Содержание
Читать онлайн «Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов»», Андрей Буровский – ЛитРес
Введение первое, в котором вводится Рюрик
Рюрик – одна из самых загадочных личностей мировой истории. Загадочно всплывает он из пучины времен и так же бесследно исчезает.
Собственно, что мы вообще знаем о нем и откуда? Единственный источник знаний о Рюрике – древнерусские летописи. Летописи же, во-первых, начали писаться спустя 150—200 лет после смерти самого Рюрика. Что было для них основой? Какие-то более древние, не дошедшие до нас летописи? Или устные былины и сказания? В любом случае у нас нет ни одной буквы, написанной не то что самим Рюриком, но даже любым его современником.
Если принимать всерьез летописную легенду о создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году, то получается – Рюрик основывал бесписьменное государство.
Конечно, письменность на Руси вполне могла быть и до Мефодия – упоминал же болгарский монах Храбр, что славяне и, будучи язычниками, до появления кириллицы и глаголицы знали некие «черты и резы». Но никаких современных Рюрику тестов, никаких «черт и резов», которыми были бы сообщены любые сведения о жизни Рюрика или которыми он сам бы что-то написал, неизвестно.
Тот же черноризец Храбр говорит, что славяне, уже став христианами, писали «греческими и латинскими знаками»… Но и таких текстов о Рюрике нет. И на греческом языке в летописях Византии о Рюрике ничего нет. И на латыни в хрониках средневековых монастырей и государственных анналах – годовых записях-летописях – нет ни слова о Рюрике.
Скандинавы писали и знаками латинского алфавита, и рунами, но и скандинавские летописцы ни слова не говорят о Рюрике. И сам Рюрик или близкие к нему люди ничего рунами не написали.
Все, что написано о Рюрике, сообщается исключительно в древнерусских летописях, написанных в основном кириллицей и на Руси.
Самое древнее упоминание Рюрика содержится в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Яковом Черноризцем. Кто был сей Яков Черноризец, то есть Яков Монах, Яков Мних? О нем тоже почти ничего не известно. Преподобный Феодосий Печерский, создатель знаменитого Печерского монастыря под Киевом, перед смертью в 1074 году предлагал своей братии на место нового игумена некого «пресвитера Иакова». Сам пресвитер был не из Печерского монастыря, он пришел в Киев с реки Альты, вероятнее всего из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба на месте их убийства.
Многие историки предполагают, что этот «пресвитер Иаков» и есть «Иаков-Черноризец», интересный древнерусский писатель.
Написал он немало: «Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе»; «Житие блаженного князя Владимира»; «Память и похвала русскому князю Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера» и «Послание к Божию слузе Дмитрию», то есть к великому князю Изяславу по языческому имени, Дмитрию в крещении.
Во всех своих писаниях Яков-Иаков противопоставляет идеал христианской добродетели пороку – и порочной преступности убийцы Бориса и Глеба, Святополка, и языческой порочности князя Владимира до крещения. На древность сочинений Якова-Иакова указывает язык «Жития» – более архаичный, чем язык летописей. Заимствований из других сочинений в текстах Черноризца не заметно, а вот его самого часто и обширно цитируют. В частности, труды Иакова Черноризца откровенно послужили источником для летописца Нестора.
Рассказы Нестора о совещаниях Владимира с боярами и о поисках лучшей веры, о походе на Корсунь, «о крещении князя и его бракосочетании с «Анной Базилиссой», о крещении киевлян, а потом и новгородцев… Наконец, пространные рассказы о том, как, крестившись, князь внезапно нравственно изменяется, как бабник и разухабистый пьяница становится чуть ли не святым – все это появляется у Черноризца и целиком «слизано» Нестором.
Нестор жил в Печерском монастыре позже Черноризца. О набеге половцев на Печерский монастырь в 1096 году он рассказывает как очевидец: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». О смерти некого доброго «старца Яна» (почему-то форма имени типичная скорее для Польши) в 1106 году он тоже пишет как свидетель: «…от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем».
Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о Несторе у нас нет. И он, и Черноризец – два первых древнерусских летописца, легендарные личности, о которых нам крайне трудно судить. Их фигуры еле-еле различаются в тумане времен, о них почти ничего не известно.
Но уже понятно – Черноризец старше как минимум на поколение. В 1074 году Нестору не было и 20 лет (родился он в 1056-м), а Черноризца, автора многих книг, тогда же прочили в игумены. Неудивительно, что о временах Владимира и крещения Руси Черноризец писал более живо: Святой Равноапостольный Владимир для него представляется еще непрославленным, не ставшим легендой. Русский народ у Черноризца часто называется «новым» по отношению к вере. Видимо, свою «Память и похвалу князю русскому Владимиру» Черноризец писал на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о Владимире и Ольге – может быть, со слов людей, которые их знали лично. Если Черноризец родился в 1010 или 1020 годау, то крещение Руси (988 год) отделяло от начала его сознательной жизни (условно говоря, 1030 или 1040 год) такое же количество лет, какое отделяет окончание Второй мировой войны (1945 год) от человека, родившегося в 1965-м или в 1975 году. Не свидетель, но человек, который мог говорить с живыми свидетелями событий.
Вот в «Житии блаженного князя Владимира» впервые и появляется Рюрик! Буквально о нем сказано следующее: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Ольгину, а правнуку Рюрикову». Но это и все, больше никаких подробностей о Рюрике. Буквально одно упоминание вскользь. Причем от времени смерти Рюрика взрослого Черноризца отделяет уже не 30–40 лет, а как минимум 180.
Значит, Черноризец не мог общаться с теми, кто Рюрика знал лично. Он мог пользоваться народными преданиями, устными рассказами, песнями и сказаниями. Мог пользоваться письменными записями, которые до нас не дошли. Может, и существовали документы, в том числе написанные греческими буквами, латынью или рунами.
Про «Повесть временных лет» давно известно, что ей предшествовали какие-то более ранние летописи – вероятно, которые велись в отдельных племенных центрах. В «Повести…» Рюрик упоминается уже множество раз, пишут о нем весьма подробно.
