Содержание
Принятие христианства на Руси – кратко о причинах и значении, кто принял и к чему привело (6 класс)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 28 Января, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 28 Января, 2022
Распространение христианства в Европе началось с IV века, когда оно стало религией Римской империи. К славянским народам христианство пришло позже по причине их проживания за пределами основного христианского государства ранних Средних Веков — Византии. В 860-е годы под влиянием Византии произошла христианизация Болгарии, а спустя 120 лет произошло крещение Руси.
Предыстория и события 988 года
Первые попытки крещения Руси греками относятся к 860-м годам и вошли в историю под названием «Фотиево крещение», от имени константинопольского патриарха Фотия.
Рис. 1. Крещение княгини Ольги.
Первым из князей династии Рюриковичей христианство приняла княгиня Ольга. Дата её крещения спорная, как правило, историки относят это событие к 957 году, то есть к последним годам правления императора Константина VII Багрянородного. Однако её сын Святослав остался язычником и воевал с Византией в 970–971 годах. Его наследники (Ярополк, Олег и Владимир), которые боролись за киевский престол в 972–980 годах, также были язычниками.
Князь Владимир правил Русью из Киева с 980 года и примерно до своего 30-летия в 988 году был язычником. В «Повести временных лет» есть упоминание о его общении в 986 году с мусульманами из Волжской Булгарии и с хазарами-иудеями. Ислам и иудаизм не понравились князю из-за запрета на алкоголь у мусульман и отсутствия своего государства у евреев.
В 987 году князь заключил союз с Византией против мятежного полководца Варды Фоки. В качестве условия Владимир потребовал от императора брака с его дочерью — царевной Анной. Владимир совершил поход на город Корсунь — византийскую крепость на месте современного Севастополя, и принял христианство. Первым митрополитом в Киеве был назначен выходец из Византии Михаил, который прибыл туда из Корсуни. Он же начал назначать епископов в ключевые города Руси, например, Фёдора Грека в Ростов Великий.
Часть историков склонны считать, что в 950–980-е годы на Руси был период «двоеверия». Какая-то часть элиты приняла христианство. Об этом свидетельствуют археологические находки в Киеве, под Смоленском и в Пскове. К ним относят крестовидные подвески и христианские элементы погребального обряда.
Рис. 2. Князь Владимир Святой.
Значение христианизации
Руководство киевской митрополии Михаилом было кратким, с 988 по 991 год. Его сменил Леонтий, который занимал этот пост до 1007 года, а третьим митрополитом стал Иоанн, занимавший кафедру в Киеве с 1008 по 1035 год. Иоанна сменил Феопемпт, а последнего — Кирилл Грек. В 1051 году, то есть в конце правления князя Ярослава Мудрого, на Руси появился первый митрополит из русских, а не из византийцев. Им стал Иларион, занимавший этот пост с 1051 по 1054 год. Он же стал автором одного из древнейших произведений русской литературы — «Слова о законе и благодати».
Принятие христианства на Руси привело к развитию культуры по византийским образцам. В 996 году в Киеве рядом с княжеским теремом была построена первая каменная церковь по греческому образцу — Десятинная. В 1037 году в Киеве возвели более крупный по размерам собор по образцу Святой Софии в Константинополе. Вскоре Софийские соборы появились в Новгороде и Полоцке. В конце XI века каменные соборы стали строить в Переяславле и Чернигове, а в XII веке, несмотря на феодальную раздробленность, каменные храмы строились всюду, от Старой Ладоги на севере до Галича на юге.
Также следствием принятия христианства стали династические браки XI века с христианскими королями Европы, появление первого русского свода законов («Русская Правда»), начало летописания, развитие декоративного искусства и появление первых монастырей в Киеве, Новгороде, Чернигове и Полоцке.
Христианство распространилось на Руси постепенно. В 990 году был крещён Новгород Великий, а к 1000 году — Полоцк. К 1070-м годам крестили северо-восточные окраины государства, например, Ростов Великий. Крещение племён вятичей на реке Ока продолжалось и в первой половине XII века.
Рис. 3. Крещение Руси, 988 г.
