Содержание
Как на самом деле Владимир крестил Русь — Последние новости России и мира сегодня
Князь Владимир крестил Русь насильно, в то время как в Европе сначала было принято христианство, и лишь потом сформированы государства.
Сергей Баймухаметов, историк
Мало кто знает, что князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.
Казалось, ему, язычнику, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстранённому от киевского двора и сосланному на окраину, — ненавистен был сам дух культурного города, — пишет обозреватель «НИ» Сергей Баймухаметов, решивший сравнить два диаметрально противоположные принципа принятия новой веры – на Руси и в Европе.
Событие раздора
Православный мир отмечает 1030-летие Крещения Древней Руси. Как и всегда, не обходится без политизации. Российские власти устроили в Крыму, в Херсонесе, где князь Владимир принял крещение, грандиозный концерт, на котором присутствовали премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава Крыма Сергей Аксенов.
А украинский президент Петр Порошенко особо отметил, что «крещение было европейским выбором князя Владимира». Ранее он же говорил в интервью сербскому телевидению, что «князь Владимир крестил Украину».
В 2016 году, при открытии в Москве памятника князю Владимиру, украинская пресса писала, что это «узурпация, Владимир никогда в Москве не был, Москвы тогда ещё не было». На официальном англоязычном аккаунте Украины в Twitter появилась запись: «Киев принёс на Русь православие. Напоминание России». Официальная представительница МИД РФ ответила: «Киев… продолжает нести. Правда, теперь не христианство, а бред. Хотя и на английском языке».
Словом, сплошной раздор. Как будто нет элементарного понимания, что это наша общая история. А её события всегда сложны, так как скрыты туманом веков, и потому поиск истины здесь идет непрерывно.
Варяжский язычник
Князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.
История его страшных деяний насильника и убийцы известна — от изнасилования полоцкой княжны Рогнеды на глазах её родителей, до подлого убийства брата Ярополка, которого он пригласил в свой шатёр на переговоры, а на входе два варяга пронзили его мечами с двух сторон. «Под пазухи», — говорится в летописи.
Но мало кто знает, что Владимир был фанатичным врагом христианства.
Что он сделал прежде всего, убив брата Ярополка и взяв Киев? Поставил идолов, языческих кумиров.
Летопись гласит: «Поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
Какими «жертвоприношениями»? Какой «кровью»?
В данном случае речь идёт о ритуальном убийстве, о жертвоприношении языческим богам. Зафиксированы имена Феодора и его сына Иоанна – христиан, переселившихся из Византии на Русь, в Киев. Их убили и сожгли на том холме.
О человеческих жертвоприношениях на Руси пишут многие европейские и византийские хроники. Например, жён сводили в могилу вместе с мужьями. А убийство пленных превращалось в гекатомбу. Взрослых – сжигали, детей — душили и топили в реке. Одна из таких гекатомб описана в «Истории» византийского писателя и историка Льва Диакона.
А в «Повести временных лет» за 983 год говорится: «Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам».
Происходило это за 5 лет до крещения Руси.
То есть культ жертвоприношения ушёл не в такое уж далекое прошлое, если людей сожгли заживо в Киеве в конце X века, в относительно цивилизованные времена. Видимо, Владимир вспомнил о былом кровавом обычае не случайно. Это был знак и символ. Знак и символ возврата к древним языческим устоям.
Ведь Киев к тому времени медленно, но верно уходил от язычества. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, приняла христианство, её сын, язычник Святослав в свое правление не препятствовал крещению и проникновению христианства в Киев. Его сын Ярополк, воспитанный бабушкой Ольгой, женился на гречанке-христианке.
Да, в Киеве над христианами посмеивались, но не преследовали. А посмеивались, наверно, так, как часто смеются некоторые деревенские люди над попавшим в их среду городским человеком – над его чуднЫми для них привычками. То есть происходило проникновение христианской культуры, закладывался другой культурный стереотип.
И тут власть захватил Владимир.
Ему, уязвленному, обиженному бастарду, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстраненному от киевского двора и сосланному на окраину, в Новгород, — ненавистен был сам дух Киева, его атмосфера. «Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев», – писал крупнейший исследовать истории Русской церкви А.В. Карташев.
Но что же произошло потом?
Не только мы сегодня задаемся этим вопросом. Митрополит Илларион через полтора века после смерти Владимира Святого вопрошал над его гробом:
«Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? …Не видел ты Христа: как же стал ты учеником Его? …Дивное чудо! Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией… Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа?»
Нам не дано знать.
Возможно, произошло чудо духовного преображения.
Возможно, снизошла на эту страшную душу благодать Божья.
Мы можем анализировать лишь земные перипетии жизни Владимира.
По летописи известна всем сцена выбора веры. Она наводит на грустные размышления: можно ли предполагать, что всё было бы так, как решил один человек, каган Владимир? Государства под названием «Киевская Русь» в природе не было, это научный термин, введенный российскими историками в XIX веке — для удобства обозначения. Может, были и другие мотивы, например, отстраниться от «азиатского» наследия. То государство называлось Киевским каганатом или Русским каганатом. А князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый звались каганами. (Каган – «хан ханов», «великий хан». ) В «Слове о законе и благодати», одном из самых ранних произведений древнерусской литературы, XI век, митрополит Илларион писал: «И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были».
