Поход ахмата: 1472 г. Хан Ахмат нападает на Русь и сжигает Алексин

Историк

Что стало финальной точкой в истории ордынского ига? Обычно считается, что знаменитое Стояние на Угре 1480 года. Но был еще и 1472 год, когда произошло малоизвестное ныне сражение под Алексином

Со школьной скамьи все в нашей стране знают: ордынское иго пало в 1480 году. Ведь тогда произошло знаменитое Стояние на Угре, когда войска великого князя московского Ивана III и большеордынского хана Ахмата около месяца стояли по разные стороны реки, не вступая в сражение. Затем хан отступил, и зависимость Москвы от Орды прекратилась.

Однако если обратиться к историческим источникам конца XV столетия, то напрасно будет искать там трактовку событий 1480 года как ознаменовавших освобождение от ордынской власти. Противостояние московских и ордынских войск на берегах Угры описано подробно, есть несколько вариантов повестей о нем. Но при этом нигде не говорится не то что о падении более чем двухвековой зависимости – нет даже какой-нибудь скромной констатации, например, о том, что Иван III с этого момента перестал платить дань. Речь в источниках идет только об «избавлении» от конкретного нашествия.

Более того, трактовки событий 1480 года как конца зависимости от Орды вы не встретите и в позднейшее время – ни в памятниках XVII века, ни в историографии XVIII столетия. Первым, кто связал их с падением ига, был Николай Карамзин. Завершая рассказ о событиях на Угре в своей «Истории государства Российского», он написал: «Здесь конец нашему рабству». Но даже после Карамзина историки долгое время жестко не связывали освобождение от зависимости со Стоянием на Угре. Такая связь закрепилась в историографии лишь в XX веке.

Возвращаясь же к источникам конца XV столетия, отметим: в них обнаруживаются известия, не согласующиеся с тезисом о «ликвидации ига» в 1480 году.

Памятник великому князю Ивану III в Калужской области

«Вопчий недруг»

Польский хронист Ян Длугош, умерший в мае 1480-го (то есть еще до событий на Угре, которые, как известно, происходили осенью), в своей «Истории» под 1479 годом поместил (в связи с темой отношений Польши и Литвы с Москвой) весьма панегирическую характеристику великого князя московского Ивана III. Начинается она с утверждения, что Иван, «свергнув варварское иго, освободился со всеми своими княжествами и землями и иго рабства, которое на Московию в течение долгого времени… давило, сбросил». Кстати, это был первый случай, когда к отношениям Орды и Руси был применен термин «иго» (в латинской его форме – iugum), – до этого ни в русских, ни в зарубежных источниках этим термином зависимость Руси от Орды не называли. Итак, Стояния на Угре еще не было, а в Польше уже существовало убеждение, что Иван III покончил с властью ордынцев.

Мы знаем, что в 1474 году великий князь провел переговоры с правителем Крымского ханства Менгли-Гиреем, враждовавшим с Ахматом. Был составлен проект договора о московско-крымском союзе. В нем не просто нет даже намека на зависимость Москвы от Орды, но и вовсе Ахмат фигурирует как «вопчий недруг» Ивана и Менгли-Гирея. При этом московская сторона не соглашалась прекратить обмен послами с Большой Ордой, и примечательно, с каким обоснованием. «Осподарю моему послов своих к Ахмату царю как не посылати? – должен был сказать крымскому хану посол Ивана III Никита Беклемишев. – Или его послом к моему государю как не ходити? Осподаря моего отчина с ним на одном поле, а кочует подле отчину осподаря моего ежелет; ино тому не мощно быть, чтобы межи их послом не ходити». То есть обмен посольствами прекратить нельзя, поскольку волею судеб Ахмат – сосед великого князя московского, он кочует рядом с его владениями. И никакой ссылки на многолетнюю зависимость… Поскольку правящие круги Крымского ханства о факте этой зависимости не могли не знать, следует полагать, что московская сторона дала понять: она более не признает отношений такого рода с Ордой.