Что мы узнали?
Кратко принятие христианства на Руси изучают в школьном курсе истории 6 класса. Для детей важно понять суть событий 988 года и кто принял христианство из числа государственных деятелей. Этим человеком стал князь Владимир Святославич, занимавший престол в Киеве в 980 по 1015 год.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Виктория Андреева
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 217.
А какая ваша оценка?
Почему Владимир святой выбрал восточное христианство?
Князь Владимир Святославич утвердился в Киеве как победитель после кровавой междоусобной войны летом 978-го, но тогда он еще не помышлял о христианстве. ..
В ту пору киевский правитель был мало того, что язычник, так еще и сторонник самых жестоких древних обычаев язычества. Нерастраченная сила бурно играла в нем. Владимир Святославич одновременно владел пятью женами. К ним впридачу он расселил по трем княжеским городкам несколько сотен наложниц… Под рукою великого князя распростерлась вся языческая Русь. В ней не существовало единства: одни области почитали своих «божеств», другие — своих. На первом же году правления Владимир Святославич задумал большую религиозную реформу. Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления.
Летопись сообщает: «Постави [Владимир] кумиры на холму вне двора теремного. Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им нарицающе их «боги». И привожаху сыны своя и дщери и жряху (приносили в жертву) бесом. И осквернаху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Русская. ..» Киевским кумирам приносили, среди прочих, и человеческие жертвы. Если жребий падал на отрока или девицу из христианской семьи (а на Руси уже были к тому времени христиане), и члены семьи противились языческому обычаю, то их убивали вместе с потомством.
На протяжении 980-х годов Владимир одерживает несколько больших побед. Он отбивает у поляков города Перемышль и Червен, дважды разбивает вятичей, не пожелавших платить дань, а затем завоевывает землю балтского племени ятвягов. Воевода его Волчий Хвост нанес поражение радимичам. Война с волжскими болгарами далась тяжелее, но закончилась почетным миром. Счастливый в военных предприятиях, великий князь терпит поражение в любимой своей затее — религиозной реформе. Механическое соединение разных языческих «божеств» выглядит как попытка сделать салат из селедки, сливы и сметаны. Киевский пантеон никого не объединяет.
Тогда Владимир Святославич задумывается о том, чтобы заимствовать для своих подданных веру, которая уже стала великим объединителем иных народов и в наибольшей степени подходила бы для жизни и быта Киевской Руси. Киев — перекресток торговых путей. Здесь сильна иудейская община. Здесь знают ислам по восточным соседям, принявшим его относительно недавно. Тут живут, пусть и в невеликом количестве, христиане. Летопись отразила искания князя в религиозной сфере: что избрать ему для Руси? От кого принять учителей? И, конечно, кого напрочь не отвергнет дружина, бояре, приближенные, семья…
Почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-первых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга, приняла его, а примеру госпожи, очевидно, последовала и ее свита. В отсутствии отца, вечно занятого войнами, походами, битвами, мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры.
Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с греческой державой обеспечивали гарантию самых благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Кроме того, византийцы умело направляли своим серебром боевую активность печенегов, и уже одно это давало очень серьезный повод ладить с Империей. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором важного направления внешней политики.
Очевидно, у Владимира Святославича имелась и другая, не столь очевидная причина остановить выбор на христианстве. Ислам приняли поздняя Хазария и Волжская Болгария — его противники, и, главное, государства, построенные на совершенно чужой этнической основе. А в Европе того времени продолжалось триумфальное шествие христианства. Южные и западные славяне давно приняли его. В Скандинавии оно исподволь набирало силу, что не могло быть совсем уж безразличным делом для потомка Рюрика. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения могла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западно — христианское богослужение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковно-славянским; это делало более легкими и приобщение к новой вере, и богослужебную практику. Проще говоря, у Византии было что взять в духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью которых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Можно сделать вывод: восточное христианство оказалось для Руси ближе прочих вариантов этнически и по языку.
