Правление ивана грозного и его последствия кратко: Каковы итоги царствования Ивана Грозного?

Содержание

Итоги правления Ивана 4 кратко в таблице положительные и отрицательные (7 класс)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 487.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 487.

Царь Иван IV Грозный занимал московский престол 37 лет, с 1547 по 1584 год. Его правление получилось противоречивым, хотя началось с крупных внешнеполитических успехов и реформ. Кратко результаты царствования Ивана Грозного проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Внутриполитические итоги

Иван IV начинал свое царствование как реформатор. После вступления на престол вокруг него сложился круг советников, своеобразное неформальное правительство — Избранная Рада. Она просуществовала до 1560 года.

Рис. 1. Царь Иван IV.

Большая часть преобразований пришлась на период с конца 1540 до 1560 года. Иван IV стал первым российским правителем, официально получившим царский титул. Его отец Василий III находился на троне с титулом великого князя и государя всея Руси.

Федор, сын Ивана IV, вступил на престол в 1584 году уже с царским титулом. Он стал последним царем из династии Рюриковичей, но после ее пресечения в 1598 году царский титул сохранился.

В годы существования Избранной Рады был проведен ряд реформ и результат от них ощущался и в XVII веке. К таковым относятся:

  • Военная реформа. В царстве Русском появилось стрелецкое войско, к концу царствования Ивана IV его численность достигла 10 тыс. Стрельцы просуществовали до начала XVIII века.
  • Налоговая реформа. Была введена новая единица сбора налогов — соха. Она просуществовала более 100 лет.
  • Церковная. В стране появился Стоглав 1551 года — сборник решений в сфере религиозных и церковных вопросов.
  • Губная и земская. Они изменили порядок местного самоуправления. Произошла отмена кормлений и появились должности земских и губных старост.

Помимо этого, в 1550 году у царства Русского появился новый свод законов — Судебник. Он действовал до 1649 года. При Иване IV государство стало сословно-представительной монархией, так как с 1549 года стали периодически созываться Земские соборы. Этот орган власти просуществовал до 1684 года.

В годы царствования Ивана IV произошло усиление крепостного права. В 1550-е годы увеличена плата крестьянина при смене землевладельца — пожилое. В 1581 году были введены «заповедные лета», то есть ограничен переход крестьян от одного хозяина к другому.

Неудачным шагом во внутренней политике Ивана IV стала опричнина 1565–1572 годов. В царстве Русском действовал дуалистический режим управления. Государь находился в Александровской Слободе и управлял территорией от Клязьмы до Белого моря. Остальной территорией, земщиной, управляла Боярская дума из Москвы. Если соотнести плюсы и минусы опричнины, то ничего положительного в ней, кроме усиления царской власти и ликвидации удела в Старице, не было.

Самым печальным итогом его правления стала «поруха» — хозяйственный кризис в царстве из-за опричнины, Ливонской войны и набегов крымских татар. Таким образом, к 1584 году государство царство Русское пришло, с одной стороны, с разорением, а с другой — с обновленными органами власти и войском.

К реформам после роспуска Избранной Рады относятся, например, реформа сфрагистики, то есть государственной печати, в 1562 году. И еще создание пограничной стражи в 1571 году.

Рис. 2. Россия при Иване IV. Карта.

Внешнеполитические итоги

Внешняя политика Ивана IV была успешной в основном в первые 16 лет царствования. В 1552 году он взял Казань и в последующие несколько лет установил контроль над территорией Казанского ханства, покончив тем самым со столетней враждой. В 1556 году было присоединено малонаселенное Астраханское ханство. Весь волжский торговый путь оказался под контролем России.

При Иване IV начались союзнические отношения с пятигорскими черкесами. Второй его женой стала черкешенка Мария Кученей. Из европейских стран лучше всего складывались торговые отношения с Англией и Данией, соответственно через Белое и Баренцево море.

После разгрома татарских государств на Волге основным противником на юге стало Крымское ханство. Войны с ним шли с переменным успехом. В 1571 году крымский хан разорил Москву, а в 1572 году был разбит немного южнее столицы у села Молоди.

Ливонская война началась в 1558 году и шла успешно до 1563 года. С 1564 года начались поражения, и к 1583 году она окончилась. Иван IV не смог присоединить новые территории и даже утратил часть побережья Балтийского моря.