Наконец, в Вологодско-Пермской летописи (созданной современниками событий) говорится, что в 1480 году Ахмат в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани («выхода») девятый год. Это означает, что дань перестала выплачиваться в 1472-м. И здесь пора вспомнить, что поход Ахмата 1480 года был вовсе не первым походом хана Большой Орды против Ивана III. До этого уже имели место два предприятия подобного рода – в 1465-м и как раз в 1472 году.

 

Один за 220 и три за 18

Походы на Москву, возглавляемые самим правящим ханом Орды («самим царем», по выражению русских источников), – явление не просто редкое, а уникальное. До эпохи Ивана III был всего один такой поход – Тохтамыша в 1382 году (Мамай и Едигей, ходившие на Москву в 1380-м и 1408-м соответственно, были не ханами, а временщиками, фактически правившими Ордой, а Улуг-Мухаммед, совершивший набег в 1439-м, был в это время ханом – изгнанником из Орды). Итак, один поход «самого царя» за 220 лет, прошедших со времени основания Орды до вокняжения Ивана III (1462 год), и целых три за 18 первых лет его правления!

Вообще любые походы на Русь, санкционированные правителями Орды, были вызваны конкретными причинами – в первую очередь теми или иными нарушениями вассальных обязательств со стороны русских князей. Чисто грабительские набеги имели место, но исходили от ордынских группировок, не подчинявшихся центральной власти (в XV веке, после распада Золотой Орды, таких было немало). Для правителя же, власть которого признается и которому исправно платится дань, посылать войска против верного вассала – нонсенс. Что уж говорить о походе, возглавляемом самим ханом, – для этого требовались более чем веские основания.

Поэтому факт выступления в 1465 году на Москву хана Махмуда, старшего брата Ахмата, скорее всего, объясняется тем, что ранее, в 1463-м, Иван III присоединил к Москве без ханской санкции Ярославское княжество. Этот поход был сорван из-за нападения на Махмуда тогдашнего крымского хана Хаджи-Гирея (отца Менгли-Гирея). В последующие годы, когда к власти в Большой Орде пришел Ахмат, дань ей продолжала выплачиваться. Тем не менее в 1472-м Ахмат двинулся на Москву. В чем причины этого шага?

 

«Вольные есмя люди»

В конце 1460-х годов Казимир IV, король польский и великий князь литовский, стал претендовать на сюзеренитет над Новгородом Великим (традиционно признававшим своим верховным правителем великого князя владимирского, то есть в XV веке – фактически московского). В Новгороде было немало сторонников перехода под руку Литвы, и они, в частности, кричали на вече: «Не хотим за великого князя московского, ни зватися вотчиною его; вольные есмя люди Велики Новгород, а московскии князь велики многи обиды и неправду над нами чинит!» (запомним на всякий случай эти слова). В 1470–1471 годах Казимир добивался от Ахмата союза против Ивана III и признания своих прав на Новгород. Летом 1471-го в Краков прибыло посольство хана, по всей вероятности, с положительным ответом. Но было поздно: Иван III, о реакции хана на претензии короля не знавший, в июле 1471 года нанес поражение новгородцам на реке Шелони и вынудил их признать его власть. Воля хана оказалась, таким образом, пустым звуком. После этого Ахмат и решил наказать своевольного вассала.

29 июля 1472 года хан с крупными силами подошел к городу Алексину на правом берегу Оки. Гарнизон Алексина оказал упорное сопротивление и задержал противника на два дня. Когда город был взят и сожжен, на левом берегу Оки появились московские войска. Попытка татар переправиться через реку была отбита. И в ночь на 1 августа Ахмат поспешно отступил. Это отступление летописцы 1470-х годов связывали с невиданным явлением – страхом «царя» (хана) перед русскими войсками: «И се и сам царь прииде на берег и видев многые полки великого князя, аки море колеблющися, доспеси же на них бяху чисты вельми, яко сребро блистающи, и въоружены зело, и начат от брега отступати по малу в нощи тое, страх и трепет нападе на нь»; «и бѣ видѣти татаром вельми страшно, такоже и самому царю, множество воа русского». Результат конфликта великокняжеские летописцы охарактеризовали как «победу» и «избавление».