Договорившись о союзничестве с Империей, Владимир отправил на помощь Константину VIII и Василию II многотысячное войско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь изъявил желание взять в жены византийскую «принцессу» — сестру императоров-соправителей Анну. А брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир Святославич примет христианство. Как оказалось, среди бояр и воевод Владимира, хватало сторонников христианства. От них князь получил поддержку, когда по долгом размышлении решил креститься. Если нужно продать квартиру быстро, то важно качественно и профессионально её оценить. Есть такое агентство, которое и оценивает по рыночной цене и потом быстро по ней продаёт. Достаточно позвонить или оставить заявку на сайте квартет-м.рф и оценщик приедет в течении часа. Агенты очень профессиональные, арботают на клиента и только на результат, зарание никаких денег не берут и договор подписывать не надо. Если найдёте покупателя на квартиру сами, то никто не помешает вам её продать самим. А то есть агентства требующие эксклюзив.
Из Константинополя прибыл в Киев священник по имени Павел, совершивший обряд крещения. Новообращенный получил христианское имя Василий. Вместе с ним приняли новую веру дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. Владимир Святославич начал было переговоры с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Ведь церковное устроение на Руси могло быть налажено и через Корсунь, а не через далекий Константинополь. Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил Корсунь. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел сдачу более приемлемой, нежели мучительные условия осады. Владимиру помогли. По одной из версий, это сделал некий священник Анастас. По другой — варяг на греческой службе Жадьберн. Возможно, в лагере осажденных сложилась целая «партия» сторонников русского князя.
В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал замуж за одного из своих сторонников. Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилось своего силой. .. Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира пришлось его покинуть, ибо многоженство для христианина непозволительно. Некоторые из них вышли замуж вновь — за представителей киевской знати, другие приняли монашеский постриг. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В исторической литературе бытует легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру. Это не соответствует действительности: крещение совершилось еще в Киеве. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Сейчас же началось строительство нескольких небольших церквей. На Руси утвердилась церковная иерархия, возглавленная с архиереем в сане митрополита. Вероятнее всего, первый из митрополитов Киевских имел имя Леон. Архиепископ оправился к Новгороду Великому, епископы — к другим крупным городам. Там произошло то же самое, что и в Киеве — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новгородцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обошлось малыми жертвами. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно.
На протяжении нескольких веков рядом с ней, то тайно, то явно, продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. По словам историка и религиоведа С. В. Алексеева, «справедливо считать Владимира отцом Русской цивилизации. Введя христианство вместо разноголосицы племенных культов, он дал русской культуре сердцевину, ту высшую ценность, без которой цивилизации нет».
Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Летописный текст и свидетельства иных источников позволяют разные толкования. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее.
Дмитрий Володихин
История русского христианства: знали ли вы?
Что Князь Владимир, славянский правитель, которому приписывают христианизацию Руси (не России), якобы приказал всем жителям Киева, своей столицы, явиться на реку для крещения в определенный день в 9 г. 88 или они будут считаться врагами царства?
Что одной из причин, по которой Владимир якобы решил принять христианство, было то, что, выслушав защиту нескольких основных религий, он исцелился от глазной болезни после того, как его бабушка Ольга помолилась своему богу, Богу православных?
Что еще одной предполагаемой причиной обращения Владимира было сообщение его посланников о том, что, когда они увидели величие восточно-православных служб в Константинополе, они были в таком благоговении, что «мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо на нет на земле такого великолепия и такой красоты!»?
Что верующих из украинской части Советского Союза на протяжении веков считали апостола Андрея Первозванного своим святым покровителем, цитируя несколько ранних источников, в которых говорится, что он, «первозванный» апостол, вел миссионерскую работу в их родина около 50–60 гг. Н.э.?
Что несмотря на мероприятия, посвященные тысячелетию, в основном проводившиеся в Москве в 1988 году, крещение, которое празднует тысячелетие, на самом деле произошло в регионе, который сегодня известен как Украина, в древнем городе Киеве (сотни километров от Москвы, что вряд ли существовал даже в 988)?
Что Украинская католическая церковь, претендующая на прямое происхождение от 988 крещения, сегодня запрещена в УССР, а ее четыре миллиона адептов либо поклоняются «подпольно» на Украине, либо разбрелись по земному шару, в первую очередь в США и Канаду?
