Содержание
Почему 8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета? | Культура
Пожалуй, наиболее образно и эмоционально подвиг инока-воина отражен в «Сказании о Мамаевом побоище», созданном вскоре после окончания легендарного сражения. «Пришел из Орды ордынской князь Мамай с единомышленниками своими, со всеми князьями ордынскими, и со всею силою татарскою и половецкою, а еще нанял в войско басурман… А с Мамаем в единой мысли и в единой думе литовский князь Ягайло Ольгердович, со всею силою литовскою и с польскою, с ними же в союзе и князь Олег Иванович Рязанский со всеми своими советниками. И пошел на великого князя на Дмитрия Ивановича Московского».
Великая опасность нависла над Русью, но накопила она уже силы после страшных ордынских опустошений и готова была принять бой за свою свободу. Под знамя великого князя Дмитрия стекались полки со всей земли русской. Пока русские силы собирались в Москве и под Коломной, великий князь отправился в Троицкий монастырь, чтобы получить благословение преподобного Сергия Радонежского. Летописи повествуют, что после благословения князь обратился к Сергию: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». И преподобный Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались».
В летописях подчеркивается, что до принятия иночества Пересвет был великим воином, не раз встававшим на защиту родной земли. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел, величеством же и шириною всех превзошел и умел был к воинскому делу и наряду». Определенные разночтения есть в том, откуда богатырь родом, но большинство летописных источников называют его брянским боярином. А после того, как княживший в Брянске Дмитрий Ольгердович «отъехал» на службу к Дмитрию Московскому, перебравшись со своей дружиной и боярами в Переяславль-Залесский, Пересвет, как и Ослябя, стали послушниками в Троице-Сергиевом монастыре.
Утверждение летописей о том, что Пересвет и Ослябя братья, пожалуй, не стоит понимать в буквальном смысле. Более вероятно, что они были побратимами, что тогда было широко распространено среди воинов, или же братьями-иноками — монахами одной обители.
Отправляя монахов на воинский подвиг, Сергий дал им нетленное оружие — крест Христов, который иноки нашили на схимы (монашеское облачение). «И повелел им вместо шлемов возложить его на себя» — видимо, подразумевается монашеский головной убор в виде колпака с капюшоном, который носили схимники. Благословив иноков, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!». Завет Сергия Радонежского иноки-воины выполнили с честью.
Начало сражения подробно описано в летописях. «И поднялся царь Мамай с тремя князьями на высокое место, чтобы видеть кровопролитие человеческое, где съезжаются удалые люди с обеих сторон. Выехал из его войска громадный татарин, подобный древнему Голиафу, видеть даже страшно. Трею сажень высота его, а дву сажень ширина его, межу плеч у него сажень мужа доброго, а глаза его, аки пивной котел, а межу ушей у него стрела мерная, а межу очи у него, аки питии чары, а конь под ним, аки гора великая». Конечно, летописи преувеличивают силу ордынского богатыря, но, видимо, воином он был великим. В тот период общему сражению часто предшествовали схватки богатырей, и Челубей (Темир-мурза, Таврул), как называют ордынца летописи, готов был сразиться с любым русским воином.
Принять его вызов решил Пересвет, обратившийся к великому князю: «Тот ищет противника себе, я хочу выступить против него с оружием. Ведь если я не выступлю против безбожного, то все вы будете от него побеждены». Получив разрешение князя, он обратился к воинам: «Отцы и братья, простите меня, грешного, и благословите. И ты, брат Ослабя, моли Бога за меня». Направляя коня в сторону Челубея, Пересвет промолвил: «Святой преподобный Сергий, помогай своими молитвами святыми».
Бой богатырей был коротким, они сшиблись с такой силой, что оба упали мертвыми, но Пересвет на какие-то мгновения дольше продержался в седле и упал головой в сторону противника, а это для всего русского войска предвещало победу в тяжелейшем сражении.
Победа в Куликовской битве была полной, но далась очень дорогой ценой. Летописи передают, что после битвы Дмитрий Московский объезжал поле кровавой сечи. «Приехал князь великий на другое место и нашел тут лежащим Пересвета Александра, чернеца брянского, тут же лежит и Таврул татарин, уподобляясь древнему Голиафу. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Видите ли, братья, русские сыны, многим было испить от него смертную чашу, но его победил Пересвет».
