При ком русь крестили: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Русские князья и языческие восстания

КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА

Согласно древнерусским летописям и другим письменным отечественным источникам, уже при Владимире Святославиче вся Русь приняла православие. Однако у армянского писателя XI в. Константина Асохика мы читаем: «В это же время рузы начали веровать в Христа. Все князья и вассалы выступили против них и были побеждены»3. То есть уже первые попытки христианизации восточнославянских земель, предпринятые Владимиром Святославичем, вызвали в различных регионах Киевской Руси мощное антихристианское восстание. Армянскому автору не было никакой необходимости выдумывать это восстание против великокняжеской власти. Скорее всего, он просто констатировал факт начала долгого периода гражданских войн, спровоцированных насильственной христианизацией Руси.

В пользу такого предположения свидетельствует и тот факт, что сразу после сообщения о крещении киевлян в «Повести временных лет» идет сообщение о нашествии печенегов. До крещения они не решались нападать на древнерусские земли… При этом сведений о причинах войны с кочевниками не приводится; историческая хроника заменена народной легендой о богатыре Никите Кожемяке — победителе печенегов. Зато сохранилась интересная фраза, предшествующая сказочному рассказу: «В лето 6500 (992 г. — М.К.) иде Владимир на хорваты. И пришедшю бо ему съ войны Хорватскыя и се печенези придоша по одной стороне от Сулы»4. Ни сведений о причинах войны Владимира с белыми хорватами, ни рассказа о ходе военных действий не приводится. Складывается впечатление, что из летописи вычеркнуты сообщения о целом ряде антихристианских восстаний против Владимира, а вместо них вставлена легенда о богатыре — борце с печенегами.

Отметим также, что, несмотря на страшную угрозу нашествия кочевников, великий князь решился покинуть Киев и отправиться на запад Руси. Значит, ситуация на западе Руси была достаточно серьезной. По данным В.Н. Татищева, Владимир совершил не один, а три похода в этот регион. Тем временем воеводы великого князя с большим трудом сдерживали натиск печенегов5.

Белые хорваты в конце Х в. жили в междуречье Днестра и Прута, а также в западных районах Волыни. Скорее всего, именно там, на западе Руси, находился эпицентр антихристианского восстания. При этом походы великого князя могли быть направлены, кроме собственно хорватов, и против соседивших с ними восточнославянских племенных союзов уличей, тиверцев, волынян.

Чрезвычайно важным в этой связи представляется информация «Записки греческого топарха» — источника, автором которого был византийский военный, случайно оказавшийся свидетелем одного из походов Владимира в Поднестровье. В «Записке» сообщается о происходившей примерно в декабре 991 — январе 992 г. войне правителя, «царствующего к северу от Дуная», с «варварами», что жили по соседству с Климатами, принадлежащими топарху, в устье Днестра: «Они грабили всех подряд и убивали самым бесчеловечным образом, как какие-нибудь хищные звери, совершившие на все нападение. Ведь им было чуждо какое-либо чувство пощады к самым близким, и без какого-либо рассуждения или справедливого решения они постановили не прекращать убийств и стремились во зло и ущерб (себе) сделать землю их пресловутой добычей мисян. Ведь погибла прежняя их беспристрастность и справедливость: ранее почитавшие более всего трофеи, они воздвигли величайшее, и города и народы добровольно присоединились к ним. Теперь же, напротив, возникла у них несправедливость и неумеренность по отношению к подданным, они решили обратить в рабство и уничтожить подвластные им города, вместо того, чтобы заботиться о них и с пользой управлять ими. Ведь они сделали безлюдными более десяти городов, деревень же было совершенно разорено не менее пятисот, и вообще, все соседнее и близкое к нам как бы бурею было охвачено, а люди, ни в чем не повинные, обвиненные в нарушении клятвы, оказались во власти рук и мечей»6.

Как видно из этого источника, в начале 990х гг. борьба крестителя Руси с язычниками обострилась. Если в Киеве и Новгороде Владимир и его воеводы крестили язычников, но не убивали их и не превращали в рабов, то с населением Западной Руси не церемонились. Причиной тому стали, видимо, как выступления в разных регионах восточнославянского мира против христианства и великокняжеской власти, так и обострение внешнеполитической ситуации, в частности, усиление печенежской угрозы. Владимиру было необходимо немедленно подавить целый ряд восстаний в своих землях, разорить главные заповедники язычества, уничтожить языческих жрецов, перевести часть местного населения в Среднее Поднепровье и заселить им там новые города и крепости. Для этого нужно было разрушить местные населенные пункты и святилища. Впрочем, как свидетельствуют данные археологии, Владимиру так и не удалось окрестить все население Западной Руси. В землях белых хорватов, волынян и тиверцев бескурганные могильники с трупоположениями начали преобладать лишь со второй половины XI — XII вв. Большинство городищ-святилищ в Западной Руси сохранились почти до XII в. , а городища-святилища близ сел Бабье на Днестре (урочище Говда), Кулешовка, Рудники и ряд других существовали почти до XIII столетия.

ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Массовые антихристианские и антикняжеские народные движения, начавшиеся около 988 года, продолжились и после смерти Владимира Святославича. Правда, об антихристианских движениях во времена Ярослава Мудрого летописные источники сообщают довольно скупо. Так, в «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сведения о восстании простых горожан и селян под предводительством волхвов в Северо-Восточной Руси в 1024 г. подаются следующим образом: «В се же лето восстали волхвы лживие в Суздале, избиваху старую чадь по диавольскому научению, глаголяще, яко си держат гобино. Бе мятеж велик и глад по всей той стране. Слышавъ же Ярославъ волхвы, приде к Суздалю; изымав волхвы, расточив а другие показни»7.

Обращает на себя внимание то, что здесь отсутствуют сведения о начале и основных событиях восстания. Летописец рассказывает лишь об окончании мятежа в Суздале и о расправе с организаторами восстания. Между тем его сообщение о том, что «был мятеж велик и голод по всей той стране», наводит на мысль, что антихристианское движение имело в те времена место не только в Суздале.

И действительно, тот же список «Повести временных лет» очень туманно повествует о возвращении в 1019 г. к власти в Киеве Ярослава Мудрого: «Ярослав сиде в Киеве и погореша церкви»8. То есть летописец связал смену власти в Киеве с пожарами, охватившими столицу Руси. И от пожаров этих пострадали именно христианские церкви. Если бы возвращение к власти Ярослава случайно совпало с обычным городским пожаром, то в первую очередь сгорели бы деревянные жилые дома, расположенные вплотную друг к другу. Но летописец сообщает только о храмах… Скорее всего, христианские церкви поджигали намеренно, вследствие обострения после возвращения к власти Ярослава противостояния между христианами и язычниками.

Далее, из «Повести временных лет» выпал 1025 год — время начала антихристианского мятежа в Польше, а под 1026м сообщается об окончании междоусобной войны и мятежа «по всей стране»9. Возможно, что на 1025 г. пришелся разгар антихристианского восстания и в восточнославянских землях. Не случайно же Ярослав и его брат Мстислав Владимирович, еще в 1024м воевавшие между собой, заключили мир. А в 1031м вместе отправились походом на запад: «В год 6539. Ярослав и Мстислав собрав вои много и идоста на ляхи и заняв грады червеньские опять и повоеваста лядскую землю и многие ляхи приведоста и посадиша Ярослав их по Руси»10.