Что Конституция Советского Союза говорит, что его гражданам «гарантируется . . . право исповедовать. . . какой-либо религии и проводить религиозное богослужение»?
Этот , хотя статистические данные по Советскому Союзу весьма сомнительны, представляется достоверным, что сегодня около 50 миллионов советских граждан являются членами Русской православной церкви, около 10 миллионов являются членами Римско-католической церкви и по крайней мере еще 12 миллионов являются членами Грузинской и Армянской православных церквей, а также различных протестантских церквей?
Что Добавив к 72 миллионам выше мусульман, евреев и других, не менее 40 процентов советских людей сохраняют религиозную идентичность, в то время как только 19миллионов являются членами КПРФ?
Тот еще в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время политики Никиты Хрущева «десталинизации», от 7000 до 10000 Русских Православных Церквей — около половины из тех, что тогда были открыты — были закрыты и распущены действиями правительства ?
Что в некоторых республиках Союза Советских Социалистических Республик верующие могут без особого сопротивления заниматься евангелизацией, проводить религиозное обучение, издавать религиозную литературу?
Что священнослужителей Русской Православной Церкви ступили на территорию, которая сегодня известна как штат Аляска, в 1794 году и основали православные церкви вплоть до Сан-Франциско, штат Калифорния, еще до того, как Аляска была куплена у России Правительство Соединенных Штатов?
Редакторы
[Христианская история впервые опубликовала эту статью в выпуске 18 христианской истории в 1988 году]
Следующие статьи
Православное искусство/Служение икон
Иконы изготавливаются в соответствии со строгими общепринятыми стандартами художниками, которые должны обучаться годами.
редакторы
Первоисточник легенд тысячелетия/исторических событий
Прочтите для себя основные сведения, на которых основано празднование тысячелетия; хотя эти всеми любимые хроники, по общему признанию, содержат немало легенд, они по-прежнему являются лучшей историей, которая у нас есть.
Нестор-инок и редакторы
Советский Союз празднует 1000-летие христианства
Почему вдруг такая официально атеистическая конфедерация республик, как СССР, решила с пышностью и великолепием отпраздновать тысячелетие христианства на своей земле?
Игорь Григорьевич Куташ
Что такое восточное православие?
О ней много говорят и хвалят во время всех празднований тысячелетия, но что же это такое, на самом деле, за «христианская» вера, столь незнакомая большинству западных протестантов? Вот введение.
Александр Мельник
Показать больше
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ В РОССИИ
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЫБИРАЕТ СРЕДИ ВЕЛИКИХ РЕЛИГИЙ
Князь Владимир I (годы правления 980-1015) считается отцом России. Его величайшим достижением была христианизация Киевской Руси, процесс, начавшийся в 988 году. Он построил первое великое здание Киевской Руси, Десятинную церковь в Киеве. Обращение Владимира в византийскую (православную) христианскую веру в 9 г.88 год принято считать моментом основания России. 1000-летие этого события в 1988 году было отмечено в Советском Союзе с большой помпой. Владимир обратился в православие в 988 году в основном из-за политических и экономических преимуществ, которые оно давало. [Источник: Мерле Севери, National Geographic, декабрь 1983 г.]
Русы изначально были язычниками. Византийцы называли Русь «топористыми варварами». Сообщается, что князь Владимир много думал о выборе религии, подходящей для его народа. Он приветствовал посланников великих религий того времени — иудаизма, католицизма, ислама и православия — и выслушивал их аргументы. Преданный бабник, ему нравилось мусульманское обещание после смерти исполнения плотских желаний, но не нравилось еврейское и мусульманское требование обрезания и запрет на алкоголь и употребление в пищу свинины.
Согласно «Повести временных лет», составленной через два века после Владимира в 1180-х гг., Владимир слушал мусульман, «ибо любил женщин и снисходительность… Но обрезание и воздержание от свинины, и вино были неприятны «Питье, — сказал он, — радость для русов. Мы не можем существовать без этого удовольствия».
