Повесть временных лет о призвании варягов: Недопустимое название | История в МИРЭА вики

Повесть временных лет. Записки дилетанта: две крепости

сопоставление и анализ двух записей в Повести временных лет говорит: никакого “призвания варягов” не было. По крайней мере так, как это упоминается в летописи. Всё было не так. И не тогда.

Жили-были финно-угры. Жили — не тужили, зверя пушного били, рыбу ловили. И была у них — нет! не курочка Ряба! — рыболовная база в низовьях Волхова при устье речки Любши. Всё по-правильному: тын, частокол — как там полагается. Торговали, кстати, и с камскими народами, и со шведами.

Жили-жили, но стали как-то замечать, что начали в окрестностях мелькать лица славянской национальности. Поначалу лица только зыркали по округе, может даже и с финно-уграми старались подружиться, но, видать, не срослось: и спалили славяне рыболовную базу под корень. К несчастью, не знали тогда финно-угры ни ФМС, ни Росгвардию, а с мигрантами же как? — Сначала один, потом — другой, затем семью, за ней — родственников, друзей, знакомых — и понеслось… В общем, через какое-то время славяне-мигранты, как положено, вытеснили местное население с насиженных мест, а чтоб ни у кого не оставалось сомнений, чья это сейчас поляна, на месте спалённой базы построили крепость, да не простую: трёхметровый глиняный вал, облицованный известняковыми плитами (!), поверху — двойная бревенчатая стена с земляной забутовкой. Всё это — метров 7 в высоту. И было это около 700-года нашей, естественно, эры.

  • Вот тут я не удержусь и пущу моему собеседнику the_svin первую шпильку: неумехи, говорите, были славяне, сорганизоваться не могли? А такое фортификационное сооружение им анунахи смастырили? — Ага-ага. 6-)

Жили-жили славяне так. Да и с финно-уграми, наверное, помирились: а тем куда деваться? Засели славяне — не выковыряешь. Пусть уж лучше добрый пир, чем худая драка. Даже с незваными гостями. Торговать стали, с прикамскими болгарами, со шведами, опять же… А шведы зачастили, да настолько, что повыше Любшанской крепости на другом берегу Волхова — прямо за поворотом — построили сначала заимку, а потом — вполне приличное селение. Своё, шведское.

Неизвестно, из-за чего, может, повздорили шведы со славянами, может, славяне посчитали, что шведы слишком “забурели”, но спалили славяне то шведское селение под корень, как водится. А чтоб место не пустовало, застроили его своими, славянскими домами: не мазанками из плетня, что у шведов были, а добротными рублеными.

  • Тут я пущу сетедругу the_svin вторую шпильку: славяне владели не только более продвинутыми по сравнению со шведами (они же варяги, они же викинги) технологиями фортификационного, но и гражданского строительства. И всё это когда варяга Рюрика даже в проекте не значилось.

И стали славяне с финно-уграми дальше жить-поживать и добра, видимо, наживать. И в Любшанской крепости, и в селении, которое потом Ладогой назовут. Кстати, замирились с приезжими шведами настолько, что те снова перебрались в Ладогу на ПМЖ. И торговля у них была аж до Каспия и “греков”, если не дальше. Впрочем, занимались они очень плотно и земледелием. И жили они — славяне, финно-угры и шведы — так лет восемьдесят безо всяких конфликтов. Любшанская крепость контролировала устье Волхова, Ладога была торговым центром под её защитой.

А за 80 лет что произошло? — Гормоны же не дремлют: наверняка все они там переженились-перероднились настолько, что одного от другого и третьего отличить было можно с большим трудом. Тем более, что Ладога по нынешним меркам была селением маленьким: может, несколько сот человек. Да, они назывались по родам-племенам своим (вполне допущу, что название “рос” для обозначения шведов-переселенцев тогда и появилось), но представляли они собой в конце этого периода уже примерно однородную в культурном смысле общность. Росы — а они были викингами — привнесли в эту культуру, помимо морского судоходства, передовое военное снаряжение и тактику боя в пешем строю, славяне — культуру земледелия, являвшуюся основой выживания населения Ладоги.