Князьями русские властители стали титуловаться позже. Ближайшие соратники половецких ханов, а затем монгольских каганов и золотоордынских ханов составляли «кенез», дословно – «совет». На Руси их называли «кенезы», а потом – «князья».
По летописи, каган Владимир, выбирая веру, выслушивая византийских, хазаро-иудейских и булгарских мусульманских послов, отказался от ислама, потому что мусульманская религия запрещает пить спиртное, мёд. Когда дошло до этого, он будто бы сказал булгарским послам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Вообще, как отмечает исследователь истории Русской церкви А.В. Карташев, есть в этой сцене что-то карикатурное. Но так часто бывает, когда летописи переписывают, подгоняют под тот или иной идеологический канон, пытаются свести к «краткому курсу». Каждый переписчик вставляет что-то свое и корежит по-своему. И получается в итоге нечто невообразимое. «Абсурдистский стиль русских летописей», — как метко определил современный журналист Андрей Воронин.
Но тем не менее, «Повесть временных лет» в данном эпизоде отражает суть – время выбора веры. А если точнее – выбор пути, цивилизации. Восемь лет великокняжеской власти – с убийства Ярополка и захвата Киева до крещения Руси – срок немалый. Особенно в ту эпоху. При всем показном возвращении к язычеству жизнь в Киеве отменить трудно. Одна казнь — как символ. А дальше – нельзя. Тогда надо вырезать христиан поголовно. В том числе и жену-христианку, доставшуюся ему от убитого им брата Ярополка. Да и среди варягов, при всей их буйности и полном пренебрежении ко всему и ко всем, нет-нет да и встречаются новообращенные. Особенно из вождей-конунгов. Вспомним ту же скандинавскую сагу об Олаве Тригвессоне, сыне норвежского конунга и будущем норвежском короле, который жил при дворе Владимира и уговаривал его принять христианскую веру.
Непосредственные события, приведшие к крещению Владимира, описаны в древних арабских и византийских хрониках.
В 986 году в Византии началась гражданская война. Мятеж поднял стратиг Варда Склир, а затем к нему присоединился стратиг Варда Фока. Они начали переговоры с арабским халифом о совместной войне против императора Василия. Таким образом, с юга и с востока Византии угрожали мятежники и арабы. Мало того, с севера и с запада – Болгарский каганат и Киевский каганат. Таким образом Византия попала в окружение, война сразу со всех фронтов. Император Василий начинает переговоры и заключает мир с болгарами, оставляя им завоеванные на тот момент византийские земли. Какое уж тут «возвращение», когда все можно потерять! А к Владимиру обращается за военной помощью. Плата за помощь – византийская царевна Анна. При этом ставится условие — крещение Владимира.
На наш взгляд, странные условия. И от веры в Перуна отрекайся, и воинов предоставь. За что? За женщину? По-русски говоря – за бабу?!
Нет – за статус!
Спору нет, Киевский каганат молод и могуч. Однако – варварская страна. И сам Владимир ощущает себя варваром. А византийская династия – древняя, «настоящая», освященная веками. Женитьба на Анне – это вхождение не просто в императорскую семью, а посвящение в клан «настоящих» царей-базилевсов. Владимир становится таким образом аристократом среди властителей молодых государств. Ни болгарский каган на Дунае, ни болгарский каган на Каме с ним уже не сравнятся.
Так он думал или не так – мы знать не можем.
Владимир пошёл на союз с императором Василием и оказал ему военную помощь в борьбе с мятежниками. Об этом подробно пишут арабские и византийские хроники.
Однако император Василий попытался обмануть кагана Владимира. Царевну Анну за него не отдали. Что, как и почему – неизвестно. Может, Анна воспротивилась, не захотела, подобно полоцкой княжне Рогнеде, идти замуж за сына рабыни. А может, император Василий решил, что теперь, когда угроза миновала, можно и пренебречь обещаниями, данными северному варвару.
Но не тут-то было. Владимир немедленно пошёл в поход на Корсунь-Херсонес и захватил город, угрожая пойти на Константинополь. Да ещё в союзе с болгарами. Император Василий испугался и немедленно прислал царевну Анну, с которой и обвенчался наш Владимир там же, в Корсуни, после чего возвратил город Византии как выкуп за невесту.
Отсюда, из Корсуни, и пошёл он в поход уже на Киев, на Русь.
Неся Крест.
«Опрокинул идолы»
Как свидетельствует летопись, по возвращении из Корсуни князь Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками… Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».
Это – «Повесть временных лет», написанная, понятно, христианскими монахами. Сладкая сказка о радостном крещении всех киевлян: «Пошли люди, ликуя…» Хотя реальность выдает с головой предыдущая фраза: «Если не придет кто завтра на реку… — будет мне врагом». Это даже не ультиматум, а прямая угроза. И попробуй не подчинись – Киев хорошо знал бешеную натуру Владимира, помнил жертвоприношения, сожжение христиан.
Оговорюсь: нам не дано знать, что происходило в его душе. Возможно, крестился он из меркантильных, политических соображений. Возможно, в момент крещения произошло в его душе чудо Преображения. Возможно, ощутил себя великим миссионером — спасал души варваров, обращал их в истинную веру, открывал им свет истинной веры. Но даже если он просто поворачивал страну и народ в русло другой, более развитой цивилизации, он ведь руководствовался высшими целями и самыми благими намерениями — вот в чем дело!
