Первое упоминание о новгороде: ПЕРВОЕ ЛЕТОПИСНОЕ УПОМИНАНИЕ О НОВГОРОДЕ

ПЕРВОЕ ЛЕТОПИСНОЕ УПОМИНАНИЕ О НОВГОРОДЕ

AdminИстория, Рюриковичи

  Первое летописное упоминание о Новгороде относится к 859 году.

  По мнению историков, первоначально город находился несколько южнее ныне существующего, но в X веке был перенесен на современное место, с чем, по некоторым версиям, и связано его название. Новгород был вторым по значению центром Киевской Руси, а в 1136-1478 годах – столицей Новгородской республики. Со второй половины XIV века город стал называться Великий Новгород.

  Архитектурный ансамбль города уникален. В числе памятников древнерусского зодчества комплекс Новгородского кремля – «Детинец», новгородский Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах, церковь Федора Стратилата на Ручью (1360 год), церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год).

 

  НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ — один из древнейших русских городов, расположенный неподалеку от о. Ильмень, на р. Волхов, вытекающей из Ильменя и впадающей в Ладожское озеро.

  Впервые Новгород упоминается в летописи под 859 г. По мнению ряда ученых, город возник в результате слияния трех племенных поселений — славян, мери и чуди. В кон. X в. он стал вторым по значению городом Киевской Руси, а в XII-XV вв. — столицей Новгородской республики. К XIII в. Новгород превратился в один из крупнейших русских и европейских городов.

  Располагаясь на обоих берегах Волхова, Новгород делился на две стороны: Софийскую (древнейшую) — на левом берегу реки и Торговую — на правом. На Софийской стороне находилась городская крепость — Дегинец (кремль). В нем был построен поначалу деревянный, а в сер. XI в. — каменный собор Св. Софии, считающейся небесной покровительницей Новгорода. Торговая сторона получила свое название от древнего новгородского Торга на правом берегу Волхова. Недалеко от Торга находилось Ярославово дворище, где, по преданию, располагалась резиденция Ярослава Мудрого. В нач. XI в. Торг и Ярославово дворище находились за чертой города.

  Стороны делилась на «концы», во главе которых стояли выборные «кончанские старосты». На Софийской стороне к XIII в. было три конца — Людин (или Гончарный), Неревский и Загородский. На Торговой стороне к XIV в. располагалось два конца — Славенский и Плотницкий. Городские концы состояли из улиц во главе с «уличанскими старостами».

  Важнейшие вопросы решались на городском вече (собрании). В каждом конце проводились свои кончанские веча. Господствующее положение в Новгороде занимали бояре, составлявшие Совет господ. В руках Совета находилась городская казна.

  Крупный торговый и ремесленный центр, стоял на пересечении двух важнейших торговых путей — «из варяг в греки» и Волго-Балтийского пути. Новгородские купцы объединялись в корпорации — «сотни», крупнейшая из которых называлась «Иванское сто». В городе находились торговые дворы иностранных купцов.

  Сотни найденных археологами берестяных грамот свидетельствуют о широком распространении среди новгородского населения грамотности. Новгород не пострадал от монголо-татарского нашествия, но платил Орде дань, откупаясь от разорительных набегов.

  В 1478 г. Новгород вошел в состав Русского государства, став третьим по численности населения, после Москвы и Пскова. В сер. XVI в. здесь проживало 35 тыс. человек.

  В 1611 г. Новгород был захвачен войсками шведского короля Густава II Адольфа. По Столбовскому миру 1617 г. возвращен России.

автор статьи В. Воронин

 

 

Господин Государь Великий Новгород…

Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века.

Новгород — означает «новый город». До сих пор среди исследователей русского средневековья нет единого мнения, по отношению к какому «старому» городу Новгород стал «новым». В настоящее время наиболее убедительной представляется версия, что исторический предшественник Новгорода — Городище, холм на правом берегу реки Волхов, в двух километрах выше по течению от новгородского Кремля.

Слово «город» в древней Руси означало укрепленное поселение, крепость. Городище же — заброшенный город. Раскопки на Городище показали, что люди здесь жили уже во второй половине IX века. Укрепленное поселение занимало ключевое положение неподалеку от истока Волхова из озера Ильмень и от главного мольбища язычников-славян — Перыни. В X веке деревянная крепость (новый город) строится на левом берегу Волхова, там, где ныне стоит златоглавый Софийский собор.