Положительные и отрицательные итоги правления Ивана 4 лучше всего представить в таблице:

Успехи

Неудачи

Создание сословно-представительной монархии с новым сводом законом

Поражение в Ливонской войне

Проведение ряда реформ, эффект от которых действовал до рубежа XVII–XVIII века

Разорение значительных территорий из-за опричнины и набегов крымских татар

Развитие отношений с Данией, Англией, черкесами

Казнь множества людей, в том числе знатных

В конце царствования Ивана IV по инициативе купцов Строгановых казачий атаман Ермак совершил поход в Сибирь и нанес поражение хану Кучуму. В Москве он прислал казачью делегацию в 1583 году. Царь отправил на помощь атаману отряд из 300 стрельцов. Из-за смерти Ермака в 1585 году освоение земель Западной Сибири началось с 1586 года.

Рис. 3. Ливонская война. Карта.

Что мы узнали?

Правление Ивана IV Грозного было противоречивым. Несмотря на ряд успешных реформ и присоединение значительных и малонаселенных территорий, к 1584 году государство было разорено и ослаблено внешними конфликтами.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Лилия Кошелева

    9/10

  • Миля Фомина

    9/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 487.


А какая ваша оценка?

Опричнина Ивана Грозного кратко

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Влияние Ивана Грозного на историю России. этой страны, ее социальной структуры, а также размера ее территории. Данная статья направлена ​​на обсуждение таких аспектов, как централизация власти, административные изменения внутри государства, территориальная экспансия страны и политическое бесправие многих людей. Следует отметить, что в массовой культуре эта историческая фигура связана со многими мифами, а его реальная политика относительно неизвестна.

Наши специалисты могут подготовить индивидуальное эссе
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 $ 11,05 $/стр. реформы, которые позволили многим людям поднять свой социальный статус и повысить эффективность государства 1 . Например, можно говорить о попытках разработать более меритократическую систему управления. Это некоторые из положительных моментов, которые можно выделить. Однако в то же время он ввел многие институты, такие как опричнина, которые душили любые прогрессивные изменения в российском обществе. Это основной тезис, на котором стоит остановиться подробнее, поскольку он полезен для понимания этого периода в истории России.

Основные реформы, проведенные Иваном Грозным, и их последствия

Иван Грозный был коронован в 1547 году. Кроме того, он претендовал на титул царя, что означало, что он взял под свой контроль всю Россию. Иными словами, его владения не ограничивались только Московией. Как монарх, он глубоко осознавал, что его политический авторитет может быть поставлен под сомнение виднейшими русскими аристократами, которых называли боярами. Эти люди были готовы сохранить свои политические привилегии. Поэтому существовал значительный риск конфронтации между монархом и дворянами. Кроме того, он обратил внимание на внешние угрозы, такие как ожесточенные конфликты с Казанским ханством. Поэтому он предпринял несколько шагов, чтобы укрепить свою власть.

В частности, он представил первую в истории России регулярную армию. Эти солдаты назывались стрельцами и подчинялись непосредственно монарху 2 . Кроме того, этим людям регулярно платили. Раньше солдаты служили только интересам местных аристократов. В целом стрельцов можно считать предшественниками русской армии. Следует отметить, что многие люди хотели присоединиться к этой военной группировке, чтобы подняться по социальной лестнице. В значительной степени эта традиция проникла в Россию надолго, еще после царствования Ивана Грозного. Это одно из наследий, которое можно выделить.

Кроме того, этот монарх пытается отменить систему старшинства под названием Местничество 3 . Система подразумевала, что представители различных знатных родов могли занимать только определенные государственные должности. Как правило, предпочтение отдавалось только самым древним аристократическим родам. Более того, многие люди не имели возможности повысить свой статус в иерархии.

Такой подход привел к стагнации государства, потому что властные должности могли быть отданы человеку в силу его/ее старшинства или происхождения, а не профессионализма. В результате государство оказалось крайне неэффективным. В свою очередь, Иван Грозный пытался ввести более меритократический подход к подбору государственных чиновников. Эта реформа способствовала медленной эволюции Российского государства. Не следует думать, что Иван Грозный пытался осуществить эти изменения, чтобы способствовать равенству в обществе.

Скорее всего, его задачей было повышение эффективности государства. Тем не менее, эта политика имела определенные положительные эффекты. Кроме того, важно помнить, что Иван Грозный не полностью ликвидировал местничество. Эта система старшинства была полностью упразднена только во второй половине XVII века. Это одна из деталей, которую нельзя упускать из виду, поскольку она показывает, что этот монарх не всегда мог достичь своих целей, хотя его политическая власть была практически неограниченной.

