Содержание
ПЕРЕСТРОЙКА • Большая российская энциклопедия
ПЕРЕСТРО́ЙКА, название, закрепившееся за внутренней и внешней политикой, которая проводилась в СССР в сер. 1980-х гг. – 1991 М. С. Горбачёвым и его сторонниками с целью преодолеть кризисные явления.
Предпосылки реформ
Плакат периода перестройки.
К сер. 1980-х гг. ситуация в СССР характеризовалась нарастанием серьёзных внутри- и внешнеполитич. проблем и трудностей. К ним относились: падение темпов экономич. роста, сохранение расточительно-затратного характера экономики, дорогостоящая гонка вооружений, в т. ч. ядерных, и как следствие непомерное давление ВПК на гражд. секторы нар. хозяйства; невысокий по сравнению с зап. странами уровень жизни сов. людей; догматизм офиц. идеологии, не реагировавшей на изменения в мире и внутри страны и всё менее воспринимавшейся молодым поколением; физическое одряхление высшего руководства; архаичная политич. система, подавлявшая гражд. активность; идеологич. давление на творч. и науч. интеллигенцию; ограничение доступа к совр. зап. культуре; растущее недовольство привилегиями номенклатуры; распространение скептич. настроений в отношении общего политич. курса; прямое (в Афганистане) и косвенное (в Африке) участие в дорогостоящих и кровопролитных конфликтах; сложные отношения фактически со всеми наиболее влиятельными государствами (США, Китай, Япония, Великобритания), что, в частности, серьёзно затрудняло внедрение в СССР новейших технологий, созданных на Западе.
Эти проблемы осознавались как требовавшие скорейшего решения двумя группами отеч. бюрократии. Одна из них – представители парт. аппарата, чьи взгляды сформировались под сильным влиянием «оттепели» сер. 1950-х – нач. 1960-х гг.; большее внимание они уделяли политич. системе и тяготели к модели «социализма с человеческим лицом», порождённой в значит. степени идеями конвергенции экономических систем теории. Для них П. означала возможность продолжить курс реформ, начатых в годы «оттепели» и затем прерванных. К др. группе принадлежали технократы – управленцы сов. экономики, которые трезво оценивали её реальное состояние, понимали, что мировой баланс сил стал меняться не в пользу Сов. Союза, отставшего от информационно-технологич. революции 1970-х гг. Возможность повышения эффективности сов. экономич. системы они видели во внедрении элементов рынка.
Вместе с тем значит. часть высшего руководства страны исходила из представления о том, что немалый инерционный запас прочности сов. социально-политич. системы и достигнутый уровень экономики, обеспечивший СССР статус одной из сверхдержав, позволят ему просуществовать в неизменном виде ещё долгие годы.
Эволюция идеологии перестройки
Горбачёв-фонд
М. С. Горбачёв на 4-м Съезде народных депутатов. Декабрь 1990.
Первоначально как инициаторам П., так и большинству сов. людей магистральное направление перемен виделось в реформировании существовавшей в СССР социалистич. системы (стала восприниматься как искажённая по сравнению с задуманной В. И. Лениным), в «очищении социализма» от деформаций (коррупции, несправедливости в распределении материальных благ, отсутствия демократич. свобод и т. д.), освобождении общества от последствий культа личности (идея, восходившая к представлениям «шестидесятников») и негативных явлений «застойного периода», в интенсификации экономики с опорой на бо́льшую ответственность руководителей и подчинённых и особенно на ускорение науч.-технич. прогресса. Опросы обществ. мнения показывали, что даже в кон. 1980-х гг. сторонники возврата к капитализму находились в явном меньшинстве, а такие понятия, как «рынок», «частная собственность», «приоритет общечеловеческих ценностей», многими воспринимались с подозрением и недоверием и лишь к 1990 вошли в массовый оборот и приобрели позитивную окраску. Инициаторами П. была поставлена задача возвращения человека как гл. фигуры в политику, экономику и духовную сферу, преодоления его отчуждения от производства и власти, предоставления ему права свободного выбора в политике и культуре. Попытки решения этой задачи постепенно вели к видоизменению первоначальной концепции П., и она стала осознаваться её творцами как движение в сторону социал-демократич. модели устройства общества, что подразумевает рыночную, но социально ориентированную экономику, ответственное государство, политич. плюрализм и пр. В то же время гласность и демократизация, поначалу рассматривавшиеся реформаторами скорее как средства «ремонта» социализма, превратились в самодостаточные цели – в утверждение гражд. свобод и политич. демократии.
