Содержание
Куликовская битва произошла в Москве?
Главная » Новая хронология » Куликовская битва произошла в Москве?
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Я в обсуждении статей по новой хронологии я писал. Что это направление я разделяю на 2 поднаправления – критика и реконструкция. Критику у НХ я считаю очень сильной стороной, которую ,практически, не возможно оспорить. А вот реконструкция, зачастую, чистая фэнтази. Да и нет единой теории реконструкции прошлого, сколько авторов столько и теорий.
Но, правда, есть у НХ, отдельныё удачные эпизоды, реконструкцию которых можно считать не менее удачной, чем критику. Одним из таких эпизодов я считаю определение места реальной Куликовской битвы. По этому поводу мне попалась в ЖЖ amigooo очень удачная статья, её я и выкладываю. Дальше авторский текст.
Подробности этого события нашей истории, казалось бы, хорошо известны. Однако это не так. Более того, скорее всего, все было совсем не так, как мы привыкли думать. И главное заблуждение — это само место, где произошла битва. Существует много аргументов в пользу того, что Куликово поле находилось на территории современной Москвы.
Куликовская битва – крупнейшее сражение в истории Руси. История говорит, что на берегу Дона в 1380 году сошлись два войска, общая численность которых составляла более трехсот тысяч человек. В результате жестокой многочасовой сечи на поле осталось лежать две трети ее участников. Выжившим русским воинам понадобилось восемь дней, чтобы собрать и похоронить тела павших товарищей.
Казалось бы, после такого страшного кровопролития Куликово поле просто должно быть усыпано наконечниками копий, стрел, их обломками, а также частями щитов и другого военного снаряжения. Должны навечно остаться были и останки убитых ордынцев, которых естественно, никто не хоронил: нечестивые тела, как говорит летописец, были брошены зверям и птицам на растерзание. Однако ничего этого на Куликовом поле не найдено, как не найдена и братская могила десятков тысяч русских воинов. Где же все это?
Единственно правильным ответом на этот вопрос будет то, что никакого сражения в этом месте не было.
Современные историки считают, что численность обоих войск, скорее всего, преувеличена. Однако это не ничего не меняет – археология Куликова поля очень бедна. То количество находок, которое было здесь обнаружено, настолько мало, что не превышает фона – столько можно найти в любом другом месте.
В поисках решений данной проблемы историки предположили – вопреки древним свидетельствам, — что тела погибших увезли в Москву, где и похоронили. Но до Москвы войско добралось только спустя более трех недель после битвы. Невозможно представить, чтобы мертвых не хоронили столько времени, да и ради чего? Всегда и везде павших на поле битвы хоронили там же. И в любом случае остается непонятным, где же тогда останки воинов Мамая?
Как ни крути, ничего не получается. Так, может, Куликово поле находится где-то в другом месте? Зная, что описание битвы – это всего лишь литературный источник, можно предположить, что изначальный текст по ряду причин был неправильно понят, и локализация Куликова поля на Дону является всего лишь версией. Если эта версия ошибочна, то вполне естественно попытаться выдвинуть другую, менее противоречивую.
Много лет назад академик А.Т.Фоменко предположил и аргументировано обосновал идею, что Куликовская битва произошла на территории нынешней Москвы, у места впадения Яузы в Москва-реку. Именно здесь находятся московские Кулишки, ранее называвшиеся Куличковым полем. Ближайшие же места напрямую связаны с самой Куликовской битвой или ее описанием.
На Кулишках находится церковь Всех Святых, которую заложил Дмитрий Донской в память воинов, павших в Куликовской битве. Вполне естественно предполагать, что храм в честь погибших был воздвигнут на месте битвы. Рядом с церковью находится улица Солянка, которая раньше называлась Кулижки.
Рядом с Кулишками, за Яузой, расположена Таганская площадь. Она находится на вершине холма, который раньше назывался Красным. Следы этого имени до сих пор сохраняются в названиях Краснохолмской набережной, Большого и Малого Краснохолмских мостов. Но ведь Красный холм хорошо известен, как место, откуда Мамай наблюдал за ходом Куликовской битвы!
Вспомним, а что же еще упоминается из топонимики, связанной с Куликовской битвой?
Вот, есть Кузьмина гать, на которой, двигаясь к Куликову полю, остановилось ордынское войско. Так в Москве тоже есть похожее место — это район Кузьминки. И упоминание источником гати вполне применимо к московским Кузьминкам, так как раньше эта местность была болотистой. Об этом свидетельствует и название другого района, расположенного недалеко — Нагатино.
