Понятие застой связано с периодом когда ссср руководил: Тесты по истории России ХХ века

Тесты по истории России ХХ века

Тест по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как
причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.

Б) успехи социальной политики в СССР

В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся
к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР

Б) образование Государственной Думы

В) введение поста Президента в стране

Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Найдите правильное высказывание:

А) политические реформы в СССР привели к росту
авторитета КПСС

Б) в результате политических реформ КПСС
потеряла монополию власти

В) итогом политических реформ в СССР стало
увеличение числа членов КПСС

4. Какая из советских республик первой заявила о
своём суверенитете?

А) Литва

Б) Эстония

В) Украина

5. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г.

Б) 1986 г.

В) 1988 г.

6. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

А) всенародным голосованием

Б) съездом народных депутатов

В) Пленумом ЦК КПСС

Г) Государственной Думой

7. Высшая законодательная власть в РФ
принадлежит

А) Федеральному собранию

Б) Верховному Суду

В) Правительству

Г) Президенту

8. Понятие «новое политическое мышление»,
появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных
вопросов

Б) свёртывание торговых отношений со странами
Запада

В) восстановление «железного занавеса»

Г) нормализация отношений Восток-Запад через
разоружение

9. Какое из названных понятий относится к
политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа»

Б) идеологический диктат

В) многопартийность

Г) общество развитого социализма

10. Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и
арендных отношениях в СССР» были приняты во
время правления

А) Л.И.Брежнева

Б) Ю.В.Андропова

В) М.С.Горбачёва

Г) Б.Н.Ельцина

11. Понятия «перестройка», «ускорение»,
«гласность» связаны с политикой

А) Н.С.Хрущёва

Б) Л.И.Брежнева

В) Ю.В.Андропова

Г) М.С.Горбачёва

12. Основная причина перехода СССР к политике
перестройки

А) резкое обострение международной обстановки

Б) необходимость интенсивного освоения Сибири и
Дальнего Востока

В) затяжной экономический и политический кризис
в стране

Г) массовые выступления населения

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями
руководителей СССР и периодами их пребывания у
власти

ФАМИЛИИ                                                             
ПЕРИОДЫ

А)
Н.С.Хрущёв                                                        
1) 1982-1984гг.

Б)
М.С.Горбачёв                                                     
2) 1964-1982гг.

В)
Л.И.Брежнев                                                      
3) 1953-1964гг.

4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и
периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ                                                   
ПЕРИОДЫ

А)
перестройка                                            
1) 1945-1953гг.

Б)
десталинизация                                      
2) 1953-1964гг.

В)
сталинизм                                               
3) 1965-1985гг.

4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите
год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников,
президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь
на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с
неспособностью управлять государством из-за
состояния здоровья», находится сейчас под
домашним арестом на даче в Крыму».

Ответ:

4. Прочитайте отрывок из работы современного
историка и укажите о каком событии идёт речь.

«Радиоактивное заражение… поразило многие
районы Украины, Белоруссии и России – территорию
свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение
радиоактивного фона было отмечено в других
странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии,
Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких
далёких, как Бразилия и Япония».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями
советских руководителей и концепциями, которые
они выдвигали.

ФАМИЛИИ                                     
КОНЦЕПЦИИ

А)
М.С.Горбачёв                             
1) достижение политической стабильности в
обществе

Б)
Л.И.Брежнев                               
2) «новое политическое мышление»

В)
В.В.Путин                                   
3) концепция «развитого социализма»

4) идея мировой революции
Часть С.

Дайте оценку политическим преобразованиям в
стране в годы перестройки.

Вариант II

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ
перестройки?

А) создание частного сектора в экономике

Б) введение арендных отношений

В) появление фермерства

Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был
реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин

Б) В.Молотов

В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на
свёртывание реформ?

А) 24-26 июля 1990 г.

Б) 12-14 января 1991 г.

В) 19-21 августа 1991 г.

4. В каких странах проходили встречи
М.С.Горбачёва с президентами США?

А) Исландия

Б) Бельгия

В) Швейцария

Г) Испания

5. Каких успехов удалось добиться благодаря
политике нового мышления?

