Содержание
СМИ заметили ошибку Путина с дошедшим «пешком до Петербурга» Ломоносовым — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 3 декабря
EUR ЦБ: 64,99
(+1,16)
Инвестиции, 16:04
Курс доллара на 3 декабря
USD ЦБ: 61,77
(+0,63)
Инвестиции, 16:04
Корея сотворила чудо на глазах у Роналду. Что происходит на ЧМ
Спорт, 23:06
Как Макрон стал главным партнером Байдена в ЕС
Политика, 23:05
Госдеп назвал условие корректировки потолка цен на нефть из России
Политика, 23:02
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Ассанж оспорил в ЕСПЧ решение об экстрадиции в США
Политика, 22:53
Кличко рассказал о работе киевского метро в случае блэкаута
Политика, 22:44
На Украине сообщили о регистрации Киево-Печерской лавры в составе ПЦУ
Политика, 22:15
Российский союз боевых искусств собрал отряд добровольцев на спецоперацию
Политика, 22:12
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Сербия — Швейцария. Решающий матч за выход в 1/8 финала ЧМ
Спорт, 22:00
Гол Шипачева принес «Ак Барсу» победу над «Локомотивом»
Спорт, 21:57
В Москве загорелся Микояновский мясокомбинат. Видео
Общество, 21:50
Тренер рассказал о злости Роналду на прогонявшего его с поля корейца
Спорт, 21:44
Военная операция на Украине. Главное
Политика, 21:32
Неизвестные похитили москвича и потребовали ключ от биткоинов на ₽260 млн
Город, 21:26
Почему никель, палладий, медь и кобальт — ключевые металлы экономики
РБК и Норникель, 21:16
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Президент Владимир Путин во время телемоста в Казанском федеральном университете 25 января допустил ошибку в биографии Михаила Ломоносова, заявив, что ученый «пешком из Архангельска добрался до Петербурга». Репортаж подготовили «Первый канал» и телеканал «Культура».
На ошибку российского президента обратил внимание ряд СМИ. Одним из первых был портал TJournal.
«Как известно, если, конечно, это не легенда, Ломоносов пешком из Архангельска добрался до Петербурга», — сказал Путин. В стенограмме на сайте Кремля приводится скорректированная цитата президента. «Как известно, если это, конечно, не легенда, Ломоносов пешком из Архангельска добрался», — указывается в стенограмме.
На официальном сайте Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в статье ректора Виктора Садовничего отмечается, что Ломоносов преодолел путь из села Холмогоры в Москву. В декабре 1730 года 19-летний Ломоносов отправляется вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву. Путешествие заняло три недели и закончилось в начале января 1731 года. Протяженность пути составила 1168 км.
Владимир Путин
Ломоносов
8 мифов о Михаиле Ломоносове, в которые все вокруг верят
7 октября 2021
Жизнь
Пора узнать всю правду о походе босиком за обозом, поморском происхождении и связи с Петром Великим.
Миф 1. Ломоносов пришёл учиться в Москву пешком, причём босиком
Юноша Ломоносов на пути в Москву. Картина Николая Кислякова, 1951 год. Изображение: Историко‑мемориальный музей М. В. Ломоносова
Самый популярный миф об учёном, просто притча во языцех. Мол, бежал он из отчего дома поступать в университет, и так поспешно, что даже обуви не надел. Шёл, бедняга, как есть, то есть босиком. Ничего с собой не взял.
Вот что значит тяга к знаниям. А вы говорите, на пары вставать по утрам тяжело.
Только на самом деле это байка. Михайло действительно уходил из дому налегке, захватив с собой лишь сменную одежду и пару книг: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.
Но события разворачивались в декабре 1730 года. И нетрудно было догадаться (тем более с таким умом, как у Ломоносова), что ходить без обуви по снегу — не самое разумное занятие. С чего могла взяться идея, что он путешествовал босиком, решительно непонятно. Сначала Михайло шёл пешком три дня, а потом нагнал следовавший в Москву обоз с морепродуктами и договорился двигаться вместе с рыбаками.
Так что часть пути, продлившегося три недели, он не прошёл, а проехал. И уж точно обутым, как все приличные люди.
