Почему михайловский замок так назван: Михайловский замок: история, режим работы, стоимость билетов

Страшные тайны Михайловского замка: что предсказала Павлу юродивая

220 лет назад в нашем городе был заложен Михайловский замок – один из самых мистических дворцов Петербурга. Судьба этого памятника архитектуры связана с именем создателя и владельца замка – императора Павла I. И по сей день с этим мрачным, замкнутым со всех сторон дворцом связано множество городских легенд и историй, которые продолжают интриговать туристов.

220 лет назад в нашем городе был заложен Михайловский замок – один из самых мистических дворцов Петербурга. Судьба этого памятника архитектуры связана с именем создателя и владельца замка – императора Павла I. И по сей день с этим мрачным, замкнутым со всех сторон дворцом связано множество городских легенд и историй, которые продолжают интриговать туристов.

Павел, как известно, опасался дворцовых переворотов, а потому не желал оставаться в Зимнем дворце, ему необходима была новая резиденция. Строительством руководил архитектор Винченцо Бренна. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу, напоминает Алексей Ерофеев, краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга.

Фото: Художник С. Щукин, конец XVIII века

В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 гг.
Строительство Михайловского замка велось в авральном режиме, потому что императору не терпелось поскорее реализовать свой проект. Чтобы ускорить процесс, материалы везли с других больших строек города того времени: из Царского Села и Академии художеств, Исаакиевского собора, Таврического дворца.

Императору настолько не терпелось достроить новые покои, что он распорядился вести строительные работы и днем и ночью при свете фонарей и факелов. Есть информация, что число рабочих на стройке доходило до 6 тыс. человек одновременно.

В честь святого

Само название – Михайловский – замок получил благодаря находящемуся в нем храму Михаила Архангела, который считается покровителем дома Романовых. Также важную роль сыграло то, что Павел I, носивший титул великого магистра Мальтийского ордена, называл все свои дворцы «замками». В истории русского зодчества это самый известный, если не единственный случай, когда светское архитектурное сооружение названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.

Хотя ряд исследователей связывают название с тем, что якобы караульному солдату ночью на месте, где впоследствии был возведен замок, явился в божественном свете сам Архангел Михаил и наказал, чтобы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила. По другой версии, легенду о видении распространял сам император, чтобы хоть как‑то обосновать спешку и внушить веру в необходимость строительства.

Архангел-Михаил. Иконописец Т. Поулакис, конец XVII века

Предсказание

Известен миф о том, что за несколько месяцев до смерти в Петербург пришла юродивая (возможно, это была даже Ксения Петербургская), которая предсказала, что жить императору осталось столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». В этой видоизмененной цитате из 92-го Давидова псалма: «Дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней» – ровно 47 символов. Сорок седьмой год шел императору Павлу, когда он был убит заговорщиками. Надпись в ка-
кое‑то время исчезла со стен, но при последней реконструкции была восстановлена.

«Я лично верю в эту версию, и есть люди, которые утверждают, что в замке ходят тени, и если ходить по определенным местам, можно увидеть нечто странное», – говорит Алексей Ерофеев.

Но однозначно утверждать, действительно ли надпись имела символическое значение и не появилась ли она позднее – после смерти Павла, невозможно.

Завещание Екатерины

Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще не высохла отделка стен, и, по описанию очевидцев, в залах дворца было очень холодно, темно и туманно, даже несмотря на многочисленные свечи, которые тоже придавали изрядную долю таинственности и мистики дворцу. Еще до начала строительства, когда в 1796 г. скончалась великая императрица Екатерина II, Павел Петрович, будучи наследником престола, приказал опечатать все документы в покоях матушки. И говорят, что среди прочих бумаг в кабинете покойной императрицы было найдено завещание за подписью самой Екатерины, в котором говорилось, что в случае ее смерти российский трон передавался не ее сыну, а внуку. По легенде, Павел Петрович сжег то письмо.

Тайной окутан даже факт его рождения. Несмотря на внешнее сходство Павла с отцом, при дворе ходили слухи, что ребенок был зачат Екатериной от ее первого фаворита Сергея Салтыкова. В пользу этой версии говорило и то, что Павел появился на свет через 10 лет брака Петра и Екатерины, когда многие уже и не надеялись на наследника.

Тени и звуки

Михайловский замок был императорской резиденцией лишь 40 дней. В 1801 г. в результате заговора с участием гвардейских офицеров в Михайловском замке Павел I был убит: он получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом.