В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Расположенный на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья, когда города располагались на одном из берегов реки, более высоком), Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.

Люди строили дома неподалёку от берега реки. Шло время. К дворам первых поселенцев прибавлялись новые. И перпендикулярно берегу пошли улицы. Люди осваивали территории все дальше и дальше от Волхова. Позднее такие улицы были соединены четырьмя «пробойными», шедшими параллельно реке. Такая планировка существовала много столетий, вплоть до второй половины XVIII века, когда она была заменена регулярной, которую в старой части города мы видим и теперь.

Новгород знаменит тем, что дважды стоял у колыбели русской государственности. Сначала в 882 году, когда во главе с князем Олегом новгородско-варяжское войско совершило поход на юг, по Ловати и Днепру, подчинив Киев и другие восточно-славянские города на великом торговом пути «Из варяг в греки». По воле Олега Киев стал столицей Древнерусского государства — Киевской Руси. Новгород был крупнейшим городом-крепостью на северо-западе Руси. Новгородцы в течение XI-XII веков совершали многочисленные походы на север, в нижнее течение Северной Двины, в Предуралье, на территорию нынешних Финляндии и Эстонии. В 1030 году они вместе с великим князем Ярославом Владимировичем основали город Юрьев (ныне Тарту).

В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый.

Однако уже в XI веке новгородцы пытались уменьшить свою зависимость от Киева. Ослабление великокняжеской власти привело к появлению в Новгороде должности выборного посадника. После восстания 1136 года в Новгороде торжествует принцип «вольности в князьях». Новгородские князья приглашаются, а в случае конфликта изгоняются горожанами. С ними заключается договор об условиях княжения.

Постепенно в Новгороде развивались формы демократической государственности. Власть веча — народного собрания — ограничивала княжескую власть. На вече стали избирать высших магистров республики: посадника и тысяцкого. Новгородская республика была федеративным государством. Город представлял собой федерацию пяти районов-концов. На правом берегу Волхова, на Торговой стороне, располагались два конца — Славенский и Плотницкий, на левом, на Софийской стороне, — Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Новгородская земля также делилась на пять частей, которые называли пятинами.У власти в республике находились аристократы-бояре. Только из числа бояр избирало вече посадников. В период расцвета республиканских порядков они были крупными землевладельцами, некоторые владели сотнями сёл. О богатстве и политическом значении некоронованных королей Новгородской республики писал фламандский рыцарь Гильбер де Ланнуа, посетивший Новгород в 1413 году: «Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землёй в 200 лье длины (около 900 километров), богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община».

В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.

Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.

Православие являлось морально-нравственной основой жизни средневекового общества. От рождения до смерти новгородец находился под неослабным вниманием церкви. В старости многие горожане уходили в монастырь и заканчивали свой жизненный путь в «ангельском чине». Вот почему внутри города и в его окрестностях существовали десятки монашеских обителей. Монастыри основывались богатыми боярами, князьями, архиепископами, жителями улиц и концов. Улицы Новгорода представляли собой самоуправляющиеся общины внутри концов. И каждая улица возводила свою церковь, а иногда и несколько, являясь церковной общиной, приходом.

Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.

Древнейшей русской постройкой на территории России является знаменитый Софийский собор (1045—1050). Это огромный пятинефный, шестиглавый храм с закрытыми галереями-папертями. Строгая простота его архитектурных форм, соединенная с величественной монументальностью, создает незабываемый образ этого памятника. В XI—XII веках Софийский собор был расписан фресками. На южной паперти можно видеть фреску «Константин и Елена», ниже её сохранилась композиция «Деисус»; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам.

Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV—XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия «Знамение Богородицы». Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни великолепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге.

София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. Другие храмы были деревянными и до наших дней не сохранились. В первой четверти XII века в Новгороде появляются собственные каменных дел мастера. Они возводят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103), Никольский собор на княжеском дворе близ Торга (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Все эти храмы шестистолпные, трехапсидные, значительных размеров, их заказчиками были князья. Одновременно строится собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117), более камерный, на деньги основателя обители св. Антония Римлянина.

Ранние новгородские храмы во многом напоминали киевские постройки того же времени. Однако уже тогда начали проявляться специфические новгородские черты. Церкви имеют весьма стройные пропорции. Стены сложены главным образом из известняковых плит. Кирпич-плинфа применялся в основном при создании сводов, столбов, арок, а также лопаток-пилястр, членивших фасады зданий в полном соответствии с их внутренним делением на нефы.

