Содержание
Ленин в мусоре, или Иконоборчество по-украински – DW – 22.04.2016
Памятники в КраснокутскеФото: Aljoscha
Екатерина Крыжановская
22 апреля 2016 г.
Живущий в Германии художник Алеша объехал всю Украину, чтобы запечатлеть, что происходит с памятниками Ленину в ходе декоммунизации страны.
https://p.dw.com/p/1HBvp
Реклама
«Где Ленин?» — с таким вопросом живущий в Дюссельдорфе русско-украинский художник Алеша (Aljoscha) обращался к жителям городов и сел во время двухнедельной поездки по Украине в октябре этого года. Туда он отправился, чтобы посмотреть, что стало с памятниками советскому вождю, убрать которые предписывает принятый весной 2015 закон о декоммунизации.
«Я вырос со всеми этими Лениными. В школе и в институте я очень много путешествовал, повидал много мест — они были везде. В каком-то смысле они были иконой счастья для народа, ассоциацией с каким-никаким комфортом: горячей водой, электричеством, газом, бесплатным образованием, медициной», — рассказывает в интервью DW родившийся в Харькове художник.
Впрочем, взглянуть на памятники — вернее на то, что от них осталось, — он захотел не из сентиментальных соображений. «Меня интересует иконоклазм — борьба с иконами, когда одни иконы ломают, уничтожают, а на их место ставят другие. Сейчас это казаки, Шевченко, Бандера… Люди пытаются тут же создать себе новую святость. Вот это я считаю интересным социологическим феноменом», — поясняет Алеша.
Судьба памятников другой эпохи
За две недели он проехал через всю Украину — от Чернобыля до Одессы, от Донецкой области до границы с Крымом. По словам Алеши, в большинстве мест памятников на центральных площадях уже не найти. «На лице всех этих сел, городишек, городов словно выбит передний зуб: сломан Ленин, и как огрызок торчит постамент, на котором он стоял. Где-то постамент уже покрасили в национальные цвета, где-то вышиванку надели, то есть пытаются как-то декорировать, но все равно это памятник из другой эпохи», — делится впечатлениями художник.
По его наблюдениям, на решение о сносе памятников Ленину на Украине отреагировали по-разному. Там, где стояли дешевые бетонные статуи массового производства, «по ним никто и не скорбел». Там, где скульптуры изготовлялись по индивидуальным проектам из бронзы или камня, их нередко постарались просто убрать с глаз долой. «Местные власти их сняли и спрятали — на каких-то хоздворах, в жилкомхозах, иногда в интереснейших местах, чуть ли не по-партизански», — отмечает Алеша.
АлешаФото: picture-alliance/dpa/M. Skolimowska
В населенных пунктах, где этого сделать не успели или не захотели, со статуями «разбирались», по рассказам местных жителей, представители «Правого сектора». «Чаще всего они подъезжали вечером или ночью на большой машине или автобусе, привязывали трос и срывали памятник. Обычно при этом отрывалась голова. Там, где Ленин был сделан хорошо, обрывался трос», — передает слова очевидцев художник.
Инсталляция в украинском селе
Кое-где уже сейчас ни жители, ни местные власти не могут точно сказать, где лежат обломки и осколки Лениных. А иногда — просто не хотят: «Народ очень испуган, тяжело добиться какой-то информации. Мне приходилось убеждать людей в интересности своего проекта, в том, что я их не обманываю, что это не будет использовано против них или в пользу какой-нибудь партии».
Разломанные скульптуры Алеша фотографировал вместе с небольшими, сделанными из масляной краски и силикона объектами. Эти «существа», как называет их художник, — результат его работы в придуманном им же направлении «биоизма» — своеобразного синтеза искусства и биологии. Вместе с Алешей они были и на Майдане, и в Греции во время проходившего там референдума.
«Я помещал свои объекты внутрь Ленина. В нем они живут, вегетируют, произрастают», — описывает свой проект 41-летний художник. Он рассказывает, что одной из самых впечатляющих получилась инсталляция в городе Гуляйполе в Запорожской области, откуда родом Батька Махно. «Там я нашел Ленина лежащим практически в поле. Торс и через сто метров — голова. Это абсолютный сюрреализм», — вспоминает Алеша.
Несколько из привезенных объектов он забрал с собой в Германию на память. Но большинство оставил на месте как действующую инсталляцию. Правда, в том, что они по-прежнему там, художник сильно сомневается. «Хоть местные жители меня привели, все показали, помогали, держали, эти вещи, я думаю, они потом выбросили их в мусор — от греха подальше. Это, я считаю, самый реалистичный сценарий», — отмечает Алеша.
