Повесть о куликовской битве краткое содержание: Куликовская битва кратко — содержание, начало и конец

Летописная повесть о Куликовской битве / Православие.Ru



Пришел
ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со
всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами
татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска
бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов.
Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и
единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со
всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно
Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими
сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия
Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича. Но
человеколюбивый Бог хотел спасти и освободить род
христианский молитвами Пречистой Его Матери от
порабощения измаильтянского, от поганого Мамая, и от
сборища нечестивого Ягайла, и от велеречивого и
ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры
христианской. И станет ему, исчадию ада и ехидне, день
великий Господень кончиной!

Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царем, начал
злой заговор плести, созывать своих поганых
темников-князей и сказал им: «Пойдем на русского
князя и на всю землю Русскую, как было при Батые.
Христианство погубим, а церкви Божии сожжем, и кровь
христианскую прольем, а законы их изничтожим». И это
потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и
любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже. И начал
неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости
подвигнувшись и в силе великой, желая пленить христиан. И
тогда двинулись все племена татарские.

И начал Мамай посылать в Литву, к нечестивому Ягайлу, и к
хитрому сотенщику, сообщнику дьявола, отлученному от Сына
Божия, помраченному тьмою греховной и не хотящему
уразуметь – Олегу Рязанскому, помощнику
бесерменскому, лживому сыну, как сказал Христос: «От
нас вышли и на нас поднялись». И заключил старый
злодей Мамай бесчестное соглашение с поганой Литвой и
душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семенов день
на благоверного князя.

А душегубец Олег начал зло к злу прилагать: послал к Мамаю
и к Ягайлу своего боярина-единомышленника, антихристова
предтечу, именем Епифана Кореева, веля им прийти в
указанный день, и тот же уговор подтвердил –
собраться у Оки с трехголовыми зверьми – сыроядцами
и кровь пролить. О, враг и изменник Олег, лихоимства
являешь примеры, а не ведаешь, что меч Божий угрожает
тебе, ибо пророк сказал: «Оружие обнажили грешники и
натянули лук, чтоб убивать во мраке праведников. И оружие
их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся».

И когда наступил август, пришли из Орды вести к
христолюбивому князю, что поднимается на христиан
измаильтянский род. Олег же, отступивший уже от Бога, так
как злой сговор учинил с погаными, послал к князю Дмитрию
с лживой вестью: «Мамай идет со всем своим царством
в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что
идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами
своими».

Князь же Дмитрий, услышав, что настало недоброе время, что
идут на него все царства, творящие беззаконие, и,
промолвив: «Еще в наших руках сила», –
пошел к соборной церкви Матери Божией Богородицы и,
обливаясь слезами, произнес: «Господи, Ты
всемогущий, всесильный и твердый в бранях, поистине Ты
– Царь Славы, сотворивший небо и землю, –
помилуй нас молитвами Пресвятой Матери, не оставь нас,
когда отчаиваемся! Ты ведь Бог наш, и мы – люди
Твои, протяни руку Свою свыше и помилуй нас, посрами
врагов наших и оружие их притупи! Могуч Ты, Господи, и кто
воспротивится Тебе! Вспомни, Господи, о милости Своей,
которую искони оказываешь роду христианскому! О,
многоименитая Дева, Госпожа, Царица чинов небесных, вечная
Владычица всей вселенной и всей жизни человеческой
кормительница! Вознеси, Госпожа, руки Свои пречистые, в
которых носила Бога воплощенного! Не презри нас, христиан,
избавь от сыроядцев и помилуй меня!»

И, встав с молитвы, вышел из церкви, и послал за братом
своим Владимиром, и за всеми князьями русскими, и за
великими воеводами. И обратился к брату своему Владимиру и
ко всем князьям и воеводам: «Пойдем против
окаянного, и безбожного, и нечестивого, и темного сыроядца
Мамая за правоверную веру христианскую, за святые церкви,
и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан, живых и
усопших. И возьмем с собою скипетр Царя Небесного –
неодолимую победу, и восприимем Авраамову доблесть».
И, воззвав к Богу, сказал: «Господи, прислушайся к
мольбе моей, Боже, на помощь мне поспеши! Пусть устыдятся
враги, и посрамлены будут, и узнают, что имя Твое –
Господь, что Ты – один Всевышний во всей
земле!»
И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми
силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы
защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов
своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От
начала мира не бывало такой силы русской – князей
русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей
числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще
подоспели в тот ратный час издалека великие князья
Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей
Полоцкий с псковичами и брат его – князь Дмитрий
Брянский со всеми своими мужами.

