Содержание
Первые русские фантасты и их идеи
Публикации раздела Литература
Первые фантастические произведения создавали еще античные писатели, а позже «элемент необычайного» встречался и в средневековых сказках, поэзии и романах. Однако широкое распространение фантастика получила в XIX веке — тогда же произведения в этом жанре стали писать и в России. Выясняем, о чем рассказывали первые русские фантасты и какие идеи можно найти в их произведениях.
«Сочинитель новой системы мира»
Павел Филонов. Корабли (фрагмент). 1919. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Юон. Новая планета (фрагмент). 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Кандинский. Композиция №218. 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Одним из первых русских фантастов считают Федора Дмитриева-Мамонова. Он увлекался книгами Вольтера и Джонатана Свифта. Под впечатлением от философской повести Вольтера «Микромегас» о пришельце с Сириуса Дмитриев-Мамонов решил написать свое фантастическое произведение о жителях других планет и звезд. В 1769 году он опубликовал повесть «Дворянин-философ. Аллегория». Главный герой произведения — помещик одной из российских губерний — построил на своей усадьбе модель Солнечной системы. На каждой из планет он поселил животных: лебедей, страусов, журавлей. А на Земле обитали муравьи. Помещик мог не только наблюдать за жизнью на разных планетах, но и понимать разговоры их обитателей. В этом ему помогал волшебный перстень.
Со временем жители планет эволюционировали. На Земле установилась диктатура, а все муравьи разделились на серых и черных — рабов и господ. Один из серых муравьев отправился в космическое путешествие, чтобы понять, как живут обитатели других планет.
Из-за резких высказываний в адрес церкви и российской власти — была эпоха Павла I — повесть Дмитриева-Мамонова запретили. Самого писателя современники считали сумасшедшим. В своем имении Бараново он изучал астрономию и даже пытался, как герой его произведения, построить модель Солнечной системы. Еще Дмитриев-Мамонов называл себя «сочинителем новой системы мира». Писатель даже опубликовал трактат, в котором изложил свои представления об устройстве Вселенной. Однако рассуждения Дмитриева-Мамонова о космосе считали лженаучными: в своем произведении он оспаривал идеи Николая Коперника.
Первое путешествие во времени
Василий Тимм. Фаддей Булгарин в своем кабинете. 1853. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Льды Гималаев (фрагмент). 1938. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва
Павел Филонов. Формула Вселенной (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Первым в русской литературе описал путешествие во времени журналист Фаддей Булгарин. В 1824 году вышла его повесть «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке».
По сюжету главный герой плыл на паруснике из Петербурга в Кронштадт, во время шторма выпал за борт и попал в подводную пещеру с живительной травой. Он проспал много веков, и лишь в 2824 году его нашли археологи.
Повесть рассказывает, как герой знакомился с миром будущего. Климат сильно изменился: льды в Арктике оттаяли, и многие поселились именно там. В то же время население сильно увеличилось, кто-то из жителей Земли даже улетел на Луну: на планете не хватало места. Самым ценным ресурсом стало дерево: растений осталось очень мало. Из дерева делали деньги.
Путешествовали жители 2824 года на воздушных дилижансах и «ездовых машинах», которые двигались по особым «чугунным желобам» — рельсам. А еще люди пользовались «беговыми калошами», которые по описанию похожи на современные ролики: «Это не что иное, как железные башмаки с пружинами и колесами под подошвами: пешеход столь же быстро на них переносился с места на место, как на коньках, ускоряя и останавливая по произволу действие машины».
В «Правдоподобных небылицах» Булгарин описал и прообразы современных компьютеров и принтеров. У него эти устройства назывались «сочинительные» и «писательные» машины.
Читайте также:
- 5 картин из собрания Государственного исторического музея
- Что почитать: советует Владимир Набоков
- Тайны майя: как советский ученый расшифровал язык древней цивилизации
Пародия на фантастику: «Ученое путешествие на Медвежий остров»
Марк Шагал. Жизнь (фрагмент). 1980. Частное собрание
Василий Кандинский. Небольшая мечта в красном (фрагмент). 1925. Художественный музей Берна, Берн, Швейцария
Николай Рерих. Ашрам (фрагмент). 1931. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Востоковед Осип Сенковский в 1830-х публиковал рассказы путешественника барона Брамбеуса — персонаж был вымышленным. В своем журнале «Библиотека для чтения» Сенковский от его имени печатал критические заметки в специальном разделе «Описание впечатлений Барона Брамбеуса».
