная скважина ее входной двери представляет собой рот с острыми зубами; забор снаружи сделан из человеческих костей с черепами наверху, часто с одним шестом без черепа, оставляя место для героя или героев. В другой легенде изба не открывает двери, пока ей не скажут волшебную фразу: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне».

Вики

Происхождение Бабы Яги

Возможно, эти истории исходят от людей, которые много лет назад жили в лесах северной России и Финляндии. У них были каменные статуи по имени Яга. Российские солдаты, пришедшие в этот район, называли их Золотыми бабами.

«Баба» — это славянское слово, которое означает старуха, бабушка или ведьма, связанное с более привычным современным русским словом «бабушка» — бабушка. «Яга» — более проблематичное слово для объяснения. Это может быть уменьшительное от славянского имени Ядвига, но также есть вероятность, что оно происходит от различных славянских слов, означающих «злоупотребление», «змея» или «злая».

В одной сказке Баба Яга дарит Василисе Прекрасной огонь для ее злой мачехи. Василиса Прекрасная — настоящая Золушка. Вместо феи-крестной у нее есть волшебная кукла от матери, которая помогает ей выполнять все сложные задания, которые заставляют ее делать мачеха и сводные сестры. Василиса использует его для выполнения невыполнимых задач и для Бабы-Яги, за что получает взамен свой огонь.

Резюме: Настоящая Баба Яга

Баба Яга была неотъемлемой частью моего детства.