Большое впечатление на князя Владимира произвели также храмы и духовенство Константинополя. После посещения памятников и сокровищ в византийской столице его посланники сообщили в ответ: «[мы] не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия … Мы только знаем, что Бог обитает там среди людей. …»
Историки часто отвергают эту интерпретацию событий и утверждают, что Владимир, скорее всего, обратился в православие, чтобы объединить разрозненную конфедерацию языческих племен, которыми он правил, укрепить свои торговые связи с Константинополем и сформировать союз против мусульман, проникших в Поволжье. .
Князь Владимир принял православие
Князь Владимир принял крещение и принял православие. Позже он был канонизирован за обращение Киевской Руси в христианство. Выбор православия создал дистанцию между Россией и преимущественно католической Европой, но связал ее с Византийской империей, основанной в Константинополе (Стамбуле).
Бабка Владимира, княгиня Ольга, первая крестившаяся царевна Руси, совершила решительный визит в Константинополь в 957 году. Описывая ее, Нестор писал: «Ольга была предтечей христианской земли, как заря предшествует солнцу и как рассвет предшествует дню. Ибо она сияла ночью, как луна, а он сиял среди неверных, как жемчуг в грязи».
Князь Владимир поставил перед народом России и Украины два выбора: либо тоже креститься, либо потерять голову. Он массово повел своих подданных в Днепр в 9 г.88. Они шли по маршруту, занимаемому ныне Крещатиком, главной улицей Киева. Крестившиеся выбрасывали своих языческих идолов и крестились в православную веру.
Выбор Владимиром восточного православия отражал его тесные личные связи с Константинополем, который господствовал на Черном море и, следовательно, торговал на самом важном торговом пути Киева, реке Днепр. Приверженность Восточной православной церкви имела далеко идущие политические, культурные и религиозные последствия. В церкви была литургия, написанная кириллицей, и корпус переводов с греческого, сделанный для южных славян. Существование этой литературы облегчило обращение восточных славян в христианство и познакомило их с зачаточной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучения греческого языка. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе изучали латынь. Поскольку восточные славяне не знали ни греческого, ни латыни, они были изолированы от византийской культуры, а также от европейских культур своих западных соседей. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
Православие развивается в России
Владимир женился на сестре одного из византийских соправителей и инициировал программу по пересадке культуры, искусства, алфавита и архитектуры Константинополя в Киев, которую он описал как « град, сияющий светом святых икон, благоухающий фимиамом, звенящий хвалою и святыми небесными песнями».
Киевская империя стала благодатной почвой для укоренения православия. В отличие от славянских королевств на Балканах, оно было далеко за пределами досягаемости старой Римской империи. «Христианство в старой Российской империи было пограничной верой народа-колонизатора», — писал российский историк Джеймс Биллингтон в журнале Smithsonian. «Строгие новообращенные стремились беатифицировать свои церкви и богослужения, а не обсуждать тонкости догмы. Поэтому они разработали «богословие в картинках» в картинках, а не на словах — наполняли свои церкви фресками, иконами и свечами, украшали их. в северном климате с новыми, сбрасывающими снег луковичными куполами и шатровыми крышами, которые отличались от полусферических куполов средиземноморского мира».
Принятие русскими Православной церкви оказалось решающим в геополитическом развитии Европы. Россия превратилась в сильное, воинственное христианское государство, считавшее, что оно несет особую историческую миссию. Преемники Владимира распространили веру на Северный Ледовитый океан и леса Сибири.
Религия в советское время
Коммунизм осуждает организованную религию; Коммунистические страны официально являются атеистическими государствами. В советской конституции среди свобод числилась «свобода вероисповедания» и «свобода антирелигиозной пропаганды». Последнее использовалось как оправдание для нападок на организованную религию.
Коммунисты пытались заменить религию изучением марксизма. Детей поощряли к участию в антирелигиозной деятельности, а в школах подчеркивали антирелигиозные аспекты науки. Считалось, что если последующие поколения научат отвергать религию, религия в конечном итоге вымрет.