Во второй половине XII века новгородские зодчие создают и совершенствуют новый тип храма. На этом этапе развития новгородской архитектуры заказчиками выступали уже не князья, а бояре. Единственное исключение — построенная по заказу князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередице (1198), которая, впрочем, по своим формам не отличается от других новгородских церквей того времени.

Безусловно, смена заказчиков повлияла на развитие архитектуры. Храмы стали меньшими по размерам, проще по конструкции, фасады их почти лишены декора. Обычными становятся небольшие четырехстолпные одноглавые церкви с тремя апсидами. В толще западной стены располагалась лестница, ведущая на хоры. К этому типу относятся церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179), Петра и Павла на Си-ничьей горе (1185), Илии Пророка на Славне (1198). Новгородские церкви лишены строгой геометрической правильности линий. Их архитектура мягка и пластична, они как бы вылеплены. Эта особенность новгородских построек объясняется тем, что их стены сложены из известняковых плит. В этом случае строителям трудно добиться идеальной правильности линии. Возводя церкви, зодчие придавали им исключительную выразительность. Следует иметь в виду, что в древности большинство храмов не оштукатуривалось — их облик был весьма живописен.

Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60—70-м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода.

Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция, фасады членятся лопатками-пилястрами. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).

В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее барабан украшен нишами, бегунцом, аркатурным поясом. Фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.

Во все века новгородские церкви внутри расписывались фресками. К сожалению, до нас дошли далеко не все древние росписи. Во многих храмах фрески старых мастеров пострадали во время многочисленных пожаров, а кое-где были сбиты или испорчены во время ремонтов зданий в XIX — начале XX века. Особенно много фресок погибло в годы Великой Отечественной войны. Фашистская бомба попала в центральный купол Софии и уничтожила замечательную фреску «Пантократор». Враги варварски разрушили церкви Спаса Преображения на Нередице с уникальной по сохранности росписью конца XII века, Спаса Преображения на Ковалеве, Успения Божией Матери на Волотове и ряд других. Многие фрески утрачены безвозвратно. Благодаря таланту и поистине героическому труду замечательного художника-реставратора Александра Петровича Грекова и его помощников из тысяч кусочков постепенно составляются фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве — шедевра русской живописи XIV столетия.

Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса Преображения на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрёстке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.

Яркие, сочные цвета иконы «Св. Никола», написанной в 1294 году Алексой Петровым, патриотизм и мастерство художника, создавшего в XV веке икону «Битва новгородцев с суздальцами», многие другие произведения новгородской станковой живописи и ныне восхищают посетителей Новгородского музея.

Известный художник и видный знаток древнерусского искусства Игорь Эммануилович Грабарь так охарактеризовал искусство Новгорода времени самостоятельности: «Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. Такова же и новгородская живопись — яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно».

Средневековые новгородские мастера внесли существенный вклад в развитие русского прикладного искусства. Новгород был одним из главных центров древнерусского ремесла. Археологические раскопки дали богатейший материал по истории различных ремесел. Наиболее распространённым поделочным материалом было дерево. Обычная бытовая вещь — гребень, прялка, навершие палки, чаша, ложка — под руками искусного резчика по дереву превращалась в высокохудожественное произведение. Особенно красивы резные колонны, украшавшие дома новгородцев, детские игрушки, шахматы. Выдающимся памятником резьбы по дереву является Людогощинский крест 1359 года с изображениями святых, изготовленный по заказу жителей Людогощей улицы для уличанского храма Флора и Лавра. Из дерева новгородские мастера создавали музыкальные инструменты. Археологами найдены остатки гуслей, гудков, сопелей. Некоторые древние инструменты удалось воссоздать, и в наше время они вновь зазвучали.

Широко известны изделия резчиков по кости. Костяные рукояти, накладки, пластины украшались изображениями святых, драконов, русалок, птиц, зверей, вырезался затейливый орнамент. Особый вид творчества косторезов — тонкой работы иконки и нательные кресты. Не менее замечательные произведения оставили резчики по камню. В Софийском соборе находится великолепный Алексеевский крест XIV века. Широко распространёнными были каменные иконки с изображениями Богородицы, Иисуса Христа, святых. Новгородцы использовали в быту множество предметов, украшенных с большим вкусом. Так, изделия из кожи — сумки, кошельки, ножны, обувь — украшались тиснёным растительным орнаментом.

