Последние годы жизни грибоедова кратко: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Доклад про Александра Грибоедова (сообщение) (описание для детей)

Образованием Грибоедова занималась в первую очередь его мать, известная для своего времени пианистка. Это именно она выбирала учителей своему сыну, а также сама участвовала в его обучении. Она научила Грибоедова играть на фортепьяно. Едва мальчик достаточно подрос, ею же были наняты одни из лучших дворянских учителей того времени. Также женщина самостоятельно занималась обучением сына. Позже к образованию Грибоедова приложили руку такие ученые, как Иван Петрозилиус, Богдан Ион, Иоганн Буле.

Превосходное домашнее обучение, а также многочисленные знакомства с известными писателями, музыкантами и художниками, которые приезжали на званые вечера в поместье Грибоедовых, позволило Александру уже в юные годы раскрыть свои литературные таланты.

С 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в российском посольстве в Персии. Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает языки и литературу о культуре Востока. В составе Российской миссии в 1819 году Грибоедов продолжает службу в Тебризе. За удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат, он был представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы бессмертной комедии «Горе от ума».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829). Этот человек был талантлив во всём. Знал 9 языков, сочинял музыку и был виртуозным пианистом, прекрасно зарекомендовал себя на дипломатической службе. И в 29 лет написал пьесу, которая почти 200 лет не сходит с театральной сцены.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в 1795 году. Отец был отставным офицером с польскими корнями; фамилия – русифицированный вариант фамилии Гржибовский. Как многие молодые люди его круга Грибоедов окончил Московский университет, а во время Отечественной войны 1812 года записался в армию. Служил до 1816 года, выйдя в отставку в звании корнета.

Свободное время он посвятил радостям жизни, романам с актрисами. Однако владея талантом располагать к себе людей сблизился со многими известными персонами того времени. Знакомства привели его в масонскую ложу. В ней Грибоедов состоял до самой смерти, причем пытался адаптировать европейское масонство к российским реалиям.

Служба в Коллегии иностранных дел ознаменовалась «четвертной дуэлью». Стрелялись и спорщики и секунданты: конфликт из-за актрисы окончился смертью одного из дуэлянтов. Сам Грибоедов получил пулю в руку, лишившись пальца.

Перед царем, который дуэлянтов отправлял за решетку, начинающий дипломат реабилитировался успешной миссией в Персии. Договор, подписанный во многом благодаря его усилиям, принес России половину Армении и большую контрибуцию.

В 1824 году Грибоедов завершает комедию «Горе от ума», в которой едко критикует московскую аристократию. Публикация сталкивается с трудностями, печатают только ее отдельные части и произведение ходит в рукописных копиях. Полностью, пьеса была напечатана лишь в 1860 году.

После двухлетнего перерыва Александр Сергеевич возвращается в Персию, затем служит на Кавказе, вплоть до своего ареста в 1826 году. Империя пережила попытку государственного переворота, и знакомый со многими декабристами дипломат попал под подозрение. Генерал Ермолов, наместник на Кавказе, помог ему избежать наказания. Однако был установлен негласный надзор полиции.

Отправившись послом в Персию, Александр Сергеевич остановился в Тифлисе, где встретил 16-ти летнюю княжну Нино Чавчавадзе. После свадьбы они были вместе лишь несколько недель. В конце января Грибоедов погиб, защищая русское посольство. А Нино носила траур 28 лет, пока не отправилась на небеса вслед за любимым супругом.

Последние годы жизни

Разгром декабристского восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное состояние Грибоедова. Он предчувствует свою гибель и постоянно говорит об этом.

В 1826 году правительству понадобился опытный дипломат, так как обострились отношения России с Турцией. На эту должность был назначен Грибоедов.

По дороге к месту назначения в Тифлисе Александр Сергеевич женится на молодой княжне Чавчавадзе.

Его счастье было недолгим. Смерть Грибоедова настигла вскоре по прибытии в Тегеран. 30 января (11 февраля) 1829 года на Российское посольство было совершено нападение. Героически защищаясь, писатель погиб.

Краткая биография Грибоедова не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя. За свою недолгую жизнь он создал несколько произведений: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность». Однако самое известное его произведение – комедия в стихах «Горе от ума». Творчество Грибоедова невелико, многим планам не суждено было сбыться, но его имя останется вечно в памяти народной.

Александр Грибоедов: творческий путь

Кто такой Грибоедов? Один из его талантов — сочинительство. Александр был поэтом. С литературой познакомился в университете. Прозаик и драматург Юрий Тынянов причислил Грибоедова к «младшим архаистам» — сторонникам русской поэзии XIX века, в основе творчества которых был консерватизм.

