Откуда пришел рюрик: Откуда пришел Рюрик

Откуда пришел Рюрик на самом деле

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

Датчанин

Видео дня

По первой версии «наш» Рюрик — это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени. Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик — это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом — Карелия, Эйстландом — Эстония, Курландом — Курляндия, Аустрвегом — Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик — это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба — ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика — родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски — «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами. Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь — это один народ.

Дальше «доказывается», что поскольку русы также отождествляются с аланами, а аланы с чеченцами — значит

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли он вообще) является одним из «вечных» вопросов русской историографии. Научная полемика норманнистов и антинорманнистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большему счету, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.

Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени — к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая «норманнская теория».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

«Пришел Рюрик и организовал государство с танками, ракетами». Историки об антинорманизме Путина

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Ruslan Shamukov/TASS

Подпись к фото,

На церемонии открытия памятника князьям Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (сентябрь 2015 г.)

20 апреля Владимир Путин высказался против норманской теории происхождения князя Рюрика. «Есть мнение, что у него [Рюрика] то ли мама была из славян — что-то в этом роде», — сказал российский президент.

«То, что один сдружённый пришёл откуда-то из Скандинавии, это совсем не значит, что верна норманская теория образования русского государства. Его же призвали, кто-то же призвал его на служение, он же не сам туда заявился, он ничего там не покорял. А если его кто-то призвал, значит, квазигосударственные или протогосударственные структуры уже существовали на этих территориях», — добавил Владимир Путин.

Что такое норманская и антинорманская теории, имеют ли они отношение к науке и почему Путин вспомнил про Рюрика — в этом разбиралась Русская служба Би-би-си.

«Мама из славян»

Идеи о том, что Рюрик был не приезжим варягом, а имел славянское происхождение, восходят к труду «История Российская» Василия Татищева, известного государственного деятеля первой половины XVIII века.

«Татищев — историк-любитель, свою «Историю» он писал в середине XVIII века. Там у него появляется загадочная летопись, которую он приписал Иоакиму, первому новгородскому епископу. Эту Иоакимовскую летопись якобы X века никто не видел, это была догадка Татищева. Якобы ему передали какую-то рукопись — и дальше много веков шел спор, что же он держал в руках, что это было. То есть в общем-то мы имеем дело с легендами», — комментирует историк, профессор Европейского университета Михаил Кром.

  • «Школьная ошибка»: российские и украинские историки разбирают статью Путина о единстве народов
  • Путин назвал русских и украинцев одним народом. Историки объясняют, так ли это
  • Владимир Путин написал статью про проект «анти-России». Откуда взялось это понятие?

В сочинении Татищева с опорой на эту летопись говорится, что у новгородского старейшины Гостомысла была дочь Умила, которую выдали замуж за неизвестного варяга. Умила якобы и была матерью Рюрика, которого потом призвали княжить в Новгороде.

Михаил Кром отмечает, что упоминаний Гостомысла в ранних источниках нет, он начинает появляться в летописях, начиная с XV века. «Судя по всему, это позднейшая легенда, которую Татищев изложил, снабдив своими комментариями. Это был еще допрофессиональный уровень истории. Таких легенд было много, в XVI-XVII веке они во множестве появлялись — так люди себе представляли прошлое», — говорит Кром.

Задачей «Истории Российской» Татищева было «логизировать и построить целостную картину древнерусского мира», отмечает историк Федор Успенский, член-корреспондент РАН: «Поэтому там, где есть лакуны, Татищев позволял себе придумывать разного рода связи, которых не существовало в древних источниках».

«Говорящие имена вроде «Умила» и «Гостомысл», которые появляются в этой историографии, скорее следует сравнивать с пьесами Фонвизина, где все хорошие герои носят хорошие имена, а плохие — плохие. Это все фантастика, которая, к сожалению, попала в обывательский обиход», — говорит Успенский.

Норманисты и антинорманисты: идеология, а не история

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Спустя десятилетие после написания татищевской «Истории» началась известная полемика так называемых норманистов и антинорманистов. Главным предметом спора как раз и было национальное происхождение Рюрика.