Когда заговорщики ворвались в спальню, кровать была пуста. Комнату обыскали и нашли Павла за занавеской в ночной рубашке. Это одеяние сейчас представлено в экспозиции музея вместе с шарфом, аналогичным тому, которым задушили императора.

Официальной версией в Российской империи более 100 лет была кончина от болезни по естественным причинам: «от апоплексического удара» (инсульта). Убийство императора стало благодатной почвой для множества легенд. Одна из них гласит, что за несколько дней до убийства к Павлу явился дух Петра Первого и предупредил внука об опасности: «Павел! Бедный Павел!»

Князь Сергей Голицын так писал о последнем обеде с императором: «Ужин, как обыкновенно, кончился в половине десятого. Заведено было, что все выходили в другую комнату и прощались с государем, который в 10 часов бывал уже в постели. В этот вечер он также вышел в другую комнату, но ни с кем не простился и сказал только: «Чему быть, тому не миновать». Вот какое предчувствие имел император Павел».

Как гласит еще одна легенда, Павел I увидел себя со сломанной шеей. Он подошел к зеркалу, которое немного искажало изображения, и посмотрелся в него. «Посмотрите, какое смешное зеркало, – криво усмехнулся император, – я вижу себя в нем с шеей на сторону».

По преданию, призрак убитого императора не смог покинуть место своей смерти, светящуюся фигуру в окнах дворца видели и взвод солдат, и новые обитатели замка, и прохожие.

«Действительно, я лично слышал от уважаемых людей, имя которых не хотел бы называть, что в замке можно увидеть тени и услышать звуки», – говорит Алексей Ерофеев.

Кровь на ступенях

После смерти Павла I в Михайловском замке расположились кадеты Николаевского инженерного училища. Отсюда замок и получил второе название – Инженерный.

Таинственности замку добавил и рассказ Николая Лескова «Привидение в Инженерном замке» про будни кадетского корпуса в замке.

«Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, еще более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. <…> Дети очень интересовались подробностями страшных рассказов и напитывались этими страхами, а те, которые успели с ними достаточно освоиться, очень любили пугать других», – интригует писатель.

«Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым», – говорится в рассказе.

Все эти истории лишь повышают привлекательность замка, который сегодня входит в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. По словам Алексея Ерофеева, можно даже провести некоторые аналогии между Михайловским замком и мультфильмом «Кентервильское привидение»: «Я слышал историю о группе туристов, которым в Михайловском замке рассказывали о трагической судьбе Павла. Вдруг они увидели красную жидкость на лестнице. Воображение тут же нарисовало кровь. А это и была кровь. Одна из служительниц просто купила мясо, и пакет протек, а на лестнице остались красные следы».

Очень важным и двусмысленным для историков и обывателей остается тот факт, что история всей жизни Павла I, сделав круг, замкнулась в одном и том же месте. По странному и мистическому стечению обстоятельств, сложилось так, что трагическая смерть настигла императора Павла в месте его фактического рождения. Дело в том, что здание Михайловского замка было построено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, где великая княгиня Екатерина Алексеевна и родила великого князя Павла Петровича.

Непосредственно похоронен император в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Церемония похорон Павла прошла скоротечно, чтобы не привлекать внимание к травмам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, место убийства заговорщиками императора Павла I . Замок

Адрес: Санкт-Петербург, Садовая ул., 2. Тел. +7 812 570-51-12. 10- 18 кроме вт., м. «Невский проспект»
Инженерный (Михайловский) замок был построен В.Бренна (1797-1800). В 1800 г. перед замком была установлена конная статуя Петра I (Б. К. Растрелли, Ф. Волков, 1744-1746) с надписью — «Прадеду правнук».
Замок выглядел как крепость, со всех сторон был обнесен рвами, наполненными водой и охранялся солдатами.
1 ноября 1800 г. Павел I переехал в новый дворец, в нем же, в ночь на 12 марта 1801 г. он был убит заговорщиками ударом в висок золотой табакеркой, место убийства — собственная опочивальня, в которой он когда — то родился.
После убийства Павла замок был заброшен до 1819 г., тогда в нем разместилось Инженерное училище, впоследствии в нем размещались Николаевская инженерная академия и другие учреждения Военного Министерства.
После революции в замке размещались Военно-инженерные школа и академия.
В период блокады Инженерному замку были нанесены значительные повреждения. В период 1947-1962 гг. замок был восстановлен. В настоящее время Инженерный замок передан Русскому музею, который размещает в нем свои экспозиции и организует различные выставки. Идет реставрация замка, планируется не только закончить реставрацию великолепных интерьеров замка, но и восстановить первоначальный вид окружающей его территории — каналы вокруг него, мосты и пр.
Откуда произошло название Михайловский замок? Название произошло от названия церкви, которая находится в нём. Позже название Инженерный получило от инженерного училища которое там располагалось.