Именно после отражения похода 1472 года Иван III перестал выплачивать дань и начал переговоры с Крымом о союзе против Казимира и Ахмата. Это решение далось непросто: есть сведения о наличии в окружении великого князя лиц, выступавших за сохранение прежнего положения дел; сломать более чем двухвековую традицию признания хана Орды верховным владыкой Руси было трудно. Но для этого представился хороший повод, поскольку действия Ахмата выглядели как несправедливые, предпринятые при отсутствии какой-либо вины со стороны великого князя. Ведь поход Ивана III на Новгород московская сторона не могла рассматривать в качестве прегрешения перед «царем» по причине того, что Новгородская земля издревле считалась отчиной великих князей и Орда всегда это признавала. Вспомним теперь резоны, выдвигавшиеся в Новгороде в качестве оснований непризнания власти Ивана III: если носитель верховной власти чинит неправду и обиду, отношения с ним могут быть разорваны.

Однако, фактически «свергнув варварское иго» и заявляя об этом в контактах с третьими странами (Крымом и, судя по известию Длугоша, Польско-Литовским государством), московский князь стремился не делать резких движений в отношениях с самой Ордой, рассчитывая оттянуть новое столкновение. В 1473–1475 годах продолжался обмен послами с Ахматом. Но в 1476-м, когда пошел уже пятый год неуплаты дани, посол хана приехал в Москву с требованием к Ивану III явиться в Орду (вызова великого князя к хану не случалось до этого почти сто лет, со времен Тохтамыша). Великий князь не поехал, и тогда конфликт стал неизбежным.

Хан Ахмат сжигает город Алексин. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век

Идеологическая подготовка

Памятуя о неудаче 1472 года, Ахмат не выступал во второй поход, пока не договорился о военном союзе с Литвой. Между тем в Москве, где об этих планах хана ничего не знали, велась работа над великокняжеским летописным сводом. В ней участвовал (а возможно, и возглавлял ее) виднейший писатель той эпохи – Пахомий Серб, автор многих житий святых. Примечательно, что в этом своде проводилась последовательная антиордынская позиция: были опущены имевшиеся в более ранних летописях (его источниках) места, указывающие на зависимость Руси от Орды; в «Повести о нашествии Тохтамыша» «потеряны» слова, мотивировавшие отъезд Дмитрия Донского из Москвы в Кострому нежеланием противостоять «самому царю»; появились уничижительные эпитеты по отношению к основателю Орды Батыю (чего ранее в литературе Северо-Восточной Руси не было), Тохтамышу (ранее также не встречаются) и к современному, ныне находящемуся у власти «царю» (что прежде тоже не допускалось) – Ахмату. Помимо этого, в свод 1477 года были включены две особые повести, рассказывающие об отражении нашествий могущественных восточных «царей».

Одна из них – «Повесть о Темир-Аксаке». В ней рассказывается о вторжении на Русь в 1395 году монгольского правителя Средней Азии Тимура (Тамерлана), громившего тогда Тохтамыша, и его отступлении благодаря заступничеству чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Другая – написанная Пахомием Сербом «Повесть о убиении Батыя», в которой, вопреки исторической реальности (основатель Орды умер своей смертью в середине 1250-х), утверждалось, что он был убит в 1247 году во время похода в Венгрию православным венгерским королем Владиславом. Целью обоих произведений было показать, что при условии крепости веры можно одерживать победы и над непобедимыми «царями» – Батыем, пришедшим на Русь и установившим ее зависимость от Орды, и Тимуром, восторжествовавшим над разорителем Москвы Тохтамышем.

