Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Портрет михаил васильевич ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Биография | сочинение, краткое содержание, анализ, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Подлинным чудом русской культуры XVIII в. и вместе с тем глубоко естественным ее порождением представляется гений М. В. Ломоносова. По многообразию дарований он был родствен титанам европейского Возрождения, по весомости вклада в развитие отечественной культуры — равновелик Петру I, по масштабу и направленности деятельности — созвучен духу эпохи Просвещения и процессу преобразования страны. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения, — писал А. С. Пушкин. — Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка...» Пушкину принадлежит также еще одна характеристика Ломоносова, предельно краткая и предельно же всеобъемлющая: «первый наш университет»
Невероятной кажется судьба этого гения-самородка, в условиях самодержавно-крепостнической державы сумевшего одолеть путь от простого неграмотного крестьянского сына до первой величины российской науки. История его жизни, по словам поэта XIX в. Н. А. Некрасова, — это история о том,
(...) как архангельский мужикпо своей и Божьей волестал разумен и велик.Михайло (так во всех документах подписывался Ломоносов) родился 8 ноября 1711 г. в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, в деревне неподалеку от города Холмогоры, расположенного приблизительно в ста пятидесяти километрах от Белого моря. Край этот, именуемый Поморьем, не знал крепостнической кабалы, и народ в нем жил особый — независимый, гордый, полный чувства собственного достоинства. В условиях суровой северной природы формировались люди крепкие и выносливые, обладавшие отвагой, смекалкой и упорством. Привыкшие к морскому делу, поморы издавна были знакомы с компасом и подзорной трубой, знали основы навигации. С детства в море вместе с отцом выходил и Михайло. Природа и труд были его первыми учителями. Им он был обязан физической силой, бесстрашием, наблюдательностью, трудолюбием, разнообразными практическими знаниями.
Раздобыв у односельчан два лучших по тем временам учебника — один по грамматике, а второй по арифметике, юноша освоил азы обеих наук. Книги эти, впоследствии названные Ломоносовым «вратами» его учености, пробудили в нем неистовую тягу к знаниям, заставившую покинуть родную деревню и пешком, вместе с рыбным обозом, отправиться на учебу в Москву. Там, выдав себя за дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию (для выходцев из простонародья доступ в нее был закрыт), которую блестяще закончил, несмотря на нужду и лишения, сопровождавшие все годы его учебы. В 1735 г. в числе лучших выпускников академии он был направлен для продолжения образования сначала в Петербург, а затем — в Марбург, где находился один из старейших университетов Германии, в котором преподавал философ X. Вольф, по чьим трудам тогда изучалась философия во всей Европе. После Марбургского университета Ломоносов несколько лет странствовал по Германии и Голландии, время от времени переживая опасные приключения. Однажды, например, его пытались завербовать в прусскую гвардию и заточили в крепость, из которой он бежал. Материал с сайта //iEssay.ru
В 1741 г. М. В. Ломоносов вернулся в Россию, где уже через четыре года стал профессором химии и полноправным членом Петербургской академии наук, на службе в которой состоял до конца жизни. Ему приходилось постоянно сражаться с малоталантливыми и малообразованными коллегами, завистливыми недоброжелателями, чванливыми иностранцами. Однако благодаря собственной одаренности, неукротимой энергии и недюжинной внутренней силе, а кроме того, еще и покровительству любимца императрицы Елизаветы графа Шувалова Ломоносов сумел стать самым влиятельным лицом в академической среде. Свое высокое положение ученый использовал для того, чтобы поставить науки и искусства на должную высоту и тем самым способствовать превращению России в цивилизованную, передовую державу с обильной плодами культурой. Для просвещения страны он сделал так много и в столь многих сферах, что данное Пушкиным определение «первый наш университет» почти теряет свой переносный смысл. К сожалению, последние годы жизни Ломоносова были омрачены: Екатерина II, занявшая престол после смерти Елизаветы, поддерживала в Академии своих приближенных, и Михаил Васильевич, не принадлежавший к их числу, фактически остался не у дел. Однако немилость императрицы, отнявшая у гения возможность реализовывать свой неисчерпаемый потенциал, не смогла умалить его великой славы.