Одной из первых пародий на научную фантастику считается повесть «Ученое путешествие на Медвежий остров» из сборника Сенковского. Об этом произведении критик Всеволод Ревич писал: «Научная фантастика, еще не успев как следует родиться на свет, уже стала высмеивать самое себя».
По сюжету барон Брамбеус и доктор философии Шпурцманн отправились в путешествие на север и оказались на острове Медвежьем в устье реки Лены. В одной из пещер они обнаружили древнеегипетские иероглифы и пришли к выводу, что это «новое доказательство, что так называемые Египетские иероглифы не суть Египетские, а были переданы жрецам того края гораздо древнейшим народом, без сомнения людьми, уцелевшими от последнего потопа».
Всю повесть герои расшифровывали иероглифы и узнавали о жизни древней цивилизации, которая погибла, когда на Землю упала комета. Нравы и быт ее жителей напоминали Брамбеусу и Шпурцманну современную Россию.
В повести Сенковский иронизировал над Жаном-Франсуа Шампольоном — востоковедом, который расшифровал древние египетские письмена. Брамбеус, его ученик, на протяжении всей истории читал не иероглифы, а пещерные царапины, которые образовались от холода.
Жизнь в 44-м веке
Александр Покровский. Портрет Владимира Одоевского. 1844. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Красная площадь (фрагмент). Открытка из серии «Москва в XXIII веке» («Москва будущего»). 1914. Музей Москвы, Москва
Павел Филонов. Народ (фрагмент). 1930. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Писатель Владимир Одоевский известен прежде всего как автор фантастических сказок, среди которых «Городок в табакерке» и «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем». В 1830-х он работал над романом «Петербургские письма». Его действие происходит в 4338 году. Одоевский специально выбрал этот год: в его время считали, что в 4330-х на Землю упадет комета Биэлы, из-за которой жить на планете будет невозможно.
В своей книге Одоевский все пытался объяснить научно. Даже главный герой «Петербургских писем» перенесся в 4338 год в сомнамбулическом состоянии — во сне. Критик Виссарион Белинский писал: «Главная мысль романа, основанная на таком твердом веровании в совершенствование человечества и в грядущую мирообъемлющую судьбу России, мысль истинная и высокая, вполне достойная таланта истинного».
Главный герой книги попал из XIX века в будущее, да еще и в тело китайского студента, который путешествовал по России и писал письма своему другу. В 44-м веке люди передвигались на «электроходах» по специальным тоннелям под землей, носили одежду из «эластического стекла» и хрусталя и общались друг с другом удаленно — через «магнетические телеграфы». На Луне герои Одоевского добывали полезные ископаемые.
Многие города в будущем объединились в огромные мегаполисы. В книге Одоевского Москва давно соединилась с Петербургом и стала такого размера, что ее называли «полушарием». Все высокие посты в «Петербургских письмах» занимали ученые. А социальное положение людей зависело от их научных достижений: чтобы получить хорошую должность, нужно было совершить важное открытие.
Изначально Одоевский хотел создать трилогию. В ее первой части он планировал рассказать о прошлом России — правлении Петра I, во второй — о настоящем, то есть XIX веке, а в третьей — о будущем. Однако первую часть писатель даже не начал, а вторую и третью не закончил.
Автор: Анастасия Войко
Теги:
ФантастикаПисателиЛитератураПубликации раздела Литература
Первые русские сказки — Apollo
Autor
Росмэн-Пресс
0 viiest
0 hinnangut
Hinda
Tarne 7 tööpäeva
7,99 €
-50%
Tavahind:
15,95 €
Saadavus kauplustes
В книгу вошли любимые русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Волк и коза», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»,. ..
Tarne 7 tööpäeva
7,99 €
-50%
Tavahind:
15,95 €
Saadavus kauplustes
Vaata rohkem
Бармалей
Корней Чуковский
2,21 €
Tavahind:
2,95 €
Детская Библия
СЗКЭО
11,21 €
Tavahind:
14,95 €
Маленький принц
Сент-Экзюпери А.
7,46 €
Tavahind:
9,95 €
100 картинок.