Своевременная доставка! Получите ваш 100% персонализированная бумага
готово в
всего за 3 часа

Начнем

Кроме того, он ввел юридический кодекс, известный как Судебник. Положения, включенные в этот правовой документ, ограничивали власть феодалов, владевших крепостными. Например, он устанавливал размер платы, которую крестьянин должен был платить помещикам. Более того, этот правовой кодекс отменил многие привилегии, которые ранее были гарантированы аристократическим семьям. В какой-то степени существование Судебника имело решающее значение для защиты крестьян от угнетения. Опять же, эта цель не была критической для этого монарха, потому что его основным намерением было ограничить власть аристократов. В целом Иван Грозный не придавал большого значения таким понятиям, как равенство или защита прав людей. Это один из аспектов, который можно выделить.

При этом следует иметь в виду, что завоевания, инициированные Иваном Грозным, превратили Россию в многоконфессиональное и многонациональное общество. Следует отметить, что жители Астраханского, Казанского и Сибирского ханств исповедовали ислам. Кроме того, территориальная экспансия России во время его правления привела к включению людей, которые могли представлять разные этнические группы. Например, можно говорить о татарах или башкирах. Конечно, не следует полагать, что эти народы всегда могли сосуществовать без каких-либо конфликтов, потому что возможны вражды на религиозной почве. Тем не менее, во многих случаях эти люди могли примирить свои разногласия. Кроме того, территория России резко увеличилась, и эта страна должна была рассматриваться другими государствами. В значительной степени это наследие остается ощутимым даже в современной России.

Кроме того, в годы его правления русское общество стало более открытым для иностранных культур. Следует отметить, что в это время Россия вела торговлю с Великобританией. Например, можно упомянуть об основании Московской компании, имевшей монополию на торговлю между двумя странами. Это сотрудничество имело решающее значение для многих торговцев. Более того, этот монарх нанимал иностранных ремесленников, которые обычно приезжали из Германии. В какой-то степени эти межкультурные контакты привнесли в Россию западную материальную культуру. Однако следует иметь в виду, что эта страна стала больше ориентироваться на западный мир только с приходом к власти Петра Великого. Это одна из деталей, которую следует учитывать.

Деспотическая политика и ее последствия

Тем не менее, следует иметь в виду, что многие действия Ивана Грозного должны были добиться централизации его власти. Кроме того, он был готов создать автократический режим, в котором он мог бы быть единственным лицом, принимающим решения. Более того, многие его позднейшие политики полностью подорвали развитие российского общества. Например, можно рассуждать о формировании опричнины 4 , которую можно рассматривать как аналог охранки. Эти люди подавляли любые формы несогласия с царем.

Например, они могли убить бояр, которые могли поставить под сомнение его решения. В результате любая политическая эволюция страны стала невозможной. Следует учитывать, что участники опричнины были практически бесконтрольны; другими словами, они были подотчетны только царю. Они могли легко ограбить или убить других людей, не подвергаясь риску наказания. В результате большинство населения может быть лишено каких-либо гражданских или человеческих прав. Поэтому политическая эволюция страны замедлилась. Это один из пунктов, который можно сделать.

Кроме того, его политика способствовала неравномерному развитию регионов России. Этот аргумент можно частично объяснить тем, что Иван Грозный вел войны против городов, которые хотели оставаться более автономными в плане своего самоуправления. Самым зверским примером этой политики была Новгородская резня, во время которой могло быть убито не менее 2 700 человек 5 .

Долгосрочный результат таков, что многие люди решили переехать в Москву, потому что таким образом пытались обеспечить свою безопасность или получить хоть какой-то шанс заработать себе на жизнь. В свою очередь, другие регионы оставались слаборазвитыми. Кроме того, у людей было меньше возможностей для повышения своего социального статуса, поскольку они были лишены каких-либо экономических ресурсов. В какой-то мере неравномерность развития регионов России оставалась заметной и после царствования Ивана Грозного.

Мы поставим бумагу на заказ с учетом ваших требований.

Скидка 15% Ваш первый заказ

Воспользуйтесь скидкой

Можно утверждать, что политика Ивана Грозного насаждала самодержавную политическую традицию в России. Монархи, последовавшие за ним, также подчеркивали необходимость укрепления своей власти. Кроме того, они не приняли идею о том, что другие заинтересованные стороны могут принимать участие в принятии политических решений. Этот результат можно рассматривать как самый пагубный результат его правления, потому что во многих случаях автократические лидеры могли руководствоваться эмоциями, а не логикой. Поэтому они могли принимать решения, которые могли угрожать жизням многих людей. Это один из аргументов, которые можно привести.