Шедеврами новгородского литейного ремесла заслуженно считаются богослужебные предметы, которые ныне можно увидеть в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты в Кремле. В XII столетии новгородские мастера Братило (Флор) и Константин изготовили для Софийского собора великолепные серебряные позолоченные кратиры — сосуды для освящения воды. Кратиры украшены чеканными рельефными изображениями святых, богатым орнаментом, имеют весьма изящные формы ручки.

К XII веку относится и большой сион (модель иерусалимского храма Воскресения) из Софийского собора. Колонны серебряного позолоченного сиона украшены черневым орнаментом — стилизованными цветами. Между колоннами — двустворчатые двери с чеканными фигурами апостолов, на увенчанном крестом куполе — деисусный чин. К числу выдающихся произведений литейного ремесла относится изготовленный в 1435 году мастером Иваном серебряный позолоченный панагиар для хранения освященного хлеба. Тарели панагиара поддерживают руками четыре ангела, каждый из которых стоит на спине льва. На внутренней стороне тарелей — гравированные композиции «Троица» и «Знамение», на внешней — «Вознесение». Новгородские ювелиры создали немало великолепных окладов для книг и икон.

Одной из важнейших сторон духовной культуры средневекового Новгорода была письменность. Древнейшей из известных русских книг является Остромирово Евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в 1067 году. Сохранилось несколько книг, переписанных для новгородского Лазарева монастыря на рубеже XI—XII веков. Переписка книг считалась богоугодным делом, вот почему большая часть книг происходит из монастырей и двора новгородских владык. В «Житии» архиепископа Моисея (XIV век) говорится, что Моисей «собра многи писца книжные, паят их переписывати книги святые». Помимо переписки Евангелий и других церковных книг, в Новгороде составлялись летописи, жития святых, «хождения», рассказывавшие о путешествиях любознательных новгородцев в дальние края.

Археологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты. В настоящее время их количество превысило 750. Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, берёста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем.

Древнейшие берестяные грамоты датируются первой половиной XI века, а самые поздние — серединой XV столетия.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, купцами, боярами, позволяет сделать важный вывод о широком распространении грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты — в большинстве своем памятники деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Найдены и грамоты, по которым мы можем судить о личных переживаниях авторов, их мироощущении, интересах.

Наряду с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилем. Заострённый с одного конца стиль с противоположной стороны имел лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.

Во второй половине XV века после долгих столетий политической раздробленности усилился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода стала важнейшим этапом создания единого Русского государства при московском великом князе Иване III Васильевиче.

Несмотря на сопротивление литовской партии во главе с Марфой Борецкой, пытавшейся передать верховные права над Новгородом литовскому великому князю и польскому королю Казимиру, Иван III одержал победу. В начале 1478 года в результате военного похода великого князя московского Господин Государь Великий Новгород прекратил свое существование в качестве столицы вечевой республики. Великий Новгород и его обширные земли стали составной частью Русского государства. Второй раз в истории город стоял у колыбели России.

Иван III ликвидировал республиканские институты власти (вече, посадников, тысяцких). Архиепископов начали присылать из Москвы. Управлять городом стали великокняжеские наместники: два на Софийской стороне, два — на Торговой. Значительная часть горожан — бояр, «житьих людей», купцов — была выселена из Новгорода, а на их месте были поселены московские служилые люди.

В XVI столетии продолжалось успешное экономическое развитие города. В середине века Новгород был по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч. В отчете английской торговой экспедиции X.Уиллоу и Р.Ченслера говорится: «После Москвы первое место занимает Hoвгород, хотя и уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой империи.»

Город украшался новыми храмами; на месте старых церквей заново строят хра мы Жён Мироносиц (1529) и св.Проко пия (1516) близ Торга, огромный собор Спаса Преображения в Хутынском монастыре (1515), Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице (1527 -1528), Сретения Господня в Антониеве монастыре (1533—1536), Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Никиты Мученика (1557) и другие. Многие из них строятся по заказу торговых людей. Продолжает существовать новгородская иконописная школа. Мастера украшают иконы великолепными лепными басменными окладами.