Соотношение политических сил
В ходе П. сложились три гл. политич. силы, противостояние между которыми вылилось в открытое столкновение летом – осенью 1991, закончившееся распадом государства и крушением П. Первая из них – сторонники достаточно осторожной П. общества на социал-демократич. началах, постепенного вытеснения привычного адм.-планового уклада и, с учётом влияния антирыночных настроений в обществе, «мягкого» вхождения в рынок при гарантированном сохранении социальной защиты. Вторая – охранители прежней партийно-гос. модели устройства общества. Почувствовав в начавшихся переменах угрозу своим доминирующим позициям в идейно-политич. и социально-экономич. системе, они стали всё активнее препятствовать развитию П., пытаясь свести смысл реформ к технократич. новациям, не затрагивавшим основ обществ. бытия. Третью силу представляли быстро набиравшие политич. вес радикально-либеральные элементы, выступавшие за немедленное погружение страны в нерегулируемый рынок, «шокотерапию». Они критиковали команду М. С. Горбачёва за медлительность преобразований, группировались вокруг Б. Н. Ельцина и обеспечили его победу в критич. момент П. Близки к ним были националистически настроенные политич. активисты в союзных республиках, стремившиеся под флагом критики Горбачёва добиться собств. политич. целей.
Хотя начальный импульс П. исходил от руководства страны, инициированная им динамика была поддержана движением снизу. К кон. 1980-х гг. (пик демократич. преобразований) обществ. самодеятельность приобрела массовый характер и собств. логику развития, которая определялась возникшими материальными трудностями, нараставшими нац. и социальными противоречиями в обществе и агитационным воздействием противников П. из среды радикалов. После всплеска «проперестроечной» гражд. активности 1987–89 и интеллигенция стала переходить на сторону радикальной оппозиции Горбачёву.
Основные преобразования в ходе перестройки
В духе традиций 20-го съезда КПСС реформаторы категорически осудили репрессивный сталинский режим власти как противоречащий социалистич. и демократич. идеалам и гуманистич. ценностям. За годы П. реабилитированы сотни тысяч узников ГУЛАГа. Отменена цензура. Изданы запрещённые ранее произведения мн. отеч. авторов. Снят запрет с диссидентской и эмигрантской лит-ры, люди получили свободный доступ к трудам зарубежных учёных, дореволюц. историков и философов. В СМИ появились острокритич. статьи, на телевидении – независимые программы.
Начав П. под знаком возрождения и реализации ленинских идей времён НЭПа, реформаторы позднее перешагнули их границы и перешли к глубокому преобразованию всех сфер сов. общества, в первую очередь политической. Была упразднена монополия одной идеологии и одной партии. Появилась возможность создавать др. политич. партии и организации. Впервые в истории СССР проведены свободные всеобщие альтернативные выборы в высшие органы власти. Осуществлены такие политич. права и свободы, как свобода собраний, митингов и демонстраций, вероисповедания, право на беспрепятственный выезд граждан за границу.
В экономич. сфере П. развивалась по линии постепенного демонтажа планово-адм. системы хозяйства, а также формирования инфраструктуры рыночной экономики через аренду, создание фермерских хозяйств, организацию кооперативов, предоставление экономич. самостоятельности гос. предприятиям, учреждение коммерч. банков, введение оптовой торговли и договорных цен, замену директивного планирования индикативным. Важнейшим явлением стало законодат. признание частной собственности (1990). Начали функционировать советы трудовых коллективов (СТК), проводились выборы директоров предприятий, развивалось производств. самоуправление. В стране складывалась смешанная социально ориентированная рыночная экономика.