Жизнь и творчество Грибоедова насыщены событиями. Рассмотрим его главные работы:

  • Начало творческого пути пришлось на время пребывания Грибоедова в университете (1805 год). Из-под его пера выходит пародия на трагедию «Дмитрий Донской» — стихотворение «Дмитрий Дрянской».
  • «О кавалерийских резервах», где описал полученный опыт секретарской работы при должностном лице, и «Письмо редактору» в журнале «Вестник Европы» появляются в 1814 году.
  • Написал комедию «Молодые супруги» (1815) — пародию на все французское комедийное творчество, на котором держался репертуар российских театров.
  • В 1816 году вышла статья «О разборе вольного перевода “Леноры”» (соавторы молодого критика — Гнедич и Жуковский).
  • Очередная комедия под названием «Студент» появилась в 1817-м. В этом же году совместно с Жандром написал «Притворную неверность» — комедию-переделку пьесы Николя Барта.
  • Спустя некоторое время выходит еще одно драматическое творение Грибоедова — «Своя семья, или Замужняя невеста». Соавторы — Шаховский и Хмельницкий.

В творческом наследии писателя выделим произведения «Грузинская ночь», «1812 год», «Родамист и Зенобия». Известность дипломату и полиглоту принесла драма «Горе от ума».

Идея создания комедии в стихах пришла в голову автору еще в 1816 году, но создана была только 1824-м. Грибоедов закончил ее, находясь в Тифлисе.

Комедия «Горе от ума» — настоящий шедевр, который включают в школьную программу. Ярко выраженный афористический стиль автора прослеживался в опубликованных ранее работах. Например, байронический тон неприятия заскорузлости современного общества, критика современников за их отрицательное отношение к инновациям и прогрессу. Это основные черты, которые проявились в позиции Чацкого.

Чем еще отличился Грибоедов? Биография указывает, что Александр проявлял таланты в музыке: играл на пианино, написал несколько пьес для фортепиано. Музыканты называют его работы стройными и лаконичными. Многие произведения Грибоедова утеряны, но его вальс в ми миноре дошел до наших дней. Эту музыкальную композицию считают первым русским вальсом.

Грибоедов приложил руку к развитию промышленности и торговли. В 1828 году завершил «Проект учреждения Российской закавказской компании». Проект не одобрили, но другие работы были воплощены в реальность.

Подростковые годы

Помимо литературы, Грибоедов также был успешен и в изучении языков. Греческий, латынь, английский, французский, итальянский — все они не представляли для юного гения никакой сложности.

С таким базисом Александр легко поступил в Московский университетский благородный пансион. Всего за полтора года учебы Грибоедов получил достаточно знаний, чтобы суметь пройти экзамен на ученую степень. Это, в свою очередь, позволило ему получить степень кандидата словесности. За эти полтора года Грибоедов также успевает заложить основу для своих будущих литературных успехов: в компании таких личностей, как П. Я. и М. Я. Чаадаевы, З. А. Буринский, И. Д. Якушкин, Н. И. Тургенев и Д. А. Облеухов, Александр определяется со своими интересами в отношении направления литературы, пробует себя на сатирической стезе, пишет первое произведение — комедию “Дмитрий Дрянской”. Текст комедии, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Однако на ученой степени и одной комедии Грибоедов не останавливается. Он продолжает учебу в качестве свободного студента, посещает лекции по этике и политике. Именно в этот момент Александра и застает война.

Детство и юность

Белые пятна. Их было немало в биографии Грибоедова, краткое содержание которой включает в себя целый ряд событий, которые еще нуждаются в дополнительных исследованиях.

Несмотря на известность и принадлежность к знатному дворянскому роду, некоторые факты из жизни и творчества Грибоедова не имеют строгого документального подтверждения. Неизвестны не только подробности гибели поэта, но и точно не определен даже сам год его рождения. По некоторым версиям А. С. Грибоедов родился отнюдь не в 1795 году. В различных документах даты рождения не совпадают и находятся в диапазоне между 1790 и 1795 годами.

С раннего детства Александр показывал необычайную одаренность и разносторонние способности. Благодаря матери он получил сначала прекрасное домашнее образование, а затем несколько лет провел в Благородном пансионе Московского университета. В 1806 году Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1808 году.