Кроме того, его военные конфликты с другими государствами привели к катастрофическим экономическим последствиям для общества. Более того, конец правления привел к политическим и военным потрясениям, продолжавшимся несколько десятилетий. Таким образом, можно сказать, что он не обеспечил должного престолонаследия. Многие из его политик в значительной степени уменьшили положительные эффекты реформ, которые он провел в начале своего правления. Тем не менее, не следует воспринимать этого монарха только с негативной точки зрения, поскольку такой подход не может точно отразить сложность этой исторической личности и причины, по которым он мог сделать тот или иной выбор.

Заключение

В целом это рассуждение свидетельствует о том, что царствование Ивана Грозного оказало на русское общество несколько глубоких воздействий. В частности, следует говорить о лишении прав многих людей, не имевших никаких средств защиты своих прав. Кроме того, следует говорить об укреплении самодержавной традиции в России. Поэтому его решения душили политическое развитие общества. Тем не менее, следует отметить, что Иван Грозный внес много изменений, которые имели решающее значение для медленного развития общества. Например, можно говорить о его попытках ввести более меритократическую систему правления. Кроме того, он пытался повысить эффективность государства; однако его репрессивная политика уменьшила положительное влияние его реформ. Это основные проблемы, которые можно выделить.

Библиография

Филюшкин Александр. Иван Грозный: Военная история . Лондон: Pen and Sword, 2008.

Корт, Майкл. Краткая история России . Нью-Йорк: Infobase Publishing, 2008.

Мадариага, Изабель. Иван Грозный . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006.

Перри, Морин. Образ Ивана Грозного в русском фольклоре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.

Шпаковский, Вячеслав и Давид Николь. Войска Ивана Грозного: Русские Войска 1505-1700 . Нью-Йорк: Издательство Osprey, 2006.

.

Всего за $13,00 $11,05/страница
вы можете получить специально написанную
академическую работу
согласно вашим инструкциям

Узнать больше

Сноски

  1. Майкл Корт, Краткая история России (Нью-Йорк: Infobase Publishing, 2008), 32.

  2. Вячеслав Шпаковский и Давид Николь, Войска Ивана Грозного: рус. Войска 1505-1700 (Нью-Йорк: Osprey Publishing, 2006), 9.

  3. Александр Филюшкин, Иван Грозный: Военная история (Лондон: Pen and Sword, 2008), 35

    8

    Изабель Мадариага. Иван Грозный (New Haven: Yale University Press, 2006), 171.

  4. Морин Перри, Образ Ивана Грозного в русском фольклоре (Cambridge: Cambridge University Press, 2002), 101.

Иван Грозный · LRB 1 декабря 2005 г.

Подобно фотографии в одну колонку в газете, портрет царя Ивана IV на суперобложке Изабеллы де Книга Мадариаги урезана до основных черт: скорбные карие глаза, длинный, слегка крючковатый нос, пухлый ротик, приютившийся в серебристо-черных завитках бороды, истекающей кровью до края бумаги. На внутренней стороне заднего клапана имеется надпись. «Царь Иван IV», — говорится в нем. Это не он. Это не картина безумного, заблуждающегося, убийственного провала человека, правившего Россией 37 лет, с 1547 по 1584 год. воспроизведенные в книгах о нем, являются воображаемыми».0005

Замечание в предисловии к книге характерно для строгого подхода де Мадариаги к неясности ее предмета. Эффект от ее решимости подчеркнуть недостоверность большинства сведений об Иване Грозном, излагая при этом четкий хронологический отчет и анализ жизни царя, приводит в замешательство, как наблюдая, как рисовальщик одной рукой чертит на бумаге четкие рисунки, а вода на них с другой. Размазывание так же важно, как и точность, но это не облегчает чтение.

«Его глаза описывались и как маленькие, и как большие, — говорит де Мадариага. Она добросовестно часто использует слова «кажется», «может быть», «возможно», «вероятно», «почти наверняка», чтобы оправдать свои предположения. Она склонна сдержанно рассказывать подробности зверств Ивана; когда она нарисует ужасную картину, она может подвергнуть сомнению ее правдивость, потому что она основана на работе иностранца, стремящегося дискредитировать врага своего государя или быстро заработать фартинг. Даже те драгоценные для историка России XVI века моменты, которые задокументированы многочисленными источниками, имеют свою ценность.0103 Расёмон -подобно множеству им.