Миф 2. Михайло родом из Архангельска
Большинством людей считает, что Ломоносов проделал долгий путь в Москву (или даже в Петербург) из Архангельска, где он якобы и появился на свет.
Но в действительности Михайло родился в деревне Мишанинская (ныне село Ломоносово), что расположена в 3 километрах восточнее Холмогор и в 73 километрах к юго‑востоку от Архангельска. Как видите, расстояние приличное. Деревня находилась в Архангелогородской губернии, а люди запоминают более знакомое название, не утруждаясь тонкостями.
В некоторых источниках, кстати, малую родину учёного ошибочно называют Денисовкой. Дело в том, что к середине XVIII века деревня Денисовка была объединена с Мишанинской, поэтому возникла путаница.
И да, Михайло прибыл с обозами именно в Москву, где проучился три года в Славяно‑греко‑латинской академии. Затем он несколько месяцев получал образование в Киево‑Могилянской академии. И только потом Ломоносов наконец поступил в Академию наук в Петербурге.
Миф 3. Ломоносов был неграмотным крестьянином из нищей семьи
Музей в восстановленной усадьбе Ломоносовых. Изображение: Wikimedia Commons
Ещё одно заблуждение о Михаиле Ломоносове — что он до учёбы в Москве был неграмотным крестьянином, происходившим из чрезвычайно бедной семьи. Собственно говоря, именно в поисках лучшей жизни он якобы и отправился в странствия.
Но отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был довольно зажиточным человеком. Он управлял рыболовецкой артелью из нескольких судов и имел неплохое церковно‑приходское образование, так что его явно нельзя было назвать малограмотным рыбарём. Мать Михаила, Елена Ивановна Сивкова, дочь местного диакона, тоже была образованна и учила сына грамоте с детства. В семье у них была неплохая библиотека.
Правда, когда Ломоносову было девять, его родная мать умерла. Новая жена его отца была довольно скверной мачехой. Из‑за постоянных ссор Михайла с ней Василий Дорофеевич задумал сына от греха подальше женить.
Ломоносов понял, что семейная жизнь не для него, и решил сменить климат — отправился получать образование.
Возможно, если бы его мачеха, Ирина Семёновна Корельская, обладала более добродушным нравом, Михайло так бы и остался дома руководить рыболовецким промыслом отца. Так что, если вам скажут, что токсичные люди вредны для общества, не верьте.
Миф 4. Ломоносов — вундеркинд
Некоторые, говоря о Ломоносове, представляют его как эдакого юного гения, который университеты заканчивал ещё мальчишкой и всем старшим студентам фору давал.
В действительности всё наоборот. В Славяно‑греко‑латинскую академию он поступил в 21 год — в возрасте, когда её обычно уже заканчивали.
Поскольку Михайло не знал латыни, его определили на самый первый курс и сидел он там с «малыми ребятами», которые насмехались над старшим одногруппником. Поначалу будущий учёный чуть было не отчаялся и не бросил образование. В ту пору, по признанию самого Ломоносова, он «имел со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления». Тем не менее Михайло всё-таки завершил обучение.
Миф 5. Ломоносов открыл фундаментальный закон сохранения массы
Портрет М. В. Ломоносова. Л. С. Миропольский, 1787 год. Изображение: Wikimedia Commons
С советских времён многие свято верят, что закон сохранения массы создал Ломоносов. В 1756 году он провёл эксперименты — прокалил несколько разных металлов в запаянных стеклянных сосудах и взвесил их.
Этим он опроверг опыты английского натурфилософа Роберта Бойля, считавшего огонь «стойкой и весомой» субстанцией. В своих заметках Михайло, кстати, обозвал его «славным Робертом Боцием».
Ломоносов обнаружил, что масса вещества не зависит от его температуры. Но просто‑напросто не придал своему опыту особого значения.
Он даже не включил его в список своих главных научных достижений, названный «Обзором важнейших открытий». По сути, Ломоносов просто упомянул в письме математику Эйлеру: «Если к чему‑либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего‑то другого». И на основе одной этой фразы Михайлу приписали открытие, на которое сам он вовсе не претендовал.