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
ДекоммунизацияПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
«Это история не только о Ревде. Это общий вопрос». В Санкт-Петербурге покажут спектакль про ревдинского Ленина Ревда новости
19 октября 2022
477
25 октября в театре «Балтийский дом» Санкт-Петербурга пройдёт спектакль «Ленин из Ревды». Его поставят по одноимённой пьесе режиссёра Дмитрия Крестьянкина и его ассистентки Екатерины Шиховой. Мы специально слетали в Санкт-Петербург и поговорили с режиссёром спектакля Дмитрием Крестьянкиным о спектакле, о Ревде и о том, что конфликт вокруг памятника более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Читайте наше эксклюзивное интервью.
Почему Ревда?
— Дмитрий, Ревда — затерянный на Урале город, каких полно по России. Почему именно «Ленин из Ревды»?
— Эта история — вообще пушка. Катя Шихова, мой сорежиссёр, моя подруга, с которой мы давно знакомы и делаем всякие проекты, она родом из вашего города. Она учится в Театральном институте, поехала на каникулы, позвонила мне и рассказывает: «Дима, я тут одна гуляю, настроение очень грустное. Я тут с одним Лениным тусуюсь». В этом и кайф истории — в нашей стране тьма городов, и в каждом обязательно есть Ленин. Пусть бюст, пусть барельеф какой-нибудь, но он обязательно есть. Мы начали в шутку разговаривать о том, что может быть нам замутить спектакль про вашего Ленина? И решили это сделать.
— А знали про митинги и резонанс истории? И почему в аннотации снос, когда в нашем городе говорили про перенос памятника в новый сквер?
— Мы только потом узнали, что был большой конфликт по части переноса. Но, на самом деле, он был много, где — не только в Ревде. Я сам родом из Тулы, и там тоже был замес на эту тему. Этот вопрос периодически возникает в каждом городе. Ревда в этой постановке — простой город, как и все другие. Кстати, в Ревде, когда люди начали говорить монологи, они описывали эту ситуацию с конфликтом. Один парень рассказывал, что живёт напротив постамента в Ленинском сквере. Он это место охарактеризовал как «Место под Великого Гриба». Это он цитирует [Сергея] Курёхина, российского музыканта.
— А читали, что писали в СМИ про эту ситуацию?
Я читал несколько публикаций. Мне важен конкретно не этот конфликт, а некий общий социальный вопрос. Есть такая мысль у одного из героев спектакля, что дело не в Ревде и не в Ленине. В каждом городе есть момент непонимания, как жить. Это классические вопросы: «Кто мы? Откуда? Куда мы идём?».
12 монологов, 12 реальных людей
— Как готовились к постановке, как сценарий писали?
После нашего разговора я попросил Катю пройти по улице и поговорить о Ленине со всеми знакомыми и просто прохожими. Она поговорила с большим количеством людей, записала их на диктофон, как мы сейчас с тобой сидим и говорим. Мы расшифровали эти тексты и получилось двенадцать больших монологов. Кто-то за памятник, кто-то против него.
— Сколько из них за памятник, сколько против?
Пропорция примерно равная. Что было интересно, человек начинает говорить монолог, потом уходит в сторону и уже речь идёт не про Ленина, а про ощущение мира сегодня. Очень часто возникает мысль, что прошлое уже не работает, и ему нужна замена. Для молодых людей лет 25 Ленин ничего не значит — они сами нам это говорили. Но и то новое, что должно быть вместо Ленина, — никто не знает, что это может быть. Это такое распутье страны — и прошлое перестало быть актуальным, и будущее какое-то непонятное. И поэтому каждый персонаж в монологе говорит как бы про Ленина, но на самом деле про самого себя, про какие-то свои переживания и часто по ходу монолога меняет свою точку зрения. Мне для драматургии как раз важно это сомнение.
— Кто герои этих монологов?
Там будут двенадцать персонажей, которые по очереди выходят и высказывают свою позицию. Там есть молодые парни, музыканты из группы «The Кильки», там есть девушка, которая переехала в Ревду из Прибалтики, есть взрослый реставратор, есть папа и мама Кати, есть школьная учительница. Мы постарались взять разные мнения. И отсидевший парень даже есть. Это совершенно реальные люди, роли которых исполняют актёры.
Самые честные выборы
— Спектакль будет иммерсивным, так? В чём это заключается?