Погибших русских воинов хоронили на поле битвы, но Пересвета князь распорядился перевезти в Москву. Похоронили инока-воина рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре. Позднее рядом с ним похоронили и Ослябю, который был ранен в битве, но остался жив. В летописях есть упоминания, что после Куликовской битвы он несколько раз выполнял ответственные поручения великого князя Дмитрия и даже ездил в Царьград.
В XVIII веке при перестройке монастыря обнаружили кирпичный склеп, где на надгробных камнях не было надписей (так хоронили монахов). Под надгробиями находились гробы Пересвета и Осляби. С этого времени могилы иноков-воинов стали местом поклонения.
В 1928 году Симонов монастырь закрыли, и могилы героев Куликовской битвы оказались на территории завода «Динамо». Храм, где они находились, частично сохранился, перестроенный для заводских нужд. В 1980 году, когда отмечалось 600-летие Куликовской битвы, могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. Могилы были облагорожены, но продолжали оставаться на территории завода. Только в 1988 году церковь была отделена от территории завода, и к могилам иноков появился свободный доступ.
Память иноков-воинов всегда чтилась народом. Их именами традиционно называли боевые корабли русского флота. Уже в этом веке имя «Пересвет» дали скоростному поезду Москва-Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что день памяти святого преподобного воина-схимника Александра Пересвета отмечается не только 8 сентября. Его и Андрея Ослябю поминают на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), а также в дни: «Всех Московских святых» — воскресенье перед 8 сентября, «Всех Тульских святых» — 22 сентября, «Всех Брянских святых» — 3 октября, «Всех Радонежских святых» — 19 июля.
Теги:
Русь,
Россия,
история,
война
Куликовская битва. Подвиг Пересвета — Фонд Архангела Михаила
Куликовская битва – ключевой момент в истории России. Знаменательно, что она состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Многие знают, что русских воинов, объединенных под стягами Димитрия Донского, благословил на бой преподобный Сергий Радонежский. Что Игумен земли Русской послал с войском двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Но в чем состоял смысл этого благословения, кажется, не имевшего аналогов в русской истории? И почему Пересвет и Ослябя прославлены в лике святых – только ли за сам факт сочетания монашеского и ратного служения?
Благословение прп. Сергия. Картина Павла Рыженко из цикла «Куликово поле»
Духовное единство
Ища ответ на эти вопросы, понимаешь, как важна была духовная составляющая в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Известно, что преподобный Сергий духовно объединил Русь – и благодаря этому стало возможно обретение независимости, которую наша страна потеряла именно из-за усобиц между княжествами. Авва Сергий примирял враждующих князей, а его ученики, основывая монастыри в разных концах страны, способствовали духовному пробуждению русских людей. Уходила подавленность, приходила вера и надежда на Бога, готовность к самоотверженному служению Ему, а значит – и родной земле. Кульминацией этого стала Куликовская битва, о которой философ Лев Гумилев мудро сказал, что «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские».
Благословение преподобного Сергия
Когда благоверный князь Димитрий Донской пришёл к преподобному Сергию Радонежскому просить благословения на бой против грозившего Руси Мамая, игумен прежде всего спросил, можно ли избежать столкновения: откупиться данью, изъявлением покорности. Димитрий ответил, что предпринял все попытки к замирению, но монголы жаждут крови. Тогда преподобный благословил русское войско и предрек ему победу. Он послал с Димитрием двух бывших бояр, а ныне иноков Пересвета и Ослябю. При этом – благословил их не возлагать на себя воинских доспехов, лишь схимы с изображением креста. Преподобный произнес: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко добрые воины Христовы!»
Схима – высшая, самая строгая степень монашеского отречения от мира. Мы доподлинно не знаем, были ли к тому моменту Пересвет и Ослябя схимонахами. А может быть, авва Сергий постриг их в схиму непосредственно перед началом похода – как многие в то время принимали схимнический постриг, готовясь к смерти? Тогда это было знаком особой готовности умереть за Родину. Почему он сделал это, стало ясно некоторое время спустя.