В 1578 году, например, Иван возглавил карательный рейд на район Москвы, населенный преимущественно немцами и выходцами из Ливонии, страны, охватывающей территорию нынешних Эстонии и Латвии. По свидетельству очевидца из Антверпена Иоганна Боха, находившегося там, выздоравливающего от обморожения и находившегося под покровительством царя, жители округа были избиты, раздеты и ограблены. Аналогичную историю рассказал много лет спустя французский наемник, писавший из вторых рук. Протестантский пастор, знавший ивановскую Россию, но не бывал там, рассказывал, что люди Ивана насиловали женщин, а когда они сопротивлялись, царь избивал их, вырывал им ногти и языки, а затем насаживал на раскаленные колья. Джером Хорси, англичанин, который знал Ивана и был знаком с его миром, но к красочным рассказам которого де Мадариага относится последовательно скептически, описал, как царь приказал тысяче своих артиллеристов раздеть, насиловать или похитить женщин округа.

Мы точно не знаем, был ли Иван грамотным, или он ходил гладко выбритым вопреки церковному запрету на гладкие подбородки. Ни о каких царских письмах или приказах не сохранилось оригинальных письменных записей. Большая часть нашего представления о фактуре зверств Ивана зависит от благонадежности всего четырех современников: Альберта Шлихтинга, Иоганна Таубе, Эйльхарда Крузе и князя Андрея Курбского. Только последний из них был русским, и он бежал из страны в середине царствования Ивана.

Туман сомнения, стоявший между нами и Россией 450-летней давности, также густо лежал между Россией и Западной Европой во времена Ивана. Был показательный эпизод в 1581 году, когда Антонио Поссевино, папский эмиссар, получил аудиенцию у царя. Среди его подарков был один, посвященный первой жене Ивана, Анастасии. Никто в Ватикане не знал, что Анастасия умерла 21 годом ранее и что у царя уже была седьмая жена.

На туманность современных записей, еще более омраченных подозрениями Ивана в переписывании существующих летописей, российские и советские историки наложили собственные искажающие линзы. Де Мадариага утверждает, что относительно позднее начало серьезного исследования русскими собственной истории, в начале XIX в.го века означало, что он с самого начала сильно запутался с немецкой романтической философией; она также страдала от русского «исторического комплекса неполноценности», ощущения, что Россия отстала от Западной Европы в создании представительных институтов, способных направлять желания и потребности даже крупных землевладельцев, не говоря уже о епископах, горожанах или крестьянах.

Российские и советские историки подняли крупицы демократии, вырезанные из скудных записей царствования Ивана. Они нашли моменты, подобные Великой хартии вольностей, моменты, подобные английскому парламенту, моменты, подобные Генеральным штатам. Доказательств этому, как предполагает де Мадариага, нет. Поместий не было; была аристократия, но не было должностей, которые могли бы наследовать дворяне; никаких «реформ» Ивана не было, только действия и последствия.

Правление Ивана не укладывается ни в марксистскую модель прогрессивной классовой борьбы, в которую его пытались втиснуть советские историки, ни в представление, которое любил и продвигал Сталин, поклонник Ивана, что жестокость и массовый террор оправдывались необходимостью сильное, единое государство, способное защитить себя от внешних врагов. Иван разделил свое царство на две части, дав волю одной — той, которую он взял себе, — чтобы кровожадно, жадно и разрушительно охотиться на другую. Требуется некоторая историческая галиматья, чтобы увидеть в этом акт в пользу единства, и это было бы так, даже если бы за этим последовало большее единство России, чего не произошло.

Для нерусских удаленность и незнакомость русского языка по сравнению с другими межевропейскими переводами была и остается еще одним слоем тумана. Представители двора Ивана на Западе, кажется, никогда не осознавали религиозного и политического значения его коронации как царя, а не великого князя, как его предки: это было не какое-то варварское подтатарское наименование, а претензия на то, что он унаследовал роль религиозного покровителя православной Восточной Римской империи после падения Константинополя, 9 г.0103 царь является русским переводом Цезарь . Константинополь был «Царьградом».

Даже эпитет «Грозный» может быть не тем, чем кажется сейчас. Королевский флот назвал корабли HMS Грозный еще в 1940-х годах, и русское слово грозный скорее всего было выражением одобрения, а не порицания. Умение внушать ужас врагам России было бы желательно от правителя. Тогда, как и сегодня, часть населения России восхищалась бы лидером, который пугал смутьянов, бандитов и бездельников, пока те, кого наказывали, оставались на удобном расстоянии. Форт Грозный на Северном Кавказе был так назван Россией в XIX в.го века с идеей, что чеченцы сочтут это ужасающим.