П. дала стимул диалогу о новых принципах мироустройства. На 27-м съезде КПСС (февр. – март 1986) был выдвинут тезис о взаимосвязанности и взаимозависимости мира. Новое сов. руководство, не ограничившись миролюбивой риторикой, предложило программу перевода междунар. отношений на рельсы реального сотрудничества и выхода из «холодной войны». Сов. войска были выведены из Афганистана (1989). В 1989 лидеры СССР и США заявили на Мальте, что более не рассматривают друг друга как противников (сложный процесс преодоления взаимного недоверия двух стран начался после женевской встречи их руководителей в нояб. 1985). Главам стран Вост. Европы в начале П. было предложено взять на себя ответственность перед своими народами, позднее сформулирован принцип свободы выбора. Это предопределило отказ СССР от вмешательства в дела государств – членов Организации Варшавского договора. Идя навстречу желаниям руководителей ФРГ и США (даже несмотря на возражения Франции и Великобритании), сов. политич. руководство согласилось на реализацию плана объединения Германии, фактически означавшего присоединение ГДР к Зап. Германии. Сов. Союз отказался рассматривать региональные конфликты в Африке, Центр. Америке, Юго-Вост. Азии как объекты глобальной конфронтации, в 1990–91 занял единую с ведущими державами позицию в отношении агрессии Ирака против Кувейта. Сов. руководство внесло предложения о радикальном сокращении ядерных и обычных вооружений, заявив о готовности к обсуждению любых проблем. В 1987 и 1991 подписаны первые в истории договорённости о реальном сокращении и уничтожении ядерных вооружений (см. Ограничение стратегических вооружений). Были нормализованы сов.-кит. отношения, что положило конец длительному конфликту между двумя странами.
Противоречия и ошибки
Последовательная политика ослабления жёсткого гос. контроля над обществом из-за устойчивых социокультурных стереотипов стала многими восприниматься не как приглашение со стороны власти к диалогу и сотрудничеству, а как слабость власти, что провоцировало нападки на государство. Вместе с тем падение авторитета гос. институтов происходило и в результате нараставшего противостояния между реформаторским руководством страны и его политич. оппонентами. Прогрессирующее ослабление систем контроля, правопорядка привело к тому, что нарушение законов становилось нормой. Это, в свою очередь, породило стремление к фактич. захвату гос. собственности преступными группировками (к ним переходило и реальное влияние в экономике) и частью номенклатуры. Из-за контроля над собственностью постоянно возникали конфликты между республиканскими властями, добивавшимися перераспределения экономич. ресурсов в свою пользу, и союзным центром. Националистич. настроения захлестнули не только Прибалтику, где они уже неск. лет являлись доминирующими, но и Закавказье, распространялись в Ср. Азии, на Украине и в Молдавии. Реформаторы оказались неподготовленными к проявлениям вражды между отд. народами, власть не сумела остановить разрушит. деятельность сепаратистов. Раскол негативно сказывался на экономич. политике. Разрывались производств. связи между регионами и предприятиями. Единая система управления народно-хозяйственным комплексом постепенно разрушалась. СТК навязывали руководству предприятий, оказавшемуся в полной зависимости от них, популистские решения об увеличении заработной платы работников, что вело к росту объёма денежной массы, не обеспеченной товарами, и подстёгивало инфляцию. Заполнить рынок товарами и услугами, несмотря на программы конверсии, мешало доминирование в сов. экономике ВПК, а также обвальное падение мировых цен на энергоносители, осн. статью сов. экспорта. Возникший дефицит товаров привёл к росту цен, что ухудшило повседневную жизнь осн. массы населения. В 1990 начался, поначалу небольшой, спад произ-ва. Реформа цен (февр. 1991), предусматривавшая переход экономики на частично нерегулируемые государством цены, не дала эффекта. Социально-политич. обстановка в стране накалялась. Кредит доверия масс к П. и её лидеру оказался исчерпанным. Из-за сохранявшегося сильного консервативного течения в верхах КПСС политич. руководство страны нередко запаздывало с принятием назревших социально-экономич. и политич. решений. К наиболее серьёзным противоречиям П. относилось намерение реформаторского руководства провести полную демократизацию общества и вместе с тем понимание им реальной роли КПСС, неразрывно связанной и переплетённой с государством. Ослабление партии грозило прогрессирующим параличом государства.
