Содержание
ПОМОЩНИКИ БАБЫ ЯГИ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Алёшина С.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с УИОП
Медведева Н.И. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Мифы и сказки, дошедшие к нам из древних времен, были предназначены вовсе не для развлечения. Это рассказы об устройстве мира, о жизненных этапах и смерти, через которые должен пройти каждый.
В русских сказках, несмотря на неизменно меняющиеся сюжеты, на втором плане действуют всё те же волшебные существа, одним из которых является Баба Яга, и их помощники. Прежде чем узнать и понять, кто же они – волшебные помощники Бабы Яги, нужно понять, кто такая на самом деле эта волшебная «бабушка».
В славянском пантеоне существовала богиня Ага Ягинишна — положительное божество, прародительница, хранительница рода и его традиций, околодомашнего (лесного) пространства, наставница детей, хранитель тайных знаний. Богиня жила на границе Светлого и Тёмного миров (Яви и Нави), одной ногой стояла в мире живых, другой — в мире мёртвых, от того и по земле не ходила, а в ступе летала. Она была воином-пограничником, стерегущим границу миров: молодая, сильная и смелая, умела принимать любое обличье. С течением времени богиня Ага Ягинишна превратилась в персонаж славянского фольклора – Бабу Ягу, существо необычное, не от мира сего – представительницу потустороннего мира, старуху-чародейку, ведунью, оборотня, которая не могла жить ни в том, ни в другом мирах. Мир живых был не для нее, поскольку она слишком стара для него, а в потусторонний мир она не могла отправиться, поскольку, по представлениям праславян, именно Баба Яга являлась самой первой и самой главной хранительницей рода человеческого. И сама избушка на «курьих ножках», и костяная нога «бабули» говорят о том, что «старушка» изначально уже мертва. Её жилище – не что иное, как домовина – «дом мёртвых». В таких домах праславяне (наши древние предки) погребали умерших родственников, таких же членов рода, только ушедших в мир иной. В те далекие времена рядом с поселением живых строили «деревню для мёртвых» с домами, приподнятыми на «курных» столбах, то есть ошкуренных, окуренных, закопчённых, осмолённых деревянных чурках, на которые клался первый венец сруба избы. В последующем эти «курные» столбы при многочисленных пересказах трансформировались в «курьи ножки». И стоит эта избушка, очень символично, на опушке леса, между двумя мирами – миром живых и потусторонним миром, обращенная дверью к миру мертвых, в котором, как и в самой избушке, живым людям нет места. Отсюда и упоминание в сказках о «русском духе» — человеческом запахе, чуждом для Бабы Яги, давно ушедшей из мира живых, который она чует при появлении непрошеных гостей. Просьба героя, обращенная к Яге, напоить, накормить, попарить в баньке и спать уложить, не что иное, как способ приобщения к миру мёртвых — ритуальный обряд обмывания и похоронная трапеза. Такой обряд, в котором сон является символической смертью, позволяет герою попасть из мира живых в потусторонний мир, постоянным жителем и властелином которого является Кощей Бессмертный (у праславян Змей или Ящер, культ которого был распространён в те времена и которому приносили жертвы, в том числе человеческие). Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём
В русском фольклоре выделяется три вида Бабы Яги:
— дарительница. Она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет и, после обряда символической смерти, помогает ему попасть в потусторонний мир.
— воительница. Сражаясь с ней не на жизнь, а насмерть, герой переходит на новый уровень зрелости.
— похитительница детей (жрица). Убегая от неё, ребенок или подросток проходит своеобразный обряд инициации (взросления), унося с собой некие сокровенные познания.
Волшебные помощники Бабы Яги.
Служат Бабе Яге лягушки, змеи, чёрные коты, в их числе Кот-Баюн, чёрный пёс, Гуси-Лебеди, филин и ворон: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. На службе у неё состоят три всадника: чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), эти всадники ежедневно проезжают через её «проходную», символизируя вечное обновление мира. Владеет она чудными огнедышащими конями, которые являются символом её власти над стихией огня. Мы рассмотрим лишь ряд из этих загадочных персонажей.
Гуси-Лебеди.
Сами образы Гусей-Лебедей, скорее всего, восходят к древни мифологическим представлениям о птицах-психофорах (то есть, переносящих души в загробный мир).
Гуси – древнейшие домашние птицы, олицетворяли обычный деревенский быт, земную жизнь — Явь. Лебеди, прилетающие и улетающие красавцы, в народном восприятии относились к чему-то прекрасному и далекому. Их считали птицами из мира Нави, того, что навевает мечты, приносит наваждения, то есть мира загадочного, волшебного, потустороннего. Таким образом, Гуси-Лебеди — это птицы, способные жить в двух мирах – обыденной Яви (как гуси) и непостижимой для обычных людей Нави (как лебеди). Между Явью и Навью (миром живых и потусторонним миром), как нам уже известно, живет Баба Яга. В изначальных мифах Баба Яга была божеством охранявших переход из мира живых в мир мертвых, чтобы каждый обитал там, где ему было предназначено.