Однако, как указывает де Мадариага, в английском языке «есть нюанс между страхом и ужасом: страх — это то, что человек есть; ужасно относится к тому, что человек делает». Среди слоев тайн и неправильных толкований ей удается выделить историю, в которую она более или менее верит, и увидеть смутный проблеск мужчины.

Слабость в ее портрете — уклонение от темы сексуальности Ивана и характера его длительных отношений с Федором Басмановым, закончившихся казнью Басманова после того, как он был вынужден убить собственного отца. В более теплые времена царь ошпарил и зарезал князя, который, по словам Басманова, насмехался над ним по поводу его гомосексуальных отношений с Иваном. Де Мадариага с удовольствием исследует косвенные доказательства того, что Иван искренне любил свою первую жену, или, возможно, на него повлияла история Влада Дракула в его пристрастии вбивать ставки в людей. Тем не менее, она уклоняется от обсуждения сексуальной ориентации Ивана с помощью этой причудливой сноски: «Нет смысла обсуждать, был ли Иван гомосексуалистом или нет. Он явно был бисексуалом, и в этом, собственно, нет ничего удивительного. Русских часто считали пристрастившимися к содомии». Кем и что это означает, де Мадариага не поясняет.

Ее окончательный взгляд на Ивана не так уж далек от мнения уважаемого русского критика XIX века Виссариона Белинского, который назвал его падшим ангелом. Но формулировка Белинского подчеркивает ангельское. Де Мадариага, как и самый свирепый современный русский критик Ивана, князь Курбский, подчеркивает падение и надменный дух перед падением. Она описывает человека, настолько одержимого своим божественным правом на абсолютную власть, что он не смог понять непроницаемость последнего барьера на пути к личной божественности.

Часть души Ивана всегда тянулась к Северу, к озерам, лесам и монастырям холодных, тихих земель между Москвой и Двиной. Именно сюда отправился Иван, чтобы обдумать, покаяться и развить свой следующий жестокий замысел; эти земли вели к Белому морю и Арктике и, для Ивана, к потенциальному убежищу Англии. Это был путь, по которому английские торговцы добрались до России, привозя, среди прочего, вооружение и опасные послания от королевы Елизаветы и ее правительства, с туманными обещаниями политического убежища для параноидального тирана и предложениями невест (самой Елизаветы, де Мадариаги). считает, никогда не была возможной супругой царя).

Хотя он никогда туда не ездил, Иван был известен в Лондоне, и почти удивительно, что ни один из елизаветинских или якобинских драматургов, несмотря на возможные упоминания в «Зимняя сказка» и Тамбурлейн , не заминировал его жизнь. Двоюродный брат Марло был вовлечен в торговлю с Россией, и смерть Ивана совпала с началом Шекспира как писателя. Легко определить точку, с которой могла бы начаться шекспировская трагедия: триумфальное возвращение 22-летнего царя в Москву в 1552 г. в течение нескольких лет было правдой – что Россия больше не подчинялась своим монгольским завоевателям тремя веками ранее. Иван, религиозный до мозга костей, ликует, исполнив свой христианский долг, избив мусульман: окруженный льстивой толпой, целующей его руки и ноги, он узнает, что его жена родила ему первого сына Дмитрия. Иван благодарит свою армию и клянется быть хорошим правителем.

Трагедия может закончиться три десятилетия спустя, когда царь впадет в новое безумие из-за непредумышленного убийства в момент ярости своего единственного способного выжившего сына и наследника, которого также звали Иваном. На этом пьеса могла закончиться; но сцена к этому времени настолько пропитана кровью, что она пузырится между досками при каждом шаге, достаточно, чтобы заставить даже якобинского драматурга колебаться. В свое царствование Иван сочетал кровавое честолюбие Макбета с безумием Лира и способностью Отелло верить в худшее из тех, кому он доверял и кого любил.

По правде говоря, легкость Ивана со смертью и мучениями пришла задолго до падения Казани. Еще мальчиком он любил сбрасывать животных с высоты в семейные укрепления и смотреть, как они разбиваются о землю. В 13 лет он приказал забить до смерти потенциального соперника за власть; незадолго до своей коронации в 1547 году есть свидетельства того, что он казнил троих своих бояр на глазах у своих солдат и что на первом из серии конкурсов красоты, на которых он выбирал своих невест, он взял отпуск, чтобы приказать обезглавить и пронзание. В том же году 75 псковичей, приехавших в Москву жаловаться на местную несправедливость, ошпарили кипятком и приказали раздеться догола. К счастью для них, царь-подросток, лишенный внимания, был отвлечен шумной и захватывающей аварией с самым большим церковным колоколом Москвы.