А) началось строительство совместной
орбитальной станции

Б) удалось добиться начала переговоров о
разрешении арабо-израильского конфликта

В) началось сокращение целого класса ракет и
ядерного оружия

6. Новым явлением общественно-политической
жизни России в 1990-е гг. стало

А) проведение выборов на безальтернативной
основе  Б) развёртывание движения диссидентов

В) формирование многопартийности

Г) подчинение системы местного самоуправления
центральной власти

7. Понятие «застой» связано с периодом, когда
СССР руководил

А) И.В.Сталин

Б) Н.С.Хрущёв

В) Л.И.Брежнев

Г) М.С.Горбачёв

8. Причиной сокращения промышленного
производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства
экономикой

Б) осуществление приватизации государственной
собственности

В) непоследовательность экономических реформ
М.Горбачёва

Г) массовое забастовочное движение против реформ

9. Что было характерной чертой экономического
развития России в 1990-е гг. ?

А) переход к территориальной системе
управления хозяйством

Б) переход от директивной системы управления к
рыночной экономике

В) введение полного хозяйственного расчёта на
предприятиях

Г) совершенствование государственного
планирования в экономике

10. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность
в результате

А) избрания Государственной Думой

Б) назначения Федеральным Собранием

В) всенародных выборов

Г) назначения Конституционным Судом

11. К последствиям политики гласности в СССР
относится

А) начало реабилитации жертв сталинских
репрессий             


Б) падение интереса к истории социалистического
общества

В) отмена секретности государственных
тайн                           


Г) осознание обществом сущности тоталитарной
системы

12. Следствием политики гласности в СССР в
период перестройки был (-о)

А) арест противников перестройки

Б) официальное осуждение политической
деятельности КПСС в предшествующие десятилетия

В) издание ранее запрещённых произведений
литературы

Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX
века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ                                                                          
            ГОДЫ

А) вывод советских войск из
Афганистана                     
            1) 1993г.

Б) принятие Конституции
РФ                                          
            2) 1989г.

В) образование
СНГ                                                          
            3) 1998г.

4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями
руководителей СССР и периодами их пребывания у
власти

ФАМИЛИИ                                                             
ПЕРИОДЫ

А)
Ю.В.Андропов                                                   
1) 1953-1964гг.

Б)
Н.С.Хрущёв                                                        
2) 1964-1982гг.

В)
М.С.Горбачёв                                                     
3) 1982-1984гг.

4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из
руководителей Советского государства и укажите
его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу
сложившейся ситуации с образованием Содружества
независимых государств я прекращаю свою
деятельность на посту президента СССР. Принимаю
это решение по принципиальным соображениям. Я
твёрдо выступал за самостоятельность,
независимость народов, суверенитет республик. Но
одновременно и за сохранение союзного
государства, целостности страны. События пошли
по другому пути. Возобладала линия на
расчленение страны и разъединение государства, с
чем я не могу согласиться».

Ответ:

4. Прочтите отрывок из исторического документа
и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт
речь:

«По характеру он был добродушным и мягким
человеком, любил шутку и сам воплощал собой
стабильность, которая впрочем, обернулась
застоем, а его податливость и тщеславие привели к
постыдному манипулированию со стороны
окружения».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями
деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ                                     
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А.
Солженицын                         
1) музыка

Б)
С.Бондарчук                                
2) кинорежиссура

В)
М. Ростропович                          
3) живопись

4) литература

Часть С.  Дайте оценку итого
политики «гласности» в годы перестройки.

Тест по теме «Великая
Отечественная  – часть Второй мировой войны»

Часть А.

1. В каком году был подписан советско-германский
Пакт о ненападении?

А) 1922 г.

Б) 1933 г.

В) 1936 г.

Г) 1939г.