Маркс был атеистом, который назвал религию «опиумом для народа». Однажды он написал: «Доказательства существования Бога суть не что иное, как доказательства существования сущностно-человеческого самосознания… Человек есть высшее существо для человека… Атеизм и коммунизм… становление, реальное для человека отношение, сущность человека». Считается, что опыт Маркса с религией в его собственной семье в детстве был одной из причин его презрения к организованной религии. Несмотря на то, что его дедушка и бабушка были евреями, Маркс стал антисемитом.
Ленин пытался создать идеальное коммунистическое государство, свободное от капитализма, частной собственности, войн, бедности и религии. Ленин в своем новом правительстве создавал социалистическое общество с нуля; перераспределение земли, принадлежавшей аристократии; создание колхозов; национализация заводов; и демонтаж православной церкви. После смерти отца и брата Ленин писал: «Мне было 16 лет, когда я отказался от религии». В мае 1932 года был объявлен пятилетний план против религии. Религия пострадала от государственной политики усиления репрессий, начиная с закрытия многочисленных церквей в 1929. Преследования священнослужителей были особенно жестокими во время чисток конца 1930-х гг., когда многие верующие ушли в подполье.
Многие церкви, монастыри и мечети были преобразованы в государственные архивы, музеи, больницы, школы и дома для душевнобольных. Некоторые церкви были преобразованы коммунистами в дискотеки. Картины были сожжены, а рукописи переработаны на местных бумажных фабриках. Строительство церкви или мечети при коммунистическом режиме было проблемой не столько из-за денег, сколько из-за того, что было трудно получить необходимые разрешения на строительство.
Российские коммунисты жестко разобрались с конфликтом между марксистской атеистической идеологией и стремлением сохранить русскую православную культуру. В 1920-е годы безуспешно пытались создать марионеточную «Живую церковь». Когда это не сработало, Сталин организовал тотальную атаку на религию в рамках «лиги воинствующих безбожников». Сталин пытался полностью уничтожить церковь, а затем поддержал ее, чтобы вызвать патриотизм и поддержку в начале Второй мировой войны. Во время Второй мировой войны Сталин заключил мир с православной церковью и другими религиями, чтобы заручиться поддержкой населения.
Вскоре после того, как тело Ленина было выставлено на всеобщее обозрение, сильный московский мороз вызвал взрыв канализации, затопивший могилу. Патриарх Никон, глава православной церкви, был арестован и казнен, отчасти за то, что прокомментировал инцидент словами: «Миро подходит к мощам».
Репрессии против религии в советское время
Атеизм был государственной религией Советского Союза. Это было условием вступления в Коммунистическую партию. Члены религиозных групп были фактически исключены. Организованная религия иногда безжалостно подавлялась и проникала в нее осведомителей. Были установлены строгие ограничения на то, что разрешено, а что нет. Священников арестовывали, ссылали, убивали или заставляли отказаться от своей профессии. Монахи были изгнаны из своих монастырей. По старой привычке священники очень дружелюбны, пока вы не спросите их имя.
При Советском Союзе всякая религиозная деятельность не поощрялась. Совет по делам религий регулировал все официально признанные религии. Практика религии была ограничена. Прозелитизм был запрещен. Членов некоторых групп преследовали, сажали в тюрьмы и даже убивали. Религиозные преследования были самыми большими при Сталине и Хрущеве.
Подавление церковной деятельности началось вскоре после большевистской революции. Церкви были превращены в государственные архивы, а священников сослали и заставили отказаться от своей профессии. Протестующие были арестованы и казнены, и были установлены строгие ограничения на то, что было разрешено, а что нет. Антирелигиозные кампании были направлены против всех конфессий; начало в 1920-х годов были разрушены буддийские и шаманские культовые сооружения в Бурятии, в Прибайкалье, а их ламы и священники арестованы (практика продолжалась до 1970-х годов).
Лига воинствующих безбожников, созданная в 1925 году, руководила общенациональной кампанией против Православной церкви и всех других организованных религий. Крайняя позиция этой организации в конечном итоге привела к тому, что даже советское правительство отказалось от прямой связи с ее деятельностью. В 1927 году православная церковь присягнула на верность советскому правительству, хотя ее храмы были разрушены, а земля национализирована.