Три немецких ученых, работавших в первой русской Академии наук в Петербурге — Г. Миллер, Г. Байер и А. Шлецер, — выдвинули версию о том, что Рюрик был скандинавом. Однако эта версия возмутила Михаила Ломоносова, который настаивал на славянском происхождении новгородского князя.

«Полемика возникла из-за того, что, по представлениям того времени, государственность практически отождествлялась с династией. Ломоносов был этим крайне озабочен: представление о том, что династия является иноземной, выглядело пятном на отечественной истории, это смотрелось непатриотично, получалось, что государство — какое-то заимствованное», — комментирует Михаил Кром.

Весь спор о происхождении Рюрика изначально был политически и идеологически заряжен и никогда не находился в сфере науки, по сути — это был спор западников и славянофилов, считает и Федор Успенский: «Я бы сказал, что это объект общественной мысли, а не академическая наука».

«За этим стояли текущие интересы и акценты, актуальные для XVIII века, а вовсе не для X-XI века, о котором, собственно, говорилось в этом споре», — отмечает изначальную политизированность дискуссии Успенский.

По его словам, вопрос национального происхождения правителей стал волновать людей в эпоху Просвещения, а вот самого древнерусского летописца и его современников оставил совершенно равнодушным.

«Недовольство тем, что нами правят иностранцы, абсолютно не беспокоило русского летописца, ему казалось, что то, что он описывает, это в порядке вещей. Это [пришествие иностранных правителей] действительно случалось не только на Руси, но и в других странах. А недовольство этим сюжетом целиком принадлежит к Новому времени — к такому имперскому духу, сложно понимаемому патриотизму», — рассказывает Успенский.

И Успенский, и Кром отмечают, что к концу XIX века спор между норманистами и антинорманистами постепенно теряет актуальность.

Такие историки, как Соловьев и Ключевский, признали варяжское происхождение Рюрика и «спокойно излагали последующие события»: «Если с середины X века и дальше князья носят уже славянские имена, то стало быть, и проблемы нет: быстро ославянились», — подчеркивает логику окончания этого спора Михаил Кром.

Автор фото, ITAR-TASS/ Yuri Belinsky

Подпись к фото,

Скульптура Рюрика, 2001 год

В советское время национальность Рюрика снова стала волновать историков, и они пытались доказывать уже наличие у него славянских корней.

«Борьба с немцами в годы Отечественной войны проецировалась на историю: подчеркивалась роль немецких ученых XVIII века — что это они насаждали враждебный норманизм. Патриотическое чувство в этот период требовало, чтобы всё было славянским. Когда советская власть закончилась, то и официальный антинорманизм закончился вместе с ней», — говорит Кром.

После этого некоторые подтвержденные достижения историков в ходе этого многовекового спора укрепились в науке, а «все остальное стало предметом маргинальных досужих разговоров», подчеркивает Успенский.

Но антинорманизм до сих пор популярен в России — выпускаются книги (правда, научных среди них почти нет), снимаются фильмы.

Самым ярким высказыванием на эту тему можно назвать фильм юмориста Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль» 2012 года для телеканала «РЕН-ТВ», где снялись художник Илья Глазунов, актер Сергей Безруков и тогдашний председатель Мосгордумы Владимир Платонов. В фильме как раз защищается точка зрения, что славянка Умила была матерью Рюрика, впоследствии объединившего восточных и западных славян.

«Тотальное осовременивание материала»

Историк Федор Успенский считает, что в споре о происхождении Рюрика люди говорят о древности, но применяют инструменты и контекст, относящиеся к совершенно другой эпохе.

«Происходит тотальное осовременивание материала. В голове обывателя пришел некий Рюрик и тут же организовал древнерусское государство с танками, ракетами и прочим. В этом споре много неадекватного, и за ним стоят какие-то обиды: будь то обиды Ломоносова на немцев или обиды славянофилов на западников. В этом споре всегда сквозит обида и комплекс неполноценности», — считает Успенский.