Для чего же ей понадобились Гуси-Лебеди? В те времена, когда смертность среди детей была очень высока, по представлениям наших предков именно Гуси-Лебеди переправляли детей из Яви в Навь – из царства живых в царство мертвых.
В сказке А.Н. Афанасьева «Гуси-Лебеди» (то есть в народном толковании) птицы украли Иванушку и принесли его Бабе Яге, но та, засомневавшись, что мальчику рано отправляться в потусторонний мир, оставила его у себя в избушке – на грани миров и не тронула мальчика, дала поиграть золотыми яблочками – символом здоровья и молодости, словно ждала – хватятся ли его. Не тронула она и сестрицу Алёнушку. Больее того, она словно дожидалась, когда сестрица прибежит за братиком, и в это время весьма кстати ушла проверить что-то у себя по хозяйству, то есть практически сделала вид, что не видит происходящего. И дальше не Баба Яга кидается за детьми, а опять-таки Гуси-Лебеди пытаются догнать мальчика и вернуть его для переправки в потусторонний мир.
В поздних литературных пересказах (например, у А.Н. Толстого) Баба Яга собирается съесть девочку или пообедать мальчиком. В народной сказке, записанной А.Н. Афанасьевым, ничего подобного нет. Там сестрица хватает братца с лавочки и бежит домой.
Выходит, Баба Яга, задержав мальчика (а ведь в те времена крестьянские дети умирали постоянно) в избушке на границе Яви и Нави, словно ждала – хватится ли кто его, то есть проверяла: нужен ли он кому-то в мире Яви. Если нужен, за ним придут. Значит, он – мальчик, у которого есть свое место в этом Явном мире.
Многие исследователи считают эту сказку пересказом древнейшего обряда, который проходили девочки во время инициации во взрослую жизнь. И печка со свежим хлебом, и яблоня с плодами, и речка молочная с кисельными берегами — символы домашней работы, которую должна уметь выполнять деревенская женщина (хлеб печь, в саду работать, корову доить, и кисель вкусный (традиционное деревенское лакомство) готовить). Но главное, должна будущая мать знать, что за ребенком следить надо. Так же в сказке передан обряд инициации для мальчика, вступающего во взрослую жизнь. Он должен уметь терпеть разные лишения: отлучение от привычного дома, похищение недругами и удержание в плену.
В ряде сказок, как, например, в сказке «Ивашко и ведьма», Гуси-Лебеди напротив помогают детям спастись в последний момент, подхватив их и унеся прочь от смерти неминуемой, приносят их к родному дому, возвращая в мир живых, проводя их через обряд инициации.
2.2. Кот-Баюн.
Чёрных кошек испокон веков считали помощниками колдунов и ведьм, а встречу с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. Считалось, что в тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека. Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Считалось, что кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира, а убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.
Не удивительно, что чёрные коты нередко встречаются в сказках в виде помощников Бабы Яги. Один из таких котов — Кот-Баюн — сказочный персонаж, огромный, черный кот-людоед, который убивает соперников и не гнушается легкими жертвами. Он наделен голосом, который слышно за семь верст: как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти. В славянской мифологии, кот, являясь сыном Матери-Сырой-Земли, черпает от неё свою могущественную силу, выступая чем-то вроде ангела смерти, уносит с собой погребённых покойников. Для этого ему не нужно раскапывать могилы. Кот-Баюн может путешествовать под землёй так же просто, как и по её поверхности, сторонится степных мест и боится гор. Живёт он за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. Ёжкин кот имеет дурной глаз и может испортить судьбу человека, который встретится с ним.
По одной из легенд Кот-Баюн однажды пришел забрать Бабу Ягу в последний путь, но Яга не хотела умирать и заманила гостя в погреб, где его ждало угощение в виде человеческих костей. Сама же она села в ступу и улетела, потому Кот-Баюн не смог её забрать. Так Бабка Ёжка обеспечила себе бессмертие. Каждый год в назначенный час Кот приходит в погреб, где она оставляет кости и улетает на ступе подальше, пока зверь насытится и уйдёт.
В ряде русских сказок Кот-Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе – пограничном столбе между мирами Яви и Нави, спускаясь по которому, он поёт песни (спускается в мир Нави, унося с собой погруженных в смертный сон), а поднимаясь, рассказывает сказки (возвращается в мир Яви, исцеляет). Кот помогает Бабе Яге заманивать путников, сторожит их. В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, Как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Однако, главный герой справлялся с этим заданием (проходил обряд инициации). А как известно, изловивший Кота, находил спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово «баюн» означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить, баюкать, убаюкивать, усыплять». Считалось, что фигурка Кота- Баюна, положенная к ребенку в кроватку, охраняет сон от злых духов. Именно колыбельная «Баю-баюшки-баю» дала имя легендарному коту.