В пользу предположения об антихристианском восстании восточных славян в 1025 г. свидетельствует и тот факт, что эпицентр антихристианского течения в Польше пришелся как раз на земли Западной Руси, которые в 1018 году в результате неудачной для Ярослава войны с польским королем Болеславом Храбрым отошли к Польше. Часть культовых центров восточнославянского язычества оказалась на территории страны, управляемой властным и фанатичным католиком Болеславом, и он, очевидно, начал новую волну христианизации этих земель. Как и в конце Х в., язычество в Западной Руси истребляли железной рукой. Так, польский хронист XVI в. Самуил Бантке в хвалебной оде в честь Болеслава Храброго писал: «Где встречал король следы язычества, безжалостно уничтожал их»11.

Ситуация резко изменилась после смерти Болеслава Храброго в 1025 г. В условиях ослабления авторитета центральной власти, усиления феодальной зависимости и голода язычники в Польше осмелели и восстали против короля и христианского духовенства. Это движение было столь грандиозным, что нашло отражение во многих древнерусских источниках, обычно повествующих лишь о событиях из жизни своей страны. Так, в «Житии Моисея Угрина» читаем: «Въ едину убо нощь Болеславъ даром умрет, и бысть мятежь великъ въ всеи Лядскои земле, и въставше людие избиша епископи своя и бояре своя»12. А вот «Повесть временных лет» (в переводе на современный русский язык): «В то же время умер Болеслав Великий в Польше, и был мятеж великий в земле Польской: восставшие люди перебили епископов и попов и бояр своих, и был среди них мятеж»13.

Интересно, что в обоих отечественных источниках подчеркивается, что в Польше убивали в первую очередь представителей христианского духовенства. То есть восстание в польской земле носило антихристианский характер. Это подтверждают и польские источники. Так, «Хроника» Самуила Бантке сообщает: «Восставшие, которые еще не забыли язычество, возвращались к нему. Божьи храмы они разрушали, епископов и других священнослужителей пытали»14. О том же говорит и «Хроника Галла Анонима»: «Восставшие отреклись католической веры, подняли мятеж против епископов и служителей культа, некоторых из них убили мечом, а других забили камнями»15.

Таким образом, находит свое объяснение неожиданный совместный поход еще недавно воевавших между собою князей в Западную Русь: он преследовал цель не столько вернуть эти земли в состав Древнерусского государства, сколько уничтожить главный центр антихристианского движения. В пользу такой версии свидетельствует и «Хроника» Бантке: «Князь Ярослав вместе с князем Мстиславом Черниговским вторглись в Красную Русь, которая тогда была главным центром мятежей. Эти князья опустошили ее, и повели к Киеву, который тогда напоминал пустыню, большое количество пленных»16.

ГИБЕЛЬ ЕКИМАУЦКОГО ГОРОДИЩА

По данным археологии, в первой половине XI в. большая часть восточнославянских поселений в среднем Поднестровье оказалась разрушена. Среди них было, в частности, Екимауцкое городище. По мнению раскапывавших его в 1950-1952 гг. археологов, это поселение сожгли печенеги. Но сами же эти исследователи отмечали, что, за исключением десятка наконечников стрел тюркского происхождения, практически все оружие, найденное на Екимауцком городище, — древнерусское17. Кроме того, при раскопках не были найдены предметы, связанные с христианским культом. Зато обнаружились остатки большого здания, подобного языческим храмам Збручского культового центра18.

Следует отметить, что печенеги обычно не решались штурмовать крупные города. Главной целью их набегов было быстрое обогащение, поэтому обычно они внезапно нападали на небольшие поселения, грабили жителей и уводили их в плен. В случае же с Екимауцким городищем наблюдается принципиально иная картина. Штурм был длительным и носил ожесточенный характер. На это указывают многочисленные повреждения укреплений и большие потери штурмовавших. Очевидно, главной целью последних было именно уничтожение города и его жителей. К тому же если бы город сожгли печенеги, то соотношение найденного на городище восточнославянского и тюркского оружия было бы обратным. При раскопках, например, уничтоженной в 1237 г. монголами Старой Рязани монгольского оружия нашли в десятки раз больше, чем древнерусского.

Исследователи сообщают любопытные подробности гибели Екимауцкого городища. Так, под бревнами разрушенного дома был найден скелет воина — настоящего великана. Его череп был раздроблен, под черепом лежали наконечники двух славянских стрел, а в 15-20 см от черепа — славянский же боевой топор, которым, вероятно, и был убит богатырь. Близ скелета обнаружили скопления костей не менее чем девяти человек и нескольких лошадей: богатырь — защитник своего города дорого продал свою жизнь. Его, вероятно, первоначально дважды ранили стрелами и лишь затем умертвили, проломив голову. В этой схватке кочевники участия не принимали: все найденное поблизости оружие оказалось славянского типа19.

Скорее всего, Екимауцкое городище и другие восточнославянские города Поднестровья разрушили дружинники Ярослава Мудрого и его брата Мстислава, разрушили, пытаясь уничтожить центры языческих мятежей в Западной Руси. Тюркские же воины, которым принадлежали найденные археологами наконечники стрел, могли находиться как в дружинах Владимировичей, так и среди защитников города.

Таким образом, процесс распространения христианства в восточнославянских землях в конце X — первой половине XI в. сопровождался массовыми антихристианскими и антикняжескими восстаниями в различных регионах восточнославянского мира. Особенно массовыми и ожесточенными были антихристианские выступления на западе Руси.

 


1 Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI — XIII вв. // Тихомиров М.Н. Древняя Русь. Сборник статей. М., 1975; Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII вв. Принятие христианства. М., 1988.
2 Комар А. Збручский идол: памятник эпохи романтизма? // Ruthenica (Киев). 2011. Т. 10. С. 11-24; Хамайко Н. Древнерусское «двоеверие»: происхождение, содержание и адекватность термина // Ruthenica. 2007. Т. 6. С. 86-114.
3 Общая история Степаноса Таронского, Асохика, по прозванию — писателя. М., 1864. С. 200.
4 Повесть временных лет. М.-Л., 1950. С. 52.
5 Татищев В.Н. История Российская. В 3 т. М., 2003. Т. 2. С. 56.
6 Записки греческого топарха // Василевский В.Г. Труды. СПб., 1915. Т. 2. Ч. 2. С. 193.
7 ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская и Суздальская летописи по Академическому списку. М., 1962. Стб. 63-64.
8 Там же. Стб. 62.
9 Повесть временных лет. С. 77.
10 Там же. С. 64-65.
11 Бантке Георг Самуил. История Государства Польского. М., 1830. Т. 1. С. 104.
12 Киево-Печерський патерик. К., 1991. С. 148.
13 Повесть временных лет. С. 77.
14 Бантке Георг Самуил. Указ. соч. С. 112.
15 Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских М., 1961. С. 73.
16 Бантке Георг Самуил. Указ. соч. С. 112.
17 Федоров Г.Б. Славяне Поднестровья // По следам древних культур. Древняя Русь. М., 1953. С. 143.
18 Там же. С. 136.
19 Там же.