Для современной науки варяжские корни династии Рюрика не вызывают сомнений, говорят и Кром, и Успенский.

«Также понятно и то, что не может никакая княжеская семья принести с собой государственность, государство не путешествует таким образом. Вопрос по большому счету исчерпан. При этом много деталей неясны за неимением информации, и Рюрик остается такой полулегендарной личностью», — говорит Михаил Кром.

Есть целая ветвь «маргинальных», по словам Федора Успенского, академических исследований, которые продолжают доказывать «полную славянскость Рюрика», но их трудно воспринимать всерьез, отмечает ученый: «Корни русской династии потомков Рюрика — это, конечно, все-таки скандинавские корни. Другое дело, что их самих это абсолютно не беспокоило. Эту свою скандинавскость они абсолютно расплескали и не ценили так, как ее могли бы ценить в Новое время».

Путин и Рюрик

Об увлечении Владимира Путина историей известно давно. В последние годы он неоднократно выступал с письменными и устными заявлениями на исторические темы, но в основном его волновали или советский период, или история Украины в составе российского государства.

Но история Рюрика также была интересна Путину, особенно в начале его президентства.

В 2001 году Путин посетил Великий Новгород, после чего встретился с российскими историками и археологами и «пытался обсуждать с ними проблему создания национальной идеи», писал в своем исследовании 2009 года историк Виктор Шнирельман: «Тогда его более всего интересовал вопрос о месте Киева в русской истории и с чего начинать эту историю после обретения Украиной независимости».

Через два года в России праздновался юбилей — 1250-летие основания села Старая Ладога, которое называют древней столицей Северной Руси. «Такой подход предлагал России привлекательное решение сложного вопроса о началах своей государственности, с которым она столкнулась после отделения Украины и потери Киева», — отмечает Шнирельман.

В тот год в Старую Ладогу приехал и Путин на своей яхте «Паллада», в чем Шнирельман усматривает напоминание о «традиционном появлении варяжских князей «из-за моря»: «Действительно, официозная печать представляла Путина человеком, остановившим процесс развала государства и начавшим новое собирание земель».

Автор фото, ITAR-TASS/Alexei Panov

Подпись к фото,

Путин во время посещения Старой Ладоги в 2003 году

Образ Рюрика важен для российской власти по двум причинам. С одной стороны, с ним связано начало русской государственности, причем государственности европейского типа, что позволяет России говорить о себе как о европейской стране, отмечает Шнирельман. С другой стороны, «факт участия варягов в создании русской государственности позволяет России одерживать символическую победу над Украиной, ибо начатки государственности сложились сначала в Старой Ладоге и Новгороде и лишь затем достигли Киева», пишет историк.

Тем не менее фигура Рюрика проблемная именно из-за его чужеродных корней, поэтому современные историки продолжают попытки «наделить его славянским происхождением», заключает Шнирельман.

Владимир Путин действительно не первый раз защищает идею о том, что русская государственность сложилась именно в Новгороде, и высказывается против «западнических» версий.

Так, в 2014 году на встрече с создателями выставки «Рюриковичи» он раскритиковал их за то, что они в своей выставке осветили только одну теорию — норманскую: «У вас там изложена только одна. И вот эта норманская теория говорит о том, что государственность пришла извне. Те, кто полагают иначе, считают иначе, считают, что государственность уже сложилась в Новгороде».

Сейчас Путин снова вспомнил про Рюрика, чтобы «поддеть наших скандинавских соседей», полагает историк Федор Успенский: «Первое, что приходит в голову, что это как-то связано со [возможным скорым] вступлением в НАТО Швеции и Финляндии, поскольку, по некоторым догадкам, Рюрик был датчанин или швед».

«Я бы это объяснил простым и, к сожалению, судьбоносным и вредным увлечением нашего президента русской историей. Я думаю, что это интерес живой и неподдельный, а вот черпает материал для этого интереса он из совсем ненадежных источников. И это нередко приводит к трагическим последствиям», — говорит Федор Успенский.