Известно, что Дмитрий Донской выступил в поход из Коломны. Этот город находится примерно в ста километрах от Москвы, то есть добраться до Коломны – уже целый поход. Однако все встанет на свои места, если считать, что речь идет о другой Коломне – селе Коломенском, месте, находящемся сегодня в Москве. Более того, Коломенское находится почти там же, где и упомянутое Нагатино.
Войско Дмитрия, по словам летописца, двигалось на Котел. Глядя на современную карту, мы находим его как раз рядом с Коломенским: об этом нам говорят находящиеся здесь речка Котловка и железнодорожная станция Нижние Котлы. Сейчас здесь – муниципальный район Котловка. Возможно, что речь идет о другом Котле, который был совсем рядом с Кулишками. Сегодня мы там видим Котельническую набережную и Котельнические переулки.
Не доходя до Куликова поля, Дмитрий устроил на Девичьем поле смотр войск. Что это за Девичье поле, уж не то ли, что опять же находилось в Москве? Сейчас такого места в городе нет, но оно было еще в XIX веке. Так, например, оно обозначено на иностранной карте Москвы, выпущенной в 1893 году. Соответствующий фрагмент ее представлен ниже. О бывшем названии этого места напоминают расположенные здесь проезд и сквер Девичьего поля. Рядом стоит и известный Новодевичий монастырь, а также находятся Новодевичья набережная и Новодевичий переулок.
Рядом с Кулишками на холме стоит церковь Святого Владимира в Садах. Почему в садах? Какие в диком поле могут быть сады? Владимир – это князь Владимир Андреевич, чей полк, во время Куликовской битвы находился в засаде, и удар которого в самый тяжелый для русских момент решил исход всего сражения. Не покидает ощущение, что воины Владимира были спрятаны за сельскими или городскими садами, на месте которых потом и возвели данную церковь.
Очевидно, что такая версия локализации Куликовской битвы лучше отражает реальность. Места, связанные с этим событием, четко идентифицируются по их названиям, притом на небольшой по размерам территории, а не на растянутой на сотни километров, где в виду обширности пространства можно найти все, что угодно. К тому же, кажется весьма неправдоподобным, чтобы вдали от обжитых мест, там, где, как считается, произошла битва, поля и холмы имели свои названия. А вот в случае с Москвой такое более вероятно.
То, что Куликовская битва «уехала» с берегов Москвы-реки на Дон, имеет объяснение. Дело в том, что упоминаемая в сказаниях река Дон – это и есть река Москва. В древности именно так и называли реки вообще, и даже сегодня в некоторых языках слово «дон» означает просто «реку». Многие реки так и сохранили этот корень в своих названиях: Дунай, Днепр, Днестр, Двина… Вероятно, Доном в прошлом называлась и Москва-река, а после переименования возникла путаница: историки посчитали, что в летописях речь идет о современном Доне.
Возможно, что память о прошлом именовании реки Москвы сохранилась в названии Донского монастыря, стоящего во все том же рассматриваемом здесь районе Москвы. Считается, что он был основан в память победы над татарами, но не над этими, а над теми, которых разбили здесь два века спустя. Название же монастыря якобы произошло от чудотворной иконы, с чьей помощью была одержана победа в бою, и которая, как раз, и называлась Донской. Ее название объясняется тем, что ранее она точно так же помогла князю Дмитрию на Куликовом поле. Кстати, до этого ее подарили Дмитрию донские казаки! Почему донские, почему опять это слово, да и какие могли быть казаки в то время?!
Очевидно, что здесь мы видим очередную путаницу. Перепутано все, в том числе и сражения с татарами. Скорее всего, и название иконы, и монастыря, и прозвище князя Дмитрия произошли от места победы над татарами, расположенного на берегу реки Дон – будущей Москвы.
Вспомним теперь археологический вопрос, который ставит под сомнение то, что Куликово поле находится в Тульской области. Есть ли материальные следы битвы в Москве? Да есть, и более того, они находятся все в том же районе города. Рядом с Краснохолмской набережной расположен Старо-Симонов монастырь, на территории которого были найдены массовые захоронения.