Были законы против прозелитизма, обучения несовершеннолетних религии. Верующие были лишены возможности карьерного роста. Репрессии против религии широко варьировались от места к месту и от периода к периоду времени. После падения Хрущева в 1964 году государство постепенно ослабило преследование религий.
Религиозные репрессии при Сталине
Российские коммунисты жестко справились с конфликтом между марксистско-атеистической идеологией и стремлением сохранить русскую православную культуру. В 1920-х годов безуспешно пытались создать марионеточную «Живую церковь». Когда они не сработали, Сталин устроил тотальную атаку на религию в рамках «лиги воинствующих безбожников».
Церкви были разрушены, а священников сажали в тюрьмы, депортировали и казнили (в крайних случаях, как сообщается, им отрезали языки и вырывали глаза из орбит). Религиозное нападение достигло апогея в 1931 году, когда был разрушен массивный московский Храм Христа Спасителя — аналог собора Святого Петра в Русской православной церкви. Первоначально построенный в 1812 году в ознаменование поражения Наполеона и завершенный после десятилетий работы в 1883 году, он мог похвастаться пятью золотыми куполами и 14 колоколами в четырех отдельных колокольнях общим весом 65 тонн. Он был достаточно большим, чтобы вместить 10 000 верующих, и содержал 312 кг золота. Самый высокий купол имел высоту 103 метра, высоту 30-этажного дома и ширину 30 метров.
По приказу Сталина храм Христа Спасителя был разграблен с колоколами, иконами и золотом и взорван. Были уничтожены тысячи икон, 48 мраморных рельефов и 177 мраморных табличек. Сталин хотел заменить собор Дворцом Советов — зданием на 115 футов выше Эмпайра, чем Эмпайр-Стейт-Билдинг, со статуей вдвое больше Статуи Свободы. Один только указательный палец Ленина должен был иметь длину 15 футов. Земля оказалась слишком рыхлой, чтобы поддерживать такое сооружение. Все, что осталось от здания, — это массивный фундамент, который продолжал затапливать.
Сталин пытался полностью уничтожить церковь, а затем поддержал ее, чтобы вызвать патриотизм и поддержку в начале Второй мировой войны. Во время Второй мировой войны Сталин заключил мир с православной церковью и другими религиями, чтобы заручиться поддержкой населения.
Религия остается живой в коммунистическую эпоху
В некоторых случаях поддержка церквей и мечетей оставалась сильной, несмотря на репрессии. Как заметил один коммунистический религиозный деятель, «религия подобна гвоздю. Чем сильнее по нему забиваешь, тем глубже он входит в дерево». Поддержка церкви рассматривается как «форма бравады». В деревнях по всему Советскому Союзу православные верующие поддерживали свою религию тайными церемониями с службами под открытым небом перед импровизированным алтарем и горсткой икон. «Хиппи» ходят в Русскую православную церковь, и их привлекает церковная пышность.♪
Религиозное поклонение ушло в дома, семейные группы и небольшие общины. Православное крещение и другие обряды совершались тайно в подсобных помещениях и на открытом воздухе на импровизированных алтарях с горсткой икон. Религиозные активисты, путешествующие как туристы, незаметно организуют молитвенные кружки в других общинах и странах.
После смерти Сталина к религии относились терпимо, но строго ограничивали. Было построено несколько новых церквей, а старые остались музеями. Однако простых людей не отправляли в ГУЛАГ для молитв.
Один чиновник при Хрущеве заметил в 1964 году: «Кажется, церкви в провинции все еще привлекают людей, возможно, помпезностью и красотой религиозных церемоний [и] хоровой музыкой. Архитектура и живопись также усиливают эмоциональное воздействие».