Основание для постройки замка.

Однажды во время караульной службы у Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии юноша, назвавшийся архангелом Михаилом. Архангел велел часовому тотчас же идти к императору и сказать, что старый Летний дворец должен быть разрушен и на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат исполнил приказание святого, на что Павел I ответил: «Воля его будет исполнена».

Это место на берегах сразу двух рек — Мойки и Фонтанки, в виду Летнего сада, — облюбовала еще Екатерина I, начав здесь строительство скромного Летнего дворца. Дворец закончили уже в царствование Анны Иоанновны, которая полюбила его и охотно проводила в нем летние месяцы. Но именно поэтому следующая царица, Елизавета Петровна, при вступлении на престол велела разрушить дворец, остро напоминавший ей долгие годы обид и унижений. Одновременно она приказала Б. Ф. Растрелли возвести новый деревянный Летний дворец.
На старинных изображениях можно увидеть, какое это были роскошное, огромное сооружение с садом, галереями для про хода в Летний сад, террасами и фонтанами. Не случайно именно этот дворец избрала Екатерина II для приема официальных поздравлений по случаю восшествия на престол.
Для Павла I этот дворец имел особое значение: здесь он родился в 1754 году — сын императора Петра III и Екатерины II (летний дворец Елизаветы Петровны), отсюда начинался его мучительно долгий, более чем в сорок лет, путь к престолу.
Склонный к мистицизму, Павел однажды проронил, что хотел бы и умереть на этом святом и заклятом для него месте. Пожалуй, можно предположить, что изложенная легенда имеет официальное происхождение. Так важно было императору подчеркнуть как божественное возникновение замка, так и обязательность исполнении предначертаний свыше. В одном из вариантов легенды Павел, выслушав часового, ответил: «Да, я тоже видел это во сне».
Так или иначе, Павел приказал снести здание Летнего дворца и на его месте начать строительство Михайловского замка по проекту В. И. Баженова.

Многие туристы совершают прогулки по рекам и каналам города, проплывая по реке Мойке вы увидите много достопримечательностей, в том числе Михайловский замок и 1-й Садовый мост с его гранитным обрамлением и ажурными коваными решетками, а далее на приведенном фото в Эрмитаже — здесь хранятся картины с портретами государя. Фото кресло императора Павла 1, принявшего на себя звание Гроссмейстера Мальтийского Ордена.
Новый царский дворец был построен в стиле средневекового замка, в облике которого было угадано суеверно-мистическое состояние души императора. Замок со всех сторон был окружен водами Мойки, Фонтанки и двух специально прорытых каналов — Церковного и Воскресенского — и соединялся с внешним миром при помощи цепного моста, поднимаемого на ночь. Вооруженная охрана круглосуточно дежурила у входа в мрачный колодец восьмиугольного двора. Изолированный от города, замок внушал одновременно и почтительный трепет и панический страх.

Выходим из Летнего сада и перед нами, на противоположной стороне реки Мойки, открывается вид Михайловского замка. Переходим на противоположную сторону по I — ому Инженерному мосту, на котором склонились туристы — так это памятник Чижику -пыжику напротив дома №12/1, установленный в 1994 году, в этом месте встречаются река Мойка и Фонтанка. А в это время, проплывая под Пантелеймоновским мостом, соединяющий набережную Мойки с ул. Пестеля , по реке курсируют катера с туристами приехавшими посетить Санкт -Петербург.

Северная сторона замка. На фото фигура стоящая слева, вход в замок и ступени по которым поднимались во внутрь замка. На входе во дворец, по обе стороны установлены фигуры. Широкая парадная лестница вела лишь только к караульному помещению — веление самого Павла I. У северного фасада, на площади перед входом, в настоящее время устраиваются книжные ярмарки, так называемые «Книжные аллеи» у Михайловского замка.