Чёрный пёс
Несмотря на то, что в русском фольклоре собака зачастую положительный персонаж, на Руси рассказывали легенды, что собака была создана голою, а шерсть ей дана дьяволом, и о превращении колдуном человека в черную собаку, которого удалось обратить обратно, испарив в бане до тех пор, пока шкура с него не слезла. В суевериях собака предстает жителем потустороннего мира и вестником смерти и несчастий. Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх. Плохой приметой считалась также встреча с собакой на дороге, особенно ночью. По народным поверьям собаки черной масти состоят в особо тесной связи с миром мёртвых. Говорили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку. Немало народных сказаний говорят о появлении душ покойников в образе собак. Вот одно из них: «Несколько человек, стоявших на страже у могилы, видели, как ночью выходила из нее страшная чёрная собака и, совершив всё то зло, на какое она способна, скрывалась затем опять в могиле». А вот другое: «Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец». Прыжок собаки через тело покойного рассматривался как возвращение души, после чего мертвец якобы не находил более покоя в могиле и возвращался в мир живых упырём. У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. Довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке — знахарке. Собаке приписывалась способность видеть не только духов, демонов, но и вообще многое такое, что скрыто от глаз простого смертного. Вещие способности собак, по мнению древних, могли переноситься с них на человека. Для этого всего-навсего нужно было съесть язык этого животного. Вполне естественно, что чёрный пес, с которым связано столько народных поверий, встречается в русских сказках в качестве помощника Бабы Яги. Чёрный пёс, по обыкновению встречающий гостя на пороге, является привратником мира мёртвых, вход в который на протяжении веков охраняется Бабой Ягой.
Чёрный ворон
В славянской мифологии ворон — является прообразом ветра, стрибожьего внука, приносит на крыльях бурю и ураган. По народным поверьям ворон связан с силами тьмы — это птица Чернобога, беса, черта-дьявола. В него воплощается нечистая сила, его образ может принять умирающий колдун. Опознать дом, в котором живет ведьма, можно по тому, что на крыше его по ночам сидит ворон. Ворон — птица вещая, карканьем навлекающая беду, живёт, по преданию, до трёхсот лет, а все оттого, что питается одной только мертвечиной и связана с миром мёртвых.
В сказках черный ворон — хранитель тайных знаний, дающий мудрые советы. Он помогает оживлять героев, принося воду — живую и мёртвую, предупреждает об опасности. Он — постоянный спутник и советчик (вместе с Котом-Баюном) Бабы Яги.
Филин
Сова или Филин — это очень неоднозначный символ в мифологии древних людей. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что этих птиц связывали со смертью и оккультными силами, им приписывали дар пророчества. По поверьям, появление совы возле дома предвещало смерть или пожар. В брачной символике она выступает как символ вдовы или старой девы. Сове также приписывается роль хранительницы подземных богатств, кладов, разрыв-травы, помогающей отмыкать любые замки.
Сова в славянстве относилась к группе нечистых птиц и наделялась демоническими свойствами. Считалось, что в сову может обратиться ведьма, колдун, злой дух.
В русских сказках филин является спутником Бабы Яги, её советчиком, рассказчиком поучительный историй.
Выводы
Таким образом, старая, уродливая внешность Бабы Яги – это всего лишь маска, которую надевает прекрасная молодая богиня Ага Ягинишна, чтобы показать опасность контакта с миром Мёртвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мёртвым. Баба-Яга — хозяйка тьмы и чародейства. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, скатертью-самобранкой, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу. Её образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богиня, властвующая над смертью, и её волшебные помощники воспринимаются как «отрицательные» персонажи.
Перечень литературы:
http://school242.edu.ru/Tales/per2.php «Баба Яга»
https://cont.ws/@kamas/238261 «Сказка — взгляд в языческое прошлое русского
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76295/ «Откуда в русские сказки пришла Баба Яга?»
https://culture.wikireading.ru/46046 «Гуси-Лебеди или слово в защиту Бабы Яги»
https://mi6a-severjan.livejournal.com/63309.html «Изнанки сказок — «Гуси-Лебеди»
https://tanjand.livejournal.com/1340280.html «Мистический Кот-Баюн»
https://drevniebogi.ru/kot-bayun-v-slavyansoky-mifologii/ «Кот-Баюн в славянской мифологии»
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/04/17/nauchno-issledovatelskaya-rabota-baba-yaga-kto-ona-boginya Научно-исследовательская работа: «Баба Яга, кто она, Богиня или ведьма?» Ярков Р. , Филенко. Д., Энгельс 2014г.