Новости по теме %d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d1%80%d1%83%d1%81%d0%b8 — Аргументы Недели

/base href=»https://argumenti.ru/»>

Академик Геннадий Матишов: о боях на Донецком кряже, ядерной войне и плотине на Азове

  • Песков: Херсонская область остается субъектом РФ

  • «Чтобы не рисковать суверенитетом»: историк Владимир Петрухин о выборе веры Русью26. 07 19:00

    28 июля – государственная памятная дата, называемая День Крещения Руси. Можно ли доверять летописному рассказу о выборе веры князем Владимиром? Почему всё-таки православие, а не язычество, не католичество, не ислам и не иудаизм? Что в действительности означали знаменитые слова Владимира – «Руси…

    На Украине в День крещения Руси состоятся крестные ходы26.07.21 18:59

    Крестные ходы в День крещения Руси на Украине состоятся. День крещения Руси, которое состоялось в 988 году, отмечается в Русской церкви 28 июля. В православном церковном календаре это день памяти князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.

    Нелёгкое Крещение Руси. О том, что именно происходило при князе Владимире во время «христианизации»02.05.20 22:01

    В конце Х века новообразованное государство, известное как Киевская Русь, стояла перед тяжким выбором.

    В День крещения Руси патриарх Кирилл возглавил крестный ход28.07.19 12:45

    Патриарх Кирилл в День крещения Руси возглавил крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Он начался после утренней литургии в Успенском соборе Московского Кремля.

    Из-за годовщины Крещения Руси в Киеве усилят меры безопасности26.07.19 19:41

    В Киеве намерены усилить меры безопасности во время мероприятий, которые будут приурочены к 1031-летию Крещения Руси. Соответствующую информацию предоставили сегодня сотрудники пресс-службы МВД Украины.

    В ГД прокомментировали слова Порошенко о «европейском выборе» князя Владимира29.07.18 21:13

    Депутат Госдумы РФ от Крыма Руслан Бальбек прокомментировал недавнее заявление украинского президента Петра Порошенко о том, что крещение Руси было «европейским выбором князя Владимира».

    Петр Порошенко заявил о «европейском выборе» князя Владимира29.07.18 07:13

    Лидер Украины Петр Порошенко заявил во время торжественных мероприятий, приуроченных к 1030-летней годовщине Крещения Руси, что крестив страну, князь Владимир сделал не только христианский выбор, но и европейский.

    Путин принял участие в торжествах к 1030-летию Крещения Руси28.07.18 21:19

    Сегодня президент России Владимир Путин принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 1030-летию крещения Руси. После молебна патриарх Кирилл поздравил президента с именинами.

    Медведев поздравил Патриарха Кирилла с 1030-летием Крещения Руси28.07.18 15:37

    Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 1030-летием Крещения Руси. Он отметил, что принятие христианства во многом определило исторический путь народа.

    Владимир Путин назвал Крещение Руси событием цивилизационного масштаба28.07.18 13:54

    В субботу президент России Владимир Путин назвал Крещение Руси событием цивилизационного масштаба. Сегодня в стране отмечают 1030-летие со дня введения на Руси христианства как государственной религии.

    Литургия в честь 1030-летия Крещения Руси началась на Соборной площади Кремля28.07.18 10:23

    Утром в субботу, 28 июля, на Соборной площади Кремля началось торжественное богослужение в честь 1030-летия со дня Крещения Руси. Литургию возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Жители Камчатки первыми в России начали праздновать 1030-летие Крещения Руси28. 07.18 10:00

    Жители Камчатки в субботу, 28 июля, первыми в России начали праздновать 1030-летие со дня Крещения Руси. В регион был доставлен ковчег, в котором находится частица мощей блаженной Матроны Московской.

    В Киеве начался Крестный ход в честь 1030-летия со дня Крещения Руси27.07.18 14:23

    Крестный ход по случаю 1030-летия со дня Крещения Руси стартовал в центре Киева. Согласно последней информации шествие возглавляет предстоятель Украинской православной церкви митрополит Онуфрий.

    Передвижения в Москве ограничат из-за 1030-летия со дня Крещения Руси24.07.18 11:39

    Из-за мероприятий в честь 1030-летия со дня Крещения Руси в Москве будут ограничены передвижения. Соответствующую информацию утром во вторник, 24 июля, предоставили в Федеральной службе охраны.

    В сети высмеяли очередное заявление Порошенко05.07.18 20:38

    Пользователи сети высмеяли очередное заявление украинского президента Петра Порошенко, выступившего с «историческим» утверждением, что князь Владимир в 988 году крестил Украину, а не Русь.

    Коммунисты предлагают праздновать День России в день Крещения Руси07.06.16 10:29

    Парламентарии от КПРФ выступили с предложением перенести День России на другую дату. Такой законопроект уже внесен на рассмотрение депутатов Госдумы. Об этом сообщил глава коммунистов Геннадий Зюганов.

    Путин: крещение Руси было ключевым поворотом в истории государства28. 07.15 18:59

    Путин заявил, что решение князя Владимира крестить Русь было прозорливым и предельно ответственным. Князь «фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства».

    Православные христиане празднуют День Крещения Руси (ВИДЕО)28.07.15 12:29

    В России, Белоруссии и на Украине 28 июля православные христиане празднуют День Крещения Руси. Сегодня же в России отмечают день память князя Владимира, со дня преставления которого исполняется 1000 лет.

    Православные отмечают День крещения Руси27.07.14 11:21

    Православные в воскресенье, 27 июля, отмечают День крещения Руси. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня совершает Божественную литургию в храме Христа Спасителя и будет молиться о воцарении мира на Украине.

    Лукашенко хочет стать Лютером?31.07.13 16:52

    Празднование 1025-летия Крещения Руси не обошлось без политскандала. В Киев отказался приехать Александр Лукашенко. Одновременно с началом торжеств он заявил, что православная церковь нуждается в реформах.

    Александр Лукашенко поздравил с 1025-летием Крещения Руси29.07.13 23:24

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко направил приветствие православным христианам Белоруссии с 1025-летием Крещения Руси, сообщили журналистам в пресс-службе Главы белорусского государства.

    Почта России растиражировала фреску Васнецова в марке29.07.13 15:17

    В рамках совместного проекта России, Белоруссии и Украины по популяризации филателии накануне поступил в продажу почтовый блок с одной маркой «1025 лет Крещению Руси». На ней изображена Виктора Васнецова.

    В Тольятти увековечат Крестителя Руси28.07.13 08:54

    В Тольятти накануне в День Крещения Руси под колокольный звон всех городских храмов заложили памятник святому князю Владимиру Крестителю. Проект благословил лично митрополит Самарский и Сызранский Сергий.

    Русская православная церковь отмечается память равноапостольного князя Владимира28.07.13 08:21

    Русская православная церковь сегодня отмечает память святого князя Владимира, который, став христианином, сделал православие государственной религией страны.

    На торжества в честь 1025-летия Крещения Руси ожидают много паломников28.07.13 01:14

    На торжества в честь 1025-летия Крещения Руси, основная часть которых пройдет 29 июля, управляющи­й делами Белорусско­го экзархата,­ архиеписко­п Новогрудск­ий и Лидский Гурий на пресс-конференци­и в Минске.

    Синод придумал для России новый праздник-скрепу27.07.13 20:44

    Синод Русской православной церкви, вместе с президентом Владимиром Путиным смыкающий в поте лица Россию духовными скрепами, выступил с предложением сделать День Крещения Руси государственным праздником.

    Москва первой отметила 1025-летие крещения Руси27.07.13 16:08

    Праздник Крещения Руси отмечается 28 июля, первой торжества провела Москва. 23 июля состоялась Божественная литургия, а 25 июля — концерт на Красной площади. 26 июля Москва передала эстафетную палочку Киеву.

