Оттепель в ссср годы: Оттепель. Двенадцать лет весны

Как 12 лет «хрущёвской оттепели» изменили советское кино, живопись и литературу


«Хрущевская оттепель» – двенадцатилетний период в истории СССР, когда Хрущев пришел к власти, сменив Сталина. Этот период времени, который был с 1956 по 1968 год, многие современники называют лучшим за всю историю Союза. В то время боролись с культом Сталина, ослабляя его тоталитарный режим. В эту эпоху изменилась политическая и социальная жизнь людей: появилась свобода слова, прекратили свою работу исправительно-трудовые лагери, выпустили политзаключенных и так далее. В период «оттепели» благодаря реабилитации части деятелей культуры, репрессированных при Сталине, наблюдался заметный подъем во всех сферах культурной жизни населения: произошел расцвет киноиндустрии, поэзии, музыки, живописи.

С чего началась эпоха невиданной свободы в СССР

В последний день работы ХХ съезда КПСС, в феврале 1956 года, Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Новость о высказываниях Никиты Сергеевича, несмотря на их негласность, разлетелась молниеносно. Облетев сначала страны Восточного блока, затем Америку и только потом официально заявив в СССР.

В 1956 году на смену тоталитарному режиму Сталина пришла Хрущевская «оттепель»

Само слово «оттепель» берет свои истоки из одноименной повести, написанной за два года до глобальных перемен писателем и журналистом И. Г. Эренбургом. В этом произведении повествуется о том, как молодежь выбирает между Отчизной и заграницей, истиной и враньем, эгоистичностью и желанием стать полезным обществу.

В этот период заметно уменьшилась цензура. Теперь не нужно было подгонять все виды искусства под жесткие рамки прежнего сталинского режима. В это время Советский Союз стал более открытой и доступной страной, перейдя из врагов в более дружественных оппонентов для США.

На Международном фестивале молодежи и студентов в 1957 году советским людям показали абсолютно другой мир, где есть джаз, джинсы и многое другое, о чем можно было только мечтать. А спустя два года Никита Хрущев и Ричард Никсон презентовали национальную выставку США, начиная таким образом обмен культурными ценностями между странами. А в 1961 году вообще произошло событие мирового масштаба — советский космонавт Юрий Гагарин первым из людей полетел в космос.

Новое слово в советском кинематографе

Благодаря советскому научному прорыву в кино появились новые герои: инженеры, ученые, геологи. А режиссеры, воодушевленные космическими успехами страны, начали развивать жанр научной фантастики. К примеру, фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» (1962) произвел огромное влияние на советскую и мировую кинофантастику.

Оптимизм «оттепели» дал ощущение свободы и осознание, что необязательно быть героем, можно иметь свои мечты и мнения, даже которые идут вразрез с общественными. Доказательство тому — фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», в котором герои почти всю киноленту гуляют, то есть ничего особенного не делают.

Отрывки из к/ф «Я шагаю по Москве» (1963) и к/ф «Карнавальная ночь» (1956)

А какие прекрасные комедии вышли в то время! Главным профи в этом был Эльдар Рязанов. В его «Карнавальной ночи» элегантно высмеивается советская бюрократия, хотя ирония была еще вполне добродушна. Это и понятно, ведь со смелостью даже в эту достаточно лояльную эпоху надо было знать меру.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Несчастливая судьба вокального трио сестер Шмелевых: Триумф «Карнавальной ночи» и долгие годы забвения >>

Фильмы Михаила Калатозова «Летят журавли» и Андрея Тарковского «Иваново детство» стали ключевыми эпохи «оттепели». Они показали подвиги и трагедии в новом контексте. Не в общем патриотическом ключе, а в конкретном человеке: будь то ребенок или обычный парень. Такой формат более реалистичен и эмоционально близок зрителю.

Период «оттепели» открыл отечественному кинематографу таких великих режиссеров, которые еще много лет радовали зрителей своими шедеврами: Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский, Виталий Мельников, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Кира Муратова. В эту эпоху появились и прекрасные актеры: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Олег Янковский, Алексей Баталов, Нонна Мордюкова и другие.

Эпоха новой музыки

В эпоху «оттепели» появились различные новаторские идеи, формы, мелодии. Теперь в Союзе можно было услышать не только всенародных любимцев советской эстрады: Марка Бернеса, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую, но и заграничных музыкантов. Одним из них стал всемирно известный джазовый оркестр «Benny Goodman», концерты которого сопровождались постоянным ажиотажем.