Маленькие сказки
Сутеев Владимир
25,46 €
Tavahind:
33,95 €
Кошкин дом. Сказки
Маршак Самуил
11,96 €
Tavahind:
15,95 €
Хайди
Йоханна Спири
14,21 €
Tavahind:
18,95 €
Охотники за привидениями и замок ужасов
Корнелия Функе
9,71 €
Tavahind:
12,95 €
Незнайка на Луне
Николай Носов
29,21 €
Tavahind:
38,95 €
Двенадцать месяцев
Маршак Самуил
11,96 €
Tavahind:
15,95 €
Проделки волшебного кресла
Энид Блайтон
14,21 €
Tavahind:
18,95 €
Удивительные звери
Акимушкин И.
11,96 €
Tavahind:
15,95 €
Приключения волшебного кресла
Энид Блайтон
11,96 €
Tavahind:
15,95 €
Вниз по волшебной реке
Успенский Эдуард
8,21 €
Tavahind:
10,95 €
Загадка красного конверта
Алессандро Гатти, Пьердоменико Баккаларио
10,46 €
Tavahind:
13,95 €
Приключения Незнайки
Николай Носов
29,21 €
Tavahind:
38,95 €
Сказки Гауфа
Гауф Вильгельм
22,46 €
Tavahind:
29,95 €
Загадка чёрного золота
Алессандро Гатти, Пьердоменико Баккаларио
10,46 €
Tavahind:
13,95 €
Меховой интернат
Успенский Эдуард
7,46 €
Tavahind:
9,95 €
Фрёкен Сталь – гроза разбойников
Ян Экхольм
11,96 €
Tavahind:
15,95 €
Эллен, Эйк и загадка пакета
Кятлин Вайнола
12,71 €
Tavahind:
16,95 €
Что нужно знать, чтобы понять русскую революцию | История
Семья Романовых между 1913 и 1914 годами. Алексей сидит впереди.
Библиотека общин через Wikicommons
«Теперь, когда в Россию пришли пышные и благополучные годы, меньше всего ей была нужна война; им следовало бы просто отслужить заупокойную мессу по этому эрцгерцогу Францу-Фердинанду, после чего три императора Германии, Австрии и России должны были выпить на поминках по рюмке водки и забыть обо всем этом деле».
– Александр Солженицын, август 1914 г.
События, происходившие в России с осени 1916 г. по осень 1917 г., включая крах царского режима и подъем большевизма, непостижимым образом искривили дугу истории. и продолжает влиять на политику России и отношения с остальным миром сегодня. Чтобы отметить 100-летие этих потрясающих мир событий, мы начинаем сегодня с серии колонок, в которых рассказывается о том, как Российская империя, которой более 300 лет правила династия Романовых, превратилась в коммунистический Советский Союз.
К осени 1916 года Россия уже более двух лет находилась в состоянии войны с центральными державами — Германией, Австро-Венгрией и Османской империей (современная Турция). За 20 лет своего пребывания на престоле перед Первой мировой войной Николай II столкнулся с необходимостью реформировать абсолютную монархию, которую он унаследовал от своего отца, Александра III, в 1894 году. -Старый царь, казалось, принял прогресс и современность. Он разрешил компании Paris Pathé снимать свои 189 лет.6-е коронационное шествие и его последующие государственные визиты к европейским лидерам с женой, императрицей Александрой и маленькой дочерью Ольгой, стали первым королевским турне, задокументированным камерами кинохроники. На протяжении всего своего правления Николай проявлял заботу о своем имидже дома, используя зарождающиеся средства массовой информации начала 20 века. Когда в 1913 году династия Романовых отпраздновала свое 300-летие, Николай заказал авторизованную биографию самого себя, и фотографии его семьи появились на открытках.
Однако его внутренняя политика предала господствующий принцип Николая о сохранении самодержавной власти. В речи 1895 года перед представителями дворянства и городских чиновников царь заявил, что «поднялись голоса людей, увлеченных бессмысленными мечтами принять участие в делах правительства. Пусть знают все, что принципы самодержавия я сохраню так же твердо и непреклонно, как мой незабвенный покойный отец». Речь разбила надежды выборных муниципальных чиновников, которые надеялись на постепенный переход к системе, более близкой к конституционной монархии.
Николай был вынужден принять новые реформы, включая создание представительного собрания под названием Дума, после поражения в русско-японской войне 1904 года и расправы над демонстрантами рабочих у Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в следующем году. Несмотря на создание Думы, Николай сохранил за собой титул самодержца, возможность назначать своих министров и право вето на предложения, вносимые собранием. Тем не менее, реформы происходили постепенно в течение первого десятилетия 20-го века. Русское крестьянство, освобожденное от крепостной зависимости дедом Николая Александром II в 1861 г. , стало получать единоличное землевладение, освобождая его от традиционных крестьянских общин. Эти земельные реформы были направлены на воспитание консервативного монархического крестьянства, которое служило бы противовесом городским рабочим, которые неоднократно демонстрировали лучшие условия труда и компенсации и с большей вероятностью были привлечены к большевизму.
