Оттепель годы ссср: Оттепель. Двенадцать лет весны

СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ПЕРИОДА ОТТЕПЕЛИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ XXI ВЕКА

||||||

ИСТОЧНИК:   Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 2. С. 71-74.
РАЗДЕЛ:   Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Иошкин Михаил Викторович, Нестерова Александра Александровна, Скребнева Анастасия Викторовна
Тамбовский государственный технический университет

Аннотация. В статье показаны основные тенденции в развитии историографии «молодежного вопроса» периода «оттепели». В первую очередь внимание уделено диссертациям, монографиям и статьям российских исследователей, реконструирующих социокультурный облик провинциальной молодежи 1950-х – начала 1960-х гг. Авторы также изучают методологические подходы к данной проблеме современных зарубежных ученых.

Ключевые слова и фразы: историография, молодежь, комсомол, «оттепель», общественные настроения, религия, historiography, youth, Komsomol, «thaw», public mood, religion

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:

  1. Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 488 с.
  2. Алмаев Р. З. Из истории атеистического воспитания в общеобразовательных школах Южного Урала в 1945-1975 годах // Вестник ВЭГУ. 2011. № 5. С. 54-59.
  3. Безруких Л. А. Почин трудового воспитания сельской молодежи в Ставропольском крае (1954-1990 гг.) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 5. С. 8-13.
  4. Беляев А. А. Провинциальные комсомольские организации в послевоенных условиях: особенности деятельности в духовной сфере (на материалах Тамбовской области 1945-1954 гг.): дисс. … к.и.н. Тамбов, 2010. 293 с.
  5. Беляев А. А., Слезин А. А. Внутрисоюзная жизнь послевоенного комсомола: особенности провинциального стиля // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 188-198.
  6. Бондаренко А. В. Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи при подготовке к военной службе в середине 40-х – 80-х гг. ХХ века: проблемы историографии // Вестник Екатерининского института. 2011. № 2. С. 135-140.
  7. Будник Г. А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 2. № 2. С. 93-99.
  8. Бурахина О. А. Студенческие строительные отряды Тамбовской области: исторический опыт: дисс. … к.и.н. Тамбов, 2006. 170 с.
  9. Бурахина О. А., Олейников Д. М. Студенческие стройотряды: истоки движения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. Ч. 2. С. 27-30.
  10. Ванин В. А. Комсомол середины 1950-х гг.: внутренняя жизнь и реализация воспитательной функции: на материалах Тамбовской области: дисс.. к.и.н. Тамбов, 2013. 250 с.
  11. Ванин В. А., Слезин А. А. ВЛКСМ – шеф вечерней школы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2013. № 1. С. 218-223.
  12. Ванин В. А., Слезин А. А. Политико-просветительная работа провинциального комсомола в середине 1950-х гг. // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 3. С. 255-261.
  13. Ванин В. А., Слезин А. А. Стиль внутрисоюзной работы провинциальных комсомольских организаций середины 1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 10. Ч. 1. С. 50-58.
  14. Волохов С. П. Молодежь и власть в годы «оттепели»: тенденции конфронтации (на материалах региональной истории) // История Алтайского края XVIII-XX вв. Барнаул, 2009. С. 372-387.
  15. Габур В. С. Влияние моды на культурное сознание молодежи: феномен стиляг в СССР в 1940-1960-е гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-1. С. 148-152.
  16. Галдобина С. В. Советская молодежь в 60-е гг. ХХ-го столетия: малоизвестные страницы истории // Вестник Екатерининского института. 2008. № 1. С. 37-41.
  17. Григорьева А. Г. Перемены в уровне жизни и политических настроениях советского общества во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 252-254.
  18. Двухжилова И. В. Вклад тамбовских ученых в исследование молодежного движения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5. Ч. 3. С. 46-51.
  19. Догадаева М. Л. Радикальный политический протест в среде советской молодежи: специфика эпохи «оттепели» // Наука и школа. 2010. № 3. С. 134-136.
  20. Догадаева М. Л. Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.): дисс. … к.и.н. М., 2010. 202 с.
  21. Дриленко В. В. Молодежь Хабаровского края и власть в период «оттепели» 1953-1964 гг. // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 210-215.
  22. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М.: Россия молодая, 1993. 198 с.
  23. Иошкин М. В. Атеистическая деятельность комсомола Тамбовской области в 1960-1961 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. 1. С. 63-64.
  24. Иошкин М. В. Религиозная активность молодежи Тамбовской области на рубеже 1950-х – 1960-х годов // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2013. Т. 19. № 4. С. 922-928.