Таким образом сторонники независимости Руси от Орды в окружении Ивана III вели активную «идеологическую» подготовку к отражению нового нашествия Ахмата. Их целью было убедить колеблющихся в том, что против ордынского «царя» не только можно сражаться, но его можно победить.

Летом 1480 года Ахмат наконец двинулся на Москву, и произошло Стояние на реке Угре, отделявшей московские владения от литовских. Тогда ни одна из сторон так и не предприняла решительных действий. Казимир IV не пришел на помощь Ахмату, на что тот рассчитывал, и в начале ноября, с наступлением холодов, хан увел свои войска в степь.

 

Царское дело

Так что фактическое прекращение отношений зависимости с Ордой произошло еще в 1472 году, после первого похода Ахмата на Москву. В 1480-м же имело место не «свержение ига», а попытка хана Большой Орды восстановить власть над Великим княжеством Московским, к тому времени уже не признаваемую. Поход Ахмата на сей раз был подготовлен основательнее, но все равно не принес успеха. После отступления хана и скорой (в январе 1481 года) его гибели в результате нападения сибирских татар и ногаев Орда оказалась уже не в силах претендовать на сюзеренитет.

Непризнание ордынской власти стало возможным в условиях, когда получила развитие идея перехода к московскому великому князю из павшей (в 1453 году) Византийской империи царского достоинства, несовместимого с подчинением ордынскому «царю». Уже Василий II Темный неоднократно именовался царем, а его сын Иван III в январе 1474 года был назван так в официальном документе – договоре Новгорода и Пскова с дерптским епископом (не случайно это произошло вскоре после отражения похода Ахмата 1472 года). Таким образом, освобождение совершилось тогда, когда начала преодолеваться прочно укоренившаяся «ментальная установка» о законности верховной власти хана Орды над Русью, причем совершилось почти бескровно (хотя Орда в 1470-е годы переживала последний всплеск своего военного могущества).

Освобождение от ордынской власти не было одномоментным – оно растянулось на период с 1472 по 1480 год. Решение о прекращении отношений зависимости было принято в Москве после отражения похода Ахмата 1472 года. Неудача второго похода хана – 1480 года – ознаменовала конец претензиям Орды на восстановление этих отношений.

 

 

Что такое «иго» и какие смыслы вкладывались в термины, обозначавшие зависимость русских земель от Орды? Читайте на сайте ИСТОРИК.РФ

 

 

Целью «идеологической» работы, которая велась в окружении Ивана III, было убедить колеблющихся в том, что против ордынского «царя» не только можно сражаться, но его можно победить

 

 

Освобождение от ордынской власти не было одномоментным – оно растянулось на период с 1472 по 1480 год

 

Что почитать?

Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000

 

 

 

 

Фото: РИА НОВОСТИ

Антон Горский, доктор исторических наук

Наверх

Вернуться назад

Следующая статья

Начало Великого стояния.

Угра. 1480 год.

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки монголов переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, а в 1480 отказался признать зависимость Руси от неё.
Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В январе 1480 против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.
«Того же лета, злоименитый царь Ах­мат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все правосла­вие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»
Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.
Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск грозного Тамерлана в 1395 году.
Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнутся на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.
30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.
Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка Ахмад-хана форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.
Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь защитить свое отечество, Русскую землю, от поганых, не жалейте своих жизней, пусть никогда не увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей ваших, и поругания жен и дочерей ваших!
Пострадали иные великие славные земли от турок, а именно: Болгары, Греки и Трапезунд, и Аморея, и Арбанасы, и Хорваты, и Босния, и Манкуп, и другие многие земли, и все оттого, что не встали мужественно на свою защиту! И сами погибли, и отечество, и землю, и государство свое погубили, и скитаются теперь по чужим странам, бедные и воистину странные, и многих слез и плача достойные, укоряемые и поношаемые, и оплевываемые за то, что лишены мужества. А те, что убежали в чужие страны с имуществом многим, и с женами, и с детьми, погубили вместе с золотом и душу свою и тело, ведь лучше было бы воздать дань тем, кто погиб, чем бездомными скитаться по чужим странам. Довелось мне видеть своими глазами грешными великих государей, спасшихся от турок с имуществом своим и скитающихся подобно странникам и в таковой беде смерти у бога просящих, как благодеяния. Пощади, господи, нас, православных христиан, молитвами богородицы и всех святых. Аминь

«ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА РЕКЕ УГРЕ»
Софийская вторая летопись
 

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».
Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья ее до впадения в нее р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу. На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского.
28 октября 1480 г. Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Для тех, кто наблюдал со стороны, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощенное объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.
Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, намеревающееся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, грабя на обратном пути земли своего необязательного союзника. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому, Угру стали называть «поясом Богородицы».
Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».
6 января 1481 Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде началась междоусобица.
Последние военные конфликты XIV века с Ордой (Куликовская битва 1380 г., разорение и захват Кремля ханом Тохтамышем в 1382 г.) были тяжелыми, но полезными уроками, которые помогли московскому военному руководству переосмыслить военные доктрины. С 1389 г. на Руси впервые появляется огнестрельное оружие, зарождается артиллерия как особый род войск. Всё это и проявилось в Стоянии на Угре:
* предотвращены попытки ордынцев форсировать реку в значительной мере с помощью огнестрельного оружия и артиллерии;
* согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
* отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
* удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, ее дни как государства были сочтены.
«Угорщина» положила конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление. Да и сама Русь была уже не той, что в XIII веке, во времена нашествия Батыя, и даже в XIV веке — перед лицом орд Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя ещё и не совсем окрепшее внутренне Московское государство.
Через 22 года после Стояния на Угре в 1502 году войско ослабленной Орды было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

из обсуждений темы в прошлом году:
— резкое оживление дипломатического диалога с почти 2 десятками европейских г-в, что де-факто означало признание суверенитета России в привычных тогда международных нормах;
— две русско-литовские войны в конце XV-начале XVI века более чем на четверть уменьшили территорию Литвы и раздвинули границы России;
— с 1487 г. в течение почти 20 лет московский государь «сажал из своей руки» ханов на трон Казани;
— окончательно подчинилась Вятка, и в конце столетия прошёл первый «московский» поход за Урал;
— в 1485 г. в состав гос-ва вошло Великое княжество Тверское;
— под полный политический и военный контроль Москвы попадают Псков и Рязанское княжество;
— в том же году начинается фундаментальная перестройка Кремля… ( u_96</lj> )

+ достаточно посмотреть на карту нашего государства тогда… и как она изменялась после, чтобы увидеть — насколько значимым было именно это событие в нашей истории

 

Темная сторона стремления Грозного стать Дубаем Северного Кавказа | Города

Рано или поздно, кажется, все в Чечне будет носить имя Ахмат. Имя бывшего лидера республики Ахмата Кадырова теперь украшает главную мечеть российского региона «Сердце Чечни», его главную артерию и государственную галерею. Когда на следующей неделе в Грозный прибудет сборная Египта, игроки будут тренироваться на «Ахмат Арене», домашней арене футбольной команды региона, недавно переименованной в футбольный клуб «Ахмат». Рамзан Кадыров, лидер региона, включил имя своего отца в свой неофициальный лозунг: «Ахмат — сила».

Поэтому неудивительно, что планируемый небоскреб, последний мегапроект в столице Грозном, будет называться «Ахмат Тауэр». Объявленное самым высоким зданием в Европе, его 102 этажа и ошеломляющая стоимость в 1 миллиард долларов, это воплощение лихорадочного стремления города стать своего рода Дубаем на Северном Кавказе.

Помимо секретности вокруг инвесторов здания есть и другие намеки на то, что это не обычное развитие бизнеса.

