Первый крестовый поход на русь был в: Первый крестовый поход на Русь был в… А) 1242г. Б) 1240г. В) 1237г. Г) 1223г….

Читать онлайн «Русь и Рим. После Христа», Анатолий Фоменко – ЛитРес

Предисловие

Настоящее издание является новым и не основано на прежних изданиях «Руси и Рима». Оно задумано как простое и, в то же время, достаточно полное изложение всеобщей истории с точки зрения Новой хронологии. Все доказательства, ссылки и научные подробности здесь опущены. Речь идет лишь о том, как выглядит наше прошлое сквозь призму Новой хронологии.

Издание состоит из нескольких книг, излагающих в хронологическом порядке реконструкцию всеобщей истории с точки зрения Новой хронологии.

Настоящая, третья книга посвящена эпохе XIII–XIV веков нашей эры, когда после распятия Христа Его учениками и последователями был разрушен прежний мировой порядок и стал развиваться новый, антично-христианский мировой порядок, позже ошибочно объявленный «языческим». В те времена произошли крупнейшие события древней истории: возникновение двух ветвей христианства, Крестовые походы (они же – Троянская война), распад Древней Империи на множество независимых частей, возникновение Царского Рима в междуречье Оки и Волги, Великое славянское, оно же римское завоевание мира, и, наконец, возрождение мировой Империи с новой столицей во Владимиро-Суздальской Руси. Непосредственно после Христа, в конце XII–XIII веке, действовали следующие знаменитые люди:

Апостол Павел. Как оказалось, он имеет самое прямое отношение к Крестовым Походам XII–XIII веков.

Великий русский князь Святослав.

Великая княгиня Ольга.

«Античный» Ахиллес – знаменитый герой Троянской войны.

«Античный» царь Эней, основывающий Римское Царство, и его потомки – Ромул и Рем.

Варяг Рюрик (он же – Эней), призванный княжить на Русь и основавший Российское Царство. Здесь мы объясняем, наконец, знаменитую легенду о призвании варягов на Русь.

Знаменитые персонажи германо-скандинавского эпоса – Зигфрид и валькирия Брюнхильда, бог Один, Нибелунги.

Книга предназначена для всех, интересующихся Новой хронологией. Она отражает самые последние наработки авторов в области реконструкции всеобщей истории.

А. Т. Фоменко Г. В. Носовский Москва, февраль 2019 года

Глава 1. Крестовые походы, они же Троянская война

1.

 Полное солнечное затмение 1185 года на Руси сразу после распятия Христа – небесное знамение, призывающее к отмщению

Из Евангелий и церковного предания хорошо известно, что распятие Христа сопровождалось полным солнечным затмением. Так, например, в Евангелии от Луки прямо говорится, что во время распятия «померкло Солнце» (Лука 23:45).

Вопрос об этом евангельском затмении к настоящему времени крайне запутан библеистами. Мы подробно обсуждаем его в наших книгах, см. [МЕТ1], [МЕТ2], ХРОН2, ХРОНб, гл. 19, «Библейская Русь». Повторим вкратце суть дела.

Согласно Евангелиям, Христос был распят в иудейскую пасху, то есть в полнолуние или близко к тому. Астрономически это означает, что солнечного затмения в это время произойти не могло. В самом деле, в дни полнолуния Солнце и Луна находятся в диаметрально противоположных направлениях по отношению к земному наблюдателю. Следовательно, в эти дни Луна никак не может загородить собой Солнце, вызвав тем самым солнечное затмение. Солнечные затмения могут случиться лишь в новолуние, когда Солнце и Луна находятся с одной стороны от Земли. Лишь в этом случае Луна, попав на одну линию с Солнцем, может отбросить свою тень на Землю. Тень от Луны, скользя по земной поверхности, и создает солнечные затмения.

Во время же полнолуний, наоборот, Земля может бросить тень на Луну, и тогда произойдет лунное затмение.

Однако Евангелия и церковное предание прямо и недвусмысленно говорят именно о СОЛНЕЧНОМ затмении в связи с распятием Христа.

Данное противоречие между Евангелиями и астрономией может быть разрешено, вообще говоря, двояко.

Одно возможное объяснение состоит в том, что солнечное затмение произошло не точно в день распятия, а чуть позже, но впоследствии оба эти события были объединены в умах людей. Ведь даже сегодня – а тем более в древности – далеко не все могут самостоятельно подметить указанное астрономическое противоречие. Церковные писатели могли просто не обратить на него внимания. А два ярких, близких по времени события часто объединялись в одно на страницах летописей.

Вторая возможность, на которой настаивает современная библеистика, состоит в том, что затмение было не солнечным, а лунным. Дескать, евангелисты «просто перепутали». Вместо того чтобы написать о лунном затмении, написали о солнечном. Однако такое объяснение кажется натянутым. Ведь перепутать солнечное затмение с лунным гораздо труднее, чем не сообразить, что солнечное затмение не может произойти в полнолуние.

Строго говоря, есть и другие возможности. Например, можно считать, что никакого затмения вообще не было или что Христа распяли не в дни полнолуния. Однако все подобные предположения приводят к существенным противоречиям с Евангелиями и церковным преданием. Все-таки распятие Христа в дни иудейской пасхи утверждается евангелистами четко и недвусмысленно. А солнечное затмение при распятии Христа упоминается не только евангелистами, но и многими церковными писателями (Дионисий Ареопагит и др.), а также прямо изображается в христианском богослужении древним обычаем гасить свечи с третьей по шестую песнь канона.

Когда мы в 2004 году окончательно вычислили дату распятия Христа – 21 марта 1185 года, см. нашу книгу «Царь Славян», – у нас появилась возможность выяснить, какое именно затмение сопровождало распятие Христа и где оно наблюдалось.

Оказалось, что это было полное солнечное затмение 1 мая 1185 года. Расчетная траектория лунной тени на поверхности Земли в тот день задается следующей таблицей.

На рис. 1 мы отметили полосу полной тени этого затмения, которая прошла по Волге от Ярославля до Казани. Вокруг полосы полного затмения расположена более широкая полоса полутени, в которой затмение было видно как частичное.

Рис. 1. Полоса полного солнечного затмения 1 мая 1185 года. Черными кружками на оси затмения отмечены города Владимир и Казань. Еще одним таким же кружком отмечен Ерос-Троя-Иерусалим на Босфоре.

Подчеркнем важное обстоятельство. Солнечное затмение 1 мая 1185 года произошло в то время, когда Солнце находилось рядом с местом вспышки Вифлеемской звезды в Тельце, см. рис. 2. Сегодня на месте этой вспышки, произошедшей около 1150 года, образовалась Крабовидная туманность, см. нашу книгу Царь Славян.

Не исключено, что сверхновая Вифлеемская звезда все еще была видна на небе в 1185 году, спустя примерно тридцать лет после вспышки. Но даже если она уже потухла, место ее появления на небе должны были еще хорошо помнить. Уже одно это обстоятельство должно было связать затмение 1185 года с Христом. Кроме того, затмение произошло почти сразу после распятия, всего через месяц. А поскольку затмение это наблюдалось во Владимиро-Суздальской (тогда еще – Галичской) Руси, то оно, скорее всего, в точности совпало с приходом на Русь известий о распятии Христа.