Так или иначе, Владимир провёл крещение Руси с варяжской неукротимостью и жестокостью. Как военный набег на вражеский город. В Киеве народ батогами загнали в Днепр и Перуна били палками. А в Новгороде, для пущего презрения к прежним идолам и кумирам, Перуна волокли «по калу». Летопись свидетельствует: «И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».
На этом кончается одна история и начинается другая.
Был ли другой путь?
Как говорили и писали, крещение Руси стало безусловно прогрессивным явлением. Повернувшим нашу страну в русло христианской цивилизации.
А я здесь и сейчас — о том, о чем ещё не говорилось и не писалось.
Был ли другой путь? Безусловно был. Свидетельство тому – древние хроники. По Северному Причерноморью гуляли в те времена отряды славяно-тюркско-варяжской вольницы, проще говоря – разбойников. Их называли русами, русью. В житии святого Георгия, архиепископа Амастридского (примерно IX век) рассказывается: «Было нашествие варваров — руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они …достигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст».
Захватив Амастру, причерноморский город в Византии, и ворвавшись в храм, разбойники бросились грабить гробницу святого Георгия, думая найти там сокровища, но неожиданно окаменели. И освободились только после молитвы за них одного из пленных христиан. После чего «они уже более не оскорбляли святыни».
Этот источник говорит, что в изначальные времена северные варвары сталкивались с христианской цивилизацией в Причерноморье. Во всех русских летописях упоминаются Корсунь и Тмуторакань (Херсонес и Тамань) не как далекие края, а соседские, привычные. Проникновение христианства и христианской цивилизации на Русь через Крым было спокойным и неостановимым. Оно захватывало как народ, так и высшие слои. Пример тому – княгиня Ольга.
Владимир же с истинно варяжской грубостью и жестокостью сломал начавшийся эволюционный путь. Что, на мой взгляд, отразилось на дальнейшей истории Руси.
Одно дело – самому князю обратиться в веру.
И совсем другое – насадить веру в подданной стране насильственным путем.
Обратиться в веру – значит смиренно просветиться духом.
Насадить веру – значит возвыситься над ней, сделать веру и церковь инструментом своей власти.
В этом – коренное отличие православной России от Европы.
Современные государства Европы формировались после установления там веры и церкви. Вначале были вера, церковь, папство, а потом возникли государство франков, Англия, Германия, Италия, Франция и т. д.
А у нас вначале было государство – великий князь Владимир, который крестил Киев, батогами загнав народ в Днепр. Одним словом, дал нам веру и церковь. И потому вера и церковь всегда были у нас на вторых и третьих ролях.
Конечно, митрополиты были неким противовесом княжескому абсолютизму, считались независимыми от великих князей, впоследствии царей, так как их утверждал или назначал патриарх Константинопольский. Но с каждым годом и веком это назначение и утверждение становились все более формальными. Да и этой малой доли независимости государство не терпело. Надо сказать, что наши митрополиты и сами хотели быть самостоятельными, хотели быть патриархами. Так совместными усилиями первых царей и митрополитов была порвана тонкая ниточка между Русью и Константинополем. И у нас образовалась своя автокефальная Русская православная церковь, свой патриарх. Разумеется, подчиненный царю.
Но даже и в таком виде церковь мешала светской власти. Очень уж велик был в народе авторитет патриарха. Учтем еще, что патриархи Филарет и Никон фактически правили Русью в самые сложные времена и официально назывались, как и царь, Великими Государями.
И потому Петр Первый, укрепившись во власти, упразднил патриаршество, создав Синод и сделав церковь практически одним из департаментов государственного аппарата.
У мусульман же никогда не было единого церковного центра. После падения Багдадского халифата, где халиф соединял в одном лице светскую и высшую церковную власть, имамы и муфтии стали заложниками ханов, эмиров и султанов.
Когда вера приходит сама, завоевывая умы и сердца — она приходит как благодать Божья, как высшая власть.
Когда крестят огнем, мечом и кнутом – высшая власть у того, кто держит в руках кнут и меч. Хан Узбек, шурин великого Владимирского князя Юрия Даниловича, рубил головы православным и языческим ордынцам, обращая Золотую Орду в ислам. Начав казни с родственников, таких же, как он, потомков Чингисхана.
Казалось бы, через века уже все забылось. Ан нет. Ни один король Англии или Франции не мог сказать, что это его славный предок дал истинную веру этим варварам. А у нас – мог, и говорил. И соответственно вел себя. Более того, смею полагать, что есть нечто выше нашего личного сознания — сознание общественное. Некая аура, витающая над той или иной страной, над тем или иным народом.
Церковь, насажденная государственной властью, стала прислужницей государства – идеологической подпоркой. Таким образом, православие и мусульманство в России изначально не имели и не могли иметь того значения, какое имела церковь в Западной Европе.
Вот в чем наше отличие от Европы. Именно поэтому мы стали такими, какие есть, и история наша сложилась так, как она сложилась.
Русь крестили дважды? | Загадки истории
Владимир Святой традиционно считается одной из центральных фигур древнерусской истории. Он крестил Русь и благодаря этому сплотил вокруг Киева разрозненные славянские племена. Но так ли это?
Гарем и жертвоприношения
Российские историки, следуя Повести временных лет, относят крещение Руси к 988 году. Предшествовали этому события, в хрониках описанные крайне скупо и противоречиво.