Московское правительство уделяло много внимания городским укреплениям. В 1484—1499 годах перестраивается древ ний новгородский Кремль, который первоначально был деревянным, а в XIV веке получил первые каменные стены. Внешнее кольцо укреплений — Окольный город, вал и ров которого дошли до наших дней, сооружается во времена рас цвета республики. В 1582—1584 годах вокруг Кремля возводится Земляной го род, представлявший собой земляные ва лы с шестью бастионами, поверх которых острог с восемью деревянными башнями.

Как Кремль и Окольный город, Земляной город был окружен рвом. Укрепления Земляного города были срыты в 1820-х годах, и о нем теперь напоминают только остатки двух его прибрежных бастионов.

В начале 1570 года Новгород был подвергнут, по подозрению в измене, разгрому опричным войском Ивана Грозного во главе с самим царем. Жертвами беспримерной жестокости стали несколько тысяч ни в чем не повинных граждан, были разграблены многие храмы и монастыри, включая Софийский собор.

Но ещё большие несчастья постигли Великий Новгород в эпоху Смуты начала XVII века. В 1611 — 1617 годах город был оккупирован шведами. После ухода неприятеля в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых дворов. Постепенно город отстраивался, восстанавливались его укрепления. После захвата шведами берегов Невы Новгород стал в сущности приграничной крепостью России, поэтому городские укрепления поддерживались в надлежащем порядке и неоднократно реконструировались.

Велось гражданское строительство. В 1686 году в юго-западной части Кремля началось возведение Воеводского двора, окруженного каменной стеной (не сохранился). Вслед за строительством Воеводского двора, которым руководил присланный из Москвы Семен Ефимов, напротив Кремля, на Торговой стороне, Гурием Вахромеевым, по-видимому, по проекту Ефимова, возводится Гостиный двор, от которого сохранились аркада и воротная башня.

Из храмов той поры следует выделить строительство большого Знаменского собора в 1682—1688 годах на месте старинной разобранной церкви Знамения Богоматери. Это памятник московского зодчества. Пятиглавый, с открытыми галереями, стены в верхней части расписаны фресками. Сохранилась и роспись 1702 года внутри храма. В пригородном Вяжищском монастыре возводится трапезная церковь Иоанна Богослова, богато украшенная изразцами.

В начале XVIII столетия Петр I уделяет большое внимание укреплению Новгорода, опасаясь похода шведского короля Карла XII. Был перестроен Земляной город, отремонтированы кремлевские башни.

В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им ровно двести лет. В городе находились военный гарнизон, губернское правление. Через Новгород проходила шоссейная дорога, соединявшая две столицы России, древнюю и новую. Таким образом вплоть до постройки в середине XIX столетия железной дороги Петербург — Москва, прошедшей в стороне от города, почти все знаменитые русские государственные и военные деятели, писатели, художники и композиторы бывали в Новгороде.

Напротив Кремля, рядом с мостом через Волхов, в 1771 году был построен Путевой дворец для отдыха Екатерины II во время поездок. Дворец сохранился в перестроенном виде; руководил работами знаменитый зодчий Василий Стасов. В Кремле возводится огромное здание Присутственных мест, где находились губернские учреждения. В 1778 году был утвержден генеральный план Новгорода, который претворялся в жизнь нескольhttps://www.novgorod.ru/authors/document_edit_editor.phpко десятилетий. На месте средневековой сети узких улиц появилась регулярная планировка с прямоугольными кварталами на Торговой стороне и радиально-кольцевая на Софийской. Проложенная тогда сеть улиц в основных чертах сохранилась до наших дней. После того, как был срыт Земляной город, появился у кремлевских стен городской сад, а также нынешние улицы Волосова, Газон и Розважа.

XVIII век — век просвещения. В Новгороде в 1706 году было открыто первое постоянное учебное заведение — располагавшееся в Кремле греко-славянское училище. В нем преподавали известные просветители Иоанникий и Софроний Лихуды. На базе училища в 1740 году открылась духовная семинария.

К середине XIX века Новгород — небольшой провинциальный город. Отбывавший в нем ссылку Александр Иванович Герцен оставил такое описание: «Бедный и лишённый всяких удобств Новгород невыносимо скучен. Это большая казарма, набитая солдатами, и маленькая канцелярия, набитая чиновниками. Нет общественности, подьячие по-петербургски держат дверь на ключ и не сходятся… каждое неосторожное слово может навлечь бедствия; Петербург научил прежнюю республику наушничать». Население города составляло около 15 тысяч жителей, Новгород был вдвое меньше, чем 300—400 лет назад. Лишь на центральных Большой Санкт-Петербургской, Большой Московской, Большой Михайловской и примыкавшим к ним улицам застройка была из каменных зданий. Большинство же домов были деревянными.