  25. Калкутин Д. Л. Деятельность молодёжной оппозиции в СССР 1945-1960 гг.: дисс. … к.и.н. Курск, 2000. 155 с.
  26. Королёва Л. А., Королёв А. А., Гарькин И. Н. Православные религиозные объединения Пензенской области. 1940-1960-е гг. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2010. № 2. С. 103-112.
  27. Нестерова А. А. Трудовое воспитание школьников во второй половине 1950-х годов: неожиданный результат // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 2. С. 125-127.
  28. Олейников Д. М. Роль комсомола в развитии производственной сферы послевоенного СССР // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12. Ч. 3. С. 138-140.
  29. Олейников Д. М., Фролов С. А. Участие комсомола Тамбовской области в развитии общественного животноводства (вторая половина 1950-х годов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 3. Ч. 3. С. 113-115.
  30. Осипов А. Г., Макаренко Н. Н., Милова Е. А., Головина А. А. Стиляги. Эпатажное течение в молодежной среде 1940-1960-х гг. // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 6. С. 196-210.
  31. Пыжиков А. В. Хрущевская оттепель. М.: Олма-пресс, 2002. 509 с.
  32. Силина Л. В. Настроения советского студенчества в послевоенный период (1945-1964 гг.): дисс. … к.и.н. М., 2002. 304 с.
  33. Скребнев В. А., Ванин В. А. Фестивальное движение в российской провинции середины 1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 6. Ч. 2. С. 181-185.
  34. Скребнев В. А., Ванин В. А. Фестивальное движение как фактор развития созидательной деятельности комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 10. Ч. 2. С. 191-194.
  35. Слезин А. А. Политический контроль в религиозной сфере и правосознание молодежи // Философия права. 2010. № 3. С. 95-98.
  36. Слезин А. А. Этатизация комсомола как фактор специфики советского этапа российской государственности // История в подробностях. 2013. № 4. С. 56-59.
  37. Слезин А. А., Беляев А. А. Провинциальный комсомол в системе взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви (1940-е – начало 1960-х гг. ) // Политика и общество. 2010. № 1. С. 22-29.
  38. Слезин А. А., Беляев А. А. Состав провинциальных комсомольских организаций после Великой Отечественной войны // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 25-32.
  39. Слезин А. А., Ванин В. А. Комсомол середины 1950-х годов в противостоянии с религией // Materia?y VIII Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2012». Przemy?l: Nauka i studia, 2012. Volume 5. Historia. Polito?ogija. Filozofia. S. 3-8.
  40. Слезин А. А., Ванин В. А. Эволюция идейно-воспитательной работы комсомола в середине 1950-х годов // NВ: Исторические исследования. 2012. № 1. С. 68-119.
  41. Соколов В. И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины ХIХ века до XXI века. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2002. 626 с.
  42. Тамбовский комсомол: грани истории. 1946-1991 / А. А. Слезин, Д. М. Олейников, А. А. Беляев и др. Тамбов: Юлис, 2010. 384 с.
  43. Уль К. Поколение между «героическим прошлым» и «светлым будущим»: роль молодежи во время «оттепели» // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 279-326.
  44. Фирсов Б. М. Разномыслие в СССР. 1940-1960-е годы. История, теория и практика. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Европейский дом, 2008. 544 с.
  45. Харьянова Л. В. Рабочая молодежь Алтая: труд и социальный облик: середина 1950-х – середина 1960-х гг.: дисс.. к.и.н. Барнаул, 2006. 189 с.
  46. Хун У. С иконами и песнопениями, или Епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. С. 232-256.
  47. Ципурский Г. «Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех типов стиляг». Политика в отношении «вестернизованной» молодежи в Советском Союзе при Н. С. Хрущеве // Новейшая история России. 2013. № 3. С. 55-83.
  48. Чаусов А. И. Анализ некоторых современных негативных представлений о православной церкви, сформированных в Советском Союзе в середине 50-х – начале 60-х годов XX в. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 49. С. 41-43.
  49. Field D. A. Irreconcilable Differences: Divorce and Conceptions of Private Life in the Khrushchev Era // Russian Review. 1998. Vol. 57. P. 599-613.
  50. Furst J. Prisoners of the Soviet Self // Europe – Asia Studies. 2002. Vol. 54. № 3.
  51. Furst J. Stalin’s Last Generation. Soviet Post-War Youth and the Emergence of Mature Socialism. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  52. Stone A. B. «Overcoming Peasant’s Backwardness». The Krushchev Antireligious Campaign and the Rural Soviet Union // The Russian Review. 2008. Vol. 67. P. 311-320.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель


© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация:
krav. ru

Книга «Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. 2-е издание» Аксютин Ю В








  • Книги


    • Художественная литература

    • Нехудожественная литература

    • Детская литература

    • Литература на иностранных языках

    • Путешествия. Хобби. Досуг

    • Книги по искусству

    • Биографии. Мемуары. Публицистика

    • Комиксы. Манга. Графические романы

    • Журналы

    • Печать по требованию

    • Книги с автографом

    • Книги в подарок

    • «Москва» рекомендует

    • Авторы

      Серии

      Издательства

      Жанр



  • Электронные книги


    • Русская классика

    • Детективы

    • Экономика

    • Журналы

    • Пособия

    • История

    • Политика

    • Биографии и мемуары

    • Публицистика


  • Aудиокниги


    • Электронные аудиокниги

    • CD – диски


  • Коллекционные издания


    • Зарубежная проза и поэзия

    • Русская проза и поэзия

    • Детская литература

    • История

    • Искусство

    • Энциклопедии

    • Кулинария. Виноделие

    • Религия, теология

    • Все тематики


  • Антикварные книги


    • Детская литература

    • Собрания сочинений

    • Искусство

    • История России до 1917 года

    • Художественная литература. Зарубежная

    • Художественная литература. Русская

    • Все тематики

    • Предварительный заказ

    • Прием книг на комиссию


  • Подарки


    • Книги в подарок

    • Авторские работы

    • Бизнес-подарки

    • Литературные подарки

    • Миниатюрные издания

    • Подарки детям

    • Подарочные ручки

    • Открытки

    • Календари

    • Все тематики подарков

    • Подарочные сертификаты

    • Подарочные наборы

    • Идеи подарков


  • Канцтовары


    • Аксессуары делового человека

    • Необычная канцелярия

    • Бумажно-беловые принадлежности

    • Письменные принадлежности

    • Мелкоофисный товар

    • Для художников


  • Услуги


    • Бонусная программа

    • Подарочные сертификаты

    • Доставка по всему миру

    • Корпоративное обслуживание

    • Vip-обслуживание

    • Услуги антикварно-букинистического отдела

    • Подбор и оформление подарков

    • Изготовление эксклюзивных изданий

    • Формирование семейной библиотеки




Расширенный поиск


Аксютин Ю. В.


