Этот знаменитый оркестр приехал в СССР с концертами в 1962 году в рамках программы культурного обмена между Союзом и Америкой. Коллектив выступил во многих крупных городах: Москва, Киев, Ленинград, Тбилиси и других. Это было настоящим культурным переворотом для всех любителей джаза. Этот оркестр встречали и провожали стоя с непрекращающимися аплодисментами. До этого момента советские меломаны могли слышать похожую музыку лишь по своим радиоприемникам, и то с постоянными помехами волны.

В эпоху «оттепели» к всенародным любимцам советской эстрады добавились барды, полюбившиеся слушателям. На фото Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий

Значимое место в музыке «оттепели» заняла авторская (бардовская) песня. Ее самые яркие и популярные представители: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич. Их творчество сильно отличалось от официально-патриотических песен своей искренней лиричностью и камерностью. В бардовских песнях главными являются личные переживания, проблемы и терзания автора, его персональный взгляд на окружающий мир и происходящее вокруг.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как режиссер Говорухин разыграл Высоцкого и другие малоизвестные факты о выдающемся барде >>

Исполнители авторских песен уделяли большее внимание именно текстам, а не мелодии. В основном музыкальный мотив бардовских песен особо не отличался, что сразу делало такие песни узнаваемыми. Больше всего притягивало слушателей в этих песнях то, что их можно было легко повторить под гитару дома или у костра в кругу семьи и друзей. Кстати, тогда и возрос спрос на гитары, а также кружки, обучающие игре на этом инструменте.

Живопись, вызывающая культурный шок

У художников в период «Хрущевской оттепели» появилась возможность законно заниматься чем-то еще, кроме официального заказа государственной Академии художеств. Но живопись периода «оттепели», как и остальные жанры искусства, все же находилась под контролем властей, пусть и не таким пристальным. Однако стоит заметить, что в это время создали огромное количество новых и ярких произведений, устроили выставки с работами заграничных и всесоюзных мастеров, появились новые журналы по искусству, начал происходить обмен выставками с социалистическими странами.

В поисках новых выразительных средств появилось желание художественно показать действительность как она есть, без сглаживаний трудностей и недочетов, то есть — правду жизни. Такое направление в живописи получило название «Суровый стиль». Также реабилитировали стиль авангард, после чего появилось много молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. Искусство советских художников стало широко пропагандироваться в Европе, США и во многих других странах мира. В конце 50-х в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где многие советские мастера получили престижные награды и хвалебные отзывы.

На выставках Пабло Пикассо в СССР был настоящий ажиотаж

Выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году в Москве и Ленинграде стали первыми из главных событий того времени, открывших советским людям мир искусства недостижимого раньше Запада. Для советского народа это было не иначе как культурным шоком, ведь это было абсолютно не похожим на то, к чему они привыкли. Выставку помог организовать друг художника — поэт Илья Эренбург, который рассказывал потом какая там началась давка из желающих попасть на долгожданное открытии экспозиции.

Реабилитирование литературных произведений

Главной основой сторонников периода «оттепели» был литературный журнал «Новый мир», который с 1950 по 1970 годы возглавлял Александр Твардовский. Как главный редактор он способствовал появлению в журнале смелых и сильных публикаций лучших писателей и публицистов. С помощью этого журнала выносились на суд читателей важные общественно-нравственные проблемы.

В период «оттепели» многие впервые узнали о существовании таких поэтов как Бальмонт, Мандельштам, Цветаева и прочих. Начали печатать некоторых авторов Серебряного века, например, Блока и Есенина, хотя были и авторы все еще находившиеся под запретом. С 1955 года начали даже проводить День поэзии, в который во всех залах библиотек и со сцен театров читались стихи.

Стихи Беллы Ахмадулиной и Роберта Рождественского были очень востребованы как в годы «оттепели», так и в наши дни

Поэты Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский пользовались огромной популярностью в то время. А как полюбилась Белла Ахмадулина с ее камерными мотивами и выделяющейся «певучей» авторской манерой исполнения. Она напоминала поэтесс Серебряного века, чем и создала такой ажиотаж вокруг своего творчества.

В «оттепель» реабилитировали сборник произведений Исаака Бабеля, а также нашумевший роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На пике популярности была и разрешенная заграничная литература, к примеру, произведения Эриха Марии Ремарк и Эрнеста Хемингуэя.