В этом монастыре стоит церковь Рождества Богородицы. Вся земля вокруг церкви в радиусе около ста метров и несколько метров в глубину заполнена человеческими костями. Характер расположения найденных останков говорит о том, что это не отдельные захоронения, а одна огромная братская могила. Вероятно, это и есть место захоронения погибших в Куликовской битве воинов. В пользу этого говорит и название церкви, ведь битва состоялась как раз в день празднования Рождества Богородицы.
И, наконец, летописи сообщают, что у стен этой церкви похоронены Ослябя и Пересвет – известные всем герои Куликовской битвы. Вот так сообщение! После этого не остается никакого сомнения в том, что Мамаево побоище произошло на берегу Москва-реки, а не Дона.
Кто-то скажет, что этих героев-монахов решили похоронить с почестями в Москве, для чего привезли их тела с места сражения. Но, опять же, невозможно представить, что тела везли три недели, чтобы просто похоронить. Рефрижераторов тогда не было, да и вообще как-то не по христиански это. К тому же, если уж и решили везти их, то уж доставили бы не в Москву, а домой – в Троице-Сергиеву обитель. Так что более логичным представляется, что они погибли в Москве на Кулишках, и здесь же, поблизости, у воздвигнутой в память об этом дне церкви были похоронены.
Часть Москвы, на которой кучкуются куликовская топонимика и исторические памятники той битвы. Красным цветом обозначены названия, упоминаемые в ее описаниях.
Московская версия Куликовской битвы более правдоподобна, но принять ее трудно. В основном из-за того, что речь идет о Москве. Ведь если бы в качестве нового места сражения называлось какое-нибудь дикое поле на берегу Волги или Оки, это воспринималось бы более естественно: то поле или другое – какая разница? Но в городе, да к тому же в Москве – это невероятно!
Однако это более чем вероятно и возможно. Потому что, скорее всего, никакого города тогда еще не было. Москва только начиналась и представляла собой одно или несколько сел. То, что город Москва был основан еще в начале XII века, за два с половиной столетия до Куликовской битвы, мало правдоподобно. Никаких свидетельств, более или менее достоверных, о существовании здесь города до Дмитрия Донского нет. Именно после победы над Мамаем Дмитрий начал отстраивать Москву. Тогда же появились и первые московские церкви.
Православная вера — Том III — История Церкви — Четырнадцатый век — Россия
Том III — История Церкви
Четырнадцатый век
Восстание Москвы
Город Москва впервые упоминается в исторических источниках в 1147 году. Сначала это был небольшой торговый пост, но он довольно быстро разросся благодаря своему стратегическому положению на торговых путях с востока на запад и с севера на юг. После разрушения татарскими захватчиками в 1238 году он был восстановлен и укреплен князем Даниилом, сыном святого Александра Невского. Он еще больше вырос при сыне Даниила Георгии, а затем при его втором сыне, Иоанне Калите (годы правления 1328–1341).
Еще почти 200 лет Москвой управляла череда благоразумных, прозорливых, умелых правителей, которые были полны решимости объединить под своей властью враждующие русские княжества с далекой целью свержения татарского ига. Эти правители давали убежище людям, бежавшим из татарских владений на юг, и научились искусно расправляться с татарскими владыками.
При почти полном опустошении Киевской Руси татарами и постепенном усилении и расширении Московского государства было, пожалуй, неизбежным, что со временем Церковь перенесет свою штаб-квартиру из Киева в Москву. Это произошло в 1325 году при святителе митрополите Петре (годы правления 1281–1326), который сразу же начал строительство великолепного Успенского собора в Московском Кремле. Этот храм и по сей день остается главным собором всей Русской Православной Церкви.
Преподобный Сергий Радонежский
Великий преподобный Сергий родился в 1314 году в северном городе Ростове Великом. Его благочестивые родители, Кирилл и Мария, были аристократического происхождения. Его отец был доверенным лицом ростовского князя, с которым он путешествовал, когда князь вел переговоры с татарской Золотой Ордой. В 1328 году, когда московский князь Иоанн Калита начал процесс присоединения Ростова, семья Сергия перебралась гораздо ближе к Москве, в город Радонеж.
Святые Кирилл, Сергий и Мария
Сергий с ранних дней проявил призвание к подвижнической, духовной жизни. После того, как его родители вступили в монашество в более позднем возрасте и вскоре умерли — они почитаются в Русской церкви как святые Кирилл и Мария — он и его старший брат Стефан выбрали уединенное место в дремучем лесу недалеко от Радонежа, где они начали уединенную жизнь. и молитва. Через год или два Стефан вернулся в «цивилизацию» из-за тягот жизни в пустыне, а Сергий остался один в своем лесном раю.