Культурная трансформация в СССР: от мороза к «оттепели» и обратно

Аннотация

В статье затрагивается проблема культурного преобразования Советской России в 50-70-е гг. Особое внимание уделено анализу деятельности советских литературоведов и их взаимодействию с западной литературой. Последние годы сталинской эпохи были особенно нетерпимы ко всему западному искусству. Советские американисты конкурировали с советскими. Изменения в культурной жизни были неотделимы от изменений в правящем партийном и государственном руководстве. XX съезд вселил еще больше надежд. Образовался ряд молодых поэтов; в их число входили Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, впоследствии получившие название «шестидесятники». Появились первые диссиденты, такие как В. Аксенов, В. Некрасов, А. Галич, В. Войнович. Хрущевская оттепель, несмотря на явные противоречия, длилась десять лет и завершилась вместе с его «освобождением» от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС. В 1970 года «оттепель» официально завершилась окончательным увольнением Александра Твардовского с поста главного редактора «Нового мира». В результате делается правомерный вывод о том, что «оттепель» однозначно повлияла на восприятие советскими людьми фигуры Сталина и его окружения. Однако говорить об истине стало возможным только в наше время. Пример тому — блестящий (но трагический) конец серии романов об Исаеве-Штирлице — «Отчаяние» Юлиана Семенова, в котором выражена вся правда о сталинизме.

Ключевые слова: культурная трансформациялитературоведениеидеологиятворческая свобода

Введение

Глобализация изменила мир. Процессы глобализации стали сказываться на социокультурной жизни СССР задолго до «изобретения» самого термина. Процессы глобализации носят объективный характер и формируются вне зависимости от воли власть имущих (Франклин, 2003). Это коснулось и СССР.

Последние годы сталинской эпохи были особенно нетерпимы ко всему западному искусству. Советские американисты занимались соревнованием с советскими пропагандистами, чтобы выявить, кто будет более негативно высказываться о своих недавних собратьях по антигитлеровской коалиции. Все единодушно пытались внести свой вклад в кампанию против преклонения перед Западом.

Постановка проблемы

Ставя вопрос о процессах глобализации, необходимо выявить причины ее возникновения. Эти процессы вызваны изменениями в советском обществе, ощущением необходимости перемен после смерти Сталина, изменениями в самом СССР, неспособностью страны жить в условиях самоизоляции.

«Оттепель» явно повлияла на восприятие советскими людьми фигуры Сталина и его компании. Однако говорить об истине стало возможным только в наше время. Пример тому — блестящий (но трагический) конец серии романов об Исаеве-Штирлице — «Отчаяние» Юлиана Семенова, в котором выражена вся правда о сталинизме.

Исследовательские вопросы

Предметом данной статьи является исследование конкретных процессов социокультурной трансформации, происходивших в СССР в период после смерти Сталина, в период хрущевской «оттепели» и последующего возврата партийно-государственного аппарата к старая структура.

Все литературоведение было посвящено теме холодной войны. Об этом очень ярко свидетельствуют воспоминания Евниной (1995), члена Института мировой литературы. Сразу после войны в 1947, первый том «Истории американской литературы», написанный задолго до этого года, был опубликован. Авторы тома дали объективную оценку американским писателям. Однако редакция не учла, что времена изменились, а объективная оценка явно противоречила требованиям сталинской эпохи и политической ситуации. Все авторы тома были уволены, среди них были ведущие специалисты по английской и американской литературе.

Цель исследования

Целью данной работы является выявление процессов глобализации, происходящих объективно вне воли «лидеров», вопреки желанию идеологической машины.

Методы исследования

Основными методами исследования были системно-аналитический, сравнительный и биографический. Кроме того, использовались и другие методы, адекватные цели исследования: метод языкового наблюдения, описания, лингвокультурологический анализ. Эти методы привели к надежным выводам.

Выводы

В советском литературоведении того времени началась настоящая идеологическая война. Буквально все творчество американских писателей было объявлено «моральной чумой» и «моральной проказой» (Яковлев, 1950).

Февральский номер «Нового мира» раскрывает очередной опус о западной литературе. Обращает на себя внимание прежде всего пафосный и многозначительный заголовок: «О жрецах человеческого духа и предателях рода человеческого». Читая такие полностью совпадающие с содержанием заголовки, имеющие мало смысла, но много разоблачающих инвектив, читатель невольно вспоминает слова старейшего американского советолога Слонима (19).64): «Сталинская эпоха породила свой стиль. Он был напыщен, монументален, лжив, громок и вульгарен» (с. 194). С его мнением трудно не согласиться, поскольку упомянутая статья полностью лежит в русле этого «сталинского стиля».