    Патриарх Кирилл объявил, что Русь крестилась дважды27.07.13 15:14

    В Киеве, поздравляя народы исторической Руси с 1025-летием принятия христианства, патриарх московский и всея Руси Кирилл, рассказал пастве, что это событие повторялось в истории православия дважды.

    Торжественный молебен прошел в Киеве в честь крещения Руси27.07.13 13:19

    В столице Украины прошел торжественный молебен по случаю 1025-летия Крещения Руси у памятника князю Владимиру на Владимирской горке. На молебне присутствовали президенты России, Украины, Сербии и Молдавии.

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Киеве особый молебен27.07.13 12:52

    Патриарх Кирилл сегодня совершил в Киеве особый молебен. Молебен с высшим духовенством всех 15 поместных православных церквей прошел в канун дня памяти святого князя Владимира, крестившего Русь в 988 году.

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко в Киев не приедет27.07.13 11:31

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко не приедет в Киев, где в эти дни проходят торжества по случаю 1025-летия крещения Руси. В Киев прибыл президент России Владимир Путин.

    Празднование 1025-летия Крещения Руси начинается сегодня в Киеве27.07.13 09:13

    К торжествам в честь 1025-летия Крещения Руси сегодня присоединяется Украина. В Киеве 27 июля Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с высшим духовенством других поместных Церквей отслужит молебен о благополучии всех православных народов.

    Путин сегодня посетит Украину и проведет переговоры с Януковичем27.07.13 07:59

    Президент России Владимир Путин сегодня прибудет с официальным визитом на Украину. Глава российского государства проведет переговоры с украинским президентом Виктором Януковичем.

    В Киево-Печерскую лавру доставили Крест Андрея Первозванного26. 07.13 22:52

    Из Москвы в сопровождении делегаций всех поместных православных церквей, участвующих в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси, в Киево-Печерскую лавру в пятницу доставлен Крест апостола Андрея Первозванного.

    В Сыктывкаре с иконами произошло чудо26.07.13 22:41

    В столице Республики Коми накануне вечером в Свято-Стефановском кафедральном соборе замироточили иконы. Истечение мира от нескольких икон новомучеников и исповедников, находящихся в алтаре, заметил священник.

    В Евпатории пройдет обряд массового крещения в море25.07.13 20:11

    28 июля во всех православных храмах Евпатории пройдут торжественные богослужения, посвященные 1025-летию Крещения Киевской Руси. В праздничных мероприятиях примут участие представители руководства города.

    Путин встретился с патриархом Кириллом и представителями 15 православных церквей25.07.13 18:25

    Президент РФ Владимир Путин 25 июля встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и представителями поместных православных церквей, прибывшими в Москву для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси.

    Крещение Руси отметят грандиозным концертом на Красной площади25.07.13 11:06

    В Москве на Красной площади в четверг пройдет грандиозный концерт, посвященный празднованию 1025-летия Крещения Руси. В нем примут участие лучшие музыкальные коллективы из России, Украины и Белоруссии.

    Доступ в Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены сегодня будет закрыт25. 07.13 09:44

    В Москве доступ в Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены сегодня будет закрыт, на Красной площади планируется проведение праздничных мероприятий, посвященных 1025-летию Крещения Руси.

    Массовое крещение пройдет в Ставрополе24.07.13 15:11

    28 июля, по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Ставропольского и Невинномысского пройдет массовое крещение на Холодных родниках города Ставрополя.

    Очередь к Храму Христа Спасителя выстроилась от Парка Горького24.07.13 13:43

    В Храме Христа Спасителя началось празднование 1025-летия Крещения Руси. Службу ведёт патриарх Кирилл. Патриарший мост через Москву-реку перекрыт. К храму тянется вереница верующих, выход из метро закрыт.

    Киев решил возглавить празднование 1025-летия Крещения Руси22.07.13 11:26

    Поскольку Крещение Руси при великом князе Владимире происходило в Киеве, именно столица Украины станет центром торжеств, посвященных 1025-летию этого священного для православного мира события.

    В Киеве откроют «персональную выставку» храма Василия Блаженного20.07.13 22:31

    Выставка «Покровский собор: взгляд современников» открылась в Киеве. Она посвящена 1025-летию Крещения Руси и продолжает серию многочисленных мероприятий Рострудничества в украинской столице, приуроченных к этой дате.

    Для креста Андрея Первозванного сделают специальный вагон-храм13.07.13 18:03

    Специальный литерный поезд РЖД свяжет Москву, Киев и Минск в дни празднования 1025-летия Крещения Руси. Состав будет перевозить в вагоне-храме трёхметровый крест апостола Андрея Первозванного, доставленный к юбилею из Греции.

    Воронежская епархия проводит запись желающих массово креститься19.06.13 16:11

    Воронежская епархия ведёт запись некрещёных, но желающих принять таинство в открытом водоёме. Массовое крещение в реке или озере епархия приурочит к празднованию 1025-и-летия крещения Руси 28 июля.

    Прошло заседание оргкомитета празднования 1025-летия Крещения Руси30.05.13 00:47

    28 мая под председательством заместителя премьер-министра Белоруссии Анатолий Тозика состоялось очередное заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси.

    Московские региональные землячества активно участвуют в подготовке мероприятий09. 05.13 19:22

    В рамках II Межрегионального фестиваля славянского искусства «Русское поле» в июле будут проводиться мероприятия, посвящённые 1025-летию крещения Руси, рассказал первый замглавы Департамента межрегионального сотрудничества.

    В Минске прошел оргкомитет празднования 1025-летия Крещения Руси02.05.13 23:28

    30 апреля под председательством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Анатолия Тозика состоялось первое заседание республиканского организационного комитета по подготовке и проведению празднования

    Янукович снова опозорился: Русь крестили в XIX веке02.03.13 19:38

    ЯНУКОВИЧ на пресс-конференции снова оговорился, назвав 1025 годовщину Крещения Руси 125-й. «Пользуясь случаем, хотел бы напомнить, что в этом году Украина будет отмечать 125 годовщину Крещения Руси», — сказал он.

    Белоруссия широко отметит 1025-летие Крещения Руси07.01.13 00:31

    В нынешнем году одним из основных событий, касающихся­ деятельнос­ти Русской православн­ой церкви на территории­ Белоруссии­, станет 1025-летие Крещения Руси. Об этом сообщил настоятель­ храма «Воскресен­ия Христова»

    Новости МирТесен

    Грядет нападение русских на собор Святой Премудрости в Киеве?

    Опубликовано 1 марта 2022 г.

    Всемирный католический отчет

    Джордж Вайгель

    Согласно сообщениям украинской разведки, российские силы могут преднамеренно атаковать и попытаться разрушить Святую Софию, Собор Святой Премудрости в центре Киева. Если бы такое нападение имело место, это было бы нападением культурного варварства, еще более страшным, чем уничтожение талибами Бамианских Будд в Афганистане в 2001 году, что было культурным вандализмом, более или менее оторванным от политики. Разрушение Святой Софии стало бы воплощением уникально злобной попытки Владимира Путина переписать историю восточнославянского христианства в поддержку своей кампании русского империализма после окончания холодной войны, что было бы культурным вандализмом в поддержку политической тирании.

    Построенная в начале 11 го века, Святая София является национальной святыней Украины и самым почитаемым в стране памятником крещения восточных славян в 988 году. в музей, его золотые купола и необыкновенные мозаики имеют такую ​​историческую, эстетическую и культурную ценность, что он был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Возможно, ближе к делу то, что святая София символизирует яркую украинскую национальную идентичность и связь этой идентичности с крещением Руси в 9 г.88, которую Владимир Путин, кажется, одержим уничтожением.