2. Причиной отступления Красной армии в первые
месяцы великой отечественной войны было

А) отсутствие современных образцов вооружения
Красной армии

Б) репрессии среди командного состава Красной
Армии

В) отсутствие военных училищ по подготовке
офицерских кадров

Г) удалённость советских аэродромов от западных
границ

3. Идея блицкрига была заложена германским
генштабом в план:

А) «Ост»

Б) «Барбаросса»

В) «Тайфун»

Г) «Кремль»

4. Высшим государственным органом,
сосредоточившим всю полноту власти в годы
Великой отечественной войны, стал:

А) Государственный комитет обороны

Б) Совет труда и обороны

В) Верховный Совет

Г) Ставка Верховного главнокомандующего

5. Приказ № 227 от 28.07.1942 г. получил известность в
армии как приказ:

А) «Смерть оккупантам!»

Б) Против трусов и дезертиров

В) «Ни шагу назад!»

Г) «Только вперёд!»

6. Когда началось контрнаступление Красной
армии под Москвой?

А) 30 сентября 1941 г.

Б) 5 июля 1943 г.

В) 5 декабря 1941 г.

Г) 19 ноября 1942 г.

7. Основным направлением главного удара
немецкой армии летом 1942 года был:

А) захват Москвы

Б) захват Ленинграда

В) разгром союзников в Северной Африке

Г) захват Кавказа 

8. Имена молодогвардейцев связаны с городом:

А) Краснодоном

Б) Краснодаром

В) Сталинградом

Г) Донецком

9. План разгрома немецких войск под
Сталинградом получил название:

А) «Тайфун»

Б) «Уран»

В) «Цитадель»

Г) «Багратион»

10. Крупнейшее танковое сражение Великой
отечественной войны прошло в ходе битвы

А) Курской

Б) под Москвой

В) Сталинградской

Г) за Днепр

11. «Котёл» – это:

А) линия обороны стратегически важного объекта

Б) район наиболее плотного артиллерийского огня

В) район развёртывания основных войск перед
наступлением

Г) изоляция группировки противника для
последующего уничтожения, пленения

12. Как назывался процесс массового перемещения
в восточные районы страны: населения,
промышленных предприятий, художественных
ценностей и т. д.?

А) депортация

Б) мобилизация

В) репатриация

Г) эвакуация

13. В июне 1944г. операция «Багратион»
осуществлялась на

А) Ленинградском направлении

Б) Белорусском направлении

В) Киевском направлении

Г) Кишинёвском направлении

14. Самое популярное в годы войны стихотворение
«Жди меня» написал:

А) Исаковский

Б) Сурков

В) Симонов

Г) Гудзенко

15. Салют в годы Великой Отечественной войны
впервые был дан в честь освобождения

А) Севастополя

Б) Кенигсберга

В) Ленинграда

Г) Белгорода и Орла

Часть В.

1. Какие битвы Великой Отечественной войны
связаны с понятием «коренной перелом». Укажите
две битвы из предложенных пяти.

1) Битва под Москвой

2) Сталинградская битва

3) Смоленской сражение

4) Курская дуга

5) Битва за Кавказ

Ответ:

2. Расположите в хронологической
последовательности:

А) мирный договор с Финляндией

Б) начало второй мировой войны

В) договор Германии и СССР о дружбе и границе

Г) капитуляция Франции в войне с гитлеровской
Германией

Д) начало советско-финляндской войны

3. Установите соответствие:

1) начало контрнаступления советских войск в
районе
Сталинграда             
А) 5 декабря 1941г.

2) начало контрнаступления Красной Армии в
Курской
битве                        Б)
19 ноября 1942г.

3) начало наступления советских войск в
Белоруссии
                                     
В) 12 июля 1943г.

4) Битва под
Москвой                                                                                           
Г) 23 июня 1944г.

4. Прочтите отрывок из решения Ялтинской
конференции руководителей СССР, Великобритании
и США и назовите организацию, о которой идёт речь.

«Мы считаем необходимым создать международную
организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы
считаем, что это существенно как для
предупреждения агрессии, так и для устранения
политических, экономических и социальных причин
войны путём тесного и постоянного
сотрудничества всех миролюбивых народов».

Ответ:

5. Назовите документ:

«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются
воздерживаться от всякого насилия, от всякого
агрессивного действиях и всякого нападения…
Договор заключается сроком на десять лет…
Составлен в двух оригиналах на немецком и
русском языках в Москве».