Распространенное название «Несторовой летописи» дала вводная фраза: «Повесть временных лет черноризца Феодосьева монастыря Печерского, откуду есть пошла Русская земля, кто в ней нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».
Это самая ранняя из дошедших до нас летописей Руси. Начинают ее с библейской истории, но датированная часть древнерусской истории начинается с «лета от Сотворения Мира 6360». Это начало правления византийского императора Михаила, 852 год по Рождеству Христову. Разные версии летописи оканчиваются разными временами, потому что первоначальная редакция «Повести» легендарного монаха Нестора утрачена. До нас дошли доработанные позже версии, в которые вносились те или иные изменения.
В любом случае о Рюрике говорится во всех версиях «Несторовой летописи» и говорится примерно одинаково…
В «Повести временных лет» написано, что славяне, жившие у озера Ильмень и в Южном Приладожье, около Ладожского озера, жили под властью варягов. Потом они подняли восстание, освободились от гнета, но между ними самими начались всякие междоусобицы. Как говорит летописец, «встали сами на себя воевать, и была между ними рать великая и усобица, вста род на род и град на град, и не было в них правды». Когда «вста род на род», жители Приильменья и Приладожья «реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву». Они собрали сход представителей нескольких племен: словен ильменских, кривичей, чуди и веси. На сходе обсуждались кандидатуры князей из разных племен: «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев».
В конце концов в год 6370-й [862 г. – А.Б.], они «…пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родама, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик»[1].
Уже из этих описаний видно – летопись писалась ПОСЛЕ того, как события произошли. Когда же?
Первый, кто всерьез исследовал «Повесть временных лет», – академик Алексей Александрович Шахматов (1864–1920)[2]. Он полагал, и его мнение разделяют почти все более поздние исследователи, что первый летописный свод, Древнейший свод, составлен был на кафедре Митрополита Киевского, основанной в 1037 году.
После 1073 года Древнейший свод продолжил и дополнил монах Никон, один из создателей Киево-Печерского монастыря. Между этими датами, 1037 и 1073 годами, ученые монахи сводили в единый летописный свод сведения их сказаний, преданий, народных песен, фамильных историй, устных рассказов современников событий, житийных документов… Возможно, опять же использовались документы на других языках… а может, языческие начерки и резы… Кто знает?
В этом Древнейшем своде властно присутствовал Рюрик!
А история-то продолжалась… С 1093 года Иоанн, игумен Киево-Печерского монастыря, составляет Начальный свод, в котором использовал еще и новгородские записи. Между новгородскими и киевскими летописями есть существенные противоречия, их монахи старались сгладить… но у них плохо получалось.
Игумен Иоанн-Иван использовал и византийские источники: «Хронограф по великому изложению», церковную литературу, например «Житие Антония».
А уж потом легендарный Нестор в 1110–1112 годах переработал Начальный свод, дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией, ввел дополнительные исторические устные предания, которые не успели или не захотели ввести в летопись предшественники. Он ввел древнерусскую историю в рамки традиционного европейского летописания – в числе прочего привязал события древнерусской истории к датам христианского летосчисления – годам от Сотворения мира.
Нестор сидит и пишет «Повесть временных лет» в Киево-Печерском монастыре… А буквально в нескольких километрах от него, в Выдубицком Михайловском монастыре, в 1116 году игумен Сильвестр независимо от Нестора пишет другую версию летописи. Большую часть он повторяет слово в слово, но заключительную часть существенно перерабатывает.
А в 1118 году делается третья версия… третья редакция «Повести временных лет» по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.
Во всех этих версиях написано про Рюрика – но все рассказы о нем в конечном счете восходят к Древнейшему своду 1037–1073 годов. То есть написали о Рюрике всего один раз – после этого новые сведения о нем вряд ли появлялись… Летописи изменялись за счет того, что в них включали более поздние события, а о Рюрике рассказывали много раз, почти всегда одними и теми же словами. Если вдруг появляются о нем какие-то новые сведения, всегда возникает вопрос: получил ли летописец какие-то особые данные или просто выдумал из каких-то политических соображений?
А Древнейший свод составлялся спустя 150 лет после смерти Рюрика. В любом случае это не свидетельство современников, а записи историков. Составителей Древнейшего свода «Повести временных лет» отделяло от Рюрика такое же время, как нас с вами отделяет от Александра II.
Введение второе, в котором вводятся летописи и выясняется, откуда мы вообще что-то знаем про Рюрика
Исторические источники
Люди изучают историю в школе и в университете, читают исторические романы и смотрят фильмы. Некоторые люди на вопрос, откуда они взяли, что Александр Невский был невероятный герой, а царевич Алексей – мерзкий предатель, непринужденно отвечают: «В кино показывали!» Естественно, показать в кино можно все, что угодно. Там можно показать Александра Невского, собутыльника Батыя и его сыночков, не только героем и патриотом, но и показать его с автоматом Калашникова на шее.
А что? Уж бред так бред: пусть в фильме идут по льду Чудского озера «немцы»… В реальности ХIII века интернациональный Тевтонский орден включал в себя католиков со всего света… Среди тех, кто шел тогда по ноздреватому апрельскому льду, этнических немцев почти не было… Но разве это важно?! В 1938 году СССР готовился к войне с двоюродными братьями – национал-социалистами из Третьего рейха… В фильме Александр Невский воюет с немцами – ну, так и показать немцев, к войне с которыми готовились! Причем не реальных показывать, а, опять же, пропагандистско-карикатурных, с идиотских карикатур Кукрыниксов. Безумие так безумие!! На знаменах, конечно же, свастика, и впереди на палках пусть несут портреты сладчайшего фюрера. А Великий Магистр пусть кричит «Русиш капут!» и играет на губной гармошке.
Александр Невский? Он в ушанке нервно курит на берегу… Выплевывает чинарик, хватает автомат: «За Родину!!! За Сталина!!!»