Де Мадариага смягчает свой рассказ регулярными напоминаниями о том, насколько суровым был мир в Европе раннего Нового времени. Нет сомнений в том, что в ранние подростковые годы Иван и его ближайшие родственники вели борьбу с могущественными боярами за свои жизни, не говоря уже о контроле над Россией. Де Мадариага сравнивает положение Ивана с положением английского короля Эдуарда IV, окруженного честолюбивыми английскими боярами. «Эдвард, возможно, любил одного или обоих своих дядей, но, похоже, он безропотно подписал им смертный приговор», — отмечает она. Если бы Иван ослабил свои более жестокие наклонности, как только его власть стала надежной, он мог бы войти в историю как великий и любимый правитель.

Три события, кажется, подняли зарождающуюся паранойю Ивана и удовольствие от жестокости на новый уровень. Одним из них был московский пожар 1547 года, уничтоживший тысячи зданий и унесший жизни тысяч людей. Угроза разбушевавшейся толпы москвичей, жаждущих козлов отпущения — они забросали камнями царского дядю в соборе на глазах у главы православной церкви и потребовали казнить его бабушку как ведьму — должна была усилить страх Ивана. своих соотечественников. Второй была серьезная болезнь, перенесенная Иваном в 1553 году. Ничто так не способствует царствованию подозрительности и превентивной мести, как выживание монарха после того, как окружающие начали открыто предвкушать его смерть. Затем, в 1560 году, Анастасия умерла. Иван считал, что ее отравили его враги. Доказательств не было, но с этого момента царь, кажется, потерял все оставшиеся запреты.

Главным политическим проявлением его неуравновешенности и поводом для его худших злодеяний было разделение им России в 1564 г. на две части: одну для его исключительного пользования, которую он называл «землями обособленными», опричнина ; а остальные, которые, по идее, должны были остаться у бояр. Он устроил большое шоу, отказавшись от повседневного управления страной, переехав со своим сокровищем и многими из лучших солдат и администраторов страны в Александровскую слободу, ныне Александров, примерно в семидесяти милях к северо-востоку от Москвы, откуда он выпустил его требования. Он настаивал на том, чтобы его паранойя была узаконена. Он хотел, чтобы его официально признали тираном, то есть ему разрешили наказывать, кого он выберет, как бы он ни выбрал, когда бы он ни захотел, без каких-либо ограничений закона или обычая. Он ввел новый высокий налог для оплаты нового режима. Захватить земли, объявленные частью опричнина и выселять или убивать их жильцов, он создал корпус опричников . Эти оппортунисты, легализованные бандиты, кутались в черное, подвешивали собачьи головы на поводьях и бесчинствовали по стране, выгоняя из домов семьи всех рангов, безнаказанно убивая и насилуя. Курбский назвал их «детьми тьмы».

Пока все это происходило, Иван наступал все шире, очищая всех, кого подозревал в предательстве. Один принц был повешен вместе с пятьюдесятью его вассалами и приближенными. Другой, князь Семен Лобанов Ростовский, был арестован, убит и обезглавлен, тело его брошено под лед реки, а голова отправлена ​​царю. Члены собрания, созванного в 1566 г. в Москве для обсуждения мирного договора с Польшей и Литвой, наивно воспользовались случаем, чтобы просить Ивана отменить опричнина . Это толкнуло его на новые крайности: трое протестующих были немедленно казнены, а две сотни плетью прогнали по улицам. Членам свиты православного митрополита отрезали языки; другие были четвертованы или содраны заживо. В последующие годы тех, кто принимал участие в собрании, выследили и убили вместе со многими их последователями и членами семьи.

Самая страшная месть была припасена старшему боярину Ивану Федорову, который был одним из откровенных критиков 9-го0103 опричнина . В 1568 году он был вызван в Иванов тронный зал и повелел царем надеть царские одежды, взять царский скипетр и сесть на царский трон. Царь обнажил голову, встал перед ним на колени, велел насладиться моментом, а затем несколько раз ударил Федорова ножом в сердце. Его солдаты последовали его примеру; Труп Федорова проволокли по Москве, свиту его утопили, а мужчин, женщин и детей в его поместьях вырезали. Не в первый и не в последний раз некоторых женщин вешали на воротах собственных домов. В следующем году Иван заставил своего двоюродного брата Владимира, его жену и их девятилетнюю дочь выпить яд на его глазах; он приказал задушить низложенного митрополита, прежде чем церковник успел его проклясть; и разграбили русские города Тверь и Новгород, пытая и убивая тысячи подозреваемых в предательстве и бросая их тела под лед.