Термин большевизм произошел от русского слова большинство, что означает большинство. Принятые отколовшейся фракцией русских революционеров, выступавших за вдохновленное марксизмом восстание рабочего класса, большевики своими идеологическими корнями восходят к брошюре «Коммунистический манифест, », написанной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1848 году. Лидер группы Владимир Ленин нашел в своих сторонниках небольшую, более дисциплинированную партию, которая была полна решимости превратить Первую мировую войну — «империалистическую войну» — в более широкую классовую войну, в которой рабочие борются с «буржуазией» и аристократией.
Участие Российской империи в Первой мировой войне началось, когда Австро-Венгрия выдвинула ультиматум, угрожавший суверенитету Сербии после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австрийского престола. Россия, как традиционная защитница других славянских народов, в том числе и сербов, мобилизовала свои армии. Конфликт на Балканах распространился на большую часть Европы, поскольку союзники России по Тройственной Антанте — Франция и Великобритания — также вступили в войну с центральными державами.
Начало войны вызвало всплеск патриотизма, который первоначально укрепил царскую власть. В ходе конфликта на Восточном фронте было мобилизовано шестнадцать миллионов солдат, включая 40 процентов всех мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Несмотря на энтузиазм и быструю мобилизацию, военные действия России с самого начала столкнулись с проблемами. Заработная плата рабочих на военных заводах не поспевает за ростом стоимости жизни, что усугубляет недовольство, существовавшее до начала боевых действий. Промышленная и транспортная инфраструктура не отвечала задачам обеспечения войск необходимым снабжением.
Военный министр Владимир Сукломинов был обвинен в коррупции, и Николай в конце концов отстранил его от должности за непредоставление необходимых боеприпасов, приговорив его к тюремному заключению на два года. (Фактическая вина Сукломинова остается предметом исторических споров.) Россия потерпела катастрофическое поражение в битве при Танненберге в первые недели войны, в результате чего 78 000 русских солдат были убиты и ранены, а 92 000 взяты в плен немцами. В следующем году Николай взял на себя прямое управление армией в качестве главнокомандующего, взяв на себя личную ответственность за последующие поражения.
Шанс выйти из тупика на Восточном фронте представился летом 1916 года. На конференциях в Шантийи 1915 года договорились представители Англии, Франции, России и Италии (вступивших в войну на стороне Антанты в 1915 году) предпринять скоординированные действия против центральных держав. Под командованием генерала Алексея Брусилова части российских ударных войск прорвали австро-венгерские рубежи на территории современной Западной Украины и побудили Германию отвлечь силы от Вердена на Западном фронте. Победы, достигнутые Брусиловским наступлением, стоили миллиона русских солдат и в конечном итоге завершились 19 сентября.16 из-за постоянной нехватки снабжения в Карпатах.
В то время как Николай переживал военные неудачи на Восточном фронте, его жена Александра была подавлена проблемами в тылу. Важность железных дорог для перевозки военных грузов на фронт нарушила доставку продовольствия в города, и, кроме сахара, никакие другие товары не подлежали регламентированной карточной системе. Александра и две ее старшие дочери, Ольга и Татьяна, выучились на медсестер, предоставили санитарные поезда и создали комитеты для удовлетворения потребностей вдов и сирот войны, а также беженцев. (В произведении Бориса Пастернака Доктор Живаго , Лара едет на фронт в поисках мужа медсестрой в санитарном поезде Татьяны). Однако благотворительность имперских женщин не могла компенсировать отсутствие скоординированного ответа правительства на нужды тысяч раненых солдат, семей военнослужащих и перемещенных лиц.