На фото здание замка с разных ракурсов, особенно впечатляет шпиль Михайловской церкви. Обходя вокруг замка с западной стороны, двигаясь в сторону входа с южных ворот, где вход осуществлялся по мосту (Тройной мост). Эта часть Инженерного замка обращена к Михайловскому саду. Для защиты от проникновения с западной и южной стороны были вырыты искусственные каналы — Церковный и Воскресенский.

На фронтоне (фризе) входа в замок (юго — восточная, южная сторона) надпись большими буквами «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ», количество букв в надписи составляет 47 штук, такое количество лет суждено было прожить императору Павлу I. На стенах мы видим барельеф — вензеля Павла I. Тройной (Трёхчастный) мост ведет к главному входу, восстановлен в 2003 году, построен в 1800 году. Мост представляет собой однопролетное арочное сооружение, сложен из гранита, длина составляет примерно 22 метра, его ширина 9,2 метра в узкой части (30 м в широкой части).

На фронтоне надпись «Дому твоему подобаетъ святыня Господня во долготу дней» — по количеству букв сорок семь.
Южный фасад. На снимке тимпан фронтона главного входа имеет барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Мраморные колонны украшают главный вход. Во внутреннем дворе замка в 2003 году был установлен памятник императору Павлу I, авторы: скульптор В. Э. Горевого и архитектор В.П. Наливайко. Внутренний двор имеет восьмиугольную форму- по требованию Павла I чертежи изменили, связано это с тем, что император являлся гроссмейстером Мальтийского ордена, а его форма как раз имела восемь углов.
Из парадного двора замка имелись лестницы, по которым попадали в парадную, церковь, кардегардную и жилые покои.
Залы дворца.
Общий Столовый зал.
Тронные залы.
Георгиевский зал.
Мраморная галерея.

Площадь Коннетабля перед замком

Площадь перед главным фасадом замка построена по велению Павла для военных учений и парадов, она была окружена широким рвом и к ней вел подъёмный деревянный мост, по обеим сторонам которого были установлены орудия.

На пощади Коннетабля, перед Михайловским замком, установлен памятник Петру I , по указу императора Павла I на нем была сделана надпись «Прадеду – правнук», таким образом, как-бы подчеркивалось его происхождение от Романовых и уважение к имени прадеда, его император Павел считал своим покровителем. На боковых поверхностях размещены барельефы: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте». Конная статуя была уже давно готова, проект скульптора Растрелли, но памятник не понравился Елизавете и ему было суждено пролежать на набережной у Исакиевского моста почти 40 лет.

Из истории замка

Михайловский замок — последнее пристанище императора Павла I, императором Павел стал в 42 года (в 1796 году), его вторая жена Мария Федоровна, он имел 10 детей, среди которых будущие императоры Александр I и Николая I. После восшествия на престол стал проводить линию централизации государственного аппарата, усиления роли полиции, ввел жесткие правила. Из-за этого опасался за свою жизнь и стремился проживать в замках окруженные рвами, крепкими стенами. Прожить в этом замке Павлу I суждено было всего 40 дней. Непоследовательная политика, сопровождаемая жестокостью и мелочностью спровоцировали заговор, возглавленный графом П. А. Паленом, генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Похоронен в Петропавловском соборе Санкт — Петербурга.

Мифы и легенды Михайловского замка

Самый главный миф — видения архангела Михаила караульному солдату. Число 47 как знаковое в судьбе Павла I (надпись на фронтоне замка 47 букв), император скончался на 47 году своей жизни, число четыре считалось для царя знаковым — он правил 4 года, 4 месяца и 4 дня, сам замок тоже строиля 4 года, а прожил в нем сорок дней. Предсказание, сколько осталось жить и править императору. После смерти государя, якобы виденья и призраки поселившиеся в замке, таинства которые поселись в нем, поэтому страх и неприязнь испытывали люди к этому дворцу, как к чему-то таинственному и мистическому, замок на Фонтанке казался холодным, неприступным и зловещим. Легендой окутан и сама постройка, в том числе его цвет — кирпично- красного цвета, поговаривали, что во время бала Анна Лопухина (будущая фоворитка царя) обронила перчатку ярко- красного цвета, Павел наклонился чтобы поднять и этот цвет так приглянулся императору, что он отправил архитектору для образца

Основные даты
  • 26 февраля (9 марта) 1797 года — закладка и начало строительства замка.
  • 8 (21) ноября 1800 года — освещение замка в день Святого Архангела Михаила.
  • 1796 — 1801 года — резиденция императора Павла I.
  • 1 февраля 1801 года Павел с семьёй переехали в новый дворец.
  • В ночь с 11 на 12 марта 1801 года убийство Павла I в собственной спальне.
  • Март 1801 года по распоряжению императора Александр I работы в замке приостановлены.
  • 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу.
  • 1823 год появилось новое название Инженерный замок.
  • 1829 -1835 года — перепланировка для инженерного училища.
  • 1833-1843 годах учился и до 1841 года здесь жил Ф. М. Достоевский.
  • 1995 год — филиал Государственного Русского музея.