В религиозной жизни Советского Союза в конце 1970-х годов стало очевидным возрождение народной преданности основным конфессиям, несмотря на продолжающееся де-факто неодобрение со стороны властей. Это возрождение могло быть связано с общим ростом интереса советских граждан к своим национальным традициям. Свобода вероисповедания стала частью 1993 конституции. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996*]
Религия после распада Советского Союза
Начиная с конца 1980-х годов религия стала играть более важную роль в жизни многих россиян, а также в жизни российского государства как Что ж. Русское православие, господствующая религия России с тех пор, как правитель Владимир принял христианство в 988 г. н.э., находилось в подчинении у государства со времен Петра Великого (годы правления 1682-1725) до 1917 г.; тем не менее она оказала сильное влияние на духовную жизнь большинства россиян. В советский период деятельность церкви была еще больше ограничена, так как большинство церквей и монастырей были закрыты, а соблюдение религиозных обрядов настоятельно не поощрялось. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
В конце 1980-х режим Горбачева начал восстанавливать собственность и права церкви; переломным моментом в этом процессе стало официальное празднование тысячелетия русского православия в 1988 году. Начиная с 1992 г., русское православное патриаршество, которое было восстановлено в 1917 г. только для того, чтобы быть подавленным в течение следующих семидесяти лет, приобрело растущее влияние как в государственных, так и в духовных делах. Было построено и отреставрировано множество церквей, и в начале 1990-х миллионы россиян вернулись к регулярному богослужению. Однако к началу 1997 православных россиян посещали церковь примерно столько же, сколько верующие в странах Западной Европы. В 1990-х годах политики активно интересовались мнением церкви по наиболее важным вопросам, а в 1996 году даже кандидат в президенты от коммунистов Геннадий Зюганов выступил с Патриархом Алексием II, что стало важным элементом его предвыборной кампании. *
Другие религиозные группы также пользовались относительной свободой в постсоветский период с некоторыми ограничениями. Основные протестантские, римско-католические и мусульманские группы полностью признаются государством и православной церковью, но православная иерархия часто использовала свое доминирующее положение, чтобы препятствовать или блокировать деятельность своих общин. Новая свобода эпохи Горбачева принесла с собой волну западных евангелических групп, чей прозелитизм православной иерархии воспринимался с тревогой и враждебностью. В середине 1996 Государственная Дума приняла закон о создании государственного комитета по контролю за деятельностью таких групп. Закон был внесен националистическими союзниками Православной церкви и отвергнут демократическими фракциями как неконституционный. Еврейская община, религиозная и культурная деятельность которой в России достигла расцвета в 1990-е годы, до сих пор подвергается тонким формам дискриминации.*
Религия при Ельцине
подписать законопроект о консультативном совете, который умер осенью 1993. После созыва нового парламента появились дополнительные версии законопроекта. В середине 1996 года парламентом был принят несколько более мягкий законопроект, требующий регистрации иностранных миссионерских групп. Между тем, около восемнадцати юрисдикций в федерации приняли различные законопроекты, ограничивающие миссионерскую деятельность или требующие регистрации. Неправославные религиозные группы также обнаружили, что местные власти все чаще блокировали покупку земли и аренду помещений под застройку. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 *]
В 1990-е годы позиция русской православной иерархии по вопросу свободы вероисповедания была сдержанной, но во многих отношениях негативной, поскольку церковные деятели считали себя защищающими российские культурные ценности от западных идей. Патриарх Алексий поддержал ограничительный закон, когда он обсуждался в 1993 году, и западные наблюдатели увидели зарождающийся союз между Православной церковью и националистическими фракциями в российской политике. Еще одним свидетельством ее отношения к распространению «иностранной» религиозной деятельности в России является то, что иерархия мало предпринимала активных усилий для установления контактов с новыми иностранными религиозными группами или с существующими группами, и эксперты не видят надежды на то, что Вселенский собор церквей будет будет установлено в ближайшее время. 19 октября95 года управляющий Священный Синод Православной Церкви отказался участвовать в съезде православных иерархов, поскольку Константинопольский православный патриарх признал православную общину в Эстонии и автокефальную Православную церковь в Украине. *
В 1995 году администрация Ельцина сформировала консультативный орган под названием Совет по сотрудничеству с религиозными объединениями, в который вошли представители большинства основных конфессий. В совете по два члена от Русской православной и римско-католической церквей и исламских организаций, по одному представителю от представителей буддистов, иудеев, баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня.