Принятие христианства на руси когда было: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

«Значение принятия христианства Русью». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» / Статьи / Патриархия.ru

19 ноября 2015 года на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» с докладом выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Сердечно приветствую всех участников научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор».

Хочу напомнить, что научные мероприятия, посвященные 1000-летию преставления Крестителя Руси, проходили в течение всего года — начиная с XXIII Рождественских чтений в январе — в разных городах России, Украины и Беларуси. Важно отметить, что почти все такие конференции были организованы совместно церковными и светскими структурами при поддержке местных властей. Вот география подобных мероприятий, помимо Москвы и Петербурга (в хронологическом порядке): Владивосток, Казань, Новгород, Калуга, Шуя, Тюмень, Гомель, Киев, Ярославль, Симферополь, Хабаровск, Омск, Сочи… Таким образом, во многих городах состоялись встречи церковных и светских ученых, которые вместе размышляли о святом Владимире, его исторической роли и наследии.

Наша конференция является продолжением осмысления как самой фигуры равноапостольного князя, так и истории Православной Руси — истории, которая, по существу, является плодом его поистине апостольской деятельности.

Конференцию открыл вчера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чей обстоятельный и глубокий доклад можно рассматривать как своего рода итог дискуссий, которые велись на протяжении всего года. Сегодня и завтра, размышляя о наследии Крестителя Руси, мы будем вновь и вновь обращаться к прозвучавшим вчера мыслям Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Наша конференция — научная. Результаты конкретных исследований, которые будут представлены в докладах, помогут нам лучше понять, как почитание князя Владимира и память о нем влияли на историческое развитие русского Православия, культуры и государственности. Мы будем, прежде всего, обращаться к истории — к фактам и процессам — не для того, чтобы создавать новые мифы, а чтобы обогатить знания о наших истоках, о подлинном Владимировом наследии, поныне сохраняющем свою актуальность.

В то же время сегодня для нас князь Владимир — это не только историческая личность и почитаемый Церковью святой. В нынешнюю эпоху мнимых и реальных разделений и противостояний, которую переживает историческая Русь, сам его образ глубоко символичен: он объединяет народы, культуры, государства, местные традиции, потому что образ Владимира Святого, прежде всего, напоминает о его судьбоносном деянии — Крещении Руси.

Владимирово наследие — фактор единения. Любые попытки присвоить это наследие или раздробить на части противоречат его существу. Ибо главное наследие князя Владимира — вера Христова, свет которой воссиял на Руси. Апостол Павел увещевал римских христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). Путь к преодолению разделений среди нынешних наследников равноапостольного Владимира — православных христиан в разных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви — лежит через обращение к общему и единому духовному истоку: к событию принятия христианства Древней Русью.

Говоря о значении этого события для русской истории в целом, следует выделить несколько аспектов.

Перед Своим Вознесением от земли Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам и апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). Евангелист Марк завершает свое повествование словами: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20).

Мы именуем равноапостольными тех святых, которые совершали апостольскую миссию в более поздние времена, отдаленные от раннехристианской эпохи. Святой князь Владимир совершил эту миссию, когда, приняв Святое Крещение сам, стал «свидетелем Христовым» среди своего народа — буквально «на краю земли», по слову Деяний Апостольских (Деян. 1:8). В его время Русь, действительно, была краем христианской ойкумены, но с принятием христианства эта ойкумена расширилась и включила в себя новые обширные земли и живущие на них народы.

Принесение света веры Христовой — главный и основополагающий аспект принятия христианства при святом Владимире. Благодаря этому деянию славянские племена вошли в христианский мир, который в то время — еще до Великой схизмы — на европейском континенте представлял собой единое религиозное пространство. Это важно подчеркнуть: святой Владимир не выбирал одну из христианских конфессий — Православие или католичество: он ввел свой народ в Церковь Христову.