Нужно иметь в виду, что первая русская летопись, дошедшая до нас, была составлена примерно через 140 лет после описываемых событий. К тому же не секрет, что Повесть временных лет неоднократно подвергалась правке и имеет множество позднейших вставок.
Что же мы знаем про Владимира Святославича? Этот князь, захвативший киевский престол после ожесточенной борьбы со своим братом Ярополком в 978 году, особой популярностью не пользовался.
Во-первых, его матерью была ключница Малуша, что делало происхождение нового князя сомнительным. Конечно, по языческим законам Владимир мог быть наследником, однако его законнорожденные братья выглядели предпочтительнее. Особенно в глазах христианской общины, набиравшей в Киеве все большее влияние.
Во-вторых, Владимир поднял руку на родного брата Ярополка и предательски его убил. Потом, естественно, в историю вошла другая версия, предложенная общественному мнению сторонниками победившего князя. Но при его вокняжении современники знали настоящую историю бастарда-братоубийцы. Владимира не уважали, не любили и не боялись.
Многие племена и страны, уже покоренные его отцом, от Киева отложились. Новгородцы, благодаря которым Владимир пришел к власти, от него отвернулись. Бояре и торговый люд Киева бунтовали, варяжские дружины стали не надежной опорой, а шайками мародеров. С запада наседали поляки, с востока — Волжская Булгария. Зато довольно спокойными были отношения с Византией, сохранявшей верность договору со Святославом от 971 года.
Но греки к Владимиру относились настороженно: он был не только ярым язычником, но и порядки у себя при дворе поддерживал варварские. Завел гарем из 700 наложниц и 300 жен и баловался человеческими жертвоприношениями во славу языческих богов. В общем, византийцы боялись, что новый князь станет достойным продолжателем дел Святослава, с которым им приходилось воевать.
«Испытание веры»
Первые годы правления Владимир потратил на разрешение внутренних неурядиц и усмирение соседей. Затем предпринял попытку реформировать языческие культы, бытовавшие у разных племен его обширной державы.
В Киеве воздвигли языческое капище, где были представлены главные славянские боги. Видимо, Владимир видел себя верховным жрецом, что должно было укрепить его авторитет. Однако задумка не сработала.
Тогда Владимир решил принять в качестве государственной религии какой-либо монотеистический культ. Если верить летописи, в Киев пригласили представителей иудаизма (из Хазарии), ислама (из Волжской Булгарии), восточного христианства (из Византии) и западного христианства (видимо, из самого Рима).
Ислам Владимир отверг, услышав о том, что эта религия запрещает употреблять алкоголь. «Руси есть веселие пити», — якобы молвил князь.
Иудеев он отправил восвояси, посчитав их бога слишком жестоким к своим последователям. На вопрос: «Где же земля ваша?» — иудеи ответили, что раньше была, а потом бог прогневался и разбросал их по разным странам. Такая перспектива не обрадовала Владимира.
Ничего не вышло и у «латинского епископа». «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», — рассудил Владимир. А вот «греческий философ» сердце князя тронул.
Затем Владимир выслушал своих послов, ранее отправленных в Булгарию, Хазарию, Византию и Германию. Те рассказали о религиозных обрядах в виденных ими странах. Киевского князя прельстили описания богатых храмов и пышных церемоний византийского обряда, и выбор снова был сделан в пользу греков. Летописец называет все эти переговоры «испытанием веры».
В 987 году Владимир посоветовался с боярами и принял решение о крещении «по закону греческому». Одновременно он заключил союз с Византией, которая нуждалась в военной помощи для подавления мятежа Варды Фоки. Помощь была оказана, но византийский император Василий II не спешил расплачиваться.
Тогда Владимир напал на Корсунь в Крыму и после долгой осады взял город. Там он, по данным русских летописей, крестился сам, крестил всю дружину, получил в дар христианские святыни из храмов Таврии, а заодно — императорскую сестру Анну в жены. По возвращении в Киев князь приступил к крещению Руси.
Где-то оно совершалось мирно — в Киеве, Чернигове, Смоленске и Полоцке. Где-то встречало сопротивление — в Новгороде и Ростове. А вятичи, например, хоть и платили дань киевскому князю, но до XIII века оставались язычниками.
О чём говорят хроники
Рассказ Повести временных лет о крещении Руси выглядит очень схематично, полон неточностей и несоответствий. Ясно, что к началу XII века, когда создавалась летопись, в Киеве уже не имели четкого представления о хронологии событий и даже их последовательности. Обычно в таких случаях на помощь приходят византийские, европейские или арабские хроники.
Однако на этот раз и они не проливают света на пробелы в истории. Византийцы вообще о крещении Руси в 988 году молчат. Лишь одна анонимная хроника XII века упоминает о «царе Владимире, который крестил Русь». Похожая запись есть в «Ватиканской хронике» того же времени. Современные исследователи полагают, что эти отрывочные строки не что иное, как перевод Повести временных лет.
Чуть больше можно почерпнуть у восточных авторов. Например, сирийский историк XI века Яхья Антиохийский сообщает, что византийский император Василий был с одной стороны атакован войсками мятежного Варды Фоки, а с другой — «армией русов». Но с русами Василий смог замириться, отдав за их предводителя свою сестру. Условием было крещение царя русов, что тот и сделал ради выгодной партии. А потом уже был заключен военный союз. При этом ни о каком крещении всей Руси Яхья не упоминает.