Довольно очевидный принцип сохранения массы провозгласил ещё Фрэнсис Бэкон в 1620 году, а в более или менее современном варианте его сформулировал в «Начальном учебнике химии» в 1789 году Антуан Лавуазье.
Миф 6. Ломоносов ничего не открыл и прославился только одами императрице
Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. Картина Ивана Фёдорова, 1884 год. Изображение: Историко‑мемориальный музей М. В. Ломоносова
Некоторые, напротив, полагают, что Ломоносов был в лучшем случае популяризатором науки, но никак не серьёзным учёным. Вон, закон сохранения массы толком подтвердить не сумел. Но на самом деле у Михаила была уйма научных заслуг.
Так, он внёс значительный вклад в геологию и почвоведение, доказав органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря и составив каталог из более чем 3 000 минералов. Да ещё и за компанию образование айсбергов объяснил.
Ломоносов развивал приборостроение и разработал несколько инструментов для морской навигации, оптических приборов, в том числе — ночную подзорную трубу. Он научился создавать цветное стекло и первым в мире получил твёрдую ртуть.
Кроме того, Ломоносов занимался астрономией и обнаружил атмосферу на Венере, которую обозначил весьма забавным словом «пупырь».
А также учёный опроверг несостоятельную теорию «теплорода» (некое таинственное вещество, которое якобы передавало температуру от одного тела к другому), создал карту Северного полушария и предсказал существование Антарктиды.
Ещё Михайло сконструировал модель вертолёта, прямо как у да Винчи. Но, в отличие от последнего, он додумался до компенсации вращательного момента соосным ротором. Правда, как и у Лео, машина Ломоносова тоже не взлетела.
Миф 7. Ломоносов — поморец
Традиционно Михайла называют помором, или поморцем. Очевидно, потому, что его отец был занят рыбным делом, а значит, связан с морем. Однако большинство крестьян Куростровской волости под Холмогорами, к которым Ломоносов по происхождению и относился, морской добычей промышляли редко.
В сохранившихся источниках тех времён отца Ломоносова и его дядю называют «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами» (от Двинского уезда, где эта волость расположена) и «холмогорцами». Но с поморами Михаила ничего не связывает.
Первым это слово к учёному применил его биограф Владимир Иванович Ламанский, написавший об учёном книгу в 1863 году — через сотню лет после его смерти. Ошибся в воспоминаниях, с кем не бывает.
Миф 8. Учёный был внебрачным сыном Петра I
Портрет Петра I. Мозаика, набранная Михайлом Ломоносовым. Изображение: Wikimedia Commons
Такое сенсационное открытие можно иногда встретить в интернете. Однако у всех подобных теорий есть загвоздка. Пётр и правда бывал в Архангельске, где работал на Соломбальской верфи. Вот только последний раз он туда приезжал в 1702 году, а Ломоносов родился в 1711‑м.
Несложно заметить, что даты не сходятся. По девять лет даже слоны потомство не вынашивают.
Не существует данных, чтобы Ломоносов был с Петром Великим хоть как‑то связан генетически. Правда, Михайлу царь нравился и он даже мозаику с его портретом собрал, но в родстве они точно не состояли.
Читайте также 🧐
- 11 мифов о Леонардо да Винчи, в которые вы верите совершенно зря
- 9 мифов об истории России, в которые стыдно верить
- 10 популярных наукообразных мифов, в которые стыдно верить
Михаил Ломоносов – студент и преподаватель.
Президентская библиотека рассказывает о жизни и деятельности ученого
19 ноября 2022 года исполняется 311 лет со дня рождения ученого-энциклопедиста, просветителя, поэта, основателя Московского университета Михаила Ломоносова.
На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «Михаил Ломоносов (1711–1765)», включающая как труды ученого, так и научно-биографические исследования о нем. В преддверии наступающего 2023 года, объявленного Указом Президента России Годом учителя и наставника, особого внимания заслуживает история учебы Ломоносова и его последующая педагогическая деятельность.
Первый учитель Михаила, родившийся в семье рыбака в селе Денисовка близ города Холмогоры на Северной Двине, был грамотным односельчанином. Прочитав церковные книги, будущий ученый назвал «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магнитского «вратами своего обучения». Мальчик так боялся их потерять, что выучил наизусть. Об этом говорил профессор Василий Сиповский в предисловии к «Избранным произведениям» (1911) Ломоносова.