Николас и Александра также боролись с семейными проблемами; их самой насущной заботой было здоровье Алексея. Наследник престола страдал гемофилией — болезнью, распространенной среди потомков его прабабушки, британской королевы Виктории, из-за которой его кровь не могла нормально сворачиваться. В свои 19В переписке 16 января царская чета выразила облегчение в связи с тем, что Алексей оправился от опасного для жизни кровотечения из носа. Царица обратилась к целителям, в том числе к странствующему святому из Сибири по имени Григорий Распутин, который стал известен как «Безумный монах», хотя никогда не принимал священного сана и на самом деле был женат, имел троих детей. Перед войной Распутин давал духовные советы императорской чете и молился о выздоровлении наследника престола. Однако во время войны Распутин давал Николаю и Александре политические советы. Когда Сукломинов был освобожден из тюрьмы всего через шесть месяцев, российская общественность обвинила во всем влияние Распутина.
Поскольку гемофилия Алексея держалась в секрете, мало что можно было сделать, чтобы развеять слухи о Распутине, который имел дурную репутацию из-за пьянства и распутства. Александра, в свою очередь, стала крайне непопулярной фигурой из-за ее семейных отношений с кайзером Германии Вильгельмом II (они были двоюродными братьями) и ее предполагаемой зависимости от Распутина.
В этих условиях Дума взяла на себя роль критики политики царского режима и потребовала дальнейших реформ. 19 ноября16 декабря Владимир Пуришкевич, реакционный депутат, известный своим воинствующим антибольшевизмом, выступил в Думе с речью, осуждающей то, что он назвал «министерской чехардой», в которой Николай под влиянием Александры, которая, в свою очередь, находилась под влиянием Распутина, убрал компетентных министров от должностей и заменить их безоговорочными фигурами, одобренными Распутиным. Пуришкевич завершил свою речь словами: «Пока жив Распутин, нам не победить». Князь Феликс Юсупов, самый богатый человек в России и муж племянницы Николая Ирины, был впечатлен речью и начал готовить убийство Распутина.
(Примечание редактора: для целей этих колонок мы будем использовать даты по григорианскому календарю, который мы используем сегодня, но Россия начала использовать его только в феврале 1918 года. Следовательно, большевики пришли к власти 7 ноября 1917 года, хотя это называлась Октябрьской революцией.)
Далее: Декабрь 1916 года: Убийство Распутина
Рекомендуемые видео
История первой русской железной дороги
- Царь Николай I поручил австрийскому инженеру Францу Герстнеру построить первую в России железную дорогу, экспериментальный маршрут между Санкт-Петербургом и царской резиденцией Царское Село. Она называлась Царскосельской железной дорогой 9.0056
- Паровозы и вагоны были перевезены из Англии и Бельгии, и более 3000 человек построили железную дорогу за 17 месяцев
- В первый рейс поезд отправился в октябре 1837 года, достигнув невиданной ранее скорости. Железная дорога перевезла 700 000 пассажиров в первый год своего существования и работала независимо в течение 80 лет
- Этот железнодорожный эксперимент произвел революцию в сфере транспорта в крупнейшей в мире империи. Железнодорожники могли проходить практику, а ученые и инженеры могли проводить эксперименты и исследования для развития собственной сети в России
- Первым железнодорожным вокзалом России был Царскосельский вокзал в Санкт-Петербурге — сегодня Витебский вокзал и одно из самых великолепных зданий в стиле модерн в Санкт-Петербурге
- Железнодорожный маршрут действует до сих пор и является идеальным способом добраться до Царского Села, изысканной императорской резиденции
Сеть российских железных дорог достаточно длинная, чтобы обогнуть земной шар более двух раз. Он включает в себя самое длинное в мире путешествие на поезде — Транссибирскую магистраль, перевозящую 9 пассажиров.300 км между Москвой и Владивостоком, а также прямое сообщение с дюжиной разных стран от Западной Европы до Дальнего Востока. Ежегодно по стране перевозится более 1 миллиарда пассажиров и 1 миллиард тонн грузов. Эти пути сыграли важную роль в истории России, вернув Ленина в Россию накануне Октябрьской революции и доставив припасы по замерзшему Ладожскому озеру голодающим ленинградцам во время Второй мировой войны. Но с чего все началось?
В 1816 году, будучи подростком, будущий царь Николай I посетил Англию и поразился паровым машинам, пыхтящим по стране. Николаю нравилось кататься на новых локомотивах, и он даже сам помогал загружать уголь в их печи. В Европе в течение следующих нескольких десятилетий стало ясно, что паровозы стали промышленной сенсацией, произведшей революцию в перевозке пассажиров и грузов, и это инженерное достижение привлекло внимание Николая.