Впрочем, вполне возможно, что славяне со временем начали вытеснять шведов-переселенцев: приток славян по суше проще, чем шведов по воде. Иначе непонятно, зачем было скандинавскому кузнецу хоронить свои инструменты примерно в 786 году, явно он был вынужден по какой-то причине покинуть Ладогу. А может шведские поселенцы ассимилировались славянами — кто сейчас скажет.

Мирный период закончился в 840-м году, когда Ладога — и Любшанская крепость! — были захвачены викингами. Именно викингами, без гражданских переселенцев. Отрядом разбойников и бандюков. По традиции, бандюки разрушили и сожгли все строения Ладоги (видимо, и хозяйства потомков одноплеменников-росов), и снова построили свои скандинавские жилища.

Через 20 лет Ладога была опять начисто сожжена. Кем — неясно. Но, как пишут, поток серебра в Швецию (видимо, по Волжскому торговому пути — тоже интересный момент) с этого времени остановился лет на десять. То есть по меньшей мере Ладога оказалась под контролем, скорее всего, славян и остатков прежних росов-переселенцев, поскольку к 865-му году, когда Ладога вновь подверглась нападению и уничтожению, в ней явно проживали совместно и славяне, и люди явно скандинавского происхождения. Разрушили тогда Ладогу, почти наверняка, снова викинги, поскольку с 870-года поток серебра в Швецию из восточной Европы возобновился.

В том же году, когда Ладога была в очередной раз разрушена викингами, славяне по крайней мере пытались взять Любшанскую крепость, видимо уже контролировавшуюся викингами. Чем дело ончилось — неясно, однако совсем вскоре Любшанская крепость была заброшена.

И, похоже, потому, что в 870-году в месте впадения Ладожки в Волхов почти наверняка викингами была заложена деревянная Ладожская крепость.

«… и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.» — Монахи, говоришь?

Вполне допускаю, что авторы Повести временных лет неосознанно писали чушь о неспопобности своих предков к самоопределению и самоорганизации. Может, они даже искренне верили в это, а потому писали то, как это могло бы быть, исходя из тогдашнего понимания хода вещей. А, может, и нет: действовали в соответствии с руководящей и направляющей ролью правящей в те времена династии. Тем не менее, сопоставление археологических свидетельств с описаниями Повести явно говорит,что принимать это летописное произведение за перечень фактов совершенно, совершенно наивно. По меньшей мере — описание раннего периода.

А по сути, эпизод с “призванием варягов” — не более, чем апология династии Рюриковичей, фантазия, мало что имеющая общего даже с той историей Руси, которая нам доступна сейчас. Где-то я писал, что летописи — как женщины: могут выглядеть очень правдоподобно. Пока не рассмотришь попристальнее 4-0.

Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 1.
Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 2.
Повесть временных лет. Записки дилетанта: варяги-русь
Повесть временных лет. Записки дилетанта: славяне-русь
Повесть временных лет. Записки дилетанта: откуда есть пошла

Метки: Рюрик, варяги, история, славяне

О политических целях норманизма

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрены аргументы за и против скандинавского происхожде-ния русской государственности, политические цели концепции происхождения русских из Скандинавии.

Ключевые слова: варяги, исследования, князь, летопись, политические цели, русы, славяне

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical Sciences

Abstract
The article examines the arguments for and against the Scandinavian origin of Russian statehood, the political goals of the concept of the origin of the Russians from Scandinavia.

Keywords: Chronicles, policy objectives, Prince, research, Slavs, the Russians, the Vikings

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. О политических целях норманизма // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3274 (дата обращения: 22.11.2022).