Ответ:

Часть С.

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала
Советского Союза А.М.Василевского.

«… Если бы наши войсковые части и соединения
были своевременно отмобилизированны, выведены
на предназначенные для них планом рубежи,
развернулись на них, организовали чёткое
взаимодействие с артиллерией, с танковыми
войсками и авиацией, то можно предположить, что
уже в первые дни войны противнику были бы
нанесены такие потери, которые не позволили бы
ему столь далеко продвинуться по нашей стране.

… Неправильно объяснять неудачное начало войны
исключительно ошибками Сталина. Партия видела
приближение войны и предпринимала максимум
усилий, чтобы оттянуть вступление в неё
Советского союза. Это был мудрый и реалистичный
курс. [Вся проблема в том, как долго такой курс
надо было осуществлять.]

…Следовало проводить форсированную мобилизацию
и переводить наши пограничные военные округа в
полную боевую готовность, организовывать
жёсткую эшелонированную оборону. Сталин не мог
уловить этого переломного момента.

В чём причины столь крупного просчёта этого
опытного и дальновидного политического деятеля?
Прежде всего, в том, что наши разведорганы… не
могли в полной мере объективно оценивать
поступающую информацию о военных подготовленных
фашистской германии и честно, по-партийному,
докладывать её И.В.Сталину… т И.В.Сталин
переоценивал возможности дипломатии в решении
этой задачи…

В роковую ночь начала войны… отборные
фашистские орды, обладавшие двухлетним опытом
ведения войны, обрушились на наши пограничные
войска и войска прикрытия».

С1. А.С.Василевский считает, что И.В.Сталин
«переоценивал возможности дипломатии» в надежде
отдалить во времени военное столкновение с
Германией. Назовите и датируйте договор, который
мог бы стать иллюстрацией к тому, что такие
дипломатические усилия действительно были.

С2. Опираясь на текст, назовите не менее четырёх
фактов, которые стали причиной поражений красной
армии летом 1941 года.

С3. В чём А.М.Василевский видит основу для
«крупных просчётов», сделанных Сталиным перед
началом войны?

С4. Назовите не менее двух примеров того, что в
СССР велась активная подготовка к войне с
Германией. Укажите не менее трёх причин, которые
привели к жестоким поражениям Красной на
начальном этапе войны.


Ключ к тесту по теме «Перестройка в
СССР»

Вариант I
                                                                            Вариант
II

Часть А

1.
В                                                                                        1.
А, Б, В

2. А, В,
Г                                                                               2.
А

3.
Б                                                                                       
3. В

4.
А                                                                                       
4. А, В, Г

5.
Б                                                                                        5.
Б, В

6.
Б                                                                                        6.
В

7.
А                                                                                      
7. В

8.
Г                                                                                       
8. В

9.
В                                                                                       
9. Б

10.
В                                                                                     
10. В

11.
Г                                                                                     
11. Г

12.В                                                                                      
12. В

Часть В

1.
342                                                                                   
1. 214

2.
421                                                                                   
2. 314

3.
1991г.                                                                               
3. Горбачёв

4. Чернобыльская
АЭС                                                      
4. Брежнев

5.
231                                                                                   
5. 421

Ключ к тесту по теме «Великая
Отечественная  – часть Второй мировой войны»

Часть А.

1. Г

2. Б

3. Б

4. А

5. В

6. В

7. Г

8. А

9. Б

10. А

11. Г

12. Г

13. Б

14. В

15. Г

Часть В.

1. 2, 4

2. Б В Д А Г

3. Б В Г А

4. ООН

5. Пакт о ненападении

Тест по теме «Перестройка в СССР»

Тест по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.
Б) успехи социальной политики в СССР
В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР 
Б) образование Государственной Думы
В) введение поста Президента в стране 
Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) Литва
Б) Эстония 
В) Украина

4. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г. 
Б) 1986 г. 
В) 1988 г.

5. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

А) всенародным голосованием 
Б) съездом народных депутатов
В) Пленумом ЦК КПСС 
Г) Государственной Думой

6. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов
Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада
В) восстановление «железного занавеса» 
Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

7. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа» 
Б) идеологический диктат
В) многопартийность 
Г) общество развитого социализма

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ                                                              ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв                                                         1) 1982-1984гг.
Б) М.С.Горбачёв                                                      2) 1964-1982гг.
В) Л.И.Брежнев                                                       3) 1953-1964гг.
4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ                                                    ПЕРИОДЫ

А) перестройка                                             1) 1945-1953гг.
Б) десталинизация                                       2) 1953-1964гг.
В) сталинизм                                                3) 1965-1985гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

Ответ:

4. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь.
«Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали.

ФАМИЛИИ                                      КОНЦЕПЦИИ

А) М.С.Горбачёв                              1) достижение политической стабильности в обществе
Б) Л.И.Брежнев                                2) «новое политическое мышление»
В) В.В.Путин                                    3) концепция «развитого социализма»
4) идея мировой революции

Вариант II

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

А) создание частного сектора в экономике
Б) введение арендных отношений
В) появление фермерства 
Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин 
Б) В.Молотов 
В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на свёртывание реформ?

А) 24-26 июля 1990 г.
Б) 12-14 января 1991 г. 
В) 19-21 августа 1991 г.

4. Понятие «застой» связано с периодом, когда СССР руководил

А) И. В.Сталин 
Б) Н.С.Хрущёв 
В) Л.И.Брежнев 
Г) М.С.Горбачёв

5. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства экономикой
Б) осуществление приватизации государственной собственности
В) непоследовательность экономических реформ М.Горбачёва
Г) массовое забастовочное движение против реформ

6. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

А) избрания Государственной Думой 
Б) назначения Федеральным Собранием
В) всенародных выборов 
Г) назначения Конституционным Судом

7. Следствием политики гласности в СССР в период перестройки был (-о)
А) арест противников перестройки
Б) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия
В) издание ранее запрещённых произведений литературы
Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ                                                                                       ГОДЫ

А) вывод советских войск из Афганистана                                  1) 1993г.
Б) принятие Конституции РФ                                                       2) 1989г.
В) образование СНГ                                                                       3) 1998г.
4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ                                                              ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов                                                    1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв                                                         2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв                                                      3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

Ответ:

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт речь:

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ                                      СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А. Солженицын                          1) музыка
Б) С.Бондарчук                                 2) кинорежиссура
В) М.Ростропович                           3) живопись
4) литература

Ключ к тесту по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I                                                                             Вариант II

Часть А

1. В                                                                                        1. А, Б, В
2. А, В, Г                                                                               2. А
3.а                                                                                        3. В
                                                                                        
4. Б                                                                                        
5. Б                                                                                        4. В
7. А                                                                                       5. В
6. Г                                                                                        6. В
7. В                                                                                       7. в
                                                                                      
                                                                                      
                                                                          

Часть В Часть В

1. 342                                                                                    1. 214
2. 421                                                                                    2. 314
3. 1991г.                                                                                3. Горбачёв
4. Чернобыльская АЭС                                                       4. Брежнев
5. 231                                                                                    5. 421

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

верхний

Американская экономическая ассоциация

15 июня 2018 г.

Диана Шодер

Глобализация может быть не единственным фактором глобального неравенства доходов.

Фионамс/Бигсток

Будь то Brexit, офшор или растущий средний класс Китая, сегодня глобализация лежит в основе многих проблем. Но часто глобализации приписывают слишком много заслуг в изменении мира — и, возможно, слишком много вины.

Это особенно верно в отношении глобального неравенства доходов. Распространенный нарратив рассматривает глобализацию как причину неравенства: за счет перемещения низкоквалифицированных рабочих мест из более богатых стран в более бедные страны экономическая интеграция увеличила неравенство внутри стран, одновременно снизив неравенство между ними.

Однако история сложнее.

Это правда, что люди, живущие примерно на уровне 80-го процентиля глобального дохода (бедняки и средний класс в развитом мире), не получили реального прироста доходов от глобализации, в то время как многие представители бедного и среднего класса в развивающихся странах выиграли от этого очень много. В то же время глобальная элита продолжала получать существенные выгоды, в то время как беднейшие люди в мире вообще не видели значительного роста.