Очень похожую версию предлагает арабский ученый XIII века Ибн аль-Асир. Но само крещение Владимира он относит к 986 году, его женитьбу — на еще более раннюю дату, а поход на Корсунь описывает как военную демонстрацию в поддержку законного императора Василия.
Еще более интересную версию в своей «Всемирной истории» (доведена до 1004 года) приводит армянский хронист Стефан Таронский. Он уверяет, что шесть тысяч «рузов» во главе с царем пришли на помощь императору Василию против мятежников. Но самое интересное, что «рузы уже тогда веровали в Христа».
В самом деле, если Владимир в 987 году после долгих раздумий решил принять крещение «по закону греческому» и даже послал войска на помощь императору Василию, то зачем ему нападать на Корсунь? И уж совсем невероятно, что его дружинники согласились принять веру побежденных. Язычники рассуждали так: «Плох тот бог, который не может помочь своим людям в бою».
Капище на месте храма
Существует и один интереснейший древнерусский источник — «Житие Владимира», которое приписывают монаху Киево-Печерской лавры Иакову Черноризцу, жившему в XI веке и, вероятно, знавшему современников Владимира. Правда, доверяют этому источнику не все — произведения Черноризца известны в гораздо более поздних списках.
Иаков описывает Владимира еще, так сказать, не прославленным, без ореола величия, присвоенного потомками крестителю Руси. По словам Черноризца, князь был — в меру своего времени — жестоким и развратным язычником, но вместе с тем толковым государственным деятелем.
Взяв курс на союз с Византией, Владимир женился на императорской сестре. Под влиянием супруги характер князя смягчился, он распустил свой гарем и даже принял христианство. Это, собственно, автор и считает чудом, ничего не говоря о крещении Руси в целом.
Поход же на Корсунь был актом сугубо политическим, произошел четырьмя годами позже и к крещению никакого отношения не имел. Ни словом не упоминает Иаков и об иноземных миссионерах, предлагавших Владимиру разные варианты веры.
История с «испытанием веры», кстати, заслуживает отдельного разговора. Она никак не могла иметь место в конце X века. Изучать христианские обычаи у Владимира не было никакой нужды. Достоверно известно, что крещение в свое время приняла еще его бабушка — княгиня Ольга. Христианской веры придерживался брат Владимира — Ярополк, а также многие бояре и воеводы, часть дружины, значительное число горожан.
Святослав хоть и презирал христиан, но не препятствовал росту их общины в Киеве. В Киеве уже в X веке существовали христианские храмы. Остатки одного из них обнаружены как раз на том месте, где Владимир соорудил языческое капище. В отличие от отца, Владимир Святославич на первых порах христиан не просто не любил, а еще и преследовал.
«Отцы наши не приняли этого»
Любопытно, какие слова по поводу римских миссионеров вложил в уста Владимира летописец. «Отцы наши не приняли этого» — практически точная цитата из… Александра Невского. Правда, он это сказал в середине XIII века в адрес католических проповедников, добивавшихся перехода в свою веру новгородцев.
Но в 988 году никаких католиков и православных еще не было. Церковный раскол произошел лишь в 1054 году. Конечно, к концу X века наметились кое-какие различия в обрядах, религиозных текстах и — самое главное — конфликт в отношениях римского папы и константинопольского патриарха. Но вряд ли киевский князь мог разобраться в таких нюансах.
Так что говорить об «отцах», которые «не приняли этого», Владимир не мог. А Александр Невский мог, подразумевая под «отцами» как раз Владимира Святославича и его современников. Их обоих, между прочим, канонизировали в XIV веке, когда о реальных событиях 988 года уже точно никто не помнил, но русскому государству нужны были герои и святые.
Кстати, имя Владимир отсутствует в списке святых, которым посвящена победа Александра Невского в битве со шведами летом 1240 года. Значит, в то время Владимира Святославича еще не почитали как крестителя Руси.
Нелюбимый сын
Да и вообще отношения с западными христианами у киевского князя были вполне нормальными. Владимир женил своего сына Святополка на польской принцессе, и вместе с ней в Киев приехал епископ Рейнберн. В 1007 году князь тепло принимал в столице немецкого миссионера Бруно Кверфетского, которого затем проводил в земли печенегов «для проповедования Евангелия». Владимир заключал договоры и с папой, и с венгерским королем, и с чешским.
Не нуждался князь и в подробных рассказах об иудаизме. Мало того что иудейская община в Киеве выросла после разгрома Святославом Хазарского каганата, она еще и держала в своих руках торговлю, так что влияние имела огромное. По одной из версий, иудейкой была мать Владимира — Малуша. И не просто иудейкой, а родственницей раввина.
Известно, что полоцкая княжна Рогнеда отвергла сватовство тогда еще новгородского князя Владимира, назвав его «робичич». Это слово позднее интерпретировали как «сын рабыни», хотя летописи в один голос называют Малушу ключницей княгини Ольги. Историк Василий Татищев, например, полагал, что речь шла не о рабском статусе, а о корнях.
Собственно, Святослав за это и не любил Владимира. И отправил его княжить в Новгород, который считал второстепенным для своей державы городом. При этом Святослав сказал: «Каков удел, таков и князь». Намекая на провинциальный статус города и неподобающее происхождение сына.