Чтобы понять еще больше, насколько лояльным было время для искусства при Хрущеве, предлагаем узнать, как Сталин контролировал и руководил искусством в Советском Союзе, или Как появился социалистический реализм.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Архитектура в СССР в период «хрущевской оттепели»



В прошлой статье, опубликованной в сборнике № 45 (440) ноябрь 2022 года в журнале «Молодой ученый» мной была рассмотрена тема: «Хрущевская оттепель» как явление в литературном пространстве СССР». В этой статье хочу исследовать влияние «оттепели» на архитектуру в СССР.

В 1954 г. вышло постановление правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило начало новой архитектурной эпохе в СССР. Избыточность означала все помпезное, характерное для стиля сталинского ампира — колонны, портики, арки и прочий неоклассический декор. Теперь главной задачей строительства стало скорейшее решение проблемы жилищного дефицита, а основной отправной точкой для архитекторов являются технологии. Каждое здание, будь то гражданское или ведомственное, должно было стать стандартным и, следовательно, дешевым. Очевидный повсеместный результат такой политики — однотипные жилые дома с малогабаритными квартирами, которые в популярности называют «хрущевками», наводнившие страну.

Однако наряду с однородностью кварталов появились достойные образцы принципиально новой архитектуры, такие как московский микрорайон «Лебедь» Андрея Меерсона. Среди прочих — московский кинотеатр «Россия» и целая коллекция шедевров 1967 года: Останкинская телебашня, Музей космонавтики в Калуге, кинотеатр «Аврора» в Краснодаре и выдающийся образец советской жестокости — здание Института научной информации по общественным наукам в Москве.

В хрущевскую эпоху произошел переход к индустриальным методам строительства, что можно считать настоящей революцией, но не социальной и не политической, а технологической. С середины 1940-х годов объем ввода жилья также неуклонно увеличивается, поэтому нельзя сказать, что новый генеральный секретарь взялся за неразрешимую проблему — она уже решена, но промышленные методы позволяют значительно увеличиться и ускориться.

Функциональный, рационалистический стиль — это стиль перемен, революций, отказа от прошлого, его переосмысления, а не победы. Это было типично для 20-х годов прошлого века, когда происходил процесс радикального пересмотра всего и вся. Напротив, с конца 1930-х годов отстаивают принцип преемственности с прошлым (разумеется, без эксплуататоров и королей)

Тогда считалось, что народность нужно искать где-то в глубине веков, в XIV-XVII веках. Многие учебники объясняют, что на протяжении веков происходило противостояние между народным желанием выразить свободу мысли, красоты и власти с церковью, подавляя это желание.

В 1955 году городское население СССР было приравнено к сельскому. Идея создания «города-сада», где сельская местность плавно перетекала бы в город, была отодвинута на второй план.

Основной проблемой в то время было массовое строительство жилья по доступным ценам в сочетании с экологией, быстрого в постройке. К тому же там должны были быть минимальные удобства.

Эти дома построены на основе проекта временного пятиэтажного жилья для целинных рабочих. Руководству страны проект понравился, ведь возвести такое сооружение можно было только за месяц. Однако не следует думать, что он был взят в разработку в чистом виде, проект был доведен до ума для использования в крупных городах.

Первые такие дома построили в девятом микрорайоне Новых Черемушек, еще они были четырехэтажными. При всей кажущейся простоте, архитекторы постарались придать своему творению индивидуальный вид — например, здания были облицованы разноцветной плиткой. Позже балконы стали покрывать пластиком разного цвета — у каждого дома был свой цвет.

Рядом с пятиэтажками стояли «башни» — блочные дома, имеющие один подъезд, которые обозначали границу квартала. Дворы таких кварталов приходилось благоустроить, в отличие от сталинских, где с внешне роскошными фасадами во дворе могла быть грязь и развалины. Хрущевское строительство велось не линиями, а микрорайонами. Это свидетельствует об определенном возврате идеям 1920-х годов, согласно которым необходимо соблюдать сложность застройки микрорайона.

В каждом квартале обязательно присутствовали школа и детский сад. Считалось, что по пути к этим объектам дети не должны переходить улицу в целях их безопасности. По периметру строились дома, нижние этажи которых занимали магазины. При проектировании микрорайона также учитывалась шаговая доступность метро — к сожалению, в 70-х от этой практики отказались.

При строительстве пятиэтажных домов применяется метод «строчной» застройки, когда все постройки на территории имеют одинаковую ориентацию. Одно время его осуждали за однообразие, но потом признали очень действенным. «Строчная» застройка связана с подъемным краном, который строит одно здание за другим. К тому же позднее постройки легче снести, сразу несколько зданий.