Крушение перестройки
Критические последствия для П. имел срыв двух проектов в результате Августовского кризиса 1991. Один из них – проект реформирования КПСС, чтобы на её базе осуществить организационное оформление партии социал-демократич. типа и создать таким образом устойчивую массовую политич. структуру для поддержки П. и сохранения государственности (на июльском 1991 Пленуме ЦК КПСС эта идея была положена в основу политич. линии; к несостоявшемуся 29-му съезду КПСС разработан новый, по сути социал-демократич. план реформирования этой партии). Второй проект – создание нового федеративного гос. устройства СССР, предполагал расширение полномочий республик в рамках союзного государства. В авг. 1991, накануне подписания согласованного с большинством сов. республик Союзного договора, противники П. предприняли попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва от власти, чтобы повернуть страну к доперестроечным временам. Сопротивление демократич. и либеральных сил сорвало эти планы. Но в итоге на волне сопротивления путчистам перевес получили радикально-либеральные политики, а в противостоянии с Президентом СССР окрепли позиции руководителей союзных республик, особенно РСФСР. В декабре того же года, вновь накануне подписания нового варианта Союзного договора, который предусматривал создание конфедерации сов. республик, Б. Н. Ельцин, стремившийся к единоличной власти в РСФСР, а также руководители Украины и Белоруссии Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, разделявшие взгляды националистически настроенных элит, подписали вопреки итогам Всесоюзного референдума о сохранении СССР (17. 3.1991) Беловежские соглашения 1991 и уведомили Горбачёва о прекращении существования СССР и института Президента СССР. После нескольких безуспешных попыток предотвратить распад государства Горбачёв 25.12.1991 заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. С его уходом и роспуском Сов. Союза П. была искусственно прервана.
П. остаётся предметом острых дискуссий. Однако кардинальные различия в оценках и интерпретациях не ставят под сомнение её статус важнейшего события кон. 20 в. Поворот был совершён не только в отечественной, но и в мировой истории.
К 30-летию перестройки | National Security Archive
30 лет назад, 11 марта 1985 года Политбюро ЦК КПСС избрало своего самого юного члена — Михаила Сергеевича Горбачева на пост Генерального Секретаря. Этот день открыл эпоху небывалых преобразований в Советском Союзе и в мире. За семь лет перестройки перемены произошли в каждой сфере жизни советского человека, прошли свободные выборы, закончилась холодная война, распалась советская империя в Восточной Европе, и в конце концов мирно распался сам Советский Союз. За эти семь лет вес Советского Союза в мире значительно возрос, а также возрос и интерес к СССР за рубежом. Горбачев и его соратники выдвинули немало революционных идей, которым не суждено было сбыться. Коммунисты-реформаторы, которых Горбачев выдвинул на высшие посты государства, такие как Александр Яковлев, Эдуард Шеварднадзе, Вадим Медведев и другие его соратники, верили в возможность построения социализма с человеческим лицом по образцу Пражской весны. Горбачев также предложил новую модель глобального развития, где отношения между государствами определялись бы не балансом сил, а общечеловеческими интересами. Важнейшим фактором построения новых отношений был бы отказ от ядерного оружия и его полное уничтожение до 2000 года.
Перестроечная концепция нового мира была по сути близка идеям Андрея Сахарова, высказанным в его Размышлениях в 1968 году. И по замыслу Горбачева, вопрос о развитии и модернизации Советского Союза находил ответ в глубокой интеграции страны с западноевропейскими странами в рамках общеевропейского дома. Таким образом, обновленный демократический, но и социалистический Союз стал бы притягательной моделью развития для социалистических стран Восточной Европы и третьего мира.
Приходя к власти, Горбачев планировал улучшить советскую систему, реформировать экономику, вывести советские войска из Афганистана и остановить гонку вооружений, чтобы направить высвободившиеся средства на нужды экономики. Первым направлением перестройки было ускорение, к которому вскоре прибавились гласность и новое мышление во внешней политике. Молодой и энергичный генеральный секретарь пользовался огромной популярностью. Он путешествовал по стране и разговаривал с людьми в неформальной обстановке, без подготовленного текста. Партия призывала к открытому диалогу о белых пятнах истории, о ранее закрытых темах советского прошлого. В обществе и в академических институтах началось интеллектуальное брожение и активная дискуссия вариантов развития общества, экономической и политической реформы. Пропал страх, кухонные разговоры вылились на улицу, телеэкраны и первые страницы газет. Но первые экономические реформы — закон о предприятии и закон о кооперативах — были недостаточными и не соразмеримы с проблемами, которые они должны были решить. Советский бюджет, подорванный резким падением цен на нефть и антиалкогольной реформой, трещал по швам. Все больше товаров попадало в разряд дефицита. Ухудшение снабжения и падение уровня жизни подрывало престиж руководства и доверие населения. Национальные движения в республиках ставили под вопрос само существование единого государства. Горбачев и его окружение не воспринимали национальные проблемы с должной серьезностью. К 1991 году, в условиях нарастающего конфликта между союзным центром и Российским президентом, Горбачев начал Новоогаревский процесс, пытаясь сохранить Союз в новой демократической и менее централизованной форме.