Возможно, отсюда пошла известная христианская символика: Солнце – символ Христа. Распяли Христа – затмилось Солнце.

Рис. 2. Вифлеемская звезда, возвестившая рождение Христа в 1152 году и солнечное затмение, сопроводившее распятие Христа в 1185 году. Затмившееся Солнце находилось в созвездии Тельца, рядом с Вифлеемской звездой, которая в те годы, вероятно, была еще достаточно яркой. Мы отметили место вспышки Вифлеемской звезды (звездочка) и место солнечного затмения 1185 года (черный кружок) на старинной звездной карте Гринбергера.

Более подробно о затмении 1185 года см. в нашей книге «Царь Славян». Здесь мы вкратце рассказали о нем потому, что это затмение, по-видимому, послужило достаточно сильным толчком к началу войны, предпринятой родственниками Христа – в первую очередь русскими родственниками по материнской линии – против Его убийц. Вероятно, для правителей Галича Костромского – тогдашней столицы Руси – затмение 1 мая 1185 года было грозным небесным ознаменованием свержения и распятия их царственного родственника в далекой столице Империи. Затмив Солнце, Бог призвал их к отмщению.

Напомним, что солнечные затмения, в отличие от лунных, не предсказывались старинной астрономией. Их вычисление стало возможным только в XIX веке.

2. Призыв апостола Павла к Крестовому походу

Еще одним толчком к началу Крестовых походов, направленных против убийц Христа – то есть, против части Его родственников по отцовской линии, свергнувших Христа с престола, распявших Его и усевшихся вместо Него на престоле Империи – послужила апостольская проповедь.

Известно, что после распятия Христа апостолы, Его ученики, разошлись по разным уголкам Империи, проповедуя веру в Христа и Его воскресение из мертвых. Но, как выясняется, этим их проповедь не ограничивалась. Некоторые из апостолов стали открыто призывать к отмщению, к Крестовому походу. В первую очередь это был верховный апостол Павел, бывший имперский военачальник, которого по древней христианской традиции до сих пор постоянно изображают с мечом в руках (впрочем, объясняя этот меч совсем по-другому, но мы не будем здесь вдаваться в спор с подобными объяснениями, все подробности можно найти в наших книгах).

В западноевропейских хрониках Крестовых походов апостол Павел представлен как «святой человек из Франции по имени Фульк», см. нашу книгу «Основание Рима. Начало Ордынской Руси».

Возможно, Павел-Фульк действительно проповедовал Крестовый поход во Франции, которая, как и Русь, была в те времена одной из провинций Древней Империи со столицей в Трое-Иерусалиме на Босфоре (нынешнее городище Ерос). Но, скорее всего, сведения о Крестовых походах и о призывах к ним святого Фулька (Павла) были занесены во Францию позже, во время великого славянского завоевания XIV века, когда Франция, как и остальная Западная Европа, была завоевана славянами = «античными римлянами», пришедшими с берегов Волги. Завоеватели принесли с собой летописи деяний своих предков. Впоследствии эти летописи были восприняты их потомками как описания событий, происходящих у себя, во Франции. Это относится не только к Франции, но и к большинству остальных стран Востока и Запада. Все древние летописи этих стран, как выяснилось, имеют одну и ту же первооснову, а следовательно, были разнесены по всем этим странам из одного и того же очага. Согласно Новой хронологии, этим очагом была Владимиро-Суздальская Русь XIV века. Подробнее об этом мы поговорим в своем месте.

 

Европейские хроники свидетельствуют, что Фульк был святым человеком и что «наш Господь творил через него многие чудеса». Фульк проповедует крест «во Франции и других окрестных землях». В известной средневековой книге Жоффруа де Виллардуэна, участника Крестовых походов, приведены длинные списки знатных лиц, «принявших крест» в разных землях. В их числе упоминается и БОДУЭН, граф Фландрии и Энно. Сообщается, что Бодуэн принял крест вместе со своей женой: «В Брюгге крест взяли Бодуэн, граф Фландрии и Энно, и графиня Мария, его супруга». Согласно Новой хронологии, Бодуэн – это не кто иной, как знаменитый герой Троянской войны Ахиллес. А сам Крестовый поход 1204 года, героем которого был Бодуэн, это знаменитая Троянская война, одно из древнейших событий нашей истории.

Само выражение «взять крест», часто упоминаемое в средневековых хрониках по отношению к крестоносцам, означало не что иное, как КРЕЩЕНИЕ. Историки не понимают этого, думая, что речь идет о событиях спустя целых двенадцать веков после Христа. Но, согласно Новой хронологии, со времени распятия Христа в 1185 году тогда прошло всего несколько лет. Это была эпоха апостольской проповеди, когда происходило массовое крещение людей апостолами. Причем особенно много народа крестил апостол Павел во время своих многочисленных путешествий по Азии и Европе.

Теперь становится понятным, какой именно обряд «принятия креста» описан в хрониках, посвященных Крестовому Походу 1204 года. Это – ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ.

Вот как описывается, например, «взятие креста» маркизом Бонифацием Монферратским. «Тотчас епископ Суассонский и монсеньор Фульк, святой человек, и два белых аббата, которых он (то есть Фульк – Авт.) привез из своей земли, повели его (маркиза – Авт.) в церковь Богоматери и ПРИКРЕПИЛИ ЕМУ КРЕСТ НА ПЛЕЧО».

Из этого описания следует, что принятие креста сопровождалось неким обрядом, совершаемым в церкви, в котором участвовали христианские священнослужители. В данном случае – сам Фульк (апостол Павел).

Более того, в хрониках сообщается, что «принятие креста» в конце XII – начале XIII века сопровождалось полным отпущением грехов. Виллардуэн пишет: «Так как отпущение было весьма великим, сердца людей сильно расстрогались, и многие приняли крест потому, что отпущение было столь великим». В христианском обряде крещения действительно присутствует полное отпущение грехов. Даже в Символе веры говорится: «Верую во единое крещение во отпущение грехов».

Апостол Павел, проповедуя крещение, говорил, в частности, следующее: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (то есть ради Христа – Авт.) возвещается вам прощение грехов» (Деяния 13:38).

В целом можно сказать, что обряд принятия креста, как он описан в средневековых хрониках, очень напоминает христианский обряд крещения. Увидеть это историкам помешала лишь скалигеровская хронология, согласно которой, в эпоху Крестовых походов, когда крестоносцы «принимали крест», христианство и обряд крещения были уже будто бы давно известны и распространены. То есть, исходя из скалигеровской хронологии, крестоносцы и так уже были крещеными. Но, согласно Новой хронологии, дело обстояло совсем по-другому. Апостольская проповедь крещения как раз и проходила в годы Крестового Похода. И тогда отождествление обряда «принятия креста» и христианского крещения становится совершенно очевидным.