При строительстве пятиэтажных домов один кран работает на два стоящих дома. По окончании работ снимались подкрановые рельсы, и во дворе были установлены простейшие детские конструкции, например, всем известный грибок над песочницей. Для взрослых были установлены столы для игры в домино или в шахматы. Пространство между домами оказалось маленьким, но это не столь важно из-за невысокой застройки — она не так давила на сознание, нежели современная высотная.

Во дворах также установили арки для сушки белья — между ними были натянуты веревки. Они были нужны, потому что в первых пятиэтажках не было балконов и негде было повесить белье. Внутренний двор пятиэтажных домов был спроектирован так, чтобы сохранить дух общности, типичного для 1930-х годов.

Главной задачей «хрущевок» было решить проблему обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, и она была решена. В 1949 году в Москве было введено в эксплуатацию 800 тысяч квадратных метров жилья. Спустя десять лет, в 1959 году, вводится 1 миллион 800 тысяч квадратных метров. В 1963–64 годах, на пике хрущевского строительства, уже было введено 2,5 миллиона квадратных метров.

Для новоселов пятиэтажек были напечатаны специальные буклеты, объясняющие, как жить в новой квартире. Люди, жившие в центре города, привыкли к большим диванам, шкафам-купе, пытались перевезти их на новое место жительства, а потом выяснилось, что мебель просто не проходит через дверь и их некуда поставить.

Государство активно продвигает простой, ничем не обремененный образ жизни. Ленин говорил, что богатыми домами можно считать такие, в которых количество комнат превышает количество жителей. Это правило здесь не соблюдалось, но пропаганда показала, что в маленькой квартире можно жить вполне прилично.

Для пятиэтажных домов характерны раздвижные двери, которые изначально не проектировались и были установлены после сдачи здания в эксплуатацию — они помогли ограничить пространство.

Наличие больших шкафов и диванов осуждалось как пережиток буржуазии — стол, стулья, табуретка и все, больше ничего не нужно. Применяются встроенные шкафы, максимально использовано вертикальное пространство. В «Вечерней Москве» публиковались статьи о том, что женщине не нужно несколько шуб, достаточно одного хорошего пальто. Шкаф не должен быть забит ненужными вещами.

В 1960-е годы была популярна технократическая эстетика: построили атомную электростанцию, ледокол «Ленин», спутник, а затем запустили человека в космос. Было просто неуместно думать о каких-либо украшениях, как в архитектуре, так и в жизни. На первый план вышла эстетика простоты, доступности и комфорта.

Литература:

  1. Макарихина Л. Р. «Хрущевская оттепель» как явление в литературном пространстве СССР/ Молодой ученый. 2022. № 45 (440). С. 215–217
  2. Эстетика «оттепели». Новое в архитектуре, искусстве, культуре / под ред. О. В. Казаковой. 978–5–8243–1831–9 — Москва Росспэн, 2013. 96
  3. Бурлацкий, Ф. М. Русские государи: эпоха реформации: Никита Смелый, Михаил Блаженный, Борис Крутой / под ред. Ф. М. Бурлацкого. Москва Политиздат, 2017. 241
  4. Владыков, А. П. История Советского Союза. / под ред. А. П. Владыкова. — Москва ЮФРА, 2017. 307

Основные термины (генерируются автоматически): дом, XIV-XVII, быль, Москва, СССР, хрущевское строительство.

Медленная оттепель холодной войны

Вспоминая тех, кого мы потеряли в 2022 году

Герои Хогана Актер Роберт Клэри, 96 лет, пережил Холокост и посвятил себя памяти

Путешествие в новый мир: жизнь Эдит Маникер после детского транспорта

3

3

3

Исполнительный директор Finci-Viterbi Роберт Уильямс назначен советником Международного альянса памяти жертв Холокоста

Центр объявляет прием заявок на получение исследовательских стипендий

Борьба с антисемитизмом посредством образования

Губернатор Калифорнии назначает доктора Кори Стрит из USC Shoah Foundation в Совет по образованию в области Холокоста

Прошлое, настоящее и будущее: переработанный архив визуальной истории для расширения глобального доступа к свидетельствам о Холокосте и геноциде

Прием заявок: 2023- Стипендия исследовательского центра 2024 г.