История русского народа и его государственности значительно перевалила за тысячу лет. Земли русских обширные и богатые, а соседей недобрых было и есть много. В том числе и в так называемом «западном мире».

Еще в ХIII веке князь Александр Невский остановил экспансию западноевропейских стран в русские земли (именно за это современные отечественные либералы-западники особо не жалуют святого князя). С середины ХVI века Московское царство вышло на международную арену в качестве активного и могущественного субъекта международной политики и прямого конкурента западноевропейских стран (а за это тем же самым либералам крайне не нравится первый русский царь Иван IV Грозный). Православная Русская держава становилась год от года сильнее и оказывала все большее влияние на европейскую, а затем и на мировую политику.

Если соперника нельзя победить военным путем или удушить экономически, то против него надо развернуть массированную пропагандистскую компанию с целью подорвать его международный авторитет, опорочить государственных деятелей и сам народ. В ходе этой невидимой продолжительной и упорной работы были созданы многочисленные негативные мифы о русском пьянстве, лени, жлобстве, жестокости, рабстве, грязи, воровстве, долготерпении и так далее, и тому подобное

Особенно вредным и унизительным для русского народа является упорно навязываемый ему миф о скандинавах – «отцах-основателях» Русского государства. В ХVIII веке была создана целая теория, последователи которой так называемые норманнисты, усиленно развивают и поддерживают этот миф в продолжение столетий вплоть до нашего времени. Норманнская теория или норманизм развивает концепцию происхождения народ русь из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Самое интересное, что норманнская теория окончательно оформилась и получила широкую известность в России в первой половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, Ш. де Пирмонта и А.Л. Шлецера.

Эти люди за русские деньги «научно» доказывали русским же их государственную несостоятельность и, по большому счету, национальную неполноценность.

Все это похоже на какой-то странный мазохизм, охвативший русский народ и являющийся прямым результатом бурной деятельности царя-реформатора странной диковатой внешности, прозванного в народе Антихристом. Петру Iудалось впрыснуть в жилы дворянства и правящей династии настолько большую дозу западноевропейской (главным образом, германской) крови, что в русской общественной жизни стало возможным такое извращение, как норманнизм.

Ниже рассмотрим полную несостоятельность норманнской теории.

Предками русского народа безусловно являются славяне, которые достаточно хорошо были известны в исторические времена. По данным современной исторической науки славяне VI–VII веков проживали на территории Центральной и Восточной Европы от реки Эльбы на западе до верховьев Днестра и сред Днепра на востоке. Северными соседями славян были балты и германцы, восточными – скифы и сарматы (народы, как принято считать в настоящее время в исторической науке, иранского происхождения), южными – македонцы, фракийцы и иллирийцы, западными – германцы и кельты. Славяне, как и все перечисленные выше их соседи, имели общее арийское происхождение.

Достаточно вероятно, что часть славян входило в союз скифских племен. Во всяком случае, как показывают объективные результаты археологических раскопок, физический тип людей, населявших земли Скифии, а затем земли восточных славян, в течение трех тысячелетий и до нашего времени практически не изменился.

Одним из первых о славянах, как самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века. В сочинениях византийских авторов термин «русь» впервые употреблен в записи от 765 года в летописи Феофана, который одним из первых византийских авторов применил это понятие [1].

Наиболее ранний древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» (ПВЛ) излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом.

Следует учесть, что сама «Повесть временных лет» многократно редактировалась. Естественно, что это вызывает серьезные сомнения в ее достоверности. Тем более, что некоторые приведенные в летописи факты до сих пор не нашли подтверждения в каких-либо других источниках.

Событие, с которого принято отсчитывать образование русской государственности, в современной историографии получило достаточно условное название – «призвание варягов». Оно произошло согласно «Повести временных лет» в 862 году. Другие источники о призвании варягов или каких-либо других пришлых на Русь ничего не сообщают.