В 1948 году исполнилось 80 лет пролетарскому писателю. По этому поводу была опубликована статья Шумского и Кораблева (1948) «Горький и культура доллара». В этой статье авторы опровергли все добрые слова Горького об Америке. Они атакуют американскую культуру, пытаясь доказать, что отношение Горького к ней всегда было отрицательным. «Американская культура антигуманна и реакционна по самой своей сути, так как служит не передовым идеалам человечества, а сборищу рабовладельцев и плантаторов… Именно буржуазная культура является благодатной почвой для расцвета грабежа и бандитизм в их извращенных формах», Шумский и Кораблев (1948, с. 75) написал.

В качестве примера «пошлости» и «обмана» можно привести название статьи Мендельсона (1949) «Меднолицый Элиот».

Первым показателем «Оттепели» стала бериевская амнистия, в результате которой многие заключенные, в том числе матерые уголовники, были освобождены. Однако это была попытка дезорганизовать общество с целью подготовки государственного переворота. Потом многие командиры были реабилитированы и вернулись из лагерей. Жукова вернули в Москву с Урала. 19 сентября54 г. Хрущев был избран I секретарем ЦК партии. Еще раньше «дело врачей» было прекращено. Изменения были очевидны и казались необратимыми.

Однако относительная свобода творчества стала беспокоить партийный аппарат и консервативное крыло партийных писателей. Произошло противостояние двух журналов – «Новый мир» под редакцией Твардовского и «Октябрь» под редакцией В. Кочетова. Летом 1954 года Хрущев на совещании в ЦК КПСС заявил, что надежды на смену курса партии совершенно неоправданны. Хрущевская оттепель, несмотря на очевидные противоречия, длилась десять лет и закончилась его «освобождением» от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС. Уже в 1964 года Иосиф Бродский был осужден за «тунеядство». В 1965 г. А. Синявский и Ю.А. Даниэля арестовали. Еще при Хрущеве Б. Пастернак подвергался позорным, унизительным преследованиям. В 1970 году «оттепель» официально завершилась окончательным увольнением Александра Твардовского с поста главного редактора журнала «Новый мир».

Однако тенденцию к либерализации было не остановить. В 1968 году вышли четыре тома Хемингуэя (1968). Его продажу сопровождал патруль конной милиции, настолько велик был ажиотаж покупателей. Хемингуэя (1968) работа была окном в другой мир, свободный от идеологических штампов. Это было как глоток свежего воздуха в удушливой атмосфере тех лет. История о группе молодых людей, отправившихся на машине из Франции в Испанию на рыбалку, казалась немыслимой в СССР, наполненном литературой об успехах социалистического строительства и ударных стройках. В квартирах советской интеллигенции наличие портрета американского писателя в грубом свитере считалось признаком хороших манер.

Изменился стиль литературных журналов. Советская критика отказалась от огульной критики западной литературы (Склавоу, 2018). В 1955 году произошло второе открытие Хемингуэя. Он вдруг предстал не пьяницей и пессимистом, а мудрым философом, размышляющим о жизни и смерти в связи с публикацией своего рассказа «Старик и море».

Однако не все было так однозначно с романом Хемингуэя (1968) «По ком звонит колокол». Даже после «второго рождения» писателя в СССР его роман не был полностью принят литературными чиновниками. Даже издав роман на английском языке в издательстве «Прогресс», издатели сделали в книге 18 идеологических пометок. Не всем мог понравиться такой Хемингуэй (1968), изобразив гражданскую войну в Испании, показал неоправданную жестокость не только фаланистов, но и защитников республики, показал полный «бардак» в стане республиканцев. Неразрезанный роман больше не публиковался в СССР, но был издан в России после распада Советского Союза.

В период «оттепели» произошло «второе открытие Америки» (Торнтон, 2000). В 1959 году Хрущев совершил официальный визит в США. Этому предшествовала поездка группы советских деятелей культуры в Америку в 1955. Советские власти придавали этой поездке большое значение. Группу принял министр иностранных дел В.М. Молотов. На этой встрече был поднят «очень важный вопрос»: «Пьют ли участники похода пресловутую кока-колу? Ответ был однозначным: «Воздерживаться, как от олицетворения американского империализма и экспансии» (Аджубей, 1989, с. 80).