В Деяниях апостолов присутствует ряд имен и названий эпохи Троянской войны. Так, например, среди верных учеников апостола Павла Деяния упоминают некоего «АКИЛУ, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его» (Деяния 18:2). На страницах Деяний и Посланий апостола Павла эти имена встречаются многократно (Деяния 18:2, 18:18, 18:26), (1 Коринф. 16:19), (Рим. 16:3), (2 Тимоф. 4:19). Имя АКИЛА практически совпадает с именем знаменитого героя Троянской войны АХИЛЛА. Отметим, что «античный» Ахилл в Новой хронологии накладывается на одного из самых истовых учеников Фулька Парижского – графа БОДУЭНА Фландрского, ставшего потом первым императором Латинской империи. Он же – Святослав русских летописей. См. подробности в нашей книге «Основание Рима. Начало Ордынской Руси».

В описаниях Крестового Похода 1204 года приводятся длинные перечни знатных лиц, принявших крест благодаря проповеди Фулька (апостола Павла). Если обратиться к новозаветным Деяниям апостолов, то там также говорится о том, что апостола Павла поддерживали многие из знатных особ. Некоторые даже стали его учениками. Например, Деяния рассказывают, что Павла поддержал Галлион, правитель Ахайи. Более того, благодаря заступничеству Галлиона, противники Павла были сильно избиты. «Во время проконсульства Галлиона в Ахайе напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище… Галлион сказал Иудеям: Иудеи! … Я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том» (Деяния 18:12–17).

Итак, Павел пользовался явной поддержкой Галлиона, правителя АХАЙИ. Здесь опять всплывает в Новом завете «троянский след». Вспомним, что Троя была захвачена войсками АХЕЙЦЕВ. С самых первых страниц Илиады завоеватели Трои называются Ахейцами или Ахеянами. Вообще, Троянская война – это война Ахейцев с Троянами.

Ахейский проконсул назван в Новом завете ГАЛЛИОНОМ. Это имя соответствует ГАЛЛАМ средневековых хроник, то есть, как сегодня считается, французам. Историки полагают, что Крестовый Поход 1204 года совершили в основном французы, то есть ГАЛЛЫ. Напомним, что Франция раньше называлась Галлией.

Однако, согласно Новой хронологии, Галлии-Франции в XII–XIII веках под таким названием еще не существовало. Это название появится там позже, после великого завоевания XIV века. А в эпоху Христа, в XII–XIII веках, Галлией, она же евангельская Галилея, называлась Владимиро-Суздальская Русь, столицей которой в те времена был Галич Костромской, родной город Богородицы. Сегодня уже мало кто знает, что жители Галича Костромского вплоть до начала XX века имели свой собственный «афинский», или «алеманский», язык (отсюда – «офени», торговцы, говорившие на этом языке, а также современное слово «феня», воровской жаргон). На своем языке свой родной город они называли не «Галичем», а «ГАЛИВОНОМ», а себя самих – «алеманами» или «галивонскими алеманами» (см, например, статью И. И. Срезневского «Афинский язык в России». «Отечественные записки», том V, СПб., 1839, а также работы Свиньина по истории Галича Костромского). Из афинского-алеманского языка в современный русский разговорный язык вошли такие слова, как «клево» (хорошо), «лох» (мужик) и несколько других.

Во время великого завоевания XIV века галивонские (галичские) названия были разнесены по Западной Европе. Так на карте Европы появились Галлия (Франция) и Алемания (Германия).

Поэтому, согласно Новой хронологии, Ахейский проконсул Галлион, поддержавший апостола Павла в начале XIII века, – это один из правителей Галивона – Галича Костромского. Среди прочих АХЕЙЦЕВ, двинувшихся на завоевание Трои-Иерусалима, он вполне мог участвовать в Троянской войне, то есть в Крестовом походе 1204 года. А сам этот поход вышел не из Франции (Галлии), как думают историки, а из Галича Костромского (Галивона), родного города Богородицы. Именно там, согласно нашей реконструкции, и проповедовал апостол Павел, он же «святой человек Фульк», призывавший к Крестовому походу на Иерусалим.

Обратимся теперь к апостольским Деяниям. Больше половины Деяний посвящены проповеди апостола Павла: главы 13–28, то есть до самого конца. Павел ездит по разным странам и проповедует христианское учение. То есть – проповедует крест. Хотя Деяния, излагая проповеди Павла, касаются только догматической стороны христианства, тем не менее, сообщается следующее. Во время одного из приездов Павла в Иерусалим после его проповедей в Азии он входит в храм. «Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и МЕСТА СЕГО» (Деяния 21:27–28).

Другими словами, азиатские – Асийские иудеи, находившиеся в Иерусалиме, случайно увидев апостола Павла, только что вернувшегося из Азии после своих проповедей, стали кричать, что он возбуждает по всему миру людей ПРОТИВ ИЕРУСАЛИМА, ЕГО ЖИТЕЛЕЙ И ЕГО ЗАКОНА. Следовательно, проповеди Павла были не столь уж мирными по отношению к Иерусалиму, раз вызвали такое возмущение иудеев. Простую проповедь христианства вряд ли можно было назвать призывом «против народа и закона и места сего». Но если Павел действительно призывал к Крестовому Походу, то слова Деяний становятся понятны.

И еще одно место. Павел беседует с пресвитерами церкви в Ефесе. Он прощается с ними навсегда, поскольку отправляется в Иерусалим, и говорит, в частности, следующее: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною… И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Потому свидетельствую вам в нынешний день, что ЧИСТ Я ОТ КРОВИ ВСЕХ» (Деяния 20:22–26).

Таким образом, Павел, отправляясь в Иерусалим и прощаясь с учениками, считает нужным упомянуть об «очищении от крови». Эти слова можно понимать по-разному. Но если речь идет о Крестовом Походе, то они действительно становятся очень уместными.

И еще. Когда Павла схватили в Иерусалиме, он «сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь ПО-ГРЕЧЕСКИ? ТАК НЕ ТЫ ЛИ ТОТ ЕГИПТЯНИН, КОТОРЫЙ ПЕРЕД СИМИ ДНЯМИ ПРОИЗВЕЛ ВОЗМУЩЕНИЕ И ВЫВЕЛ В ПУСТЫНЮ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК РАЗБОЙНИКОВ?» (Деяния 21:37–38). Павел отвечает на вопрос уклончиво: «Я иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города» (Деяния 21:39).

Из такого ответа Павла следует, что тысяченачальник, скорее всего, не ошибся, приняв его за человека, возмутившего четыре тысячи «разбойников». Ясно, что для жителей Трои-Иерусалима (Ероса) крестоносцы были «разбойниками». Поэтому данное место Деяний также может содержать некий намек на проповедь Павлом Крестового Похода.

Деяния заканчиваются тем, что Павел прибывает в Рим и требует суда у кесаря. Сказано: «Я принужден был потребовать суда у кесаря» (Деяния 28:19). В Риме Павлу позволили проповедовать совершенно свободно. «Жил Павел целых два года на своем иждивении… уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деяния 28:30–31).

Но почему Деяния ничего не говорят об участии Павла в самом Крестовом походе? Дело в том, что еще до отплытия крестоносного войска, апостол Павел, то есть Фульк Парижский, умер. «В войско пришла весть, которой были весьма опечалены бароны и другие люди: о том, что мессир ФУЛЬК, ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРАВЕДНИК, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ СТАЛ ПРОПОВЕДОВАТЬ КРЕСТ, опочил и умер» – пишет Виллардуэн. Таким образом, сам Крестовый Поход 1204 года произошел уже после смерти апостола Павла.