http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/koshka-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii/ «Кошка в славянской мифической мифологии»
http://mifijslavyan.ru/stories4/248.htm «Мифы славян»
https://slawa.su/nasledie/zagovory/3364-sobaka-v-narodnykh-poveryakh.html «Собака в народных поверьях»
https://bastiliya.com/bozhinki-duhi/baba-yaga-t10.html «Баба-яга»
https://vk.com/@slavculture-voron-v-slavyanskoi-mifologii «Ворон в славянской мифологии»
4
Просмотров работы: 3780
Проект «Сказки и мифы о Бабе Яге». 3 класс
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Изображение Бабы Яги в
славянском фольклоре……………………………5-7
Происхождение Бабы-Яги и ее
имени………………………………………..8-11
Волшебные атрибуты Бабы Яги
(избушка на курьих ножках, ступа)……12-13
Слуги Бабы Яги и ее помощники…………………………………………. ..14-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список
литературы………………………………………………………………17
Введение
Сегодня, когда дети гораздо
лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга
стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными
мифологическими персонажами.
Сказка родилась с человеком, и
пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. Мне
больше всего нравятся сказки волшебные. В них много разных чудес. Почти во всех
волшебных сказках встречается Баба Яга. Многие считают ее отрицательным
героем. А как попала в сказку Баба Яга? Почему живет одна в темном лесу? Это
вымышленный сказочный персонаж или реальный?
Эти вопросы заинтересовали
нас, и мы решила найти ответ на них в нашем проекте на тему «Баба–Яга — миф
или реальность?»
Объект исследования: волшебные
сказки.
Предмет исследования: образ
Бабы-Яги.
Гипотеза. В начале работы над
проектом я предположила, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских
народных сказок.
Для того, чтобы доказать или
опровергнуть данную гипотезу, поставила перед собой следующую цель: изучение
образа Бабы-Яги в русских сказках.
Далее поставила перед собой
ряд задач:
собрать как можно больше
информации о Бабе-Яге из разных источников;
научиться анализировать
полученную информацию;
узнать об основных атрибутах
Бабы-Яги;
изучить, кто является слугами
и помощниками волшебницы;
провести опрос среди
одноклассников;
проанализировать образ Бабы-Яги
в волшебных сказках и сделать выводы.
Работа над проектом проходила
в три этапа:
1. теоретический, цель
которого – пользуясь разными источниками информации узнать, как можно больше об
образе Бабы-Яги;
2. практический, цель которого
– определить, какова роль Бабы-Яги в русских сказках, выяснить, что
одноклассники знают о Бабе-Яге, поделиться своими знаниями с ними;
3. оформительский, цель
которого – оформить результаты исследования и представить их общественности.
Определившись с темой проекта,
мы начала собирать информацию из разных источников: школьная библиотека,
городская библиотека, родители, учителя, сеть интернет. Анализ литературы,
которую нашли в школьной библиотеке и районной, а также в сети интернет,
показал, что в действительности, нет точного и однозначного мнения о том, кто
такая Баба-Яга. Многие умы ломали головы, пытаясь понять, что скрывается за
этим противоречивым образом, и откуда она всё-таки пришла, из фольклора каких
народов? Попробуем и мы разобраться в своем проекте в этом непростом вопросе.
Думаем, что материалы,
полученные нами в ходе работы над проектом, можно будет использовать на уроках
литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.
Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре
В дремучем лесу затерялась
избушка.
В избушке живет непростая
старушка –
Берет помело, да в ступу
садится,
И тут же над лесом взлетает,
как птица!
Сказку всегда предваряет миф.
И прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом
мифологическим. В Википедии сказано: «Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской
мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов,
старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим
свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж».
Однако исследователь-сказочник
А.Н.Афанасьев отмечает, что изначально образ Бабы-Яги в преданиях славян не был
отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности.
В славянском фольклоре Баба-Яга
обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в
ступе. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из
человеческих костей с черепами. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её
пестом и заметая след метлой.
Герой волшебной сказки до
того, как приходит к избушке на курьих ножках, в которой живет Баба-Яга,
встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т.
д.), а после посещения ее дома героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным,
Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с
демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они
ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому
миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.
Баба-яга — сказочный
«пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной
пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы
отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют
перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой
обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного
состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо
попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную
силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути
препятствий недостаточно.
Баба Яга обладает способностью
уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она
заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи
(Баба яга занимается канибализмом).
При этом злобность и
агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, а лишь
проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры.
Двойственная природа Бабы-Яги
в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо
задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату,
чтобы зажарить (это напоминает обряд «перепекания» ребенка).
Перепекание ребёнка — обряд,
совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной
терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на
хлебную лопату (иногда предварительно завернув в тесто) и трижды всовывают в
жаркую печь. По другим версиям, вместе с ребенком в печь засовывают щенка,
чтобы болезнь перешла от малыша к животному.