Суть этого призвания варягов в следующем. Союз северных народов, в который входили ильменские словене и кривичи (славяне), а также чудь и весь (финно-угры), пригласили из-за моря варягов. Варяжский князь Рюрик стал сначала княжить в городе Ладоге, а после смерти братьев основал новый город (название дал ему чисто скандинавское – Новгород) и сам перебрался туда. Призвание варягов на Русь изображено на полотне В.М. Васнецова (рисунок 1). Именно так это призвание представлял себе художник.

 

 

Рисунок 1 – Призвание варягов. Художник В.М. Васнецов

 

Летописец сообщает, что Рюрика призвали из-за междоусобицы, охватившей проживавшие на будущих новгородских землях славянские и финно-угорские народы. Согласно [2] варяги создали два независимых центра русской государственности: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в Киеве — Аскольд и Дир, соплеменники и соратники Рюрика.

Князь Рюрик умер в 879 году. Он является летописным и общепризнанным (это совсем не значит, что реальным) основателем государственности Руси. Рюрик – варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. Норманнисты чаще всего отождествляют Рюрика с конунгом (князем) Рериком из датского города Хедебю (ныне этот город стал германским). По другой, антинорманнской версии, Рюрик – это красивое славянское родовое имя. На многих славянских языках сокол назывался рарогом. Также существуют серьезно аргументированные попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает горячо очень горячо дискутироваться до сих пор. Существуют несколько версий происхождения названия «русь», из которых основными являются норманнская и западнославянская.

Хотя ответ на этот вопрос содержится в летописи [2], которая разъясняет: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,– вот так и эти». То есть варяги – полиэтническая общность, а, проще говоря, интернациональный отряд (или банда – это кому как больше нравится) ратных людей. В отряд входили англы, готы, русь и шведы. Есть еще одно указание на полиэтничность варягов в летописи [2]:

«И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

То есть новгородцы прежде назывались «словене», а потом, смешавшись и породнившись с этнической группой «русь» из пришлого отряда Рюрика, стали называться «варягами». Смена названия произошла после того, как ильменские словене втянулись в международную торговлю, основав в качестве базы для этой торговли Новгород. Город впервые упоминается в Новгородской I летописи младшего извода под 859 годом – имеется явное противоречие с датировкой призвания Рюрика на Русь согласно «Повести временных лет». В современной науке этот факт имеет несколько объяснений, построенных на догадках исследователей.

Перейдем к определению термина «русь». Следует отметить, что викинги-скандинавы, в отличие от варягов, были достаточно этнически монолитной военизированной группировкой. В их рядах лиц какой-либо «нескандинавской» национальности было крайне мало. Напомним, что выдающийся русский историк В.О. Ключевский компетентно утверждает [3], что «русь» есть понятие не этническое, а социально-профессиональное. В одних источниках русь отождествляется со славянами, в других – отличается от них.

К середине X века «русь», составляющая дружину во главе киевским князем, объединила под своей властью славянские племена – ильменских словен, полян, кривичей и поставила в зависимость от себя большую часть остальных восточнославянских и целый ряд финно-угорских племен.

Основу руси составляли славяне, скорее всего западные – данные антропологии свидетельствуют о массовых переселениях балтийских славян на северо-восток в VIII–IX веках [1]. Аргументов славянского происхождения руси вполне достаточно. Вот только некоторые из них.

Во-первых, русинами называется древняя народность славянского происхождения на территории Галиции, Буковины, Закарпатской Украины, в настоящее время упорно отстаивающая свою этническую самобытность от попыток «украинизации», вплоть до выхода из состава Украины. В начале XX века их численность составляла около 3,5 млн. чел. [1], сейчас русинов от сотни до нескольких сотен тысяч. Сами себя русины как называли, так и называют по сей день «русинами» или «русскими». Вопрос о том, что русины в принципе могут являться потомками скандинавов, в современной исторической науке даже не стоит.