Дмитрий ЛЯЛИН — Крестовый поход на Русь читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …15

Дмитрий Лялин

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА РУСЬ

2009

«Немецкие захватчики ждали легкой победы над нашим народом: Русь только что пережила кровавый удар монголов»

Титр из х/ф «Александр Невский».

Одно из основных мест в известной нам всем биографии Александра Ярославича занимает «отражение католической агрессии против Руси». Речь идет о т. н. «Крестовом походе на Русь». Этой идеи придерживались и придерживаются многие русские историки. Собственно, стоило бы говорить скорее о походе против Новгорода и Пскова, поскольку разговор идет именно об этих городах, а не обо всей Руси. Логика исторической гипотезы о крестовом походе проста (я бы даже сказал, чересчур упрощена и потому ущербна) – нам известно о столкновениях новгородцев и псковичей с прибалтийскими католиками, а католики, как известно, подчиняются Римскому Папе. Стало быть, все, что делают католики делается по прямому указанию или с согласия Римского Папы. И вывод напрашивается сам собой – любые столкновения католиков с новгородцами и псковичами есть часть широко задуманного Католической Церковью и лично Папой Римским Крестового похода против Руси.

Но, как ни красива эта гипотеза, документального подтверждения она не имеет. Никаких булл или других документов об объявлении крестового похода ни против Руси в целом, ни против Новгорода или Пскова, историками не найдено.[1] Объявление похода на Русь вообще звучало бы странно, поскольку никакой единой Руси на тот момент не существовало, Русь состояла из целого ряда независимых государств-княжеств, отношения с которыми у западных государств и у Святейшего престола складывались по-разному. В некоторых буллах довольно позднего времени иногда говорится о русских, но всегда имеются в виду те русские, которые воевали на стороне язычников (например, литовцев) или татар, а не какое-либо из русских княжеств. Даже один из самых упорных сторонников рассматриваемой гипотезы И. П. Шаскольский в своей работе «Папская курия – главный организатор крестоносной агрессии 1240–1242 гг. против Руси» вынужден был признать, что «В действительности, от этого времени не дошло ни одного источника, где открыто говорилось бы о роли папского престола в подготовке походов на Русь 1240–1242 гг. и содержался бы открытый призыв к нападению на русские земли».[2] Что, впрочем, Шаскольского нисколько не останавливает, поскольку он полагает, что в подтверждении его теории есть много косвенных фактов. Что ж, обратимся к более детальному рассмотрению тогдашних отношений между западными и восточными христианами в Прибалтике.

Войны, вооруженные столкновения и конфликты между различными государствам и народами сопровождают человечество в течение всей его истории. И подавляющее большинство их возникает между ближайшими соседями. Прибалтика XIII века в этом плане не исключение. Столкновения между русскими княжествами, языческими племенами, западными христианскими государствами начались здесь задолго до начала XIII века и продолжались после того, как он закончился. Но нас интересует именно этот век. Какова было основная причина военных конфликтов между русскими княжествами и западными христианами (шведами, датчанами, ливонцами)? Имели ли они исключительно религиозные мотивы, был ли их главной целью захват русских земель? Можно ли считать это крестовым походом, воплощением в жизнь хорошо продуманного антирусского (или даже антиправославного) плана, составленного папской курией?

На мой взгляд, основной причиной столкновений между западными и восточными христианами в Прибалтике было разное отношение к язычникам. На Западе оно формировалось еще со времен Древнего Рима, когда языческие власти преследовали и гнали христиан. Позднее уже христианский Рим боролся с язычниками-варварами. А еще позднее перешедшие в христианство франки и другие варвары в полной мере испытали на себе жестокость язычников-викингов. Западная церковь развивалась в непрерывной борьбе с язычеством, и борьба эта была жесткой. Поэтому западные христиане, никогда не забывая о своей задаче нести свет Христовой веры язычникам, смотрели на них отнюдь не через розовые очки.

Многие современные историки склонны представлять тогдашних язычников этакими пушистыми овечками, а христиан алчными волками, только и думающими, как бы захватить земли язычников. Однако, не стоит забывать и о бесконечных набегах языческих племен на христианские земли. Именно для них более богатые земли христиан, их города и села были лакомой добычей. Гораздо более лакомой, чем их собственные лесные дебри для христиан. Тем, кто склонен связывать действия христиан по отношению к язычниками лишь с вооруженной агрессией, нелишне напомнить об огромном количестве христианских проповедников, несших отнюдь не меч, а слово Божье, и ставших мучениками. Не лишне напомнить о Св. Бонифации, апостоле Германии, убитом язычниками вместе с несколькими десятками своих спутников; о Св. Адальберте-Войтехе Пражском, убитом пруссами; о гибели Бруно-Бонифация Кверфуртского и его спутников на границе Литвы и Руси; и о многих других.

Не забудем, что среди язычников были не только слабые и малочисленные племена, как это часто представляют, но и весьма могущественные племенные союзы, такие как, например, литовцы. Литовские племена были очень опасным и сильным противником христиан. Не раз они вторгались в пограничные с ними земли, доходя временами до Новгорода, не раз наносили христианам серьезные поражения. Так в 1225 году литовцы подвергли опустошительному набегу смоленские, полоцкие и новгородские земли, в 1236 году в битве при Шяуляе на голову разбили Орден меченосцев и его союзников – псковичей. Вот что пишет Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии» (правда, о более раннем времени): «Бежали и русские по лесам и деревням пред лицом, даже немногих литовцев, как бегут зайцы пред охотником, и были ливы и лэтты кормом и пищей литовцев, подобно овцам без пастыря в пасти волчьей».[3] С 1245 года набеги литовцев становятся чуть ли не ежегодными. В 1248 году в битве с ними погиб Михаил Хоробрит.

С учетом всех этих фактов мне кажется малообоснованным мнение, что создание в Прибалтике военно-монашеских орденов диктовалось исключительно алчностью западного духовенства, желавшего захватить прибалтийские, а затем и русские земли. Образ рыцаря, жаждущего богатства и новых владений, стал в литературе о борьбе «Руси с крестоносной агрессией» практически штампом. Однако, он не очень вяжется с клятвами бедности и отказа от собственности, приносимого рыцарями при вступлении в Орден. На мой взгляд, отказ от собственности не самый удачный путь обогатиться.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …15

Первый крестовый поход — Всемирная история. Энциклопедия

Первый крестовый поход (1095-1102 гг.) — военная кампания западноевропейских войск с целью отвоевать Иерусалим и Святую Землю из-под контроля мусульман. Задуманный папой Урбаном II по призыву византийского императора Алексиоса I Комнина, крестовый поход увенчался успехом, когда христианские силы взяли под свой контроль Иерусалим 15 июля 1099 года.

Около 60 000 солдат и, по крайней мере, еще половина некомбатантов участвовали в Первом крестовом походе, который отправился в путь в 109 году.5. После походов в Малую Азию и на Ближний Восток были отбиты такие великие города, как Никея и Антиохия, а затем и настоящая цель — сам Иерусалим. Затем последовало бы еще много крестовых походов, цели расширились бы, как и поле конфликта, так что даже Константинополь подвергся нападению в последующих кампаниях.