Правильно говорить, что он интерактивный. Иммерсивный — это когда у зрителя есть какая-то чёткая роль, влияющая на ход событий. А у нас будет интерактив, который заключается в том, что будут три голосования. И от голоса людей будет зависеть финал. Либо Ленина уберут, либо поместят в защитный саркофаг с подсветочкой.
— Я смотрел ваш спектакль «Красный фонарь». В «Ленине из Ревды» будут ли какие-то отличия или сходства с вашими другими спектаклями?
Я делаю много документальных спектаклей. «Красный фонарь» о последнем директоре Императорских театров Александре Теляковском — один из них, хотя это больше мемуаристика. То по дневникам и письмам, а «Ленин из Ревды» — это тот случай, когда люди, которые говорили эти монологи, могут прийти на спектакль и посмотреть на себя.
— Зритель этого спектакля — каким он будет?
И актёры, и опрошенные люди принадлежат к разным слоям общества. И мне как раз важно, чтобы пришли на спектакль разные люди. Чтобы были и пожилые, и молодые. Но с ограничением — не младше 16 лет.
— Почему именно 16? Не многовато?
Ну, там упоминаются кое-какие вещи. Вообще, на взрослые спектакли стараются ставить именно такие ограничения. Хотя я сейчас подумал, что надо бы поставить ограничение 18+ — голосовать же можно только с 18 лет. Это будет дополнительная отсылка. Вот, придумали с тобой новую идею.
— Какую от зрителей реакцию ожидаете?
Ожидаю любую реакцию. Интересно узнать, как люди думают. Они будут голосовать три раза, и мне интересно исследовать, меняется ли позиция зрителей с тем, когда они узнают новые факты. Это будет не совсем последовательное погружение, просто люди будут представлять разные мнения. Допустим, выходит взрослый и говорит: «У меня всё детство прошло возле этого Ленина, это моя молодость, и мне важно, чтобы она была». И ты после этого думаешь, что пусть памятник стоит. А потом кто-то выходит и говорит, что памятник мешает жить. И интересно, изменится ли позиция зрителя.
— В аннотации прочитал про то, что показывать будете на мраморной лестнице театра. К чему эта привязка?
Премьера будет в Балтийском доме — это самый большой театр Санкт-Петербурга, где лестницу недавно реставрировали. Там смысл в том, что раньше на мраморной лестнице стояла статуя Кирова, которую в 90-е годы оттуда убрали. Мы подумали, что будет интересно сделать такую аналогию. На том же месте, где стоял Киров, в ту же величину мы поставим Ленина.
«Я хочу сам разобраться в этой истории»
— Будут ли спектакль снимать на видео или вывозить куда-нибудь? Например, в ту же Ревду?
Он точно будет снят на видео. Возить — не знаю. Есть ведь привязка к лестнице и Ленину. Но, если есть на площадке лестница, спектакль можно будет сыграть. Без отсылки, но всё равно. А так — посмотрим. Я сторонник той мысли, что сначала надо сделать спектакль, а затем понять, как он работает, и можно ли его повезти.
— Всё-таки о чём эта история: о политике, о социально-поколенческом конфликте или сугубо о бытовухе?
Через эту историю мы даём зрителю возможность понять, в какой точке истории он находится, где себя осознаёт. Это как камень в древнерусских сказках: налево пойдёшь — богатым будешь, направо пойдёшь — женатым будешь. И тут то же самое. Есть Ленин — а он работает для тебя? Если нет, то что бы ты хотел видеть вместо него? Понятно, что дело не в Ленине, но дело в том, чтобы ты хотел видеть в своей жизни и какое место занимаешь в истории. Вот в чём смысл.
— Как думаете, чем должна закончиться история с памятником Ленину в Ревде?
Я не имею права говорить про Ревду. И у меня нет ответа на этот вопрос. Поэтому я и делаю спектакль, потому что хочу сам разобраться в этой истории. Интересно узнать, что думают люди, и, может быть, я сам что-то для себя выясню.
Где Ленин, когда он нам нужен? – Народный мир
Поврежденный памятник Владимиру Ленину стоит в Дебальцево, Украина. Во время оккупации города украинская армия расстреляла статую для стрельбы по мишеням. Национализм и империализм разрывают на части народы, которые когда-то были братски объединены в Советском Союзе, стране, основанной в результате революции 1917 года, которую возглавил Ленин. | Евгений Малолетка / AP
Исторические параллели можно проводить лишь до тех пор, пока они не рухнут. Нет двух одинаковых периодов времени, но иногда между ними можно увидеть поразительное сходство. Это верно в отношении нынешней войны на Украине и Первой мировой войны. Хотя сегодня многое отличается от того, что было в 1914-18 период, сходство есть.