Два Владимира
Итак, история с крещением Руси Владимиром полна нестыковок. Да и не было у него никаких оснований любить христиан.
Сам он обратился в «византийскую веру» по политическим мотивам. Скорее всего, в стан приверженцев христианства Владимира привел поиск союзников для укрепления власти. Мусульмане и Рим были далеко, иудеев киевляне не слишком любили, а вот опора на Византию и ориентированных на нее христиан себя оправдала. Правда, потом пришлось соответствовать образу и насаждать новую веру за пределами Киева.
Как же Владимир обрел славу крестителя Руси?
Всему причиной борьба за киевское княжение Владимира Мономаха в начале XII века. Имея весьма шаткие права на престол, он всеми силами пытался узаконить свои притязания. Одним из орудий пропаганды стала Повесть временных лет, составленная как раз в период вокняжения Мономаха в Киеве.
Происходя из полоцких князей, Владимир Мономах хотел всячески возвысить роль своего далекого предка — полоцкой княжны Рогнеды, а заодно и Владимира, женой которого — пусть и вопреки своей воле — она стала.
Особую важность для Мономаха имела «магия имен». Один Владимир (он сам) прекратил на Руси смуту и снова сделал ее единой, а другой — за сто с лишним лет до него — Русь крестил. Символично, да и народу проще объяснять.
Забыты за ненадобностью
На самом деле первое крещение Русь приняла еще в 862 или 867 году. Связано оно с именами Аскольда и Дира, правивших в Киеве. Вероятно, они явились на Русь вместе с Рюриком, но не остались в новгородских землях, а проследовали далее на юг и вокняжились в Киеве.
После удачного нападения русов на Константинополь в 860 году патриарх Фотий и император Михаил III отправили в Киев миссионеров, чтобы попытаться склонить правителей сильного и агрессивного народа к своей вере. Недаром один арабский источник сообщает, что примерно в это время «русы приняли христианство, и мечи их притупились».
Для Византии это была обычная практика — они в разное время проделывали то же самое с Великой Моравией и Болгарией. Множество греческих хроник сообщают, что Аскольд и Дир, значительное число их бояр и дружинников, а также часть простого народа приняли крещение. В 867 году новый император Василий I прислал в Киев епископа.
Однако Аскольд и Дир были убиты в 882 году преемником Рюрика — язычником Олегом. Это затормозило распространение христианства на Руси, но не могло его остановить. Есть упоминания о том, что на месте гибели первых христианских правителей Киева княгиня Ольга воздвигла в 957 году храм, до нас не дошедший.
Но со временем — за ненадобностью — деяния Аскольда и Дира были забыты. Хотя именно этим людям на самом деле принадлежит право именоваться крестителями Руси. Но историю, как всегда, писали те, кто уцелел в борьбе за власть и победил.
Борис ШАРОВ
Киевская Русь
Киевская Русь
I. Киевская Русь – общее достояние всех восточнославянских народов.
Киев сейчас столица Украины.
А. Русские
Б. Украинцы
C. Белорусы
II. Восточные славяне до 9 века
A. Занимались сельским хозяйством еще в 6 веке (хотя, вероятно, возглавлялись кочевниками)
B. Некоторые предполагают связь с кочевыми скифами
III. Записанная история начинается в 9 веке (хотя она записана позже)
А. Рюрик (862-879?) и варяги
1. Викинги
2. Просят славян княжить Русь
3. Рюрик поселяется в Новгородег.
Б. Олег (Первый киевский правитель) 879-913?
1. Объединяет восточнославянские племена
2. Война с Византией (905-907) успешноа) Вешает свой щит у ворот в знак победы.
б) Получает важную дань и торговые права.3. Летописи сообщают о предсказании провидца о том, что смерть Олега наступит от его коня.
С. Игорь (913?-945)
1. Также ведет поход на Византию, но менее успешно.
2. Смерть на обратном пути из византийского похода приводит к власти его жену Ольгу.Д. Ольга (945-964?)
1. Летописи рассказывают о ее мести за смерть Игоря.
а) Заживо погребены первые эмиссары ее врагов (древлян).
б) Вторых эмиссаров ее врагов (деревлян) сжигают заживо в бане.
в) Идет в землю Дерева, чтобы «оплакать» Игоря, и приказывает своим людям убить 5000 человек.
Деревлян, а затем побеждает Дереву в бою.
г) После того, как древляне забаррикадировались в своих городах, она их всех сжигает
с помощью птиц, которых она взяла в качестве «дани».2. Первый христианский вождь Руси (крещен в 955 г.)
IV. Владимир (978-1015) и обращение Руси
A. Причины обращения и выбора православия (хотя
раскол, официально разделивший два типа христианства, произошел позже, в 1054 г.)
над другими верами.1. Причины, указанные в летописях:
а) Самые красивые услуги.
б) Вера его бабушки Ольги.
в) Нужно быть христианином, чтобы жениться на византийской принцессе Анне.
г) разрешено пить.2. Другие причины:
а) Рим, вероятно, слишком контролировал.
б) Греческое христианство разрешало богослужение на местном языке, тогда как Римская церковь использовала латынь.
в) Ближе к Греции.3. Результаты конвертации:
а) Культурные связи России были скорее с Византией, чем с остальной Европой.
б) Диглоссия и двоеверие
в) Грамотность
В. Ярослав Мудрый и «золотой век» киевской культуры.