Духовный бой
…Стоят напротив друг друга две рати. Ощерились копьями полки. Но прежде, чем битва началась, перед татарским войском, гарцуя на огромном коне, выехал богатырь Челубей. Был он велик ростом, горд и грозен, слыл непобедимым. В татаро-монгольском войске служили представители разных народов со всей Азии. Есть данные, что половец Челубей был не обычным богатырем. Он прошел посвящение на Тибете, где приобщился к тайным знаниям древней демонической религии бон-по и достиг степени «бессмертного». Идя в бой, он призывал на помощь бесов. Те парализовывали волю противника, а своего служителя наделяли нечеловеческой силой. В этом и состоял залог непобедимости Челубея. Русскому воину, дерзнувшему вступить в бой с этим знаменитым поединщиком, предстояло фактически сразиться с бесом, вселившимся в человеческое тело.
Неудивительно, что никто не решался принять вызов. В рядах защитников Руси возникло замешательство. И тогда вперед выехал Пересвет – немолодой воин в схимническом одеянии. «Не смущайтесь – обратился он к соратникам – велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!» Пересвет уповал не столько на себя, сколько на Христа. Он окропил себя святой водой, испросил у всех прощения – и пошел на бой.
Молитва Пересвета. Картина художника Павла Рыженко
Это был не столько поединок двух богатырей, сколько битва добра и зла, Христа и велиара, сердечной молитвы и бесовских заклинаний. За своего духовного сына молился в монастыре преподобный Сергий – житие свидетельствует, что пока шла Куликовская битва, он стоял на молитве и по именам поминал убиенных православных, по благодати Божией видя поле сражения. Молился и стоявший неподалеку, в войске, собрат-инок – Андрей Ослябя. И конечно, сам схимонах Александр пламенел молитвой ко Христу! Эта сердечная молитва одолела демонические козни. Схима с крестом оказалась самым сильным оружием!
Отвергнуться себя и победить
Но помимо боя духовного, было и земное сражение. Исторические источники сохранили сведения, что богатырь Челубей сажался огромным копьем – «в целую сосну», на метр длиннее обычного! Шансов победить его практически не оставалось: соперник рисковал быть пробитым насквозь или, как минимум, выбитым из седла, даже не нанеся удара грозному половцу! Но мы помним, что по благословению своего духовного отца Пересвет шел в бой без кольчуги. И именно на это он возложил свою надежду победить – отбросив мысль о собственной земной жизни. Он сознательно шел на смерть, на мученичество. Когда богатырские кони помчали всадников навстречу друг другу, схимник выставил вперед копье – и, уже пробитый насквозь грозным оружием противника, смог удержаться в седле и с ходу пронзить Челубея. Оба замертво пали на землю. Но сам факт убиения «бессмертного» поединщика был воспринят как победа над ним. Она потрясла современников и сохранилась в истории, стала залогом победы русского войска.
Победа Пересвета. Картина художника Павла Рыженко
Вера решает судьбы народов
Нам часто кажется, что служение Богу – это хорошо, но судьбы народов решают дела земные. Однако духовный мир намного ближе, чем видится. Не будь преподобного Сергия, не соверши своего подвига послушный ему схимонах Пересвет – кто знает, каковы были бы судьбы Руси? А потому святость и грех оказывают самое реальное воздействие и на политику, и на войны. Поэтому быть верными Богу и просить помощи у наших святых предков – дело государственной важности. И в нынешних непростых исторических обстоятельствах нам очень важно просить святых – в частности, преподобных Сергия Радонежского, Александра Пересвета и Андрея Ослябю – о заступничестве за Россию.
Памятник преподобному Сергию
В московском районе Гольяново, близ строящегося храма преподобного Сергия Радонежского, готовится установка памятника этому великому угоднику Божию. Памятник святому – это как бы посредник между храмом и светским человеком, еще не готовым войти под церковные своды. Встречая его на улице, среди обыденной суеты, он напоминает о вечном. Больше узнать о проекте создания этого памятника, сбор средств на который ведется всем миром, попечением православного Фонда Архангела Михаила, можно здесь.