Учителя истории обычно выделяют четыре основные причины Первой мировой войны: 1.) империализм; 2.) милитаризм; 3.) национализм; и 4.) тайные союзы. Каждый из них играет свою роль в сегодняшнем конфликте.
Империализм : Между Россией, с одной стороны, и Соединенными Штатами и их ведущими европейскими союзниками по НАТО, с другой, происходит столкновение имперских амбиций.
Национализм : Российское и украинское правительства обращаются к своему народу за поддержкой с националистическими аргументами.
Милитаризм : Достаточно взглянуть на миллиарды долларов, потраченные Соединенными Штатами на вооружение для поддержки украинского режима. В то же время Россия не сутулится; у нее одни из самых больших вооруженных сил и военных бюджетов на Земле, и она сосредоточила свои силы на границах Украины за несколько недель до вторжения. Обе стороны организовали серию военных учений в регионе, прежде чем мы дошли до настоящей войны.
Секретные союзы : Хотя это и не секрет, НАТО является крупным игроком. Это дает Соединенным Штатам поддержку, необходимую им для реализации их программы борьбы с российским влиянием в Восточной Европе.
В 1914 году эти ингредиенты привели к войне, которая на тот момент была самой смертоносной в истории человечества. Сумма потраченных денег, потерянных жизней и разрушений вышла далеко за рамки любого конфликта с начала истории. (Ее превзошла бы только Вторая мировая война. Можно только содрогаться при мысли о том, на что могла бы быть похожа Третья мировая война.)
В то время в большинстве промышленно развитых стран мира были социалистические партии, якобы представители трудящихся учебный класс. В Великобритании это была Лейбористская партия, в Германии — Социал-демократическая партия, в России — Социалистическая демократическая рабочая партия, во Франции — Социалистическая партия и другие. В Соединенных Штатах Социалистическая партия играла небольшую, но важную роль. Ранее все они объединились, чтобы сформировать Социалистический Интернационал, движение с целью положить конец капитализму и заменить его новым экономическим порядком.
И в этом духе во время событий, предшествовавших началу военных действий, каждый из них заявил о своем неприятии ведения империалистической войны. Но когда дело дошло до драки, большинство их лидеров согнулись и поддержали военные действия своей страны.
Однако были и серьезные возражения. Социалистическая партия Америки заняла решительную антивоенную позицию, а ее самый известный лидер Юджин В. Дебс попал в тюрьму за свою оппозицию. Другие партии раскололись, прежде всего русская партия. Во главе с Владимиром Лениным большевистское крыло заняло боевую позицию против боевых действий.
Ленин писал в ноябре 1914 года, в Война и русская социал-демократия : «Немецкая буржуазия возглавляет одну группу воюющих наций. Она вводит в заблуждение рабочий класс и трудящиеся массы, утверждая, что она ведет войну в защиту отечества, свободы и цивилизации, за освобождение народов, угнетенных царизмом… Другую группу воюющих наций возглавляет английской и французской буржуазии, которая вводит в заблуждение рабочий класс и трудящиеся массы, утверждая, что она ведет войну за защиту своей родины, свободы и цивилизации, против милитаризма и деспотизма Германии».
Простые солдаты с обеих сторон были не более чем пушечным мясом для капиталистической войны, утверждал российский лидер.
Принципиальная позиция Ленина против империалистической войны побудила русский рабочий класс и крестьянство подняться, свергнуть царя, заменить коррумпированное Временное правительство и захватить власть с целью прекращения участия России в бойне, чтобы они могли начать строить социализм.
Эта потрясающая мир победа объединила боевиков и активистов со всего мира, чтобы основать Коммунистический Интернационал. Крупная сила среди революционеров, она стала главным оплотом роста мирового коммунистического и рабочего движения, а в XIX в.30-е годы сыграли важную роль в подготовке почвы для разгрома фашизма во Второй мировой войне.
Несмотря на то, что сегодня в совершенно другой форме, коммунисты по-прежнему привержены глобальной солидарности на Международном совещании коммунистических и рабочих партий.
Нам сейчас нужно, чтобы все миролюбивые прогрессивные люди и организации осудили эту войну и созвали международную конференцию для решения вопросов безопасности для всей Европы, для всего мира. Мы не можем позволить правительствам основных атлантических держав иметь единственный голос в будущем нашей Земли.