Викинги на Востоке

Курганы эпохи викингов в Старой Ладоге на северо-западе России. Изображение получено с Викисклада.

 

Введение

Хотя мы можем рассматривать Скандинавию как северную периферию Европы, Скандинавия находилась на перекрестке средневековых торговых сетей. Море обеспечивало быстрый доступ на лодке к Северной Атлантике, Британским островам, Ирландии и северо-западному побережью Фризии, Франции и Испании. На востоке сети обширных рек Днепра и Волги давали скандинавам доступ к центральным землям современной России и Украины. Лодки с мелкой осадкой, которые позволили норвежцам нанести удар в самое сердце Франции и англо-саксонской Англии, идеально подходили для дальних плаваний по этим речным системам. В районах, где реки были непроходимыми, лодки можно было поднимать из воды и переносить на короткие расстояния: это известно как перевалка. Таким образом, скандинавы могли пройти весь Днепр от Балтийского до Черного морей, откуда они могли плыть в Константинополь, столицу Византийской империи, которая в то время была одним из самых процветающих портов в Европе. мир. Константинополь предлагал как прибыльный рынок, так и работу для скандинавских воинов, стремящихся разбогатеть. Эти солдаты удачи были известны как варяги и пользовались особым спросом в качестве телохранителей византийского императора. Волга позволяла скандинавам добраться до Итиля, столицы Хазарского каганата на берегу Каспийского моря, что, в свою очередь, дало им доступ по суше к Багдаду, столице Аббасидского халифата.

Днепровская и Волжская сети.

Общение скандинавов на Востоке несколько отличалось от общения в Западной Европе, отчасти потому, что люди, с которыми они там встречались, были совсем другими. Вместо римских христиан, населявших всю Западную Европу, на Востоке норвежцы столкнулись с православными христианами, славянами-язычниками, еврейскими хазарами и мусульманами из Аббасидского халифата и империи Саманидов. Более того, география местности сформировала характер скандинавского опыта на Востоке. Атаки с наездом и бегством, которые проводились на Западе, были невозможны. Путешествие из Балтийского моря в Черное или Каспийское было опасным, так как системы рек давали широкие возможности для засад и пиратства. Это было дорогое и рискованное путешествие даже для военных экспедиций, не говоря уже о торговцах. Кроме того, в отличие от Западной Европы, было немного городов, где богатство было сосредоточено и его можно было легко извлечь. Для полного использования ресурсов этих земель требовалась постоянная инфраструктура. Это создавало давление для создания единых сообществ с самого начала. Скандинавы, поселившиеся вдоль этих восточных торговых путей, стали известны как русы (возможно, от древнефинского слова, обозначающего Швецию, «руотси»), и именно от них произошло название России.

 

Старая Ладога

Торговый поселок Старая Ладога был основан скандинавскими торговцами еще в 750-х годах на берегу реки Волхов на западе России, к югу от Ладожского озера. Город был идеально расположен как перевалочный пункт на торговых путях, ведущих с востока Балтийского моря на Волгу. Первые торговцы стали участвовать в прибыльной торговле мехами из северных районов; маловероятно, что это первоначальное поселение имело какое-либо отношение к деятельности «викингов», поскольку возможностей для грабежей в этом районе было немного. Торговля мехами с хазарами открыла поток исламских дирхемов в Россию и Скандинавию: это арабское серебро стало источником жизненной силы скандинавской экономики в девятом и начале десятого веков.

Прибытие Рюрика в Ладогу, картина Виктора Васнецова, XIX век. Изображение получено с Викисклада.

Первоначально Старая Ладога была местом сезонной торговли, то есть заселена была только в определенное время года. Однако к середине девятого века город стал постоянным и имеет признаки ремесленного производства. Эти постоянные жители, вероятно, были смесью скандинавов, финнов и славян. Вскоре вдоль Волги начали возникать более мелкие торговые поселения, которые также были смешанными, причем скандинавы, вероятно, составляли небольшое (но богатое) меньшинство.