История — Замок Святого Михаила

Михайловский замок — крупный архитектурный памятник и вершина истории петербургского зодчества XVIII века. Возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Растрелли, 1740-е гг.), который был разобран по указу императора Павла I после смерти его матери — Екатерины II. Первоначальная идея замка принадлежала самому Павлу, и первые наброски были сделаны им. Строительство его будущей резиденции началось в 1784 году. При строительстве, длившемся почти 12 лет, великий князь ссылался на различные архитектурные памятники, увиденные им во время заграничной поездки в 1781-1782 годах. Над проектом на разных этапах работали несколько архитекторов — Х.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В.И. Баженов. Одним из потенциальных мест для нового дворца была Гатчина.

Сыну Екатерины II удалось осуществить свой замысел только после вступления на престол в ноябре 1796 года. Торжественная церемония закладки замка состоялась 28 февраля 1797 года. Руководил строительством архитектор Бренна, внесший изменения в первоначальный проект. и оформлял интерьеры. 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был освящен, однако работа над его интерьерами продолжалась до марта 1801 года.

Самобытный дизайн здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные направления и стилистические особенности, выделяет его в истории русского классицизма. Однако именно Михайловский замок считается наиболее значительным символом эпохи Павла, ярко отражающим художественный вкус и своеобразную личность его владельца и главного творца — императора Павла I. Огромные размеры «дворца Святой Михаил» (так назывался замок в документах XVIII века), господствовал над островом, омываемым водами Мойки и Фонтанки с северной и восточной сторон. С западной и южной стороны были специально прорыты два канала — Воскресенский канал и Церковный канал. В систему замковых укреплений, окружающих дворец и площадь Коннетабль перед ним, входили каналы, полубастионы, разводные мосты и пушки. В центре площади стоял памятник Петру I, созданный в 1745-1747 годах по образцу Б.К. Растрелли сделал еще при жизни выдающегося прадеда Павла I.

Михайловский замок был резиденцией императора всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового переворота. Вскоре из замка были вывезены все ценные вещи, а парадные помещения отданы под различные административные учреждения, некоторые даже превращены в квартиры.

В начале 1820-х годов здание передали Центральному инженерному училищу. В феврале 1823 года он получил название Инженерный замок. После смерти императора Николая I, покровителя училища, учебное заведение стало именоваться Николаевской академией и инженерным училищем. Многие выдающиеся русские были преподавателями или выпускниками этой академии, среди них: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков, композитор Т.А.Куй, герой Севастопольской войны Е.И. Тотлебен и многие другие.

За два столетия, пока в здании располагались военные и академические учреждения (а позже и разные советские учреждения), планировка ансамбля неоднократно менялась, перестраивались конструкции и переделывались интерьеры.

В 1991 году Михайловский замок вошел в состав Государственного Русского музея.

Ансамбль Михайловского замка включает в себя два павильона, расположенных по ул. Инженерная
     
В Восточном павильоне (ул. Инженерная, 10) размещается отдел Государственного Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества».
     
В Западном павильоне (ул. Инженерная, 8) открывается Мультимедийный центр Государственного Русского музея выставкой «Наш император-романтик». Также здесь находится отдел «Русский музей: виртуальный филиал» и он-лайн лекторий.

Архитектура и интерьер

План дворца сосредоточен вокруг квадрата с закругленными углами, внутри которого находится прямоугольник парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет разнообразить виды с разных ракурсов. Несмотря на это, дворец производит целостное впечатление благодаря общему гранитному цоколю, карнизу и единым декоративным элементам.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Ярким элементом его оформления являются два мраморных обелиска, украшенных военной символикой и позолоченными вензелями Павла I. В тимпане фронтона находится барельеф «История, записавшая славу России в свои летописи», автором которого является Братья Стаги. На карнизе над фронтоном есть надпись, представляющая собой вариацию последних строк 92-го псалма Библии: «Во дворах Бога нашего процветет дом твой».