Другой аспект Крещения Руси — восприятие русским народом церковного Предания. Разумеется, это не могло быть однократным действием. Потребовались годы и даже столетия, чтобы освоить богатство христианской традиции, которая к моменту принятия христианства на Руси имела тысячелетнюю историю и различные культурно-географические изводы. Но последующая русская история показала, что, приняв христианство в его византийском варианте, Русь оставалась открытой к иным его культурно-историческим воплощениям. В особенности это проявилось в последние столетия, когда русское христианство плодотворно взаимодействовало со всем христианским миром, обмениваясь дарами и свидетельствуя о Православии на языках богословия, духовного опыта и церковного искусства.

Другим важнейшим следствием принятия христианства при святом Владимире был культурный перелом, который пережила древняя языческая Русь. Произошло принципиальное преодоление «провинциальности», на которую обречено всякое племенное сознание. Отныне русская культура стала формироваться и развиваться в соответствии с характерным для христианства двуединством всеобщего и частного. Вера Христова — универсальна, но на уровне культуры она всегда имеет конкретные исторические и национальные воплощения.

В данном случае культуру следует понимать широко — не только как письменную, визуальную, музыкальную культуру, но и как весь строй совместной жизни людей с его нравственными, политическими, правовыми, бытовыми и другими аспектами. Русская православная культура строилась в соответствии с христианскими идеалами и нормами. Ее смысловым ядром всегда было то «единое на потребу» (Лк. 10:41-42), о котором говорил Господь: вечное спасение каждого человека. Культурное своеобразие русской жизни никоим образом не противоречило вселенскому Евангельскому провозвестию, а было лишь его конкретно-историческим воплощением наряду с другими христианскими культурами Востока и Запада.

В социальном отношении принятие Русью христианства положило начало формированию русской национальной общности, которая складывалась через объединение племенных сообществ, социальных слоев и отдельных людей в едином духовном пространстве Христовой Церкви. Для языческого сознания идея церковного единства поверх мирских разделений была поистине революционной. Конечно, такое духовное единение не всегда становилось реальностью и было, скорее, идеалом, однако посредством этого идеала утверждался принцип богообразности каждого человека и равенства всех людей перед Богом, несмотря на естественные для того времени сословные и иные различия. И важно подчеркнуть, что идея и опыт единого народа, единой нации возникают в русской истории именно благодаря Владимирову Крещению, то есть через осмысление «народа» как, прежде всего, «народа Божия», который составляют все православные христиане — члены Церкви Христовой.

Другой стороной этого процесса было формирование русской христианской государственности. Об этом сегодня подробно будут говорить другие участники нашей конференции. Со своей стороны хотел бы подчеркнуть, что после Владимирова Крещения на Руси сложилась определенная система церковно-государственных отношений. Для этой системы характерно наличие в русском обществе двух авторитетов — государственного и церковного — которые не соперничают, а плодотворно взаимодействуют ради общего блага народа и государства.

За Крещением следует воцерковление, и Русь уже при князе Владимире была не только крещена, но и воцерковлена. Была создана епархиальная церковная структура во главе с первоиерархом, с самого начала существовавшая параллельно с мирской (государственной) властью. Возникновение такого параллелизма — свидетельство глубокой воцерковленности как самого великого князя Владимира, так и его преемников. В эпоху так называемой феодальной раздробленности именно Церковь с ее единой структурой была не только духовной, но и организационной скрепой русских земель. Позднее Русская Церковь в лице ее иерархов и других церковных деятелей сыграла важнейшую роль в формировании централизованного русского государства уже в новых исторических условиях.

Конечно, в ходе истории сбалансированное и плодотворное взаимодействие Церкви и государства неоднократно нарушалось в ту или иную сторону. Важно, однако, другое: принцип взаимной автономии государства и Церкви, которые при этом пребывают в конструктивном сотрудничестве в интересах всего общества, всегда был своего рода нормативом. Этот принцип, естественный для христианской государственности, равным образом применим и для взаимоотношений Церкви и современного светского государства, если светскость понимается как действительная нейтральность, а не как скрытая секулярная идеология.

Приняв христианство в его восточном изводе, который можно назвать византийским в широком смысле (в значении, о котором говорил Дмитрий Оболенский — Byzantine Commonwealth), Русь вступила в семью христианских народов. После схизмы XI века она последовательно отстаивала Православие, став его оплотом в те времена, когда древние Православные Церкви оказались в иноверном пленении.

Несмотря на то, что в отдельные исторические периоды на Руси была сильна тенденция к самоизоляции, в целом русское христианство — и в духовном, и в культурном аспектах — явило пример гармоничного сочетания христианского универсализма и национальной самобытности.

Особенным образом сила веры, проявляющаяся в верности Христу Спасителю, открылась нашему народу и всему миру в годы жестоких гонений на Церковь. Духовный подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской в XX веке — одно из самых ярких свидетельств того, что принятие христианства Русью при святом князе Владимире нельзя сводить к историческим перипетиям древности. Этот подвиг убеждает нас в постоянном «Господнем содействии» и является одним из тех «последующих знамений» (Мк. 16:20), которые спустя тысячу лет снова обращают нас к апостольской миссии святого князя Владимира.

В заключение хотел бы сказать о том, что история, к осмыслению которой мы сегодня обращаемся, не есть только феномен прошлого. В английском языке есть такая грамматическая форма: past continuous (продолжающееся прошедшее время). История представляет собой то прошедшее время, которое продолжается в настоящем и перетекает в будущее. Без осмысления истории, без усвоения ее уроков мы не можем полноценно строить свое настоящее и закладывать фундамент для будущего. Об этом, к сожалению, часто забывают.

Церковь обладает уникальным опытом актуализации истории. В литургической жизни Церкви прошлое ежедневно оживает через праздники и памяти святых. И память равноапостольного князя Владимира для Церкви — не просто дань уважения к великому созидателю Святой Руси. Это еще и постоянное напоминание о том, что созданный благодаря его судьбоносному выбору наднациональный и вневременной духовно-культурный феномен, именуемый Святой Русью, продолжает свое бытие в настоящем благодаря Русской Церкви. Именно она сегодня выполняет ту уникальную объединяющую миссию на пространстве исторической Руси, начало которой было положено равноапостольным князем, поставившим наш народ на путь ко спасению и вечной жизни во Христе.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси — Как Бог выбрал Русь, как Русь выбрала истинного Бога.

Введение

Принятие православия князем Владимиром в 988 году стало одним из важнейших событий в истории Руси, буквально перевернувшим весь уклад жизни населения юного государства. Язычество разделяло восточных славян, христианская же вера стала тем явлением, которое заставило оставить всякие соперничество и вражду и объединило Русь вокруг Великого града Киева.

Славяне до принятия христианства

Первыми славянскими поселенцами на территории современной Украины и России стали древляне (жители лесов) и поляне (жители полей). Из летописей известно о том, что в то время каждый род жил обособлено. Связь племён обеспечивал родоначальник, которого славяне чаще всего именовали князем. Слово это имеет значение — старший в роду, отец семейства.

О нравах древних славян, из свидетельств чужеземцев, известно следующее. Своей нравственностью, простотой они производили благоприятное впечатление, по сравнению с соседними образованными и полуобразованными народами, отличавшимися испорченностью. Злые и лукавые редко встречались между славянами. Впрочем, одни и те же писатели, рассказывая о доброте натуры славян, упоминают об их жестокости в обращении с пленными, в том числе христианскими проповедниками. В одном месте славян называют нелукавыми, в другом вероломными. Это связано с общей разрозненностью, серьёзными отличиями в быту разных родов. Не было между славянами единства, редко достигали они согласия хоть в чём-нибудь. В одном несколько родов согласятся и тут же расстроят их решение другие, потому что всюду была вражда и нежелание уступать, подчиняться.