Во- вторых, в русском отсутствуют заимствования из скандинавских языков, а русы говорили на славянском языке. Об этом прямо говорится в «Повести временных лет»: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский».

В-третьих, по вероисповеданию русы были как христианами, так и язычниками, а язычники при этом поклонялись исключительно славянским богам. При князе Олеге, при заключении мирного договора с Византией согласно [2] русы клянутся исключительно славянскими богами: «… а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Представить, что язычники-скандинавы, которые приносили своим богам человеческие жертвы, могут при заключении международных договоров клясться именами славянских богов покоренного и чуждого им народа так же невероятно, как и клятвенное обещание христиан, скрепленное именами языческих идолов. Среди суровых и сплоченных воинов, язычников или христиан, постоянно подвергающих свою жизнь опасности, такое богохульство в принципе невозможно. Верующему человеку это понятно.

А тем, кто воевал хорошо известно, что в окопах атеистов не бывает. Богохульники и клятвопреступники уважением не пользуются и, как правило, долго не живут. И если ни в славянском, ни в русском язычестве нет скандинавских богов, культов и черт, то из этого следует лишь одно: варяги не были скандинавами.

Можно предположить, что в состав варягов-руси входили германские и иные национальные элементы. К примеру, некоторые дружинники Рюрика ходили без штанов. По предположению историков эти воины были выходцами с Британских островов. Тогда в Англии еще действовали римские обычаи и моды. Мужчины носили длинные рубашки-туники, но штанов не носили [4]. Воины-инородцы и купцы в русском обществе быстро ославянились, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной исторической роли, и практически бесследно растворились.

Однако в «деле о приходе Рюрика» решающими являются идеологические и политические соображения. Некто В. Красиков, ярый сторонник норманнской теории происхождения Русского государства, прямо так и утверждает «Варяги – созидатели государств и народов» [5].

У норманнистов имеется всего несколько аргументов в пользу скандинавского происхождения руси. Они хорошо известны и давно доказательно опровергнуты в работах многих русских ученых [1]. В настоящее время основной аргумент норманнистов – это имена русов. И аргумент достаточно серьезный. «Повесть временных лет» [2] сообщает: «В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского – Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид – посланные от Олега, великого князя русского…».

Среди имен русских послов, безусловно, преобладают имена скорее всего германского происхождения. Но сами по себе имена в принципе ничего не значат. Русскому государству за его долгую историю служили самые различные иностранцы: до Петра I в основном тюрки и литовцы, а в имперский период – немцы и прочие западноевропейцы. Некоторые из них достигли очень высоких постов – например, чистокровная немка София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская известна всему миру как русская императрица Екатерина II Великая. До нее Борис Годунов – человек с хорошо известными татарскими корнями – стал русским царем. А уж среди русских послов в зарубежные страны в любой исторический период развития русского государства бывали инородцы.

В современной России подавляющее большинство мужчин и женщин истинно славянского происхождения носят греческие, латинские или древнееврейские времена. Хотя ни греков, ни римлян, ни тем более древних евреев на Русь никто и никогда не призывал. Кстати, внука Рюрика звали Святослав. Не исключены и определенные неточности перевода имен послов в тексте летописи. Просто вопрос происхождения имен русов, вместо чисто политических и пропагандистских спекуляций, требует дальнейших кропотливых исследований.

Гражданам красиковым очень хочется посоветовать изучить норманнские корни государственности англичан – были ли в принципе эти самые англосаксы «расово полноценными» и способными без кнута своих слегка офранцузившихся «варягов» Вильгельма Завоевателя создать толковое национальное государство. Это очень интересный и перспективный («диссертабельный») вопрос – ведь из языка своих «варягов» англосаксы, в отличие от русских, переняли очень-очень много всяких самых разных слов и много еще чего не только из языка завоевателей.