Еще через несколько лет к Сергию присоединились еще несколько человек в маленькую монашескую общину, которую он посвятил Святой Троице. Число монахов оставалось около двенадцати еще несколько лет, пока в 1347 году не пришел богатый и знаменитый игумен из Смоленска по имени Симон и не попросил принять его в общину в качестве простого монаха. Его дар денег был использован для строительства новой церкви.
Преподобный Сергий
В этот момент к общине присоединились еще многие, и Сергий, очень неохотно, согласился официально стать игуменом. Тем не менее, даже после того, как он стал игуменом, он продолжал служить своим монахам, рубя дрова, черпая воду и делая для них одежду, позволяя им копировать рукописи и писать иконы. Он был строгим аскетом, практиком безмолвной молитвы и мистиком, удостоившимся божественных видений и живого общения с Богом.
В 1354 году от исихастского патриарха Константинопольского Филофея Коккина пришло известие, что община должна быть организована как общежительный (общинный) монастырь. Поскольку Русская Церковь еще в XIV веке входила в состав Константинопольского Патриархата, преподобный Сергий чувствовал себя обязанным согласиться на это изменение, к которому его также побуждал святитель Алексий, митрополит Московский (ок. 1353–1378).
С годами монастырь продолжал расти. Со временем он стал признан центром русского монашества. И, как это случалось много раз, по мере того как монахи формировали общины все дальше и дальше вглубь пустыни на север и восток, вокруг монастыря селились поселенцы, и возник значительный город.
Святитель Алексий
Преподобный Сергий стал настолько известен как святой, смиренный человек Божий, что к нему часто обращались святитель Алексий, митрополит Московский, и другие видные деятели страны. Один из них, святой Димитрий Донской, великий князь Московский (годы правления 1360–1389), перестроил стены Москвы вопреки татарским владыкам. Когда татары в ответ собрали огромные военные силы для похода на Москву, Димитрий собрал почти всех русских князей, чтобы они присоединились к нему и собрали большое количество воинов для защиты своих земель.
В момент окончательного решения великий князь Димитрий посоветовался с преподобным Сергием, который посоветовал ему выступить навстречу татарам, чтобы встретить их сражением за рекой Дон в татарской глубинке в открытых степях. Войска сошлись в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Чудом превосходящие по численности русские силы одержали верх. Эта победа положила начало концу татарского владычества, хотя русским приходилось продолжать платить им дань до 1480 г.
Наследие преподобного Сергия России и Православной Церкви неизмеримо. Его непосредственные ученики основали на севере России около тридцати монастырских центров, вокруг которых заселялись и осваивались земли. Между 1400 и 1600 годами по прямому или косвенному вдохновению преподобного Сергия было основано около 250 монастырей. Мистическая духовная жизнь Русской Церкви, а также взаимоотношения Церкви с общественно-политической жизнью русского народа в более поздние времена коренились в личности и делах прославленного и необыкновенно любимого преподобного Сергия Радонежского.
Святитель Стефан Пермский
Современник и друг преподобного Сергия, святитель Стефан Пермский (1340–1396), ученый епископ, вел миссионерскую деятельность среди зырянских племен, живших к западу от Уральских гор. Святитель Стефан создал алфавит для зырянского языка и перевел на этот язык многочисленные церковные писания. Тем самым он продолжил византийскую традицию воспитания церковной жизни на народном языке в новых регионах и заложил духовные основы будущей миссионерской деятельности Русской Церкви среди сибирских племен, а затем в Китае, Японии и на Аляске.
Святой Андрей Рублев
Преподобный Андрей Рублев (ок. 1430 г.), величайший русский иконописец и, возможно, величайший иконописец в истории Православия, совершил свое чудесное дело в конце XIV и начале XV веков. Был монахом Свято-Троицкого монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. Под влиянием прославленного византийского иконописца Феофана Грека святой Андрей работал вместе со своим другом Даниилом Черным.
Самым известным произведением Рублева является икона Святой Троицы, написанная для иконостаса нового храма, построенного в его монастыре. На этой глубоко трогательной иконе в совершенной гармонии цветов и линий изображены три ангела, посетившие Авраама и Сарру (Бытие 18). В этот же период в Византийской империи произошло возрождение церковного искусства, и многие знаменитые фрески и мозаики относятся к этому времени.