Вершиной жестокости стал своего рода публичный праздник садизма, устроенный на лугу в Москве 25 июля 1570 года. Триста дворян, уже при смерти, некоторые в сопровождении жен и детей, ползли или тащились перед Иван, взглянувший вниз с коня, одетый в черное, с топором, луком и стрелами. Первую жертву, Ивана Висковатого, когда-то одного из ведущих членов администрации Ивана, привязали между двумя кольями и разрубили на куски, начиная с носа. Следующего медленно умерщвляли чередованием холодной и кипящей воды. И так продолжалось, с более чем сотней разнообразных казней. Сам Иван пронзил хромого старика копьем и пронзил его 16 раз, прежде чем тот был обезглавлен. Один из его опричники обезглавили дворянина, его жену и двоих детей и положили тела к ногам Ивана. Этот палач имел чин князя.

Преклонение Сталина перед Иваном, отраженное подхалимскими историками того времени, печально известно, как и энтузиазм советского диктатора по поводу первой части фильма Эйзенштейна о царе — суровом, но справедливом воине-реформаторе — и его враждебность ко второй части , где Иван изображен сходящим с ума. Между правлением двух тиранов с разницей в четыреста лет существует печальная гармония. Оба считали себя выше человеческих законов; оба упустили из виду разницу между своим себялюбием и интересами страны, которую якобы защищали. Оба извлекали выгоду из культуры доносов, в которой люди предавали своих друзей и родственников либо для того, чтобы не допустить, чтобы палец охотника на ведьм остановился на них, либо для того, чтобы получить пост или собственность, которую они жаждали. Оба расширили свои владения, но не смогли дать новым землям условия, необходимые им для процветания. Оба препятствовали обмену новыми идеями с Западом. Оба ослабляли свои армии случайными чистками, а затем, столкнувшись с последствиями своих действий, проявляли трусость и нерешительность: Сталин после гитлеровского вторжения в 1941, Иван, когда крымские татары разграбили Москву в 1571 году. Оба ответили на экономические вызовы, созданные ими самими, путем введения форм рабства: Сталин — систему рабского труда, Иван — ранние стадии крепостного права.

Тщеславие каждого отражалось в стремлении прослыть авторитетом не в своей области. При Сталине это было искусство, особенно литература; у Ивана это была религия. Он провел большую часть своей жизни в монастырях, в паломничествах, в молитвах, в покаянии, которое последовало за злодеянием и предвещало его, в спорах с иностранными гостями об относительных достоинствах православного христианства и в том, что он считал лютеранской и римской ересями, в разыгрывая, в костюмах, со своими детьми тьмы пьяные, оргиастические, садистские пародии на монашескую жизнь. Его письма пронизаны библейскими отсылками. Он как бы делил человечество на тех, кто прилепился к воле Божией, и тех, кого он называл псами, гончими, дворнягами. Для Ивана было только благочестивое и собачье, а между ними ничего.

Человеческое творение Бога было двусмысленным. С одной стороны, он переместил место высшей власти из досягаемости самого могущественного земного человека; это заставляло любого верующего короля или императора проявлять определенное смирение. С другой стороны, это означало, что правитель мог считать себя смиренным только перед Богом и никому другому, никакому земному закону или установлению. Эту двойственность хорошо осознавали русские времен Ивана. Многие жертвы царя шли на смерть, уверяя его и друг друга, что он будет наказан в день Страшного суда. Возможно, он просто сошел с ума; в одном письме он назвал себя «психически ненормальным». И все же в Иване было извращенное благочестие. Де Мадариага считает, что в эти моменты пыток он смог убедить себя, что защищает остаток своего народа от проклятия.

«Он соединил человеческое и божественное, что уполномочило его действовать, чтобы очистить мир от греха, используя божественное насилие», — пишет она.

Он был воплощением этого союза, который придавал моральный авторитет всему, что он делал, и ставил его на один уровень с Богом.

Именно это самоотождествление Ивана с идеей священного насилия открыло путь царской вере в очистительную ценность его жестокости и позволило ему принять за божественное происхождение тот садизм, который превращал жизнь его в ад в ад.