Тяга к знаниям привела 19-летнего юношу в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Чтобы поступить туда, он назвал себя не крестьянином, а дворянским сыном. Помимо изучения богословских наук, Ломоносов изучал латинский и греческий языки, читал много книг в академической библиотеке.
С 1736 по 1739 год он учился у известного математика и философа Кристиана Вольфа. Широко и всесторонне образованный, он отличался доброжелательным отношением к молодежи. От своего учителя Ломоносов услышал то, что было ему особенно дорого: «Верь уму своему, если ум твой просвещен светом познания». Не случайно «чуткий, восторженный Ломоносов даже плакал при расставании с той, которая так много ему дала», — писал Сиповский.
Уроки другого учителя, Иоганна Фридриха Генкеля, не удовлетворили Ломоносова. Начались ссоры и он самовольно оставил учебу в Германии.
По возвращении в Петербург Ломоносов в 1742 г. был назначен адъюнктом Академии наук по классу физики, а в 1745 г. — профессором химии и стал академиком. Он первым в России начал читать студентам публичные лекции по естествознанию и филологии на русском языке.
По словам литературоведа Бориса Модзалевского, автора каталога выставки «Ломоносов и елизаветинское время» (1912), успех научных дел Академии, упорядочение ее административной деятельности, внимание императрицы Елизаветы Петровны к Академии, утверждение ее Положения в 1747 г. — все это связано с деятельностью Михаила Ломоносова.
12 января 1755 года Московский университет был основан «при деятельном и горячем сочувствии и участии Ломоносова, видевшего в университете новый путь» к умножению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества»». Московский университет воплотил идеи ученого о развитии российского образования.
Одновременно с университетом были открыты две гимназии — дворянская и простая. В «Проектном уставе Московских гимназий» и в близком к нему позднее «Проектном уставе Академической гимназии» Ломоносов наиболее полно изложил свои основные педагогические идеи. Ученый писал: «Гимназия есть первая основа всех свободных искусств и наук. Следует ожидать, что из него выйдет образованная молодежь: молодежь там надо приучать к правильному образу мыслей и добрым нравам».
В обоих документах самым подробным образом рассмотрены почти все стороны воспитания детей в гимназии. Впервые в истории отечественной педагогики Ломоносов взялся за решение кардинальных вопросов: методы и принципы обучения, организация классной системы, разработка методов обучения и др. Дидактические идеи Ломоносова формировались под влиянием знакомства с опытом преподавания в русских и зарубежных школах на основе его собственной педагогической деятельности. Теоретические моменты проверял, будучи учителем-практиком.
Вся педагогическая деятельность Михаила Ломоносова в России, его труды по развитию русской науки, по распространению просвещения и просвещения среди населения, которые он понимал как продолжение дела, начатого Петром I, были воплощением слова ученого: «Нет! Я не из тех людей, которые только путем обучения откроют себе путь к счастью, в тот же час… уйдут из науки».
Поэт, императрица и возвышенное
Один из способов борьбы с зависимостью — попытаться заменить пагубное занятие другим, более здоровым. В последнее время по вечерам, чтобы не играть в World of Warcraft , я переводил русские стихи.
Сейчас я работаю над стихотворением с очень длинным названием. На английском языке: «Ода императрице Анне, блаженной памяти, на победу над турками и татарами и на взятие Хотина, год 1739». Стихотворение тоже многословно, выдерживая бурные похвалы и полеты фантазии на протяжении двадцати восьми строф по десять строк.
Когда я впервые начал исследовать веб-сайт The Arcade , я был удивлен и рад обнаружить, что автор оды, Михаил Васильевич Ломоносов, является героем статьи Гэри Маркера, которую можно найти в первый выпуск журнала Republic of Letters . Ломоносов фигурирует там как «первый в России человек эпохи Возрождения», эрудит, «опубликовавший монографии по физике, геологии, химии, оптике, классике, языку и истории» и полиглот, умевший читать по-французски, по-немецки, по-латыни и по «скандинавским языкам». ».