Занятия в университете были закончены летом 1812 года. К этому времени он уже был одним из самых образованных людей в стране. По некоторым данным, Александр закончил еще и нравственно-политическое, а также некоторое время учился на физико-математическом отделении университета. Кроме того, он владел несколькими иностранными языками и прекрасно играл на фортепиано. К 33 годам он будет владеть десятью иностранными языками:

  • французский
  • немецкий
  • английский
  • итальянский
  • греческий
  • латынь
  • персидский
  • арабский
  • грузинский
  • турецкий

Творчество

Грибоедов в творчестве оказался в какой-то мере первопроходцем. Он вернулся в своих произведениях к традиции реализма, хотя большинство его современников в то время предпочитали романтизм. Первое свое произведение Грибоедов написал еще в студенческие годы, но оно, как и другие его студенческие работы, остались скрыты от широкой публики.

Раскрытие творчества Грибоедова можно условно разделить на несколько этапов, как и взросление самого писателя. Оно отражало все пережитое им и росло вместе с ним.

Первый этап — студенческий. Первые пробы реализма, первые пьесы и комедии. Главное, что их объединяет, это легкость в отношении. Произведения, написанные Грибоедовым в молодые годы, отличаются несерьезностью.

Его знаменитая комедия «Горе от ума» тоже родилась в виде набросков в это время, но до финального варианта было еще далеко: новорожденная комедия не имеет примет трагизма, а носит легкий, развлекательный характер.

Второй этап, который начался с переезда Грибоедова на Кавказ, уже гораздо более серьезен. Грибоедов в это время пытается дописать «Горе от ума» и пробует себя в трагедии. В произведениях этого периода писатель изливает все свои сомнения и переживания, вызванные его участием в войне. Второй этап оканчивается вместе с завершением комедии «Горе от ума».

Третий этап творчества Грибоедова свидетельствует о сильных изменениях в характере писателя. Немногочисленные произведения и наброски этого времени несут в себе «мирный» посыл. По ощущениям похоже на то, что Грибоедов устал от войны, отрицает ее и надеется на завершение.

Жизнь в России

В начале 1823 года Грибоедов временно покидает Кавказ и возвращается в родные места. Живет в Москве, Санкт-Петербурге, имении С. Н. Бегичева в Тульской губернии. Здесь он не только продолжает работу над текстом «Горя от ума», но и пишет статьи, стихи, эпиграммы, водевиль. Его интересы многогранны. Это не только литература, но и музыка. Его вальсы, ставшие впоследствии знаменитыми.
В 1824 году Грибоедов заканчивает «Горе от ума». Все попытки получить разрешение на публикацию оканчиваются неудачей, не помогли никакие связи и ходатайства. Цензура была непреклонна. Читатели, однако, приняли комедию с восторгом. Текст пьесы быстро распространялся в списках, успех был полный. Произведение стало настоящим явлением русской культуры.

Автору так и не удалось увидеть свое произведение напечатанным. Впервые полная публикация пьесы в России состоялась только в 1862 году. К этому времени, как и предсказывал А. С. Пушкин комедия «разошлась на цитаты», которые уже давно стали пословицами.

Вот только некоторые из них.

  • Счастливые часов не наблюдают
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно
  • А судьи кто?
  • Ах, злые языки страшнее пистолета
  • Ну как не порадеть родному человечку
  • Свежо предание, а верится с трудом
  • Подписано, так с плеч долой

В мае 1825 года Александр Сергеевич возвращается на Кавказ, но пробыл там недолго. В январе 1826 года он был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам и привезен в столицу. Грибоедов действительно был знаком со многими участниками восстания, у многих арестованных декабристов был найден рукописный текст комедии, но следствию не так и не удалось найти никаких доказательств его участия в заговоре.

Краткая биография Грибоедова А.С. — важные моменты жизни

Главная » Литература

Александр Сергеевич Грибоедов был русским поэтом, пианистом, драматургом, дипломатом, композитором и дворянином. Работал статским советником.

На этой странице читаем:

  1. Детские годы
  2. Творческие наклонности
  3. Последние годы жизни
  4. Интересные факты из биографии

Детские годы

Александр был рожден зимой, 4 января 1795 года. Родной город Грибоедова Москва. Известность к поэту пришла после того, как он написал «Горе от ума». По сей день эту пьесу можно увидеть в российских театрах. Фразы из этой пьесы разлетелись на крылатые фразы.

Семья Грибоедова жила в Москве на момент рождения Александра. Они были из числа обеспеченных семей с родословной. Предком Грибоедовых был Ян Гржибовский, который еще в начале XVII века покинул Польшу и перебрался в Россию. Грибоедовы это самобытный перевод фамилии их предка.