Северный фасад, выходящий в Летний сад, имеет совершенно иное оформление. Его скульптурное убранство, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы фасада, выходящего в сад, говорящие о его связи с природой.

Восточный фасад, выходящий на Фонтанку, имеет полукруглый выступ в стене, увенчанный шпилькой с флагштоком, на котором развевается императорское знамя, означающее присутствие Павла I в замке. Его скромный дизайн сочетается с фасадами «особых» домов на противоположном берегу Фонтанки.

В оформлении западного (церковного) фасада особенно отразился талант архитектора Бренны к обильному и эффектному декорированию, привлекавшему Павла. Прямые линии храма прерываются большим выступом в центре стены, а скульптурное убранство свидетельствует о религиозной роли этого сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «воплощением роскоши и вкуса». Среди проектировщиков были художники-монументалисты П., К. и Дж. Скотти, А. Виги, Дж. Меттенлейтер, скульпторы К. Альбани, И.П. Прокофьев, П.И. Соколов, художники И.А. Акимов, А.М. Иванов и др. Как и многие другие дворцы аристократии того времени, замок служил как главной резиденцией царской семьи, так и художественной галереей, вмещавшей коллекции античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных залов, включающая Античный зал, Галерею Рафаэля, Галерею Лаокоона и Галерею Арабесок, располагалась по периметру двора и вмещала произведения мирового искусства из собрания Павла I. Многие элементы дизайна интерьера были основаны на эскизах Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I  (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Федоровича (внук Петра I, урожденный Карл-Петр-Ульрих Гольштейн-Готторпский) и Екатерины II Алексеевны (урожденной принцессы Ангальт-Цербстской) . В 1761 г. он был объявлен наследником престола, с 1762 г. — герцогом Гольштейн-Готторпским. При вступлении на престол в 1762 году Екатерина II произвела Павла Петровича в генерал-адмиралы и полковники Кирасирского полка его имени. В 1773 году от имени сына, согласно Царскосельскому договору, Екатерина обменяла Шлезвиг и Гольштейн на Ольденбург (изначально принадлежавший Дании). В том же году Павел подтвердил передачу этой области (вместе с титулом герцога Ольденбургского) своему родственнику, епископу Любекскому Фридриху-Августу, представлявшему младшую линию голштинского рода. При этом Павел сохранил за собой титул герцога и право на престол Ольденбургский для поддержания рода.

29 сентября 1773 г. Павел женился на великой княгине Наталье Алексеевне (14. 06.1755 — 15.04.1776), урожденной принцессе Гессен-Дармштадтской, умершей при родах. Ребенок тоже родился мертвым.

26 сентября 1776 года Павел женился на Майе Федоровне (14.10.1759 — 24.10.1828), урожденной принцессе Вюртембергской.

Павел был хорошо образован, имел глубокие познания в науках, в том числе в военной тактике и государственном управлении. Он любил музыку, театр и архитектуру; но при Екатерине он очень мало участвовал в государственных делах.

Павел I взошел на престол после смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.). Он был коронован 5 апреля 1797 года. Он был гроссмейстером Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена). Многие реформы Павла вызывали возмущение общества, а укрепление самодержавия воспринималось аристократией как признак произвола и угроза их независимости. Это стало главной причиной заговора против Императора. Был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке в собственной спальне, расположенной в северо-западной части первого этажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828), вторая жена Павла Петровича (с 1776). Урожденная принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярдского и Фредерики-Доротеи-Софии, урожденной графини Бранденбург-Шведки. Она приехала в Россию в 1776 году и приняла православие. У нее было десять детей от Павла I — четыре сына (двое из которых впоследствии были коронованы императорами) и шесть дочерей. Мария Федоровна обладала незаурядными художественными способностями — любила рисование, резьбу по камню, кости и янтарю, интересовалась медальерным искусством, играла на фортепиано. Одним из ее любимых предметов была ботаника.

Всю свою жизнь Мария занималась благотворительностью, в частности, в отношении детских домов. Внесла большой вклад в женское образование в России. Требовательная к другим, Мария была не менее требовательна к себе, строго придерживалась собственных правил и принципов.

Ее комнаты в Михайловском замке располагались в северной части первого этажа, выходя на Летний сад.

Дети Павла и Марии

Александр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Он был объявлен наследником престола 6 ноября 1796 года. Он стал императором 12 марта 1801 года, коронован 15 сентября 1801 года.