Маркер изображает Ломоносова как «продукт отсталости», то есть как человека, пораженного убеждением, что Россия сильно отстала от более развитых государств Западной Европы. Его многочисленные достижения можно объяснить тем, что в первые советские годы называлось догнать и перегнать , волей «догнать и перегнать». Это чувство запоздалости также привело его к утопическому видению «науки» ( nauka ), работающей рука об руку с имперской властью для создания современного, просвещенного государства. .
«Ода на взятие Хотина» может и не ставит в центр «раннесовременную науку», но поддерживает аргумент Маркера. Ломоносов не просто написал панегирик правящему монарху. Он изобрел новый жанр. Как показал Харша Рам, ода Хотина заложила шаблон для всех будущих высказываний русского «императорского возвышенного».
Поэт начал с формы пиндаровской оды, ранее возрожденной и переработанной западноевропейскими писателями, такими как Николя Буало и Иоганн Христиан Гюнтер, а затем попытался произвести аналог на родном языке, несмотря на то, что русский был народный язык с короткой, ограниченной историей как средство литературного выражения.
Во-первых, он заменил старую силлабическую систему стихосложения, первоначально заимствованную из польского языка, ударной системой, гораздо лучше приспособленной к русской морфологии и синтаксису. (Этот жест оказался решающим: четырехстопный ямб, использованный в «Оде на взятие Хотина», стал к ХХ веку стандартным русским поэтическим размером, родственным пятистопному ямбу в английском языке.)
Он также ввел «высокий стиль». ( высокий штиль ) путем смешения современных русских слов с терминами, заимствованными из славянского, древнего богослужебного языка, используемого в русской православной церкви. Другими словами, Ломоносов фактически установил государственную религию имперской России в качестве дискурсивного привратника, открывающего доступ к классическому возвышенному Пиндара и Лонгина.
Наконец, само величие он отождествлял не столько с горами и другими природными явлениями, сколько с царями и царицами, помазанниками Божьими на земле. В его поэме зрелище имперского правления, распространяющегося на Азию, стало поводом для самоуничижения и благоговейного благоговения: в нем было такое же страшное величие и соблазнительное чудо, как извержения вулканов, грозы и открытое море.
Любой, кто следит за текущими событиями, знает, что в последнее десятилетие Россия вновь стала мировой державой. Более того, даже беглое прочтение таких газет, как Аргументы и факты , Известия и Литературная газета обнаружат существование резко антизападной точки зрения, основанной на национализме, религиозности и исторических обидах. Другие страны регулярно упрекают за их ревизионистское стремление исказить прошлое и представить Россию в дурном свете. В частности, Соединенные Штаты подвергаются нападкам за вмешательство в дела Балкан и Кавказа.
Кевин М.Ф. Платт пишет — тоже в году.Республика писем — что сегодня россияне склонны представлять себя наследниками великой имперской традиции, включающей как романовскую, так и советскую эпохи. Разрывы игнорируются в пользу преемственности. Одни и те же люди отбивались от Наполеона и Гитлера. Точно так же после унижений 1990-х они считают себя готовыми к еще одному блестящему периоду новой славы.
Делясь своими любительскими попытками читать русскую поэзию восемнадцатого века, я размышляю над тем, что означало для России представление о том, что она вступает в современность. На каких условиях он будет это делать, с какими целями? Как бы выглядело современное российское государство и на каком языке можно было бы его описать? Стоит задуматься и о старом имперском культе: чем он похож или отличается от сегодняшних официальных российских представлений о себе или тех, которые можно найти на независимых литературных и культурных сайтах, таких как OpenSpace.ru? Эти вопросы слишком огромны, чтобы на них можно было ответить прямо, но они составляют основу моих усилий.
Я тоже очарован стихотворением Ломоносова как стихотворением. Для кого-то вроде меня, увлеченного авангардными произведениями от Гертруды Стайн до Рэйчел Зольф, «Ода на взятие Хотина» кажется отчужденной, но в то же время захватывающей. Открывается порывом: «Восторг, внезапный, разумом овладел, / На вершину высокой горы ведет / Где ветер забыл шуметь; / В глубокой долине тишина.