Отцом Александра был отставной секунд-майор, Сергей Иванович Грибоедов. Мать Грибоедова до замужества тоже носила такую фамилию. Она была представительницей смоленских Грибоедовых.

Семья его матери была богаче и знатнее, нежели отца. Александр был не единственным ребенком у своих родителей. У него была сестра Мария. По мужу носила фамилию Дурново. Брат Павел скончался еще будучи младенцем.

Грибоедов женился на дочери известного поэта и княжне Нино Чавчавадзе. Они находились вместе достаточно короткое время, после чего тот отправился в Иран, так как был назначен послом.

Творческие наклонности

Еще ребенком, Александр был необычайно развит и серьезен. В возрасте 6 лет он мог свободно говорить на трех иностранных языках, а уже в юном возрасте на шести языках. В их числе были древнегреческий и латынь.

Согласно классификации Тынянова, Грибоедов был «младшим архаистом».  Несмотря на то, что популярность к Грибоедову пришла из-за «Горе от ума», он не истратил на этом весь свой талант.

Исследование его творческих идей дает сделать вывод о его таланте, которая может конкурировать с Шекспиром. Его прозаические произведения говорят о его развитии как своеобразного автора в литературных «путешествий».

Последние годы жизни

Как было упомянуто ранее, Грибоедов был послом в Иране. Когда Грибоедов там находился, во время нападения на посольство, он погиб. В 1829 году 30 января тысячи террористов расстреляли каждого находившегося в посольстве в тот день.

Выжил лишь один Мальцов. Он был секретарем и в то время спрятался в другом помещении. Тело поэта из-за полученных ран невозможно было опознать. Узнать Александра смогли лишь по особой примете. По следу, который он получил в дуэли с Якубовичем.

Похоронен Александр в Тифлисе на горе под названием Мтацминда, могила находится при церкви Святого Давида.

Интересные факты из биографии

Александр Грибоедов являлся разносторонней личностью, будучи успешным в разных направлениях. Большинство знают его, как автора комедии “Горе от ума”, которую до сих пор ставят в театрах России.

Произведение Александра Сергеевича описывает множество удивительных эпизодов. Кажется, что такой феномен культуры мог создать исключительно тот человек, чья жизнь была наполнена яркими, будоражащими событиями.

Жизнь Грибоедова действительно была насыщенной, о чем свидетельствуют следующие факты его биографии.

  1. Мужчина посвящал себя многим сферам деятельности. Александр любил писать стихи, сочинял музыку, изучал систему российского законодательства, право, экономику, политику, знал математические, естественные науки, свободно говорил на нескольких иностранных языках.
  2. Будучи 13-летним мальчишкой, он закончил Московский университет, где проучился всего 2 года.
  3. Во время войны 1812 года между Российской и Французской империями, Грибоедов поступил на службу в гусарский полк. Юноша трудился в тылу на юго-западе современной России.
  4. Александр славился своим непоседливым характером, а также дерзкими выходками: он мог заявиться на праздник верхом на лошади и скакать на ней по бальной зале.
  5. Во время проживания в Петербурге писатель стал участником шумных скандалов. Один из таких скандалов закончился дуэлью графа Завадовского и кавалергарда Шереметьева из-за балерины Авдотьи Истоминой.
  6. Грибоедов выступал в роли секунданта Шереметьева, поэтому должен был сражаться с Александром Якубовичем после главных противников, однако ввиду ранения кавалергарда сражение перенесли.
  7. В 1816-ом Александр Сергеевич вошел в ряды масонов и стал посещать тайные собрания в масонской ложе.
  8. Осенью 1818 года состоялась дуэль с Якубовичем. Александр Иванович выстрелил и попал в кисть левой руки противника. В результате выстрела, Грибоедов лишился фаланги мизинца.
  9. После смерти поэта, его жена, Нина Чавчавадзе, опознала среди предъявленных ей погибших, тело собственного мужа. Она ориентировалась на кисть левой руки и нашла супруга по короткому пальцу.
  10. Написанию знаменитого произведения “Горе от ума” способствовала интересная ситуация, произошедшая в жизни автора. Александр упал со своего скакуна и серьезно травмировал руку. Время, отведенное на выздоровление и заживление раны, мужчина потратил на написание комедии.
  11. В 1825 году Грибоедов был арестован. Его подозревали в незаконной деятельности.
  12. В феврале 1828 года Россия и Персия заключили мир. По словам военачальника Ивана Паскевича, именно Александр способствовал подписанию мирного договора. После данного заявления, Грибоедов, по воле российского императора, стал послом и залогом доверенных отношений с Персией.
  13. Автор и дипломат был старше своей супруги на 17 лет. Нина Чавчавадзе приходилась дочерью близкого друга мужчины. Когда Грибоедов сделал своей возлюбленной предложение, ей исполнилось всего 16 лет, однако возраст не помешал их крепкой любви.
  14. На свадебной церемонии жених разнервничался и уронил обручальное кольцо. Приглашенные на мероприятие посчитали это дурным знаком.
  15. Грибоедов активно поддерживал общение с другими писателями и имел с ними хорошие отношения.
  16. 1829 год стал годом потерь для многих граждан, среди которых оказалась и Нина Александровна Чавчавадзе. Территория Тегерана, принадлежавшая Российской империи, подверглась нападению мусульманской религиозной организации. От руки бунтарей погибла большая часть русских, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов.