Удалить рекламу

Реклама

Причины первого крестового похода

Первым и наиболее важным действием, которое зажгло фитиль, который в конечном итоге сгорел до взрыва Первого крестового похода, было восстание мусульман-сельджуков, тюркского племени степи. Сельджуки одержали значительные победы в Малой Азии против византийских армий, особенно в битве при Манцикерте в древней Армении в августе 1071 года. Как следствие, они получили контроль над такими великими городами, как Эдесса и Антиохия и, ок. В 1078 году сельджуки создали Румский султанат со столицей в Никее в Вифинии на северо-западе Малой Азии. К 1087 году они взяли под свой контроль Иерусалим.

Византийский император Алексиос I Комнен (годы правления 1081-1118) понял, что экспансия сельджуков на Святую землю была шансом получить помощь западных армий в его битве за контроль над Малой Азией. Следовательно, в марте 1095 года Алексиос обратился к Западу с призывом о солдатах. Это обращение было отправлено папе Урбану II (годы правления 1088–1099), который оказался удивительно отзывчивым, как и тысячи европейских рыцарей.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Крестовый поход повысит престиж папства, поскольку оно возглавит объединенную западную армию и укрепит свои позиции в Италии.

Папа Урбан II уже отправил войска на помощь византийцам в 1091 году против печенежских степных кочевников, вторгшихся в северную Дунайскую область империи. Он снова был расположен к помощи по разным причинам. Крестовый поход, направленный на то, чтобы вернуть Святую Землю под контроль христиан, был самоцелью — что может быть лучше для защиты таких важных мест, как гробница Иисуса Христа, Гроб Господень в Иерусалиме. Христиане, живущие там или посещающие паломничество, также нуждались в защите. Кроме того, были очень полезные дополнительные преимущества.

Крестовый поход поднимет престиж папства, поскольку оно возглавило объединенную западную армию, и укрепит свои позиции в самой Италии, испытавшей серьезные угрозы со стороны императоров Священной Римской империи в предыдущем столетии, которые даже вынудили пап переселиться из Рим. Урбан II также надеялся возглавить объединенную западную (католическую) и восточную (православную) христианскую церковь над Константинопольским патриархом. Две церкви были разделены с 1054 года из-за разногласий по поводу доктрины и литургических практик. В случае, если кто-то обеспокоен, кампанию насилия можно было бы оправдать ссылками на определенные отрывки из Библии и подчеркнув, что это борьба за освобождение, а не нападение, и что цели были справедливыми и праведными.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

27 ноября 1095 года Урбан II призвал к крестовому походу в речи на Клермонском соборе, Франция. Сообщение, известное как Индульгенция и предназначенное специально для рыцарей, было громким и ясным: те, кто защищает христианский мир, отправятся в паломничество, все их грехи будут смыты, а их души получат несметные награды в следующей жизни. Затем Урбан II отправился в проповедническое турне по Франции в 109 г.5-6 для вербовки крестоносцев, где его сообщение было приправлено преувеличенными рассказами о том, как в тот самый момент христианские памятники оскверняются и верующие христиане безнаказанно преследуются и истязаются. Посольства и письма были отправлены во все части христианского мира. Крупные церкви, такие как церкви в Лиможе, Анже и Туре, действовали как центры вербовки, как и многие сельские церкви и особенно монастыри. Призыв «взять крест» — когда люди приносили клятву стать крестоносцами, а затем носили крест на плече, чтобы провозгласить свой долг, — имел поразительный успех. По всей Европе воины, движимые идеями религиозного рвения, личного спасения, паломничества, приключений и стремления к материальному благополучию, собирались на протяжении 109 лет.6, готовых отправиться в Иерусалим. Дата отъезда была назначена на 15 августа того же года. В первых волнах участвовало около 60 000 крестоносцев, в том числе около 6 000 рыцарей.

Благородные рыцари с запада не были заинтересованы в беспокойстве врага и краже переносимых богатств, они были в Леванте для постоянных завоеваний.

Враг мусульман

Мусульмане-сельджуки, захватившие большую часть Малой Азии и северной Сирии в последние десятилетия XI века, страдали от своих особых проблем еще до прихода крестоносцев. В конфликте со своими заклятыми соперниками, шиитскими Фатимидами, базировавшимися в Египте, мусульмане-сунниты-сельджуки отвоевали у них Иерусалим. Однако серьезный удар по амбициям сельджуков нанесла смерть могущественного сельджукского султана Маликшаха в 109 г.2, что вызвало борьбу за власть между различными местными лордами, но ни один из них не получил превосходства. Кроме того, база сельджуков находилась в Багдаде, далеко от сражений, которые должны были произойти на протяжении Первого крестового похода, поэтому централизованная поддержка или управление войной были незначительными. Вдобавок к этому мусульманам-шиитам удалось отвоевать контроль над Иерусалимом у сельджуков всего за несколько месяцев до того, как на сцену прибыли крестоносцы. Обе группы мусульман, скорее всего, совершенно не знали о религиозном характере похода крестоносца и о том, что они чем-то отличались от обычных византийских набегов. Однако благородные рыцари с запада не были заинтересованы в том, чтобы беспокоить врага и уносить переносимые богатства, они были в Леванте для постоянных завоеваний.

Удалить рекламу

Реклама

Византийская империя ок. 1090 CE

Спиридон МАНОЛИУ (Общественное достояние)

Петр Отшельник и «Народный крестовый поход»

По иронии судьбы, несмотря на преднамеренное намерение Папы обратиться именно к рыцарям (именно об этом просил Алексиос), клоп крестового похода укусил множество других людей. Первой крупной группой была народная армия, смешанная группа бедняков и мелких рыцарей. Их возглавляли проповедник Петр Пустынник и рыцарь Вальтер Без гроша в кармане (Сансавуар). Плохо экипированные и по необходимости вынужденные искать пищу, когда они пересекали Европу, они по пути приобрели мало друзей. Петр ранее совершал паломничество в Святую Землю, где он был схвачен мусульманами и подвергнут пыткам, теперь у него был шанс отомстить.

Тем временем вторая группа крестоносцев, столь же скромных и недисциплинированных, двинулась вниз по Рейну. Возглавляемая графом Эмихо Ленингенским группа печально известна своей религиозной ненавистью к евреям в Шпейере, Майнце, Трире и Кельне. Обе группы крестоносцев, иногда называемые «Народным крестовым походом» (несмотря на то, что на самом деле в их составе было несколько рыцарей), прибыли в Константинополь в начале лета 1096 года с целью затем двинуться в Иерусалим, чтобы изгнать сельджуков. Этих первопроходцев описывает Анна Комнина (1083–1153), историк и дочь византийского императора, в своей «Алексиаде»:0003

И тех франкских воинов сопровождало безоружное войско более многочисленное, чем песок или звезды, неся на плечах пальмы и кресты; женщины и дети тоже уезжают из своих стран. (Григорий, 296)

Они были немедленно отправлены Алексиосом в Малую Азию, где, игнорируя совет византийца, они попали в засаду и были уничтожены около Никеи армией сельджуков во главе с Килидж Арсланом I 21 октября 1096 года. Это было не то, что Алексиос или папа Урбан II предприняли имели в виду, когда начинали крестовый поход.

