Содержание
«Призвание варягов» Васнецова — Proshloe
Что правда, а что – вымысел на знаменитой картине?
Вы любите занудствовать? Наверняка, любите, хотя, возможно, не признаётесь в этом даже самому себе. Мы в редакции журнала Proshloe точно любим. И поэтому сегодня начинаем новую занудскую рубрику, посвящённую известным историческим картинам из школьных учебников. Насколько хорошо художник разбирался в быте изображаемой эпохи? Что он знал, а что упустил? И как можно бы было исправить его промахи?
Для того чтобы занудство было серьёзным и научно обоснованным, мы попросили принять в нём участие российских историков, лучших специалистов по своим эпохам. Начнём, как и на уроках по истории Отечества, с призвания варягов. Кандидат исторических наук, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальник отдела археологии компании «Энерготранспроект» Василий Васильевич Новиков рассказывает об одноимённой картине Васнецова.
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена одна из ключевых историй «Повести временных лет», связанная с образованием Древнерусского государства, – легенда о призвании варягов, которая до сих пор вызывает всевозможные споры. Было или не было? Кого и откуда призвали? И, в конце концов, кто такой Рюрик? Мы вряд ли получим точные ответы на эти вопросы, но некоторые вещи можно сказать уверенно.
Мы хорошо знаем, в том числе и по данным археологии, что на территории Восточной Европы в VIII веке появились пришельцы с севера, то есть скандинавы. Они освоили так называемый Путь «из варяг в греки», пересекавший территорию будущей Древней Руси с севера на юг. Это был развитый торговый путь, соединявший север Европы с Константинополем, на тот момент крупнейшим экономическим и культурным центром ойкумены. К середине IX века скандинавы, занимавшиеся обеспечением работы этого маршрута, начинают активнее взаимодействовать с местным населением, чем раньше: они оседают в наиболее важных транзитных пунктах (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев) и вместе верхушкой славянских племен формируют новое политическое управление.
События могли развиваться по-разному: где-то силовыми методами, а где-то и мирно. В любом случае, скандинавы постепенно сливались с местной славянской элитой, вместе с которой и управляли подконтрольными территориями. Возникшие объединения стали затем усиливаться и разрастаться, север соединился с югом, и возникло то, что мы называем Древнерусским государством.
А что с картиной? Пространство на ней разделено лежащими на земле дарами на два мира – скандинавский и славянский. Слева мы видим Рюрика и, вероятно, двух его братьев Синеуса и Трувора. За их спиной воины, выходящие из драккара. Надо сказать, что учёные до сих пор спорят, существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, или же их имена – неправильно понятое летописцем шведское выражение «с родом и верной дружиной». Справа мы видим новгородского старейшину Гостомысла, который обращается к скандинавам с речью. Первые упоминание о Гостомысле, как об инициаторе призвания варягов относятся к XVI-XVII вв., а более ранними летописными источниками его существование не подтверждается. Поэтому Гостомысла стоит считать скорее легендарной, чем реальной фигурой. Тем не менее, Васнецов хорошо передал главное – момент встречи и взаимодействия двух культур – воинов-скандинавов и земледельцев-славян.
Что касается изображённой на картине одежды и предметов вооружения, то они довольно слабо соответствуют эпохе. В защиту Васнецова нужно сказать, что у него не было научных консультантов, да и археология тогда была на совсем другом уровне развития, чем сегодня. Художник взял за основу некоторые изобразительные источники (миниатюры, иконы), как отечественные, так и западноевропейские, и создал скорее собирательный образ.
Предметный разбор изображённой на картине материальной культуры смотрите на прикреплённых изображениях.
Поделиться статьей в соцсетях
История государственности в искусстве
Вид Ладожской крепости с противоположного берега Волхова. Гравюра из книги Адама Олеария. 1634 г.
Литография Т.Козьминой «Старая Ладога»
Старая Ладога, макет крепости
Вид Старо-Ладожской Рюриковой крепости.
Рис. В.Шпак, рез. на дер. А.Шлипер.
«Вид Старой Ладоги» (1833 год). Художник П.Е.Заболоцкий
Ледовое побоище
Невская битва на Миниатюрах Лицевого летописного свода. 16 век
Ледовое побоище. Художники Щербаков А., Дзысь И.
Ледовое побоище. Художник В Маторин
Ледовое побоище. Художник Серов В. А.
Александр Невский. Часть триптиха. 1942
Художник Корин П. Д.
«Ледовое побоище», 1984 год
Художник Назарук В. М.
«Александр Невский, Ледовое Побоище», фрагмент, 2005 год
Художник Костылев Д.
400 лет со дня освобождения Москвы (ополчение Минина и Пожарского)
Минин и Пожарский, 1850 год (холст, масло)
Художник Скотти М.И.
Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.
Художник Песков М.
Минин и Пожарский въезжают в Москву. Художник А.М.Смолин
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. Художник Кившенко А.
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е гг.
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.
Художник Маковский К. Е.
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году.
Художник Лисснер Э.
Монета Банка России — Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского
Картины, посвященные Отечественной Войне 1812 года
ФРАГМЕНТЫ ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928)
Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г.
Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. 1912 г.
Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.
Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.
Командный пункт Наполеона. 1912 г.
Атака саксонских кирасир. 1912 г.
Кавалерийский бой во ржи. 1912 г.
Подвиг неизвестного героя. 1912 г.
Горки — командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.
Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г.
Нажмите для просмотра Атака на батарею Раевского. Художники Ф. Рубо и К. Беккер. 1913 г.
Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
Наполеон I на Бородинских высотах
Конец Бородинского сражения
В Кремле — пожар!
Зарево Замоскворечья
На этапе — дурные вести из Франции
На большой дороге — отступление, бегство…
Ночной привал Великой армии
«Не замай! — Дай подойти!»
«В штыки! Ура! Ура!»
Сражение при Бородине, 26-го августа
Художник Гесс П.
На Бородинском поле у Семеновского, 7 сентября 1812 г.
Художник Х.В. Фабер дю Фор. 1830-е гг.
В окрестностях Бородина 6 сентября
Литография по рисунку А. Адама. 1827-1833 гг.
В окрестностях Бородина 6 сентября
Литография по рисунку А. Адама. 1827-1833 гг.
Кавалерийская схватка
Офорт Ф. Фольца по рисунку А. Адама. 1821 г.
Эпизод Бородинской битвы
Офорт Ф. Фольца по рисунку А. Адама. 1821 г.
Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.
Рисунок и литография А. Адама. Середина XIX в.
Бородинское сражение 26 августа 1812 г.
Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в.
Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле.
Художник А. Вепхадзе. 1948 г.
М. И. Кутузов на Бородинском поле.
Художник С. Герасимов. 1952 г.
Герои Бородинской битвы.
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
Памятник «Тысячелетие России»
Виллевальде Б.П. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году 1864
Открытие памятника «Тысячелетие России». Старый листок из журнала
Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946.
На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей
Памятная монета с изображением памятника
«Тысячелетие России» в Новгороде.
Источники:
http://www.golddomes.ru/ladoga/lad24.htm
http://www.archmuseum.ru/?p=479
http://www.ladogamuseum.ru/cgi-bin/main.cgi?module=media&act=show&mediaid=1006
http://www.kriptoistoria.com/forum/index.php?pp=0xhiwcf8fq92idgo339i&f=1&vt=tree&tst=all&m=12677
http://www. liveinternet.ru/users/stephanya/post143059055/
http://topwar.ru/6730-mify-o-ledovom-poboische.html
http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=171923
http://img12.nnm.ru/9/1/1/d/1/aa86b37f4cfebdb798cbc69eda4.jpg
http://www.profiplot.ru/lphtml/fhtml/f172.html
http://emc23.narod2.ru/zhivopis/istoriya_rossii_v_zhivopisi/smutnoe_vremya/
http://design-kmv.ru/russkaya-zhivopis/makovskij-k-e.html
http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post163673698/
http://www.museum.ru/1812/Painting/index.html
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post129886432/
http://oldrushistory.ru/library/Russkie-voinskie-traditsii/11
http://www.tanais.info/art/pic/glazunov51.html
http://www.runitsa.ru/publications/publication_419.php
http://pereformat.ru/2011/11/prizvanie-ryurika/
http://www.ladogamuseum.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post180543384/
http://www.proza.ru/pics/2010/12/21/311.jpg
http://fotki.yandex. ru/users/v3834400/view/209889/?page=2
http://history-life.ru/post121314782/
Виктор Васнецов (1848-1926)
Детали
Виктор Васнецов (1848-1926)
Богатырь
подпись кириллицей и дата «Виктор Васнецов 1920» (справа внизу)
холст, масло
62 3/8 x 83 3/8 дюйма (158,5 x 211,8 см)
Происхождение
Приобрел дед нынешнего владельца, друг художника, до 1926 года.
Привлечены к вам
Ознакомьтесь с отчетом о состоянии или свяжитесь с нами для получения дополнительной информации об этом.
+44 (0)20 7389 2547
Если вы хотите просмотреть отчет о состоянии этого лота, пожалуйста, войдите в свою учетную запись.
Войти
Посмотреть отчет о состоянии
Lot Essay
Виктор Васнецов — один из крупнейших монументалистов, эпиков русского искусства. Его изображения историцистских деятелей и событий и по сей день так воздействуют на народное воображение, что во многом «создали» русский взгляд на историю. Они повлияли на то, как страна видит себя и как другие видят Россию. В некотором роде они «есть» прошлое России.