0

Создан на

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Проверь себя, внимательно ли ты прочитал/а комедию Грибоедова «Горе от ума», выполни тест.

1 / 15

Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

Софья, Фамусов, Молчалин

Фамусов, Скалозуб, Лиза

Скалозуб, Лиза, Чацкий

Чацкий, Молчалин, Софья

2 / 15

Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Молчалин

Фамусов

Скалозуб

Софья

3 / 15

Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях Молчалина и Софьи

Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий, передумал пока выдавать ее замуж

Лиза заметила, что Чацкий влюблен в Софью и хотела ему помочь

Чтобы Софья пригляделась к перспективному жениху

4 / 15

Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Умение прислуживаться

Умение мастерски врать

Умение со всеми быть в хороших отношениях

Умение стратегически мыслить

5 / 15

Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Эрудированность

Количество полезных знакомств

Мундир

Величина имений

6 / 15

В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

В 20 веке;

В 19 веке;

В 17 веке;

В 18 веке;

7 / 15

Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

Скалозубу

Молчалину

Фамусову

Чацкому

8 / 15

Что связывало Софью и Чацкого?

Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз — на званом вечере

Они учились у одного преподавателя музыки

Чацкий был кузеном Софьи

Они были друзьями детства

9 / 15

Кого из героев беспокоило после отъезда Чацкого «что станет говорить (о случившемся на вечере у Фамусова) княгиня Марья Алексевна»?

Молчалина

Скалозуба

Фамусова

Софью

10 / 15

Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

Веком покорности и страха

Веком рабов и пресмыкающихся

Веком глупости и темноты

Веком бездарности

11 / 15

Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;

Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

Конфликт отцов и детей;

Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;

12 / 15

Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

Скалозуб был слишком глупый

Скалозуб был пьяницей

Скалозуб не умел хорошо одеваться

Потому что Скалозуб был очень некрасив

13 / 15

Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

Молодой человек собирается уйти в монастырь

Чацкий собирается устроить общественный переворот

Чацкий решает покинуть Москву навсегда

Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика

14 / 15

Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

Молчалин был слишком некрасив для Софьи

Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого чиновника

Лиза знала, что Софья любит другого

Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека

15 / 15

Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Софья случайно услышала, что Молчалину намного милее Лиза

Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой

Девушка узнала, что Молчалин банкрот

Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви

Ваша оценка

Читайте также

Лермонтов М. Ю. — краткая биография
Краткая биография Лермонтова М.Ю. Очень кратко про основные моменты жизни к уроку литературы или для читательского…

 

Биографии Биографии Г

Ух ты, кнопочки! Надо жать!

История русской литературы — Знакомство с русской литературой

История русской литературы делится на несколько периодов, которые могут быть продолжительными или совсем короткими. До принятия христианства – сначала княгиней Ольгой в 957 г., а затем великим князем Владимиром в 988 г. – письменности на Руси не было. При необходимости для письменного общения использовались греческий, латинский или еврейский языки. Литературные произведения, такие как сказки, песни, былины, сохранялись и передавались из поколения в поколение как памятники устной истории.

Древнерусская литература

Древнерусская литература охватывает период с одиннадцатого по семнадцатый век. Русская литература этого периода представлена ​​религиозными и светскими историческими текстами, созданными в Киевской Руси, а затем в Московской Руси. Яркими образцами литературных шедевров являются «Жития Бориса и Глеба», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и многие другие.

Русская просветительская литература

Русская литература восемнадцатого века известна как русское Просвещение. Среди основоположников классицизма в русской поэзии и прозе — Ломоносов, Фонвизин, Державин и др. писатели и просветители. Их работы многогранны и посвящены литературе, науке и другим видам искусства. Например, Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, выступал за сближение литературных и народных языковых форм. Его оды также были одними из первых произведений, написанных в соответствии с естественными ритмическими структурами русского языка. К концу этого периода Николай Карамзин также установил сентиментализм в поэзии и прозе. Его рассказы, такие как «Бедная Лиза», также представляют ценности Просвещения, поскольку они представляют всех людей, включая крепостных и крестьян, как человеческие существа.