В 1959 году один из корифеев советской литературы Катаев (1969), автор широко известных романов «Время вперед» и «Белеет одинокий парус», создатель православной соцреалистической тетралогии «Волны черной Море» посетил США. После поездки в Америку Катаев (1969) пишет сюрреалистический философский роман «Святой колодец». Вдохновленный американскими впечатлениями, писатель обращается к поиску своего «я», определяя свое истинное предназначение в жизни (Берроуз, 2016). Первоначально Америка вызывала у Катаева (1969) смутную тревогу, но затем он понял, что следующие негативные стереотипы привели к искаженному восприятию действительности. В результате он даже «осмелился» выставить в нелепом свете сопровождавшего группу «агента КГБ», не «прошедшего» испытание, о котором советского человека предупреждали, отправляясь за границу: прием ананасового компота в кристально фиолетовый для ароматизированной воды для ополаскивания рук.

Однако не все положительные сообщения о Западе, в частности об Америке, заканчивались так же, как в случае с Катаевым (1969). Иная ситуация была с Виктором Некрасовым, писателем-фронтовиком, автором знаменитого рассказа «В окопах Сталинграда», который так нравился Сталину. В декабрьском номере журнала «Новый мир» были опубликованы его путевые очерки, которые мы бы назвали «путеводителями» — «По обе стороны океана». В своем рассказе о путешествиях писатель создал очень позитивный образ Америки и американцев, подчеркнув их доброту и открытость. Однако он отметил, что, несмотря на хорошее отношение к русским, ни с кем из американцев не подружился, что разочарован встречей с американскими студентами, которые не задали ни одного вопроса. Диссонансными выглядели и его впечатления от небоскребов, которые «совсем не подавляли», а, наоборот, были на удивление «легкими». Путевые заметки Некрасова отличались беспристрастностью и разрушением негативных стереотипов, присущих советской публицистике тех времен. Как и Катаев, Некрасов (1991) подшучивал над руководителем туристической группы, «человеком славным, но запуганным, очевидно, с детства» (с. 12).

В журнале «Новый мир» в декабре 1962 г. появилось «Путешествие Некрасова», а 20 января 1963 г. в «Известиях» был напечатан фельетон «Турист с тростью», в котором Некрасов обвинялся в «тяжком идеологическом грехе» — приверженность мирному сосуществованию в идеологии. Кроме того, писатель был виновен и в том, что ему нравились чикагские небоскребы, и в том, что он был «бестактным» и «оскорбительным» для своих товарищей по гастрольной группе. Как правило, за критической статьей в центральной газете следовали «организационные выводы». На этот раз они последовали за выступлением Хрущева 8 марта 19 года.63, на встрече с творческой интеллигенцией, проходившей под лозунгом «Высокое идейное и художественное совершенство — великая сила советской литературы и искусства». По иронии судьбы, все, кто верил в хрущевскую «оттепель», оказались в центре критики. Последний заслужил неодобрение высокого лица за «неосторожность в высказываниях во время поездки в Америку». После критики Хрущева Некрасова буквально «выдавили» из Советского Союза.

Заключение

Глобализация повлияла на происходящие в мире изменения и, несомненно, оказала мощное влияние на социокультурные процессы в СССР. Хрущевская «оттепель», последовавшая за смертью Сталина, ослабила морозы сталинской эпохи. Он в какой-то степени открыл для внешнего мира Советскую Россию. Советскому читателю оказался доступен целый пласт литературы и забытых имен (Адагбабири, 2015). Изменилось отношение к западным писателям. Однако вскоре СССР вернулся к прежнему устройству, увянув ростки свободы. Однако процессы обновления нельзя было обратить вспять. Окончательно процессы глобализации оформились в постперестроечное время.