В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством,
бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к
князю Дмитрию еще одна весть: сказали ему, что Мамаево
войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на
помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся,
одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию
дани просить не по своему договору, а как было при царе
Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития,
хотел ему выплатить дань посильную для христиан и по
своему договору, как было установлено с ним. Тот же не
захотел и высокомерничал, ожидая своего нечестивого
сообщника литовского.

Олег же, отступник наш, присоединившись к зловерному и
поганому Мамаю и к нечестивому Ягайлу, стал дань ему
платить и войско свое к нему посылать на князя Дмитрия.
Князь же Дмитрий узнал о хитрости коварного Олега,
кровопийцы христианского, нового Иуды-предателя,
неистовствующего на своего повелителя. И, тяжко вздохнув,
князь Дмитрий произнес из глубины сердца своего:
«Господи, заговор неправедных сокруши и развязавших
войну погуби, не я начал кровь христианскую проливать, но
он, Святополк новый! Воздай же ему, Господи, семьюжды семь
раз, ибо во тьме ходит и забыл благодать Твою! Поострю,
как молнию, меч мой, и прииму суд в руки свои, воздам
месть врагам и ненавидящим меня воздам, и напою стрелы мои
кровью их, чтобы не говорили неверные: «Кто Бог
их»« Отврати, Господи, лицо Свое от них и
покажи им, Господи, все зло их напоследок, ибо род их
развращен и нет веры у них в Тебя, Господи! И излей на них
гнев Твой, Господи, на народы, не ведающие Тебя, Господи,
и Имени Твоего святого не призывающие! Какой бог более
велик, чем Бог наш! Ты один Бог, творящий чудеса!»

И, помолившись, пошел к Пречистой и к епископу Герасиму и
сказал ему: «Благослови меня, отче, пойти на этого
окаянного сыроядца Мамая, и нечестивого Ягайла, и
изменника нашего Олега, отступившего от света в
тьму». И епископ Герасим благословил князя и воинов
его всех пойти на нечестивых агарян.

И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных
татар месяца августа двадцатого дня, уповая на милосердие
Божие и на Пречистую Его Матерь Богородицу, на Приснодеву
Марию, призывая на помощь святой Крест. И, пройдя свою
отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье
Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал
Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей
Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в
Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до
Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку,
вступили в землю Рязанскую. А сам князь в понедельник
переехал реку вброд со своим двором. В Москве же оставил
он воевод своих у великой княгини Евдокии и у своих
сыновей, у Василия, у Юрия и у Ивана – Федора
Андреевича.
И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в
Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя
и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то
настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и
поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий. И
слышно было рыдание безысходное, – словно Рахиль,
которая, оплакивая детей своих с великими слезами и с
воздыханием, не могла утешиться, – ибо пошли с
великим князем на острые копья за всю землю Русскую! Да и
кто не заплачет, видя, как рыдают и горько плачут жены
эти, каждая ведь из них причитала: «Горе мне! Бедные
наши чада, лучше для нас было бы, если бы вы не родились,
тогда бы эту злострастную и горькую печаль о вашем убиении
не испытали бы! Отчего же повинны мы в гибели
вашей!»

Князь же великий подошел к реке Дону за два дня до
Рождества Святой Богородицы. И тогда пришла грамота с
благословением от преподобного игумена Сергия, от святого
старца; в ней же писано благословение его – чтоб
бился с татарами: «Чтобы ты, господин, так и пошел,
а поможет тебе Бог и Святая Богородица». Князь же
сказал: «Эти на колесницах, а эти на конях. Мы же к
Господу Богу обратимся с молитвой: «Победу даруй
мне, Господи, над супостатами, и помоги нам оружием
крестным, низложи врагов наших; на Тебя уповая, побеждаем,
молясь прилежно Пречистой Твоей Матери». И, сказав
так, начал полки строить, и облек их в одежды местные.
Подобно великим ратникам и воеводы вооружили свои полки, и
пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни
говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие
возражали: «Не ходи, так как слишком умножились
враги наши, не только татары, но и литовцы, и
рязанцы».

Мамай же, услышав о приходе князя к Дону и убитых своих
воинов увидев, рассвирепел, и помутился ум его, и
распалился он лютой яростью, и раздулся, словно аспид
некий, гневом дышащий, и сказал: «Подвигнемся, силы
мои темные, и властители, и князья! Пойдем, встанем у Дона
против князя Дмитрия, пока не прибудет к нам союзник наш
Ягайло со своими силами».