Еще при жизни М.В. Ломоносов получил международное признание. В 1760 г. он был избран почетным членом Шведской академии наук, спустя четыре года такой же чести его удостоила Болонская академия наук в Италии. Примечательно, что высокую оценку получил и вклад ученого в развитие отечественного изобразительного искусства: в 1763 г. он стал почетным членом Петербургской академии художеств. Разносторонняя научная и просветительская деятельность М. В. Ломоносова неизменно была направлена на достижение практических результатов и неизменно же вдохновлялась идеей бескорыстного служения отчизне. В этом тоже проявлялась недюжинная натура гения, в которой сплавились «архангельский мужик» и великий ученый, по-европейски образованный и по-русски мыслящий интеллигент, энтузиаст Просвещения и патриот своей родины. Для всех последующих поколений русских ученых Ломоносов служил образцом человека науки, соединившего в своей деятельности труд разума с трудом рук на благо и во славу отечества.
- характеристика ломоносова
- ломоносов биография краткое содержание
- портрет ломоносова
- биография ломоносова в сокращении
- М.В. Ломоносов
iessay.ru
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Мастера исторической живописи
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765)
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в русском искусстве. Замечательный ученый, химик, историк, писатель, художник, по словам А. С. Пушкина, «он все испытал и все проник». Поэтому, возможно, его мозаичная «Полтавская баталия» — не только шедевр изобразительного искусства и стремление увековечить память Петра Великого, но и результат долгих химический исследований в сфере производства цветного стекла.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Куростров Архангельской губернии. В 1731–1736 годах он учился в Московской славяно-греко-латинской академии. В 1736 году Академия направила Ломоносова на стажировку в Германию, где он пробыл до 1741 года.
В 1751 году в своей работе «Письмо о пользе стекла…» ученый наметил пути развития русского монументального искусства. В следующем году он занялся организацией Усть-Рудицкой фабрики по изготовлению цветных смальт. К этому же времени относится и создание по инициативе Ломоносова мозаичной мастерской в Петербурге. Среди мозаичных работ, выполненных Ломоносовым, портреты Петра I (1753–1755, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и императрицы Елизаветы Петровны (1758–1760, Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1758 году Михаил Васильевич закончил проект мемориального комплекса в Петропавловском соборе, в котором должны были отразиться важнейшие исторические события первой половины XVIII столетия. В 1765 году Ломоносов завершил свою знаменитую «Полтавскую баталию» — одна из семнадцати задуманных им мозаичных панно. К сожалению, мемориал не был осуществлен. «Полтавская баталия» в настоящее время украшает здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург
М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург
Начиная работу над проектом, Ломоносов составил очень подробный план каждой композиции, подобрал материалы: портреты Петра I, Карла XII, русских и шведских генералов; карты сражений и местностей, где проходили битвы. Детально точно передано вооружение, обмундирование воинов, знамена. Сцены сопровождались текстом, разъясняющим зрителям, кто изображен в каждом эпизоде.
Например, в текстовом сопровождении указывалось, что моделью для облика Петра послужил его восковой портрет — посмертная маска, хранящаяся в Кунсткамере, а также лучшие живописные изображения императора. Русские генералы (Меншиков, Шереметев, Голицын) также были написаны с портретов, выполненных известными художниками.
С 1763 года Ломоносов являлся почетным членом Петербургской академии художеств. Его перу принадлежат труды «Краткий российский летописец с родословием» (1760), «Идеи для живописных картин из российской истории» (1764), «Древняя российская история от начала российского народа до кончины князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1766). Темы этих сочинений использовались Академией художеств при разработке сюжетов для программных картин.
Следующая глава >
design.wikireading.ru
ПОРТРЕТ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
ПОРТРЕТ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
не опубликовано
К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова Известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер преподнесла нашей общественности, отмечающей знаменательное событие в ноябре 2011 г., особый подарок – живописный портрет М. В. Ломоносова. Этот новый портрет работы Аиды был опубликован в статье Александра Зинковского «Ломоносовские места Москвы и Петербурга» (Вузовский Вестник, №21 (141) 1-15 ноября 2011 г., с.8-9).Откуда появилась идея создания такого портрета? Дело в том, что, несмотря на всю свою нынешнюю популярность у нас и за рубежом, выдающийся российский ученый, первый в истории русский академик М. В. Ломонсов при своей жизни не придавал большого значения личному самоутверждению. Ибо, в первую очередь, он заботился не о собственном благе или об увековечении своего имени в истории, а о развитии у нас в России образования, науки и культуры. Он не любил позировать художникам и не стремился оставить после себя память следующим поколениям именно в ее «портретном выражении», а фотографии в те времена, как известно, еще не существовало. Поэтому его крайне немногочисленные и не слишком удачные скульптурные, графические и живописные портреты, доставшиеся нам «по наследству» от прежних исторических эпох (далеко не все портреты Ломоносова - прижизненные), не дают полного представления о том, как на самом деле мог выглядеть этот величайший титан науки 18-го столетия, энциклопедист, поэт, литератор, художник, педагог и автор множества удивительных для своего времени открытий.