    Сегодня утром майор-архиепископ Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук из бомбоубежища обратился к миру со следующим обращением:

    К нам поступила информация о том, что российская армия планирует нанести авиаудар по самой почитаемой святыне украинского народа со времен Киевской Руси – Софийскому собору в Киеве. Блаженнейший Святослав, Глава и Отец Украинской Греко-Католической Церкви, призывает всех христиан молиться о защите этой святыни всех славянских народов и призывает агрессора воздержаться от этого ужаснейшего акта вандализма.

    Эти молитвы должны исходить из сердца каждого христианина, когда христиане во всем мире отсчитывают часы до начала Великого поста.

    Однако можно и нужно сделать больше. Исходя из того, что разведывательные данные, которые привели к обращению майора-архиепископа, были переданы западным правительствам правительством Зеленского в Украине, западным лидерам следует, не теряя времени, информировать Кремль о том, что разрушение Собора Святой Премудрости в Киеве российскими силы приведут к немедленному и еще более драконовскому введению экономических санкций, включая прекращение всего российского экспорта, включая нефть и газ; ускорение усилий Международного уголовного суда по предъявлению обвинений в военных преступлениях российским официальным лицам; и арест российских активов, хранящихся в нероссийских финансовых организациях.

    Вот уже несколько десятилетий Владимир Путин, которого некоторые заблудшие души считают своего рода христианской фигурой, использует искаженное искаженное представление об истории восточнославянского христианства, чтобы подкрепить свои попытки отменить приговор холодной войны и собрать нечто, напоминающее старый Советский Союз. За три дня до вторжения в Украину 24 февраля Путин произнес часовую речь, в которой фактически заявил, что Украина не имеет собственного прошлого и, следовательно, не должна иметь собственного будущего.

    В этом нападении на историческую правду Путину помогало и подстрекало руководство Русской православной церкви, которое поддерживает его нелепое заявление о том, что единственным законным наследником крещения восточных славян в 988 году является Россия. Таким образом, религиозные авторитеты во всем мире должны связаться с Патриархом Московским Кириллом и потребовать, чтобы он оказал любое влияние, которое у него есть, чтобы предотвратить кощунственный акт разрушения в Киеве. Должностные лица Ватикана, которые воображают, что могут сыграть какую-то посредническую роль в войне против Украины, должны первыми позвонить в штаб-квартиру Русской православной церкви и потребовать защиты артефакта христианской истории, предшествующего расколу христианского Востока в 1054 году. и Кристиан Уэст. Святая София уникально киевская, но духовно она принадлежит всем христианам, и Патриарху Кириллу следует настойчиво напоминать об этом.

    Было вполне предсказуемо, что российские противопехотные удары по гражданскому населению будут усиливаться, поскольку неуклюжие действия российских военных на Украине не привели к победе в молниеносной войне, на которую, очевидно, рассчитывал г-н Путин, самообманувшийся относительно нереальности украинской государственности. В ответ на героическое сопротивление Украины министерство обороны в Москве публично объявило, что Киев подвергнется бомбардировкам и ракетным ударам. Это Афганистан, Сирия и Чечня снова и снова — варварские нападения на невинных, не имеющие никакого отношения к воинскому разуму или воинской чести. Похоже, таков русский способ ведения войны, будь то при коммунизме или при тех, чья совесть, похоже, окончательно извращена коммунизмом, вроде бывшего агента КГБ Путина.

    Мир должен дать понять Владимиру Путину, тем, кто его окружает и поддерживает, и российскому военному руководству, что они станут международными изгоями, если это варварство продолжится и если Святая София станет одной из его жертв.

    Джордж Вейгель — почетный старший научный сотрудник Вашингтонского центра этики и государственной политики, где он возглавляет кафедру католических исследований имени Уильяма Э. Саймона. Он является автором более двадцати книг, в том числе «Следующий Папа: Офис Петра и церковь в миссии 9».0036 (2020 г.) и Незабытые: элегии и воспоминания о разнообразных персонажах, большинство из которых достойны восхищения (Игнатий, 2021 г.).


    Самые читаемые

    EPPC BRIEFLY

    Подпишитесь на двухнедельный электронный информационный бюллетень EPPC с избранными публикациями, новостями и событиями.

    ПОИСК

    Edward WhelanRyan T. AndersonNathanael BlakePatrick T. BrownEric CohenMary FioRitoPascal-Emmanuel GobryJosh GoodCarrie GressStanley KurtzFrancis X. MaierClare MorellLance MorrowHenry OlsenLuma SimmsAlgis ValiunasPeter WehnerErika BachiochiJames BowmanJennifer BrysonAlexandra DeSanctisGabrielle GirgisDevorah GoldmanDavid GortlerMary Rice HassonIan LindquistNoelle MeringRachel N. MorrisonJohn D. MuellerRoger SeverinoCarter SneadAndrew T. WalkerGeorge WeigelStephen P БелыйВыберите типПубликацияСобытиеПодкастВидеоПоявлениеКнигаНовости

    Ваша поддержка влияет на обсуждение важнейших вопросов государственной политики.

    Пожертвуйте сегодня

    Еще в католических исследованиях

    Путин и Православная церковь: как его вера формирует его политику — Аналитический центр Theos Всемогущий (2017), в котором Бен Райан рассматривает необычные симбиотические отношения Путина с Православной церковью. 02.16.2022

    Биография

    Немногие крупные мировые лидеры смогли создать настолько загадочную или малоизвестную публичную личность, как Владимир Путин. Помимо ряда основных фактов, любые детали жизни, взглядов и даже карьеры Путина в значительной степени преднамеренно замалчиваются, мифологизируются и интерпретируются в высшей степени пристрастно. Биографии в значительной степени основаны на интервью с врагами или близкими союзниками, а также на официально санкционированной и тщательно обнародованной информации.
    Собственные заявления Путина очень обдуманны; кажется, все согласны с тем, что он редко использует слова без тщательного рассмотрения эффекта, который он производит. Ближе всего к автобиографии Путина, Первое лицо [ii]
    ( От Первого Лица) типична для этого. Это не автобиография, а подборка тщательно подготовленных интервью на определенные темы с проверенными российскими журналистами.

    Это персонаж, который, возможно, намеренно очаровывает и пугает западную аудиторию, образ, чуждый всему, что кто-либо на Западе хотел бы изобразить. Путин культивирует образ жесткого человека. Многое известно о его детских ссорах в квартале с местными бандами, о занятиях боевыми искусствами (хобби, которое он до сих пор поддерживает), о сотрудниках КГБ и, наконец, о сильном человеке, готовом противостоять тем, кто хочет ослабить Россию, будь то внутренние (олигархи, чеченцы) или внешние (НАТО).

    При этом некоторые детали его жизни ясны. Он родился в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в октябре 1952 года в семье Владимира и Марии.
    Его отец был советским патриотом, тяжело раненным в блокадном Ленинграде, мать также пережила всю блокаду. История, которую рассказал Путин, состоит в том, что вскоре после рождения он был крещен в младенчестве, его мать, по-видимому, была убежденной христианкой, что, если это правда, хотя и не неслыханно, тем не менее было бы довольно смело во времена, когда религия была запрещена.