Устрашающая картина? Но классический фильм Сергея Эйзенштейна 1938 года, даже без свастик на знаменах и пальбы из автоматов, не имеет никакого отношения к реальной истории. Это не экранизации реальных событий, а болезненный политический бред, показ высосанных из пальца, вывернутых и перевранных событий – ничего больше.
Между прочим, 90 % исторических романов – не лучше.
Снять в кино или написать в книге можно вообще все, что угодно.
Точно так же и с Рюриком…
– Откуда вы вообще взяли, что был на свете такой князь Рюрик?
– Мне о нем в школе рассказывали!
Но ведь и в школе рассказывают то, что ученые уже узнали и что начальство велело включить в учебник. Политические проститутки, красиво называемые авторами учебников, пишут о событиях так, как им велели. Один и тот же коллектив авторов в 1982 году писал про «чисто славянские» корни Древнерусского государства. В 1986 году – про варяжские. Дали денег, которые подобная сволочь называет «баблом», ученые, прости, Господи, и написали.
Причем даже и без всякого заказа и «бабла» писатель сочиняет книгу, режиссер снимает историческое кино по своему разумению – так, как им рассказали и как они поняли рассказанное. Как они понимают – это особый разговор.
О событиях, которые произошли до нашего рождения и которых мы не можем помнить, рассказывают исторические источники. Современные книги и фильмы – это не источники! Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства о том, как жили люди и какие происходили события. Все мнения, суждения и пересказы к числу исторических источников НЕ относятся.
Все исторические источники можно разделить на шесть групп:
1. Наиболее многочисленная – письменные источники: древние надписи на камне, металле, керамике; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге.
2. Вещественные памятники – это орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения.
3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы – памятники устного народного творчества, то есть предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.
5. Лингвистические памятники – географические названия, личные имена, названия рек, озер и гор.
6. Кино– и фотодокументы.
Про кино– и фотоматериалы Древней Руси пускай снимает фильм Эйзенштейн или другая сталинская содержанка. Вещественные и этнографические памятники ничего не рассказывают о личностях. Ни о каких.
Лингвистические памятники ничего не говорят о князе Рюрике. Есть «Ярославово городище» – район в Новгороде Великом, память о Ярославе Мудром. Есть громадный город Петербург. Он назван в честь небесного покровителя Петра Первого, но в сознании людей стал как бы городом самого Петра. Есть Скавронкина гора в Смоленске – бывшее владение графов Скавронских. Но вот ни Рюриковой горы, ни Рюрик-озера, ни даже омута в Рюрик-озере нет. И Рюрикограда тоже нет. И Рюрикова конца… даже Рюрикова колодца в любой, хотя бы самой завалящей русской деревне – тоже нет!!!
Фольклорные памятники намертво молчат о Рюрике. Важнейший источник – былины – о нем каменно умалчивает.
Былины
Былины – это русские народные эпические сказания о подвигах древнерусских богатырей. Составлены они с Х по ХIV век на Юге Руси… Но что интересно, большая их часть записана на Русском Севере… В Московской губернии записаны 3 былины Киевского цикла. В Нижегородской – 6, в Саратовской – 10, в Симбирской – 22, в Сибири – 29, в Архангельской – 34, в Олонецкой – до 300. Всего известно около 400 былин этого Киевского цикла. Почему они не сохранились на Юге, на современной Украине, говорят и спорят уже лет сто пятьдесят… Самое распространенное мнение – что более поздние бурные события вытеснили память о Древней Руси из народного сознания. А где было потише, вдалеке от самых больших побоищ, память сохранялась и жила.
Мифологическая теория считает, что былины – это рассказы о стихийных явлениях, особенно стихийных бедствиях. Богатыри же – олицетворения этих явлений, а может быть, отождествление явлений природы с богами древних славян.
Но в былинах постоянно упоминаются исторические личности! В центре многих из них – фигура князя Владимира Святого, Владимира Красное Солнышко. Известно, что Владимир устраивал пиры, на которых присутствовало множество людей. Есть основания полагать, что таким образом он не только делал своими сотрапезниками и собутыльниками тысячи людей из своего народа, обретая массовую поддержку, великую популярность и посмертную славу. Он еще привлекал людей к почти ритуальной трапезе сначала у капища языческих богов из пантеона, созданного Владимиром в 980 году… А потом, с 988 года, у христианской церкви[3].
Былины прекрасно помнят эти пиршества! В них подробно описывается Владимир – хлебосольный хозяин, радостно оделяющий всех желающих едой и питьем.
В некоторых былинах его образ смешивается с образами других русских князей – тоже Владимиров. Например, в «Сказании о хождении киевских богатырей в Царьград» многие черты князя Владимира указывают скорее на Владимира Мономаха.
Другой князь, Сухман Долмантьевич или Одихмантьевич, явно отождествляется с псковским князем Довмонтом. Дунай Иванович часто упоминается не в былинах, а в летописях ХIII века – как слуга князя Владимира Васильковича. Не говоря уж о Добрыне Никитиче, хорошо известном и по летописям дяде и воеводе Владимира Святого, родном брате его мамы, ключницы княгини Ольги, Малуши.
Уж кого-кого, а богатырей многократно объявляли порождениями народной фантазии… Но Алеша Попович хорошо известен из летописей – он служил у ростовских князей, потом в Киеве… Известно, что он погиб в сражении на реке Калке.
Илья Муромец? Но он упоминается в ХIII веке в норвежской «Саге о Тидреке», после многих приключений делается даже правителем Руси. В немецкой народной поэме «Ортнит» «Илья Русский» – значительный персонаж, богатырь и великий воин[4].
Более того! В 1594 году австрийский дворянин Эрих Лясота посетил русинские области Речи Посполитой: император Рудольф II Габсбург поручил ему вовлечь Запорожскую Сечь в антитурецкую коалицию.