Васнецов родился в семье священника в 1848 году в Лопяле Вятской (ныне Кировской) губернии к западу от Урала и вскоре после этого переехал в Рябово, где и прошло его детство. Как обычно, в этот период Васнецов должен был пойти по стопам отца, и, следовательно, в 1858 году он поступил в близлежащее духовное училище и семинарию на Вятке. Однако вскоре молодому Васнецову стало ясно, что церковь не должна быть его призванием.
Большую часть свободного времени он посвящал рисованию, поэтому неудивительно, что Васнецов принял решение поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге и стать художником. Однако его отец был против предложенной смены карьеры и отказался материально поддерживать сына. Решение Васнецова было практичным, эффективным и продемонстрировало качество его работ даже на этом раннем этапе — он выставил на аукцион две свои картины, чтобы собрать необходимые средства.
Поступив в Академию в 1868 году, Васнецов познакомился с такими будущими великими деятелями русского искусства, как Репин, Антокольский, Крамской и известным критиком Владимиром Стасовым. К моменту окончания учебы в 1875 году Васнецов уже выставлялся с передвижниками и заработал репутацию жанрового живописца с особым вниманием к предметам, изображающим жизнь простых людей. Через год после выхода из Академии Васнецов присоединился к расцветавшей колонии русских художников в Париже, оставаясь там на два года.
В 1878 году Васнецов вернулся в Москву, а не в Санкт-Петербург, и художник сразу же почувствовал вдохновение в своем новом окружении, заявив, что «приехав в Москву, я почувствовал, что приехал домой и мне не нужно ехать дальше; Кремль и храм Василия Блаженного вызвали у меня слезы, так они дороги моей душе, так незабываемы они были». Эта смена обстановки также побудила его развить прежний интерес к фольклорным и героическим сюжетам из русской истории. Васнецов должен был сказать: «Во мне никогда не было конфликта между жанром и историей и, следовательно, не было ни переломной, ни переходной борьбы. Я всегда был убежден, что и жанровые, и исторические картины, и сказки, и песни, и эпические поэмы, и драмы отражают весь внутренний и внешний облик народа, его прошлое и настоящее, а может быть, и будущее. Это бедный народ, который не помнит, не ценит и не любит свою историю».
Его первая историческая картина После битвы Игоря Святославича с половцами (1880, ГТГ) подчеркивала новое направление развития искусства Васнецова. Его массивный масштаб резко контрастировал с мелкими жанровыми картинами, которые он создавал до сих пор. Кроме того, палитра резко изменилась от серых и коричневых оттенков жанровых картинок к гораздо более ярким цветам с более динамичными зелеными, красными, синими и белыми цветами.
г. Васнецов познакомился в Москве с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и был вовлечен в его круг в артистической колонии Абрамцево. Здесь совместно с Василием Поленова он спроектировал и украсил усадебную церковь. Этот заказ был симптомом растущего спроса на его услуги по архитектурным проектам, за ним последовал заказ на фасад Третьяковской галереи и монументальный фриз каменного века в Историческом музее. Одним из крупнейших таких проектов, в которых участвовал Васнецов, были росписи только что построенного собора Святого Владимира в Киеве, где он изобразил героических деятелей из прошлого Киевской Руси, таких как Владимир, Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Васнецов вернулся из Киева в Москву в 1891 году и поселился под Абрамцево. Под покровительством Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, что позволило ему продолжить работу в монументальном стиле. Результатом стал один из его шедевров « богатырей » (1876–1898, ГТГ). Над этой картиной с изображением богатырских фигур Ильи Муромца, Добрыны Никича и Алеши Поповича художник работал более двадцати лет, и впоследствии она составила центральное место на его первой персональной выставке в 189 г.8. Владимир Стасов сказал о ней: «Я считаю « богатырей» Васнецова одним из передовых произведений в истории русской живописи». Сравнивая его с « Бурлаков » Ильи Репина (1870-1873, ГРМ), он сказал: «Оба выражают всю силу и мощь русского народа. Только в первых [ Бурлаки ] эта власть подавлена и попираема, а во вторых она торжествует, спокойна и важна, бесстрашна и совершает по своей воле то, что считает нужным для всего народа».
Васнецов еще раз вернулся к теме богатырей в своей работе 1915 года «Илья Муромец», которая сегодня находится в собрании Дома-музея Васнецова в Москве, а настоящая работа является другой версией этой картины, датируемой 1920 годом. монументальный масштаб, как Богатырей , но еще более динамичный с его воином, сидящим верхом на вставшем на дыбы коне.