Князь же, слышав похвальбу Мамая, сказал: «Господи,
не велел Ты в чужой предел вступать, я же, Господи, не
вступил. Этот же, Господи, окаянный Мамай, пришедший, как
змей к гнезду, нечистый сыроядец, на христианство дерзнул,
и кровь мою хочет пролить, и всю землю осквернить, и
святые церкви Божии разорить». И сказал: «Что
есть великая ярость Мамаева» Словно некая ехидна,
прыская, явилась из некой пустыни и пожрать нас хочет! Не
предай же меня, Господи, сыроядцу этому Мамаю, покажи мне
величие Своего Божества, Владыка! Где же сонм ангельский,
где херувимское предстояние, где серафимов шестокрылых
служение» Перед тобой трепещет вся тварь, тебе
поклоняются небесные силы! Ты солнце и луну сотворил и
землю украсил всеми красотами! Яви, Боже, величие Свое и
ныне; Господи, перемени печаль мою на радость! Помилуй
меня, как помиловал слугу Своего Моисея, в горести
душевной возопившего к Тебе, и огненному столпу повелел Ты
идти перед ним, и морские глубины в сушу превратил, как
Владыка и Господь, Ты страшное возмущение на тишину
обратил».

И, все это сказав, обратился к брату своему и ко всем
князьям и воеводам великим: «Пришло, братья, время
брани нашей и настал праздник Царицы Марии, Матери Божией
Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной,
и святого ее Рождества. Если останемся живы – ради
Господа, если умрем за мир сей – ради
Господа!» И приказал мосты мостить на Дону и броды
разыскивать в ту ночь, в канун праздника Пречистой Божией
Матери.
Наутро же в субботу рано, месяца сентября в восьмой день,
в самый праздник Богородицы, во время восхода солнца, была
тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до
третьего часа. И велел Господь тьме отступить, а свету
пришествие даровал. Князь великий собрал полки свои
великие, и все его князья русские свои полки приготовили,
и великие его воеводы облачились в одежды местные. И врата
смертные растворились, страх великий и ужас охватил
собранных издалека, с востока и запада, людей. Пошли за
Дон, в дальние края земли, и скоро перешли Дон в гневе и
ярости, и так стремительно, что основание земное
содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в
поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один
Господь Бог, и не отвернулся Бог от него. О, крепкое и
твердое дерзновение мужества! О, как не устрашился, не
смутился духом, увидя такое множество воинов! Ведь на него
поднялись три земли, три рати: первая – татарская,
вторая – литовская, третья – рязанская. Однако
же он всех их не убоялся, не устрашился, но, верою в Бога
вооружившись, силою святого Креста укрепившись и молитвами
Святой Богородицы оградившись, Богу помолился, говоря:
«Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня милостью
Своею, видишь, как умножилось число врагов моих. Господи,
за что умножились досаждающие мне» Многие поднялись
на меня, многие борются со мной, многие преследуют меня,
мучают меня, все народы обступили меня, но именем
Господним я противился им».

И в шестой час дня появились поганые измаильтяне в поле,
– а было поле открытое и обширное. И тут выстроились
татарские полки против христиан, и встретились полки. И,
увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела,
горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества
воинов. И обнажили оружие – обоюдоострое в руках их.
И орлы слетались, как и писано – «где будут
трупы, там соберутся и орлы». В урочный час сперва
начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими.
Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках на
поганого царя Теляка, называемого воплощенным дьяволом
Мамая. Однако вскоре после того отъехал князь в великий
полк. И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы
татарские. А с нашей стороны – князь великий Дмитрий
Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки,
пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И,
воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал
словами псалма: «Братья, Бог нам прибежище и
сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы
великие, и покрыли полки поле верст на десять –
такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая,
и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не
было такой битвы у русских великих князей, как при этом
великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа
до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских
сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с
обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар
– русью. И падал труп на труп, падало тела татарское
на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть,
как русин за татарином гнался, а татарин преследовал
русина. Сошлись вместе и перемешались, ибо каждый хотел
своего противника победить. И сказал сам себе Мамай:
«Волосы наши повыдраны, очи наши не успевают горячих
слез источить, языки наши коснеют, и моя гортань
пересыхает, и сердце останавливается, чресла меня не
держат, колени слабеют, а руки мои цепенеют».

Что нам сказать или о чем говорить, видя злострастную
смерть! Одни мечами перерублены, другие сулицами
проколоты, иные же на копья подняты! И отчаяние охватило
тех москвичей, которые не бывали на ратях. Видя все это,
испугались они, и, простившись с жизнью, обратились в
бегство и побежали, а не вспомнили, как говорили мученики
друг другу: «Братья, потерпим немного, зима люта, но
рай сладок; и страшен меч, но славен венец». А
некоторые сыны агарянские обратились в бегство от кликов
громких, видя жестокую смерть.