Эрих Лясота оставил весьма реалистичные записи об этой поездке на Русь, где он посетил Львов, Луцк, Каменец, Прилуки, Вишневец, Пиляву, Почаев и другие известные центры. Был он и в Киеве… и описал виденные им мощи «исполина Ильи Моровлина» в Киево-Печерской лавре[5].
Сказка – ложь? Наверное, но для нас сейчас главное – в былинах главным героем становится совершенно конкретное историческое лицо.
Невероятно, но факт: даже Тугарин Змеевич, Змей Тугарин в былинах имеет прототип – половецкого хана Тугоркана. В былинах далеко не светлая память об этой гнусной личности сохранилась в образе крылатого змея: летала такая крылатая гадюка над Русью, в три головы жрала людей да крала девиц. В летописях и Руси, и Византии тоже известен Тугоркан, и далеко не с лучшей стороны.
В 1096 году Тугоркан и хан Боняк ходили на Византию, но были разбиты. К тому же войско ромеев настигло бегущих и отняло у них всю добычу. Даже пограбить не удалось! Тогда безутешные ханы кинулись на Киев сразу по возвращении с Дуная. Дальше им повезло еще меньше…
19 июля русские князья Святополк Изяславич и Владимир Мономах в страшной битве положили половецкое воинство. В сече погибли Тугоркан и его единственный сын. Как будто разбойники погибли вполне героически, с оружием в руках[6].
Но главное – Тугоркан существовал! Змей Тугарин, сексуально озабоченная крылатая змеюка, с клекотом кружащая над Русью, оказывается исторической личностью!
А вот Рюрик в этих былинах не упоминается ни разу. Никак. Ни в каком качестве.
Есть еще новгородские былины… Казалось бы, уж в них-то Рюрик упоминаться должен! Просто не может не упоминаться, когда летопись называет его одним из основателей Новгорода. Но и в этих былинах его нет.
А ведь новгородские былины – не худший источник, не менее надежный, чем киевский. В образе знаменитого Садко сразу угадывается вполне историческая личность – «Содко Сытинець», или «Сотко Сытиничь», упоминаемая в новгородской летописи в 1167 году: он построил в Новгороде за свой счет церковь Бориса и Глеба. С этим человеком связано множество сказочных историй, местных легенд и преданий. Видимо, чем-то тот человек притягивал такого рода истории.
В новгородских былинах даже такой персонаж, как Васька Буслаев, имеет некий прототип: в новгородских летописях упоминаются события 1267, 1299 годов, когда некий Васька, «коромольник» и «злий человец», во время пожара «грабиша торг».
В новгородских былинах есть даже персонаж по имени Хотин Блудович, и что он там только не выделывает! То Блудович затрахал насмерть купчиху, то говорил с девушкой, оставаясь на улице, а дева в усадьбе, за забором, – и вставшим членом повалил забор… Наутро мама Блудовича идет к маме девицы – сватать ее за сыночка.
«Не отдам! – отвечает мама девицы. – Знаю я твоего сыночка… И муженек у тебя такой же был, помню я его… Сынок весь пошел в папеньку! Вся семейка у вас такая!»
О дальнейших похождениях Хотина Блудовича, а их известно до тридцати, я лучше умолчу. И так все более-менее ясно.
Так вот некий «Хотинец», ухитрившийся жениться одновременно на двух дамах, в летописях упоминается. Был такой. Получается, что и Хотин Блудович – летописен.
Но Рюрика в новгородских былинах все равно нет… Уголовник Васька Буслаев – есть. Двоеженец и брачный аферист Хотин Блудович – есть. А великого воина и первого князя Новгорода – нет.
«Приходите княжить и владеть нами»
«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, родичи их, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
<…>
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод.
<…>
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли <Аскольда> на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Орфография и пунктуация документа сохранены
Сборник: Рюрик
Согласно летописям, варяг Рюрик был призван представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году.
- Статьи
- Европа
- XII век
«Приходите княжить и владеть нами»
«Приходите княжить и владеть нами»
Что рассказывается в «Повести временных лет» о Рюрике и других варягах, прибывших на Русь?
- ЕГЭ
- Европа
- IX век
Рюрик: правда или вымысел?
Рюрик: правда или вымысел?
История легендарного правителя Руси обросла мифами, легендами и догадками. Сможешь ли ты отличить их от реальных фактов?
- Статьи
- Европа
- IX-XXI вв.
Кто Вы, князь Рюрик?
Кто Вы, князь Рюрик?
Отпрыск знатного датского рода, сын полабского князя или обычный варяжский авантюрист?
- Статьи
- Европа
- IX век
Синеус и Трувор — легендарные братья Рюрика
Синеус и Трувор — легендарные братья Рюрика
«Повесть временных лет», основной источник по истории Древней Руси, лишь дважды упоминает о легендарных братьях первого русского князя.
- Статьи
- Европа
- IX-XXI вв.
Рюриково городище — резиденция первого русского князя
Рюриково городище — резиденция первого русского князя
Находящееся ныне в черте Великого Новгорода, городище стало домом для Рюрика. Однако после начала эпохи раздробленности потеряло свою былую роль.
- Статьи
- Европа
- XII век
«Приходите княжить и владеть нами»
Что рассказывается в «Повести временных лет» о Рюрике и других варягах, прибывших на Русь?
- ЕГЭ
- Европа
- IX век
Рюрик: правда или вымысел?
История легендарного правителя Руси обросла мифами, легендами и догадками. Сможешь ли ты отличить их от реальных фактов?
- Статьи
- Европа
- IX-XXI вв.
Кто Вы, князь Рюрик?
Отпрыск знатного датского рода, сын полабского князя или обычный варяжский авантюрист?
- Статьи
- Европа
- IX век
Синеус и Трувор — легендарные братья Рюрика
«Повесть временных лет», основной источник по истории Древней Руси, лишь дважды упоминает о легендарных братьях первого русского князя.
- Статьи
- Европа
- IX-XXI вв.