С 28 сентября 1793 г. был женат на Елизавете Алексеевне (13.01.1779 — 04.05.1826), урожденной принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Дурлахской.

Его комплекс комнат в Михайловском замке располагался в северо-восточном углу первого этажа.

Константин Павлович (27.04.1779 г.р.)— 15.06.1831), великий князь, кронпринц.

За участие в Итальянском и Швейцарском походах Суворова (1799 г.) он был произведен в чин генерал-инспектора от кавалерии и титулован цесаревичем. Был командиром гвардии во время русско-французских наполеоновских войн 1805-1807 и 1812-1814 годов. С 1814 года Константин был главнокомандующим польской армией и генерал-губернатором Королевства Польского. В 1822 году Константин отрекся от своих прав на российский престол.

Первый брак с 15 февраля 1796 года на великой княгине Анне Федоровне, урожденной принцессе Юлии-Генриетте Ульрике Саксен-Кобург-Заальфельдской (11.09.1781 — 31.07.1860), выехавшей из России в 1801 году. Официально развелся 20 марта 1820 года.

Второй (морганатический) брак от 5 декабря 1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной, княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урожденной графиней Грудзинской.

В 1806—1820 — гражданский брак с Жозефиной, урожденной Лемерсье, Фридрихс по первому браку, которая после пожалования в 1816 году русского дворянского титула нарекла себя Ульяной Михайловной Александровой, Вейсс по второму браку (1820). Она умерла в 1824 году.

Константиновский комплекс комнат в Михайловском замке занимал юго-восточный угол первого этажа.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княгиня, палатина Венгерская.

С 19 октября 1799 года замужем за эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгрии Иосифом Антоном (27. 02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Она умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784 — 12.09.1803), великая княгиня, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

С 12 октября 1799 года замужем за наследным принцем Фридрихом Людвигом Мекленбург-Шверинским (06.02.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (02.04.1786 — 06.11.1859), великая княгиня, великая княгиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853 г. вдовствующая великая княгиня, также носящая титул великой княжны.

С 22 июля 1804 года замужем за герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим князем с 1828 года.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княгиня. Ей был пожалован титул великой княгини. Не использовала титул герцогини Ольденбургской. Королева Вюртемберга с 1816 года.

Первый брак с 18 апреля 1809 года на принце Петре-Фридрихе-Георге (Георгии Петровиче) Ольденбургском (09. 05.1784 — 15.12.1812). Она жила с мужем в России.

Во 2-м браке с 12 января 1816 года за Фридрихом Вильгельмом, кронпринцем Вюртембергским (16.09.1781-13.06.1864), ставший королем Вюртемберга Фридрихом-Вильгельмом I 18 октября 1816 года.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княгиня.

Анна Павловна (01.07.1795 — 17.02.1865), великая княгиня, королева Нидерландов с 1840, впоследствии вдовствующая королева.

С 9 февраля 1816 г. замужем за Вильгельмом, принцем Оранско-Нассауским (06.12.1792-17.03.1849), великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельмом II), с 1840 г.

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823 году назначен наследником престола Александром I.

Вступил на престол 19 ноября 1825 г., царствовал с 14 декабря 1825 г., коронован в Москве 22 августа 1826 г., в Варшаве 12 мая 1829 г.

С 1 июля 1817 г. женат на Александре Федоровне, урожденной принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской (01. 07.1798 — 20.10.1860).

Михаила Павловича (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь.

Генерал-фельдцейхмейстер с рождения; Генерал-инспектор инженерных войск и командующий гвардией с 1825 г.; с 1831 г. надзиратель Пажеского и кадетского корпусов; с 1844 Главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и в подавлении польского восстания 1830-1831 гг. Он умер во время похода в Венгрию.

С 8 февраля 1824 г. женат на великой княгине Елене Павловне, урожденной принцессе Фредерике Шарлотте-Марии Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

Российский музейный тур — Saint -Petersburg Private Tours

Tour Snashot:

3 часа

.

Профессиональные и лицензионные

Дополнительно

Умеренные

так широко. В нем размещаются не только картины, но и графика, скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства. Сегодня коллекция музея насчитывает около 400 000 экспонатов.