Удалить рекламу

Реклама

Падение Антиохии

Вторая волна крестоносцев, на этот раз состоящая из более джентльменов, рыцарей и профессиональных воинов, прибыла в Константинополь осенью и зимой 1096 года. среди его лидеров старый враг, норманн Боэмунд из Таранто. Он и его отец, Роберт Гвискар («Ловкий»), герцог Апулийский, напали на Византийскую Грецию между 1081 и 1084 годами. В 109 г.7 Боэмунд и его рыцари прибыли в Константинополь, и поначалу все шло хорошо, когда норманн присягнул на верность императору вместе с другими лидерами крестоносцев, такими как Годфри Буйонский, герцог Нижней Лотарингии и Раймонд IV (он же Раймон де Сен-Жиль) , граф Тулузский. Кроме того, было еще много аристократов, и каждый из них командовал своим контингентом рыцарей, не говоря уже о практических проблемах языкового барьера, и это было маленькое чудо, что сила вообще добилась чего-то. Их успех удивит всех.

Осада Антиохии, 1098 г. н.э.

Жан Коломб (общественное достояние)

Алексиос хорошо использовал крестоносцев, несмотря на изнасилования и грабежи, совершенные менее набожными членами западных армий, которые сеяли хаос, пересекая Европу и территорию Империи. Норманны стремились победить сельджуков и основать несколько новых собственных королевств. Алексиос вполне мог согласиться с этим планом, поскольку такие королевства могли оказаться полезным буфером на границе Империи. Таким образом, со смешанными силами крестоносцев армия Алексиоса под командованием византийского полководца Татикия сумела отбить Никею в июне 109 г.7, хотя на самом деле сельджуки предпочли отказаться от него и сражаться в другой день. Затем они пронеслись по Анатолийской равнине и 1 июля 1097 года одержали великую победу при Дорилайоне.

Затем в сентябре 1097 года крестоносно-византийская армия разделилась: одна армия двинулась дальше на восток к Эдессе, а другая — в Киликию на юго-востоке. Основные силы направились в Антиохию в Сирии, ключ к границе Евфрата. Великий город был одним из пяти патриарших мест христианской церкви, когда-то домом для святых Павла и Петра и, вероятно, местом рождения святого Луки. Это был бы прекрасный пропагандистский переворот, чтобы вернуть его обратно.

Удалить рекламу

Реклама

Несмотря на то, что Антиохия была хорошо укреплена и слишком велика, чтобы ее можно было полностью окружить, она действительно стала следующим крупным захватом крестоносцев 3 июня 1098 года после тяжелой 8-месячной осады, когда сами нападавшие попали под осаду мусульманских войск из Мосула. Крестоносцы также страдали от чумы, голода и дезертирства. К несчастью для Алексиоса, на своем пути, чтобы поддержать осаду города, он встретил беженцев из этого района, которые ошибочно сообщили ему, что крестоносцы были на грани поражения от огромной мусульманской армии, и поэтому император вернулся домой. Боэмунд был не очень рад узнать, что его армия была брошена византийцами, даже если он все равно захватил город и разбил силы помощи. Нормандец решил нарушить свою клятву вернуть всю захваченную территорию Императору и оставил город себе. Таким образом, отношения между двумя лидерами были безвозвратно испорчены.

Первые три крестовых похода и Латинский Восток XII века (Утремер)

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Взятие Иерусалима

В декабре 1098 года армия крестоносцев двинулась вперед к Иерусалиму, по пути захватив несколько сирийских портовых городов. Наконец, они прибыли в пункт назначения 7 июня 1099 года. Из огромной армии, покинувшей Европу, оставалось только около 1300 рыцарей и около 12 500 пехотинцев, чтобы достичь того, что должно было стать главной целью крестового похода.

Защищенный массивными стенами и сочетанием рва и пропасти, Иерусалим должен был стать крепким военным орешком. К счастью, в нужный момент прибыло несколько генуэзских кораблей с древесиной, из которой были сделаны две осадные башни, катапульты и таран. Несмотря на это оружие, защитники сопротивлялись осаде, хотя мусульманский гарнизон очень неохотно вырывался и совершал набеги на осаждающих, возможно, довольствуясь ожиданием обещанной помощи из Египта. Затем, в середине июля, Годфри Буйонский решил атаковать то, что, по его мнению, выглядело как более слабый участок стены. Установив свою осадную башню под покровом темноты и засыпав часть рва, крестоносцам удалось приблизиться к стенам. Под предводительством Годфри с фронта нападавшие преодолели оборону и 15 июля 109 г. очутились внутри города.9.

Взятие Иерусалима крестоносцами

Эмиль Синьоль (общественное достояние)

Последовала массовая резня мусульман и евреев, хотя цифры в 10 000 или даже 75 000 убитых, скорее всего, преувеличены. Современный мусульманский источник (Ибн аль-Араби) называет цифру в 3000 человек из вероятных 30 000 жителей города. В течение месяца прибыла большая египетская армия, чтобы вернуть город, но они потерпели поражение при Аскалоне. Иерусалим, по крайней мере на время, снова оказался в руках христиан; Готфрид Буйонский, герой осады, стал королем Иерусалима. Вернувшись в Италию, папа Урбан II умер 29Июль 1099 г., не зная об успехе своего крестового похода. Для некоторых историков Аскалон знаменует собой конец Первого крестового похода.

Больше побед

Выполнив свою миссию, многие крестоносцы теперь вернулись в Европу, некоторые с богатством, некоторые со святыми реликвиями, но большинство изрядно изношены после многих лет тяжелых сражений и скудного вознаграждения. Однако в 1100 году в Константинополь прибыла новая волна крестоносцев, организованная Раймундом Тулузским. 17 мая 1101 г. была захвачена Кесария; 26 мая пал и Акр. Однако для будущих крестовых походов мусульмане все больше знакомились с западной тактикой ведения боя и оружием. В сентябре 1101 года армия крестоносцев, состоящая из ломбардских, французских и немецких рыцарей, была разбита сельджуками. В течение следующих двух столетий войн западным армиям становилось только труднее.

Чтобы Иерусалим оставался в руках христиан, необходимо было основать различные западные поселения: Латинский Восток.

Тем временем Алексиос не отказался от Антиохии и послал войска, чтобы атаковать город или, по крайней мере, изолировать его от окружающих территорий, удерживаемых крестоносцами. Однако Боэмунд уехал и, вернувшись в Италию, убедил папу Паскаля II (годы правления 1060–1118) и французского короля Филиппа I (годы правления 1060–1108) в том, что реальную угрозу христианскому миру представляют византийцы. Их коварный император и своенравная церковь должны были быть уничтожены, и поэтому в 1107 году было начато вторжение в Византию, точным местом которого была Албания. кампания. В результате Боэмунд был вынужден подчиниться византийскому императору, который позволил ему править Антиохией от имени Алексиоса. Таким образом, была создана схема дележа захваченных территорий.