    Будучи хорошим, но не выдающимся учеником, Путин в подростковом возрасте очень любил боевые искусства, особенно дзюдо и самбо. Очевидно, он был настоящим талантом, выигрывал трофеи и неустанно тренировался. Он поступил в университет, чтобы изучать право, и у него возникло желание присоединиться к КГБ. Он достиг этой цели после выпуска в то время, когда будущий премьер-министр Юрий Андропов был главой КГБ, человеком, которого Путин, судя по всему, до сих пор высоко ценит. Несмотря на сторонников теории заговора, Путин, похоже, не был особенно выдающимся агентом. Он провел несколько лет, работая в Москве, прежде чем его отправили в Восточную Германию для работы в контрразведке в Дрездене.
    его единственный опыт за пределами России. По его собственным словам, он работал в политической разведке, собирая разведданные о партиях и политиках. Он отрицает более экзотические истории, например, о том, что он получил документацию по конструкции истребителей «Еврофайтер» или что он руководил Гансом Модровым, известным политиком из Восточной Германии.80 лет и женился на ней в 1982 или 1983 году.[iv]

    Путин и его семья своими глазами видели конец коммунизма в Германии, но стали свидетелями последствий перестройки и гласности дома только на расстоянии. Говорят, что его чувство покинутости, поскольку советская система не смогла поддержать его офис после падения Берлинской стены, было острым. Масштабная распродажа государственных активов в первые годы правления администрации Ельцина завершила эффект — и, возможно, в какой-то мере объясняет навязчивую идею воссоздания сильной России и российской зоны влияния.

    Путин вернулся в Россию и, получив юридическое образование, пришел работать в Санкт-Петербург к Анатолию Собчаку – человеку, который впоследствии стал ключевым покровителем и союзником.[v]
    Некоторые считают, что КГБ поручил ему следить за опасной Собчак.[vi]
    Другие сообщают, что, хотя Путин сохранил свою резервную роль в КГБ, ему не было поручено следить за Собчаком, но его рекомендовал союзник, и он не выполнял никаких разведывательных функций.[vii]
    Какова бы ни была правда, нет никаких сомнений в том, что Путин вскоре оказался ценным активом для Собчак и сыграл ряд все более значительных ролей в начале 19-го века.90-х, завоевав репутацию посредника, так и не зарекомендовав себя ни на каких выборах.[viii]

    Если то, как Путин пришел работать на Собчак, несколько окутано тайной, то как он стал частью ельцинской[ix]
    внутренний круг и возможный преемник еще более любопытны. В 1996 году, после того как Собчак потерял власть в Санкт-Петербурге, Путин уехал в Москву и получил прорыв в центральном правительстве через другого союзника, Павла Бородина. Даже Путин, говоря о том, что Бородин нашел ему встречу в Москве, говорит: «Я не знаю, почему».[x]
    Оттуда он быстро прошел ряд все более видных должностей в печально известном нестабильном президентстве Ельцина, в том числе занимал посты главы ФСБ (преемницы КГБ) и премьер-министра. Так получилось, что, когда здоровье Ельцина пошатнулось, Путина назвали предпочтительным преемником.

    Став президентом, Путин успешно занимал этот пост с 2000 г., за исключением четырехлетнего перерыва в 2008–2012 гг., когда его союзник Медведев[xi]
    держал бразды правления до тех пор, пока Путин снова не получил права (Путин в то время был премьер-министром). За время своего пребывания на посту президента Путин добился заметных успехов. Несмотря на все эти опросы общественного мнения (да и некоторые опросы на выборах) подвергались сомнению в их подлинности[xii].
    Кажется мало сомнений в том, что у Путина есть значительная база поддержки и удивительно высокий уровень популярности для человека, который находится у власти так долго. Его экономические достижения, по крайней мере, до последних нескольких лет, были исключительно успешными, чему, конечно же, способствовали огромные минеральные богатства России.

    Политическая власть олигархов в значительной степени ограничена. Среди группы, которой удалось избавиться от огромных долей ранее принадлежавшей государству промышленности за малую часть их реальной стоимости,
    некоторые из них были фактически сосланы, заключены в тюрьму или вынуждены продать большую часть своей прибыли обратно государству или другим олигархам, более благосклонным к Путину. Если в российском бизнесе по-прежнему доминирует небольшая группа олигархов, они, по крайней мере, на собственном горьком опыте научились держаться подальше от политической сферы.

    С точки зрения внешней политики возросшая уверенность России была очевидна задолго до недавнего украинского кризиса. Будь то военные действия в Грузии или решающая роль, которую Путин сыграл в споре 2013 года о возможности международных действий в Сирии, Россия была готова играть все более заметную роль в последние годы. Решение об аннексии Крыма является лишь последним в череде усилий по укреплению российской сферы влияния и противодействию предполагаемому посягательству со стороны НАТО и ЕС.

    Путин вызывает большой страх на Западе.[xiii]
    Сочетание агрессивного национализма, возросшей уверенности в своих силах, внутренних репрессий и вопросов прав человека и, конечно же, сохраняющегося ядерного потенциала представляет собой опасный коктейль. Несмотря на это, Путин был удивительно успешным президентом и сегодня является одним из самых влиятельных мировых лидеров.

    Вера и политика Путина

    Личная вера

    Путин стремился представить себя человеком серьезной личной веры. Эта тенденция, кажется, стала более выраженной за время его пребывания в должности. Циники предполагают, что все более уверенное утверждение веры является частью более широкой тенденции поиска националистической повестки дня по мере снижения экономических показателей. Тем не менее, даже относительно рано в своем президентстве Путин время от времени говорил о своей вере и уже установил тесные связи с некоторыми представителями духовенства в начале 2000-х, когда его популярность была на пике.

    Во время первых встреч с тогдашним президентом США Джорджем Бушем Путин, безусловно, уделял много внимания своей личной вере, демонстрируя маленький алюминиевый крест, который он носил на шее, и уделяя большое внимание своей христианской приверженности.
    Судя по всему, Буш был, безусловно, впечатлен — он рассказал о встрече в своей книге « моментов принятия решений». [xiv] Буш, конечно, славился собственной евангельской верой, и вполне возможно, что Путин подчеркивал это именно для того, чтобы завоевать друга в лице президента США. Однако история этого крестильного креста неоднократно упоминалась Путиным и занимает видное место в отрывке из биографии, написанной Хатчинсом и Коробко[xv] 9.0003

    Рассказывают, что этот нательный крестик был подарен Путину его матерью-христианкой, когда она тайно крестила его в начале 1950-х годов, и с тех пор он, по-видимому, представляет для него большую сентиментальную ценность. Путин не носил его, когда был действующим сотрудником КГБ, но сообщает, что «в 1993 году, когда я работал в Ленинградском горсовете, я ездил в Израиль в составе официальной делегации. Мама подарила мне мой нательный крестик, чтобы я его освятил у Гроба Господня. Я сделал, как она сказала, и надел крест на шею. С тех пор я никогда его не снимал».[xvi]

    История приобретает мифический элемент, однако, в рассказе о пожаре на даче семьи Путина . [XVII]
    Согласно этой истории, имущество сгорело в середине 90-х годов, уничтожив многие важные вещи семьи, включая значительную часть их денег.
    Однако крест пережил пожар и был возвращен Путину одним из пожарных. Если рассказ кажется необычным, тем не менее он часто повторяется. На самом деле он имеет близкое сходство с древнерусским религиозным мифом, в котором говорится, что икона святителя Николая невосприимчива к огню.[xviii]
    Является ли эта коннотация преднамеренной или нет, а история о путинском кресте мифической конструкцией, поразительно, что эта история является частью официального нарратива о вере Путина. Путин, безусловно, хочет изобразить сильную личную веру, примером которой являются эти истории.