А. Санкта
(Святая) София построена.1. По образцу собора Святой Софии в Константинополе
2. Крестообразный план этажа.
3. 13 Куполов/куполовB. Дочь Анна выходит замуж за короля Франции. Она грамотна, подписывает документы на
Кириллица. Он использует X.D. Киев был одним из великих городов Европы
1. Больше, чем Париж или Лондон
2. Более 400 церквей
VI. «Поучение» (Завещание) Владимира Мономаха (1053-1125)
А. Подчеркивает смирение и послушание.
B. Нападает на лень.
C. Выступает за прощение и ненасилие.
Д. Щедрость
Е. Подчеркивает единство.
VII. «Слово об Игореве»
А. Написано поэтическим языком.
B. Содержит языческие элементы и немного христианства.
C. Предупреждение, чтобы избежать раздоров между князьями.
Место крещения Иисуса, Иордания соперничает с Израилем за туристов: NPR
Место крещения Иисуса с видом на реку Иордан, в 9 км к северу от Мертвого моря. Иорданское место включает в себя место, где, по мнению ЮНЕСКО, Иисус был крещен, теперь в глубине страны после того, как река изменила русло, а также Холм Илии, где, по преданию, пророк Илия вознесся на небеса в пылающей колеснице.
Мойзес Саман для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Мойзес Саман для NPR
Место крещения Иисуса с видом на реку Иордан, в 6 милях к северу от Мертвого моря. Иорданское место включает в себя место, где, по мнению ЮНЕСКО, Иисус был крещен, теперь в глубине страны после того, как река изменила русло, а также Холм Илии, где, по преданию, пророк Илия вознесся на небеса в пылающей колеснице.
Мойзес Саман для NPR
На берегу реки Иордан, где, согласно Библии, крестился Иисус, шелестит на ветру 15-футовый тростник. Место на иорданской стороне реки очень похоже на описание Нового Завета, когда Иоанн Креститель пришел жить в пустыню, питаясь саранчой и диким медом.
ЮНЕСКО объявила Вифанию за Иорданом объектом Всемирного наследия, определив современную Иорданию как место, где, как считается, произошло крещение Иисуса. Ватикан и патриархи православных христиан благословили это место как место, где начался решающий момент христианства.
Слева: генеральный директор Комиссии места крещения Рустом Мхджян указывает на копию мозаичной карты Мадабы — самое раннее известное изображение карты Святой Земли. На нем показано место крещения на восточном берегу реки Иордан на территории современной Иордании. Справа: современная мозаика, изображающая визит Папы Франциска на место крещения в 2016 году в сопровождении членов королевской семьи Иордании.
Мойзес Саман для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Мойзес Саман для NPR
Слева: генеральный директор Комиссии места крещения Рустом Мхджян показывает копию мозаичной карты Мадабы — самое раннее известное изображение карты Святой Земли. На нем показано место крещения на восточном берегу реки Иордан на территории современной Иордании. Справа: современная мозаика, изображающая визит Папы Франциска на место крещения в 2016 году в сопровождении членов королевской семьи Иордании.
Мойзес Саман для NPR
Но через реку, на оккупированном Израилем Западном берегу, есть соперник, претендующий не только на место крещения Иисуса, но и на миллионы долларов ежегодного дохода от туристов.
Огромный израильский флаг развевается над платформой на территории Западного берега. Министерство туризма Израиля и его веб-сайт национальных парков рекламируют эту сторону реки как «место, где, согласно традиции, Иисус был крещен Иоанном Крестителем». Хотя в последние месяцы иорданские, и израильские сайты не посещали посетителей из-за пандемии коронавируса.
«Спор идет не о подлинности этого места, — говорит принц Иордании Гази бин Мухаммад, главный многоконфессиональный советник короля Абдаллы II. Он говорит, что это уже решено — иорданская сторона реки является местом крещения. «Это о том, куда туристы собираются пойти».
Принц Гази, двоюродный брат короля, разработал участок Вифании за Иорданом в 1990-х годах. В качестве доказательства местоположения он цитирует библейские стихи, свидетельство ЮНЕСКО, остатки церквей четвертого века, рассказы о ранних религиозных паломниках и карту шестого века. Мозаика Мадаба — старейшая известная карта Святой Земли, на которой расположено Крещение Иисуса в современной Иордании.
Рабочие ухаживают за территорией места крещения, одного из основных туристических направлений религиозного паломничества в Иордании. Сайт был закрыт для туристов и паломников из-за пандемии коронавируса, но персонал готовит его к возможному открытию.
Мойзес Саман для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Мойзес Саман для NPR
Рабочие, ухаживающие за территорией места крещения, главного туристического объекта религиозного паломничества в Иордании. Сайт был закрыт для туристов и паломников из-за пандемии коронавируса, но персонал готовит его к возможному открытию.
Мойзес Саман для NPR
«Они привязались к нам»
После войны 1967 года, в ходе которой Израиль захватил Западный берег реки Иордан, обе стороны реки были закрыты военными объектами, изрешеченными тысячами противопехотных мин. Западный берег, где проживает более 3 миллионов палестинцев и сотни тысяч израильских поселенцев, остается под израильской оккупацией.