Оценка: достижения и неудачи

Первый крестовый поход был успешным, так как Иерусалим был отвоеван, но чтобы гарантировать, что Священный город останется в руках христиан, было необходимо, чтобы в Леванте были основаны различные западные поселения (все вместе известные как Государства крестоносцев, Латинский Восток или Утремер). Для их лучшей защиты были созданы и рыцарские ордена. Ясно, что в ближайшие десятилетия потребуется постоянный приток новых крестоносцев и волна налогов для их финансирования. Первоначально происходили массовые убийства местного населения, но жители Запада вскоре поняли, что для удержания своих завоеваний им нужна поддержка чрезвычайно разнообразного местного населения. Следовательно, росла терпимость к нехристианским религиям, хотя и с некоторыми ограничениями.

Несмотря на непрекращающуюся вербовку в Европе и попытки создать постоянные «колонии» и королевства, удержать завоевания Первого крестового похода оказалось невозможным, и потребовались новые кампании, чтобы вернуть себе такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения. снова в 1187 году. На протяжении XII и XIII веков было совершено восемь официальных крестовых походов и несколько других неофициальных, и все они потерпели больше неудач, чем успеха.

Были непредвиденные или негативные последствия Первого крестового похода, в частности разрыв западно-византийских отношений и ужас византийцев перед неуправляемыми группами воинов, вызывающими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным явлением, и росло недоверие и подозрительность в отношении их намерений. Это были непростые отношения, которые только ухудшались, и неприязнь и взаимное недоверие между Востоком и Западом продолжались и вылились в разграбление Константинополя в 1204 году9.0003

Группы крестоносцев, обычно не рыцари, а городская беднота, воспользовались христианским рвением для нападения на группы меньшинств, особенно на евреев в северной Франции и Рейнской области. Крестоносное движение распространилось и на Испанию, где во втором и третьем десятилетиях XII века совершались нападения на мавров. Пруссия, Прибалтика, Северная Африка и Польша, среди многих других мест, также были свидетелями крестовых походов армий вплоть до 16-го века, поскольку идеал крестового похода, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжал привлекать лидеров, солдат и простых людей в на запад, и его мишень расширилась, включив в нее не только мусульман, но и язычников, раскольников и еретиков.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

5 ключевых сражений Первого крестового похода

 

Первоначально ответ на призыв о помощи папе Урбану II от византийского императора Алексия в конце 11 века, Первый крестовый поход взбудоражил воображение буйной Западной Европы. Религиозный пыл достиг апогея, а число желающих взять крест возросло сверх всяких ожиданий. К ужасу Алексея, ожидая получить отряд из, возможно, не более тысячи элитных солдат, около 60 000 жителей Запада (включая мирных жителей) прибыли в Константинополь. Император мудро решил как можно быстрее переправить их через Босфор, выпустив их на территорию, удерживаемую мусульманами. В последующие годы эта армия проложит себе путь к Иерусалиму и дальше. Ниже представлены пять ключевых сражений, которые определили Крестовый поход.

 

1. Дорилеум: турки-сельджуки против Первого крестового похода

Битва при Дорилее, 14 й Век , французская рукопись, via History Extra

 

После успешной осады удерживаемого турками города Никея крестоносцы планировали пройти через Анатолию и Левант, захватив ключевые города, такие как Антиохия и Триполи, прежде чем достичь своей конечной цели — Иерусалима.

 

Их первым большим испытанием станет Кылыдж Арслан, лидер турок-сельджуков. Он собрал отряд примерно в 8000 конных лучников и несколько тысяч пехотинцев, чтобы противостоять маршу крестоносцев. В этой битве обе стороны столкнутся с незнакомыми военными системами. Крестоносцы не привыкли к тактике засад конных лучников. И наоборот, это был первый случай, когда мусульманская армия подверглась атаке западноевропейской тяжелой кавалерии, предпринятой конными рыцарями.

 

Кылыч-Арслан решил использовать пересеченную местность Анатолии, чтобы поймать крестоносцев на марше в попытке уничтожить голову (или авангард) армии, прежде чем те, кто находится в тылу, смогут прийти им на помощь. 1 июля 1097 года он захлопнул тщательно подготовленную ловушку.

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Поначалу дела у турок шли хорошо. Им даже удалось прорваться в часть лагеря крестоносцев, и какое-то время исход был на волоске. Но закаленные в боях пехотинцы крестоносцев продержались достаточно долго, чтобы прибыло подкрепление в виде тяжелой кавалерии, которую сначала возглавлял Богемонд из Таранто. Эта конная атака оказалась слишком сложной для турок, и они сломались. Потери обеих сторон были высокими: войска Арслана потеряли 3000 человек, а крестоносцы — около 4000 человек. Дорилеум стал стратегической победой крестоносцев, несмотря на тактическую ничью, поскольку турки-сельджуки не оказали дальнейшего сопротивления продолжающемуся маршу через Анатолию.

 

Боевой дух солдат Первого крестового похода был высок. Один рыцарь оптимистично написал своей жене: «Мы будем в Иерусалиме через шесть недель».

 

2. Осада Антиохии: кризисный момент 

Византийские стены Антиохии, 19 й Гравюра века Р. Тернера, через Carmichael Digital Projects

 

Антиохия была великим городом Северной Сирии. Хотя конечной целью Первого крестового похода был Иерусалим, Антиохию нельзя было просто так обойти. Это означало бы непосильное давление на и без того перегруженные источники снабжения крестоносцев. Пришлось брать город.

 

Но это был вызов. Сами стены были римскими и были укреплены защитниками-мусульманами. Кроме того, в городе была цитадель, так что в случае падения внешних стен у гарнизона было место для отступления.

 

Осада превратилась в долгий, затянувшийся кошмар для обеих сторон, когда начался голод. Многие крестоносцы упали духом и начали ускользать обратно в Европу; многие другие умерли от болезней и голода. Зимой 1097, крестоносцы были вынуждены есть своих лошадей (отчаянный поступок для любой средневековой армии). И все же великий город держался.

 

В марте 1098 года прибытие английских кораблей с продовольствием и осадным снаряжением очень помогло крестоносцам, и они, наконец, смогли оказать серьезное давление на грозные стены. Видя, в каком безнадежном положении оказался его гарнизон, командующий мусульманами обратился за помощью к Кербоге, видному мусульманскому военачальнику на востоке.

 

В ночь с 2 на 3 июля 1098 года крестоносцы, частично с помощью уловок, частично благодаря мастерству, овладели важной башней и сумели пробиться внутрь. К середине утра все мусульманские силы в главном городе были разбиты. убиты, выжившие отступают в цитадель. Через день Кербога прибыл с огромным войском и окружил город. Осаждающие только что стали осажденными.

 

3. Битва при Антиохии: освобождение крестоносцев, разгром мусульман

Роберт II при осаде Антиохии Дж.Дж. Дасси, 1850, виа Британника

 

Утром 4 числа крестоносцы столкнулись с тремя насущными проблемами. Во-первых, цитадель все еще находилась в руках мусульман, и взять ее было невозможно. Во-вторых, армия Кербоги вокруг Антиохии насчитывала около 40 000 человек. В-третьих, ситуация со снабжением была критической — запасы продовольствия Антиохии были истощены во время осады.