Архитекторский рендеринг 102-этажной башни Ахмат Тауэр, признанной самым высоким зданием в Европе. Фотография: Smart Building/ Adrian Smith + Gordon Gill Architecture

«Говорить об этом проекте без очереди не считается правильным. Это культурные различия, понимаете. Разрешение идет сверху вниз в республике», — сказал мне недавно за чашкой кофе представитель застройщика, отказавшись от интервью. Вместо этого он передал глянцевый журнал «Высокие дома», спонсируемый архитектором «Ахмат Тауэр».

Башня «Ахмат Тауэр» отражает повальное увлечение маркетингом и пиаром в современной Чечне, провинции, поддерживаемой субсидиями из Москвы, где уровень бедности является одним из самых высоких в России, но где небоскребы комплекса «Грозный-Сити» с наполовину заполненными офисами и роскошным отелем стать символом нового богатства.

Правительство Чечни представляет тщательно ухоженный центр Грозного как свидетельство возрождения республики после войн 1990-х и 2000-х годов, опустошивших столицу и унесших жизни сотен тысяч мирных жителей.

На мартовском снимке 2000 года Грозный запечатлел разруху, понесенную чеченской столицей. Фотография: EPA

«Башня является символом победы добра над злом, нашей победы над угрозой международного терроризма», – сказал Джамбулат Умаров, региональный министр, в сферу деятельности которого входят СМИ и национальная политика. «Башня — символ победы идеалов первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова».

Никто не верит, что это то, что сейчас нужно Чечне, а если и верят, то пропаганде

В прошлый четверг днем ​​в Грозном на выжженных солнцем мраморных дорожках у Сердца была всего горстка людей мечети Чечни, стилизованной под Голубую мечеть в Стамбуле. На время поста в Рамадан в основном закрылись кафе на проспекте Путина, главном проспекте, названном в честь президента России. Пара охранников бездельничала у мемориала, официально посвященного погибшим в борьбе с терроризмом. Все немного одурманены от нехватки еды и воды, ожидая окончания поста ифтаром, ужином.

Котлован находится прямо напротив проспекта Ахмата Кадырова, в самом центре города. При проектируемой высоте 435 метров (1427 футов) «Ахмат Тауэр» станет самым высоким зданием в Европе, воздвигнутым правительством на самой окраине, воплощающим отказ от западного либерализма с ультраконсервативным духом, который ставит сплоченность выше прав личности.

Мечеть Сердце Чечни в центре Грозного, стилизованная под стамбульскую Голубую мечеть. Фото: Кирилл Кудрявцев/AFP/Getty Images

На практике эти значения изменились.

Многочисленные сообщения прошлого года свидетельствовали о том, что власти региона задержали сотни геев и подвергли их избиениям и пыткам. Этот протест сделал имя Кадырова нарицательным на Западе. Когда его спросили о чистках, Кадырова, похоже, больше обидела сама мысль о существовании геев-чеченцев, чем обвинения в том, что их посадили в тюрьму или убили.

До этого его обвиняли в применении коллективных наказаний в отношении членов семей подозреваемых в терроризме и тех, кто протестовал против его правления, часто сжигая семейные дома.

Ряд чеченцев, с которыми разговаривали для этой статьи, отказались назвать свои полные имена в западном издании. Даже случайные критики правительства были публично пристыжены по телевидению, иногда отказываясь от своих взглядов, говоря, что они были одержимы демонами. Журналисты и правозащитники стали жертвами убийств и обвинений в тяжких преступлениях.

Люди приезжают просто посмотреть Грозный-Сити. Многие россияне, которые не были в Дубае, любят его сравнивать

Молодая женщина по имени Мариям, которая работает в сфере PR и постоянно переезжает из Грозного в другой город России, сказала, что, по ее мнению, башня свидетельствует о нецелевом использовании ресурсов, которое, по ее мнению, было связано с корыстными действиями. «Никто не верит, что это то, что сейчас нужно Чечне, а если и верят, то верят пропаганде», — сказала она. «Но в основном люди просто стараются не высовываться и просто жить. Честно говоря, я действительно думаю, что большинство людей вообще не имеют никакого мнения об этой башне. Это слишком далеко от их жизни».