Ссылки

  • Адагбабири, М. (2015). Конституционализм и демократия: критическая перспектива. Междунар. Дж. Человека. и соц. наук, 5(12).
  • Аджубей, А. (1989). Те десять лет. Советская Россия.
  • Берроуз, Т. (2016). К политической теории открытости. Культ. Учебная обр., 9.
  • Евнина Е. (1995). Во время послевоенной идеологической бойни. Квест. лит., д. 4.
  • Франклин, Дж. (2003). Социальный капитал: политика и политика. соц. Политика и общество, 2(4).
  • Хемингуэй, Э. (1968). Собрание сочинений в 4-х томах. Мысл.
  • Катаев В. (1969). Собрание сочинений В.П. Кататьев. Художественная литература. Москва.
  • Мендельсон, М. (1949). Элиот с медным лицом. Литературная газета, 10.
  • Некрасов, В. (1991). По обе стороны океана. Новый Свет, 12.
  • Шумский А., Кораблев. А. (1948). Горький и культура доллара. Новый Свет, 7.
  • Склавоу, К. (2018). Роль практики социальной работы в кросс-культурном интервью. Междунар. Дж. Человека. и соц. Наука, 8(11).
  • Слоним, М. (1964). Советская русская литература. Оксфорд Пресс.
  • Торнтон, HW (2000). Анализ политики власти Востока и Запада в сравнительных культурных исследованиях. Сравнить Литер. и Культ., 9.
  • Яковлев Л. (1950). Советская литература, 6.7.

Информация об авторских правах

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Кто такой Михаил Горбачев? Последний лидер СССР умер в возрасте 91 года, помог оттепели холодной войны
Айла Слиско

Новости
Михаил Горбачев
Советский Союз
Летальные исходы
Холодная война

Российский политик Михаил Горбачев, последний лидер Советского Союза, скончался в возрасте 91 года.

Горбачев скончался после продолжительной болезни во вторник в московской Центральной клинической больнице, сообщает российское государственное информационное агентство РИА Новости. Дополнительных подробностей о смерти бывшего советского лидера сразу не поступало.

Возглавив Советский Союз в качестве генерального секретаря Коммунистической партии СССР с марта 1985 года по август 1991 года, Горбачев также стал первым и единственным президентом Советского Союза в марте 1990 года. Он занимал эту должность до роспуска Союза в декабре 1991.

Время Горбачева на посту советского лидера было отмечено активизацией дипломатических отношений с Западом, что предшествовало опусканию европейского железного занавеса и окончанию холодной войны. Он также был известен тем, что провел ряд политических реформ, коренным образом изменивших Советский Союз.

Советский лидер Михаил Горбачев смотрит на бывшего президента Рональда Рейгана во время саммита 1987 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Горбачев умер в Москве, Россия, во вторник в возрасте 91 года.
Питер Тернли/Corbis/VCG/Getty Images

После переговоров с бывшим президентом США Рональдом Рейганом Горбачев в 1987 году подписал прорывной договор о ядерных вооружениях, который, возможно, сыграл роль в прекращении холодной войны.

Другими факторами, приведшими к окончанию холодной войны, были правительственные реформы и реформы свободы слова, которые Горбачев продвигал как советский лидер и которые по-русски назывались перестройкой, или «реструктуризацией», и гласностью, или «открытостью».

15 мая 1989 г., выпуск «Ньюсуик».
NEWSWEEK

Реформы изменили жизнь в СССР, воодушевив критиков советской системы, а также усилив движение в Восточной Европе за демократию и независимость.

Хотя Горбачев не намеревался своими реформами способствовать распаду Советского Союза, он занял позицию невмешательства, когда в 1989 году пала Берлинская стена и вскоре после того, как несколько бывших коммунистических режимов распались.

В последующие годы Советский Союз в конце концов распался на 15 независимых государств. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира в 1990 за «ведущую роль, которую он сыграл в радикальных изменениях в отношениях между Востоком и Западом».

В то время как многие на Западе считали Горбачева героем, в России после распада Советского Союза его многие считали изгоем.