Мирный договор Иордании с Израилем от 1994 года, который предусматривал переговоры с палестинцами для решения судьбы Западного берега, проложил путь для иорданских раскопок и повторного открытия этого места в качестве национального парка площадью более 3 квадратных миль в 2002 году. Почти два десятилетия спустя , Израиль вновь открыл гораздо меньшую территорию, которую он определил как место крещения, прямо напротив иорданской локации. Израиль и международные агентства убрали с этого места тысячи противопехотных мин, и оно вновь открылось для посетителей.
«С тех пор, как мы построили наш сайт, они привязались к нам, — говорит принц Гази в телефонном интервью. «Они начали строить другой участок через дорогу и переправлять туда туристов из Иерусалима».
В то время как Иордания имеет вес ЮНЕСКО, археологических находок и высокопоставленных церковных чиновников, стоящих за местом крещения Иисуса, у Израиля есть число туристов. Около 750 000 посетителей в год места крещения и близлежащих монастырей в Израиле затмевают примерно 250 000 человек, которые ежегодно посещают место крещения в Иордании.
Патриарх Иерусалимской Православной Церкви Феофил III бросает букет базилика в реку Иордан в Каср аль-Яхуд, месте крещения недалеко от города Иерихон на Западном берегу, 18 января. Считается, что базилик вырос возле креста, на котором Иисус был распят и используется для благословения.
Хазем Бадер/AFP через Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Хазем Бадер/AFP через Getty Images
Патриарх Иерусалимской Православной Церкви Феофил III бросает букет базилика в реку Иордан в Каср аль-Яхуд, месте крещения недалеко от города Иерихон на Западном берегу, 18 января. Считается, что базилик вырос возле креста. где Иисус был распят и используется для благословения.
Хазем Бадер/AFP через Getty Images
Привлечение туристов к обоим берегам
Принц Гази говорит, что перед пандемией коронавируса, после консультаций с палестинскими официальными лицами, он обсуждал с президентом Израиля Реувеном Ривлином запуск совместного проекта, в рамках которого туристы будут прибывать из Израиля в Иорданию через новый » мягкий переход» возле места крещения на иорданской стороне. Переговоры о том, сколько времени туристы проведут в Иордании, зашли в тупик.
«Я встречался с президентом Израиля… Я сказал, что если туристы не проведут три ночи в Иордании, я не открою его только для того, чтобы вы могли пройти. Мы хотим, чтобы туристы провели три ночи в Иордании, испытали другую святую сайты в Иордании, приезжайте в Иорданию, потратьте немного денег».
Иордания, бедная ресурсами страна, сильно зависит от туризма, одного из крупнейших источников рабочих мест. До того, как пандемия остановила путешествия, число туристов росло.
Иорданские рабочие на месте крещения в Иордании убираются после недавнего наводнения. Мраморная купель используется для крещения младенцев, которых нельзя крестить в реке. Сайт был закрыт для посетителей с середины марта из-за пандемии коронавируса, а некоторые части сайта были стерилизованы.
Мойзес Саман для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Мойзес Саман для NPR
Иорданские рабочие на месте крещения в Иордании убираются после недавнего наводнения. Мраморная купель используется для крещения младенцев, которых нельзя крестить в реке. Сайт был закрыт для посетителей с середины марта из-за пандемии коронавируса, а некоторые части сайта были стерилизованы.
Мойзес Саман для NPR
Принц Гази говорит, что в планы на будущее может входить создание нового религиозного ритуала, который будет включать в себя переход через реку Иордан, как считается, что Иисус был ключевым элементом.
В рамках инициативы, которую Израиль называет «Землей монастырей», Ривлин выразил надежду, что паломники смогут посетить оба берега реки Иордан.
«Я вижу, как паломники с израильской стороны переходят на иорданскую сторону и наоборот», — говорится в заявлении президента.
Представитель президента сообщил NPR, что региональные и религиозные лидеры также поддержали проект.
Если Израиль выполнит свой план по аннексии больших территорий на оккупированном Западном берегу в этом году, сотрудничество будет чрезвычайно затруднено, признает принц Гази. И он говорит, что палестинские власти должны будут согласиться на любую туристическую сделку, которую Иордания захочет заключить с Израилем.
На иорданском объекте, в месте крещения Энергичный директор Комиссии Рустом Мхджиан приветствует рабочих, заливающих отбеливатель в мраморную купель для крещения на берегу реки, стерилизуя ее для возможного открытия после пандемии.
«Это не вопрос конкуренции, пожалуйста, не поймите меня неправильно», — говорит Мхджиан. «Река Иордан — это река Иордан. Но мы говорим о свидетельстве Иоанна. Иисус был прав здесь , чтобы креститься».
«Честно говоря, там у вас нет того, что есть у нас здесь», — говорит он, указывая на западный берег реки. «У вас нет пещеры, где жил Иоанн… у вас нет церквей, построенных после крещения Иисуса, которые были очень точно описаны ранними паломниками».
Часть Илийского холма на территории места крещения Иордана, где, по преданию, пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. На этом месте есть ранние церкви, построенные паломниками в память о месте крещения Иисуса.
Мойзес Саман для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Мойзес Саман для NPR
Часть Илийского холма на территории места крещения Иордана, где, по преданию, пророк Илия вознесся на небеса в огненной колеснице. На этом месте есть ранние церкви, построенные паломниками в память о месте крещения Иисуса.
Мойзес Саман для NPR
Мхджян указывает на местность, известную как Холм Илии, который, как считается, находится там, где, по Библии, пророк Илия вознесся на небо в пылающей колеснице.