О полянах известно, что они отличались тихим и кротким нравом, почтительностью к членам семьи, целомудрием, вступали в брак. Прочие же племена, такие как, например, древляне, вятичи, радимичи брака не имели, но похищали девушек, имели несколько жён. По умершим славяне совершали тризну. Тело умершего чаще всего сжигали, останки собирали в урну и ставили на придорожных столбах. Иноземцы отмечали необыкновенную привязанность славянских жён к своим мужьям, за которыми они часто следовали даже в могилу.

Восточные славяне поклонялись прежде всего богу молнии Перуну или Сварогу и его сыну, богу солнца, которого называли Дажбог. Кроме этих божеств, существовало множество божков, олицетворявших различные явления природы. Древние славяне верили и в загробную жизнь. Души умерших родоначальников, по их поверьям, охраняли род и после смерти. Впрочем, не имелось в виду существование после смерти духовное.

Летописи не упоминают о существовании храмов и жрецов у славян. Жертвы приносились под освящённым деревом (обычно дубом), роль жреца выполнял князь.

Причины принятия христианства Русью

Начало христианству на территории восточных славян, согласно древним летописям, положено ещё великим апостолом Андреем Первозванным в l веке от Рождества Христова. Проходя с евангельской проповедью Сарматию, Скифию и Фракию, он поднялся до Днепра, и благословил горы, на которых позже был построен Киев. Святой апостол предрёк, что на этом месте будет стоять великий город со множеством храмов. Но лишь во второй половине lX века трудами святых просветителей славянских Мефодия и Кирилла, проповедь христианства снова дошла до берегов Днепра. Главным их трудом было создание славянской письменности, которое позволило перевести Библию и Богослужебные книги.

Так сложилось, что именно в это время зарождалось Русское государство и именно оно более прочих славянских народов воспользовалось трудами Кирилла и Мефодия. Князья стали стремиться объединить восточнославянские народы, чему впоследствии послужило крещение Руси.

Для сплочения разрозненных племён требовались:

• общая религия;

• общий бытовой уклад;

• укрепление власти единого князя.

Всё перечисленное и было основными причинами принятия христианства на Руси.

Князья Аскольд и Дир, правившие Киевом во второй половине lX века, проложили путь православию к восточным славянам. Во время похода на Византию, в 866 году они были поражены чудом. Жители осаждённого ими Царьграда, после усиленной молитвы, отправились с чудотворной ризой Богоматери к Босфору. Возглавляли крестный ход царь Михаил lll и патриарх Фотий. Святыню опустили в воду. После этого началась буря, которая буквально разметала флот русов и лишь малая их часть сумела вернуться домой. Потрясённые князья запросили у византийцев крещения. Прибывший в Киев епископ снова поразил их, достав из пламени костра невредимым экземпляр Евангелия. Но более всего он впечатлил русов своей проповедью, многие из них крестились. Князь Аскольд в 866 году принял крещение от патриарха Фотия с именем Николай. На месте его погребения была построена церковь Святителя Николая.

Крещение великой равноапостольной княгини Ольги

Великая княгиня Ольга, в возрасте 67 лет, будучи просвещена проповедью Евангелия, отправилась в Царьград, для принятия таинства крещения. Это событие произошло в 957 году. При крещении княгиня получила имя Елена.

По возвращении на родину, великая равноапостольная княгиня остаток жизни посвятила распространению христианства на Руси. Летописи именуют эту женщину «мудрейшей из людей», мудрость её и определила выбор в пользу христианской религии. Стоит напомнить о том, что бывшая язычница Ольга, прославилась своей жестокой местью за убийство мужа, князя Игоря. Крещение же полностью переменило её образ жизни и нрав.

Молодому киевскому государству нужна была религия, которая объединила бы разрозненные племена, пребывающие в постоянных междоусобных войнах. Это понимала мудрая правительница. Она пыталась уговорить принять крещение и своего сына князя Святослава, но не преуспела в этом. Новая религия была ему не по нраву. Над христианами тогда насмехались. Однако, Ольга имела большое влияние на своих внуков, будущих князей. После смерти Ольги князь Святослав начал гонения на христиан. С приходом к власти его сыновей, христиан ждало значительное улучшение положения.