Мыслительный процесс норманнистов, инородных и отечественных, направлен не на поиски научной истины, а только на достижение конкретных политических целей. Они, эти цели, в каждое историческое время всегда враждебны русским государственным и жизненным интересам. Суть всей теории норманнистов до неприличия проста: «Недочеловеки-славяне способны только выполнять мудрые указания западных иноземцев. Без их руководства в России всегда и все сразу и везде неправильно. И вообще имеют ли русские историческое право на свои земли?». А вывод наших западных «партнеров», вытекающий из этой примитивной теории, еще проще и примитивнее: «Богатствами надо делиться». И этот вывод практически неизменно присутствует в контексте самых разных работ норманнистов.

Для русского народа такая теория и такая «история» неприемлема.

Библиографический список

  1. Пензев, К. А. Хан Рюрик: начальная история Руси [Текст] / К.А. Пензев – М.: «Алгоритм», 2007. – 304 с.
  2. Нестор Летописец. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.rus.ec/b/149931.
  3. Ключевский, В.О. Курс русской истории [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magister.msk.ru.
  4. Мединский, В. Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра [Текст] / В. Р. Мединский. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2010. – 624 с.
  5. Красиков, В. А. История Российских побед без ретуши [Текст] / В. А. Красиков. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2010. – 384 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

Источниковая база изучения этнической истории восточных славян: опыт современной белорусской историографии

Ивангородский К. (2018). Источниковедческие аспекты реконструкции этнической истории восточных славян в современной украинской историографии. Вестник Черкасского университета, серия История, 3-4, 5-16. (на укр.)

Ивангородский, К. (2015). Белорусская историография сегодня: между неосоветской и национальной практикой. В: В. Масненко (ред.). Образ Беларуси в историографии и исторической памяти украинцев: коллективная монография, 31–63. Черкассы. (на укр.)

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники по истории России (1998). Москва. (на русск.)

Рассадин С.Э. (2008). Первые славяне. Славяне-генезис. Минск. (на русск.)

Пилипенко М.Ф. (1991). Возникновение Беларуси: новая концепция. Минск. (на русск.)

Рогалев А.Ф. (1994). Белая Русь и белорусы: в поисках истоков. Гомель. (на русск.)

Микулич Т.М. (1996). Язык и этническая принадлежность. Минск. (на белар.)

Темушев С. Н. (2008). Происхождение Руси: генезис государственности в источниках и исторических преданиях. Минск. (на русск.)

Темушев С. Н. (2014). Образование Древнерусского государства. Москва. (на русск.)

Егорейченко А.А. (2006). Культуры штрихованной керамики. Минск. (на русском языке)

Медведев, А. (2004). Население Центральной и Восточной Беларуси в период Великого переселения народов. В: А. Егорейченко (ред.). Восточная Европа в древности и средневековье, 37-45. Минск. (на русск.)

Макушников О.А. (2009). Гомельско-Приднепровская область в V – середине. XIII века: социально-экономическое и этнокультурное развитие. Гомель. (на русск.)

Лысенко П. (2000). Введение. В кн.: Археология Беларуси в 4 т., т. 1, с. 3: Средневековый период (IX — XIII вв.), 5-9. Минск. (на белар.)

Лысенко П.Ф. (1999). Земля Туров. IX–XIII вв. Минск. (на русск.)

Шадыро Б. (1998). Роль европейских этнокультурных процессов I тыс. н.э. в этногенезе белорусов. В: А. Егорейченко (ред.). Славяне и их соседи: археология, нумизматика, этнология, 86-90. Минск. (на белар. )

Шадыра В.И. (2006). Белорусско-Двинская область (I тыс. н.э.). Минск. (на белар.)

Загорульский Е.М. (2012). Славяне: происхождение и расселение в Беларуси. Минск. (in Russ.)

Егарейчанка Е., Шадыра В., Виаргей В. и др. (1999). Археология Беларуси в 4 т., Шадыра В., Виаргей В. (ред.). Том. 2: железный век и раннее средневековье. Минск. (на белар.)