Сказка лишь исправила знак
«плюс» (перепекание ребенка должно принести ему пользу) на «минус» (Яга детей
жарит и ест). Скорее всего, это произошло в период утверждения христианства,
когда искоренялось и демонизировалось все языческое.
Этот образ Бабы-Яги также
связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации
(посвящение юноши в полноправные члены общины). Обряды инициации были созданы
родовым строем и отражали интересы охотничьего общества. Они содержали не
только испытания в ловкости, меткости и выносливости, но являлись также и частичным
приобщением подростков к священным тайнам племени. Обряд заключался обычно в
том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения (чаще всего
в глубину леса, в специально построенную хижину), где те проходили специальную
школу охотника и члена общества. Там их подвергали различным испытаниям. Самое
страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» юношей чудовищным
животным и их последующего «воскрешения». Оно сопровождалось телесными
истязаниями, повреждениями, ритуальной хирургией. Этот таинственный и
болезненный обряд означал символическую смерть ребенка и возрождение его уже в
качестве полноправного взрослого члена общины – мужчины, воина и охотника,
которому разрешалось вступать в брак.
Часто церемонией посвящения
распоряжалась и руководила женщина – ведунья или жрица. Есть версия, что она
олицетворяла Великую Мать – языческую богиню, повелительницу мира и
прародительницу всего живого. Эта загадочная фигура, скорее всего, и стала
основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, которая живет в лесной хижине,
похищает детей (т. е. уводит для обряда инициации), жарит их в печи
(символически пожирает, чтобы родился мужчина), а также дает советы и помогает
избранным героям, выдержавшим испытания.
Происхождение Бабы-Яги и ее имени
Баба-Яга – известная личность,
но откуда пошло ее имя? Очень вероятно, что Яга-костяная нога — это
угро-финская колдунья, а обиталище, избушка— это чамья, сомьях, стаббур —
охотничий и ритуальный домик угро-финнов.
Существует еще и другая
трактовка, согласно которой, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а
заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым
письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) в книге «О
государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» он пишет: «Что
касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне
читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи,
дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о
будущем, то я убедился, что это простая басня».
Согласно этой позиции, имя
Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового
края» Н. Абрамова есть подробное описание «яги», которая представляет собой
одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных
неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями
наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в
дороге» (аналогичное толкование дает и словарь В. И.Даля).
Существует и другая гипотеза
происхождения имени Бабы-Яги. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый
лес. Баба — это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как
женщина из бора-леса или лесная женщина.
По следующей версии, прототип
Бабы-Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые
женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово
«Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»),
означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из
употребления после XI века.
Сторонники другой версии видят
в Бабе-Яге Великую Мать — великую могущественную богиню, праматерь всего живого
или великую мудрую жрицу. Ведь очень интересен тот факт, что все приходят к Яге
за советом. Почти во всех сказках Иван — царевич получает волшебные предметы,
которые помогают ему в его «приключениях». Если обратиться к происхождению
«имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину,
которая уже родила ребёнка. «Яга» — огнь — огонь. То есть получается, что баба
Яга — женщина — огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» —
кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия.
Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба
Яга — это главная матерь, которая знала и умела всё. А как часто в сказках
можно слышать: «Сейчас посажу на лопату — и в печь!» Но если вспомнить все
сказки, вы не найдёте ни одной, где бы Баба-Яга изжарила хотя бы одного
ребёнка.
В сказках мы видим и еще
некоторые обряды, которые проводит Баба Яга с героем. Ведь после узнавания
героя и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя,
совершая, таким образом, ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже
представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым,
чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым
показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он
„настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность
своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие
от лжегероя, самозванца-антагониста.
Славяне многие поколения перед
тем, как принять христианство, поклонялись берегиням. Эти богини хранили
домашний очаг, защищали людей в поле, в лесу, на воде. А Баба Яга – главная из
всех славянских берегинь. Она могла выступать не просто в роли защитницы, но и
в роли воительницы, способной любой ценой добиться справедливости. Чтобы
понять, почему Бабе Яге были даны отрицательные черты, обратимся к истории. В
конце X столетия Русь прошла через христианизацию. В этого времени начинается
страшное гонение на все, что связано с языческими божествами. Им придаются
насмешливые облики, добавляются уродливые черты. Некоторых просто заставляют
забывать, сбрасывая их изображения в воду или сжигая. Вот так Баба Яга получила
статус страшной ведьмы с клюкой и крючковатым носом. Такой ее сделало, как ни
странно, христианство.
По другой версии Баба-Яга —
это прижившийся на Земле инопланетянин. Вот, например, манера передвижения у
нее вполне подходит в качестве описания нашими далекими предками передвижения
летательных аппаратов. А как они могли еще объяснить перелеты над землей, если
не ступой и помелом?