    Есть основания полагать, что это выходит за рамки циничной самооценки. Безусловно, на протяжении многих лет у Путина были близкие отношения с архимандритом Тихоном, настоятелем Сретенского монастыря. На самом деле это родство настолько близко, что есть те, кто нарисовал бы Тихона серым кардиналом .
    Конечно, Тихон, бывший студент-киновед, с репутацией духовного целителя, похоже, несколько лет служил духовником Путина. Один биограф предполагает, что Тихон, вероятно, знает о жизни Путина больше, чем кто-либо другой[xix].
    Он также является священником с довольно выдающимися политическими взглядами, публично критиковавшим демократию как силу, ослабляющую страну и ее духовную основу, высказывался в пользу цензуры как необходимого инструмента и работал известным общественным медиа-деятелем. Он определенно извлекал выгоду из отношений с Путиным и другими видными политическими деятелями, обеспечив себе череду новых должностей и повышений в последние годы. Однако сам он всегда стремился дать понять, что Путин в значительной степени сам себе человек,
    и, конечно же, несмотря на всю близость их отношений, Путин не стал (по крайней мере, пока) полностью поддерживать тихоновскую модель церковно-государственных отношений. Однако в 2007 году они тесно сотрудничали в процессе воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и в течение многих лет продолжались спекуляции о степени их влияния друг на друга[xx] 9.0003

    Тихон ранее сообщал, что Путин ежедневно молится в небольшой часовне рядом с администрацией президента. Мать и бывшая жена Путина, безусловно, были религиозными людьми, и утверждение о том, что Путин регулярно молится, вполне правдоподобно. Что касается общей картины личной веры Путина, то, признавая обычные проблемы, когда дело доходит до отделения правды от мифа и управляемого общественного имиджа, мы можем, по крайней мере, увидеть, что Путин хочет изобразить образ человека с преданной личной верой. .

    Политика и вера на службе государства

    Споры об отношениях между Православной церковью и политической властью не новы. На самом деле, он восходит к Великому расколу 1054 года и даже к выработке отношений христианства с властью при Константине, первом христианском императоре Римской империи. Российское государство и его предшественники в царской империи,
    Московия и Великое княжество Киевское приняли траекторию религии и власти, которая не следовала траектории католической или протестантской Европы. Церковь даже в большей степени, чем устоявшиеся церкви Западной Европы, полностью входила в структуру правительства. Отчасти именно эта тесная связь с правящей системой государства помешала Православной церкви в России (в отличие от других европейских церквей) выступать в качестве критического или независимого голоса и отчасти объяснила большевистскую революцию.

    При коммунизме Церковь представляла угрозу государству как орган, тесно связанный с властными структурами, конкурирующий с идеологией и способный вызвать любовь и поддержку значительной части населения России. Однако известно, что Путин считает такое отношение ошибкой со стороны СССР. Церковь для Путина имеет важное и мощное значение в формировании сильного Российского государства. При Путине церковь и национализм все теснее объединяются. Церковь играет мощную роль в поддержке истинной политической идеологии Путина – его идентичности как государственный [xxi] или
    «статист». «Русская идея», описанная Путиным в его так называемом «Послании тысячелетия», произнесенном в 1999 году и до сих пор считающейся ядром его политической модели,
    включает в себя патриотизм, коллективизм, солидарность и державность (судьба быть великой державой). Религия, даже если бы Путин сам не был религиозен, имеет очень четкую и очевидную инструментальную ценность для достижения этих целей.

    Это инструментальное использование Церкви неоднократно наблюдалось как внутри, так и, все чаще, снаружи. Внутри,
    Путин много сделал для поощрения и поддержки роста Церкви и сдерживания прозелитской деятельности других религиозных организаций (Свидетелям Иеговы и пятидесятническим группам было очень трудно зарегистрироваться в качестве официальной религиозной группы в России, и они изображаются как угроза безопасности Российского государства[xxii]).
    Под присмотром Путина были восстановлены иконы и церковные колокола, которые были проданы или вывезены контрабандой из России при коммунизме[xxiii].
    церкви были построены или перестроены (и особенно огромный Храм Христа Спасителя в Москве[xxiv])
    при этом олигархов и местный бизнес всячески поощряли (даже якобы принуждали[xxv])
    в финансирование работ.

    Это также можно увидеть в образовании, где православная культура теперь является частью школьной программы и даже все чаще находится в прямом контроле популярных СМИ. Правительство Путина сильно подозревают в фиксации результатов опроса 2008 года на звание «величайшего русского» в пользу Александра Невского, воина, который противостоял иноземным захватчикам как князь новгородский, великий князь киевский и великий князь владимирский, а позже был провозглашен Православный святой.
    Независимые опросы показали, что этот результат, вероятно, был сфальсифицирован. Это, конечно, в некотором роде делает результат более интересным как пример того, кого российское правительство хочет, чтобы люди ценили — человека, обладающего как национальной гордостью, так и религиозным авторитетом.

    Внешне эти инструментальные отношения также приобретают все большее значение. Путин сыграл роль в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, в процессе создания эффективного инструмента внешней политики[xxvi].
    Поскольку Путин стремился укрепить чувство этнической и языковой русскости даже за пределами Федерации, Церковь была ценной частью этого процесса. Цитата из Патриарха Кирилла[xxvii] иллюстрирует этот пункт:

    «Патриарх является хранителем внутреннего единства Церкви и,
    вместе с братьями по епископату, блюститель чистоты веры… Патриарх – защитник канонических границ Церкви.
    Это министерство приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на территории «исторической России».
    Уважая их суверенитет и заботясь об их благополучии, Патриарх призван в то же время заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между людьми, проживающими в этих странах, во имя сохранения той системы ценностей, которую одна православная цивилизация Святой Руси являет миру».

    Конечно, это ощущение «канонических границ», выходящих за пределы нынешних границ Федерации, несколько раз использовалось риторически — в частности, в связи с российскими операциями на Украине и аннексией Крыма. Недвусмысленно отмечалось особое значение Крыма в истории русского православия как места принятия православия и крещения великим князем Владимиром. Путин отметил, что «его духовный подвиг принятия Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Этот нарратив об объединении русских народов, определяемый языком и религией, стал растущей тенденцией, в которой Московский Патриарх и Президент взаимно усиливают друг друга. Церковь мобилизовалась как часть защиты этой политики и государства в более широком смысле, создав концепцию «духовной безопасности». В официальных церковных документах духовная безопасность теперь является официальной миссионерской деятельностью Православной Церкви в России, поддерживая смелое идеологическое видение роли Церкви в обществе и политике[xxviii] 9. 0003

    При этом, конечно, возникает ощущение, что другие религиозные группы подрывают безопасность государства. Как управлять другими конфессиями в России стало новой политической проблемой. При коммунизме все религии были одинаково незаконны; при Путине пришлось выработать более сложные отношения.
    Мусульманское население России значительно, хотя и трудно подсчитать точно,
    с цифрами, колеблющимися в различных опросах от 5 до 10 процентов от общей численности населения.[xxix]
    Это население, конечно, особенно распространено на юге страны и в Чечне.