Рюриково городище — резиденция первого русского князя
Находящееся ныне в черте Великого Новгорода, городище стало домом для Рюрика. Однако после начала эпохи раздробленности потеряло свою былую роль.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
Школьники, изменники, террористы…
- Статьи
- Европа
- XX век
Маршал Егоров: арест, признание, казнь
- Статьи
- Европа
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- Статьи
- Америка
- XX век
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- Статьи
- Америка
- XX век
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- Статьи
- Европа
- XX век
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
- Статьи
- Азия
- XX век
Последний поход: белогвардейцы идут на Якутск, 1923
- Статьи
- Европа
Сладкая история: мороженое
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Америка
- XX век
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- Статьи
- Африка
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- Статьи
- Европа
- IX-XI вв.
Соседи Древней Руси
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 283385
Секс-символы 1950-1960-х
- 📚 Статьи
- 👀 155582
Школьники, изменники, террористы…
- 📚 Статьи
- 👀 113955
Маршал Егоров: арест, признание, казнь
- 📚 Статьи
- 👀 63225
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- 📚 Статьи
- 👀 54095
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- 📚 Статьи
- 👀 52500
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- 📚 Статьи
- 👀 52304
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- 📚 Статьи
- 👀 45782
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
- 📚 Статьи
- 👀 39998
Последний поход: белогвардейцы идут на Якутск, 1923
- 📚 Статьи
- 👀 36982
Сладкая история: мороженое
- 📚 Статьи
- 👀 424367
За что истребляли гугенотов? (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 363774
Что, если бы Берия пришёл к власти
- 📚 Статьи
- 👀 295506
За столом у Калигулы
- 📚 Статьи
- 👀 283385
Секс-символы 1950-1960-х
- 📚 Статьи
- 👀 231917
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- 📚 Статьи
- 👀 219096
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- 📚 Статьи
- 👀 217011
Короткая жизнь дочери Нефертити
- 📚 Статьи
- 👀 209668
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 205301
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- 📚 Статьи
- 👀 201375
Соседи Древней Руси
Смелая смесь новостей и идей
Из выставки «Династия Рюриковичей» / Посещение Санкт-Петербурга
Варяги правили средневековым государством Киевской Руси в период с 1 по 9 вв.
Под редакцией Мэтью А. Макинтош / 08.29.2018
Историк
Brewminate .0002 Рюрик (также пишется Рюрик) был варяжским вождем, прибывшим в Приладожье на территории современной России в 862 году. Он построил поселение Хольмгард = недалеко от Новгорода в 860-х годах и основал первую значительную династию в истории России, названную династией Рюриковичей. Рюрик и его наследники также создали значительное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюриковичи продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.
Основная хроника
Личность мифического вождя Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень небольшим количеством исторических подсказок. Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торгового аванпоста эпохи викингов, расположенного в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.
Страница из «Повести временных лет» или «Повести временных лет»: Этот редкий письменный документ, созданный в XII веке, дает многообещающие сведения о прибытии Рюрика в Ладогу.
Продолжаются споры и о том, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области. Тем не менее, некоторые подсказки доступны из первоначальных хроник P . Этот документ известен также как Повесть былого года rs и составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. В нем рассказывается история Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, сделанными на протяжении XII века учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает наиболее многообещающие сведения о Рюрике. Первичная хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через северную Россию и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.
Памятник, посвященный тысячелетию со дня прибытия Рюрика в Россию. Эта современная интерпретация имени Рюрика иллюстрирует его значимое место в русской истории и знаниях.
Различные племенные группы, в том числе чудь, восточные славяне, мериасы, весы и кривичи, вдоль северных торговых путей возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно P Римари Хроника . Однако вскоре после этого восстания местные племена вблизи Новгородчины стали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных вождей пригласить Рюрика и его варяжских вождей обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот исторический момент известен как Приглашение варягов и обычно считается отправной точкой официальной российской истории.
Развитие Киевской Руси
Согласно легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом основал в Ладоге слободу Хольмгард. Предполагается, что это поселение находится на месте современного Новгорода. Однако новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не заселялся регулярно до 10 века, что наводит некоторых на мысль, что Хольмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Хольмгарда ознаменовало новую эру в русской истории, и трое братьев стали знаменитыми основателями первой русской правящей династии.
Киевская Русь в 1015 г. Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает два центра власти в Новгороде и Киеве.
Рюрик умер в 879 г., а его преемник Олег продолжил экспансию Варяжской Руси в 882 г., отняв у хасар южный город Киев и основав средневековое государство Киевская Русь. В этот момент столица официально переместилась в Киев. С этой сменой власти в Киевской Руси было две разные столицы: северная резиденция в Новгороде и южный центр в Киеве. По традиции Киевской Руси, наследник должен был наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве. В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок под властью варягов.
Знакомство с Владимиром I
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы о христианизации
Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первое упоминание о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляется около 860 года. Византийский патриарх Фотий написал в 867 году письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 года. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.
Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.
Владимир I и его приход к власти
Крупнейшим участником христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 9 г.58, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.
Владимир I: Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и обращение
Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первичная летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому нужен был военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.
Десятинная церковь 17 века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.
Крещение Киева
По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве: Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.
Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .
Введение
арослав Мудрый был великим князем киевским с 1016 г. до своей смерти в 19 г.54. Он также был наместником Новгорода с 1010 по 1015 год до смерти своего отца Владимира Великого. Во время своего правления он был известен распространением христианства среди народа Руси, основанием первых монастырей в стране, поощрением иностранных союзов и переводом греческих текстов на церковнославянский язык. Он также создал одни из первых сводов законов в Киевской Руси. Эти достижения во время его длительного правления дали ему титул Ярослава Мудрого в ранних хрониках его жизни, а его наследие сохранилось как в политической, так и в религиозной истории России.
Молодость и восхождение к власти
Ярослав был сыном варяжского великого князя Владимира Великого и, скорее всего, его вторым сыном с Рогнедой Полоцкой. Его юность остается окутанной тайной. Свидетельства из Первой летописи и изучение его скелета позволяют предположить, что он является одним из младших сыновей Владимира и, возможно, сыном от другой матери. Скорее всего, он родился около 978 года.