Перестройка достигла значительно больших успехов во внешней политике. После первой встречи на высшем уровне с Рейганом в Женеве, Горбачев и Рейган нашли друг в друге единомышленника в вопросе полного уничтожения ядерного оружия. Это понимание стало основой доверительных отношений между американским и советским лидерами и позволило им совершить реальные прорывы в переговорах по стратегическим вооружениям и ракетам средней дальности. Сотрудничество в области разоружения также плодотворно продолжалось при администрации Джорджа Буша-старшего. Советско-американское сотрудничество в годы перестройки было действительно беспрецедентным, оно охватывало практически все сферы международной политики. В рамках этого сотрудничества были разрешены многие региональные конфликты, включая конфликт на юге Африки. Советский Союз не пытался запугать страны Восточной Европы, когда они встали на путь реформ и даже когда они решили выйти из Организации Варшавского Договора. Холодная война в Европе окончилась без кровопролития и без насилия. Горбачевское руководство также не противилось процессу объединения Германии, несмотря на то, что Горбачев и многие западные лидеры предпочитали, чтобы оно происходило гораздо медленнее, в рамках общеевропейского процесса. Советская позиция по мирному объединению Германии сделало Германию самым надежным партнером новой России в Европе в 1990-е и 2000-е годы. Но самой главной мечте Горбачева — интеграции России в общеевропейский дом, не суждено было сбыться. Это наверняка и есть самая главная упущенная возможность периода перестройки, за которую мир расплачивается сегодня. Другая огромная упущенная возможность — полное ядерное разоружение, которое сегодня осуществить гораздо сложнее, если вообще возможно.
Все эти вопросы заслуживают глубокого изучения и дискуссии. Опыт перестройки в Советском Союзе поистине уникален. Коллекция документов, публикацию которых мы начинаем на этой странице, является результатом 20-летней работы Архива Национальной Безопасности по собиранию и изучению периода перестройки. Эта коллекция будет постоянно пополняться новыми документами. Наша задача состоит в том, чтобы опыт перестройки не был забыт.
Михаил Горбачев умер: что такое гласность и перестройка?
В последующие дни Михаилу Горбачеву, советскому лидеру, умершему 30 августа в возрасте 91 года, будет посвящено бесчисленное количество слов. Но в его некрологах, вероятно, будут повторяться два конкретных слова: гласность и перестройка . Эти две транслитерации русских слов были синонимами его кампании по реформированию советского общества посредством политики, а последняя была названием его 1982 книга Перестройка : Новое мышление для нашей страны и мира.
Но что они на самом деле означают?
Вскоре после того, как Горбачев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза в 1985 году, он усилил разговоры о гласности — означает «открытость», особенно открытость информации — и перестройка, означает «реструктуризация». особенно коммунистической экономики и политической системы. Условия шли рука об руку, потому что вместе описанные реформы сделали бы Советский Союз более демократичным и включили бы некоторые черты капитализма для оживления экономики.
Говоря более конкретно, гласность должна была означать ослабление государственной цензуры в средствах массовой информации — «Те, кто пытается подавить свежий голос, справедливый голос, согласно старым нормам и установкам, должны выйти на пути», — как сообщал журнал TIME, Горбачев сказал в своей речи в июле 1986 года.
Перестройка должна была привести к включению некоторых черт рыночной экономики в советскую экономику за счет ослабления контроля над ценами, поощрения большего предпринимательства и ограниченного частного бизнеса, а также за счет облегчения покупки импортных потребительских товаров, как объяснило TIME. читателям в 1989. «Особенно важно, чтобы фактическая заработная плата каждого работника была тесно связана с его личным вкладом в конечный результат и чтобы не было установлено никаких ограничений», — сказал он в своей речи в 1987 году.