В данный момент особо не на что смотреть, только прямоугольный котлован со сваями, закрытыми от посторонних глаз. Активно ведется строительство соседнего торгового комплекса «Грозный Молл», который, как ожидается, будет обслуживать больший спрос, чем роскошные апартаменты и офисы, запланированные для «Ахмат Тауэр». Уже есть предположения, что строительство башни застопорилось и срок ее возведения в 2020 году может быть перенесен на 2022 или 2024 год.

Макет комплекса Грозный-Сити, включая Башню Ахмат. Фото: Елена Афонина/ТАСС

Проект указывает на стремление Кадырова придать городу международный вид по образцу Дубая, который начался со стеклянных башен комплекса зданий Грозный-Сити. Глубоко желанное чувство интернационализма также придается найму фирмы во главе с Адрианом Смитом, архитектором Бурдж-Халифа в Дубае и Башни Царства в Саудовской Аравии.

Отвечая на вопрос о сравнении города с Дубаем, Элина Батаева, директор государственной компании по развитию туров, сказала, что поддерживает развитие города, но это помогает смотреть на вещи в перспективе. «Люди приезжают просто посмотреть «Грозный-Сити». Многие россияне, которые не были в Дубае, любят его сравнивать. Я была в Дубае, поэтому знаю, что это не совсем Дубай», — смеется она. «Но что-то есть в городе и в людях».

Ночной вид на район Бизнес-Бэй в Дубае, где находится небоскреб Бурдж-Халифа, спроектированный Адрианом Смитом. Фотография: Alamy

Одной из загадок остается источник финансирования. Инвесторы в башню не разглашаются, в отличие от эмиратских сторонников исламского университета, строящегося в центре города, и неясно, как здание когда-либо будет приносить прибыль.

Первоначально планировалось, что башня будет стоить 500 миллионов долларов, но в 2016 году мэр города Муслим Хучиев сообщил, что башня будет стоить более 1 миллиарда долларов. Тогда он сказал, что строительство полностью финансировалось частными инвесторами, а не государственными субсидиями, но отказался назвать их имена, что вызвало слухи о том, что в список могут быть включены государственные компании или фонды, контролируемые чеченским правительством.

Человек, близкий к областному правительству, на условиях анонимности сообщил, что большая часть нынешнего комплекса в Грозном-Сити не занята никакими предприятиями, а среди нынешних арендаторов есть государственные компании, которые были размещены там политическими решение.

Надежда, по его словам, заключалась в том, что предложение офисных помещений и роскошных квартир в конечном итоге создаст спрос.

— Если здесь есть мини-Дубай, может быть, они и придут к нему, — сказал он.

Для получения дополнительной информации о жизни в российских городах, где проводятся Кубок мира, Посетите города Guardian или следуйте на Twitter , Facebook и Instagram

    7110079100.

9

9

7

9.

9

9

7

9

7

7

7

9

100.

9 и Instagram 9003
0071007100.

9 и Instagram

    700710079100. прах, но какой ценой?
    • Опубликовано

    Воспроизведение этого видео невозможно

    Для воспроизведения этого видео необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

    Заголовок в СМИ,

    Стив Розенберг прогуливается по проспекту Путина в центре Грозного

    Стив Розенберг

    BBC News, Грозный

    На концерте в Грозном детский хор поет о бывшем президенте Чечни Ахмате Кадырове , взорванного повстанцами восемь лет назад.

    Сюжет не из приятных, но исполнители потрясающие: девушки в белых кружевных платках и красиво вышитых лиловых платьях; мальчики в меховых шапках, с кинжалами и фальшивыми боеприпасами, привязанными к их пальто.

    Когда на сцену выходит сын убитого президента, аплодисменты тянутся почти до Кавказского хребта.

    Его зовут Рамзан Кадыров, и он сейчас руководит Чечней.

    Это видно по тому, сколько раз его портрет появляется в Грозном — на билбордах, на крышах зданий, даже возле автосалонов.