Крещение великого равноапостольного князя Владимира

Окончательное принятие христианства на Руси произошло так.

Владимир был ещё ребёнком, когда умерла его бабка Ольга, поэтому он в меньшей степени, чем его старшие братья испытал на себе её влияние. Кроме того, будущий великий князь в детстве был увезён на воспитание в Новгород, где язычество явно предпочиталось христианству и вырос под влиянием идолопоклонства.

Принятие власти над Киевом князем Владимиром означало торжество язычества над христианством. Молодой князь стал обильно украшать город идолами. По свидетельству летописцев, никогда на Руси не было прежде такого разгула идолослужения.

В благодарность за победу в одном из походов, князь решил принести идолам человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу. Поскольку его отец воспротивился происходящему и выступил перед народом с обличением безумия язычества, оба были растерзаны разъярённой толпой. Но гибель христианских мучеников не была напрасной, происшедшая трагедия стала одним из событий, ускоривших торжество православия.

Владимир славился широтой натуры, разгульным нравом, женолюбием и общей склонностью к излишествам. Но эта же широта души и сделала впоследствии возможным коренной переворот сознания и всей жизни бывшего идолопоклонника. Всей душой приняв православную веру, Владимир стал подобен апостолам.

У молодого киевского государства на тот момент появилась потребность в новой вере, которая объединила бы племена вокруг Киева и его князя. Начался выбор новой религии.

По свидетельству летописей, к Владимиру приходили послы, представлявшие религии соседних с Русью государств. Самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный миссионер. Он рассказал князю Владимиру об учении о Искуплении, загробной жизни и Страшном суде, продемонстрировав икону с изображением последнего.

Выслушав представителей всех религий, Владимир решил отправить десять своих посольств в разные государства, для испытания их веры. Послы, побывавшие в константинопольском храме святой Софии на богослужении, рассказывали, что они не понимали, где находятся, на земле или на небе. Их рассказ утвердил князя в выборе новой религии. Серьёзным аргументом в пользу православной веры был также выбор княгини Ольги. Требовался лишь подходящий случай.

В 988 году Владимир отправился с войском в поход на Корсунь, обещав в случае победы принять крещение. Завоевав город, князь потребовал у тогдашних правителей Византии Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Согласие было получено при условии, что князь перед свадьбой примет крещение.

Пока царевна была в пути в Корсунь, у князя Владимира серьёзно разболелись глаза.

Прибыв в город, Анна принялась убеждать князя поторопиться с крещением, чтобы скорее излечиться. Действительно, сразу после принятия крещения, с именем Василия, Владимир прозрел. «Только теперь я узрел Бога истинного!» — воскликнул князь исцелившись.

Взяв с собой церковную утварь, чудотворные иконы и пресвитеров, Владимир отправился домой.

Крещение киевлян

Прибыв в Киев, князь Владимир прежде всего крестил своих сыновей и бояр. Статуя Перуна, установленная перед княжеским домом, была повержена, привязана к конскому хвосту и сброшена в Днепр. Затем, вместе с духовенством, великий князь стал проповедовать христианство среди киевлян. Далеко не все крестились с радостью, многие сомневались. Тогда князь повелел всем жителям Киева явиться на другой день к реке и принять крещение. Все непокорившиеся были объявлены врагами князя. Это повеление решило сомнения многих колебавшихся. Они рассуждали, что если бы новая вера была дурна, то князь и бояре не приняли бы её.

На следующий день после княжеского приказа свершилось общее крещение киевлян в реке. Произошло это в 988 году, ставшем официальной датой Крещения Руси. По принятии стольным градом православия, эта религия стала господствующей в русском государстве. Началось строительство храмов, просвещение народа проповедью Евангелия, то есть собственно началась история Русской православной церкви.