В статье на обложке от 27 июля 1987 года журнал Time назвал эту политику «горбачевской революцией» и описал «холодный рассвет реформ», распространяющийся в советском обществе: «Призывы Михаила Горбачева к гласности (открытости), демократизации ) и , перестройка (перестройка) стали лозунгами смелой попытки модернизировать скрипучую экономическую машину его страны и оживить общество, отупевшее за 70 лет тоталитарного правления». Как поясняется в сноске, «Выражаясь современным советским языком, [ glasnost ] означает не столько открытость, сколько публичное проветривание или обнародование».
27 июля 1987 года, обложка TIME
TIME
Факторов, повлиявших на разработку этой политики, было много.
Например, после чернобыльской катастрофы 1986 года советские новостные агентства опубликовали то, что TIME назвало «беспрецедентной откровенностью» о неэффективном управлении атомной электростанцией. Даже газета «Правда», , «официальный голос Коммунистической партии», как выразилась «ТАЙМ», «отбросила розовую прозу» и фотографии счастливых рабочих «в пользу сильной пощечины советской некомпетентности, растерянности и трусости», как сообщала она. о должностных лицах, покинувших свои посты после аварии и увольнения директора завода и главного инженера. Эта открытость в отношении того, что пошло не так, — обращение к правде, а не к пропаганде, — была лишь одним из намеков на приближение 9 сентября. 0003 гласность .
Исправьте свою историю в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History
Что касается перестройки , то это включало, как выразился журнал, «превращение Советского Союза в экономическую сверхдержаву, а также военную один.» Это означало модернизацию советских заводов и налаживание деловых партнерских отношений с Западом. (Например, универмаг Bloomingdale в Нью-Йорке начал продавать советский ржаной хлеб в 1989 году.) TIME также сообщило, что усилия Горбачева по борьбе с высоким уровнем алкоголизма в Советском Союзе путем повышения возраста употребления алкоголя с 18 до 21 года , сокращение времени работы винных магазинов и повышение цен на водку — были «перестройкой личности», попыткой перестройки личности.
Советский лидер Михаил Горбачев (в центре) и его жена Раиса Горбачева (2-й слева) разговаривают с официальными лицами на Чернобыльской атомной электростанции 23 февраля 1989 года. об эффективности политики в интервью TIME в связи с 20-летием с тех пор, как эти слова стали частью международного лексикона. «Семьдесят семь процентов россиян говорят, что хотят жить в свободной и демократической стране, — сказал он. «Это наследие перестройка ». Идея гласности также дала возможность российскому ЛГБТК-сообществу, которому недавняя политика правительства, направленная против геев, угрожала, более открыто говорить о сексуальности.
Но изменение не было немедленным или тотальным.
Некоторые американские предприятия поначалу не стремились работать с советскими компаниями, считая, что их ценности все еще не согласованы и что в любом случае это не приносит достаточной прибыли, учитывая проблемы с конвертацией валюты в рубли. «Многие американцы считают, что помощь в укреплении Советского Союза может нанести ущерб интересам США», — сообщала TIME в 1919 г.88. «И из-за соображений безопасности Запада многие коммерческие технологии США останутся недоступными для предприятий с Советами… Импорт советских товаров в США запрещен американским законом, который отказывает в благоприятном торговом статусе некоторым странам, практикующим репрессивную эмиграционную политику. Результат: Советы обратились к Западной Германии, Японии и другим промышленным партнерам за инвестиционным капиталом и производственным опытом… Между тем, их западные партнеры, которые в основном стремятся продавать товары и услуги в Советском Союзе, должны справиться с неконвертируемостью советской валюты. . Каким бы прибыльным ни было советское совместное предприятие, американским компаниям рубли мало нужны».
В результате возник дефицит, начиная от свежих фруктов и заканчивая одеждой, но политика была частью движения, которое безвозвратно изменило Советский Союз и историю 20-го века.
Легендарный поэт Советского Союза Евгений Евтушенко описал, как перестройка и гласность шли рука об руку с TIME в 1987 году, и его подход, возможно, до сих пор звучит глубокомысленно, более трех десятилетий спустя: «Можно метафорически описать гласность как воздух наверху и национальная экономика как земля внизу. Освежать воздух легче и быстрее, чем переворачивать и удобрять землю, однако очищенный воздух необходим, прежде чем в земле произойдут здоровые изменения. Так что об экономических победах нам говорить рано, и, в отличие от прежних дней, никто не дает никаких мессианских обещаний. Мы должны ждать, пока земля поглотит воздух и обогатится».