    Кадыровы сами когда-то были повстанцами. Затем они поменялись сторонами. После смерти Ахмата Кремль полагался на Рамзана и его вооруженную милицию в подавлении мятежа и восстановлении Чечни.

    Image caption,

    В новом Грозном девушек поощряют носить хиджабы

    Пока план работает.

    Менее десяти лет назад ООН назвала Грозный «самым разрушенным городом на земле».

    Сегодня чеченская столица наполнена эхом не пуль, а автоматов по производству попкорна на углах и строительных работ.

    Есть суши-бары, салоны красоты, небоскребы, даже «караоке-комедийный клуб». Миллиарды долларов помощи из Москвы пошли на реконструкцию и помогли чеченской столице подняться из руин.

    ‘Нарушение прав’

    Но человек, который руководил этим возрождением, весьма противоречив.

    Правозащитные организации обвиняют Рамзана Кадырова в преследовании критиков и злоупотреблениях в борьбе с боевиками; Судебные документы в Великобритании показали, что спецслужба MI5 считает его ответственным за гибель политических оппонентов.

    Когда я встречаюсь с Рамзаном Кадыровым на территории его президентского дворца, я спрашиваю, правдивы ли обвинения.

    «Жизнь, которую мы сегодня строим, прекрасна, — говорит Рамзан Кадыров.

    Источник изображения, AFP

    Image caption,

    Новая мечеть в Грозном считается самой большой в Европе

    «Но Запад и Европа этого не хотят. Они говорят, что Кадыров — бандит. Если в Европе произойдет инцидент , говорят, за этим стоит Кадыров. Если у кого-то корова сдохнет, виноват Кадыров. Если курица не несет яиц, виноват Кадыров.

    «Они готовы на все, чтобы очернить имя Кадырова. И скажите миру, что Кадыров плохой человек. Я им говорю: «Докажите!»

    А что за заявления о том, что Кадыров подготовил расстрельные списки своих политических оппонентов? Глава Чечни расхохотался.

    «Человек, который делает это заявление, — шизофреник», — улыбается он. «Клянусь Аллахом, эта идея никогда не придет мне в голову».

    «Исламизация»

    Восстанавливая Чечню, Рамзан Кадыров продвигает то, что он называет «традиционным исламом»: это заставляет Чечню все меньше и меньше чувствовать себя частью России.

    Алкоголь больше не продается в магазинах; есть отдельные спортивные сооружения для мужчин и женщин; в компьютерном магазине можно купить iPad и получить бесплатную копию Корана; На потолке моего гостиничного номера в Грозном нарисована стрелка, указывающая на Мекку.

    При Кадырове также действует более строгий исламский дресс-код. Я встречаю одну женщину, которая рассказывает мне, что ей угрожали за то, что она не носила хиджаб в общественных местах.

    Она глубоко обеспокоена политикой исламизации. Опасаясь расправы, женщина просит не называть ее имени.

    «Моя племянница сказала, что к ней в детский сад приходил мужчина, — вспоминает она.

    «Он велел всем детям спросить своих родителей, молятся они или нет, а затем доложить ему. Он сказал, что если они не будут молиться, родители и дети попадут в ад.

    «Священнослужители ходят в школы и говорят шестилетним мальчикам контролировать своих сестер, и что если их сестры не будут носить платки, мальчики будут привлечены к ответственности и наказаны Богом».

    Image caption,

    Рамзан Кадыров продвигает то, что он называет традиционным исламом

    «Я в ужасе. Я думаю, что через 10 лет мы воспитаем целое поколение религиозных экстремистов».

    Рамзан Кадыров отрицает, что его ислам является экстремистским.

    Он также не признает, что «традиционный ислам» нарушает права женщин.

    «Рай лежит у ног матери», — говорит он мне.

    «Так как же чеченец, мусульманин, может нарушать права женщин? Я очень люблю свою мать, свою жену, своих сестер.