 

Волжские викинги

Группы торговцев, торговцев и налетчиков, которые зарабатывали на жизнь волжскими торговыми путями, широко известны как волжские викинги. Их жизнь вращалась вокруг торговли мехами с севера с товарами и серебром из Хазарского каганата и за его пределами. Поволжские викинги описаны в многочисленных арабских источниках эпохи викингов. Абу’л ибн Хордадбех был первым арабом, описавшим ар-Рус в отчете, написанном между 844–848 годами. Он описывает их путь на восток и товары, которые они привезли с собой. Он также утверждает, что эти торговцы часто перевозили товары на верблюдах в Багдад, выдавая себя за христиан, чтобы получить доступ в строго регулируемый город (христианам разрешалось входить, поскольку они также были последователями Книги). Однако наиболее известным арабским отчетом о волжских варягах является рассказ Ахмада ибн Фадлана, который путешествовал к волжским булгарам (тюркским жителям земель к северу от Черного моря) в 9 в.21–922, чтобы распространить среди них мусульманскую веру. По пути ибн Фадлан встретил «русиев» (так он называл русов), классно описывающих их ритуальное захоронение одного из их вождей. Из этого рассказа у нас складывается впечатление, что волжские викинги сохраняли традиции и верования своих скандинавских корней, хотя вполне вероятно, что со временем они немного изменились. Однако некоторые из волжских викингов могли принять ислам. Ибн Фадлан ссылается на группу людей, называемых «аль-барингар» (перевод от варяга?), которые обратились. Спустя столетия в трудах Амина Рази сохранились сведения об обращенных русами среди волжских булгар, отмечая, что обращенные продолжали есть свинину.

Русь Византия

Отношения с Византией не всегда были такими гармоничными, как предполагают эти события. На протяжении девятого века отряды скандинавов нападали на Константинополь (наиболее заметно в 860 г.) и другие греческие поселения вокруг Черного моря. В какой-то момент между 907 и 912 годами Олег Рюрикович совершил нападение на византийскую столицу, которое вынудило византийцев согласиться на предоставление русским торговцам преференций в Константинополе. Это, кажется, открыло дипломатическую переписку между двумя державами, поскольку византийские печати десятого века были найдены в Киеве. К 950 г. из Киева в Константинополь ежегодно ходили большие флотилии торговых судов. Тем не менее нападения Руси на византийские города вокруг Черного моря продолжались (особенно между 941–945 гг.). Это привело к еще одному договору, в котором византийские официальные лица пытались строго контролировать ведение торговли Руси в Константинополе (например, запрещая ношение оружия). Отношения улучшились к концу века. Ольга, жена русского царя Игоря, посетила Константинополь в 957 году и приняла христианство, хотя и не смогла убедить в этом своего сына Святослава (отца Владимира). Тем не менее, Святослав оставался в хороших отношениях с византийцами, прокладывая путь для положительного взаимодействия Владимира с империей.

Варяги

Ко времени Владимира уже не имеет смысла называть русов скандинавами, так как большинство из них жили по Днепру и Волге на протяжении многих поколений. Со времен Святослава правители Киевской Руси начали перенимать славянские обычаи своих подданных (хотя это не означает, что их скандинавское происхождение было полностью забыто). Тем не менее и в Киеве, и в Константинополе скандинавов было еще много. В то время как первые норвежские посетители Востока прибыли в качестве торговцев, те, кто путешествовал туда, теперь отправлялись в основном в качестве наемников, известных как варяги. Варяги помогли Владимиру захватить власть в 980 г. и продолжала оставаться ценным достоянием киевских правителей. Они также отправились на юг, в Константинополь, в поисках работы в телохранителях византийского императора и других высокопоставленных имперских чиновников. Многие варяги, по-видимому, были скандинавскими аристократами, отправившимися на Восток в качестве политических изгнанников или в поисках богатства и удачи. Некоторые из этих аристократов позже смогли вернуться в Скандинавию, чтобы отстаивать свои королевские права. Олаф Трюггвасон и Олаф 

Руническое граффити скучающего варяга в соборе Святой Софии в Стамбуле (город, когда-то известный как Константинополь). Изображение получено с Викисклада.