Аида Лисенкова-Ханемайер решила переосмыслить образ «великого помора», чтобы сделать его более доступным и понятным современному человеку. Однако за основу своей работы она не стала брать известный парадный живописный портрет Ломоносова работы художника Л. С. Миропольского (1878), который находится в Эрмитаже и на самом деле является копией с утерянного прижизненного портрета ученого работы Г. Преннера. Несмотря на хорошую технику живописи, этот портрет слишком отягощен условностями приемов и традиций живописи того времени. Причем лицо самого М. В. Ломоносова на данном портрете тоже производит впечатление «стилизации» под общепринятые стандарты того, как должен выглядеть важный государственный человек России 18-го столетия.
Пожалуй, более близок нам по духу скульптурный портрет М. В. Ломоносова работы Ф. Шубина, земляка и друга «великого помора», который его очень хорошо знал при жизни и высоко ценил. Поэтому, Аида решила взять за основу нового портрета именно этот образ М.В.Ломоносова. Несмотря на то, что данная работа была выполнена уже после смерти русского академика, она носит черты высокой одухотворенности и более живого представления о нем, как о человеке и незаурядной исторической личности. В этом скульптурном портрете Ломоносов предстает перед нами в своем подлинном величии, как человек сильный духом и телом, активный борец за утверждение идей просвещения и науки.
На портрете работы Аиды М. В. Ломоносов изображен стоящим у своего рабочего стола с книгами, письменными принадлежностями, глобусом и другими атрибутами «кабинета ученого». Он слегка наклонился вперед, твердо опираясь кулаком правой руки о крышку стола, на которой находятся какие-то важные бумаги, над которыми он сейчас работает (по замыслу, это – его письмо фавориту Екатерины II, своему личному другу и покровителю - И. Шувалову, в котором излагается план создания в Москве Университета по образцу лучших высших учебных заведений Европы). Портрет этот - не парадный, хотя во имя поддержания имиджа 18-го столетия Аида изобразила ученого в характерном парике, достаточно нарядном красном камзоле, рубашке и жилете.
Весьма характерен фон этого портрета, на котором справа присутствует легко узнаваемая вечерняя звезда – Венера, а слева, в лучах склоняющегося к горизонту солнца – прообраз созданного по замыслу Ломоносова МГУ. О том, что у Венеры есть атмосфера, теперь уже знает практически каждый школьник, но для середины 18-го века это было величайшим астрономическим открытием, опередившим достижения западных ученых почти на полвека. Это астрономичекское открытие Ломоносова долго пытались замалчивать, но к началу 19-го века истина всплыла на поверхность и теперь с его приоритетом уже никто не спорит. Авторство Ломоносова в проекте создания МГУ, а также в воплощении этого проекта в жизнь (совместно с усилиями И. Разумовского и самой Екатериы II) тоже, как говорится, у всех на устах.
Так вот, портрет Ломоносова кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер все эти главные черты и моменты его характера, судьбы и личности запечатлел хоть и аллегорически, но, в то же время полностью и очень наглядно. А главное, сам Ломоносов предстает здесь перед нами не в образе сытого и довольного жизнью кабинетного ученого, облеченного в генеральский сан и обласканного покровительством на самом высоком уровне. Здесь перед нами находится волевой и решительный человек, сохранивший в своем мужественном облике несгибаемую силу и стать бывшего помора. И, в то же время мы видим перед собой величайшего ученого 18-го столетия, опередившего свою эпоху на целые века, подобно Леонардо да Винчи. Кстати говоря, были случаи, когда биографы Ломоносова сравнивали его именно с этим великим сыном Италии Эпохи Возрождения.
Ну, что ж, тот образ, который создала в своем портрете М. В. Ломоносова московский художник Аида Лисенкова-Ханемайер, пожалуй, действительно созвучен с образом великого Леонардо, и, в то же время он выглядит именно так, как многие из нас хотели бы его себе представить.
Александр Зинковский
aidagallery.ru