8 сентября 1862 года Новгород был разбужен от векового сна прибытием блестящей петербургской публики. Император, двор, высшее духовенство, гвардия, множество гостей приехали на открытие памятника «Тысячелетие России». Памятник был сооружен в центре Кремля по проекту Михаила Осиповича Микешина. Несколько дней в городе продолжались балы, фейерверки, гуляния.

Октябрьская революция мало изменила сонную жизнь бывшей столицы вечевой республики. Разве что в составе населения резко уменьшился удельный вес духовенства. Все монастыри и большинство церквей закрыли, значительная часть церковных ценностей была конфискована государством. Центральная площадь города из Софийской стала площадью 9 Января, на ней 7 ноября 1926 года был открыт памятник Ленину. Находившийся на площади памятник ополчению 1812 года демонтировали.

В августе 1941 года Новгород был захвачен вражескими войсками. Два с половиной года продолжалась оккупация. Город, всё это время находившийся на линии фронта, был сильно разрушен. Пострадали выдающиеся памятники древнерусской архитектуры. Некоторые из них больше не существуют: церкви Андрея юродивого на Ситке, Михаила Архангела на Сковородке, Флора и Лавра, Мало-Кириллов монастырь и другие.

После войны поистине героическими усилиями жителей Новгород был восстановлен. Реставраторы подняли из руин разрушенные храмы. К сожалению, фресковую живопись, украшавшую до войны стены многих церквей, восстановить исключительно трудно. Тем замечательней пример воссоздания казалось бы навсегда утраченных росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Ведутся работы по восстановлению знаменитых росписей церкви Успения Божией Матери на Волотове.

Новгород превратился в центр радиоэлектронной и химической промышленности. В нем открылся театр. Работает музей-заповедник, в экспозициях которого — замечательные произведения русского искусства, археологические находки. В 1960-е годы началось создание музея деревянного зодчества «Витославлицы» неподалеку от Юрьева монастыря. Сюда привозят со всей области деревянные церкви и гражданские постройки.

В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…

Василий Андреев

Источник: www.vnovgorod.com  

Советы путешественникам: Великий Новгород

Древний город Великий Новгород предлагает путешествие во времени и вкус русской культуры и кухни в нескольких часах езды от Санкт-Петербурга.

В первый раз бабушка и дедушка привезли меня в Новгород на майские праздники, наверное, мне было лет шесть-семь. Помню монументальные кремлевские стены, покрытые оранжевым мхом, крепкие белые церкви и этот весенний запах скошенной травы и ливня. А то, что чуть не уехал на другую сторону озера Ильмень, но это уже другая история.

Я много раз возвращалась сюда уже взрослой и каждый раз находила что-то восхитительное, будь то музей русской культуры и ремесел под открытым небом или вкуснейший медовый напиток, подаваемый в ресторане в самом сердце Кремля.

Новгородский кремль

Новгород, один из древнейших городов России и часть наследия ЮНЕСКО, впервые упоминается в 859 году. вопросы путем голосования уже в 12 век. В 15 веке Новгород и его земли присоединились к Москве в составе России и продолжали сохранять свое значение на торговых путях между Востоком и Западом.

Скорее всего, первое, что вы посетите в Новгороде, это Кремль. Эту древнюю крепость интересно исследовать, хотите ли вы подняться на вершину каменных стен и башен, чтобы полюбоваться окрестностями и озером Ильмень, или провести некоторое время в музеях, изучая историю города и русскую культуру в целом.

Его коронным украшением является один из старейших русских православных храмов – Софийский собор, построенный в 1045 году и хранящий несколько знаменитых, а некоторые говорят, чудотворных икон. Даже если вы далеки от русской православной религии, его стоит посетить из-за его архитектуры, прекрасных фресок и этого непередаваемого чувства связи с чем-то большим.

Памятник 1000-летию России, изображающий ключевых персонажей истории страны, также на территории Кремля — это фантастический визуальный способ путешествия сквозь века.