Пишите Оливии Б. Ваксман по адресу [email protected].
Объяснение: Перестройка и гласность – реформаторские мантры Горбачева
Михаил Горбачев, последний руководитель Союза Советских Социалистических Республик, скончался в возрасте 91 года. Стремление Горбачева вывести СССР из экономического и социального застоя привело не только к развал СССР, но и закончилась старая война. Но два слова — «перестройка» и «гласность» — навсегда будут ассоциироваться с Горбачевым и, по сути, станут его наследием. Проще говоря, перестройка означает перестройку, а гласность означает открытость.
Перестройка
Когда Горбачев занял пост Генерального секретаря Коммунистической партии в 1985 году, тогдашний СССР уже стонал от неэффективности плановой экономики. Хотя официальные данные этого не показывали, факт заключался в том, что практически все экономические показатели СССР — будь то темпы роста ВВП, производительность труда и т. д. — с начала 1970-х годов рухнули. Горбачев прекрасно осознавал, что СССР необходимо реструктурировать свою экономику и, в частности, позволить больше играть рыночным силам.
Но его представление о перестройке не ограничивалось экономической сферой. Он надеялся, что точно так же, как пагубные последствия нисходящей плановой экономики распространились на социальную и моральную ткань советской жизни, экономическая реструктуризация также приведет к социальному и политическому обновлению.
Истории только для подписчиков
Посмотреть все
Применить новогодний промокод SD25
В своей книге «Перестройка: новое мышление для нашей страны и мира» он объяснил, зачем СССР нужна была «перестройка»:
Читайте также |Трагедия Михаила Горбачева – ошибочный реформатор с невыполнимой миссией
«Перестройка – насущная необходимость, вытекающая из глубоких процессов развития нашего социалистического общества… На каком-то этапе – это стало особенно ясно во второй половине семидесятых – произошло нечто необъяснимое на первый взгляд. Страна начала терять темпы. Участились экономические неудачи. Трудности стали накапливаться и ухудшаться, а нерешенные проблемы множиться. В жизни общества стали проявляться элементы того, что мы называем застоем и другими чуждыми социализму явлениями. Сформировался своеобразный «тормозной механизм», влияющий на социально-экономическое развитие. И все это происходило в то время, когда научно-техническая революция открывала новые перспективы экономического и социального прогресса», — писал он.
Горбачев считал, что экономика «созрела для перемен». «Давно к этому стремился. Любое промедление с началом перестройки могло привести к обострению внутренней ситуации в ближайшем будущем, что, прямо скажем, было чревато серьезными социальными, экономическими и политическими кризисами», — писал он.
Гласность
Крис Миллер начинает свою книгу «Борьба за спасение советской экономики: Михаил Горбачев и распад СССР» с «Примечания о статистике».
Реклама
В нем Миллер рассказывает об эпизоде из 1982 года между Горбачевым и тогдашним Генеральным секретарем СССР Юрием Андроповым.
Пример:
«Не происходит! Вы слишком много просите. Бюджет для вас не ограничен». Так говорил генеральный секретарь СССР Юрий Андропов в 1982 году, когда Михаил Горбачев попросил показать советский бюджет. Горбачев был поражен тем, что даже такому чиновнику, как он сам, — члену Политбюро, одному из ведущих политических деятелей страны — не было позволено ознакомиться с сводными данными страны о доходах и расходах. Только после того, как сам стал генеральным секретарем в 19В 85 году Горбачев наконец получил доступ к советскому бюджету. Он обнаружил, как он позже написал, что он был «полно дыр».
Безусловно, согласно книге Ричарда Саквы «Взлет и падение Советского Союза», в 1987 г. два экономиста Г. Ханин и В. Селюнин прославились, когда они утверждали, что вопреки официальной версии — что в 1985 г. Советские доходы увеличились в 84 раза по сравнению с уровнем 1928 г. — фактический рост был менее чем в 7 раз. Иными словами, масштаб советских достижений был радикально раздут и сфальсифицирован чиновниками.