И после этого в девять часов дня воззрел Господь
милостивыми очами на всех князей русских и на мужественных
воевод, и на всех христиан, дерзнувших встать за
христианство и не устрашившихся, как и подобает славным
воинам. Видели благочестивые в девятом часу, как ангелы,
сражаясь, помогали христианам, и святых мучеников полк, и
воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей
тезоименитых – Бориса и Глеба. Среди них был и
воевода совершенного полка небесных воинов –
архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки поганых, и
трисолнечный полк, и огненные стрелы, летящие на них;
безбожные же татары падали, объятые страхом Божиим и от
оружия христианского. И воздвиг Бог десницу нашего князя
на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и
громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог
христианский и велика сила Его! Братья измаильтяне,
беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И
сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду. И,
услышав об этом, темные его князья и властители тоже
побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом
Божиим и одержимые страхом, от мала до велика, обратились
в бегство. Христиане же, увидев, что татары с Мамаем
побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без
милости, ибо Бог невидимою силою устрашил полки татарские,
и, побежденные, обратились они в бегство. И в погоне этой
одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке
утонули. И гнали их до реки до Мечи, и там бесчисленное
множество бегущих побили. Князья же гнали полки содомлян,
избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и все
имущество их, и все стада содомские.

Тогда же на том побоище были убиты в схватке: князь Федор
Романович Белозерский и сын его Иван, князь Федор
Тарусский, брат его Мстислав, князь Дмитрий Монастырев,
Семен Михайлович, Микула Васильев, сын тысяцкого, Михайло
Иванов Акинфович, Иван Александрович, Андрей Серкизов,
Тимофей Васильевич Акатьевич, именуемый Волуй, Михайло
Бренков, Лев Морозов, Семен Меликов, Дмитрий Мининич,
Александр Пересвет, бывший прежде боярином брянским, и
иные многие, имена которых не записаны в книгах сих. Здесь
же названы только князья и воеводы, и знатных и старейших
бояр имена, а прочих бояр и слуг опустил я имена и не
написал из-за множества имен, так как число их слишком
велико для меня, ибо многие в той битве убиты были.

У самого же великого князя все доспехи были помяты,
пробиты, но на теле его не было ран, а сражался он с
татарами лицом к лицу, находясь впереди всех в первой
схватке. Многие князья и воеводы не раз говорили ему:
«Князь господин, не стремись впереди сражаться, но
позади будь или на крыле, или где-либо в стороннем
месте». Он же отвечал им: «Да как же я скажу
– братья мои, подвигнемся все вместе до единого, а
сам свое лицо скрою и стану прятаться позади» Не
могу так поступить, но хочу как словом, так и делом первым
быть и на виду у всех главу свою сложить за свою братию и
за всех христиан. Пусть и другие, это видя, будут отчаянны
в своей дерзости». И как сказал, так и сделал,
сражаясь тогда с татарами впереди всех. И сколько раз
справа и слева от него его воинов избивали, а самого
обступали, подобно воде, со всех сторон! И много ударов
нанесли ему по голове, и по плечам его, и по утробе его,
но Бог защитил его в день брани щитом истины и оружием
благоволения осенил главу его, десницею своей защитил его
и рукою крепкою и мышцею высокою спас его Бог, давший
крепость ему. И так, оказавшись среди многих врагов, он
остался невредимым. «Не на лук мой уповаю, и оружие
мое не спасет меня», – как сказал пророк
Давид. – «Вышнего сделал прибежищем твоим, и
не придет к тебе зло, и раны не будет на теле твоем, ибо
заповедует своим ангелам хранить тебя на всем пути твоем и
не устрашишься стрелы, летящей во дне».

Это из-за наших грехов приходят войной на нас
иноплеменники, чтобы мы отступились от своих прегрешений:
от братоненавистничества, и от сребролюбия, и от
неправедного суда, и от насилия. Но милосерден
Бог-человеколюбец, не до конца гневается на нас, не вечно
памятует зло.

А отсюда, от страны Литовской, Ягайло, князь литовский,
пришел со всеми силами литовскими Мамаю в подмогу, татарам
поганым на помощь, а христианам на горе. Но и от тех Бог
избавил, ибо не поспели немного к сроку, на один день или
меньше. Но едва услышал Ягайло Ольгердович и все воины
его, что у князя великого с Мамаем бой был и князь великий
одолел, а Мамай побежал, – и тогда без всякого
промедления литовцы с Ягайлом поспешно повернули назад, не
будучи никем гонимы. Не видели они тогда ни князя
великого, ни рати его, ни оружия его, одного имени его
литовцы боялись и трепетали; а не то что в нынешнее время
– литовцы над нами издеваются и надругательства
творят. Но мы этот разговор отложим и к прежнему рассказу
возвратимся.

Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями
русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми
оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых,
на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов
своих, великое благодарение вознес Богу, даровавшему такую
победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия
лютого: «Вспомнил Ты, Господи, о милости Своей,
избавил нас, Господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая
и от нечестивых измаильтян, и от беззаконных агарян,
воздавая честь, как Сын, Своей Матери. Придал нам
стремление страстное, как придал слуге своему Моисею, и
древнему Давиду, и новому Константину, и Ярославу,
сроднику великих князей, на окаянного и на проклятого
братоубийцу, безглавого зверя Святополка. И ты,
Богородица, помиловала милостью Своею нас, грешных рабов
своих, и весь род христианский, умолила вечного Сына
Своего». И многие князья русские и воеводы
достохвальными похвалами прославили Пречистую Матерь Божию
Богородицу. И еще христолюбивый князь похвалил дружину
свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко
оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле
Божией встать за веру христианскую.

И возвратился князь великий оттуда в Богохранимый град
Москву, в свою отчину с победой великой, одолев
противников, победив врагов своих. И многие воины его
возрадовались, захватив добычу большую: пригнали с собой
стада коней, и верблюдов, и волов, которым нет числа, и
доспехи захватили, и одежды, и все добро их.

Поведали князю великому, что князь Олег Рязанский посылал
Мамаю на помощь свои силы, а сам на реках мосты разломал.
А кто с Донского побоища поехал восвояси через его отчину,
Рязанскую землю, бояре или слуги, то тех приказал он
хватать и грабить и обобранными отпускать. Князь же
Дмитрий за это хотел на Олега послать рать. И вот
неожиданно приехали к нему бояре рязанские и поведали, что
князь Олег оставил свою землю и сам побежал и с княгиней,
и с детьми, и с боярами. И упрашивали великого князя о
том, чтобы на них рати не посылал, и сами били ему челом,
и соглашались быть у него в подчинении. Князь же внял им,
и принял их челобитье, рати на них не послал, а на
Рязанском княжении посадил своих наместников.

Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с
небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращен в
бегство, и посрамлен, и поруган, снова распалился гневом и
собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь.
Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идет на
него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай
же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым
и пошел на него. И встретились на Калках, и была у ник
битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы
же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу,
и принесли присягу ему по своей вере, и стали на его
сторону, а Мамая оставили посрамленным; Мамай же, увидев
это, поспешно бежал со своими единомышленниками. Царь же
Тохтамыш послал за ним в погоню воинов своих. А Мамай,
гонимый ими и спасаясь от Тохтамышевых преследователей,
прибежал в окрестности города Кафы. И вступил он в
переговоры с кафинцами, уговариваясь с ними о своей
безопасности, чтобы приняли его под защиту, пока он не
избавится от всех преследователей своих. И разрешили ему.
И пришел Мамай в Кафу со множеством имения, золота и
серебра. Кафинцы же, посовещавшись, решили обмануть Мамая,
и тут он был ими убит. И так настал конец Мамаю.

А сам царь Тохтамыш пошел и завладел Ордой Мамаевой, и
захватил жен его, и казну его, и улус весь, и богатство
Мамаево раздал дружине своей. И оттуда послов своих
отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским,
извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как
противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на
царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили с
честью и с дарами, а сами той зимой и той весной отпустили
с ними в Орду к царю каждый своих киличиев с большими
дарами.

Дмитрий Лихачев ★ Сказания и повести о Куликовской битве читать книгу онлайн бесплатно

Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Лихачев: Сказания и повести о Куликовской битве» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Ленинград, год выпуска: 1982, категория: Прочая научная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Сказания и повести о Куликовской битве: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Сказания и повести о Куликовской битве»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Издание подготовили Л. А. ДМИТРИЕВ и О. П. ЛИХАЧЕВА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ» М. П. Алексеев, Н. Я. Балашов, Г. Я. Бердников, Д. Д. Благой, И. С. Брагинский, А. С. Бушмин, М. Л. Гаспаров, А. Л. Гришунин, Л. Дмитриев, Н. Я. Дьяконова, Б. Ф. Егоров (заместитель председателя), Д. Лихачев (председатель), Л. Д. Михайлов, Д. В. Ознобишин (ученый секретарь), Д. Л. Ольдерогге, Б. И. Пуришев, А. М. Самсонов (заместитель председателя), М. И. Стеблин-Каменский, Г. В. Степанов, С. О. Шмидт Ответственный редактор Д. С. ЛИХАЧЕВ