Красивые купола и традиционные ремесла

Если вы приехали в город на выходные, проведите второй день в близлежащем Юрьевском монастыре и Витославлицах, музее деревянного зодчества под открытым небом. Они оба находятся примерно в 15 минутах езды на автобусе N7 и N7A от центра города.

Один из старейших русских монастырей, Юрьев монастырь, основанный в 1119 году, сочетает в себе древнерусские православные традиции и архитектуру XIX века. Его визитной карточкой является собор, увенчанный голубыми куполами с золотыми звездами. В жаркий день это также отличное место, чтобы насладиться днем ​​​​на пляже.

В музее под открытым небом Витославлици представлены исторические деревянные здания, от обычных домов до красивых церквей, все из дерева и многие без единого гвоздя. Это идеальное место, чтобы вернуться в прошлое и насладиться русской деревенской жизнью, дополненной традиционными нарядами, песнями и ремеслами. В жаркий день обязательно попробуйте традиционный безалкогольный напиток «квас» из ржаного хлеба. Музей открыт с 10:00 до 18:00 и закрыт по понедельникам.

Что взять домой

Гуляя по Новгороду, не говоря уже о Витославицах, у вас будет масса возможностей заняться традиционными поделками из дерева и бересты. Купленная житница прослужила мне почти два десятка лет и до сих пор крепка.

Еще один отличный сувенир — пряники или местный вариант имбирных пряников. Они бывают разных форм и размеров и часто имеют вкусные начинки, такие как мед или фруктовый джем. Самая большая проблема на самом деле сохранить их для предполагаемого получателя.

Как добраться

Легче всего добраться до Великого Новгорода на поезде (проверьте расписание и билеты) или на автобусе из разных районов города. Вы также можете рассмотреть автобусный тур, многие из которых отправляются из Гостиного Двора.

Вернуться к началу

Великий Новгород — DS Tours

Первое упоминание о нем в Софийской первой летописи относится к 859 г., а в Новгородской первой летописи — к 862 г., когда он якобы уже был крупной станцией от Балтики до Византии на торговом пути из варяг в греки.[1 Устав Великого Новгорода признает 859 г.как год, когда город был впервые упомянут. Новгород традиционно считается колыбелью российской государственности.

Археологические раскопки середины-конца XX века, однако, обнаружили культурные слои, относящиеся только к концу X века, времени крещения Руси и через столетие после ее якобы основания, что свидетельствует о том, что летописные записи, упоминающие Новгород 850-х или 860-х годов — более поздние вставки. Археологическая датировка довольно проста и точна с точностью до 15–25 лет, поскольку улицы были вымощены деревом, а большинство домов построены из дерева, что позволяет проводить датировку годичных колец.

Варяжское название города Хольмгард или Хольмгард (Holmgarðr или Holmgarðir) упоминается в скандинавских сагах как существовавшее еще на более ранней стадии, но корреляция этого упоминания с настоящим городом неясна. Первоначально Хольмгард относился к твердыне, теперь всего в 2 км (1,2 мили) к югу от центра современного города Рюриково Городище (названного в сравнительно новое время в честь варяжского вождя Рюрика, который якобы сделал его своей «столицей»). около 860 г.). Археологические данные свидетельствуют о том, что Городище, резиденция князя, датируется серединой IX в.го века,[21] тогда как сам город датируется только концом 10-го века; отсюда и название Новгород, «новый город», от старославянских Новъ и Городъ (Нов и Город), хотя немецкая и скандинавская историография предлагает древнескандинавский термин Nýgarðr или древневерхненемецкий термин Naugard. Первое упоминание об этой скандинавской или германской этимологии названия города Новгород (и других городов на территории тогдашней Киевской Руси) встречается в политическом руководстве X века De Administrando Imperio византийского императора Константина VII.

Немного предшествующая хронологии легенды о Рюрике (которая датирует первое прибытие скандинавов в регион около 858–860 гг.), более ранняя запись о скандинавском заселении региона содержится в Анналах Бертиниани (написанных до 882 г.), где упоминается, что русская делегация посетила Константинополь в 838 году и, намереваясь вернуться в Русский каганат через Балтийское море, была допрошена франкским императором Людовиком Благочестивым в Ингельхайме-на-Рейне, где они сказали, что хотя их происхождение было шведским, они поселились в Северной Руси под предводительством, которого они назвали chacanus (латинская форма имени каган, титул, который они, вероятно, заимствовали от контактов с аварами).