Реконструкция лица Ярослава I Михаила Герасимова
В 1010 году назначен наместником Новгорода, как и подобает старшему наследнику престола. В это же время Владимир Великий пожаловал киевский престол своему младшему сыну Борису. Отношения в этой семье были натянутыми. Ярослав отказался платить новгородскую дань Киеву в 1014 г., и только смерть Владимира в 1015 г. предотвратила жестокую войну между этими двумя областями. Однако следующие несколько лет прошли в ожесточенной гражданской войне между братьями. Ярсолав боролся за место в Киеве со своим братом Святополком I, которого поддерживал князь Болеслав I Храбрый. В последующие годы бойни были убиты трое его братьев (Борис, Глеб и Святослав). Ярослав выиграл первую битву под Киевом против Святополка в 1016 году, и Святополк был вынужден бежать в Польшу.
После этого знаменательного триумфа началось восхождение Ярослава к величию, и он даровал свободы и привилегии Новгородской республике, которая помогла ему занять Киевский престол. Эти первые шаги, скорее всего, и привели к первому своду законов в Киевской Руси при Ярославе. В пересказах этих событий он упоминается как Ярослав Мудрый из-за его беспристрастного отношения к войнам, но весьма возможно, что он был причастен к убийству своих братьев и другим ужасным военным действиям.
Мудрое царствование
Софийский собор в Киеве: Этот культовый собор пришел в упадок и был почти разрушен в советское время, но его спасли и восстановили в былом величии.
Гражданская война не закончилась полностью в 1016 году. Святополк вернулся в 1018 году и отвоевал Киев. Однако варяжские и новгородские войска отбили столицу, и Святополк бежал на Запад, чтобы уже никогда не вернуться. Еще один братский конфликт возник в 1024 году, когда другой брат Ярослава, Мстислав Черниговский, попытался захватить Киев. После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси, и Мстислав стал править областью слева от Днепра.
Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении владений Киевской Руси. Он защитил южные границы от кочевых племен, таких как печенеги, построив линию военных фортов. Он также успешно предъявил претензии на Херсонес в Крыму и пришел к мирному соглашению с Византийской империей после многих лет конфликтов и разногласий по поводу земельных владений.
Золотые ворота Киева в 2016 году: этот важный памятник был одним из великих архитектурных достижений, созданных при Ярославе Мудром, и теперь на переднем плане виден памятник правителю.
Ярослав Мудрый снискал свою вдумчивую репутацию благодаря своему плодотворному пребыванию у власти. Он был правителем, который любил литературу, религию и письменность. Среди его многочисленных достижений:
- Строительство Софийского собора и первых в России монастырей св. Георгия и св. Ирины.
- Основание библиотеки и школы при Софийском соборе и поощрение перевода греческих текстов на церковнославянский язык.
- Разработка более устоявшейся иерархии в Русской Православной Церкви, включая устав, определяющий права духовенства и учреждающий собор епископов.
- Украшение Киева элементами дизайна времен Византийской империи, включая Золотые ворота Киева.
- Составление первой книги законов Киевской Руси, называемой Правдой Ярослава. В этом первом сборнике изложены четкие законы, отражающие феодальный ландшафт XI века. Этот первоначальный свод законов будет жить и будет переработан в Русскую Правду в XII веке.
- Установление первородства, что означало, что его старший сын станет его преемником на посту великого князя над Новгородом и Киевом, надеясь, что в будущем конфликта между его детьми удастся избежать.
Семья и смерть
Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер, дочери короля Швеции, в 1019 году. У него было много сыновей, и он поощрял их оставаться в хороших отношениях после всех лет войны и кровопролития с его собственными братьями. . Он также женил трех своих дочерей на европейских королевских особах. Елизавета, Анна и Анастасия вышли замуж за Харальда III из Норвегии, Генриха I из Франции и Андрея I из Венгрии соответственно. Эти браки создали мощные союзы с европейскими государствами.
Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.
Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.
Монгольская империя расширила свои владения в 13 веке и установила свою власть над большинством крупных княжеств Киевской Руси после жестоких военных вторжений в течение многих лет.
Монгольское нашествие
Монгольское нашествие на княжества Киевской Руси началось в 1223 году битвой на реке Калке. Однако после этой кровавой встречи монгольские армии сосредоточили свою военную мощь на других регионах только для того, чтобы вернуться в 1237 году. В течение следующих трех лет монгольские войска захватили основные княжеские города Киевской Руси и, наконец, заставили большинство княжеств подчиниться. к иностранному господству и налогообложению. Русь стала частью того, что известно как Золотая Орда, западное продолжение Монгольской империи, расположенное в восточнославянском регионе. Некоторые из новых налогов и правовых норм действовали до 1480 г. и оказали длительное влияние на облик и характер современной России.
Фрагментированная Киевская Русь
Княжества Киевской Руси на пике своего расцвета, 1054-1132 гг.: Княжеские области были относительно объединены в XII веке, но постепенно разделялись и становились более локализованными по мере борьбы за регионы и власть среди дворянства продолжалась.
После окончания объединительного правления Ярослава Мудрого Киевская Русь стала раздробленной, и власть сосредоточилась в руках более мелких политий. Смерть великого правителя в 1054 году вызвала серьезную борьбу за власть между его сыновьями и князьями в отдаленных провинциях. К 12 веку, после многих лет борьбы между князьями, власть сосредоточилась вокруг более мелких княжеств. Эта неурегулированная тенденция сделала Киевскую Русь гораздо более раздробленной. Власть передавалась старшему в местной правящей династии, и города несли ответственность за свою оборону. Византийская империя также столкнулась с крупными потрясениями, что означало ослабление союзника и торгового партнера центральной России, что, в свою очередь, ослабило силу и богатство Киевской Руси.