Алина Сергейчук
Статья впервые опубликована на портале Русская Народная Линия
19.09.22
954
3
НАЗАД
Поделиться
1. | Sweet Mountain Misery (Введение Хантера Бургана) 00:46 | информация | купить трек | |
2. | Static (с участием Уолтера Дельгадо) 01:52 | тексты песен | купить трек | |
Статический | ||||
3. | Time Flies (с участием Кэмерон Миллер) 01:55 | тексты песен | купить трек | |
Когда ты вспоминаешь обо всем, что сделал | ||||
4. | Дымовая завеса 02:02 | тексты песен | купить трек | |
Я хочу правды | ||||
5. | Помнишь меня? (с участием Джеффа Солсбери) 02:22 | тексты песен | купить трек | |
Эй, эй, эй, эй | ||||
6. | Regressive Oppressor (с участием Бренны Рэд) 02:24 | тексты песен | купить трек | |
Внушайте ненависть вашим священникам и пастырям | ||||
7. | Lose Control (с участием Джеффа Кресджа) 02:11 | тексты песен | купить трек | |
Моя голова взрывается | ||||
8. | Ядовитый вид 02:33 | тексты песен | купить трек | |
У меня есть только один трюк | ||||
9. | Прилив в сумерках (Интерлюдия) 01:15 | купить трек | ||
10. | Под моей кожей 02:39 | текст | купить трек | |
Ты проникаешь мне под кожу | ||||
11. | Вставай! (с участием Филиппа Пенегара) 01:27 | тексты песен | купить трек | |
Встать | ||||
12. | Берегите дыхание 02:01 | тексты песен | купить трек | |
Почему у меня такое чувство | ||||
13. | We’ve Gotta Change (с участием Евы Холл) 02:15 | тексты песен | купить трек | |
Что потребуется | ||||
14. | Open Your Eyes (с участием Ефрема Шульца) 03:39 | тексты песен | купить трек | |
Открой глаза и посмотри | ||||
15. | О, ужасные извинения… (Проведение Хантера Бургана) 02:05 | купить трек |
Что говорят критики – The Hollywood Reporter
Поскольку песня «Moves Like Jagger», занявшая первое место в чартах, все еще активно крутится на радиостанциях повсюду, калифорнийская группа Maroon 5 не стала ждать ни минуты, прежде чем выпустить новую музыку, выпустив сегодня свой четвертый альбом Overexposed .
Представляя 12 треков мягких баллад и бесспорно хитов, группа из пяти человек, которая не была любимицей критиков с момента их прорывного альбома Songs About Jane , возвращается к победной поп-формуле , в то же время доказывая, что мало что изменилось.
ФОТО: Ники Минаж, Питбуль, Адам Левин и Виз Халифа выступают на фестивале Wango Tango 2012
Действительно, первый сингл с альбома «Payphone» с участием рэпера Wiz Khalifa уже занял первое место в цифровом формате. продажи, лучшие показатели группы в цифровом чарте. Но помимо фирменного вокального стиля певца Адама Левина , звучание Overexposed , кажется, воспринимается как резкое отклонение от дебюта Maroon 5 в 2002 году, и в этом смысле, возможно, это не то, что фанаты ожидают от этого альбома. Некоторые критики также отмечают в новой музыке намек на неискренность.
Говорит Эллисон Стюарт из Washington Post: « Overexposed — это целеустремленная ракета, которая не только подрывает репутацию Maroon 5 за искренность, но и украшает его труп блестками, лаком для волос и наклейками Hello Kitty».
Entertainment Weekly , поставивший альбому оценку C+, заявил, что он «никогда не находит баланс между твердостью рока и танцевальным поп-блеском… Maroon 5 едва ли звучит как группа».
Другие критики отмечают общую посредственность, что Maroon 5, которые привлекли внимание Америки, похоже, потеряли свою цель из-за «отчаянно продающихся» треков на альбоме.
Что касается Левина, хотя он и является одним из самых узнаваемых голосов в популярной музыке сегодня, в лирическом плане он, кажется, не попал в цель на Overexposed , особенно когда речь идет о фирменных балладах Maroon 5.
ФОТО: Примечательные цитаты судей «The Voice»
Как Billboard Крис Пейн пишет: «Maroon 5 едва ли та же группа, которая впервые попала в радиоволны со своим дебютным синглом Harder to Breathe. ‘десять лет назад. Варианты альтернативного рока далеки от того направления, в котором группа взяла курс с тех пор, как попала в высшую поп-лигу».