    Чеченцы представляют особую проблему как сепаратистская националистическая группа, имеющая тесные связи с исламскими экстремистскими группировками, включая Аль-Каиду и Исламское государство. Подобные конфликты сейчас существуют в регионах России на Северном Кавказе. В 2007 году был создан Эмират Кавказ, хотя его лидеры в настоящее время в основном перешли на сторону Исламского государства.[xxx]
    Ответом Путина (да и его предшественника Бориса Ельцина) на эти угрозы были решительные военные действия. Было две чеченские войны, одна,
    при Ельцине, с 1994 по 1996 год и один при Путине в 1999–2000 годах. В обоих случаях российские военные смогли восстановить контроль только после ожесточенных боев и гибели тысяч солдат и мирных жителей. В 2000 году Путин заявил, что его «историческая миссия… состоит в урегулировании ситуации на Северном Кавказе»[xxxi].
    Это довольно амбициозная цель, которая, похоже, с тех пор только усилилась и может стать особенно трудным испытанием для путинского инструментального использования церкви.

    Заключение

    В общем, у Православной церкви и Путина довольно необычный симбиоз. Путин позволил церкви вернуться на видное место и поддержал ее беспрецедентным со времен революции способом. Церковь, в свою очередь, оказала некоторую интеллектуальную и культурную поддержку путинскому государственническому видению России и более широкой российской сферы влияния.

    Остается открытым вопрос, на который, по-видимому, невозможно ответить: в какой степени Путин был вдохновлен ресурсами, предоставленными православием в его модели, или же его этатистская модель просто использует предоставленные ресурсы там, где может их найти. Конечно, Путин, похоже, все больше и больше использует церковь в качестве инструмента для поддержки своих действий дома и за рубежом.
    — однако примечательно, что он решил это сделать. Ни один другой российский лидер со времен царей не чувствовал необходимости или желания поступать так. Даже Ельцин, также исповедовавший номинальное христианство и желание переписать некоторые слабости распадающегося СССР, мало пытался вовлечь в это Церковь.
    Как и многие политические соперники Путина. Это во многом беспокоит Путина, и, учитывая это, было бы слишком упрощенно предполагать, что весь этот материал веры является лишь инструментом. Кажется, существует некий законный смысл взаимодействия между православной мыслью, верой и политикой и политической моделью Путина.

    Некоторые оппоненты Путина, похоже, так и видят. Когда Pussy Riot, феминистская панк-анархистская группа, устроила одно из своих выступлений в знак протеста против Путина, правительства и истеблишмента, примечательно, что место их провокационного жеста находилось внутри Московского собора. Трудно представить себе другого светского европейского лидера, для которого самым символическим нападением стала бы церковь в соборе, и это, по крайней мере, является ярким примером тесных симбиотических отношений между президентом и
    его политика и его вера.

    Могучий и Всемогущий можно приобрести здесь


    Заинтересованы в этом? Поделитесь им в социальных сетях. Подпишитесь на нашу ежемесячную электронную рассылку, чтобы быть в курсе наших последних исследований и событий. И ознакомьтесь с нашей программой Друзья , чтобы узнать, как вы можете помочь нашей работе.

     

    [i]      Хилл и Гэдди отмечают: «Удивительно – почти трудно поверить – что за 15 лет не было опубликовано ни одной содержательной биографии президента Путина на русском языке». (Хилл и Гэдди, Г-н Путин: оперативник в Кремле, исправленное издание ( Brookings Institution Press, 2015), с. 6).

    [ii]     Владимир Путин, Наталья Геворкян, Наталья Тимакова и Андрей Колесников,  Первое лицо: удивительно откровенный автопортрет президента России, 1-е изд.  (PublicAffairs, 2000)

    [iii] См. стр. 72–73 там же .

    [iv]    Счета расходятся во мнениях, но это не редкость для советских браков, которые часто плохо регистрировались.

    [v]       Собчак стал депутатом в последние несколько лет существования СССР, а затем мэром Санкт-Петербурга в 1990 году. Авторитарный и прагматик, он окончательно потерял эту роль после поражения на выборах в 1996 году. самых значимых политиков, когда-то союзника, а когда-то угрозы Борису Ельцину. Он стал одним из главных союзников Путина, поскольку его бывший протеже стремился к президентству, пока не умер при подозрительных обстоятельствах от сердечного приступа в 2000 году.

    [vi]      Версия, записанная Хатчинсом и Коробко0036 Путин (издательство Traubador, 2012).

    [vii]     Версия, включенная в издание в мягкой обложке Мистер Путин: оперативник в Кремле ( Hill and Gaddy, 2015) и та, на которую всегда претендовал Путин, например, Первое лицо…  (Путин и др. , 2000), стр. 88–89.

    [viii]    Как раз наоборот: Путин руководил неудавшейся предвыборной кампанией Собчак в 1996 году.

    [ix]      Борис Ельцин был первым президентом Российской Федерации.

    [x]    Путин и др.,  От первого лица: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 125

    [xi]      Дмитрий Медведев был президентом Российской Федерации с 2008 по 2012 год и давним союзником Путина, который работал с ним в офисе Собчак в Санкт-Петербурге.

    [xii]     См.  Г-н Путин: оперативник в Кремле  (Hill and Gaddy, 2015), издание в мягкой обложке об «усталости от Путина», стр. 230–232.

    [xiii]    Роджер Бойс, дипломатический редактор The Times , типичным примером этого является ряд статей за последние несколько лет, предупреждающих о возвращении к политике холодной войны, ядерной угрозе и угрозе большой войны.

    [xiv] Джордж Буш-младший, Decision Points  (Crown Publishers, 2010), с. 96.

    [xv] Хатчинс и Коробко, Путин, , стр. 126–128.

    [xvi] с. 12 из  От первого лица: автопортрет президента России Владимира Путина удивительно Фрэнкса  сборник интервью Натальи Геворкян, Натальи Тимаковой и Андрея Колсеникова в переводе на английский язык Кэтрин Фитцпатрик, Связи с общественностью, 2000 г.

    [xvii] Загородный дом или дача.

    [xviii] См. Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России ( Pennsylvania State University Press, 1999).

    [xix] Хатчинс и Коробко, Путин, с. 241.

    [xx] Например, «Русские видят, что церковь и государство сближаются», New York Times, , ноябрь 2012 г.

    [xxi] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативный агент в Кремле, 39

    [xxii] «Религия, государство и гражданское общество», Инна Налетова в Perspective  (январь – февраль 2002 г.), том. 12, № 3, с. 2

    [xxiii] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативник в Кремле, с. 67.

    [xxiv] Собор XIX века, разрушенный Сталиным, был перестроен с большими затратами и повторно освящен в 2000 году. по Хилл и Гэдди, Путин: оперативник в Кремле с. 103. Однако в случае с Собором поступали утверждения о серьезном давлении со стороны правительства (как местного, так и национального) на местные предприятия, чтобы они вносили вклад в финансирование или сталкивались с угрозами со стороны налоговых органов.

    [xxvi] «Каноническая территория и национальная безопасность: патриарх, президент и прозелитизм в Российской Федерации» Д.Р. Джексон, www.academia.edu (2009), с. 04.

    [xxvii] Патриарх Кирилл, мирское имя которого Владимир Михайлович Гундяев, стал Патриархом Московским и всея Руси и Предстоятелем Русской Православной Церкви в феврале 2009 г.

    [xxviii] Там же, стр. 05–08.

    [xxix] «Олимпийские игры в Сочи привлекают внимание к мусульманскому населению России» — февраль 2014 г., исследовательский центр Pew — http://www.pewresearch.