Монгольское вторжение
И без того хрупкие союзы между меньшими княжествами Руси столкнулись с еще большим напряжением, когда кочевые захватчики, монголы, прибыли на сцену в эту раздробленную эпоху. Эти захватчики возникли в степях Центральной Азии и объединились под предводительством печально известного воина и лидера Чингисхана. Монголы начали расширять свою власть по всему континенту. Битва на реке Калке в 1223 году положила начало первой попытке монгольских войск захватить Киевскую Русь. Это была кровопролитная битва, закончившаяся казнью Мстислава Киевского, казнившего сильно ослабевшие киевские силы. Монголы превосходили их в своей военной тактике и значительно растянули силы русов, однако после казни киевского князя войска вернулись в Азию, чтобы воссоединиться с Чингисханом. Однако монгольская угроза была далека от завершения, и они вернулись в 1237 г.
Разорение Суздаля в 1238 году ханом Батыем: это изображение монгольского нашествия XVI века подчеркивает кровопролитие и военную мощь захватчиков.
В течение 1237 и 1238 годов монгольский предводитель Бату-хан повел своих 35 000 конных лучников на сожжение Москвы и Коломны. Затем он разделил свою армию на более мелкие отряды, которые по одному занимались княжескими политиями. Только Новгород и Псков избежали серьезных разрушений за это время. Беженцы из южных княжеств, где разруха была повсеместна и опустошительна, вынуждены были бежать в суровые северные леса, где не хватало хорошей почвы и ресурсов. Окончательная победа Бату-хана пришлась на декабрь 1240 г., когда он взял штурмом великую столицу Киев и одержал победу.
Татарское правление и Золотая Орда
Карта Монгольской империи по мере ее расширения: На этой иллюстрации показано быстрое расширение Монгольской империи по мере ее продвижения на запад в то, что стало известно как Золотая Орда.
Монголы, также известные как татары, построили свою новую столицу Сарай на юге вдоль реки Волги. Все крупные княжества, такие как Новгород, Смоленск и Псков, подчинились монгольскому правлению. Эпоху этого экономического и культурного правления часто называют татарским игом, но на протяжении 200 лет это было относительно мирное правление. Татары пошли по стопам Чингисхана и воздерживались от заселения всего региона или принуждения местного населения к принятию определенных религиозных или культурных традиций. Однако русские княжества регулярно платили дань и налоги монгольским правителям под эгидой Золотой Орды (западная часть Монгольской империи). Около 1259 г.эта дань была организована в виде переписи, которая проводилась местными русскими князьями по регулярному графику, собиралась и отвозилась в столицу Сарай для монгольских вождей.
Последствия монгольского владычества
Несмотря на то, что установившееся татарское правление было относительно мирным, требовательные налоги и разруха от многолетнего нашествия оставили многие крупные города в запустении на десятилетия. На восстановление Киева и Пскова ушли годы. Однако Новгород продолжал процветать, и относительно новые городские центры Москва и Тверь начали процветать. Еще одним недостатком татарского присутствия была постоянная угроза вторжения и разрушения, которые время от времени случались во время их присутствия. Каждое новое военное вторжение означало тяжелые потери для местного населения и годы реконструкции.
В культурном отношении монгольское правление привело к значительным изменениям в течение первого столетия их существования. Обширные системы почтовых дорог, военная организация и могущественные династии были созданы татарскими союзами. Смертная казнь и пытки также получили более широкое распространение в годы татарского владычества. Некоторые дворяне также изменили свои имена и приняли татарский язык, что привело к сдвигу в эстетических, языковых и культурных связях русской жизни. Многие ученые также отмечают, что монгольское правление было основной причиной разделения восточнославянского народа на Руси на три самостоятельных современных нации: Россию, Украину и Беларусь.
Небольшая торговая застава Москвы на севере Руси, преобразованная в XIV веке под руководством Ивана I в богатый культурный центр. -Суздаль в Киевской Руси до нашествия монгольских войск в 13 веке. Однако из-за нестабильной среды Золотой Орды и ловкого руководства Ивана I в критический период 13 века Москва стала тихой гаванью процветания во время его правления. Он также стал новым местом власти Русской Православной Церкви.
Иван I
Иван I (также известный как Иван Калита) родился около 1288 г. в семье московского князя Даниила Александровича. Он родился во времена разрухи и потрясений на Руси. Киев был захвачен вторгшимися монгольскими войсками в 1240 году, и к тому времени, когда родился Иван, большая часть русских княжеств была поглощена Золотой Ордой Монгольской империи. Взошёл на место князя Московского после смерти отца, а затем смерти старшего брата Юрия.
Иван I: Родился около 1288 года и умер либо в 1340, либо в 1341 году, все еще имея титул великого князя Владимирского.
Иван I вступил в роль, уже расширенную его предшественниками. И его старший брат, и отец захватили близлежащие земли, в том числе Коломну и Можайск. Юрий также заключил успешный союз с монгольским вождем Узбек-ханом и женился на его сестре, обеспечив себе больше власти и преимуществ в иерархии Золотой Орды.
Иван I продолжил семейную традицию и ходатайствовал перед вождями Золотой Орды о получении великокняжеского князя Владимирского. Трое других его соперников, все тверские князья, ранее получили этот титул в предыдущие годы. Однако впоследствии все они были лишены титула, и все трое претендентов на престол также в конечном итоге были убиты. Иван I, с другой стороны, получил титул от хана Мухаммада Озбега в 1328 году. Этот новый титул, который он сохранял до своей смерти около 1340 года, означал, что он мог собирать налоги с русских земель как правящий князь и позиционировать свой крошечный город как крупный игрок во Владимирской области.
Московская возвышенность
В это время потрясений крошечный аванпост Москвы имел множество преимуществ, которые изменили положение этого города и подготовили его к будущему процветанию при Иване I. Три основных фактора помогли Ивану I переместить власть в этот район:
- Он был расположен между другими крупными княжествами на востоке и западе, поэтому часто был защищен от более разрушительных вторжений.