Сказка явно говорит о полетах
Бабы Яги с помощью ступы, песта и помела. Даже слово «огненная» для ступы
употребляется довольно часто.
Ну а кто мог летать в
стародавние времена над нашей планетой, если не инопланетяне. Этой теории
придерживаться и российский исследователь Юрий Росциус. Он говорит, что гул
моторов корабля мог вполне ассоциироваться у славян с шумом при работе с
пестом. Скорее всего, летательный аппарат был реактивным, так как выражение о
том, что Яга заметает следы помелом, можно соотнести с наблюдениями за полетом
реактивных самолетов. Позади них остается след, который и вызвал у древних
славян ассоциацию с помелом. Огненная метла – это выброс пламени ракетным
двигателем. Образ вполне уместный, если коснуться быта славян.
Ю.Росциус еще припоминает из
книг, что Баба Яга летит так, что аж лес валится. Это можно объяснить
баллистической волной от корабля пришельцев. Возможно, это реактивный поток.
Предки не могли объяснить это явление, потому оставили его таким, каким видели.
В словах о том, что Баба Яга
занимает все пространство своей избушки можно углядеть расположение пилота
космического корабля. Места для него действительно немного, тем более, если
речь идет о спускаемой капсуле. Космонавт и вправду занимает почти весь объем
капсулы.
А уродство Бабы-Яги можно
объяснить тем, что облик пришельца никак не соотносился с представлениями
славян о красоте человека. А, говоря о кровожадности, можно провести ассоциацию
с тем, что пришельцы проводили лабораторные исследования на людях, забирая их
на борт корабля. Выступающие кости могут свидетельствовать о
пришельцах-«рептоидах», у которых роговые наросты образуются сверху мышечного покрова.
Такая картина произвела настоящий шок на древних обитателей Центральной России.
«Космическая» версия популярна также среди тех, кого пришельцы, по их словам,
похищали.
Вот еще одна интересная
версия: баба — распространённое древнеславянское указание на женщину.
Происходит от ещё неумелых, первых слов ребёнка, таких как: мама, папа, няня,
тятя, баба, отсюда бабушка. Яга, древнеславянское женское имя. По преданию баба
Яга была бездетной молодой женщиной, и носила красные сапожки с узором вышитым
золотыми нитями. Отсюда баба Яга золотая нога. В силу своей бездетности она
устроила подобие детского дома, собирала детей сирот и ухаживала за ними.
Впоследствии, когда у родителей ребёнок проказничал, они ему говорили что
придёт баба Яга, и они отдадут его ей. Так начали бабой Ягой пугать детей, из
поколения в поколение [8].
По другой версии образ
Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту
для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного
животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями.
Женский образ Бабы-Яги, связан с матриархальными представлениями об устройстве
социального мира. Это подтверждают и сказки. Во многих сказках мужчины
подчиняются своим женам: и родную дочь позволяют обижать, и в лес ее на верную
смерть увозят, и на лягушке жениться заставляют. Какие-то они бесхребетные,
беспомощные в русских народных сказках.
Представленные выше варианты
происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый
выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее
происхождения мы будем любить Бабу-Ягу, как тот образ, который знаком нам с
самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и
независимым характером.
Волшебные атрибуты Бабы Яги (избушка на курьих ножках, ступа)
Образ «избушки на курьих
ножках» — явление уникальное, составляющее единое целое с образом самой Бабы
Яги. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она
распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна
видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать.
Избушка, в которой живет
волшебница, всегда стоит к лесу передом и ее простому человеку нельзя взять и
обойти, нужно, чтобы избушка сама развернулась к нему передом. А для того,
чтобы избушка повернулась к человеку, обязательно надо сказать: «Избушка,
избушка, встань к лесу задом, ко мне передом». Русский и советский ученый
Владимир Яковлевич Пропп, изучавщий русский фольклор, считает, что избушка
является переходом из мира живых в мир мертвых, именно поэтому нужно, чтобы
изба повернулась к герою передом, так как обойти ее просто так не может, ведь
он живой и попасть в мир мертвых ему невозможно.
А Баба-Яга одной ногой стоит в
мире живых, а второй ногой – костяной – в мире мертвых. В сказках всегда есть
два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство и тридесятое
государство — не что иное, как мифическое царство мертвых, которое расположено
под землей, под водой, в далеком лесу или на высоких горах, на небе. То есть,
оно очень удалено от людей, и именно туда отправляется герой сказки за
чудесными золотыми диковинками и за невестой, а потом возвращается с добычей в
свой дом. От реального мира тридесятое царство всегда отделено какой-то
границей: тяжелым камнем, столбом с надписью о трех дорогах, высокой крутой
горой, огненной рекой, калиновым мостом, но особенно часто — избушкой Бабы Яги.