В 1834 году царя Николая посетил Франц Герстнер, инженер, построивший первую железную дорогу в Австрии. Герстнер сказал царю, что железная дорога не принесет больше пользы ни одной стране, кроме России. Это предоставило бы беспрецедентную возможность для торговли и путешествий, альтернативу движению по замерзшим водным путям России или грохоту тысяч и тысяч километров в колонне телег. После долгих обсуждений Герстнер получил задание построить первую в России железную дорогу. Но этот первый маршрут не будет построен между Санкт-Петербургом и Москвой — на такой инженерный подвиг потребуются годы за годами, прежде чем его можно будет даже испытать. Вместо этого было решено, что первая в России экспериментальная железнодорожная линия будет построена между царской резиденцией Царское Село (царское загородное убежище за пределами столицы) и Санкт-Петербургом. Она будет называться Царскосельской железной дорогой.
Инженеры-железнодорожники в то время пользовались таким же авторитетом, как космонавты сегодня. Если этот эксперимент сработает, он создаст прецедент для совершенно новой формы путешествий по обширной Российской империи. Строительство маршрута заняло 17 месяцев, и над проектом работало более 3000 человек (хотя и с большими человеческими затратами, поскольку, как сказал Герстнер, к концу строительства осталось едва ли 150 рабочих). Первоначально не было паровой машины, чтобы перевозить вагоны вверх и вниз по путям, и первые тестовые поездки проводились на конном поезде, или «конке». Паровозы везли из Англии и Бельгии вместе с 63 вагонами четырех классов — самым роскошным был класс «Берлинер», а самыми простыми были вагоны без крыши, — хотя даже вагоны первого класса были без отопления и света!
30 октября 1837 года была открыта Царскосельская железная дорога. Первое путешествие возглавил паровоз «Проворный», что в переводе с русского означает «проворный», и был построен на первом в мире локомотивном заводе Стефенсона. Поездом управлял сам Франц Герстнер. В течение следующих 35 минут поезд проследовал из Санкт-Петербурга в Царское Село, развивая скорость чуть более 60 км/ч.
Изумление, которое испытали наблюдавшие за этим первым путешествием, было прекрасно подытожено на следующий день «Санкт-Петербургскими Ведомостями»: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать. Между тем сидишь спокойно, не замечаешь этой скорости, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь полон огненной пеной, оставляя после себя белое облако пара. Какую силу несут эти огромные повозки со скоростью ветра по пустыне; какая сила разрушает пространство, поглощает время? Эта сила — человеческий разум».
Люди были в таком восторге от этой новаторской услуги, что железная дорога перевезла более 700 000 пассажиров в первый год своего существования. Царскосельская железная дорога превратила очень дорогую и трудоемкую поездку за город в приятное приключение. Билет в первый класс стоил 2,5 рубля, в вагон четвертого класса — 40 копеек. Правительство за первые 5 лет вернуло все, что было потрачено на строительство железной дороги!
К лету 1838 г. было разработано постоянное расписание, по которому поезда ходили с 9утра до 22:00, примерно 3 службы в день. Также к этому времени на Царскосельском пути конные поезда были полностью заменены паровыми машинами. Она оставалась единственной российской железной дорогой в течение следующих 15 лет, а самостоятельная линия была расформирована только в 1917 году, когда Царскосельская железная дорога вошла в состав Октябрьской железной дороги.
Некоторые пренебрежительно называли железную дорогу «развлечением» или «игрушкой», потому что она почти не перевозила грузов и не обеспечивала транспортом дальние города, а только соединяла Санкт-Петербург с царской летней резиденцией и увеселительными садами. Тем не менее, благодаря этой короткой экспериментальной железной дороге специалисты Санкт-Петербургского корпуса инженеров железнодорожного транспорта могли проходить практику, ученые и инженеры могли проводить эксперименты, а Россия стала пионером в исследованиях по строительству собственной железнодорожной системы, кульминацией которых стало Николаевская железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Москву, открытая в 1851 г.
Фото РЖД
В 1837 году был построен первый в России вокзал — Царскосельский вокзал. Первоначально предполагалось, что станция будет располагаться на большой реке Фонтанке, но после того, как железная дорога превысила запланированный бюджет, вместо нее был построен одноэтажный деревянный вокзал на Загородном проспекте в Подмосковье. Сегодня бывший Царскосельский вокзал — одно из самых узнаваемых зданий Петербурга. В начале 20 века простое здание было переименовано в «Витебский вокзал» и превращено в шедевр архитектуры в стиле модерн, о котором вы можете прочитать здесь.