Мядзведзиев А. (1994). Население Беларуси в железном веке (VIII в. до н. э. – VIII в. н. э.). Белорусское историческое обозрение, т. 1, с. 1, 15-37. Минск. (на белар.)

Богданович, А. (2005). Источниковедческие аспекты изучения этнической идентичности белорусов в средние века. Источниковедение и специальные исторические дисциплины, т. 1, с. 2, 145-148. Минск. (на белар.)

Ильин А. (2011). «Повесть временных лет» и вопросы этногенеза белорусов. Деды [Деды]: сборник публикаций по истории Беларуси, 6, 99-112. Минск. (in Russ.)

Демин В. Н. (1996). Философские принципы русского космизма. Кандидатская диссертация. Москва. (на русск.)

Пилипенко Н. (2000). Образование Руси. В: Абрамов, Ф. (и др.). Беларусь на рубеже тысячелетий, 30-43. Минск. (на белар.)

Калакура Я. и др. (2002). Историческое источниковедение: Учебник. Киев: Лыбидь. (на украинском языке)

Гёрке, К. (1992). Frühzeit des Ostslaventums. Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.

Данилевский И. (1998). Исторические источники XI–XVІІ вв. В: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники по русской истории, 171-317. Москва. (на русск.)

Толочко А. (2015). Очерки первичной руси. Киев; Санкт-Петербург. (на русск.)

Стефанович, П. (2012). «Сказание о призвании варягов» или Origo gentis russorum? В: Мельникова, Е. (ред.). Древнейшие государства Восточной Европы. 2010: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства, 514-583. Москва. (на рус.)

Кто такие варяги, их появление и роль в истории

Варяги издревле мечтали о Константинополе, но так и не смогли пробить его неприступные стены. Только став личной охраной византийского императора, нордские воины, которых к тому времени уже называли варягами, получили часть его богатств.

Эпические путешествия викингов на Британские острова, в Исландию, Северную Америку и на запад не затмевают тот факт, что скандинавские воины также путешествовали далеко на восток через Европу и часть Азии. В то время как датчане и норвежцы плыли на запад, шведские воины и купцы плыли в противоположном направлении, первоначально соблазненные высококачественными серебряными монетами, отчеканенными Аббасидским халифатом, распространившимся по всему Ближнему Востоку.

Этих викингов, пересекших Балтийское море и спустившихся через Восточную Европу, называли «русами» — возможно, производным от «ruotsi», шведского слова, обозначающего «люди, которые гребут», и термина, от которого Россия, возможно, получила свое название. название … По мере того, как русы мигрировали по Днепру и Волге, они расселились по рекам на торговых путях к Черному и Каспийскому морям и покорили коренное славянское население на территории современной России, Украины и Белоруссии.

К 840 году варяги, пришедшие из скандинавских земель, которые были известны в Восточной Европе как «варяги», появляются на землях славянских племен, которые позже стали известны как Киевская Русь.

862 год знаменует собой начало русской истории, так как в этот год в Новгород прибыл варяжский князь Рюрик, который основал первую русскую правящую династию. Наиболее важным источником информации об этих ранних годах является Первичная хроника, созданная монахами в одиннадцатом веке для записи, согласно устной традиции, событий прошлого. К сожалению, как и многие русские исторические документы, оригинал был утерян, и его текст сохранился только в «Повести временных лет» XV века, в которую он был переписан. Монахи, делавшие копии, иногда редактировали и украшали их, внося ошибки.

Рюрик, Синеус, Трувор

Согласно летописи, славяне Новгорода восстали против варягов, которые потребовали уплаты большой дани, и изгнали их из города. Но вскоре они оказались разделены соперничеством, которое грозило превратить город и его обширную торговлю в хаос. В отчаянии они призвали варягов вернуться, чтобы в Новгороде снова был порядок и оборона. Около 862 г. Рюрик, скорее всего, датский феодал, ответил на молитвы и прибыл со своим отрядом в Новгород. Его сопровождали два брата, Аскольд и Дир, но они быстро двинулись в Киев, расположенный почти в 600 километрах южнее, где и заложили основу Русского государства.