Прием заявок: 2023–2024 гг. Стипендия кандидата наук

Главная »
Новости »
2013 »
12 »
Медленная оттепель холодной войны

Пн, 23.12.2013 — 17:00

Автор: Стивен Смит

Холодная война начала оттепель 25 лет назад, затем, по-видимому, оттаяла достаточно, чтобы мы могли жить без страха. Удивительно, но медленная оттепель продолжается до сих пор.

Тот факт, что две державы 20 -го -го века, вовлеченные в потенциально катастрофическое ядерное противостояние, нашли достаточно причин, чтобы вернуть коды запуска в хранилище и отодвинуть железный занавес, был скорее облегчением, чем победой. Открой границы, открой рынки, открой McDonald’s, Prada и Ferrari в Москве, и можно было бы подумать, что таяние и слияние завершено. Но тут же прекратились любые попытки ассимиляции Востока и Запада.

На этой неделе я был в Москве после 20-летнего перерыва и был заинтригован тем, как много изменилось. Все, кого я встречал, предполагали, что это был «другой мир» начала 1990-х, и на первый взгляд так оно и было. Регистрация в отеле занимает всего несколько минут, банкоматы выдают наличные с моей дебетовой карты в США, множество ресторанов хорошего качества, все вокруг говорят по-английски. Но я также был удивлен, как мало изменилось. Это было похоже на то же самое место, которое я посетил поколение назад.

Несмотря на увлечение Москвы западными потребительскими товарами, Российская Федерация придерживается строго российского и советского взгляда на мир. Его выборочное взаимодействие с Западом, в том числе отказ от тесных отношений с Европейским союзом или США, делает его дикой картой в международных отношениях. Она достаточно влиятельна, чтобы вызвать серьезные потрясения, когда займет противоположную позицию.

Какое отношение все это имеет к преподаванию Холокоста, геноцида и прав человека? Во-первых, взгляды на историю сильно отличаются от западных. Несмотря на то, что Советского Союза уже давно нет, исторические перспективы и геополитическая сфера влияния Москвы по-прежнему остаются в высшей степени советскими с территориальной точки зрения. Это означает, что преподавание исторических предметов требует объектива, адаптированного и чуткого к советской истории и ее географической сфере влияния. Это требует тонкого баланса уважения местных особенностей и придания им значимости в глобальном контексте.

Этот метод был продемонстрирован в Московском Еврейском музее, который уравновешивал свое внимание самоосознающей русской и советской перспективой с универсальной историей евреев. Они сопротивлялись искушению рассказать историю Холокоста через опыт Освенцима именно потому, что Освенцим не был опытом советских евреев в период нацизма.

Больше всего я понял, что оттепель зависит от Запада так же, как и от самих русских. Сколько американцев уважают или понимают уровень жертв, принесенных советскими войсками во время Великой Отечественной войны? Сколько американцев знали бы, что такое Великая Отечественная война, даже если бы они сражались в одной войне и на одной стороне? Сколько внимания Музей Холокоста США уделяет советским освободителям или выжившим?

В архиве USC Shoah Foundation хранится более 7000 свидетельств на русском языке, в основном свидетелей, живущих в бывших советских республиках, рассказывающих о своей жизни в Советском Союзе, при нацистах, а затем снова в Советском Союзе. Их истории личной жизни имеют такую ​​же ценность, ту же цель, как и любое другое свидетельство. Признание их права на вклад в историю и память — это часть признания других и продолжения согревания отношений, которые слишком долго были слишком холодными.

ТЕГИ:

россия
г. Москва
статьи

Опасная оттепель в «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве

Текст был первоначально опубликован на Russia Direct

Эскалация вооруженных столкновений между конфликтующими сторонами в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе в очередной раз привлекла внимание СМИ к неспокойному Кавказу.

[По последним данным министерства обороны Нагорного Карабаха, с 28 июля по 2 августа погибло около 25 азербайджанских военнослужащих, более 30 получили ранения. За тот же период Армия обороны Нагорного Карабаха потеряла пятерых бойцов, семеро раненых — прим. ред.].

Большое количество убитых и раненых с обеих сторон заставило политиков и экспертов обсудить возможность возобновления крупных боевых действий, закончившихся здесь двадцать лет назад. Насколько оправданы эти опасения?

Здесь нельзя игнорировать одну проблему. Новый виток насилия в Нагорном Карабахе происходит на фоне переформатирования территории бывшего Советского Союза. Этот процесс включает в себя изменение статуса Крыма и междоусобицы на юго-востоке Украины с непредсказуемыми последствиями. Даже если киевские власти возьмут верх над боевиками, то их проблемы только начнутся, ведь на повестку дня встанет вопрос социально-политической интеграции населения в этом неспокойном регионе.