Последствия и значение принятия христианства Русью

После крещения Киева князь, вместе с пресвитерами отправился с проповедью по стране, уничтожая идолов и призывая к принятию новой веры. Прежде всего православие было принято в Новгороде, где статую Перуна, как и в Киеве с позором сбросили в реку.

Главными последствиями принятия христианства Русью были:

• сплочение общества;

• укрепление власти киевского князя;

• появление письменности, каменного строительства, живописи;

• смягчение нравов;

862 доллара Мастер Шкурко Антон

Нашли ошибку? Пожалуйста, дайте нам знать.

Дом

Художники Шкурко Антон Картины мастера
«Воин Христа. Принятие христианства в России»

Местонахождение картины :

Пермь

Категория :

Графика

Стиль :

Реализм

Жанр :

Мифологическая живопись

Готовая работа, теперь доступна для покупки.

Картина оформлена.

Год:
2017

Размер: 65×48

Материал
: ватман

Техника
: карандаш

862 $;

Добавить в корзину

христианство

,

язычество

,

религия

,

крещение

156
0
0

Оценка деятельности сообщества

Стиль: Оценок пока нет

Сюжет уникален: оценок пока нет

Мастерство: Пока нет оценок

Внимание! Продавец долгое время не подтверждал актуальность информации и товара.

Сообщить модератору

Картины мастера

«Виртуоз лесных полетов. Ястреб»
30×40, бумага, карандаш

Шкурко Антон

30 000 руб.
65х48, ватман, карандаш

Шкурко Антон

75 000 руб. охотник. Охота с беркутом на волка»
65×48, ватман, карандаш

Шкурко Антон

75 000 руб.1 077 $1 006 €Купить

«Бегущий лось»

«Бегущий лось» карандаш

Шкурко Антон

9500 руб.136 $127 €купить

«Танцы с волками»
56×72, бумага, карандаш

Шкурко Антон

35 000 руб. белый волк»
65×48, ватман, карандаш

Шкурко Антон

75 000 руб.1 077 $1 006 €купить

«Главные хозяева Уссурийской тайги»
3×470 бумага, смешанная техника

Шкурко Антон

35 000 руб. 503 $470 €купить

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ – ДОАЖ

Аннотация

Читать онлайн

Данная статья посвящена анализу духовной культуры. В частности, рассматривается взаимовлияние православных и языческих начал средневековья и впоследствии видоизмененных в народные религиозные традиции. Материалом исследования является многоуровневая система древнерусского религиозного мировоззрения, которая нашла отражение как в богослужебной практике и полемической литературе русского православия, так и в мирной и культовой деятельности людей, сохранивших принципы языческого мировоззрения. сделана трактовка понятия «двоеверия» как простого линейного соединения элементов православного и языческого мировоззрения в нечто единое (Е. Е. Голубинский, Н.И. Барсов, А.П. Щапов, М. Азбукин, Г.А. Носова, А.Н. Ипатов, А.Е. Муси и др.) . Тогда «двоеверие» рассматривается как синтез православных и языческих взглядов на устройство мироздания (Е.В. Аничков, Н.М. Гальсковский и др.). Установлено, что духовная ситуация Древней Руси после принятия христианства отражала факт встречи двух религиозных течений: утверждения веры в единого Бога (православие) и проявления религиозного синкретизма (многобожия славянского язычества). Духовная ситуация древнерусской культуры привела к возникновению и культивированию идейной борьбы, не отрицающей элементов мировоззренческого симбиоза, православного учения и языческих верований. Основной посыл полемики — сведение язычества к демонологии и трактовка его как обожествления мира (обожествления природы и человека, сотворенного Богом). Борьба (взаимодействие) православного и языческого начал в русской духовной культуре середины веков сводится к констатированию следующих векторов развития: официально-каноническое направление (государственные акты, Кормчая Книга – религиозный свод и т.