Нам нужно организовать массовые мирные демонстрации, подобные тем, что имели место перед началом войны в Ираке. Нам нужно распространять петиции, чтобы дать голос миллиардам людей во всем мире, которые желают мира. Нам нужно сильное, энергичное движение за мир. Альтернативы нет.
Как и все статьи, опубликованные People’s World, эта статья отражает мнение ее автора.
Дэвид Кавендиш
Дэвид Кавендиш — учитель на пенсии, активный участник профсоюзного движения, движения за мир (много лет участвовал в бдении против войны в Ираке и Афганистане) и другой прогрессивной политической деятельности. Он является давним участником Народный мир .
Дэвид Кавендиш — маэстро jubilado, Activo en el movimiento sindical, el movimiento por la paz y otras actividades políticas progresistas. Colabora desde hase mucho tiempo en People’s World.
О Мавзолее Ленина — Mausoleums.com
Возможно, вы удивитесь, узнав, что Мавзолей Ленина является одним из самых популярных туристических объектов Москвы. В конце концов, вид забальзамированного тела Владимира Ленина, прекрасно сохранившегося почти столетие, может показаться довольно жутким.
Однако увидеть останки Ленина — это только часть опыта. Большое внимание было уделено созданию конструкции, в которой находится мумифицированное тело. Это сооружение, Мавзолей Ленина, впечатляет своими размерами и величием, а также демонстрирует (как выразился один академик), «что прошлое вовсе не прошлое».
Давайте узнаем о Мавзолее Ленина, расположенном на Красной площади в Москве. Хотя о биохимических технологиях, сохранивших тело Ленина, написано много, мы сосредоточимся на символике этого здания, в котором находится гробница.
Содержание
О Владимире Ленине
Ленин (урожденный Владимир Ильич Ульянов) родился в 1870 году в семье среднего достатка. Он занялся политической деятельностью в молодом возрасте, возможно, из-за предыдущей революционной деятельности его брата, которая привела к его казни.
В 1893 г. Ленин стал видным марксистским активистом, что привело к его аресту и ссылке в Сибирь. После этого периода он переехал в Западную Европу, где привлек к себе внимание как лидер большевиков — фракции, выступавшей за пролетарскую революцию. Вернулся в Россию в 1917, чтобы сыграть ведущую роль в Октябрьской революции, последней крупной фазе русской революции, когда большевики захватили власть и установили советский режим.
Ленин стал главой Советской России и лидером Советского Союза с 1922 по 1924 год. Его руководство руководило массовыми убийствами и политическими репрессиями. Когда Ленин умер, Иосиф Сталин сменил его на посту выдающейся фигуры в советском правительстве.
Советский Союз после смерти Ленина
Менее чем через неделю после смерти Ленина на Красной площади у Кремлевской стены стояла деревянная могила. На него поставили гроб с телом Ленина, и тело посетило более 100 000 человек, временно забальзамированное для придания трупу презентабельного вида. Кроме того, низкие температуры помогли сохранить тело в первые дни.
Поскольку люди продолжали стекаться к могиле Ленина, советские власти решили навсегда сохранить его останки. Однако те, кто был нанят для выполнения этой задачи, призвали правительство заменить деревянную конструкцию, удерживающую гроб, после того, как в стенах была обнаружена плесень.
Тело Ленина перенесено в постоянный мавзолей
Новый мавзолей выполнен в первоначальном виде как деревянный мавзолей и завершен в 1930 году. Мрамор, порфир, лабрадорит и 2900 м² полированного гранита, добытые во всех республиках республики СССР, требовались для проектирования. Мавзолей занимал самую высокую точку Красной площади. Это сделало его идеальной смотровой площадкой для советских лидеров (а позже Бориса Ельцина и Владимира Путина) для наблюдения за парадами на Красной площади.
В мавзолее есть вестибюль, траурный зал и две лестницы. Герб СССР был высечен на куске черного гранита прямо напротив входа. Саркофаг, переделанный в 1973 году, пуленепробиваемый, с перилами из красного гранита. По обе стороны от саркофага боевое и трудовое бронзовое знамя.
Миллионы посещают Мавзолей Ленина
Ежегодно Мавзолей Ленина посещают более 2,5 миллионов человек. Хотя некоторые приходят сюда, чтобы увидеть забальзамированное тело Ленина, само сооружение впечатляет само по себе.