Харальдссон провел время при дворе Владимира и помогал ему в его борьбе. Однако самым известным варяжским царем, вероятно, был Харальд Жестокий Правитель, который продал свой меч как киевскому правителю Ярославу, так и византийскому императору между 1029 и 1046 годами, когда он вернулся в Норвегию с лодками, нагруженными золотом, и таким образом смог установить себя соправителем Норвегии вместе с Магнусом Добрым.

 

Возникновение Киевской Руси

Старая Ладога была не просто факторией на пути к Волге: она также стояла у входа на речной торговый путь, идущий на юг. По этому маршруту (и с некоторыми волоками) можно было получить доступ к реке Днепр, которая в конечном итоге впадала в Черное море, открывая доступ к Средиземному морю. С середины девятого века на этом пути начинают появляться места, показывающие признаки скандинавской торговли и поселений. Наиболее примечательны Рюриково Городище на берегу озера Ильмень и Гнездово на самом Днепре. В Гнездово были обнаружены обширные кладбища, в том числе не менее девяноста могил, содержащих скандинавские артефакты. Гнездово явно было важным торговым центром, который затмил его аналоги в Скандинавии, такие как Бирка и Хедебю.

Примерно в это же время, согласно тексту одиннадцатого века, известному как Русская Первичная Летопись, русская династия, известная как Рюриковичи, начала приобретать известность. В немного невероятном повествовании Хроники финны и славяне северо-запада России пригласили скандинава по имени Хрёрек в качестве своего правителя примерно в 862 году. ), который завоевал хазарский город Киев на берегу нижнего Днепра. Так родилась династия Рюриковичей Киевской Руси. Археологические свидетельства присутствия скандинавской аристократии в Киеве можно датировать 880-ми годами, что очень широко подтверждает эту версию. Сначала Киев, вероятно, был лишь одним из нескольких вождей или мелких царств в этом районе. Византийские источники упоминают князей в Чернигове, Полоцке, Ростове, Любеке и других городах. Однако к концу десятого века Киев стал центром Русского царства.

Первые правители Рюриковичей наиболее известны своей агрессией по отношению к соседям. Первым правителем, которого изображали как более государственного деятеля, был Владимир Великий, правивший с 980 по 1015 год. Владимир захватил престол у своего брата Ярополка, и его раннее правление было во многом похоже на правление его предшественников, нападая на соседей и взимая дань с их. Однако в середине 80-х годов удача отвернулась от Владимира, когда наступление на булгар не увенчалось успехом. В 9В 88 году стойкий язычник Владимир принял решение перейти в православие. Согласно Русской «Первой летописи», Владимир послал послов к представителям трех основных религий в регионе, чтобы оценить их относительное превосходство: ислам, вера его булгарских врагов; христианство и иудаизм, которые исповедовала хазарская верхушка. Когда эмиссары вернулись, Владимира больше всего убедила сила и богатство Элладской православной церкви. На самом деле, политические факторы могли сыграть свою роль. Киевская Русь стала гораздо больше ориентироваться на Византийскую империю (будь то с мирными намерениями или нет), поскольку к середине десятого века продолжающиеся конфликты ограничили ее доступ к восточной торговле. В 988 г. византийский император Василий II столкнулся с трудностями, вызванными булгарами и мятежами в его собственных армиях. Каким-то образом ему удалось заключить сделку с Владимиром, который продемонстрировал силу Руси, разграбив Херсон и отправив армию из 6000 человек, чтобы поддержать Василия против мятежников. Затем Владимир женился на сестре Василия Анне и принял крещение. Позднее он совершил массовое крещение своих подданных в Днепре.

Гравюра XIX века с изображением Владимира Великого. Изображение получено с Викисклада.