Предыдущий
Император Иоанн V Палеолог и Рим
Том III — История Церкви:
Четырнадцатый век
Следующий
Сербы
Том III — История Церкви:
Четырнадцатый век
президентов стран Балтии: «Передовая оборона» необходима для сдерживания России 11 мая 2021 г.
Армия США Фото
Президенты трех прибалтийских государств согласны с тем, что время предоставления сил «растяжки» на восточном фронте НАТО прошло и должно быть заменено усиленной «передовой обороной» для сдерживания будущей российской агрессии в Европе.
Выступая во вторник на онлайн-форуме Атлантического совета, президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что его страна по-прежнему сталкивается с «серьезной угрозой» вдоль Сувалкского коридора, 80-километрового участка территории между Калининградом, где находится крупная российская военно-морская база на Балтийском море. и Беларусь, ключевой союзник Кремля во вторжении на Украину.
Прошло всего 11 лет с тех пор, как последний российский солдат покинул Литву, продолжая дислоцировать войска поблизости, сказал Науседа. Атаки Кремля на соседние государства, такие как Молдова, Грузия, а также в Крыму и восточных провинциях Украины, не прекратились, а ускорились после неспровоцированного нападения на Киев в прошлом месяце.
Науседа вместе с Аларом Карисом, президентом Эстонии, и Эгилсом Левитсом, президентом Латвии, приветствовали принятое на прошлой неделе решение альянса увеличить военную помощь Украине и направить дополнительные боевые группы альянса в государства-члены от Балтийского до Черного морей. в то же время.
Президент Эстонии Алар Карис, президент Латвии Эгилс Левитс и президент Литвы Гитанас Науседа. Atlantic Council Image
Переброска дополнительных сил на восток посылает «очень сильный сигнал Москве о том, что мы готовы защищать территорию НАТО», — сказал Левитс. Дополнительные боевые группы доставят в Латвию более 9000 солдат НАТО. Эти силы пришли в основном из Соединенных Штатов, Великобритании и Германии.
Все трое хотели, чтобы постоянное усиленное присутствие для Восточной Европы было включено в повестку дня НАТО на июньской встрече в Мадриде. Имея долгую историю российской оккупации после Второй мировой войны, эти трое были приняты в альянс в 2004 году.
Кэрис сказала, что тогда «не было альтернативы» объединению ради взаимной безопасности, и «нет альтернативы сейчас».
Мадрид будет «местом, где будут приниматься конкретные решения» о постоянной передовой дислокации, добавил Левитс.
Науседа сказал, что расширение присутствия НАТО в странах Балтии также означает перемещение в страны Балтии передовых систем и другого оборудования, особенно средств противовоздушной и противоракетной обороны, а также дополнительных воздушных и наземных сил. Со своей стороны Литва уже увеличила свои расходы на безопасность и приступила к совершенствованию инфраструктуры, чтобы облегчить переброску сил и техники НАТО в его страну и размещение там.
Поскольку российское вторжение в Украину зашло в тупик, возможность того, что Москва применит химическое или биологическое оружие или тактическое ядерное оружие, чтобы добиться своего, «полностью изменит ситуацию» с реакцией НАТО, сказал Левитс.
Науседа добавил, что «за последние недели Россия пересекла так много красных линий», вторгшись в Украину, «НАТО должно быть очень решительным в своем ответе», если будет применено оружие массового уничтожения. Не уточняя точного ответа альянса, Науседа сказал, что в этом случае на столе должны быть рассмотрены военные варианты.
Карис заявила, что использование Кремлем оружия массового уничтожения на Украине может подтолкнуть давних партнеров по альянсу Финляндию и Швецию к вступлению в НАТО.
Он предложил создать бесполетные зоны вокруг атомных станций и объектов.
Что касается того, чем закончится конфликт, Кэрис сказала, что он не может закончиться ни за что. «Я был бы очень осторожен» в переговорах с Кремлем сейчас, – сказал он.
Левитс добавил, что «территория Украины [должна быть] восстановлена», ее безопасность стабильна, и «русские должны вернуться».
Президент Литвы увидел, что санкции США и Европейского Союза подействовали не только на российских олигархов, но и на их средний класс. По его словам, давление ощущается в финансовом секторе Москвы и ее экспорте стратегических материалов и энергии, ее основном источнике иностранных доходов.