Ясно, что выгоды от экономических изменений не дошли до всех в равной степени. Тем не менее, глобализация является лишь одним из факторов этого неравного распределения. Эти цифры также отражают события конца двадцатого века, такие как распад Советского Союза и период экономического застоя в Японии. Эти события способствовали низкому росту доходов мирового среднего класса, но они не были напрямую связаны с глобализацией. Другие факторы, такие как новые технологии, неравное образование, дерегулирование и различная политика социального обеспечения, также помогают объяснить эти тенденции.

Существует определенное расхождение между тем, как политики и гражданское общество думают о неравенстве, и тем, как экономисты думают о неравенстве.

Мартин Равальон

В этом суть обзорного эссе в июньском номере Journal of Economic Literature : глобализация является одним из факторов, но не единственной силой, стоящей за недавними моделями неравенства. Люди должны понимать более тонкие — но и более полные — причины неравенства, чтобы бороться с его последствиями.

Прямо сейчас этого диалога не происходит, сказал автор Мартин Раваллион в интервью AEA. Экономисты и политики по-разному видят глобализацию.

«Дебаты подобны двум кораблям, проплывающим в ночи, — сказал он. — Они не видят позиций друг друга».

Чтобы диалог был более продуктивным, каждый должен признать, что самое популярное повествование — не самое полное. Альтернативные объяснения сегодняшних моделей неравенства следует воспринимать всерьез сами по себе, но они также могут сосуществовать и взаимодействовать с глобализацией. Торговля может стимулировать внедрение новых технологий, а политические факторы могут подталкивать страны к глобализации, снижая при этом уровень их социальной защиты.

Тем не менее, Равальон говорит, что большинство людей переоценивают значение глобализации как движущей силы глобального неравенства доходов, особенно растущего внутри страны. Хотя внутристрановое неравенство в среднем увеличивается, его исключения составляют почти правило: во Франции не наблюдается тенденции к росту неравенства; неравенство снижается в ряде стран; и во многих развивающихся странах за последние несколько десятилетий наблюдались как рост, так и снижение неравенства. Такое разнообразие результатов предполагает, что политики не должны использовать одну лишь глобализацию в качестве козла отпущения за неравенство.

Фактически, политика может помочь объяснить эти различия между странами. По мере того, как страны принимают свою позицию в отношении политики в области образования и здравоохранения, минимальной заработной платы, налогов, социальных программ и базового дохода, они могут смягчить или усугубить последствия глобализации. Они также могут иметь последствия, выходящие за рамки глобализации.

 

Экономисты также могут расширить свое представление о неравенстве. Большинство экономистов сосредотачиваются на относительном неравенстве, но многие неэкономисты мыслят абсолютными понятиями. Если нижние десять процентов и верхние десять процентов видят пятипроцентное увеличение дохода, верхние десять процентов накапливают значительно больше денег. Экономисты говорят о сопоставимом увеличении на пять процентов, в то время как большинство людей думает о разнице в наличных деньгах.

«Существует определенное расхождение между тем, как политики и гражданское общество думают о неравенстве, и тем, как экономисты думают о неравенстве», — говорит Равальон. Отдавая приоритет относительному неравенству, экономисты упускают важную часть разговора.

Наконец, Равальон хочет, чтобы люди задумались о том, почему их волнует неравенство. По его словам, даже если нет внутренней причины беспокоиться о неравенстве, изучение неравенства необходимо для понимания того, как работает экономика. Это также способствует достижению таких целей, как сокращение бедности, особенно среди самых бедных людей в мире. Вот почему неравенство должно быть более важным вопросом в экономике, говорит Равальон. Когда к нему относятся как к второстепенной проблеме, экономисты не могут полностью противостоять этим связанным проблемам.

Конечно, экономистам недостаточно уделять больше внимания неравенству. Когда экономисты изучают неравенство, они должны делать это критически и вдумчиво, осознавая, как неэкономисты рассматривают неравенство, готовые выйти за рамки популярных нарративов, уважая элемент истины в этих нарративах и сосредоточив внимание на людях, которые страдают больше всего.