И в ступе — транспортном
средстве Бабы Яги — тоже видят связи с погребальным культом. «Баба Яга летает в
своей ступе, след за собой она заметает помелом». А почему интересно она
летает в cтупе?
Дело в том, что кроме
захоронений в деревянных срубах, славяне заворачивали умерших в бересту, а
примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах —
ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать»). Гробы-ступы
просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ,
запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы
упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых
колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах.
Откуда же у избушки поворотное
устройство? Только ли чудом можно объяснить подобное? Оказывается, вращающиеся
строения были известны нашим предкам и сооружались не так уж и редко. Не
углубляясь в инженерные подробности, можно отметить главное: поворотный
механизм строения под влиянием ветра вращался на врытом в землю столбе.
Вообще, надо сказать, домики
на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или
пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно,
во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…
Но только один тип постройки
на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно…мельница!
Не она ли, типичная для
русского севера мельница — столбовка, и есть избушка на курьих ножках?
Изба часто обнесена забором,
сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями.
А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги,
вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован
человеческий рот с острыми зубами. В темноте у всех черепов на заборе светятся
глаза, и на всей поляне становится светло, «как среди белого дня». Страшно!
Слуги Бабы Яги и ее помощники
Никто из живущих на земле не
может сказать о дне, о солнце и тьме, что «это мои слуги». Сказать
так может только тот, кто был властен над ними, как в сказке Василиса
Прекрасная: «Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я
шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто
он такой?
— Это день мой ясный, —
отвечала баба-яга.
— Потом обогнал меня другой
всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
— Это мое солнышко красное! —
отвечала баба-яга.
— А что значит черный всадник,
который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
— Это ночь моя темная — всё
мои слуги верные!»
В сказках слугами Бабы-Яги
являются еще — Кот, собаки, ворота и березка. Но слуги оказались в сказках не
такими уж и верными. В сказке «Гуси-лебеди» слугами Бабы-Яги являются
Гуси-лебеди. А в сказке «Василиса Прекрасная» слугами волшебницы являются три
пары рук, которые во всем помогали ей по хозяйству. В сказке «Марья Моревна»
слуги у Бабы-Яги были три кобылы, которых пришлось пасти Ивану-царевичу. Кроме
слуг есть и волшебные вещи, с помощью которых она помогает героям сказок
достигать поставленных целей. Основной из таких вещиц является клубок.
У Бабы Яги есть Волшебный
клубок:
Он знает все тропки в лесу
назубок.
На землю клубок этот бросьте —
Проводит вас к лешему в гости.
Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-Красу…
Покажет дорогу, свернётся —
И снова к хозяйке вернётся.
Также есть у Бабы-Яги
волшебный конь, который переносит героя из одного места в другое. Волшебный
конь этот может преодолеть преграду, которую простому коню не преодолеть. Еще
одним волшебным предметом, которым обладает Баба-Яга, является волшебное
блюдце и яблоко, с помощью которого можно видеть, где в тот или иной момент
находится герой.
Таким образом, Баба-Яга —
является хранительницей магических вещей, которые могут помочь человеку в
незнакомом ему тридесятом царстве – царстве мертвых, а также животных, с
помощью которых человек перемещается, находит правильный путь все в том же мире
мертвых.
Заключение
На основе связей между различными
предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно
сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их
(губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют
достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. Баба Яга похищает и
ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда
старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским
духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из
черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и
подземным миром. Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках
(полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит,
она повелительница зверей и леса. Баба Яга летает на ступе, ей служат
гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а
значит, она связана с воздушной стихией. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь
(белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в
ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день,
ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
(Приложение.)
Таким образом, наше исследование показало,
что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является
славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках
имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ
величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом,
Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
В ходе нашего исследования мы нашли
ответы на многие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали
значение непонятных нам слов, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе
Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось
анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться
к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение
позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Список литературы
·
Большая книга
русских народных сказок / М. : Планета детства, 2003.
·
Большая книга
Бабы-Яги. /М. :Оникс21 век,2004 г.
·
Аникин В. П.
«К мудрости ступенька» / В. П. Аникин – М.: Детская
·
литература,
1982г. – 45с.
·
Аникин В. П. «
Русская народная сказка. Пособие для учителей» /
·
В. П. Аникин –
М.: Просвещение, 1977г. – 119с.
·
Лебёдушка:
Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
·
Иванов В.В. Баба Яга//Славянская мифология. Энциклопедический словарь. –
М., 1995.
·
Матюшкина К.
Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М:
Астрель, 2009.
·
Мифы народов
мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
·
Сказки народов
мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.
·
Успенский Э.
Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.
·
Чудесные
русские сказки. М: Эксмо, 2004.
Дедушка Мороз и Баба Яга: странный и удивительный мир русских сказок | Детские книги
«Жили-были…» Эти слова – ворота в другой мир, в волшебное царство злых ведьм, крестных фей, говорящих животных и прекрасных принцев. И все же этот далекий мир знаком всем нам. Мы все были там, в сказках о Золушке, Белоснежке, Красной Шапочке, Гадком утенке и многих других.