Золотой век русской литературы

Русская литература девятнадцатого века считается «золотым веком» русской литературы. Это период выхода на мировую арену шедевров русской литературы, истории и искусства. Для россиян гений Пушкина является примером этого золотого века. Писавший во всех литературных жанрах — поэма, лирика, трагедия, рассказ, роман, рассказ о путешествиях и история — именно Пушкин ввел в литературный обиход повседневный русский язык, и именно Пушкин первым исследовал многие основные темы русской литературы. Другие писатели того периода, такие как Грибоедов, Лермонтов и Гоголь, а также их наследники Тургенев, Достоевский, Толстой и Чехов, составляют звенья этой золотой литературной цепи. Их произведения навсегда вошли в классику мировой литературы, и это правильно.

Серебряный век русской литературы

«Серебряный век» русской литературы представляет собой довольно короткий период с 1890 по 1921 год, время великих потрясений, войн и революций. Однако в это неспокойное время расцвела русская поэзия, имели место смелые эксперименты во всех видах искусства. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн — самые яркие представители литературы серебряного века.

Советская и российская литература

Под советской литературой понимается литература всех советских народов из пятнадцати республик СССР, написанная более чем на 88 языках, причем русский язык является преобладающим. Характерной чертой литературы советского периода было развитие «социалистического реализма» как официального литературного стиля, согласно которому советские писатели положительно изображали советскую действительность, акцентируя внимание на ее революционных, просветительских и гуманистических достижениях, пропагандируя идеи коммунистической партии. Как однажды сказал Юрий Олеша, советские писатели были «инженерами человеческих душ». Среди наиболее заметных советских писателей-реалистов были: Максим Горький, Николай Островский, Михаил Шолохов, Федор Гладков, Александр Фадеев и другие. Однако за кулисами социалистического реализма было много авторов, отказавшихся подчиняться советскому реализму. К числу этих антисоветских писателей относятся: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Андрей Синявский, Иосиф Бродский и многие другие.

Современная (постсоветская) русская литература

Распад Советского Союза ознаменовал начало новой эры в русской литературе. Эта эпоха, протянувшаяся с 1991 года по настоящее время, уже увенчана такими выдающимися именами, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Дина Рубина, Борис Акунин, Виктор Пелевин, Людмила Петрушевская и многими другими. Наташа Перова издала эти новые «голоса» русской литературы в английском переводе от 19с 91 по 2014 год в рамках серии «Глас: новое русское письмо».

Русская литература: интерактивная хронология

История русской литературы, ее этапы, направления, жанры, писатели в интерактивной хронологии. Написанные даты — это не даты рождения, а даты, указывающие временные рамки, в которых работал или работает тот или иной писатель. Эта временная шкала была сделана Дианой Елагиной в рамках курса мультимедийной журналистики в Американском университете в Болгарии.

200 лет назад Грибоедов начал писать «Горе от ума»

Главный герой его комедии открыл длинную галерею «лишних людей» русской классической литературы — символа и свидетельства идейно-политического, поведенческого разрыва времен и поколения.

Сергей Баймухаметов

«Лишние люди» объединяет еще одно общее свойство, не отмеченное литературоведами.

Здесь я даю только конспект, тезис. Возможно, будущие исследователи разовьют ее подробно, вплоть до биографий авторов. А так думаю надо предупредить…

Прежде всего напомню байронизм — течение в русской литературе, вдохновленное образом Чайльд-Гарольда, героя поэмы Джорджа Гордона Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Его влияние на умы и души русской дворянской молодежи было так сильно, что Пушкин тотчас же характеризует своего Онегина:

Как Дитя-Гарольд, угрюмый, томный

Он появлялся в гостиных;

Ни сплетни мира, ни Бостон,

Ни милого взгляда, ни нескромного вздоха,

Ничего его не тронуло

Он ничего не заметил .

Потом: «Прямой Онегин Ребенок-Гарольд/ Ушел в задумчивую лень»… И Татьяна Ларина воспринимает его однозначно: «Москвич в гарольдовом плаще…»

Мое предупреждение относится к ранним годам жизни авторы. Детство Байрона было очень тяжелым, безрадостным. А биографии Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Тургенева схожи почти полным отсутствием родительской любви.