В этом контексте очень важен и нарастающий конфликт между Западом и Россией, центральным вопросом которого является признание особой роли России в Евразии. В какой степени нагорно-карабахское противостояние влияет на геополитические изменения на постсоветском пространстве? И какие уроки должны извлечь ведущие международные игроки из нынешней эскалации?

Новое обострение отношений между Арменией и Азербайджаном имеет как свою внутреннюю логику, так и серьезное внешнее влияние. Уникальность Нагорно-Карабахского конфликта по сравнению с другими этнополитическими противостояниями в Евразии заключается в том, что здесь, с момента объявления перемирия 19 мая94, миротворцев не было ни российских, ни международных.

Хрупкое перемирие, периодически нарушаемое обеими сторонами в течение последних двух десятилетий – жаркое лето 2014 года едва ли не первый случай подобных нарушений – поддерживается балансом сил. Идет региональная «гонка вооружений» (обычных, а не ядерных) и конкуренция между внешними игроками, дающая робкие надежды на изменение статус-кво в пользу одной из сторон.

Отсутствие полноценной миротворческой операции, наличие которой только обсуждается при посредничестве Минской группы ОБСЕ (сопредседатели которой США, Россия и Франция), повышает риск в данной зоне конфликта .

Не менее важно и нежелание сторон идти на компромиссы и уступки. В этом отношении роль Запада или России не является первостепенной. И Ереван, и Баку (а также непризнанная Нагорно-Карабахская Республика (НКР), не участвующая в переговорном процессе) не готовы отойти от своих максималистских требований.

Для Армении и Нагорного Карабаха урегулирование конфликта означает самоопределение армян Нагорного Карабаха, а для Азербайджана – восстановление его юрисдикции над территорией бывшей автономной области и семью прилегающими районами, которые сейчас находятся под контролем армянскими войсками.

На политико-правовом уровне это конфликт между правом наций на самоопределение и территориальной целостностью.

За все годы переговоров сторонам конфликта было предложено множество путей выхода из этого тупика. Однако ни Ереван, ни Баку не проявляли интереса к чему-либо, кроме игры с нулевой суммой.

Между тем резкий рост напряженности летом 2014 года был бы гораздо менее проблематичным, если бы не серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом. В отличие от ситуации в Грузии, нагорно-карабахский процесс долгие годы преподносился чуть ли не как «история успеха». Разрешение этого конфликта никогда не рассматривалось как арена соперничества между Москвой и Вашингтоном.

Более того, три страны-посредника (США, Франция, Россия) не раз приходили к единому мнению, что должно быть положено в основу урегулирования конфликта. Президенты этих трех стран даже выразили готовность поддерживать и продвигать так называемые «Мадридские принципы» как основу для будущих соглашений.

Однако сейчас Запад и Россия оказались по разные стороны большой евразийской геополитической игры. Украинский кризис сделал их заложниками этой геополитической игры, в том смысле, что даже те вопросы, по которым они добились значительного прогресса, сейчас отодвинуты в сторону (включая Афганистан, Ближний Восток, конфликты на постсоветском пространстве).

Эта ситуация провоцирует появление «партий войны» и риск в надежде на то, что у России и Запада в критический час не будет ни воли, ни желания действовать солидарно ради недопущения возобновления войны. масштабная война. Негибкость Вашингтона и Москвы в украинском кризисе говорит о том, что тот же нагорно-карабахский процесс может стать заложником ситуации вокруг Украины. В последнее время для таких выводов появились определенные основания, особенно в связи с действиями американской стороны, стремящейся занять доминирующее положение в мирном процессе.

Между тем, реакция Минской группы ОБСЕ на эскалацию насилия в зоне армяно-азербайджанского конфликта показала, что существуют робкие надежды на то, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта не будет определяться на Донбассе. Все три сопредседателя заявили о недопустимости военного решения этого давнего спора.

Однако таких деклараций недостаточно. Было бы наивно полагать, что обострение ситуации в Нагорном Карабахе, расположенном так близко к российской границе, создаст проблемы только Москве. Недалеко от Агдама проходит поддерживаемый Западом нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который также может оказаться под угрозой. НКР непосредственно граничит с Ираном, страной, значение которой для Южного Кавказа и Ближнего Востока нельзя недооценивать. Проблема также усугубляется стратегическим сотрудничеством между Турцией и Азербайджаном.