 

 

Сказка о полку Игореве: Введение: Скандинавские князья

Сказка о полку Игореве: Введение: Скандинавские князья



Священные тексты
Легенды/Саги
Индекс
Предыдущий
Следующий


Купить эту книгу на Amazon.com


§5. СКАНДИНАВСКИЕ ПРИНЦЫ.

Собственно русская история, т. е. история государства, носящего это имя, с династией, воцарившейся в Киеве, начинается с трех братьев Рюрикса, Трувора и Синея, или по-скандинавски Хрёрекра, Торварда и Сикниутра. Вероятно, Рюрик последовал за другими скандинавскими предшественниками; но в 862 году он вторгся в Россию, занял Новгород и поплыл по рекам в Киев. Новгород он оставил себе, передав Синеусу Бело Озеро, а Трувору Изборск. После их смерти эти военные заставы перешли к Рюрику.

На протяжении всей средневековой русской истории наблюдается одно и то же стремление завладеть Киевом. Киев был естественным рынком торговли Волхова и Западной Двины; и киевский хозяин контролировал русскую торговлю. Все остальные города экономически зависели от благосклонности Киева, который вскоре превратился в богатый город с очень многочисленными церквями и восемью рынками. Именно богатство Киева позволило наследникам Рюрика триста лет вести борьбу с полчищами Азии, несмотря на недовольство внутри и возмущение снаружи.

г. Киев остался во владении Аскольда и Дира, а Рюрик укрепил свою власть на Севере. Рюрик умер в 879 году, оставив одного сына Игоша, несовершеннолетнего, у которого Олег исполнял обязанности регента.

Олег был настоящим основателем Российского государства. В 882 г. он выманил своих родичей Аскольда и Дира из Киева (который они освободили от хозарского ига) предательским приглашением присоединиться к нему в торговой экспедиции в Константинополь и воспользовался случаем, чтобы избавиться от этих соперников. Он поспешил сделать Киев своей столицей. Во время его долгого регентства (879 г.-912) Олег покорил всю славянскую Русь, взял Смоленск и подчинил себе Древляне, Северяне и Радимичи.

Он также создал для России ее первое международное положение в качестве независимого государства, в 911 году заключив первый торговый договор с греками, как результат набега на Константинополь, в котором русские корабли вошли в гавань и разорили окрестности.

Этот договор, текст которого дошел до русских летописей, имеет первостепенное значение. Он был составлен на греческом и русском языках, —

р. xii

г., оказавшийся успешным, в ходе которого он основал крепость в Переяславце на Дунае (вероятно, близ Марцианополя и ниже Силистрии), Святослав решил таскать эти каштаны из огня для себя и России; и таким образом, когда их союзник становился неприятным, Константинополь подкупил печнегских союзников русских, чтобы они поднялись, напали на Киев и захватили пороги нижнего Днепра, таким образом отрезав торговый путь к Черному морю. Святослав, потерпевший на этот раз поражение при Дристре (или Силистрии), поспешил обратно, чтобы встретиться с новым врагом, но на обратном пути был разбит и убит. Его голову отрезали, а череп использовали дикие печенеги как сосуд для питья.

Но смерть этого героического деятеля прошла почти незамеченной в России, которая в течение всего царствования была предоставлена ​​самой себе, пока монарх отсутствовал в своих далеких завоевательных замыслах.

Святослав оставил трех сыновей, Ярополка и Олега, законнорожденных от скандинавской матери, и третьего сына, незаконнорожденного, Владимира, от славянского крепостного Малуши. Все трое были несовершеннолетними, и первый раздел был сделан, чтобы обеспечить их всех территорией: Ярополку, старшему, была назначена столица, Киев, Олегу область Древлян (земля, орошаемая Припятью и соседними ручьями), а Владимиру. север со столицей Новгородом. Вскоре последовала гражданская война; и Владимир, который под опекой своего дяди по материнской линии, Добрыни, получил частичное образование в Скандинавии и оттуда привез с собой свежую партию скандинавов-язычников, в 9 г.