Но если остановиться на этом моменте, то мы скатимся к некоему упрощенному психоанализу, на котором построены многие произведения зарубежной литературы и кинематографа, где все происходящее в жизни героев сводится к детским горестям , к семейным отношениям, душевным травмам — ими и объясняется.

«Лишние люди» русской литературы — явление социальное

Итак, читаем еще раз «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Рудин». Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин — со школьных лет мы жили с ними, как с близкими нам людьми, начиная с подражания в подростковом, юношеском возрасте.

Что их объединяет, кроме того, что они «лишние» в этом обществе?

В их жизни нет ни отца, ни матери. Биологически, конечно, есть. Но они никак не участвуют в судьбах наших героев. В этих произведениях слова «мать» и «отец» по отношению к ним — к Чацкому, Онегину, Печорину, Рудину — практически не встречаются.

Родительская любовь, если она есть и была, всю жизнь согревает человека. В социальном плане родители, старшие так или иначе передают свой опыт, свое видение мира, наставляют. Например, в повести «Капитанская дочка» Гринев-старший, отправляя сына Петрушу на службу, напутствует: «Помни пословицу: береги платье лишний раз, а честь смолоду».

Здесь ничего, ни слова. Разве что в «Горе от ума» — и только в монологе Молчалина:

Отец завещал мне

Во-первых, чтобы угодить всем без исключения людям:

Хозяин, где ему довелось жить,

59

Своему слуге, который чистит платья,

Швейцару, дворнику — чтобы зла не было,

Собаке дворника, чтоб ласковой была!

В «Горе от ума» между строк есть пояснение: Чацкий рано осиротел. А как же Онегин? Мать никогда не упоминается. Отец — дважды. Только как человек, не оставивший наследства своему сыну. Говорится только о материальном наследстве:

Служил отлично, благородно,

Отец жил в долг

Три бала ежегодно давал

И. (Выделено мной. — С.Б.)

Особо отметим слово «растратил». Через 15 лет Лермонтов сделает это характеристикой поколения, характеристикой времени.

Грустно я смотрю на наше поколение!

Его будущее — пустое или темное или темное

толпа мрачная и вскоре забыта

Мы пройдем через мир без шума или следа,

Не бросаем на века. Ни гениальности начатой ​​работы.

И прах наш, с суровостью судьи и гражданина,

Презрительным стихом обидит потомок,

Насмешка горького разбазаренного сына 905060

3

3 отец

. (Выделено мной. — С.Б.)

В лермонтовском «Герое нашего времени» Печорин много говорит обо всем, больше всего о том, почему он стал таким:

«Во мне душа испорчена светом… Моя бесцветная юность протекала в борьбе с собой и светом; лучшие свои чувства, боясь насмешек, я похоронил в глубине сердца: они там умерли. Я сказал правду — мне не поверили: начал обманывать. … Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным.

И нигде — ни слова о родителях. Однако однажды, мимоходом, в рассказе о ее знакомстве с княгиней Лиговской проскочило: «Она объявила мне, что знает мою мать и дружит с полдюжиной моих теток».

Да, здесь есть художественный, профессиональный момент. Авторам так удобно. Когда вы создаете образ жестокого и привлекательного героя, обличителя общественной морали, бунтаря или просто разочаровавшегося во всем человека, то отец и мать «мешают», так как имеют большое влияние на духовное становление. детей. И в этих произведениях авторы в первую очередь преследовали социальную подоплеку. В обществе старшие передают определенные принципы бытия младшим поколениям. Твоего существа.

То есть принципы жизни своего времени.

А что было и есть основа той жизни?

Ответ: рабство. То, что мы называем — крепостное право.

Поколение Чацкого, Онегина, Печорина и Рудина смотрело на эти «традиционные ценности» с отвращением.

Еще в 1819 году 20-летний Пушкин пришел в ужас от увиденного в Михайловском:

Приветствую тебя, уголок пустыни,

Пристанище покоя, труда и вдохновения,

Где течет невидимый поток моих дней

В лоне счастья и забвения.

Но страшная мысль омрачает здесь душу:

Среди цветущих полей и гор

Друг человечества грустно замечает

Всякое невежество есть убийство, где невежество есть позор.

Не видя слёз, не внимая стону,

Избранный судьбой на гибель людей,

Здесь дворянство дикое, без чувства, без закона,

Присвоенное буйной лозой

И труд, и имущество, и время земледельца.

Опираясь на чужой плуг, покоряясь кнутам,

Здесь тащит за поводьями тощее рабство

Неутомимый хозяин.

Здесь каждый тащит в могилу иго тягостное,

Надежды и влечения в душе не решаясь питать,

Здесь расцветают юные девы

По прихоти бесчувственного злодея.