Дмитрий Лихачев: другие книги автора

Кто написал Сказания и повести о Куликовской битве? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Сказания и повести о Куликовской битве — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сказания и повести о Куликовской битве», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Интервал:

Закладка:

Сделать

1234567…283

СКАЗАНИЯ И ПОВЕСТИ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

ДРЕВНЕРУССКИЕ ТЕКСТЫ

ЗАДОНЩИНА

Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче* и о брате его князе Владимере Андреевиче*,яко победили супостата своего царя Мамая*

Князь великий Дмитрей Ивановичь с своим братом, с княземъ Владимером Андреевичем, и своими воеводами были на пиру у Микулы Васильевича:* «Ведомо намъ, брате, что1»1 у быстрого Дону царь Мамай пришел на Рускую землю, а идет к намъ в Зал4скую землю».*

Пойдем, брате, тамо в полунощную страну — жребия Афетова,* сына Ноева, от него же родися русь православная.2 Взыдем на горы Киевския и посмотрим славного 8 Непра и посмотрим по всей земли Руской. И оттоля на восточную страну — жребий Симова,* сына’Ноева, от него же родися хиновя* — поганые татаровя, бусормановя.* Те бо на реке на Каяле* одолѣша родъ Афетов. И оттоля Руская земля сѣдитъ невесела; а от Калатьския рати* до Мамаева побоища, тугою и печалию покрышася, плачющися, чады своя поминаючи4 — князи и бояря и удалые люди, иже оставиша вся домы своя и богатество, жены и дети и скот, честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша за землю за Рускую и за веру християньскую.6

Преже восписах жалость земли Руские и прочее от кних приводя, потом же списах жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондрѣевичю.

Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возвЗфзем печаль на* восточную страну — в Симов жребий и воздадим поганому Момаю победу, а великому князю Дмитрею Ивановичю похвалу и брату его, князю Владимеру Андреевичи). И рцем таково слово: лудчи бо нам, брате, начати повѣдати иными словесы о6 похвальных сихъ о7 нынешных повстех 8о полку9 великого князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича, а внуки святаго великаго князя Владимера Киевскаго. * Начаша’ти повѣдати по дѣлом и по былинам. Не проразимся мыслию но землями, помянем первых лет времена, похвалим вещаго10 Бояна,11 горазна гудца* в Киеве. Тот 12бо вещий Боянъ13 воскладоша горазная своя персты на живыя струны, пояше14 руским князем славы:16 16первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичи),* 2 — великому князю Владимеру Святосла-вичю Киевскому, третюю17 — великому князю Ярославу Володимеровичю.*

Аз жэ помяну резанца Софония,* и восхвалю нѣснеми и18 гусленными буйными19 словесы сего великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его, князя Владимера Андреевича, а внуки святаго великого князя Владимера Киевского. И пение князем руским за вѣру христианьскую!

А от Калатьские рати до Момаева побоища 16020 лет.*

Се бо князь великий Дмитрей Ивановичь и братъ его, князь Влади-меръ Андрѣевичь, помолися богу и пречистей его матери, истезавше ум свой крѣпостию,21 и поостриша сердца свои мужеством, и наполнишася22 ратного духа, уставиша собе храбрыя полъкы23 в Руской земле и помянута прадеда своего, великого князя Владимера Киевскаго.

Оле жаворонок, лѣтняя птица, красных дней24 утѣха, возлѣти под 2бсиние облакы,26 посмотри к силному граду Москве, воспой славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Андреевичи)! Ци буря соколи зонесет27 из земля Залѣския в поле Половецкое!28* На Москве кони ржут, звенит слава по всей земли Руской, трубы29 трубят на Коломн!* бубны30 бьют в Серпугове,* стоят стязи у Дону31 великого на брезе.

Звонятъ колоколы32 вечныя в Валиком Новегороде, стоят мужи нав-городцкие у 33святыя Софии,* а ркучи34 тако: «Уже нам, брате, не поспать на пособь35 к великому князю Дмитрею Ивановичю?». И как слово изговаривают, уже аки орли слетешася. То ти были не орли слетешася — выехали посадники из Великого Новагорода,* 36а с ними37 7000 войска* к великому князю Дмитрею Ивановичю и к брату его, князю Владимеру Андреевичи), 38на пособе.39

К славному граду Москве сьехалися вси князи руские а ркучи40 таково слово: «У Дону41 стоят татаровя поганые, и Момай царь на реки на Мечи, межу Чюровым и Михайловым,* брести хотят, а предати живот свой нашей славе».

И рече42 князь великий Дмитрей Ивановичь: «Брате, князь Владимеръ Андреевичь, пойдем43 тамо, укупим животу своему славы, 44учиним землям диво,45 а старым повесть, а молодым память!46 А храбрых своих испытаем, а реку Дон кровью прольем за землю за Рускую и за веру крестьяньскую!».

Читать дальше

1234567…283

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Интервал:

Закладка:

Сделать

Похожие книги на «Сказания и повести о Куликовской битве»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Сказания и повести о Куликовской битве» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачёв

М Лихачев

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев

Обсуждение, отзывы о книге «Сказания и повести о Куликовской битве» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Куликово 1380: Битва, сотворившая Россию — Марк Галеотти, Даррен Тан, Пол Ким, Bounford.com — 9781472831224 — Электронная книга

В этом захватывающем рассказе о Куликовской победе 1380 года, ознаменовавшей начало зарождение российской государственности.

Завоевание Руси монголами в 13 веке было разрушительным и решающим. Города были опустошены, возвышались новые династии, и в течение ста лет русские находились под непререкаемым чужеземным правлением. Однако монголы были скорее завоевателями, чем администраторами, и они решили править через подчиненных князей. Это позволило московским династическим князьям Рюриковичам возвыситься с небывалой скоростью.

С ослаблением знаменитого «монгольского ига» великий князь Дмитрий Московский увидел в этом беспрецедентную возможность и взбунтовался. 7 сентября 1380 года его 60-тысячное войско перешло через Дон, чтобы дать бой 125-тысячному войску Мамая, в которое входили армянские и черкесские вспомогательные войска и генуэзские наемники.

Красочная, захватывающая история русско-монгольской Куликовской битвы, в которой: убийство московского князя только для того, чтобы он оказался двойником, литовские захватчики, русские перебежчики, генуэзские наемники и неожиданная засада превратить надвигающееся поражение в славную победу.

Рецензии

«Углубленный взгляд на историческую основу фундамента «мифа» русской нации… Кинематографические иллюстрации Даррена Тана переносят читателя внутрь двух драматических эпизодов битвы: гибели «Лжедмитрий» (приманка в доспехах русского военачальника) и атака русского засадного полка. Есть также прекрасное изображение стана Мамая, включающее изображения генуэзских и армянских союзников монголов». — Модель игрушечного солдатика Рисунок

Подробнее

Красочная, захватывающая история о русско-монгольской Куликовской битве, в которой участвуют: убийство московского князя (но оказывается двойником), литовские захватчики, русские перебежчики, генуэзские наемники и неожиданная засада, чтобы превратить надвигающееся поражение в славную победу.

Истоки кампании
5 (12)
Монгольское завоевание
Восход Москвы
Дмитрий и Мамай
Ход Мамая Заметка об источниках
Хронология
17 (1)
Противоборствующие командиры
18 (5)
Русские полководцы
Полководцы Золотой Орды
Противоборствующие силы
23 (14)
Войско Димитрия отрядов
Золотая Орда
Логистика
Противоположные планы
37 (10)
Поле боя
Азартная игра Дмитрия
Молот Мамая
Битва
47 (32)
Дмитрий за Доном
Над Доном
Готовим хозяина Мамая
Битва чемпионов Первое столкновение
Присоединение к битве
Кровавый день
Засада!
Разгром
Последствия 79 (8)
Донской триумф
Падение Мамая
Москва горит. ..
…Но и Москва торжествует
Поле битвы сегодня 87 (7)
Невидимое поле битвы
Куликово сегодня
Святыня России
Библиография 94 (1)
Индекс 95

Профессор Марк Галеотти, бывший старший преподаватель международной истории Кильского университета, является клиническим профессором международных отношений Нью-Йоркского университета. Он бывший советник министерства иностранных дел по вопросам безопасности России, и в течение 15 лет (1991-2006) написал об этом ежемесячную колонку для Jane’s Intelligence Review. Последние книги Марка для Osprey — ELI 217 «Современная российская армия 1992–2016» и ELI 197 «Российская служба безопасности и военизированные силы» с 1991 года. подпитывается фильмами и компьютерными играми. После недолгого пребывания в 3D-анимации Даррен теперь работает иллюстратором-фрилансером.

Книга XIII

 

Резюме

Пристальный взгляд на исторические события, пишет Толстой, показывает нам, что герои истории управляются действиями масс. Показывая различные эпизоды этой части войны, происходившие в результате причудливых происшествий (он цитирует Тарутинское сражение, произошедшее из-за того, что казак, охотившийся на кроликов, наткнулся на французский лагерь), Толстой приписывает ошибку большинству историков, считающих, что Кутузов несет ответственность за это или то, или «гений» Наполеона заставил то или иное случиться.

Толстой описывает безопасное положение французской армии, которая, имея в два раза больше личного состава, чем русская, имеет все богатства и припасы Москвы, на которые можно опереться, если они захотят атаковать русские войска. Несмотря на эти очевидные преимущества, французы не ищут русских и не резервируют запасы на зиму. Ясно, говорит Толстой, что больше всего вреда своему делу приносят сами французы, и «гений» Наполеона не может победить неизбежный ход событий.

Под предлогом наказания русской армии за поражение французов под Тарутино Наполеон оставляет в Москве небольшой гарнизон и приказывает армии отойти. С этого простого маневра начинается стремительное бегство Великой Армии из Москвы. Армия перегружена обозами с добычей — у Наполеона есть своя коллекция сокровищ — и, несмотря на свой прошлый опыт, Бонапарт воздерживается от сжигания добычи. Кроме того, войско идет из Москвы тем же путем, которым оно вошло в нее, снова проходя через земли и города, опустошенные и разграбленные и лишенные пропитания для людей и лошадей. Толстой говорит, что армия теперь подобна бродящему стаду скота, топчущему свои нужды и приближающемуся к гибели. Наполеон подобен ребенку, сидящему в коляске и воображающему, что он двигает ее, дергая за ремни. В действительности, говорит Толстой, Наполеона ведет его армия, которая действует в слепой панике раненого зверя, направляющегося прямо на охотника с ружьем.

Таково, таким образом, значение Тарутинского сражения: оно означает для русских переход от отступления к наступлению, оно обнажает слабость французов и дает удар, обращающий в бегство Grande Armée.

Пьер возродился после того дня казни, которая убила мысли и чувства, которые, по его мнению, были такими важными. Лишенный всех излишеств цивилизации — своего титула, своих удобств, своего стремления к самопожертвованию — он обрел внутреннюю гармонию, к которой стремился. Его четыре недели лишений создают только основные потребности в еде, чистоте и свободе. Мужчины в казарме любят его и уважают. Те самые особенности, которые раньше смущали его в цивилизованном обществе, — его сила, его пренебрежение к комфорту, его рассеянность, его добродушие — теперь придают ему авторитет героя среди его товарищей.

В ночь на 6 октября начинается отступление французов. Среди барабанного боя, заглушающего стоны больных заключенных, Пьеру становится страшно. Это снова здесь — таинственная, несочувствующая сила, которая заставляет людей против их воли убивать своих ближних. Это сила, которую он ощутил при казни. В конце первого дня изнурительного перехода Пьер гуляет среди костров. Внезапно он смеется сердечным, добродушным смехом. Он смеется над заточением, освободившим его, ибо его бессмертная душа все еще принадлежит ему. Глядя на небо, на далекие леса и бескрайние поля, он размышляет: «Все, что мое, все, что во мне, и все, что есть я». И все это поймали и заткнули в сарай, заколоченный досками! Он засыпает, продолжая улыбаться.

Получив известие, что Наполеон эвакуировал всю армию из Москвы, Кутузов плачет от радости при доказательстве того, что он подозревал: обреченные французы бежали из Москвы и в слепом панике отшатываются от русской земли. Отныне его цель состоит в том, чтобы избежать ненужных потерь своих людей, а также не препятствовать отступлению французов из России. С другой стороны, Кутузов знает, что он не может помешать своим людям атаковать беспомощного врага, ибо он понимает, с каким стремлением солдат и офицеров отличиться в бою. Кутузов прав; отныне французы отступают все быстрее. По мере продвижения армии войска тают, каждый желает попасть в плен и избежать ужасов и страданий своего положения.

Анализ

Эти главы иллюстрируют неизбежный поток истории, который поглощает людей. Толстой показывает, как все «единые воли» французских войск соединяются в огромное движение отступления от Москвы, причем Наполеон, принимая это неизбежное движение за выражение собственной воли, увлекаемый течением и бессильный избежать катастрофы что происходит. То, что Наполеон не может использовать свой военный «гений», чтобы предотвратить самоуничтожение французов, доказывает тезис Толстого: вожди просто следуют за движениями, а не порождают их.

Кутузов своей свободной волей разрешает силы необходимости, подчиняясь неотвратимому течению истории.