Но для большинства из нас традиционные сказки со всего мира не так знакомы. В каждой стране есть свои истории, герои и злодеи. В богатстве русских сказок есть персонажи, в чем-то похожие на наших любимых персонажей, а в чем-то очень разные. Царевич — прекрасный принц, а Дедушка Мороз — ответ русского фольклора как Деду Морозу, так и Деду Морозу. Вместо нашей злой ведьмы во многих русских сказках рассказывается о Бабе-Яге, старой ведьме, которая летает в пестике и ступе и живет в доме, который ходит на курьих ножках. Некоторые истории пересекаются между культурами, например, «Золотая туфелька», которая является прекрасной версией истории о Золушке, но с одним ключевым отличием — в ней нет Феи-крёстной. Но кому он нужен, когда можно заручиться помощью волшебной говорящей рыбы?
Россия часто вызывает в воображении образ сверкающей страны льда и снега, и многие русские сказки имеют ярко выраженный праздничный оттенок. Морозко — это история о Деде Морозе, или Деде Морозе, который приходит на помощь молодой девушке, оставленной в заснеженном лесу ее злой мачехой. Еще одна снежная классика – Снегурочка Снегурочка. В этой сказке пожилая пара несчастна, потому что у них никогда не было детей, и однажды зимой они строят себе дочь из снега, и она приносит им много радости. Но, как мы узнаем из нашей современной сказки «Снежный человек», Снегурочка может выжить только зимой, так как весеннее тепло заставляет ее таять.
Анна Моргунова проиллюстрировала переосмысление Василисы Прекрасной Антеей Белл.
Переосмысление традиционной русской сказки «Василиса Прекрасная» от Антеи Белл — настоящее рождественское угощение благодаря изысканным иллюстрациям Анны Моргуновой. Изображения, в которых есть намеки на художников Пабло Пикассо, Густава Климта и русского художника Марка Шагала, настолько богато детализированы, что каждый раз, когда вы смотрите на них, вы открываете для себя что-то новое.
Василиса Прекрасная со своей волшебной куклой перед лицом ужасов темного леса в переосмыслении сказки Антеей Белл, иллюстрированной Анной Моргуновой. Фотография: PR
Книга рассказывает историю прекрасной молодой девушки Василисы, которой умирающая мать подарила волшебную куклу. Когда ее отец снова женится, мачеха и падчерица завидуют красоте Василисы и заставляют ее готовить и убирать день и ночь (звучит знакомо, не так ли?). Когда злая мачеха и уродливые сводные сестры отправляют Василису в темный лес к Бабе-Яге, ужасной ведьме, питающей вкус к человеческому мясу, у Василисы нет с собой оружия, кроме волшебной куклы.
Баба Яга фигурирует во многих других русских сказках. В «Волшебных гусях-лебедях» Баба-Яга посылает своих волшебных птиц, чтобы украсть мальчика у его сестры. Гордая сестра насмехается над рекой и деревьями, когда они предлагают ей помочь найти его, но когда она узнает, какую злую судьбу готовит Баба-Яга для ее брата, она может просто передумать…
Но Баба-Яга не всегда злодей в русском фольклоре. В «Иди, не знаю куда» и «Принеси, не знаю что», удивительно странной сказке с участием птичьей принцессы, волшебного кольца, торговцев, слуг и быстрого путешествия в подземный мир, она превращается из Злой Ведьмы в Мудрую Женщину, оказывая герою помощь. рука.
Ян Пенковски рисует Мэг и Мог. Фотография: Сара Ли/Страж
Я впервые столкнулась с Бабой Ягой, когда мне было около шести лет. Я взял книгу сказок, иллюстрированную британским иллюстратором польского происхождения Яном Пенковским. Пеньковский наиболее известен благодаря книгам Мэг и Мог (посмотрите это аудио-слайд-шоу, где Пеньковский рисует и говорит о своих творениях), еще одним основным продуктом моего детства, но это был его замысловато детализированный силуэт Бабы Яги, летящей по небу в своем пестике и миномета или ее забора из человеческих костей, которые вдохновили меня на любовь к сказкам. Так что это странно трогательно и ностальгично видеть взгляд Анны Моргуновой на забор ведьмы из человеческих костей.
Может быть, это чудо сказок; пересказывая снова и снова, из поколения в поколение, из страны в страну, каждый знает немного другую версию и представляет себе немного другой образ.
Русские Сказки Баба Яга Баба в имени Баба-Яга означает «Старуха» или «Бабушка» на В Бба Когда Баба Яга едет за границу, она едет в железной ступе. Это она толкает пестиком, вроде Белые русские заявляют, что Баба Яга летает по небу на В Иногда |