Впервые двери Русского музея распахнулись 7 марта 1898 года, через три года после указа Николая II об учреждении Русского музея имени императора Александра III. Этим же указом предписывалось размещение русской живописи и скульптуры в одном из красивейших зданий Петербурга – Михайловском дворце, построенном в 1825 году знаменитым архитектором Карлом Росси

Нет крупного русского живописца или скульптора, работы которого не представлены в музее. Во время экскурсии по Русскому музею вы увидите лучшие творения выдающихся художников прошлого и современности, таких как Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Илья Репин, Николай Рерих и многих других. Музей постоянно пополняет свою коллекцию новыми приобретениями и дарами.

Сегодня Русский музей — один из крупнейших музейных комплексов России. В его состав входят Михайловский дворец (главное здание Русского музея), Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Петровская изба и два ландшафтных комплекса: Михайловский и Летний сады.

Доступно: ежедневно*
*вт выходной.

Экскурсия по Русскому музею

  • Количество человек

    12345678

    Для групп от 9 человек, пожалуйста, свяжитесь с нами для получения специального предложения.

  • Всего

    0.00 шт.

Обзор экскурсии:

Михайловский дворец (главный корпус)

В величественных декорациях Михайловского дворца ваше внимание захватят шедевры древнерусской иконописи XII–XVII веков, а также картины и скульптуры XVIII–XX веков. Вы увидите «Последние дни Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Волжские бурлаки» и «Казаки, пишущие письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Витязя на распутье». Виктора Васнецова и многих других всемирно известных картин великих русских художников. Помимо живописи и графики, вы познакомитесь с уникальными коллекциями декоративно-прикладного искусства, единственной в своем роде коллекцией гравюр и редкой нумизматической коллекцией.

Вас ждет увлекательная и познавательная экскурсия в Русский музей. Экскурсовод подробно расскажет историю создания и развития музея, хронологию появления каждой из коллекций в стенах Михайловского дворца. Вы узнаете об основных направлениях русской живописи и скульптуры, включающих самые разные периоды: от православных канонов до авангарда и импрессионизма.

Корпус Бенуа

Корпус Бенуа — архитектурная пристройка в стиле неоклассицизма к западу от Михайловского дворца — появился в 1914 в связи с быстрым ростом музейной коллекции, и получил свое название от одного из авторов проекта Леонтия Бенуа.

Изначально новый павильон предназначался для специальной выставки Академии художеств, но сейчас здесь экспонируется в основном так называемое антиакадемическое искусство начала XX века: русский авангард, а также его предшественники, символисты и примитивы. Например, здесь вы можете найти выставку картин Казимира Малевича и составить собственное мнение о творчестве известного русского художника.

Альтернативный тур Достопримечательности

Этот тур может быть дополнен посещением одного или нескольких филиалов Русского музея.

Михайловский замок был крупнейшим архитектурным памятником, завершившим историю архитектуры XVIII века в России. В настоящее время в отреставрированных залах замка действует несколько постоянных экспозиций: «Античная тематика в русском искусстве», «Ренессанс в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей»

Мраморный дворец стал первым зданием в Санкт-Петербурге, отделанным натуральным камнем. Мрамор использовался не только для фасада, но и для внутренней отделки здания, отсюда и название. Экспонаты, собранные во дворце, отражают роль русского искусства в мире. Действует постоянная выставка «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков», рассказывающая о взаимоотношениях художников России и Европы.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге был создан величайшим архитектором XVIII века Бартоломео Растрелли. Здание расположено в самом сердце Северной столицы – на пересечении реки Мойки и Невского проспекта. Во дворце проходят выставки произведений из Русского музея и других крупных коллекций произведений искусства.

Летний дворец Петра I расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы существования Санкт-Петербурга большой группой архитекторов и художников-пейзажистов. Первоначальная планировка дворца и в основном оригинальный интерьер, созданный русскими художниками, сохранились до наших дней.

Домик Петра Великого в Санкт-Петербурге был первым домом императора и первым общественным зданием в городе на Неве. В 1930 году на месте был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранились материалы, рассказывающие об истории петровской эпохи.

ПОЧЕМУ ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ

ЧТО ВКЛЮЧЕНО

  • 400 000 шедевров величайших русских живописцев, художников и скульпторов
  • Увлекательная и познавательная экскурсия, которая имеет все шансы превратить вас в искусствоведа России
  • Дружелюбный профессиональный гид, который поможет вам стать единым целым

ЧЕГО НЕТ

  • Квадратная академическая кепка, которая подчеркнет ваше новое знание русского искусства

11 июня 2017 г.