 

Первоначальный восторг от проникновения в город быстро сменился отчаянием. С момента сбора в Константинополе армия крестоносцев сократилась более чем на две трети, а это означало, что Кербога теперь превосходил их численностью как минимум в два раза. Голод был распространен; есть сообщения о том, что некоторые мужчины пытались съесть свою кожаную обувь, кипятя ее. Дезертирство стало регулярным событием каждую ночь, когда люди проскальзывали через стены в надежде вернуться в дружественные земли. Некоторые хотели договориться с Кербогой о безопасном проходе. Первый крестовый поход оказался под реальной угрозой развала.

 

Затем произошло любопытное и своевременное открытие. Крестьянин по имени Петр Варфоломей утверждал, что ему было видение, что Святое Копье (копье, пронзившее бок Христа на кресте) было захоронено в базилике Святого Петра в пределах городских стен. Питер начал копать, и действительно, был найден металлический осколок, который свидетели этого события объявили настоящим куском копья.

 

Петр Варфоломей проходит испытание огнем, иллюстрация из книги Вильгельма Тирского Historia rerum in partibus transmarinis gestarum , via Britannica

 

Как бы то ни было, это копье определенно стало источником вдохновения для крестоносцев. Лидером был избран один из высших командиров крестового похода, сицилийско-норманнский богемонд из Таранто. Он видел, что через несколько недель армии не останется, поэтому решил сражаться. Объясняя, что болезни, голод и дезертирство вскоре уничтожат армию, ему удалось убедить других лидеров. Утром 28 июля полуголодные крестоносцы выстроились в грубый боевой порядок.

 

По традиции христианских армий того времени, каждый солдат преклонял колени, чтобы поцеловать землю, прежде чем продвигать знамена. Не было сложного плана боя — Боэмонд просто приказал всей линии атаковать. Для людей Кербоги зрелище должно было быть ужасающим. Многие рыцари-крестоносцы ехали верхом на быках; другие побежали вперед пешком. Только командиры и высшие чины сохранили бы своих лошадей. Когда это отчаянное войско врезалось в них, армия Кербоги начала прогибаться, а затем обратилась в бегство. Потери точно не зарегистрированы, но вполне вероятно, что потери мусульман были тяжелыми, а потери крестоносцев были легкими, если не минимальными.

 

Причины шоковой победы крестоносцев тройственны. Крестоносцы сражались от полного отчаяния; проигрыш означал бы в конечном итоге смерть от голода в ловушке в Антиохии. Напротив, у сил Кербоги были открыты пути отступления. Кроме того, мусульманские солдаты в этой части Ближнего Востока еще не были знакомы с тяжеловооруженными европейскими рыцарями и их боевым мастерством. Наконец, при обнаружении Святого Копья в рядах крестоносцев возник настоящий религиозный пыл. Таким образом, к полудню 28-го Кербога, самый могущественный в то время военачальник мусульманского мира, уже не представлял угрозы для крестоносцев.

 

4. Осада и разграбление Иерусалима: «Если бы мы сказали вам, вы бы нам не поверили»

Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 г. Эмиль Синьоль, 1847 г., via History Extra

 

Антиохия пала во время крестового похода. Северная Сирия находилась под влиянием крестоносцев. Тем не менее, из-за необходимости обезопасить эту новую территорию крестоносцам потребовался еще почти год, чтобы добраться до Иерусалима. Когда основная часть армии наконец прибыла в июне 109 г.9 сразу началась осада. К настоящему времени ряды крестоносцев сократились до 12 000 человек. Мусульманский гарнизон был значительным и состоял из хорошей смеси пехоты и лучников.

 

Крестоносцы были полны решимости не допустить, чтобы это превратилось в еще одну Антиохию, и решили захватить город как можно быстрее, но это будет непростая задача. Один христианский летописец отметил, что одна только Башня Давида была «построена из больших квадратных камней, залитых расплавленным свинцом», и при хорошем пайке «пятнадцать или двадцать человек могли защитить ее от любого нападения».

 

В городе было очень мало воды. Всего через несколько дней после осады фляги с чистой водой переходили из рук в руки по шесть пенни за раз. Есть сообщения о том, что крестьяне в армии умирали от питья грязной болотной воды, зараженной пиявками. Напротив, у гарнизона были разумные условия.

 

Крестоносцы столкнулись с еще более серьезной проблемой. Сообщается, что мусульманская армия из Фатимидского Египта направляется на север, чтобы снять осаду. Командирам крестоносцев стало очевидно, что Иерусалим нужно взять штурмом до их прихода. К счастью для христиан, в середине июня к побережью пристал генуэзский флот, который предоставил жизненно важное осадное снаряжение.

 

Крестоносцы отправляются в Левант из «Le Roman de Godefroi de Bouillon», 1337, via History Today

 

Годфри де Бульон был одним из главных лидеров Крестового похода. Он приступил к стратегии обмана защитников. Он приказал построить осадную башню напротив северо-западного угла города. День за днем ​​защитники наблюдали за строящимся сооружением и, естественно, укрепляли свои силы на этом участке, ожидая штурма.

 

Но это был трюк. Осадная башня была построена с гениальной утонченностью. Его можно разбить на части и перестроить. В ночь с 13 на 14 июля героическим усилием войска Годфри сделали именно это, переместив башню более чем на полмили к востоку. Когда рассвело, защитники, по словам одного летописца, были «поражены громом».

 

Годфри быстро начал штурм. На следующий день после тяжелых боев город пал во время Первого крестового похода. Крестоносцы пришли в ярость, убив многих граждан независимо от религии. Один солдат сообщил, что «кучи голов, рук и ног валялись в домах и на улицах, и мужчины и рыцари бегали взад и вперед по трупам».

 

Другой христианский летописец попытался передать происшедшее: «Если бы мы сказали вам, вы бы нам не поверили… Крестоносцы скакали в крови до колен и узд своих коней».

 

5. Битва при Аскалоне

Гравюра битвы при Аскалоне Ч. У. Шарпа, 1881 г., через ThoughtCo

 

У крестоносцев было мало времени, чтобы укрепить свои позиции. Многие в армии, полагая, что они выполнили свой христианский долг после захвата Иерусалима, просто ушли, чтобы вернуться на свои земли в Европе. В начале августа пришло известие, что египтяне высадились на побережье с 20-тысячной армией.

 

Годфри теперь в де-факто командовал христианскими силами в регионе. Но даже в этом случае он смог собрать только 1200 рыцарей и около 6-9000 пехотинцев. Но эти люди представляли собой чрезвычайно закаленное в боях ядро ​​— солдаты, которые до сих пор выдержали все испытания Крестового похода.

 

Финальная битва при Аскалоне превратилась в одностороннее дело. Египетские солдаты и их новобранцы из Северной Африки никогда раньше не сталкивались с конной атакой европейцев, и у них не было эффективной защиты от нее. Яростная атака армии Годфри на рассвете застала египтян врасплох, и битва быстро превратилась в бегство. Один рыцарь вспоминал, как «наши люди резали их на куски, как режут скот для мясного рынка».