Через четыре года декабристы заявили в своем манифесте со всей откровенностью:

«Иметь других Людей как свою собственность, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей по подобию Вещей, пользоваться ими согласно собственная воля… постыдное дело, противное Человечеству, противное законам Природы, противное святой христианской Вере… И потому не может больше быть на Руси дозволения одному человеку иметь и называть другого его крепостной. Рабство должно быть решительно уничтожено, а дворянство непременно должно отказаться от гнусной выгоды обладания другими людьми.

Чем закончилось известно. Страшная тень виселицы на Кронверкском занавесе нависла над поколением, над обществом. Здесь необходимо процитировать записку Белинского:

«Заметим для большей ясности и «точности», что, говоря об обществе, мы имеем в виду только чувствующих и мыслящих людей нового поколения».

Общество опустошено, парализовано. Он не видит выхода, смысла, цели.

Ведь Печорин по сути своей духовно парализованный человек. Он умирает в расцвете сил, полный сил. Но Тургенев доводит своего Рудина до преклонных лет. Рудин одинок, слаб, почти жалок. Однако в конце концов он находит в своей опустошенной душе силы для поступка — уезжает во Францию ​​и в 1848 году погибает на баррикадах Парижской Коммуны с красным знаменем в руке.

Тургенев писал Рудину в 1855 году, незадолго до поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов. Он показал позорную отсталость России, в том числе элементарную техническую. Наша армия была вооружена кремневыми гладкоствольными ружьями с дальностью боя 200 шагов. В сырую погоду порох отсыревал. А у противника запирающая нарезная фурнитура с дальностью 1200 шагов. То есть противникам было безопасно просто расстреливать русских воинов — крепостных.

Все поняли, что так дальше жить нельзя. Почему Тютчев, государственный деятель (в ходячей политической терминологии), поэт, заклеймивший декабристов, главный цензор в Министерстве иностранных дел, так и написал жене:

«Русский народ ужалился жалом внезапным светом открывшейся правды: на наших глазах нестыковка — административная, военная, дипломатическая…».

Все понимали, что крепостное право сковало производительные и моральные силы страны и разлагало все и вся.

Нация рабов, сверху донизу, все рабы

Абсолютизм, начиная с рабства низших слоев, распространяется, отравляя все общество. В стране рабов не может быть свободных людей, в том числе и самих рабовладельцев. Мало кто знает и помнит, что в России существовали телесные наказания для дворян, окончательно они были отменены только в 1801 году — уже при жизни Пушкина.

«Опрометчивые речи, сатирические стихи обращали на меня внимание в свете, распускались сплетни, что меня везут в Тайную канцелярию и высекают», — писал Пушкин в 1825 году царю Александру Первому (письмо не отправлено, оно дано в переводе с французского). — Я последним дошел до этой сплетни, ставшей всеобщим достоянием, я почувствовал себя опозоренным в общественном мнении, впал в отчаяние, дрался на дуэли — мне было 20 лет в 1820 году — я размышлял, покончить ли мне с собой или убить — В. «.

Конечно, не о чем клеветали. Если бы это было правдой, то факт бы вышел наружу.

А суть в том, что в России в 1820 году поверили гнусной молве о том, что в Тайной канцелярии выпороли дворянина…

Размышляя о современном, дореформенном обществе, разночинец Алексей Волгин, герой Чернышевского романа «Пролог», приходит к выводу: «Нация рабов — сверху донизу, все сплошь рабы…».

Соответственно в такой атмосфере неприятие, преследование умных и самостоятельных становится нормой, насаждается, культивируется холопство и приспособленчество. Чацкий — не нужен. «Блаженны в мире молчаливые»…

В 1861 году в России было отменено рабство.

Но было уже поздно. Многовековая ненависть, копившаяся в массах, взорвалась в 1917 году, когда крестьяне, никогда не слышавшие о Марксе, с ревом и непристойностью пошли вслед за большевиками, получив сладкую возможность уничтожить все «виртуозно».

Это наследие живет и по сей день (прошло всего 160 лет). С одной стороны покорность, раболепие перед властью, перед государством, с другой скрытая агрессия по любому поводу и адресу.

Ровно 200 лет назад Чацкий сказал:

А судьи кто? —

За древность лет

Вражда их непримирима к вольной жизни <…>

Где? покажите нам, отцы отечества,

Что взять за образцы?

Разве они не богаты грабежом?

Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,

Великолепные строительные камеры,

, где они переполняют праздники и экстравагантность,

и где иностранные клиенты не воскресят

.