- Эта относительная безопасность, по сравнению, например, с Тверью и Рязанью, стала привлекать налогоплательщиков, которые хотели иметь безопасное место для строительства дома и заработка.
- Наконец, Москва была идеально расположена вдоль торгового пути из Новгорода к реке Волге, что с самого начала давало ей экономическое преимущество.
Иван I также подстегнул рост Москвы, активно набирая людей для переезда в область. Кроме того, он выкупил свободу у людей, попавших в плен от обширных монгольских набегов. Эти рекруты еще больше увеличили население Москвы. Наконец, он сосредоточил свое внимание на установлении мира и разгроме воров и бандитов в регионе, создавая безопасный и спокойный метафорический остров в буре неурегулированных политических и военных потрясений.
Киевская Русь, 1220-1240 гг.: Эта карта иллюстрирует динамику власти в XIII веке незадолго до рождения Ивана I. Сарай, столица Золотой Орды, располагался к юго-востоку, а Москва (не видна на этой карте) пряталась в северных лесах Владимиро-Суздальской области.
Иван I знал, что мир в его крае зависит от сохранения союза с Золотой Ордой, что он добросовестно и делал. Увеличение богатства Москвы в эту эпоху также позволило ему давать деньги в долг соседним княжествам. Затем эти регионы оказались в долгу перед Москвой, укрепив ее политическое и финансовое положение.
Кроме того, в 1320-е и 1330-е годы к Москве были присоединены несколько соседних городов и деревень, в том числе Углич, Белозеро и Галич. Эти сдвиги постепенно превратили крошечный торговый аванпост в шумный центр города в северных лесах того, что когда-то было Киевской Русью.
Русская православная церковь и центр Москвы
Иван I направил часть нового богатства Москвы на строительство великолепного центра города и создание культовой религиозной обстановки. Он построил каменные церкви в центре Москвы на свои новоприобретенные богатства. Иван I также соблазнил одного из самых важных религиозных лидеров Руси, православного митрополита Петра, в город Москву. До правления Золотой Орды в Киеве располагалась первоначальная Русская Православная Церковь. После долгих лет разрухи митрополит Петр перенес столицу власти в Москву, где расцветал новый культурный ренессанс. Эта идеально своевременная трансформация Москвы совпала с десятилетиями разрухи в Киеве, фактически вновь передав власть на север.
Петр Московский и сцены из его жизни, изображенные на иконе XV века. Этот религиозный лидер помог принести в Москву культурную мощь, перенеся туда резиденцию Русской православной церкви во время правления Ивана I.
Одним из наиболее устойчивых достижений Ивана I было ходатайство перед ханом в Сарае о назначении его сына, который станет Симеоном Гордым, наследником титула великого князя Владимирского. Это соглашение представляло собой линию престолонаследия, которая означала, что правящий глава Москвы почти всегда будет владеть властью над Владимирским княжеством, гарантируя, что Москва будет иметь сильное положение на десятилетия вперед.
Предоставлено Boundless, опубликовано Lumen Learning под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Комментарии
Комментарии
Британский банкир заказал еду для жертвы двойных убийств в Гонконге
By Reuters Staff
0 KO 9 HO 90 03 MinNG Read NG (Рейтер) — Британский инвестиционный банкир Рюрик Джаттинг действовал рационально до и после того, как убил двух индонезийских женщин в своей роскошной квартире в Гонконге, заказав еду для одной жертвы и позвонив своей матери после убийств, заявило обвинение в среду.
Джаттинг, бывший сотрудник Bank of America Corp, не признал себя виновным в убийствах 2014 года, но признал себя виновным в менее серьезном обвинении в непредумышленном убийстве из-за «ограниченной ответственности», сославшись на его сильное злоупотребление наркотиками и алкоголем и сексуальные расстройства.
Изуродованное тело 23-летней Сумарти Нингсих было найдено в чемодане на балконе квартиры Джаттинга, а 26-летняя Сененг Муджиасих была найдена в квартире с ранами на шее и ягодицах.
Прокурор Джон Ридинг позвонил Кевину Чоу, младшему консультанту отдела судебной психиатрии в гонконгской больнице Касл-Пик, и сообщил, что между убийствами у Джаттинга были моменты трезвости, и он должен был сопротивляться «употреблению психоактивных веществ». .
Чоу отметил, что Джаттинг действовал рационально, заказав еду для своей жертвы Нинси, а также убрав ванную после того, как убил ее.
«Несмотря на наличие аномалии психики, это существенно не снижает его умственной ответственности», — сказала она.
Рединг сказал, что Джаттинг позвонил своей матери после того, как убил Муджиасиха, прежде чем сообщить о себе в полицию. Подробности разговора в суде не уточнялись.
Защита вызвала британских экспертов в области судебной психиатрии и психологии, которые показали, что Джаттинг распознал расстройства, вызванные злоупотреблением кокаином и алкоголем, помимо других расстройств личности, таких как сексуальный садизм и нарциссизм, которые нарушили его способность контролировать свое поведение.
Защита также утверждала, что Джаттинг, 31-летний выпускник Кембриджского университета, испытывал огромный стресс во время своей банковской карьеры.
Ридинг сказал, что Джаттинг работал всего 10-15 дней до своего ареста и работал всего несколько часов в день. По словам Рединга, Джаттинг перестал отвечать на запросы на работу во вторую неделю октября 2014 года, как раз перед убийствами.
Джаттинг, бывший вице-президент и глава отдела финансирования и торговли структурированными акциями (Азия) в Bank of America, почувствовал сильное давление, когда его начальник сказал ему, что его профессиональная деятельность будет контролироваться, заявила его защита.
Суд услышал во вторник, что Джаттинг позвонил своему боссу в Bank of America в Гонконге, а затем позвонил в полицию и предупредил их, что его репутация находится под угрозой, сказал адвокат защиты Тим Оуэн.
Судебный процесс, который идет уже вторую неделю, привлек пристальное международное внимание из-за жестокости убийств в городе, где уровень преступности относительно низок.