После смерти обоих братьев в течение следующих нескольких лет Рюрик заявил права на их территорию и сделал Новгород столицей объединенных земель. После его смерти преемником Рюрика становится новгородский князь Олег (также называемый Вещим Олегом). После взятия Киева в 882 году он перенес столицу из Новгорода в Киев. Помимо военных завоеваний новых территорий для увеличения размеров и влияния Киевской Руси, Олег также расширял свое влияние, заключая выгодные торговые сделки с Византийской империей. Этот торговый водный путь «из варяг в греки» называли также Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), оставаясь одним из важнейших и востребованных до XII века.

К середине IX века в Багдаде появились первые русские купцы. Столица Аббасидского халифата, возможно, была самым большим городом в мире с населением более миллиона человек, но она не могла затмить желание варягов войти в Константинополь, столицу Византийской империи, которая, как говорили, удерживала даже большее богатство.

Расположение Константинополя на берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, сделало его процветающим перекрестком торговых путей, крупнейшим городом Европы и богатейшим городом мира. Великие сокровища требовали надежной защиты. Константинополь, самый укрепленный город в мире, был окружен рвом и тремя параллельными стенами. Кроме того, железная цепь, проходившая через вход в городскую гавань, защищала его от нападения с моря.

Неизвестно, когда Россия впервые достигла Константинополя, но это было до 839 года, когда представители России прибыли к франкскому двору в составе византийской дипломатической миссии. В июне 860 года русские предприняли внезапную атаку на Константинополь в то время, когда город оставался в значительной степени незащищенным, поскольку византийский император Михаил III сражался со своей армией против халифата Аббасидов в Малой Азии, а византийский флот сражался с арабскими пиратами в Средиземном море. .

Второе нападение на Константинополь произошло в 907 году, когда флот из 2000 кораблей столкнулся с железной цепью, блокирующей вход в гавань. В ответ находчивые варяги вытащили свои корабли на берег, приделали колеса и потащили их по суше, прежде чем поставить их обратно в воду по другую сторону цепи. Однако византийских отчетов о нападении викингов в 907 году нет, и Хейвуд отмечает, что эта история могла быть придумана как способ объяснить последующее торговое соглашение между Россией и византийцами.

Олег повесил свой щит на ворота Царьграда

В 941 году русы совершили сокрушительное нападение на Константинополь. Когда византийская армия и флот снова покинули город, флот из 1000 кораблей обрушился на Константинополь только для того, чтобы уничтожить 15 старых дромонов (открытое беспалубное гребное судно с одним ярусом весел и съемным парусным снаряжением), оснащенных греческими огнеметами. которые подожгли корабли варягов. Под тяжестью своих доспехов русские, избежавшие огня, прыгнули в море, нашли свою смерть в воде. Когда наконец прибыли византийские подкрепления, русы были вынуждены отступить и вернуться домой.

Полвека спустя викинги будут наняты для защиты Константинополя, а не для нападения на него. Когда византийский император Василий II столкнулся с внутренним восстанием в 987 году, Владимир Великий дал ему 6000 наемников-викингов. К этому времени их уже повсеместно называли варягами, чтобы отличать коренных скандинавов от русов, которые к середине X века ассимилировались с коренными славянами и утратили свою идентичность. Впечатленный жестокостью, с которой варяги сражались с повстанцами, император учредил элитную варяжскую гвардию для защиты Константинополя и выполнения функций его личной охраны. Не имея местных или семейных связей, которые могли бы разделить их интересы, и не умея говорить на местном языке, варяги были гораздо менее коррумпированы, чем греческая гвардия византийского императора.

Варяжская гвардия сражалась во всех крупных византийских кампаниях – от Сицилии до Святой земли – до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году.